Кирпичная кладка с архитектурными деталями. Словарь кровельных терминов Замковые камни россыпью

Издревле мастера украшали стены кирпичных домов и зданий различными архитектурными деталями. Они усложняют и делают её индивидуальной. Наиболее часто используемые усложненные архитектурные части стены из керамических или :

  • карнизы, пояски – разновидность напуска – выступающие ряды кладки относительно плоскости ранее уложенных кирпичей предшествующих рядов;

Карнизы из камня и кирпича

Пояски из кирпича

  • (пилястр) – часть кладки стены — вертикальный плоский , в сечении имеет прямоугольные пропорции; разделяет плоскость стены, является геометрической осью композиции;
  • сандрики (сандрик) — небольшой карниз, горизонтальный выступ над наличником дверного или оконного проема. Функция сандрика — отвод дождевой от проема, с эстетической точки зрения – подчеркнуть горизонтальное членение фасада здания. Может иметь прямоугольное или криволинейное очертание;

  • русты – горизонтальные борозды глубиной 30-60 мм, располагаются через 4-8 рядов; разделяют фасад дома на пояса для создания рельефной поверхности;

  • контрфорсы – ребро или вертикальный выступ в кладке для усиления основной несущей конструкции (обычно стены с наружной стороны здания); воспринимают горизонтальные усилия, давление на подпорные стенки, распор от сводов, перекрывающих здание и т. п.; часто поперечное сечение контрфорсов увеличивается к основанию стены. Контрфорсы из камня и кирпича часто используются при строительстве зданий романского и готического стилей;

Контрфорсы из кирпича

  • полуколонны;
  • эркеры – часть кирпичной стены, выступающая из плоскости фасада, высотой один или несколько этажей. Может иметь различную форму, опирается на консоли или на собственный фундамент;
  • обрамления криволинейных проемов;

  • подоконные ниши и т.п.

Как выполняют кладку архитектурных элементов:

  • архитектурные элементы выкладывают одновременно с возведением стен здания;
  • детали карнизов и поясков выкладывают из кирпичей, которые выступают в виде кронштейнов и имеют ступенчатый профиль. Для этого лицевой кирпич ставят на ребро или укладывают плашмя. Пространство между кронштейнами заполняют кирпичом (обыкновенным или профильным) или художественными вставками;
  • для выступающих рядов карнизов, поясков и т.п. используют целые кирпичи независимо от кирпичной кладки. Величина напуска одного ряда – не более чем 1/3 длины кирпича в каждом ряду, общий вынос неармированного карниза – не более ½ толщины стены. Для карнизов с размером выноса превышающим ½ толщины стены кладку армируют и ведут её на маркой не ниже М25 или используют сборные железобетонные элементы, анкеруемые в кладке;
  • тесаный кирпич для свешивающихся рядов архитектурных элементов всегда изготавливают из полнотелого (обыкновенного) кирпича, даже если кладку ведут из пустотелого кирпича, или используют профильный (специальный) лицевой кирпич;
  • помимо керамических кирпичей и камней, бетонных керамических и каменных плит, для оформления фасадов используют детали из , природного камня и керамики;
  • железобетонными и бетонными архитектурными деталями оформляют наличники и откосы оконных и дверных проемов. Их используют для устройства поясков, больших карнизов и украшения фасадов;
  • карнизы с керамическими деталями делают вперевязку с кладкой напуском. Общий вынос — также не более половины толщины стены;
  • архитектурные детали из природного камня используют для: оформления цоколей, наличников, откосов; устройства поясков;
  • сборные элементы архитектурных деталей, имеющие вынос на более чем половину толщины стены, закрепляют анкерными болтами, которые предварительно заделывают в кладку.

Парапеты и брандмауэры высотой более полуметра покрывают металлическими картинами с загнутыми на вертикальную часть стены кромками шириной 10 см. Если брандмауэры более низкие, картины на нихсоединяют с фартуками - для защиты стен здания. Крепление производится с помощью специального Т-образного костыля или полосовой стали. Костыли - прибиваются гвоздями длиной 50 мм на расстоянии через 65-70 см друг от друга. Следят за тем, чтобы покрытие парапетов, венчалось капельником. Покрытия усиливают крючьями из полосовой стали - для придания жесткости конструкуии. Размер полос - длина 42 см, ширина 3-4 см. Крепят крючья гвоздями к брускам.

Устройство поясков, подоконных сливов, сандриков

Пояски, сандрики, подоконные сливы и другие выступающие части здания так же отделываются кровельной сталью – она сохраняет их от вреда атмосферных осадков. Если уклон поясков, сандриков, подоконных сливов больше 50%, то их покрывают черепицей. Ширина картины для изготовления этих деталей должна быть больше ширины откоса на 85-95 мм, сверху кромку необходимо загнуть на 25-40 мм,снизу сделать свес 50-70 мм с отворотной лентой. Заготовки скрепить в картины с двойным или одинарным фальцем. Готовые детали к стене прибивают гвоздями, свес крепят проволокой к гвоздям. Пояски, сандрики, подоконники, которые покрываются кровельной сталью, должны иметь наклонные основания с гладкой поверхностью.

Покрытие слуховых окон

Слуховые окна имеют разнообразные формы – наиболее популярны конические и прямоугольные слуховые окна на один и на два ската. Покрытие слуховых окон, зачастую, выполняется таким же образом, как и основное рядовое покрытие кровли - располагая лежачие фальцы поперек ската, гребневые фальцы - по длине ската. Покрытие ведется по каркасу, обшиваемому сплошной опалубкой из досок толщиной 25 мм, в местах примыкания к рядовому покрытию делают разжелобки. Кромки рядового покрытия, примыкающие к передней и боковым стенкам слуховых окон, отгибаются на 200 мм.

Устройство водосточных труб

Водосточные трубы с воронками располагают у карнизных свесов на расстоянии 12-20 м друг от друга. Для направления воды из желоба в воронку монтируют лоток, врезая его в настенные желоба. После чего приступают к изготовлению и монтажу водосточных труб. Водосточная труба состоит из водоприемной воронки, прямых частей - звеньев, колен и отлива (отмета). Наиболее часто применяют трубы диаметром 140 и 215 мм. Располагать трубы необходимо на расстоянии 100-150 мм от стены, закрепляют их специальными штырями со скобами. Если диаметр трубы больше его крепят на расстоянии 200-220 мм штырями с хомутами. Минимальная глубина заложения штырей - 15-20 см. Сначала забивают верхний и нижний направляющие штыри, по ним натягивается шнур, по которому забивают остальные. Скобы в виде ухвата - проволокой; хомуты - болтами.

Заготовки для фальцевой кровли

Рынок кровельных материалов постоянно совершенствуется. Так 000 «Еврокровля», повышая качество выпускаемых материалов и технологию их монтожа, предлагает своим клиентам заготовки для фальцевой кровли - картины, профилированные на прокатном станке фирмы ОРАСО (Австрия).

Естественно, что ромышленная прокатка панелей фальцевой кровли различной геометрии дает возможность сведения к минимуму горизонтальных швов, что существенно повысит атмосферостойкость кровли. Современные технологии предлагают устройство фальцевой кровли с использованием рулонной технологии монтажа – что дает возможность покрывать весь скат кровли одной панелью - а это абсолютно ровные фальцевые швы и надежная гидроизоляция, наряду с эстетичным внешним видом. Рулонная технология так называется ввиду того, что картины можно собирать непосредственно на строительной площадке из рулонного металла, имеющего практически любую длину. Благодаря этой технологии можно избежать поперечных фальцев, которые чаще всего и являются причиной протечек.

Для фальцевых, как и для всех металлических жестких кровель, очень важно соблюдение температурно-влажностного режима в подкровельном пространстве, так как нарушение требуемых параметров вполне может привести к образованию конденсата,вызывающего еоррозию, либо уменьшить теплостойкость утеплителя. Обязательно использование в крепеже соединительные деталей из оцинкованной стали.

Сандрик - декоративный архитектурный элемент, который представляет небольшой аккуратный карниз, часто с фронтоном. Элемент устанавливают над нишей, дверью или окном, реже используется в интерьере. Сандрик дополняют двумя вертикальными консолями, которые подпирают конструкцию.

Функции и установка детали

Раньше сандрик использовался для защиты окон и дверей от дождей. Затем конструкция трансформировалась в более сложную архитектурную композицию, дизайн дополнил фронтон, где часто размещались различная лепнина и фигурные элементы.

Сегодня сандрик выполняет в большей степени декоративную функцию. Однако защитные свойства тоже остались. Так элемент защитит верхнюю часть фасада от протечек и излишней влаги, сильного ветра и выгорания на солнце. Но для надежного исполнения защитной функции сандрик нужно обязательно покрыть гидроизоляционными материалами.

Монтаж сандрика отличает легкость и оперативность. Изделие крепят при помощи специальных кронштейнов по бокам от наличников дверей, окон или проемов. Установку элементов может сопровождать монтаж водостока или козырька. Это усилит защитную функцию, а водосток отведет осадки от фасада и фундамента строения.

Характеристика элемента

Сандрик изготавливают прямым в виде классического карниза, лучковым в форме сегмента или половины круга и треугольным. Он подчеркивает индивидуальный стиль дома, делает дизайн строения оригинальным и роскошным. Сандрик также может выполняться из дерева, что оптимально подходит для украшения сруба.

Как правило, сандрик устанавливают на окна вместе с наличниками. Кроме того, элемент монтируют над дверью, выступом или нишей. Иногда роскошную деталь можно встретить и в интерьере дома. В данном случае она чаще устанавливается над аркой или дверным проемом. Такое обрамление смотрится стильно, эффектно и роскошно.

Сандрик прекрасно вписывается в классический стиль, стили барокко, ампир и модерн. В зависимости от дизайна, он может придать внешнему виду торжественность и строгость, а может и мягкость, романтичность. Какой стиль и дизайн выбрать для деревянного дома, смотрите .

Деревянные сандрики

Элементы изготавливают из различных материалов, в том числе из современного полиуретана, дерева и деревокомпозита. Деревянный декор подойдет для бревенчатого или брусового дома. Резные декоративные детали станут настоящим украшением строения и роскошным обрамлением для двери из ценной древесной породы.

Конструкцию и внешний вид изделий продумывают еще на этапе проектирования фасадов или интерьера дома. При выборе деревянного декора важно, чтобы элементы были обработаны защитными средствами, покрыты лаком или краской. Это защитит натуральный материал от отрицательного воздействия влаги, ультрафиолета и перепадов температур.

За счет защитной обработки древесина не сгниет, не растрескается и не почернеет, не покроется плесенью. Изделия надолго сохранят физические свойства и прочность, первоначальный цвет и эстетичный внешний вид. Важно тщательно продумать , чтобы элементы органично вписались в интерьер и экстерьер строения.

Проект деревянного дома

При создании проекта важно учитывать не только дизайн, но и внешний вид будущего строения, различные факторы влияния грунта, требования к пожарной безопасности и планировке, дальнейшее прокладывание коммуникационных сетей.

Опытный архитектор фирмы “МариСруб” обязательно учитывает каждый фактор. Он грамотно рассчитает и разработает персональный проект с любым дизайном и планировкой. Кроме того, вы можете выбрать уже готовый вариант, и специалист внесет необходимые изменения.

Строим деревянные дома по типовому и готовому проекту. Применяем брус и бревно, изготовленные на собственном производстве. Это позволяет контролировать качество изделий и предлагать надежные пиломатериалы по низкой цене. Выполняем полный комплекс работ в области деревянного домостроения и отделки.

Надежно и оперативно собираем сруб с установкой фундамента и кровли. Выполняем , обшиваем фасад и отделываем внутренние помещения, помогаем в подборе и оформлении дизайна. Проводим и подключаем инженерные сети, утепляем дом и делаем гидроизоляцию, устанавливаем сандрик, наличник и другие декоративные элементы. Гарантируем качество работ и выполнение строительства в срок!

Настенный желоб . Картины настенных желобов (рис. 143) заготовляют на верстаке. Два листа соединяют короткими сторонами одинарным лежачим фальцем, которые располагают по направлению стока воды. На одной продольной стороне картины отгибают кромку для соединения с картинами рядового покрытия или для опоры сливных концов штучных кровельных элементов (рис. 143, А - А).

Ширину кромки принимают для одинарного лежачего фальца, а также для покрытия из штучных материалов 13 мм, для двойного лежачего фальца 25...26 мм.

Рис. 143. Двойная картина настенного желоба (правая)

На коротких сторонах делают надрезы глубиной 30 мм, отстоящие от второй длинной кромки на 200...230 мм. Вдоль этой кромки отгибают отворотную ленту (рис. 143, узел I), которая должна быть расположена под углом 60° к плоскости картины. Углы кромок под двойные лежачие фальцы обрезают на 45°. В соответствии с количеством атмосферных осадков в районе строительства отгибают борт желоба высотой 120 или 150 мм.

После этого на коротких сторонах картины отгибают кромки под лежачие фальцы. При этом учитывают, в какую сторону от водоприемной воронки будет укладываться желоб. Если стать лицом к воронке, то у картин настенных желобов, предназначенных для правой стороны от воронки, правые дальние от воронки отгибы делают вверх, а левые - вниз, у желобов левой стороны - наоборот, чтобы лежачие фальцы не препятствовали стоку воды.

Подвесной желоб . Лоток, располагающийся непосредственно под кромкой карнизного свеса, называется подвесным желобом. Чаще всего эти желоба бывают полукруглые и реже прямоугольные. Радиус закругления полукруглого желоба принимают 40, 50, 60, 70, 80 или 90 мм, сторону квадрата прямоугольного желоба - 80, 100, 120, 140, 160 или 180 мм; сечение желоба определяется произведением площади водосточной трубы на коэффициент 1,25.

Подвесные желоба устанавливают с уклоном 1:200 и реже 1:100. Изготовляют их звеньями длиной по 3...4 м. Нарезанные заготовки соединяют в картину двойными лежачими фальцами, которые осаживают так, чтобы они оказались снаружи желоба. Собранную картину выгибают на специальном приспособлении киянкой. В конце желобов, которые не присоединяются к воронкам, ставят заглушки.

Пояски, сандрики, подоконные сливы и другие выступающие из плоскости стен архитектурные детали на фасадах зданий покрывают кровельной сталью или черепицей для защиты их от атмосферных осадков и предохранения стен зданий от потеков воды. Картины для покрытий заготовляют из кровельной стали лишь в том случае, когда уклон покрываемой детали менее 50%. Если уклон поясков, сандриков и подоконных сливов более 50%, их покрывают черепицей.

Элементы покрытия карнизных поясков заготовляют в мастерской на верстаке по чертежам или замерам с натуры. Обычно элементы выполняют в виде сдвоенных картин, соединенных двойным лежачим фальцем или одинарным фальцем с подсечкой. На одной продольной кромке заготовки делают отгиб для заделки в борозду на глубину 25...30 мм. На другой кромке отгибают капельник с выносом его от грани пояска на 50...70 мм. Другие размеры определяют по месту.

Картины поясков делают из одинаковой листовой стали. При гибке пользуются киянкой. Заготовки по возможности подбирают такой ширины, чтобы лист, разрезаемый в продольном направлении, не имел остатков.

Пояски, сандрики и подоконные сливы выносят на 50...70 мм от плоскости стен. Выступы с уклоном менее 30% покрывают кровельной сталью. Пояски, сандрики, подоконники, покрываемые кровельной сталью, должны иметь наклонные основания с гладкой поверхностью. Это необходимо для того, чтобы картины покрытия плотно прилегали к основанию.

Стальные картины укладывают на пояски и сандрики на Т-образных костылях. Костыли крепят ершами, которые заделывают цементно-песчаным раствором. Картины соединяют внахлестку на 100 мм. Верхние кромки картин крепят к деревянным пробкам (из сухой древесины) в бороздах или дюбелями к бетонным основаниям. В зависимости от длины пояска, сандрика или подоконного слива вдоль уклона, превышающего 30%, для их покрытия используют пазовую ленточную или плоскую ленточную черепицу, которую укладывают на растворе.

В подоконнике картину I (рис. 144) из кровельной стали или черепичный ряд подводят в нижнюю часть оконной коробки 5 и одновременно в оба откоса оконного проема, в которых делают борозды. Картину закрепляют на двух или трех костылях 4, установленных в сливном откосе оконного проема. Верхнюю кромку картины крепят к раме коробки гвоздями.

Рис. 144. Покрытие подоконника (а, б):
1 - картина из листовой стали, 2 - легкий бетон, 3 - гвоздь, 4 - Т-образный костыль, 5 - оконная коробка, 6 - подоконная плита

Водосточная труба . Состоит водосточная труба из водоприемной воронки, прямых звеньев, колен и отмета. Колена служат для обхода выступов на стене, отмет - для отвода воды от стен здания. Количество водосточных труб на здании и диаметр их зависит от площади и климатических условий. При расчете поперечного сечения трубы исходят из условия, при котором 1 см 2 ее сечения обеспечивает отвод воды с площади 0,75...1 м 2 . Расстояние между водосточными трубами принимают 12...14 м и в отдельных случаях до 18 м.

Прямые звенья водосточных труб изготовляют из стандартных листов стали, которые разрезают на одинаковое число поперечных или продольных полос. При поперечном разрезе стандартного листа получаются звенья длиной по 710 мм, при продольном - 1420 мм. Из листа, разрезанного поперек на четыре, три и две равные части, соответственно получают заготовки звеньев для труб диаметром 100, 140 и 180 мм (с обрезками). Из листа, разрезанного на две равные части в продольном направлении, получают две заготовки для звеньев диаметром 100 мм. Из целого листа сворачивают звено диаметром 216 мм, длиной 1420 мм.

Водосточные трубы составляют из одинарных или двойных звеньев. Для прямых звеньев труб, воронок и колен используют сталь толщиной 0,63 или 0,7 мм, для отметов - 0,8 мм. Чтобы звенья хорошо входили одно в другое при сборке трубы, заготовкам придают небольшую конусность. Это достигается тем, что одну сторону в каждой заготовке суживают на 5...6 мм.

Заготовки звена с отогнутыми кромками для фальцевого соединения свертывают вручную на брусе-оправке, стальной трубе или выкатывают на вальцовке.

На концах прямых звеньев труб, а также на стаканах воронок и в верхней части отмета на зиг-машине выкатывают валики, являющиеся [зебрами жесткости и одновременно ограничителями глубины захода одного звена в другое. Валики должны выступать над поверхностью звена на 8 мм.

Для заготовки лотка водоприемной воронки на листе проводят вертикальные линии на расстоянии 200 мм одна от другой (рис. 145,а). На правой линии откладывают отрезки в,а, соответственно равные ширине сливной части лотка (рис. 145,б) и высоте ободка воронки. Точно так же на левой вертикальной линии равными долями от оси откладывают отрезки (а +120 мм).

Рис. 145. Заготовка лотка:
заготовка, б - готовый лоток (вид со стороны слива)

Построив углы а, равные углу наклона желоба, и отложив отрезки h (высота желоба), проводят наклонные к концам отрезков b и получают контур заготовки лотка. Хвостовая часть лотка А предназначена для крепления лотка к обрешетке. Затем оставляют припуски на кромки и бортовые отвороты. Правую кромку отгибают под лоток, а из наклонных образуют бортовые отвороты. В заключение борта лотка изгибают под прямым углом.

Переходное колено - связующее звено между воронкой и стояком водосточной трубы. Колено изготовляют гофрированным, согнутым на прессе из прямого звена трубы, и гладким, выполненным из отдельных звеньев.

Отмет в простейшем виде делают из гладкого колена, косо обрезая один из его концов. Заготовку отмета из одного листа получают так. В натуральную величину вычерчивают отмет - вид спереди и сбоку (рис. 146, а, б). Из точки А радиусом АВ, равным Л, проводят дугу до пересечения ее в точке В" с продолжением образующей звена SA. Внизу из точки, лежащей на оси отмета, радиусом D/2 очерчивают окружность и отмечают на ней точки A", F" и Е".

Рис. 146. Заготовка отмета:
а, б - вид отмета спереди и сбоку, в - заготовка отмета

Затем из точки В" вправо проводят горизонтальную вспомогательную прямую и на нее сносят точку F", обозначив ее F.

Из точки F радиусом, равным высоте проема В отмета, делают засечку на продолжении образующей звена в точке Е и соединяют их линией FE. Фигура B"SCEF представляет собой распрямленный боковой вид отмета. На окружности дугу F"E" делят на четыре равные части и из точек деления Г, 2", 3" и Е" проводят вспомогательные прямые до пересечения их с линией FE; точки пересечения отмечают 1, 2 и 3.

Для вычерчивания заготовки отмета (рис. 146,в) проводят вертикальную линию и на нее из точек С и F опускают перпендикуляры СК" и FK. Параллельно им из точек 1, 2, 3, Е проводят вспомогательные прямые, пересекающие линии К", К. Далее из точки К в обе стороны откладывают отрезки KL и КМ, равные 3,14 D/4, и отрезки KN и КО, равные 3,14 D/2. Отрезки KL и КМ делят на четыре равные части и из точек деления восставляют перпендикуляры до пересечения их с горизонтальными вспомогательными. Точки пересечения обозначают 1", 2" 3", Е". Проведенная через них кривая LE" представляет собой линию фигурного выреза.


Сандрик - декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз , часто с фронтоном , над окном , дверью или нишей . Иногда используется в интерьере .

Сначала сандрик служил для защиты окон и дверей от дождя . Со временем он трансформировался из простого выступа над окном в сложную конструкцию с фронтоном, на котором могли размещаться лепные композиции. Сандрик часто поддерживается двумя кронштейнами .

Виды сандриков:

  • Сандрик прямой - в виде простого карниза
  • Сандрик лучковый - в виде сегмента круга
  • Сандрик треугольный - с треугольным фронтоном

Напишите отзыв о статье "Сандрик"

Литература

  • Уайт Э. Робертсон Б. Архитектура: формы, конструкции, детали. Иллюстрирований справочник. - М .: АСТ Астрель, 2009. - С. 86. - 111 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-018511-5 .
  • Сандрик // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Сандрик

– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?

Loading...Loading...