Вариант размещения макивары в квартире обычного многоквартирного дома. Макивара для каратэ: эффективный снаряд для постановки удара Макивара ручная своими руками

Посмотрел отличный ролик про работу на макиваре:

Когда ещё занимались в кадетском корпусе, сделал там макивару без вкапывания в землю , и замысловатых столярных работ с выведением доски под клин. Крепилась она к стене выше уровня пола, и под неё можно было ставить ведущую ногу. Отличный снаряд получился! Да и СиФу его хвалил. Если кому-то захочется соорудить такое дома — то вот рецепт, который годится практически для любых стен, кроме гипсокартонных:

Понадобятся материалы:

  • сосновая доска толщиной 2.5 см, шириной 10-12 см, и длиной 360 см;
  • шурупы по дереву длиной 10 см — 8 штук, и длиной 2 см — 4 шт;
  • дюбели для крепления к стене — 8 штук (какие выбирать — зависит от материала стены);
  • кусок толстой (~5 мм) кожи длиной ~30 см, и шириной 10-12 см;
  • клей по дереву (например — ПВА).

Из инструментов нужны: пила по дереву, дрель с длинным сверлом по дереву и со сверлом для вашей стены под дюбели и битами под шурупы, а так же пара струбцин (хотя, вполне можно обойтись и без них).

Пилим доску на 6 кусков:

  • один кусок — 90 см (он будет прижат к стене);
  • три куска по 30 см;
  • один кусок — 60 см (нижняя часть «клина»);
  • один кусок — 120 см (передняя доска, основная рабочая).

Так же с тыльной стороны этой доски, но с нижней части, наносим клей, на него кладём доску длиной 60 см, выравнивая торцы по нижнему краю. Стягиваем струбциной, или придавливаем каким-либо грузом на время, указанное в инструкции к вашему клею. Это мы сделали «клин» для макивары .

Теперь надо разметить доски под шурупы и крепления к стене :

Отверстия идут в два ряда, в шахматном порядке. Красным обозначены отверстия под дюбели, которыми макивара будет крепиться к стене, а чёрным — под шурупы, стягивающие саму конструкцию. Один длинный шуруп должен проходить через четыре слоя , примерно как на картинке:

Проще всего разметить, складывая по 4 слоя, и сверля насквозь. Отдельно 4 слоя, ближние к стене, и отдельно — 4 слоя с передней стороны. Ясный день, что сверло должно быть а) достаточно длинным, и б) чуть меньшим по диаметру, чем шурупы. Отверстия в 4-х верхних, 4-х нижних и в тыльной доске НЕ должны накладываться друг на друга!

Внимание! Если кто-то надеется закрутить восемь десятисантиметровых шурупов в дерево на полную длину без предварительного сверления — я бы назвал это решение несколько самонадеянным. 😉

Затем выбираете место на стене , чтобы слева и справа было хотя бы по полметра свободного места для перемещений. Высота зависит от вашего роста и высоты рабочей позиции (НЕ на прямых ногах! ) — кожаная мишень должна располагаться на высоте горизонтально вытянутой руки .

Определившись с местом, размечаете стену под дюбели через отверстия в тыльной доске, засверливаетесь, и накрепко привинчиваете эту доску. Накладываете на неё и стягиваете шурупами три слоя фрагментами длиной по 30 см. К ним прикладываете «клин», и тоже стягиваете шурупами . Если вас не интересуют бесплодные попытки развития силы хвата в экстремально короткое время — завинчивайте шурупы, вставив в дрель соответствующую биту вместо сверла.

Готово!

Тонкости:

  • Макивара представляет собой упругую конструкцию, и если тыльная доска не прикручена к стене намертво, то вибрация при работе начинает отрывать эту самую доску от стены снизу вверх. Поэтому не жалейте длины дюбелей , в особенности — в нижней части, и закручивайте как следует . Если материал стены не сильно крепкий — длину креплений следует увеличить, а сам тип выбрать соответствующий. Ещё раз — в работе предполагается многократная сильная ударная нагрузка — крепить к стене следует очень надёжно!
  • Вангую, что найдутся альтернативно-одарённые граждане, которые решат сначала собрать макивару, а потом прикручивать. Дорогие друзья! Так — НЕ получится! Сборку надо осуществлять именно в том порядке, в котором написано — слой за слоем от стены.
  • На фото, утащенном вот отсюда , по которому я делал свою первую макивару, в качестве мишени используется грубая верёвка. Я настаиваю на использовании толстой кожи — она не обдирает руки, постепенно укрепляя кисть, не впитывает кровищу, если всё же вдруг умудрился где-то ободраться, её можно мыть, и не нужно менять, да и реальный человек — кожаный снаружи, а не верёвочный.
  • Слишком широкая доска получится слишком жёсткой, слишком узкая — может сломаться. Ширина доски 10-12 см — самое то.

PS. Макивары спамера шилова не покупайте — дорогое говно.

Меня довольно часто спрашивают, как и какую установить макивару дома. Я подумал, что это неспроста. Значит, эта тема может быть интересна многим.

Ну, конструкций макивар существует великое множество.
Прочитать об этом можно по этой ссылке >>>>
http://www.budoshin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=85:konstruktciimakivar&catid=20:osnariadah&Itemid=20

Но далеко не все они подходят для установки в квартире, т.к. структурный шум от жёстко закреплённой макивары беспокоит соседей, а вибрации от ударов могут даже, со временем, разрушить стену или крепление на полу.

В этой связи обозначаются требования в "домашней макиваре" :

  1. относительная "бесшумность"
  2. малые вибрации, уходящие "за пределы" макивары

Т.е. макивара должна поглощать "сама в себя" значительную часть вибраций от ударов. Есть 2-а основных способа решения этих вопросов:

  1. высокая инертность снаряда, т.е. его большая масса
  2. амортизирующие конструкции

Не буду вдаваться в многочисленные детали, а просто дам 2-а варианта, которые, на мой взгляд, наиболее подходят для дома:

  1. вариант макивары из старой автомобильной покрышки (очень дёшево и сердито, можно даже добиться некоторой эстетики снаряда); амортизирующие свойства резины в совокупности с геометрией полого тора позволяют сделать снаряд весьма не шумным; картинка >>> http://www.budoshin.ru/images/stories/Makiwara4.jpeg
  2. второй вариант, сразу скажу, не дешёвый, но очень функциональный и эстетичный, кроме того, - это самая настоящая макивара, а не суррогат

Макивара "Камертон Шилова" :

В квартире устанавливается элементарно. Недавно я попросил одного своего товарища "по цеху" прислать мне вариант своей домашней установки и отзыв, которые я здесь и привожу.

Вариант размещения макивары в квартире обычного многоквартирного дома.

Здравствуйте, Михаил Юрьевич!
Отвечаю на Ваш опросник:
1. с упаковкой, доставкой и внешним видом (хоть это и не так важно) все отлично;
2. макивара даже превзошла ожидания;
3. закрепил её довольно просто - подложил резину и притянул к стене 160-ми саморезами….

……………………………..

С уважением Шубный Денис

Это часть письма.
А вот и фотографии Дениса, на которых видно, что макивару он установил прямо в своей квартире.

Рассмотри основные части макивары:


Синим выделен отбойник - задняя часть макивары за которую она крепится и куда приходит боёк, когда мы ударяем по макиваре. Красным выделен боёк - это передняя и самая главная часть макивары, куда непосредственно приходится наш удар.Оранжевым выделен тот самый виброгаситель, который сделал её более упругой и в тоже время чуть повысил жёсткость сопротивления.Зелёным выделен регулятор жёсткости, опустив который можно увеличить жёсткость макивары за счёт уменьшения рычага.

  • Отбойник выполнен из сосновой доски размером: 50х14х2,7 см. (Высота-Ширина-Толщина)
  • Боёк из фанеры ФСФ размером: 42,5х14х1,5 см.
  • Виброгаситель из фанеры ФСФ размером: 25,5х14х1 см.
  • Регулятор жёсткости из сосновой доски размером: 5.5х14х1.8 см.
  • Сверху, как видно на фотографии, отбойник и боёк скрепляются сосновым бруском размером: 7х14х5.5 см.
  • Всё это скреплено двумя железными пластинами размеры которых: 7х14х0,5 см.

5,5 см - таково расстояние между бойком и отбойником у моей макивары. У оригинальной макивары МБШ близкое к этом значение, точное указать не могу ибо нет в распоряжении оригинала.

Для скрепления использовал болты М10 длиной 140 мм. Также используется болт М10 длиной 170 мм, который держит регулятор жёсткости и гайка М10 типа "барашек" для удобства фиксации рукой без помощи ключей.

Материал, которым покрыта область бойка куда приходится удар, выполнен из микропоры - пористая резина. Микропору можно найти в магазине комплектующих для обуви. Размер составляет 17 см в высоту, 14 в ширину, толщиной 0,8 см. Хотя Михаил Шилов рекомендует толщину в 1 см.

Ну вот пожалуй и всё по размерам и материалам, конструкция довольно простая и любой сможет собрать всё воедино. Себестоимость всех материалов не превысит даже 1000 рублей.

Получившаяся макивара на минимальном уровне жёсткости имеет нагрузку в 110-115 кг, судя по моим измерениям. Что примерно соответствует нагрузке оригинальной макивары МБШ, у которой заявлено около 100 кг.

Ниже представлено небольшое видео иллюстрирующее работу с самодельной макиварой:

Я боец тот ещё, поэтому не стоит строго судить и особо обращать внимание на технику и т.д. Это видео лишь для демонстрации. В этом году займусь усиленно работой над прокачкой бойцовских качеств.

Данную заметку прошу рассматривать лишь, как вариант изготовления самодельной макивары, которая вам вряд ли заменит оригинальную макивару МБШ. Но поможет познакомиться с новым типом макивары и определиться с покупкой оригинальной качественной макивары МБШ от фирмы Budoshin, которая изготовлена из древесины дуба и боёк также изготовлен из дубовой фанеры, которая склеена по особенному.

На это всё, благодарю за внимание, всем здравия!

План статьи:

  • упругость — основное качество макивары
  • конструктивные решения, обеспечивающие упругость
  • подробное рассмотрение 2-х основных конструктивных принципов обеспечения упругости макивары:
  1. упругий боёк
  • конкретные варианты реализации конструктивных решений обоих вариантов
  1. упругий боёк
  • мера необходимой упругости конструкции
  • способы крепления для отработки различных техник
  • предпочтительные варианты конструкции
  • макивара «Камертон» конструкции Шилова (специально разработанные и прошедшие длительное испытание материалы, объективная оценка силы удара, сменные бойки, регулировка жёсткости и упругости макивары, варианты монтажа на горизонтальную и вертикальную поверхность)

Упругость — основное качество макивары

Макивары бывают самых различных конструкций, но основополагающим элементом каждой «настоящей» макивары служит пружинящий элемент — боёк, по которому наносятся удары. Это условие является обязательным и непререкаемым.

Все макивары, широко представленные в продаже и представляющее собой настенную подушку с весьма относительными пружинящими свойствами, а так же протекторы в виде подушки, которую должен держать партнёр, в строгом смысле слова не являются макиварами. Хотя если называть макиварой любое приспособление, предназначенное для нанесения по нему ударов, то конечно… Однако тогда макиварами надо называть и мешки, и груши, и лапы и т.д.

Боёк обязательно должен деформироваться при ударе, оказывая упругое сопротивление ударяющей поверхности. Именно это обеспечивает всё то многообразие аспектов, которые можно прорабатывать одновременно только на этом уникальном снаряде. Абсолютное большинство других снарядов могут обеспечить лишь селективную (избирательную) проработку некоторых качеств удара или изменения свойств ударного звена (той анатомической структуры, которой наносится удар).

Если макивара не обладает упругими свойствами, то она годится только для набивки и закалки ударных поверхностей, а это очень малый спектр задач, которые можно решить с помощью тренировок на макиваре.

Конструктивные решения, обеспечивающие упругость

Решить задачу обеспечения упругости макивары можно двумя основными способами, которые могут использоваться как изолированно друг от друга, так и в совокупности:

  • упругим может быть непосредственно сам элемент, по которому наносится удар
  • упругость может создавать рессорная система, удерживающая относительно неупругий боёк в стабильном положении

Подробное рассмотрение 2-х основных конструктивных принципов обеспечения упругости макивары

В зависимости от того, каким способом из 2-х вышеперечисленных способов решается вопрос упругости, зависит конструкция макивары.

Упругий боёк

Пружинящие свойства бойка обеспечиваются материалом, из которого он изготовлен, а так же его геометрией.

Материалы могут быть самыми разнообразными:

  • упругая древесина
  • резина
  • пластик
  • металл

В случае с резиновым бойком упругость обеспечивается, прежде всего, самими свойствами материала. При использовании пластика и древесины немаловажным, а, вернее, главным моментом, обеспечивающим упругость макивары, становится геометрия бойка. Как это выглядит, будет описано ниже, в разделе с описаниями конкретных вариантов конструкции.

Важно отметить, что часто для усиления упругих свойств бойка, используются комбинированные конструкции последнего. Т.е. на относительно твёрдый боёк, обеспечивающий упругость только благодаря своей геометрии (дерево), делается накладка из упругого материала (резина).

Упругие свойства бойков из твёрдых материалов (дерево, пластик, металл) могут обеспечиваться не только геометрией, как таковой, но и конструкцией самого бойка. Так, например, используется многослойная, клеёная по типу фанеры доска, которая может при меньшей толщине обладать большей прочностью и упругостью, чем цельная доска. И т.п.

Рессорная система, обеспечивающая упругость бойка

Рессорная система — это конструкция, способная, за счёт своих амортизационных свойств, оказывать сопротивление ударному звену на всём протяжении удара и приводить боёк в исходное положение сразу после прекращения воздействия на него ударной поверхностью.

Конструкций и способов реализации этой идеи существует и ещё не существует, но может существовать, неимоверное количество. Здесь человеческий гений может себя ни в чём не ограничивать…

Используются как приспособленные для этой цели предметы с необходимыми свойствами от различных машин, агрегатов и пр. (амортизаторы, рессоры, пружины, различные предметы с упругими свойствами), так и специально разработанные конструкции, которые, по сути, являются теми же амортизаторами, рессорами и пружинами.

Их можно условно разделить на 2-е группы:

  1. являющиеся непосредственным продолжением бойка; они прикрепляются к последнему различными способами вдоль его оси и, закрепляясь в неподвижном основании; Именно они и обеспечивают пружинистость относительно жёсткого и неупругого бойка;
  2. являющиеся вполне самостоятельной конструкцией, не являющейся продолжением бойка, но обеспечивающие сопротивление ударному звену на всём протяжении удара и приведение бойка в исходное положение сразу после прекращения воздействия на него ударной поверхностью

Как это выглядит, смотрите чуть ниже.

Конкретные варианты реализации конструктивных решений обоих вариантов

Здесь я рассмотрю самые распространённые, часто используемые и простые варианты, т.к. на самом деле импровизировать на тему конструкции, обладая знаниями об основополагающих принципах конструирования макивары, описанных мною выше, можно до бесконечности.

Упругий боёк

закреплённая неподвижно конструкция из упругого материала (резина):

  • толстый кусок микропоры («вспененной резины») или другого материала, закреплённый на неподвижной поверхности; материал должен сильно, но с сопротивлением деформироваться (проминаться) при ударе, приходя после него в первоначальное состояние
  • конструкция из упругого материала (резина) в виде кольца, закреплённого на неподвижной поверхности; конструкция должна сильно, но с сопротивлением деформироваться (проминаться) при ударе, приходя после него в первоначальное состояние (автомобильная покрышка, кусок покрытия от обрезиненного вала, используемого на конвейерах или других механизмах на производстве); в месте, куда наносится удар, может быть сделана специальная площадка, хотя это необязательно; такая конструкция хороша тем, что позволяет, не меняя положения тела, отрабатывать удары под различными (небольшими) углами

закреплённый неподвижно жёсткий боёк, обладающий упругими свойствами благодаря своей геометрии и конструкции (материал: дерево, пластик, металл):

  • закреплённая подобным же образом доска из упругой породы древесины, лист пластика, пластина упругого металла, наборная пластина из одного или нескольких материалов; удары можно наносить только по 2-м поверхностям, а для отработки приёмов, траектория которых отлична от прямой, необходимо существенно изменять положение тела по отношению к макиваре;

Рессорная система, обеспечивающая упругость бойка

система, являющаяся прямым продолжением бойка (боёк крепится к неподвижной рессорной системе, обладающей высокими пружинящими характеристиками, являющейся его продолжением):

  • автомобильная рессора
  • упругая металлическая пластина
  • наборная пластина из клеёной древесины
  • и т.п.

система, обеспечивающая пружинистость относительно неупругого бойка:

Мера необходимой упругости конструкции

Упругость всей конструкции должна быть такова, чтобы обеспечивать отклонение бойка от первоначального положения примерно на 10 — 20 см, гарантируя конструкционную целостность снаряда (т.е. он не сломается при таком отклонении). Последнее может обеспечиваться специальными ограничителями, не позволяющими бойку отклоняться на большее расстояние.

10 — 20 см — это именно та «глубина», на которую нужно «засунуть» руку в противника, для обеспечения гарантированного поражения внутренних органов (при меньшем проникновении можно просто оставить на поверхности контакта синяк).

Однако я не стану углубляться в вопросы работы на макиваре. Здесь я разбираю только конструкцию снаряда и его характеристики.

Способы крепления для отработки различных техник

Это парадоксально, но для многих является откровением, что на макиваре можно отрабатывать абсолютно весь спектр ударов.

Многие, но далеко не все, понимают, что для отработки боковых ударов нужно встать под углом к макиваре. Но почти никто не догадывается о том, что макивару можно установить не только вертикально, но и горизонтально, и, даже, под углом.

Важно одно — боёк макивары должен оказывать сопротивление ударной поверхности по оси удара, но с силой, точно противоположной по вектору, силе удара.

Предпочтительные варианты конструкции

Конкретные предпочтения в конструкции макивары объективно должны формироваться исходя из свойств, которыми обладает снаряд той или иной модификации.

Необходимые свойства (не по порядку и не по значимости — просто подряд):

  • необходимая и достаточная амплитуда отклонения бойка от первоначального состояния
  • объективная возможность оценки силы удара по отклонению бойка
  • прочность
  • упругость и пружинистость
  • возможность изменения и регулировки жёсткости, упругости и пружинистости
  • удобство (возможность стоять под необходимыми углами по отношению к макиваре)

Это важные критерии для работы на макиваре и оценки прогресса.

Существуют критерии менее значимые, но желательные:

  • возможность быстрого монтажа — демонтажа
  • возможность крепления под разными углами и в разных плоскостях
  • возможность объективного измерения силы сопротивления (динамометр)
  • счётчик ударов (вообще баловство, но полезное)
  • и пр. и пр.

Этот и другие отзывы пользователей макивары «Камертон Шилова» можно прослушать, пройдя по ссылке, расположенной ниже

Официальный сайт Макивары «Камертон Шилова»

www.makiwara.ru

_____________________________

Макивара БАДЮКА-ШИЛОВА (МБШ)

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 580px; max-width: 100%; border-radius: 24px; -moz-border-radius: 24px; -webkit-border-radius: 24px; border-color: rgba(6, 24, 158, 1); border-style: solid; border-width: 6px; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 550px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 2px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: 100%; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Open Sans", sans-serif; border-width: 2px; border-color: #d65600; border-style: solid; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

На днях известный мастер каратэ Евгений Галицын опубликовал на своей странице в Facebook интересную статью о макиваре. Рассуждения Евгения Борисовича вызвали живой интерес у Будо-аудитории, многие читатели задают вопросы и не без резона интересуются у автора, когда же выйдет его книга. Мы публиковали несколько статей Галицына и не могли пройти мимо материала о макиваре. Статья публикуется без изменений.

Евгений Галицын: "Макивара… Макивара??? Макивара!!!"

Макивара, - неотъемлемый, почти культовый тренировочный снаряд в каждой более-менее серьезной школе каратэ. Об этом слышали все, кто так или иначе на практике соприкасался с каратэ.

Но почему-то о том, для чего, кроме общих слов о "набивки ударных частей", она предназначена, как ее сделать самому и как правильно ее использовать, информации не так много.

Раньше под макиварой в каратэ понимали некий, назову его "традиционный" вариант - неподвижно закрепленную одним (нижним) концом и вертикально установленную довольно толстую доску, высотой, как правило, до уровня плеча или подбородка, верхний конец которой должен быть обмотан грубой веревкой из рисовой соломы или просто привязанным снопом соломы (собственно - "макиварой"), который в процессе работы по нему становился все тоньше и тоньше, и постепенно удары наносились уже по голой доске. (Выражаю благодарность Горбунову И-сану за подробную историческую справку!)

Затем постепенно веревку или сноп стали заменять другими материалами - кожей, свернутым брезентом, резиной, полиуретаном и т.п., но "общая конструкция" оставалась неизменной: под термином макивара как правило понималась вкопанная в землю (или вмонтированная в пол) специальная упругая доска различной толщины с выделенной рабочей зоной для нанесения удара в ее самой верхней части.

Сейчас к рассмотрению (и особенно к приобретению) предлагается довольно много самых различных вариантов макивар: и "традиционная" вертикальная и ее разновидность - горизонтальная, и современная настенная, сделанная на основе автомобильной покрышки, и компактная металлическая многорычажная с изменяемой сменной системой натяжения, требующая для своего изготовления промышленного оборудования, а также макивара на растяжках, переносная портативная, даже авторские макивары - макивара Федоришена, макивара Шилова, и т.д, и т. п.
Я не буду давать им оценку - пусть это сделает каждый для себя сам, я буду говорить о том, как лучше и как правильно макивару использовать.

Если взглянуть на наиболее распространенные в сети фото макивары, а также на некоторые видео мастеров, работающих на своих "традиционных" макиварах, то, как правило, видим в качестве ее основы довольно толстую деревянную доску шириной до 20 см и толщиной около 4-6 см, а у некоторых - даже толстенный брус толщиной в 10-15 см., обмотанный в верхней части грубой веревкой или прикрытым современным комбинированным "бойком" (термин - не мой, взят из параллельной статьи Володи Воловикова).

Такие макивары действительно существуют, но они подходят лишь единицам, годами готовившим свои конечности к работе на таком "агрегате". А вот комментарии к подобным фото и видео, в которых читаешь, что кто-то делает на подобной макиваре по 300-500 ударов каждой рукой, причем - ежедневно, вызывают массу вопросов…

Если к разговору о работе на макиваре подходить серьезно, то начинать надо с того, что макивара должна подбираться каждым человеком индивидуально под себя, с учетом своей текущей подготовленности и своего роста, и при этом он должен помнить - макивара должна быть разная на разных этапах подготовки.

Не претендуя на изложение окончательной истины и описание всех существующих вариантов, я просто напомню, чему и как нас (еще в СССР!) учили наши первые УЧИТЕЛЯ, и чему учили и учим мы, постоянно переосмысливая опыт своих тренировок.

Хочу также предупредить, что я не ставил задачу дать детальное и подробное описание методики работы с разными "ученическими" макиварами и на каждом этапе, поскольку это сложно, если не невозможно в "заочном варианте".

Цель статьи - прежде всего предостеречь нашу каратэ-молодежь от неправильных рекомендаций, выводов и ошибочных подходов к тренировкам, которые могут быть сделаны на основе увиденного в сети, помочь им сохранить собственное здоровье, и обратить внимание на основные важные составляющие работы на макиваре, часто по тем или иным причинам остающиеся без внимания.

Началу работы на любой макиваре обязательно должны предшествовать специально-подготовительные упражнения для укрепления мышц и связок кисти, запястья, предплечья и т.д. Это - и отжимания на кулаках и пальцах, и различные прыжки на кулаках и тыльной стороне кисти в упоре лежа, и упражнения с отягощениями (тиси), и упражнения на тренажере Сотского, и т.п.

Как правило, параллельно с ОФП и СФП идет начальное изучение техники. И только когда ученик уже может более-менее правильно выполнить технику удара "по воздуху" - начинается работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, и собственно над постановкой удара.

При наличии необходимого оборудования и инвентаря в тренировочный процесс активно включается работа на макиваре, мешках, грушах, лапах, кольцах и т.п.) Т.о. в процессе теперь уже этих специализированных тренировок происходит дальнейшее укрепление и подготовка мышц, связок, костей к ударным нагрузкам, недоступное при "работе по воздуху", но крайне необходимое для выполнения точных ударов в полную силу по различным поверхностям.

Не секрет, что у работы на каждом их перечисленных снарядов - своя методика использования для эффективных тренировок. Ограничусь описанием правильной работы только на традиционной макиваре.

Бытует мнение, что макивара предназначена только для набивки и закалки ударных частей как основы для постановки удара. Но не акцентируется, что для каждого этапа тренировки и закалки подбираются различные макивары переменной жесткости, и на каждой - используется специфическая методика работы.

Стандартные макивары, как правило, изготавливаются из досок прочных пород дерева равной (одинаковой по всей длине) или переменной (равномерно или особым образом уменьшающейся кверху) толщины и ширины, и, соответственно, разной степени упругости и жесткости.

Сразу хочу сказать: распространенная в интернете рекомендация работы на макиваре, идущая якобы от восточных мастеров - "не умничай, подходи и бей" - это самый прямой и самый короткий путь к ссадинам и повреждениям кожи, ушибам надкостницы, бурситам, травматическому артрозу и малоподвижности пальцев и кисти.

На самом деле тренировка на макиваре должна представлять длительный, постоянный, постепенный, строго контролируемый и непрерывный процесс "выращивания прекрасного цветка", в роли которого - наше собственное физическое и психологическое здоровье.

Макивары условно можно подразделить на Скоростные (ученические) и Силовые (мастерские).

Толщина верхней части скоростных макивар разная и подбирается в соответствии с задачами:
- для первичной закалки кожи;
- для уплотнения подкожной клетчатки, укрепления и закалки надкостницы;
- для укрепления капсулы ударной поверхности суставов;
- для укрепления связок пясти, кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

Соответственно, толщина верхней части макивары под "бойком" варьируется от 5 мм до 15 мм. Такая "скоростная" макивара под воздействием удара должна отклоняться от вертикали на расстояние от 30 см до 10-15 см...
При работе на таких макиварах используют расслабленные удары на различную (постепенно увеличивающуюся) глубину правильно "сформированной", но не напряженной ударной частью руки.
И начинают работу на скоростных макиварах обязательно с почти "бесконтактной" тренировки точности, нанося удары по пластилиновому шарику на бойке макивары (как обязательной предпосылки предотвращения повреждения целостности кожи) и первичного умения дозировать требуемое усилие для выполнения удара на различную глубину.

Затем шарик убирают и начинают работу с ударов для уплотнения кожи - наносят точные удары глубиной 1-2 см, затем - для укрепления надкостницы -удары глубиной - 4-5 см, далее - для укрепления суставных капсул - удары глубиной -от 5 до 10 - 15 см…

Такая последовательность работы имеет, с одной стороны, прежде всего формирование психологической готовности ударить в твердый предмет, постепенно укрепляя ударные поверхности, но главное - избежать формирования "подсознательного тормоза", неизбежно возникающего из-за ссадин кожи, ушибов и даже первых бурситов от ударов.
С другой - она позволяет как можно позже подойти к своему "скоростному барьеру".

Еще раз подчеркну, что скоростные макивары предназначены (наряду с закалкой ударных частей) прежде всего для как можно более позднего возникновения "скоростного барьера" и для предотвращения "внутреннего подсознательного "тормоза", неизбежно возникающего из-за опасения получения ушибов и растяжений связок, особенно на начальных этапах работы.

После работы на "скоростных" макиварах переходят к работе на "силовых".

Силовые макивары предназначены:
-прежде всего для корректировки выстраивания взаиморасположения различных костей тела для передачи максимального усилия в ударную часть и их гармоничного взаимодействия при "продавливании" сопротивления макивары;
-для развития взрывной силы участвующих в ударе мышечных групп.
- для "прочувствования" включения именно нужных групп мышц в выполнение удара на определенных режимах работы;
- для тренировки "разделения тела" как важной предпосылки мощных ударов на заданную глубину. (Кто "в теме", тот знает, что при работе по голове и туловищу, особенно- целенаправленно по конкретным внутренним органам для различных последствий применяются удары разной глубины и направления передачи импульса, и т.д.). Иногда для контроля этого на макиваре используют дополнительный контрольный маятник как показатель достаточной глубины "пробива".

Толщина таких силовых макивар - от 5-6 см в нижней части до 1,5-2 см в верхней. "Сводится" или уменьшается толщина доски от максимума внизу до необходимой вверху специфическим образом, обязательно с тыльной стороны доски, что позволяет не терять прочность при убывании жесткости. Индивидуальная высота силовой макивары - также примерно до уровня подбородка или плеча. Количество "рабочих зон" или "бойков" на ней - в зависимости от предназначения конкретной макивары - от одного до 3-5…

Кроме соблюдения последовательности смены макивар важными условиями работы являются:
- Правильное использование "сформированного", но не напряженного кулака, прямого положения запястья, обеспечивающие способность встретить цель на любом участке ударной траектории и правильно и безопасно передать усилие;

Тренировка "точности" и своевременности вращения кулака перед попаданием в "боек" как условие предохранения от ссадин. Для ускоренного формирования точности любителям "экстремальной" тренировки предлагаю использовать отработку удара в цель, вызывающую болевые ощущения при ошибках, например в днище консервной банки или маленькой кастрюльки, подобранной по размеру так, чтобы в нее свободно проходил кулак, оставляя по бокам пространство примерно в 5 мм. В такой работе, если ошибешься с точной центрирования удара - будет очень больно, а боль - учит лучше и быстрее любых слов.

Разминка и подготовка ударной части и окружающих суставов, и обязательная "заминка" после окончания работы.

Необходимо соблюдать не только последовательность работы на макиварах различной толщины, но и не превышать допустимую частоту работы в неделю для разных типов ударов (хлестких, силовых, таранных..) и выдерживая оптимальные перерывы для восстановления после нагрузок ударных поверхностей, суставов и связок - каждую ударную часть прорабатывать не чаще 2-х раз в неделю.

При энергичной работе на силовых "мастерских" макиварах имеют смысл использование фарм-препаратов (растирок) и тепловых спец-процедур в течение первых 2-х часов после ударной работы, а также придерживаться правильного питания.

Повторюсь: к отработке импульсных ударов на силовой макиваре можно переходить только после длительной предварительной работы на скоростных макиварах, обеспечивших достаточную подготовку всего суставно-связочного и опорного -двигательного аппарата к большим нагрузкам, и соответствующую подготовку нервов, связок и участвующих в работе мышц.

Критерием возможности начала перехода к более жесткой макиваре может служить субъективное отсутствие болевых ощущений в костях и связках как при работе на макиваре, так и после тренировки, при ощущении некоторой "наполненности" и "теплой тяжести" в ударных частях после тренировки.

Количество сильных ударов не должно превышать 30-50 на каждую ударную часть, и повторяться не чаще чем 2 раза в неделю. За одну тренировку желательно "обрабатывать" не более 3-х ударных частей.

Другие Обязательные пункты, которые надо соблюдать при работе на макиварах:

Первое требование - работа на макиваре является логичным продолжением и закреплением Кихона. Не должно быть искажения ранее изученной правильной техники. Этого достигают как подбором правильных исходных положений и выбором местоположения перед макиварой, а также и изолированной работой над отдельными фазами ударов.

Второе требование - обязательны согласование ударов с дыханием, а работы задней ноги - с правильным моментом окончания вращения бедер и вариантом напряжением мышц кора.

Соблюдение требований "разделения тела" для нейтрализации "обратного удара" за счет соответствующего расслабления и "выстраивания" тела, шеи и плеч, особенно в случае так называемого таранного и "залипающего" удара, располагая тело в соответствии с анатомическими "лучами силы".

Проработка разных типов включения мышц кора при работе на макиваре (прямое, перекрестное, двойное и т.п.) при импульсном ударе;

Помнить об особенности работы бедер и ног при отработке варианта удара типа "плеть", и избегание "рассеивание силы" за счет широчайших мышц спины.

Правильная работа колена передней ноги - как условие того, что "удар не уйдет в пол", моменты его расслабление и включение для сохранения устойчивости и равновесия.

Особенность работы колена задней ноги в "бедро-импульсе" для согласование вращательного и поступательного движений.

Работа на макиварах выполняется сначала одиночными ударами с места, затем - со значительным перемещением ОЦТ, с различными передвижениями, в связках с блоками и ударами ног, и т.п.

Специфика подобной работы - уже за пределами данной статьи.

Таковы лишь некоторые существенные моменты, общие для всех. Детали, нюансы, акценты и поправки в каждом отдельном случае делаются тренером (учителем) уже по ходу тренировки.

К сожалению, большинство людей, приходящих на тренировки в каратэ, не обладают развитыми способностями кинестетического самоконтроля, и не могут самостоятельно определить причины неправильного исполнения. Иногда кому-то может в этом помочь использование видеосъемки с последующим анализом, и сопоставление с видео мастеров, и т.п.

Но самым лучшим (и безопасным! вариантом является тренировка под "присмотром" учителя или у хорошего тренера, способного не только научить, но и помочь учиться.

Когда-то в своей статье "Даны, пояса, разряды. и кому все это надо" (она еще есть в сети) я написал:

Каждому ученику не лишне помнить:
- Ни один учитель, каким бы "великим" и известным он не был, не может никого научить насильно. Насильно можно только "выдрессировать", и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки.

Учитель может только помочь научиться тому, кто этого сам очень хочет и готов работать.

Хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости.

И только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своем Пути, сохранив и даже улучшив при этом свое здоровье".

Я по-прежнему искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.



Loading...Loading...