Начало времен - сотворение мира, адам и ева, каин и авель, всемирный потоп. Тема грехопадения в живописи

Первый Фестиваль рисунков всех ребзиков открыт! Будем рады принять тебя в ряды настоящих детских художников!

Для участия в фестивале детских рисунков тебе необходимо прислать нам свою работу. Подойдёт любой сюжет: город, речка, самолёт, автомобиль или даже космос. Нарисуй то, что у тебя лучше всего получается или попробуй нарисовать то, что ещё никогда не рисовал.

Рисуй чем хочешь! Бери краски, карандаши, фломастеры или мелки, или всё сразу и приступай. Только делай всё аккуратно, старайся и не спеши. Спешка в этом деле ни к чему.

Когда рисунок будет готов, отсканируй его и сохрани в формате jpg. Не мельчи. Постарайся, чтобы размеры рисунка были побольше, не меньше 740 пикселей по ширине или по высоте. Если ты не умеешь сканировать сам, попроси взрослых помочь тебе. И пусть обязательно всё тебе объяснят и покажут, чтобы в следующий раз – всё сделать самому.

Если у тебя дома нет сканера - узнай у взрослых: возможно, он есть у них на работе. А ещё детский рисунок можно сфотографировать и скинуть фотку на компьютер. Помни, на твоей работе не должно быть копирайтов, адресов и логотипов других сайтов:(((Рисунок должен быть – оригинальным.

Мы очень рады всем работам!

Помни! При добавлении рисунка на сайт ты соглашаешься с условиями

Адам и Ева.

Адам (ивр. אָדָם‎ — Земля или человек) и Ева (ивр. חַוָּה‎, Хава — живущая или дающая жизнь) — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

В Пятикнижии приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение; изгнание из Эдема; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада.

«Адам и Ева»,диптих работы Дюрера

Адам и Ева в эдемском саду

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место
плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо
взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ


Jan Brueghel the Younger Creation of Adam


Piero della Francesca - Mort d"Adam

«Адам и Ева в саду Эдема», Лукас Кранах, 1530


Lucas Cranach.1536


Ева с гранатом.
Келер-Вилианди Иван Петрович

Pierre, Jean-Baptiste Marie - The Temptation of Eve


Expulsion of Adam and Eve (Alexandre Cabanel)

Сотворение

В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека:

Грехопадение и изгнание из Эдема
Хендрик Гольциус. Грехопадение, 1616

Согласно первому варианту, прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами.

Согласно второму варианту, Бог вылепил человека (адам) из «праха земного» (адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.

«Грехопадение», картина Тициана

Тинторетто Якопо.Искушение Адама.1552

Змей же, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога.


Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508—1512 гг.

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» . Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Cornelis van Poelenburch - De verdrijving uit het paradijs

Потерянный рай

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки
своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы
охранять путь к дереву жизни.
(Быт.3:22-24)ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Жизнь после изгнания из Эдема

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына — Авеля. В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа.


Адам возделывает землю, а Ева нянчится с детьми.1897


Адам и Ева с детьми под деревом
Иванов Андрей Иванович


Cornelis van Haarlem - De eerste familie.1589

Адам и Ева на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков: первые люди изображены «с прикрытым срамом», одетыми в шкуры, то есть уже после грехопадения

1.«Сад земных наслаждений», левая створка триптиха Босха. Изображение последних трех дней творения мира
2.Hieronymus Bosch.

Hieronymus Bosch .The Garden of Earthly Delights..1480-1505

Традиционно изображение Адама можно встретить в четырёх иконографических схемах:

* Сотворение Адама
* Сотворение Евы
* Грехопадение
* Изгнание из рая

В трёх последних его сопровождает Ева. Кроме того, распространено изображение отдельно стоящих супругов, подчас на нейтральном фоне — иногда в формате диптиха, который было удобно использовать для створок алтарей. В зависимости от того, изображена пара до грехопадения или после, она может быть либо нагой, либо одетой. Как правило, Адам всегда изображен молодым, или мужчиной в расцвете лет. Более редким примером является изображаение Адама и Евы, трудящихся в поте лица после изгнания из Эдема.

В раннехристианских изображениях пара обычно изображалась целиком обнажёнными, без фиговых листков — если действие происходит в Эдемском саду, до грехопадения. Волосы Евы в этом случае длинны и роскошны. После изгнания из рая они изображаются одетыми, а волосы Евы имеют гораздо более скромный вид.

Наиболее известными изображениями Адама и Евы являются работы ренессансных мастеров — фрески Микеланджело в Сикстинской капелле и роспись Мазаччо «Изгнание из рая», а также произведение Альбрехта Дюрера.

William Blake .Erzengel Raphael mit Adam und Eva.1808

Lucas Cranach, Adam and Eve in Paradise

William Blake (1757-1827), Satan Watching the Caresses of Adam and Eve".1808

El primer beso Salvador Viniegra y Lasso de la Vega (1891)


Les Très Riches Heures du duc de Berry, Folio 25v - The Garden of Eden the Musée Condé, Chantilly.

Hans Thoma .Adam und Eva.1897

HarrowingBermejo.Christ Leading the Patriarchs to Paradise. Institute of Hispanic Art, Barcelona/ Methuselah, Solomon and the Queen of Sheba, and Adam and Eve lead the procession of the righteous behind Christ.1480

Johann Heinrich Füssli .Die Erschaffung Evas.1793


Man Made in the Image of God,1906

Meister Bertram von Minden


Meister des Marschalls von Boucicaut-Die Geschichte von Adam und Eva.1415

Рай изгнание. Адам Ева грехопадение. Рождество страсти Христовы...
Библейские сюжеты. Адам и Ева
Адам и Ева (Бытие, глава 3)

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре и на фресках соборов, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения.


Адам и Ева
1509-1511 год. Станца делла Сеньятура, Ватикан.

Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой. По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом.

Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса.

Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным правилам (канонам). Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды.

В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты).

На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом.

Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая.


Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.


Фра Беато Анджелико. Благовещение. Фрагм. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей.

Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха.

Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения? Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур.


Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря. 1432

Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти.

Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось.

Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур. Произведение, о котором мы поговорим далее, создано примерно в то же время, что «Благовещение» и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.

В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете.

Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени.


Иероним Босх "Воз сена" (триптих)


Иероним Босх. "Сад земных наслаждений" (триптих)


Иероним Босх «Страшный суд» (триптих)

На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая.

В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря «Сад земных наслаждений». Ок.1504 г

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого.

В «Возе сена» прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями.

В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец.

Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории.

В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность.


Грехопадение. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан.

Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.


Микеланджело. Грехопадение. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер.

Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения.

Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева».


Гравюра А. Дюрера «Адам и Ева» 1504 года

В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.


Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность.

Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна...


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего просто людей со всеми их грехами и добродетелями.

Список основных произведений

Картинная галерея, Дрезден.
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.1531 г.

Государственные музеи, Берлин
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.1533 г.
Ян Госсарт. Адам и Ева. Нач.16 в.

Картиннная галерея Музея Академии художеств, Вена
Иероним Босх. Алтарь «Страшный суд». Ок.1504 г.

Картинная галерея Историко-художественного музея, Вена
Лукас Кранах Старший. Рай. 1530 г.
Гуго ван дер Гус. Грехопадение. 1468 г.
Ганс Мемлинг. Адам и Ева. В.п.15 в.

Музей изобразительных искусств, Будапешт
Ганс Бальдунг Грин. Адам.1520-23, Ева. 1525 г.

Национальная галерея, Прага
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1538 г.

Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх. Алтарь «Воз сена». Ок.1502 г.
Иероним Босх. Алтарь «Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.
Тициан Вечеллио. Грехопадение. Ок.1570 г.

Собор Св. Бавона, Гент
Ян и Губерт ван Эйк. Створки алтаря.1422-1432 гг.

Станцы делла Сеньятура, Ватикан
Рафаэль Санти. Фреска «Адам и Ева». 1509-1511 гг.

Сикстинская капелла, Ватикан
Микеланджело Буонаротти. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая».1510г.

Галерея Уффици, Флоренция
Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.1528 г.

Церовь Санта Мария Новелла, Флоренция
Филиппино Липпи. Фреска «Адам».1502 г.
Паоло Уччелло. Фреска «Первородный грех». 1432-36 гг.

Церковь Санта Мария дель Кармине, Флоренция
Томмазо Мазаччо. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая». 1428 г.

Галерея дель Академиа, Венеция
Якопо Тинторетто. Адам и Ева.1550 г.

Марина Аграновская

Начало времен и всего сущего на планете, сотворение мира и человека, грехопадение в раю, первое убийство брата братом, всемирный потоп - размышление над этими глобальными философскими темами, описанными в Библии, неизменно давало пищу для художественного осмысления ветхозаветных событий в русской живописи. К этим ключевым для человеческого мировоззрения сюжетам обращались мастера разных школ и направлений, все они хотели донести до зрителей собственное видение образов, порожденных их воображением и перенесенных на холст. В подборке представлены картины русских художников на библейские сюжеты от сотворения мира до окончания всемирного потопа.

Сотворение мира

«И был вечер, и было утро, день один».

Во второй день Бог создал «твердь», которую назвал небом, то есть уже собственно небесный свод, «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Так появились воды земные и воды небесные, проливающиеся на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». Сушу Он назвал землею, а «собрание вод» - морями. «И увидел Бог, что это хорошо».

Затем Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле».

В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды «для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Бог благословил их и повелел им «плодиться и размножаться».

Хаос. Сотворение мира.
Иван Айвазовский. 1841. Бумага, масло. 106x75 (108x73).
Музей армянской конгрегации Мхитаристов.
Остров Св. Лазаря, Венеция

Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в 1840 году он уехал в Италию.

Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские сюжеты. Картина «Хаос. Сотворение мира» Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: «Твой „Хаос“ поднял хаос в Ватикане». Родон


Сотворение мира.
Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. 196x233.

Военно-морской флот СССР и России


Сотворение мира. Хаос.
И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54x76.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Айвазовский, как правило, писал свои картины без предварительных этюдов и эскизов. Но были и исключения. На эскизе к картине «Хаос» основное внимание уделено бесконечному пространству. Из невообразимой дали исходит свет, который пробивается на первый план. Согласно христианской философии, Бог - это свет. Этой идеей проникнуты многие произведения Айвазовского. В данном случае автор мастерски справился с задачей воспроизведения света. Картину подобного содержания еще в 1841 году Айвазовский подарил Папе Римскому, после того как Григорий XVI решил купить ее для своей коллекции. Н. В. Гоголь (1809-1852), высоко ценивший творчество никому не известного молодого стипендиата, писал: «Изображение „Хаоса", по общему мнению, отличается новой идеей и признано чудом искусства». Известно и другое, шутливое высказывание Гоголя: «Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял „Хаос" в Ватикане». Крымская художественная галерея


Первый день творения. Свет.
А. А. Иванов


Иллюстрация к Книге Бытия. Из цикла «Дни творения».
А. А. Иванов


Сотворение светил ночи.
К.Ф.Юон. Из цикла «Творение мира». 1908-1919. Тушь, графит, бумага. 51х66,9.


"Да будет свет".
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке, 23,6х32,9.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


"Да будет свет".
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Царство растительности.
Юон Константин Федорович. 1908 г. Бумага, тушь, перо. 51х68.

http://artcyclopedia.ru/1908_carstvo_rastitelnosti_b_tush_pero_51h68_gtg-yuon_konstantin_fedorovich.htm


Царство животных.
Юон Константин Федорович. 1908 г. Бумага, тушь, перо. 48х65.
Государственная Третьяковская галерея
http://artcyclopedia.ru/1908_carstvo_zhivotnyh_b_tush_pero_48h65_gtg-yuon_konstantin_fedorovich.htm


Водное царство.
Юон Константин Федорович. 1910 г. Гравюра на цинке. 23,6х32,9.
Расположение Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Сотворение растений.

Создатель.
Витраж «Пророки».
Марк Шагал. Фрагмент.
Fraumunster, Цюрих


Роза «Сотворение мира».
Марк Шагал.
Fraumunster, Цюрих


Сотворение мира.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.


Сотворение человека (La Cr?ation de l’homme).
Марк Шагал.
Музей Шагала, Ницца


Сотворение человека.
Марк Шагал. 1956 г. Травление сухой иглой и наждачной бумагой, цветная раскраска вручную.
josefglimergallery.com


Пятый день Творения.

Владимирский собор, Киев


Бог - Творец, дни творения.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев
Роспись расположена на потолке служебного помещения, в торце левого нефа

«Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»
Бытие (2:1-3)

Адам и Ева

Адам и Ева - «прародители», первые люди на земле.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт 1:26-28).

Во второй главе Книги Бытия приводится другая версия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла... И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:7–9, 15-17).

Потом Бог создал из ребра Адамова женщину, Еву, чтобы у Адама была помощница. Адам и Ева счастливо жили в Эдеме (райском саду), однако затем согрешили: поддавшись на уговоры дьявола в образе змея, съели запретный плод с древа познания, стали способными совершать как хорошие, так и дурные поступки. За это Бог изгнал их из рая, сказав Адаму: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19). Еве же Бог сказал: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 11–15).

По христианским представлениям, первоначально человеку было уготовано бессмертие. Об этом свидетельствуют библейские мудрецы: Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. Сол. 2:23–24).

Согрешивший Адам уже не кажется Богу достойным великого дара бессмертия. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:22–24).

В Новом Завете Адам (букв. «земля, краснозем») олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, то есть смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Иисус Христос. На смену «ветхому Адаму» придет «новый Адам». Об этом писал святой апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор15: 21–22, 45, 47, 49).

Ева («жизнь») «прославилась» в веках неуемным любопытством, из-за которого поддалась на уговоры змея (дьявола) и съела запретный плод с древа познания добра и зла, да еще и мужа подбила на грехопадение. Сей легкомысленный поступок, с одной стороны, обрек первых людей и все человечество на всевозможные бедствия, а с другой, привел к попытке человека стать хозяином своей судьбы.

У Адама и Евы были сыновья: Авель, Каин и Сиф, который появился на свет, когда Адаму было сто тридцать лет. После рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет, «и родил он сынов и дочерей» (Быт 5:4). Путеводитель по Библии


Адам.
Рисунок детали фрески Микеланджело «Сотворение Адама»
А. А. Иванов


Завет с Адамом.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев


Бог приводит Еву к Адаму.
А. А. Иванов

“И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку” (Быт. 2, 22).


Блаженство Рая.
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг.

Русская религиозная живопись


Ева с гранатом.
Келер-Вилианди Иван (Йохан) Петрович (1826-1899). 1881 г. Холст, масло.
Ульяновский художественный музей


Адам и Ева.
Михаил Васильевич Нестеров. 1898 г. Акварель, гуашь, бумага, 30,5x33.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербурга
Фотки-Яндекс


Адам и Ева.
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). 1898 г. Бумага на картоне, гуашь, акварель, бронза, графитный карандаш. 30 x 33 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4656


Адам и Ева.
Константин Юон. 1908–09 гг. Бумага на картоне, тушь, перо.
Серпуховский историко-художественный музей


Адам и Ева (Ритм).
Владимир Баранов-Россине. 1910 г. Холст, масло, 202x293,3.


Адам и Ева.
Владимир Баранов-Россине. 1912 г. Этюд 3. Бумага, масло, 47x?65,5.
Частная коллекция


Адам и Ева.
Владимир Баранов-Россине. 1912 г. Холст, масло, 155x219,7.
Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Музей Тиссена-Борнемисы - Museo Thyssen-Bornemisza


Ева.
Владимир Баранов-Россине, 1912 г.


Мужчина и женщина. Адам и Ева.
Павел Николаевич Филонов. 1912–13 г.
Выставка «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912 г.
Бумага, коричневые чернила, перо, графитный карандаш, 18,5x10,8 (очерчен).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Мужчина и женщина.
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 150,5x114,5 (авторская бумага); 155x121 (холст)
Выставка «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 г.
Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 гг.
Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге, 31x23,3.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery

Вся семантика филоновских картин реализуется в метафоре, в символе, в знаке. Причем символика его обладает большей исторической заглубленностью, нежели у символистов рубежа столетий. Рыба – христологический знак, дерево – древо жизни, барка – Ноев ковчег, мужчина и женщина – нагие Адам и Ева перед лицом мира, истории – прошлой и будущей.

Филонов часто возвращался к сюжету Адама и Евы (ср. несколько картин маслом, акварелей и рисунков тушью „Мужчина и женщина“. 1912-1913) и первозданному миру Генезиса, воскрешая в памяти при этом скорее темы изгнания порока и неотвратимости ада, а не духовной чистоты и уроков нравственности. Хотя Адам в обеих версиях „Мужчины и женщины“ все еще остается бесполым, а обе фигуры как бы пляшут от все еще невинной радости, но окружающая их среда предстает уже не как цветущий первозданный ландшафт Генезиса, а как грешный город, населенный монстрами и уродами, будто пришедшими из средневековых сошествий во ад.
Воспитанный как православный христианин, Филонов хорошо знал Святое Писание, и в работах художника встречается много его интерпретаций. Филонов написал, как минимум, сотню икон, несколько вариантов Мадонны с Младенцем и две сцены с волхвами и картину, первоначально названную „Святое семейство“, а в советское время переименованную на „Крестьянская семья“ (1914). Иными словами, будет логичным предположить, что Филонов наполнил свои две картины под названием „Мужчина и женщина“ аллюзиями на Генезис, падение и изгнание. Были ли эти работы вызваны религиозными убеждениями, глубоким жизненным опытом или знакомством с итальянскими, французскими и немецкими картинами на сюжеты из Ветхого Завета, которые он видел, путешествуя по Европе в 1912, они составляют особую и значительную часть его живописного богатства и повторяют, как и прежде, на многих рисунках и картинах Филонова, как ранних, так и поздних, тему морального падения Адамов и Ев и спровоцировавшее их яблоко. Правда, эти мотивы не всегда соответствуют истине библейского повествования, но их можно узнать также среди композиционных нагромождений, например, в „Девочке с цветком“ (1913) и, возможно, в „Формуле петроградского пролетариата“ (1920–1921). Буклет к выставке «Очевидец незримого»


Адам и Ева.
Марк Шагал. 1912 г. Холст, масло, 160,5x109.
Музей искусств, Сент-Луис, США
if-art.com


Ангел у ворот Рая.
Марк Шагал. 1956 г.
Марк Шагал


Сад Эдема (Le jardin d’Eden).
Марк Шагал. 1961 г. Холст, масло, 199x288.
Музей Марка Шагала, Ницца


Рай. Зеленый осел.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Марк Шагал


Грехопадение. Ева и змий.
В. М. Васнецов. 1891 г.
Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве
http://hramznameniya.ru/photo/?id=381


Искушение Евы змием.
В. М. Васнецов. 1885-1896
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев
Галерея Танаис


Грехопадение.
А. А. Иванов

Змей-искуситель соблазнил Еву вкусить плод от запретного древа, говоря, что оно сделает людей подобными богам.

“И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Быт. 3, 6).


Искушение.
И. Е. Репин. 1891 г. Бумага, пастель, уголь, графит. 29?41.
Дальневосточный художественный музей


Адам и Ева
И. Е. Репин. 30x41
Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия

Иллюстрация к Книге Бытия.
Изгнание из рая.
А. А. Иванов


Изгнание из рая.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1911 г.


Змей.
Марк Шагал. Париж, 1956 г. Литография.
Галерея современного искусства


Рай. Древо жизни
Марк Шагал. 1960 г.
Галерея современного искусства


Адам и Ева и запретный плод


Наказание Евы Богом.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Марк Шагал


Адам и Ева: изгнание из Рая.
Марк Шагал. 1960 г.
Марк Шагал


Изгнание из рая.
Марк Шагал. Париж, 1956 г. Литография


Изгнание из рая (Adam et Eve chass?s du Paradis).
Марк Шагал. 1954–1967 гг.
Музей Марка Шагала, Ницца


Адам и Ева.
Юрий Анненков. 1912


Труды прародителей.
Васнецов Виктор Михайлович.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Адам и Ева с детьми под деревом.
Иванов Андрей Иванович. 1803 г. Холст, масло. 161x208.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За эту картину художник А.И. Иванов получил звание академика живописи


Изгнание из рая.
Клавдий Васильевич Лебедев

Каин и Авель

Каин и Авель - сыновья Адама и Евы. Согласно библейскому мифу, старший, Каин, возделывал землю, младший - Авель, пас стада. Кровавый дар Авеля был угоден Богу, жертва Каина отвергнута. Завидуя брату, Каин убил его.


Авель.
Антон Павлович Лосенко. 1768 г. Холст, масло 120х174.
Харьковский художественный музей, Украина


Каин.
Антон Павлович Лосенко. 1768 г.. Холст, масло. 158,5x109
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

…В этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А. П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года. Наименование «Каин» получила уже в XIX веке. Вторая картина, получившая название «Авель», находится в Харьковском музее изобразительных искусств. www.nearyou.ru


Жертвоприношение Авеля.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1910 г.

г. Овруч (Украина)


Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка.


Первое убийство.
Ф.А. Бруни. 1867


Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия.
Викентий Иванович Бриоски. 1813. Холст, масло. 86 х 65
Ветхий Завет. Бытие, IV, 1, 9.

Вверху на обороте холста красным: № 71; слева на верхней планке подрамника синий штамп: И. А. X. / музей; на верхней планке подрамника синим карандашом: №. 71. Бриоски; на правой планке синим карандашом: Поставлено В Кладовую 1794 (?) г. 9 Сентабр.; чернилами: 3. В.; на левой планке
красным карандашом: № Картины 71; ниже графитным карандашом: ГРМ 2180; на нижней планке штамп: Г. Р. М. инв. №2180 (номер зачеркнут)
Поступила: в 1923 из АХ* Ж-3474

Написана по программе, данной в 1812. Протокол Совета ИАХ* свидетельствует, что „живописцу иностранцу Бриоски, выставлявшему уже в Академии свои работы, по желанию его, назначается программа: „представить Каина, осуждаемого Господом за братоубийство и бегущего от гнева Божия". Фигуры на картине должны быть величиной в малую натуру <...> которого и внести в число назначенных" (Петров 1865**, с. 39-40). В 1813 на годовом собрании ИАХ получил за эту картину звание академика (там же, с. 47-48).

* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. Я. Я. Петрова. СПб, 1865, т. 2.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36688.html

Бриоски Викентий Иванович - академик исторической живописи, род. в 1786 г. во Флоренции и здесь учился в Академии у живописца Бенвенути; в 1811 г. Бриоски приехал в Петербург, где, после двухлетних занятий исторической живописью, за картину: "Каин, преследуемый гневом Божиим за братоубийство" получил звание академика. В 1817 г. Бриоски был определен в СПб. Императорский Эрмитаж для реставрирования картин, который нередко командировал его за границу для исполнения разных поручений по художественной части. Викентий Иванович Бриоски умер в 1843 г.


Убийство Каином Авеля.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1910 г.
Фреска в реконструированном А. В. Щусевым храме Василия Златоверхого (ХII век),
г. Овруч (Украина)

В октябре 1910 г. художник ездил на Украину в г. Овруч, где в реконструированном А. В. Щусевым храме ХII века расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства.

Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка.


Каин и Авель.
Марк Шагал
etnaa.mylivepage.ru


Каин и Авель.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография
http://www.affordableart101.com/images/chagall%20cain.JPG


Каин и Авель.
Клавдий Васильевич Лебедев.

Всемирный потоп

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Книга Бытия


Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век.
Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.

Картина неоднократно реставрировалась.
Сюжет картины носит дидактический характер. Подобного типа произведения были особенно распространены в старообрядческой среде. В левой части полотна изображен длиннобородый старец в серой, с белильными складками, рубахе в трехчетвертном повороте. Над его головой - нимб европейского типа и надпись «Ной». На плечах старца красное и синее покрывала. Перекрещенными руками он благословляет изображенных ниже сыновей - рыжеволосого Яфета и седовласого и представительного Сима. Оба с пышными бородами и одеты в кафтаны. Из-за спины Ноя видна голова удрученного Хама, который в задумчивости опирается на правую руку.
Слева внизу целомудренно изображена сцена опьянения Ноя. Справа вверху - потоп с тонущими людьми. Еще правее видно на скале дерево, с которого спускают спеленатого младенца в руки матери. Через «пролив» на темно-коричневой горе Арарат стоит Ноев ковчег, на котором белое, базиликального типа, здание. Над ним два летящих голубка, давших знать Ною о приближающейся суше - вершине горы. Эти сцены снабжены почти не читаемыми поясняющими надписями. Но справа внизу - большая белая плакета с текстом, гласящим: «Поживе Ное при потопе лета три ста пятьдесятъ и быша все дни Ноевы леть 950 и умре».
В сюжете особо подчеркивается значение праведных детей, почитающих своих родителей. Не исключено, что акцент, сделанный автором на пышных бородах изображенных персонажей, связан с противодействием указу Петра I о бритье бород.
Характер исполнения произведения свидетельствует о прочной связи автора с иконописным искусством.
М. Красилин. МДА http://www.mpda.ru/cak/collections/88423.html


Всемирный потоп.
Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. Холст, масло. 246,5x319,5.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург
Родон

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп» написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Галерея Танаис


Всемирный потоп
Верещагин Василий Петрович. Эскиз. 1869 г. Холст, масло. 53x73,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Всемирный потоп.
Федор Антонович Бруни. Роспись аттика собора.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д"Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.


Импровизация. Потоп.
В.В. Кандинский. 1913 г. Холст, масло, 95×150.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе


Ноев ковчег.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1882 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
commons.wikimedia.org


Ноев ковчег.
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967). 1954 г. Бумага, тушь, кисть, карандаш, 21,8x29,8.
Галерикс


Ноев ковчег (Noah"s Ark).


Ноев ковчег (L’Arche de Noé)
Марк Шагал. 1955–1956 гг. 65x50
Музей Марка Шагала, Ницца


Ной и радуга (Noé et l’arc-en-ciel).
Марк Шагал.
Музей Шагала, Ницца


Сошествие Ноя с горы Арарат.
Иван Айвазовский. 1870-е. Холст, масло
Музей Армянской патриархии, Стамбул
Родон


Сошествие Ноя с Арарата.
Иван Айвазовский. 1889 г. Холст, масло.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения

Творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими национальными корнями уже при жизни связывали его с армянской культурой. Библейскую гору Арарат - символ Армении - Айвазовский писал не менее десяти раз. «Сошествие Ноя с Арарата» он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: «Вот наша Армения».

Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды пролом оказался заделан доской, а картина исчезла. Похитителем был Мартирос Сарьян, некогда учившийся в этой школе. В 1921 году в числе собранных им произведений армянского искусства он привез «Сошествие Ноя» в Ереван. Галерея Танаис


Сошествие Ноя с Арарата.
Иван Айвазовский. 1897 г.
Рисунок выполнен для книги «Братская помощь в Турции армянам» (составитель Г. Джаншиев)


Жертвоприношение Ноя после потопа.
Ф. А. Бруни (1799-1875). 1837–1845 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика в северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1126

Сюжет из Ветхого Завета. После потопа в течение пяти месяцев все на Земле было покрыто водой. Ковчег остановился на горах Араратских. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем один год) и выпустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое спасение он построил алтарь и принес жертву Богу, и получил обещание, что впредь не будет потопа. Знаменем этого обетования стала радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения.


Благодарственная жертва Ноя.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Ной проклинает Хама.
Ксенофонтов Иван Степанович (1817-1875). Холст, масло
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова

Хотите узнать Как нарисовать Адама и Еву карандашом поэтапно, сделайте несколько простых шагов.


Шаг 1. Давайте начнем с рисования руководящих принципов и форм для каждого человека в этом уроке. Вам нужно будет нарисовать голову гидов, туловище и бедра направляющие, затем ничья в конечности руководящих принципов.

Шаг 2. Здесь вы определите фигуры Адама и Евы рожи так, то рисовать в начале части своего волосяного покрова. Для Адама вам нужно будет нарисовать в ухо и Еву вы должны эскиза в форму ее шеи.

Шаг 3. Продолжить работу над Адамом и Евой. Вы будете в основном закончить их прически, которые также войдут в их головы фигуры. Ева имеет длинные распущенные волосы, что также густой и волнистой. Ничья в их простые лица, а затем переходите к шагу четыре.

Шаг 4. Давайте решать задачу набрасывать Адама и Евы органов. Начать с Адама и просто нарисовать контур тела, что почти в борту формы. Ева, ты привлечешь меньше рамка с песочных часов.

Шаг 6. Наконец, Вы будет набросать Адама и Евы ноги, затем эскиз в детализации Адаму колени, паховая область, и создать его мужской груди. Ничья в фиговые листочки и закончите. Стереть ошибки и рекомендации/формы.

Шаг 7. Прежде чем мы посмотрим, что законченный рисунок выглядит, Вам необходимо привлечь в гигантские яблони, что мужчина и женщина известный как Адам и Ева стоят рядом. Ничья в ветках, яблоки и землю в а.



Loading...Loading...