Лексическая тема насекомые для старшей логопедической группы. Конспект логопедического занятия: "Насекомые" план-конспект занятия по логопедии на тему

Цель: закрепление и расширение знаний детей по теме «Насекомые».

Коррекционно–образовательные:

  • активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
  • упражнять детей в подборе слов-антонимов;
  • совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
  • учить детей подбирать слова, обозначающие действия;
  • закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по плану-схеме.

Коррекционно–развивающие:

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: коробочка, игрушка «Жук», предметные картинки с изображение насекомых, мяч, мнемотаблица для составления рассказа.

1. Организационный момент

Педагог вносит коробочку.

Ребята, посмотрите какая у меня коробочка. Угадайте, кто там. Для этого надо отгадать загадку.

Белые подкрылки,

Бархатная спинка.

В мае начинает лёт,

И гудит, как самолёт!

Сразу слышат все вокруг -

Пролетает майский... ! (Жук.)

Правильно, это майский жук. (Педагог достает из коробочки «жука».) А каких еще жуков вы видели? (Жук-олень, пожарник, божья коровка и т.д.)

2. Основная часть.

Сейчас наступила весна. Солнышко стало пригревать и насекомые выползают из своих укрытий.

Дети садятся на свои места.

Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка).

Летит, пищит,

Ножки тонкие тащит.

Случай не упустит.

Сядет и укусит (комар).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха).

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик).

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный... (шмель).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка).

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

3. Д/и «Четвертый лишний»

муха, комар, пчела, таракан

кузнечик, таракан, стрекоза, муравей

стрекоза, божья коровка, кузнечик, пчела

4. Д/и «Скажи наоборот»

- Встаньте около меня в кружок. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». (Логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно, подбирая слово-антоним.)

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

6. Чтение рассказа Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

Бобочки летли, летали и присели на цветочки. (Дети садятся на ковер.)

Я вам сеячас прочитаю рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка»

Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?

Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.

Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.

Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

7. Д/и «Назови насекомое»

Педагог раздает детям различные картинки с изображением насекомых. Ребенок должен описать словами, что делает его насекомое, не показывая при этом свою картинку другим детям. По описанию ребята должны отгадать насекомое.

8. Составление рассказа с использованием мнемотаблицы «Насекомые»

  1. Солнце лето, весна.
  2. Луг на лугу.
  3. Улей пчела живет в улье.
  4. Муравейник муравей живет в муравейнике.
  5. Стадии бабочек развитие бабочки.
  6. Человек польза и вред, которые приносят насекомые.

Насекомые

(Примерный рассказ по мнемотаблице.)

Наступает весна, и на лугу появляются первые насекомые: жуки, бабочки, муравьи. Над цветами гудят пчелы – они собирают нектар для того, чтобы отнести его в улей и превратить в мед. Из опавших листьев, травиное и хвои муравьи строят свой домик – муравейник. Самые красивые на лугу – это бабочки. Бабочка проходит долгий путь от личинки до взрослого насекомого. Бабочки похожи на прекрасные цветы и называются по-разному: лимонницы, махаоны, крапивницы. Насекомые приносят огромную пользу – они опыляют цветы и уничтожают вредителей. Насекомыми питаются птицы.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цели:

  • формирование обобщающего понятия «Насекомые».
  • учить детей употреблять в речи слова во множественном числе в родительном падеже, согласовывать существительные и прилагательные;

Коррекционно-образовательные задачи : Закрепление представлений о насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые».

Коррекционно-развивающие задачи : развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, координации речи с движением.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети сидят кружочком на ковре. Логопед предлагает послушать слова песенки.

Я большой и черный жук,
Знаю все цветы вокруг,
над полями я кружу
и жужжу жу - жу - жу.

Теперь все вместе повторим песенку и поиграем пальчиками.

Дети кладут ладошку на ладошку (крест-накрест). У ладони, которая внизу 3 пальца подогнуты, а указательный и средний вытянуты вперед.

«Жук» раскачивается вправо и влево.

Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.)

На фланелеграфе появляется картинка с изображением жука.

Расскажите, жук, какой? (Большой, черный, добрый, усатый...)

Что есть у жука? (У жука большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове 2 глаза и пара усиков, 6 лапок.)

Кто знает, зачем жуку панцирь? Что находится под ним? (Крылья.)

Что умеет делать жук? (Ползать и летать.)

Чем питаются жуки? (Нектаром, растительной пищей.)

Пальчиковая гимнастика.

Над полями жук кружит
И жужжит, жужжит, жужжит.

(Дети согнули руки в локтях, машут только кистями рук)

Полетели жуки в поле
И вдруг - жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?

(Дети ложатся на коврик, логопед помогает им встать.)

Дети собираются у фланелеграфа. На нем картинки с насекомыми.

Посмотрите и назовите, кто это? (Дети называют: бабочка, жук, стрекоза, пчела, муха, оса, муравей, кузнечик, комар.)

Как назвать всех одним словом? (Насекомые.)

Кто из этих насекомых ползает, а кто летает, прыгает? (Дети называют насекомых и распределяют их в группы - ползущие, летающие, прыгающие.)

Кто знает, какие насекомые приносят пользу людям? (Пчела - мед, муравей - санитар леса.) Кто из насекомых жалит, кусает?

Дидактическая игра «Один - пять»

Расскажите, какие из этих насекомых жужжат? пищат? стрекочут? (Жужжит жук, комар пищит, кузнечик стрекочет.)

Отгадывание загадок.

Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт;
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук.)

Не зверь, не птица, Нос как спица,
Летит - пищит, Сядет - молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар.)

Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)

Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь немного поиграем.

Логопед предлагает детям взять любую картинку, на которой изображено насекомое. Никому, не показывая и не называя насекомое, рассказать о нем. Начинает педагог:

Это насекомое летает, у него крылья, как у самолета, большие глаза и длинное-длинное туловище.

О ком я рассказала? (Дети отвечают.)

Пальчиковая гимнастика.

Жук, жук, пожужжи,
Жук, жук, покажись,
Где ты прячешься, скажи
Надо мною покружись
Жу - жу - жу, жу - жу
Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я на дереве сижу
Я летаю и жужжу.

Итог занятия.

Дети делятся впечатлениями.

Вальдман Н.С., учитель-логопед.

Логопедическая тема: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Лексическая тема: “Насекомые”

Грамматическая тема: Закрепление употребления предлога НА со словами в речи.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей,

совершенствовать чёткость дикции;

2. Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания;

3. Развивать неречевые психические функции: зрительную и слуховую память, внимание;

4. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза слов, закрепить представление о твёрдости и

мягкости согласных звуков;

5. Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”;

6. Развивать элементарные математические представления;

7. Развивать общую моторику;

8. Развивать мелкую моторику детей;

9. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и

грамотно отвечать на них;

10. Закрепить в речи употребление простого предлога НА.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Закрепить знания детей об изменениях в природе весной, о насекомых;

2. Закрепить навык употребления в речи предлога НА.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование:

1. Бабочки на ниточках;

2. Предметные картинки с изображениями насекомых;

3. “Светофоры”;

4. Буквы “Весёлые человечки”;

5. Буквы М, У, Х, А;

6. Игрушка – муха;

7. Индивидуальные задания на бумаге (“Соедини по точкам”);

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

Здравствуйте! К нам сегодня пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь. А занимались мы с вами долго: и

осенью, и зимой, и весной. А сейчас какое время года? Что происходит в природе весной? Правильно, весной к

нам прилетают птицы. А чем питаются птицы? (насекомыми). Каких насекомых вы знаете? А как они передвигаются?

А какое самое красивое насекомое с яркими крыльями порхает в небе? (бабочка)

II Развитие неречевого дыхания

А сейчас мы поиграем в игру “Бабочка лети”. Бабочки порхают в небе красиво. Давайте поможем бабочкам

взлететь (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети

дуют 5 раз).

III Развитие фонематического анализа и синтеза

Ребята, а бабочки умеют петь? А кто умеет петь? (человек) А какие звуки может пропеть человек? (гласные).

Какие гласные звуки вы знаете? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Светофорчики” (детям раздаются цветовые

сигналы – “светофорчики”).

Я буду называть вам звуки, а вы поднимайте нужный светофорчик.

Звуки: [а, п", з, ш, б, о, ж, т", ф, к", у, ы, м, л"].

Чем отличаются звуки и буквы? (звуки говорим, а буквы видим).

Посмотрите сюда, буквы перепутались. Какое слово можно составить из этих букв? Когда мы составим слово,

тогда узнаем, кто будет у нас в гостях.

Сколько звуков в этом слове?

Какой третий звук в этом слове?

Сколько гласных звуков? Согласных?

Сколько слогов?

На какого “весёлого человечка” похожа буква М? У? Х? (показ)

IV Развитие грамматического строя речи (употребление предлога НА со словами), зрительной памяти

Давайте поиграем в игру “Где посидела муха?”. Как раз к нам в гости прилетела муха. Муха летала, летала,

посидела на столе, посидела на стуле, посидела на голове и руке у Саши и улетела. Попробуйте вспомнить, где

посидела наша муха (дети отвечают полными предложениями).

V Физминутка (речь с движением)

А какую самую знаменитую сказку про муху вы знаете? Кто её написал? Давайте отправимся на праздник к

Мухе-Цокотухе (дети встают в круг).

…Музыканты прибежали (бег на месте)

В барабаны застучали

Бом, бом, бом, бом! (имитация игры на барабане)

Пляшет муха с камаром (мальчики пляшут вприсядку, девочки кружатся).

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами Топ, Топ! (топают ногами)

Козявочки с червячками (кружатся под руки в одну сторону),

Букашечки с мотыльками (кружатся под руки в другую сторону),

А жуки рогатые, мужики богатые (имитация движений),

Шапочками машут (имитация движений),

С бабочками пляшут (“лодочки”),

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара (мальчики – танцуют вприсядку, девочки – кружатся).

VI Развитие элементарных математических представлений

Давайте поиграем в игру “Сосчитай-ка”. Слушайте меня внимательно, считайте и запоминайте.

Над цветком жужжит жучок,

На дворе поёт сверчок,

В небе кружатся 3 бабочки

Весело играют в салочки.

Натянула паруса золотая стрекоза,

Сети вьют 2 паука.

Сколько всех их? – Сосчитай!

Да смотри, не прогадай!

(Дети называют, сколько названий насекомых прозвучало в задаче.)

VII Развитие мелкой моторики (Игра “Соедини по точкам”

Как вы думаете, бабочки рождаются сразу же такими красивыми? (Нет, сначала появляется гусеница, а из

гусеницы появляется бабочка.)

Давайте соединим по точкам и узнаем, какая бабочка у нас получилась?

VIII Подведение итогов

В какие игры мы с вами сегодня играли? Что вам понравилось? Что не понравилось?

Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с ОНР «Насекомые»

Учитель-логопед: Сапронова Евгения Владимировна.

Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

    упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;

    упражнять в образовании сложных прилагательных;

    упражнять в согласовании числительных с существительными;

Лексический материал: глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела. Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.

Пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.

Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.

Материальное оснащение: пособие«волшебная карта», пособие «Луг», магнитофон, лупа, игрушка «цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.

Предварительная работа: активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые»,развитие уменияобразовыватьприставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.

Ход занятия:

І. Орг. момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в страну «Насекомых».

ІІ. Основная часть.

1. Логопед: – Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.

Дети рассматривают пособие «Волшебная карта».

Тимур, расскажи, как добраться до страны «Насекомых».

Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».

Логопед: - Молодец, Тимур! Ты правильно рассказал наш маршрут. Андрей, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»? (Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)

Логопед: - Повтори её ещё раз, что бы мы не заблудились (ребёнок повторяет маршрут).

2. Логопед: – Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие (дети шагают под музыку).

Дети подходят к пособию «Луг».

Логопед: - Ребята, куда же мы с вами пришли? (Мы пришли на луг)

Логопед: - Кто на лугу живет? (На лугу живут насекомые)

Логопед: - Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)

Логопед: - Сколько бабочек летает над лугом, Яна? (Над лугом летают четыре бабочки)

Логопед: - Сколько пчел на лугу, Данила? (На лугу находятся две пчелы)

Логопед: - Сколько кузнечиков на лугу, Настя? (Я вижу одного кузнечика)

Логопед: - Сколько стрекоз на лугу, Тимур? (Я вижу две стрекозы)

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием!

3. Логопед: – Посмотрите и скажите, что делают пчелы? (Пчелы собирают нектар)

Логопед: - Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит пчелы какие, Тимур? (Пчелы трудолюбивые)

Логопед: - Какие у стрекозы глаза? (У стрекозы большие глаза)

Логопед: - У стрекозы большие глаза, значит стрекоза какая, Настя? (Стрекоза большеглазая)

Логопед: - Какие у кузнечика ноги? (У кузнечика длинные ноги)

Логопед: - У кузнечика длинные ноги, значит кузнечик какой, Андрей? (Кузнечик длинноногий)

Логопед: - Какие у бабочек по цвету крылья? (У бабочек пестрые крылья)

Логопед: - А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Яна? (Бабочки пестрокрылые)

Логопед : - Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.

4. Логопед: – Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?

Логопед: - Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Тимур? (На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)

Логопед: - Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данила? (На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)

Логопед: - Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Настя? (Над лугом летали две большеглазые стрекозы)

Логопед: - Молодцы! Вы никого не забыли.

5. Физ. минутка.

Логопед: – А теперь продолжаем наше путешествие.

По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.

Дорожкой луговой Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.

Идём по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие, Поднимание поочередно рук вверх.

Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и

приседанием.

Желтеют одуванчики, Приседание с поворотом туловища, направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки. Приседание с поворотом туловища налево,

(Сойкина Е., Фирилеева Ж.) левая рука в сторону.

6. Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Ребята, а теперь повнимательнее рассмотрим насекомых, садитесь на стульчики. Но насекомые такие маленькие! Что нам понадобиться для того чтобы их увеличить, Тимур? (Нам понадобиться лупа)

Логопед : - Яна, какое насекомое ты хочешь рассмотреть? (Я хочу рассмотреть стрекозу)

Логопед: - Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой? (Стрекоза увеличилась)

Логопед: - Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что Яна? (У стрекозы не глаза, а глазищи)

Логопед: - Правильно. Данила, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что? (У кузнечика не ножки, а ножищи).

Логопед: - Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Настя? (У бабочки не крыло, а крылище)

Логопед: - Андрей, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что? (У пчелы не усы, а усищи)

Логопед: - Тимур, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы?(У стрекозы глазищи)

Логопед: - Яна, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы? (У пчелы усищи)

Логопед: - Андрей, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки? (У бабочки крылище)

Логопед: - Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.

7. Логопед: - Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Настя, выходи. Ты - бабочка. Возьми схему-подсказку.

Ребенок изображает действие насекомого.

Логопед: - Что сделала бабочка? (Бабочка прилетела на ромашку)

Логопед: - Данила, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки)

Логопед: - Яна, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка? (Бабочка подлетела к вазе)

Логопед: - Тимур, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие).

Логопед: - Что сделал мотылек? (Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Андрей, вспомни и скажи, что делал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.

8. Логопед: - Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и поможет нам в этом волшебная карта. Настя, расскажи дорогу в детский сад.

Сначала пройдем луг, взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.

Логопед: - Молодец! Ты очень точно вспомнила и рассказала дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.

Дети шагают под музыку.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, где мы с вами побывали? (Мы побывали в стране «Насекомых»)

Логопед: - Что вы там делали? (Мы рассматривали, считали насекомых, а так же изображали и называли их действия)

Оценка логопедом деятельности детей.

Логопед: - Наше путешествие закончилось!

Цели занятия.

Коррекционно – образовательные:

Активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

Упражнять детей в подборе слов-антонимов;

Продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;

Учить составлению предложений с предлогами пространственного

Значения;

Совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

Закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по

Плану-схеме;

Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления описательного рассказа насекомого, предметная картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.

Ход занятия.

  1. Организационный момент .

Логопед и дети входят в группу.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

II. Подбор слов-антонимов.

Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру

«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч

Обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором

Слов-антонимов):

Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

Пчела полезная, а муха… вредная.

Оса живет на улице, а таракан… дома.

Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

Жук жужжит, а паук… молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

  1. Актуализация знаний:
  1. – Дети, как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?

(насекомые)

Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что

Холодно, они спят)

Когда же появляются насекомые на улице? (весной)

Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих

Укрытий).

  1. – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю

Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает,

Медок собирает (пчела).

Логопед показывает игрушку «Пчёлка»

Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).

  1. Образование притяжательных прилагательных.

На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.

Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!

Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.

Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,

Пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).

Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.

  1. Отработка пространственных предлогов в предложениях.

1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)

Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)

Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)

Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)

Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)

Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)

Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает

Стрекоза).

2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).

Например:

Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.

VI. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре божьи коровки – пять божьих коровок).

Мы немного устали. Встанем и отдохнем.

Физкультурная пауза :

Прилетала к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

  1. Подбор эпитетов к существительному:

Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)

А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)

С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед

Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,

Трудолюбивая…).

  1. Драматизация стихотворения .

О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое

Называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед

Одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

Что ты ищешь там?

Нектар!

А тебе не надоело,

не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом,

просто некогда скучать!

  1. Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.

Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой

Лужайки.

Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).

Правильно, это стрекоза!

X. Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.

Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со

Схематическим изображением стрекозы.

Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них

Стрекозу.

Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!

  1. Итог .

На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».

Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.

Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).




Loading...Loading...