1 кто является изобретателем компьютерного манипулятора мышь. История эволюции компьютерных манипуляторов

Во всём мире изобретателем компьютерного манипулятора или же первой компьютерной мыши справедливо считают Дугласа Энгельбарта. Однако, как и в случае с большинством изобретений, она не взялась из ниоткуда, и до того, как было придумано устройство, породившее современную мышь, уже существовало несколько подобных концепций, прототипов и вполне функционирующих устройств. Так что, если вы вдруг заинтересовались происхождением и историей этого помощника в навигации по вашей рабочей области, то найдёте в данной статье достаточное количество информации, которая, возможно, прольёт свет на возникшие у вас вопросы.

Первый трекбол

Прослеживая историю создания компьютерной мыши, стоит начать с одного британского инженера, изобретение которого было классифицировано как военная тайна и скрыто от общественности. Этот инженер был профессором Ральфом Бенджамином , который, работая в научном отделе военно-морских сил Великобритании, изобрел устройство, функционировавшее почти так же, как и трекбол, ещё в середине 40-х годов прошлого века. Согласно интервью с доктором Бенджамином, проведенном в 2013 году, ему поручили задание помочь с разработкой устройства под названием «Комплексная система отображения». Она являла собой раннюю версию ЭВМ, которая должна была рассчитывать теоретическую траекторию отслеживаемого самолета на основе входных данных пользователя.

Курсор на экране контролировался простым джойстиком, который, по мнению Бенджамина, мог быть значительно улучшен, и после некоторых доработок он придумал то, что назвал «roller ball ». Он функционировал почти также, как и стандартная механическая мышь, имея внешний шар, манипулирующий двумя прорезиненными колесами внутри, предназначенных для осей X и Y. Затем это движение было переведено на соответствующее перемещение курсора на экране.

Так почему же люди не считают, что именно профессор изобрел мышь? Кроме того, что устройства Бенджамина не было прародителем современной компьютерной мыши, оно являлось скорее её абсолютной противоположностью. Ведь вместо того, чтобы перемещать мышь, задействовав трение шара о рабочую поверхность, вы должны были поворачивать огромный шар вручную. Так что это была скорее вывернутая наизнанку огромная механическая мышка. И хотя устройство Бенджамина было более точным, чем джойстик, оно никогда не было реализовано, а из-за статуса военной тайны профессор не получил заслуженного внимания к изобретению, по сути, современного трекбола. И даже несмотря на новаторский характер устройства, он остается безвестной фигурой в истории компьютерной техники.

Вторая попытка

Аналогичное предыдущему устройство было разработано независимо от дизайна Бенджамина в 1952 году компанией Ferranti Canada , работающей по заказу Канадского совета по исследованиям в области обороны. Компании, помимо прочего, было поручено создать устройство ввода для компьютеров с бюджетом «около нуля долларов». Три инженера, работающие на Ferranti Фрэд Лонгстаф , Том Крэнстон и Кэньйон Тэлор , придумали идею использования шара, размещенного в специальном корпусе, который постоянно контактировал с четырьмя колесиками, расположенными вокруг него. Когда шар проворачивался в заданном направлении, движение колесиков переводилось в соответствующие движения курсора на экране.

Проще говоря, это была независимая «четырехколесная» версия трекбола доктора Бенджамина. Забавно, что в угоду низкого бюджета, с которым инженеры должны были работать, они не стали «изобретать велосипед». Вместо того чтобы проектировать трекбол с нуля, они просто использовали 16-сантиметровый шар для боулинга. Ну а в связи с тем, что устройство также разрабатывалось для военных, оно было покрыто пеленой секретности.

Видите ли, мышь Энгельбарта вообще не использовала шар, вместо этого два перпендикулярных колеса непосредственно касались для управления положением курсора. Несмотря на то, что дизайн этого устройства был довольно функциональным, его недостатком стало то, что одно колесо постоянно частично царапало поверхность стола. Однако, не будем опережать события.

Устройство Энгельбарта

Дуглас Энгельбарт разработал то, что считается прямым «предком» современной мыши в 60-х годах в рамках проекта по открытию наиболее эффективного способа взаимодействия с компьютером. Энгельбарт считал, что существующие устройства, используемые в то время (в основном клавиатуры и джойстики), были неэффективными. С помощью инженера Билла Инглиша он разработал портативное устройство, вмещающее два перпендикулярных колеса, движения которых контролировали курсор. По сути, принцип работы был тот же, что и у двух ранее упомянутых трекбольных устройств, но без шара и в куда более удобном для управления одной рукой размере.

Энгельбарт придумал концепцию этого устройства в 1961 году, а первый прототип был создан Инглишем уже в 1964 году. Позже, в 1966 году Энгельбарт и Инглиш к НАСА с просьбой финансировать исследование, с целью определения наиболее интуитивного и эффективного устройства ввода. Космическое агентство согласилось, после чего была проведена серия испытаний. Мышь оказалась наиболее эффективной, что удивило многих, даже создателей, так как она вообще не тестировалась до этого. А само название «мышь» прилипло к устройству в неопределённый момент, в ходе испытаний. Как отмечает Энгельбарт: «Причиной тому, скорее всего, послужил провод, идущий от задней части конструкции».

На осенней компьютерной конференции Joint, проходившей в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года, Энгельбарт представил мышку более чем тысячи инженеров-компьютерщиков в одной из самых влиятельных компьютерных презентаций всех времен, где также были презентованы и другие ныне широко известные разработки, вроде гиперссылок, видео связи, удалённого доступа и т.д.

Механическая компьютерная мышь и Xerox

Несмотря на публичный дебют мыши перед лучшими умами мира компьютерных технологий, роль Энджелбарта и даже сама монументальная презентация, которая сильно повлияла будущие десятилетий развития компьютеров, были в основном забыты. Как и многие другие изобретатели до него, Энгельбарт не получал особого признания. Это, несмотря на тот факт, что спустя несколько лет Инглиш продолжил разработки механической компьютерной мыши, которая использовала шар для управления положением курсора, что в последствии станет общим дизайном почти всех мышей, вплоть до появления оптических.

Помимо получения небольшого признания, за счёт того, что Энгельбарт и Инглиш работали в Стэндфордском исследовательском институте, когда разработали первую мышь, окончательный патент, который был предоставлен для неё в 1970 году, им не принадлежал. Таким образом, у создателей не было денег и прав на её изобретение. По сообщениям, Стэндфордский научно-исследовательский институт заработал немного денег с патента до того, как его срок истек в 1984 году, когда они лицензировали его для Apple.

Кстати, говоря об Apple, мышь, какой мы ее знаем сегодня, пришла к своему окончательному виду во многом именно благодаря Стиву Джобсу. Когда Джобс отправился в исследовательский центр, он ознакомился прототипом механической мыши, изобретенной Биллом Инглишем, который теперь работал на Xerox PARC . Джобс сразу увидел глубокий потенциал устройства. Как позже оказалось, Xerox продавали свой первый компьютер Xerox Alto вместе с этой мышью с 1973 года и позже комплектовали её с Xerox 8010 , выпущенным в 1981 году.

Однако «верхушка» компании, по-видимому, не правильно оценила, насколько инновационной была их система. Как отмечает Джобс: «Если бы Xerox знали, чем обладают, и воспользовались своими реальными возможностями, они могли бы быть такими же большими, как и I.B.M ., Microsoft и сами Xerox вместе взятые – крупнейшей высокотехнологичной компания в мире».

Мышь от Apple

Джобс, ошеломленный подобным отсутствием видения, отправляется назад в Apple, и заставляет свою команду полностью переосмыслить видение персонального компьютера компании, кардинально меняя свои планы, представляя оконную систему с мышью в качестве ключевого компонента. По словам Дина Хови, Джобс позже объяснил ему: «Мышь Xerox – это мышь, стоимость которой составляет $300, и она ломается в течение двух недель. Наша задача – изготовить аналог менее чем за $15. При этом он должен прослужить минимум пару лет, и я хочу пользоваться им как на ламинате, так и на джинсах». Затем Хови пояснил, что он скупил все шариковые дезодоранты (из-за самих шариков), а также маслёнку в качестве «корпуса». Это и было началом мыши от Apple. Что касается того, почему мышь Apple имела лишь одну кнопку, в отличие от других конкурентов (мышь Xerox имела три кнопки), здесь всё максимально просто. В компании посчитали, что управляться с таким диковинным и новым на то время устройством итак было морокой, поэтому сделать её простой и удобной было приоритетной задачей.

Первое появление Apple мыши было отмечено в комплекте с довольно спорным компьютером Apple Lisa . Эта первая мышь Apple, имевшая стальной шар для управления внутренними колесами для позиционирования. Вследствие, дизайн был переработан в очередной раз (с пришедшим на смену резиновым шаром) для более популярного компьютера Apple Macintosh, выпущенного в 1984 году, который стал одним из первых коммерчески успешных устройств для использования мыши. Microsoft также выпустила свою собственную мышь в 1983 году для ПК, в период между Apple Lisa и гораздо более известным Macintosh 128K , но именно последние впоследствии стимулировали более широкое внедрение мыши.

После успеха Macintosh другие компании последовали этому примеру, и мышь стала основным дополнением каждого персонального компьютера. Несмотря на многие предсказания, звучавшие в разные времена, что мышь пойдет по пути кассет и кнопочных мобильников, они всё ещё популярны и обретают различные формы и типы для предоставления наибольшего удобства и комфорта при взаимодействии с компьютером.

Оптическая мышь

Оптическая мышь была разработана примерно в 1980 году, наконец-то избавившись от шарика, который часто становился грязным от катания по поверхности рабочего стола, что, естественно, оказывало отрицательное влияние на работу мыши. В 1988 году был выпущен патент для оптической мыши, изобретенной Лизой М. Уильямс и Робертом С. Черри, которая должна была продаваться на коммерческой основе с продуктами Xerox, такими как Xerox STAR . Стоимость производства одной мыши составляла $17, а в продажу они поступали за $35. Несмотря на это, только в 1998 году оптические мыши стали коммерчески жизнеспособной альтернативой механическим мышкам и попали на массовый потребительский рынок. Это было достигнуто благодаря увеличению мощности обработки микроконтроллеров и сокращению затрат на компоненты.

И начиная с этого момента рынок контроллеров и манипуляторов стал развиваться стремительными темпами, равно, как и другие области техники и электроники. В 2004 году появилась первая лазерная мышь, позже в 2010 году были представлены такие устройства, как первая 3-D мышь, позволяющая свободно позиционировать курсор в объёмном пространстве, а также Microsoft Kinect , являющийся считывающим жесты устройством. Возвращаясь же именно к компьютерным мышам, мы ещё раз напоминаем, что современный рынок полон самых разных, проводных, беспроводных, геймерских и прочих моделей. А с рейтингами актуальных новинок в этой сфере вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Сначала я вам просто хотел показать кучу всяких старых мышек. Кто то бы удивился, а кто то вспомнил свое, родное! Потом решил немного все таки уделить внимание изобретателям этого устройства. Хотя вы все знаете эту историю, но все же … А потом уже пришлось показать вам некоторые новинки в этой сфере. Поэтому вместо поста «Старые мышки» пришлось написать «История манипулятора типа МЫШЬ»

Смотрим и читаем …

Большинству обладателей персонального компьютера вряд ли известно имя Дугласа Карла Энгельбарта. Однако это упущение не мешает практически 1 млрд человек ежедневно пользоваться его творениями, самое популярное из которых - компьютерная мышь.

30 января 1925 года близ Портленда, штат Орегое, в семье обычных фермеров-трудяг появился на счет мальчик. Мальчик как мальчик: пошел в школу, после нее поступил в местный университет, нацелившись на диплом инженера электрика. Но неожиданно грянувшая Вторая мировая война спутала все планы, определив молодого Дугласа на филиппинскую военную морскую базу радиотехником. Судьба уже определила путь далекого тогда от техники Дугласа, подсунув ему под нос журнал Atlantic Monthly с культовой статьей известного американского ученого в области IT и вычислительной техники Ванневара Буша «Как быстро мы способны мыслит» (As We May Think).

Автор статьи достаточно интересно рассуждал на тему отличия структуры человеческой памяти от внешних носителей информации. Он описал собственную гипотетическую фотоэлектромеханическую машину Memex, место которой скорее в научно-фантастическом фильме, нежели в нашей реальности. Однако изложенная теория одушевления неживой природы оказалась заразной, и Энельбарт всерьез задумался над перспективой использования сложнейшего армейского оборудования в мирной жизни.

Вернувшись с войны, Энгельбарт вернулся в родную alma mater за дипломом, откуда его забрали в лабораторию NACA (позднее NASA ) работать электротехником. Получив стабильный источник дохода, Дуглас окончательно перебирается в Калифорнию, где большую часть времени проводит на базе лаборатории. Оставшееся же время он посещает учебе в университет Беркли (это там где создали Free BSD ), по скольку понимает - идеи о создании искусственного интеллекта требуют серьезной научной основы.

В 1955 году он успешно оканчивает вуз со степенью жоктора наук в своей сфере и увольняется из NACA , чтобы приблизиться к своей мечте - быть ближе к компьютерам. Для получения нужных навыков доктор Энгельбарт становится правой рукой профессора электротехники университета. И в том же году его привлекают к многолетней работе над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансировалась военными. Нетрудно понять, что в стенах Беркли разрабатывали суперкомпьютер.

Через год он перебрался в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute) и тогда же впервые попытался поставить свои наработки на коммерческую основу. За последующие четыре года изобретатель запатентовал семь бистабильных газово-плазменных цифровых устройств и 12 магнитных девайсов. В частности те, что родились в ходе подготовки к получению докторской степени. Но продать их так и не удалось.

Не отчаявшись, Дглас вместе с инженером Хьюитом Крейном (Hewitt Crane) разрабатывает магнитные компоненты ЭВМ и проводит фундаментальное исследование феномена цифровых устройств и их потенциальной миниатюризации. Упорство и увлеченность Энгельбарта снова сделали свое дело. В Стэндфорде смягчились и помогли молодому ученому организовать собственную лабораторию и штат сотрудников, численностью достигающий 47 человек. Дуглас Энельбарт подвергает достаточно жестокому отбору людей, желающих принять участие в его проектах, неустанно повторяя: «Совершенствовать нужно не процесс, а частника процесса».

Сумасшедшая преданность ученого своему делу совершенно точно должна была привести к положительным результатам. Так и случилось - Дуглас расширил направления, по которым работает его лаборатория, известная в ту пору под названием Augmentation Research Center, и рабочую среду On-Line-System, или же NLS.

NLS - компьютерная система, включающая в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделенные экраны телеконференций, систему контекстной помощи.

Незадолго до этого Энгельбарт пишет статью под названием «Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта» (A Conceptual Framework for the Augmentation of Man’s Intellect), где описывает систему H-LAM/T (Human using Language, Artifacts and Methodoly, in which he is Trained (система повышения способностей человека посредством языка, артефактов и методологии)). Суть этого описания сводилась к тому, что в паре человек - машина пользователю отводиться роль ведущего (творческой составляющей), а компьютер выступает в качестве помощника (симбиоза динамических копонентов), усиливая природный интеллект человека.

В 60-е годы судьба благоволила нашему герою. Он позволил «золотопогонным» втянуть свою лабораторию в военный проект ARPANet, чем полностью развязал себе руки в финансовом отношении. Его метод подбора кадров лёг в основу организации команды вокруг первой распределённой компьютерной сети. Энгельбарт и его парни стали основными разработчиками ядра системы управления информацией, гарантирующего, что накопленные знания не будут утрачены и не станут недоступными вследствие несовершенства технологии управления форматами и протоколами. Именно тогда Дуглас предложил миру среду NLS (oNLine System), включающую в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделённые экраны телеконференций, систему контекстной помощи и многое другое. Увы, не смотря на очевидные достоинства, широкого распространения она так и не получила. Сетевые решения тогда казались нужными лишь узкому кругу трезво мыслящих учёных и генералов.

В то же время, совершенно неожиданно, всплеск общественного (но отнюдь не профессионального!) интереса к трудам лаборатории Энгельбарта проявился после демонстрации им на одной из технологических компьютерных конференций двух странного вида устройств, заменивших традиционное устройство ввода информации — клавиатуру. Под левой рукой докладчика покоился многокнопочный ёж, именуемый «аккордной клавиатурой» (chordal keyboard), а под правой — красавец на колёсиках из полированного дерева с коротким рядом кнопок по кличке «мышь» (mouse). «Аккордная клавиатура» позволяла осуществлять набор «одной левой», используя как отдельные клавиши, так и комбинации клавиш (по заверению посвящённых научиться этому не сложнее, чем «слепой» печати). Но настоящий фурор произвела неприметная «мышь» (или, на языке научного доклада, «индикатор позиций x и y»). С её помощью можно было манипулировать объектами по всей плоскости экрана.

Но давайте вернемся к ARPANet и мыши. Проект был уникален тем, что уже в то время (на дворе - 60-е!) содержал в себе систему контекстной помощи, электронную почту, телеконференции, гипертекстовые ссылки, редактирование текста в онлайновом режиме и оконный интерфейс. По сути, это была первая в истории работающая гипертекстовая система. Мэйнфрейм лаборатории Энгельбарта был вторым компьютером, подключенным к запождающейся тогда военной сети ARPANet - прямого прародителя современного Интернета.

Команде доктора было доверено создание ARPANet Network Information Center. И именно как побочный эффект проекта NLS на свет родился первый манипулятор, получивший название компьютерной мыши (или на языке научного доклада, « индикатор позиций X и Y «).

Это гениальное приспособление, без которого сейчас тормозится любой рабочий процесс на компьютере, разработали случайно. Просто существующие манипуляторы (джойстики, световые перья и клавиатура) замедляли процессы оконой среды, и Дуглас оперативно придумал дополнение, способное облегчить уже существующие процессы. Приспособление оказалось гениальной находкой!

И вот, при частичном финансировании NASA (в интересах космической программы), Дуглас и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных манипуляторов, включая ножные, наколенные и прочие. Так, в 1962 году на свет родился дикого (на сегодняшний день) вида монстр в деревянном корпусе. Первую мышь собрал Билл Инглиш (Bill English), а программы для демонстрации возможностей написал Джефф Рулифсон (Jeff Rulifson). Внутри устройства находились два металлических диска: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево.

NASA же изобретение не оценило, так как для его работы требовалась гравитация, каковой в космосе нет. Однако несколько модифицированная мышь Энгельбарта в 1968 году была продемонстрирована группе инженеров. Мышь имела три кнопки одинакового размера. Я смог поместить только три, хотя мне хотелось, чтобы устройство имело 5 кнопок, по одной на каждый палец руки, говорит Дуглас.

Новая система NLS так и не получила широкого распространения, потому что идеи Дугласа показались военным чересчур новаторскими для того времени. Эгельбарт никогда не стремился к созданию простейших схем. Он полагал, что физически и психически здоровому человеку совершенного не нужно все «разжевывать» и класть в рот. Например, чтобы нормально работать с аккордной клавиатурой, пользователь должен был выучить мнемонический и 5-битный двоичный коды. Причем это самое простое, что нужно было сделать для работы с системой.

Вдобавок к этому Энгельбарт не умел продавать свои идеи. Но за одну ему все-таки заплатили. Десять тысяч долларов за устройство, без которого нормальная работа на компьютере пользователям во всем мире не представляется возможной. Весь гонорар ушел на первоначальный взнос за скромный домик вдали от роскошных вилл, заполонивших Силиконовую Долину.

Провал NLS стал началом конца лаборатории Энгельбарта. Сотрудники бежали от ученого, не забыв прихватить идеи своего гуру.

Позже разработка попала в исследовательский центр компании Xerox . . В частности, разработку мыши Билл Инглиш продолжил уже под крылом компании Xerox PARC . Исследователи компании изменили конструкцию мыши, и именно в исследовательском центре Xerox компьютерная мышь стала похожа на современные устройства. Два диска были заменены небольшим шаром и роликами. Компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера Alto в начале 70-х. Впервые компьютерная мышь стала доступна обычным пользователям.

За счет того что устройство новых мышей отличалось от запатентованного Дугласом, с этим ничего нельзя было сделать. К тому же, в 1987 году срок патента истек, совсем чуть-чуть разминувшись с моментом, когда мыши в одночасье разбежались по планете стараниями компании Apple , Microsoft и IBM . В интервью Энгельбарт говорил, что Стэндфордский институт совершенно не понимал ценности, которую представлял патент на мышь. Доподлинно известно, что институт продал Apple лицензию на манипулятор по смешной цене 40 тысяч долларов.

Дальнейшая история компьютерной мыши связана с компанией Apple . Стив Джобс, исполнительный директор компании, заказал разработку упрощенной и более дешевой модификации мыши в исследовательском центре Пало Альто , планируя использовать манипулятор в персональных компьютерах Lisa . Тогда разработчики еще больше приблизили конструкцию мыши к ее современному виду, сделав ее разборной: можно было вынуть шарик и очистить внутренности устройства. Кроме того, из трех кнопок оставили только одну.

Отметим особо, что в 1981 году в Швейцарии появился современный мышиный гигант компания Logitech , продукцию которой под своим брэндом первоначально использовали Apple, Olivetti , Wang . Лишь к середине 80-х Logitech стала продавать мыши под собственной маркой.

Пока плагиаторы выжимали из его идеи миллионы, гений работал обычным служащим, посвящающим все свободное время семье. Ко всему прочему, у него сгорел дом, и в огне пропало все нажитое за годы, а сам Дуглас тяжело заболел. Он не любит говорить об этом периоде своей жизни и однажды даже назвал его «ссылкой в Сибирь».

Но даже загнанный в угол Энгельбарт не отказал человечеству в новых идеях. «Жить в этом мире становится всё сложнее. Поэтому каждый день мне приходится изобретать очередное колесо, призванное принести вам некоторое облегчение». Коллеги Дугласа называют это «нескончаемой революцией Энгельбарта». Однако «вяло текущее забвение» затянулось почти на четверть века. То там, то сям оживали идеи Дуга. В 80-х их охотно подхватывали джобсы-гейтсы. Меж тем Дуглас отсиживался в небольшой телефонной компании Tymshare, довольствуясь скромной зарплатой служащего. В 1984 компания была съедена крупным аэронавигационным конгломератом, которому неугомонный Энгельбарт (доставшийся новым владельцам в качестве бесплатного довеска) предложил от и до продуманную схему построения интрасети. Но тогда и слова такого «интрасеть» (intranet) никто не знал. Ответ руководства компании был ошеломляющим своей логичностью: «Этого нет даже в IBM или HP. На кой ляд нам это сдалось?» Дугу казалось, что он достиг дна бездонного колодца, из которого ему не докричаться ни до кого. В том же году врачи диагностируют рак. (- Господи, за что мне эти муки?! — Ну, не люблю я тебя.) Доведённый до отчаянья Энгельбарт начал борьбу за жизнь. Быть может ему всегда не хватало именно этого отчаянного остервенения. Впервые в жизни он поплыл против течения. И выжил. И заставил о себе вспомнить. Даже заработал что-то около миллиона долларов на старости лет в виде весьма престижных премий. Боюсь, это один из самых дорогих миллионов в истории развития компьютерных технологий. «Время жизни человека прямо пропорционально трудностям, которые он может себе позволить преодолевать. Я позволил себе немало». Журнал, недавно опубликовавший эту фразу Энгельбарта, заплатил ему за цитату больше, чем иной раз ему платили за очередное революционное изобретение.

В конце 80-х - начале 90-х про Дугласа неожиданно вспомнили и решили признать его заслуги и вклад в компьютерный прогресс. Награды посыпались на отчаявшегося изобретателя как из рога изобилия. Это позволило ему поправить плачевное финансовое положение и открыть некоммерческий проект Bootstrap Institute (Институт самосовершенствования), который по сей день существует на деньги властей и инвесторов. Организация объединяет представителей сферы IT с целью «формирования союзов и улучшения как своих организаций, так и самих себя».

А вот ещё одна знаменательная фраза. «Совершенствовать надо не процесс, а участника процесса», — любит говаривать старина Дуг. Представьте себе скольких врагов может нажить человек, позволяющий себе такие высказывания. Но Энгельбарт не ограничился словами, он разработал собственный стиль интеллектуального самосовершенствования, обозначив его как «bootstrapping» («шнуровка способностей», если угодно). Десять лет назад Дуглас организовал одноимённый общественный институт (Bootstrap Institute), доверив управление любимой дочери Кристине. Дети, как правило, наследуют интеллектуальные способности родителей. «Не имея ни гроша за душой, приходилось делиться с детьми: чем ни попадя». В любой области Энгельбарт терпеть не может «чайников», ему кажется отвратительной сама идея подстраиваться под чьи-то «хочу-не-хочу», если речь идёт о людях физически и психически здоровых. Его никогда не привлекали идеи создания «дружественных» систем. Людскую лень он считает величайшим злом на планете, поэтому напоследок старик мечтает модернизировать операционную систему человека.

Как уже говорилось, Энгельбарт не любит простых схем. Поэтому и его жизненная схема напоминала увлекательный фильм. Посвятив свою жизнь науке, он сумел сохранить землю под ногами и даже взрастить на ней плод - он не только отец компьютерной мыши, но и четверых детей. А ещё у него девять внуков.

А что же сегодня? Мы имеем два класса принципиально различных по устройству мышей механические и оптические. Иесли с механизмом работы первых знаком практически каждый, то об оптических технологиях стоит поговорить особо.

Итак, вкратце. Первая оптическая мышь была выпущена компанией Microsoft в 1999 году. А придуман этот вид мышей был в исследовательских лабораториях корпорации Hewlett-Packard . Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies , которое недавно полностью выделилось в отдельную компанию. Agilent Technologies, Inc. сегодня монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, и никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают и не выпускают. Работа мыши реализована следующим образом. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их. Вот, собственно, и все.

Не так давно появилась мышь Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse , использующая не светодиод, а инфракрасный лазер для подсветки поверхности. Преимуществом такого подхода является существенно лучшая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что и обеспечивает лучшую распознаваемость. Естественный минус необходимость рассеивать пучок лазера (иначе будет захвачен слишком маленький участок поверхности). Как следствие, происходит увеличение стоимости конечного продукта за счет установки дополнительных линз.

Естественно, что с 1962 года конструкция мыши существенно изменилась, появилось множество моделей от различных производителей, существенно превосходящих предшественницу по своим функциональным возможностям.

Уже давно не ново колесо прокрутки. Его появление было обусловлено многими факторами, и, в первую очередь, появлением ОС семейства Windows . Совсем недавнее нововведение возможность наклонять колесо вправо и влево и, таким образом, производить скроллинг по вертикали и горизонтали. Такая возможность реализована все в той же MX1000 и некоторых других моделях.
Чуть дальше пошли разработчики из компании Cherry , установив на спинку мышки шарик (Cherry GLOBE ) на манер трекболов, речь о которых пойдет ниже. Вращая его пальцем, можно скроллировать окно в произвольном направлении. Ничем другим, однако ж, данная модель не примечательна.

Другим наиболее распространенным вариантом модернизации является установка дополнительных боковых кнопок. Такие модели мышек есть у всех без исключения производителей. Разница лишь в том, насколько удобно расположены дополнительные кнопки, и можно ли самому выбрать действие, выполняемое при нажатии.

Специалисты из A4Tech решили, что пользователь никак не обойдется без двух скролликов, которые и были установлены на место одного стандартного. Вторым колесом, как вы уже догадались, осуществляется горизонтальная прокрутка содержимого окна.
На волне моддинга всех без исключения компонентов ПК (появились даже светящиеся винтики) стали появляться мыши с различными подсвеченными частями. Например, это касается ряда мышек, выпускаемых под торговой маркой Genius , в частности, моделей WebScroll+Eye и WebScroll+ . Колесико прокрутки этих манипуляторов выполнено из полупрозрачного материала, а непосредственно под ним установлен красный светодиод, загорающийся при получении сообщений электронной почты таким образом мышь извещает пользователя о новых письмах, поступивших в его почтовый ящик.

Компания Logitech создала модель Media Play , которая работает еще и как пульт дистанционного управления. На корпусе мыши установлено огромное количество дополнительных кнопочек с подсветкой, которые позволяют контролировать настройку звука в системе и выполнять множество других мультимедийных функций.

Не прижились мыши с обратной связью. Еще в 2001 году вышла серия мышей Logitech iFeel (и ряд моделей других производителей). Мыши были оснащены механизмом обратной тактильной связи. Предполагалось, что это должно было обеспечить пользователю дополнительную помощь: мышь семейства iFeel способна вибрацией корпуса информировать о пересечении границ окон или кнопок. Идея действительно новаторская, но, как выяснилось, не очень практичная: менее чем через два года манипуляторы серии iFeel были сняты с производства.

И, наконец, самая необычная, на мой взгляд, модель NoHands Mouse от компании Hunter Digital . Это как бы мышь, которая управляется… ногами! Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только существенно более удобно в использовании по сравнению с обычными моделями мышей, но еще и позволяет избавиться от так называемого запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mouse обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Вот так вот, техническая мысль не дремлет.

История появления трекболов несколько более необычна, чем мышиная. Собственно, началась она примерно в то же время, в начале 60-х, и тоже при участии вездесущего NASA . Канадские специалисты работали на военно-морской флот Канады , и в ту пору некоторые из их разработок проходили испытания на кораблях на озере Онтарио . Однако разработка трэкбола, будучи не оцененной никем, незаметно вышла из военных структур. Британский и американский флот также не прониклись прототипом компьютерной мыши в достаточной для покупки прав на изобретение степени. Не обратив на себя внимания, трекбол несколько лет провалялся на полке, так как тогда не было никакой необходимости в такого рода устройстве. О нем вспомнили, только когда развитие компьютерной техники привело к необходимости создания устройства для управления и позиционирования курсора. Как заявил Том Крэнстон , один из создателей прототипа компьютерной мыши, в интервью газете Toronto Star , проблема заключалась в том, что трекбол был создан слишком рано. Идея трекбола появилась у Крэнстона и его коллег во время работы над созданием компьютеризированной сети радаров, по заказу военных. Трекбол был лишь небольшой частью этого проекта, однако он сыграл наиболее значительную роль.

Системе, над которой работали инженеры, требовалось устройство, с помощью которого оператор мог указать на точку на экране. В начале 60-х, во время работы над проектом, стандартными средствами управления были переключатели, кнопки и клавиатура. Система, создаваемая канадскими специалистами, включала один из первых в мире графических интерфейсов, и им было необходимо какое-то устройство, чтобы управлять жуком (bug так в ту пору называли курсор) на экране. Для устройства было решено использовать шар с гладкой поверхностью. Первым, что подвернулось инженерам, оказался шар для боулинга. С великой гордостью отмечается, что это был именно канадский шар для боулинга, так как американский шар, с несколько иной конструкцией, не подходил. Всего в рамках проекта были сделаны 9 трекболов, по два на каждый из 4 кораблей и один на наземную станцию.

Итак, трекбол мышка наоборот. Управление осуществляется не перемещением самого манипулятора, а вращением шарика в нужном направлении при помощи пальцев или тыльной стороной ладони. Обычно трекболы используются тогда, когда необходима очень высокая точность управления. Работа с трекболом требует намного меньше места по сравнению с мышью, а также позволяет не мучить запястье и избежать появления того самого синдрома. С другой стороны, научиться работать с мышью все же проще, а для игр трекбол не применим вообще.

Какие же они бывают? По аналогии с мышкой механические и оптические. Датчик регистрации перемещения механических трекболов не имеет принципиальных отличий от аналогичного узла механических мышей, за исключением местоположения шарика. Одним из существенных недостатков механических трекболов является необходимость в регулярной очистке шарика и осей датчиков перемещения, причем гораздо более частой, чем в случае механической мыши. Расположенный сверху шарик очень хорошо собирает пыль, да и руки пользователя, непосредственно соприкасающиеся с его поверхностью, также не всегда чисты. Кстати, именно по этой причине механические трекболы не смогли закрепиться в портативных компьютерах, уступив свои позиции более надежным (хотя и менее удобным) сенсорным панелям.

Fellowes Micro Track

Первыми решить проблему, связанную с утратой трекболом работоспособности при загрязнении шарика, сумели специалисты компании Logitech. Суть разработанной ими технологии Marble заключается в использовании шарика с рисунком из мелких черных точек (Marble по-английски означает мрамор) и установленного в корпусе трекбола неподвижного оптического сенсора, который с большой частотой делает снимки находящегося перед ним участка шарика, освещаемого светодиодом. Вычисление величины и направления смещения производится путем обработки последовательности изображений, так же как в оптических мышах. Во всех выпускаемых сегодня моделях трекболов Logitech используется технология Marble.

Помимо Logitech, собственную технологию оптического сенсора для трекболов IntelliEye разработала компания Microsoft. Внастоящее время, наряду с оптическими трекболами Logitech и Microsoft, на рынке присутствуют также более дешевые механические модели. Их, в частности, выпускают тайваньские компании А4Tech и Kye .

В отличие от мышей, разные модели трекболов могут существенно различаться по конструктивному исполнению. В трекболах классической конструкции шарик располагается по центру манипулятора в таком положении его можно прокручивать указательным, средним и безымянным пальцами либо тыльной стороной ладони. Однако сегодня можно встретить самые неожиданные конструкции: шарик может быть смещен в сторону или даже расположен сбоку (под большим либо под безымянным и указательным пальцами). Помимо унаследованных от мышей двух основных кнопок, современные модели трекболов зачастую оснащаются дополнительными органами управления колесиком прокрутки и дополнительными клавишами.

Некоторые производители выпускают гибридные манипуляторы, сочетающие в себе функции мыши и трекбола. В качестве одного из подобных примеров можно привести Maxxtro 4D Omni-scroll MUSOMNIOPT . Фактически, это обычная мышь с расположенным между двумя основными кнопками небольшим трекболом. При помощи шарика можно управлять либо прокруткой содержимого окна (в горизонтальном и вертикальном направлениях), либо положением курсора. Переключение режимов производится посредством дополнительной кнопки, расположенной на корпусе манипулятора.

Maxxtro 4D Omni-scroll MUSOMNIOPT

Есть и совсем нестандартные конструкции, как, например, Fellowes Micro Track , который одевается на палец. Как утверждает производитель, устройство предназначено преимущественно для пользователей ноутбуков, не любящих стандартные средства ввода сенсорные панели и мини-джойстики. Огромный плюс заключается в том, что если обычному трекболу все-таки требуется поверхность, куда его можно положить, то управлять с помощью данной модели можно на весу.

Современные оптические трекболы Logtech

На корпусе трекбола находятся три кнопки, причем одна внутри кольца. Чтобы ее использовать, трекбол нужно упереть в ладонь. Она-то и дублирует левую кнопку обыкновенной мыши. К сожалению, устройство чисто механическое, а значит, его придется частенько чистить. Основная же проблема заключается в том, что с Fellowes Micro Track просто неудобно работать. При нажатии на внутреннюю кнопку происходит сокращение ладони и одновременно увеличивается диаметр отверстия, куда просунут палец. Трекбол начинает смещаться и выскакивать из руки, на какой палец ни одень. Так что дизайнерам еще есть куда совершенствоваться.

А вот еще движение вперед:

Конструкция компьютерной мыши получила свое дальнейшее развитие в модели Manhattan Stealth. Теперь мышь стала не только беспроводной, но лишилась еще и кнопок и колеса прокрутки…

Таким образом, у бесхвостого компьютерного грызуна больше нет никаких механических деталей. Вместо них на передней части «спинки» мыши расположена высокочувствительная сенсорная панель, по которой пользователь, в зависимости от требуемого действия, должен водить или слегка постукивать пальцем.

Девайс имеет эргономичный черный корпус с особым мягким покрытием SilkTouch. Оригинальная конструкция ножек гаджета обеспечивает плавное скольжение по большинству покрытий, а лазерная система позиционирования позволяет очень точно управлять курсором. В комплект поставки входит USB-ресивер, который поддерживает беспроводную связь на частоте 2,4 ГГц. Для обеспечения питания девайса используются две ААА-батарейки. Будет ли удобна она, новая мышь?..

источники

http://it-master.biz

http://www.marsiada.ru

http://scienceblog.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

60-е годы XX века. Персональный компьютер станет массовым устройством только два десятилетия спустя, но учёные уже во всю пользуются вычислительными машинами. Для управления хватает клавиатуры - надо только знать команды. Однако появление графических элементов заставляет изобретателей задуматься о том, как удобнее ими пользоваться.
Доктор электротехнических наук Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart), сидя на конференции по компьютерной графике, кажется, находит неплохую идею. Экран - это массив пикселей, расположенных по вертикали и горизонтали. Для передвижения по нему можно использовать два диска, каждый из которых отвечает за свою ось. Для контроля добавим на экран метку, она же позволит взаимодействовать с объектом, который находится под ней. Со временем это сложное описание будет низведено до понятия «клик», но в 60-е годы идея была прорывной. Осталось её реализовать.

Дерево, диски и скучное название

Когда Министерство обороны США приглашает доктора Энгельбарта работать над проектом системы передачи информации, он понимает - здесь не обойтись без нового манипулятора. О дизайне никто не думает, важнее функциональность. Поэтому первая мышь, представленная 9 декабря 1968 года, выглядит как шкатулка. Название изобретения не менее топорное - «X-Y индикатор для систем отображения данных».



Внутри устройства установлены два диска: один отвечает за движение по горизонтали, второй - по вертикали. Возможно, этими же дисками выпиливался деревянный корпус мыши. Курсор выглядел как пятно света, ни о какой стрелки речи не было. Сверху - одна кнопка, больше и не надо. Мышью устройство начали называть практически сразу после публичной демонстрации - всё из-за провода, который напоминает хвост.

Впоследствии от дерева отказались в пользу пластика, а количество кнопок увеличилось до трёх. Какое-то время в комплекте с мышью поставлялся модуль с дополнительными клавишами. Он располагался слева от клавиатуры и поддерживал большое количество сочетаний для выполнения различных операций. Вот только запомнить все команды не могли даже разработчики, поэтому от модуля быстро отказались.



Шарик открывает новые направления

Кататься на дисках мыши долго не пришлось. Уже в 1972 году Билл Инглиш (Bill English), который работал вместе с Дугласом Энгельбартом ещё над деревянным прототипом, разработал для компании Xerox конструкцию с трекболом внутри. Курсор приводился в движение металлическим шариком и двумя роликами, так что количество возможных направлений наконец-то стало больше четырёх.



Главная проблема шарика - постоянное загрязнение, даже при использовании специального коврика. Старожилы помнят, что когда-то залипающий курсор лечился разбором мышки с последующим протиранием внутренностей спиртом. Ещё шарик можно было украсть после урока информатики.

Впрочем, в 70-х годах проблемы кражи шариков не было, как и персональных компьютеров для массового пользователя. Когда же в 1981 году в продаже появился первый ПК с мышью в комплекте (Xerox 8010), манипулятор ждал провал. Люди отлично пользовались клавиатурой, работали с системой через текстовый интерфейс и не понимали, зачем тратить 400 долларов (половина средней месячной зарплаты в США в то время!) на непонятную коробку, у которой так мало кнопок.

Компьютерную мышь от забвения спас Стив Джобс.

Революция от Apple

Январь 1983 года. В продаже появляется компьютер Apple Lisa, а вместе с ним - мышь всего за 25 долларов. Оценив потенциал устройства, Джобс настоял на максимально возможном снижении цены. Разработкой мыши занимались инженеры компании Hovey-Kelley, впоследствии переименованной в IDEO. Они создали сотни прототипов, проводили исследования с фокус-группами, чтобы определить необходимое количество кнопок и даже громкость щелчка.


Благодаря резкому снижению стоимости устройство стало массовым, а пользователи начали постепенно привыкать к управлению графическим интерфейсом с помощью нового манипулятора. Всё это могло произойти намного раньше, если бы компания Xerox осознала потенциал устройства. Но никто из руководителей не оценил важность графического интерфейса и варианты использования манипулятора. Все разработки Xerox в этом направлении обошлись Apple в 40 000 долларов.

Джобс не был бы собой, если бы не обратил внимание на дизайн. У мыши от Apple была только одна кнопка, но это не сказалось на функциональности. В последующие годы устройство будет получать всё более скруглённые формы, менять цвета, Джобс будет лично проверять громкость щелчка, но отказ от большого количества кнопок останется неизменным.









Бездушные технологии вытесняют шарик

В течение 80-х и 90-х годов XX века менялся дизайн мыши, но в целом технологии оставались прежними. Металлический шарик заменили на прорезиненный, появилось колесо прокрутки, которое независимо друг от друга разрабатывали несколько человек, а популяризовала корпорация Microsoft. Инженеры работали и над формой, делая её более эргономичной, но главную проблему - загрязнение шарика - удалось решить только в 1999 году вместе с выходом первой массовой оптической мыши Microsoft IntelliMouse Explorer.



Вообще-то первая оптическая мышь была создана ещё в 1982 году, но она работала только на особом коврике. Виной тому были оптические датчики, которым требовалась специальная штриховка. В конце XX века появились мыши с матричным сенсором. В них установлена быстрая видеокамера, которая непрерывно снимает поверхность, определяя направление движения устройства. Работу ей облегчают светодиоды. Однако такие устройства тоже не были совсем уж универсальными: на зеркальной и прозрачной поверхности сенсор терялся, а пыль и ворс приводили к ошибкам в движении - например, мелкому дрожанию курсора на экране.

Позже разработчики начали использовать полупроводниковый лазер. Это позволило увеличить скорость перемещения и снизить количество ошибок. Оптические светодиодные и лазерные мыши сейчас - основной ассортимент магазинов компьютерной техники.

Хвост потерялся

В том, что некоторые модели мышей остались без хвоста, более других виновата компания Logitech. Хроника преступлений:
  • 1984 год - Logitech разрабатывает первую беспроводную мышь, которая работает через инфракрасный канал.
  • 1991 год - появляется Logitech MouseMan Cordless, беспроводная мышь на основе радиосигнала с частотой 150 кГц.
  • 1994 год - Logitech представляет следующее поколение беспроводных мышей с радиочастотой 27 МГц.
  • 2001 год - первая серийная беспроводная мышь Logitech Cordless MouseMan Optical.



Будущее компьютерной мыши

Вряд ли в ближайшее время произойдет революция, которая кардинально изменит внешний вид и предназначение мыши. Производители, конечно, экспериментируют с дизайном и даже пытаются продвинуть новые технологии передвижения, но дальше прототипов или редких устройств для решения узких задач дело почти не доходит. Индукционные мыши, гироскопические мыши - спасибо за интересное описание возможностей, но это не массовый продукт.




Куда интереснее, как разработчики играют с количеством кнопок. Одни отказываются от них совсем, предлагая мультитач, другие добавляют новые клавиши с возможностью назначения им определённых команд. Но, по крайней мере, в XXI веке никто по собственной воле не отказывается от компьютерной мыши в любом её проявлении, предпочитая использовать только клавиатуру и текстовый интерфейс.

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

В современное время практически в каждой квартире имеется персональный компьютер, или ноутбук. Пользоваться ими умеют, как пенсионеры, так и маленькие дети. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто изобрел первую компьютерную мышь? Что сподвигло его на кропотливый умственный труд для разработки приспособления, которое многократно упрощает работу за ПК.

Кто и когда изобрел первую компьютерную мышь

Первую компьютерную мышь создал инженер-новатор Дуглас Энгельбарт. Изобретение появилось благодаря желанию ученого упростить работу на вычислительной технике.

Итак, в каком же году появилась компьютерная мышь? Энгельбарт стал продумывать и рисовать эскизы устройства еще с 1961 года. В то время уже существовали контроллеры, с помощью которых можно было управлять вычислительной машиной, но они были слишком большими и неудобными в использовании. Спустя год инженер выдвинул свой новый проект, и запросил грант от лаборатории Nasa. Организация поддержала ученого, и в 1965 году появилась первая модель мыши. Она представляла собой небольшой деревянный корпус, соединенный проводом с компьютером, и снабженный двумя перпендикулярными колесиками.

В 1968 году Энгельбарт выступил с презентацией усовершенствованной пластиковой мышки с тремя кнопками. Спустя два года изобретатель получил патент на производство гаджета.

Гаджет, придуманный Дугласом Энгельбартом, назвали мышкой, из-за того, что она имела толстый шнур, напоминающий хвост. Новатор надеялся, что по прошествии времени, ее название сменится на более достойное, но оно сохранилось по сей день. В дальнейшем, ученый не занимался усовершенствованием своего изобретения, посвятив время семье и борьбе с обнаруженным раком.

Кто такой Дуглас Энгельбарт?

Первый человек, начавший работу над созданием компьютерной мыши родился в 1925 году. Будучи юношей, он получил образование инженера-электрика, а после войны стал работать в организации NASA, когда и понял, что ему нравится заниматься компьютерными технологиями.

К изобретениям инженера относится не только мышь. Дуглас Энгельбарт разработал аккордную клавиатуру. Узнать в пластинке с пятью кнопками клавиатуру, сможет только человек, интересующийся историей развития компьютерных технологий. Нажимая на кнопки, можно набирать целые слова, словосочетания, тексты, программы, путем различных комбинаций одновременного нажатия.


Сейчас существуют современные модели аккордной клавиатуры, правда гаджет разработан не для «слабых умов». Запомнить множество сочетаний клавиш не так просто, как привычные многим «CTRL + C» и «CTRL + V».

Самому создателю было удобно пользоваться такой клавиатурой до последних дней. Он скончался в возрасте 88 лет.

Что принесло изобретение мыши в жизнь создателя

Работая над созданием гаджета, Энгельбарт не думал о том, как он обогатится. За успешное изобретение он получил всего 10000 долларов, которые потратил на покупку дома для своей семьи. Дальнейшие идеи новатора не принимались руководством. Некогда известный ученый ушел в тень.


В девяностых годах небольшое вознаграждение того, кто изобрел компьютерную мышь, посчитали несправедливым, и он получил премию – 500000 долларов.

На полученные средства ученый основал собственный институт, директором которого назначил свою дочь. Поступок был весьма благородным, ведь наверняка ученый мог обеспечить безоблачную, богатую жизнь себе и своим потомкам. Однако он счел более важным позволить высокоинтеллектуальным молодым людям обучаться, совершенствоваться и дарить миру такие же новаторские идеи, какие принес сам Дуглас.

Что станет с компьютерной мышью в будущем?

Несмотря на то, что изобретение Дугласа Энгельбарта верой и правдой служит людям уже более 50 лет, на смену всего старого, всегда приходит что-то новое. Разрабатываются все более и более усовершенствованные модели мышек. Уже существует устройство в виде перчатки, позволяющее управлять курсором, движениями пальца в воздухе, а в скором времени возможен переход на полностью сенсорное управление компьютером. К сожалению, через несколько десятков лет, мышь можно будет увидеть только в музее.

[Всего: 1 Средний: 5/5]



Loading...Loading...