Ахиллес бог чего. Ахилл (Ахиллес), величайший греческий герой в троянской войне

Греческий герой Ахиллес является одним из самых ослепительных и в то же время наиболее привлекательных фигур в мифах о Троянской войне. Его жизнь, любовь и смерть, как ни у какого другого героя греческой мифологии, была воспета на протяжении веков и до сегодняшнего дня, будь то в литературе, музыке, театре или в изобразительном искусстве.

Как никакой другой герой греческой мифологии, он всегда рассматривается с одной стороны, как восхваляемый герой, а с другой — как необузданный упрямец.

Каждой эпохе свойственно собственное понимание героя Ахиллеса и его снова и снова обсуждают в соответствии с текущими интересами и социальными дискурсами.

Ахиллес в искусстве

Это особенно заметно при изображении Ахиллеса в живописи, что в тот или иной момент стоит во главе угла на выставках: в зависимости от эпохи и культуры, на картинах показаны всегда разные эпизоды жизни Ахиллеса, подчеркиваются различные аспекты его героизма, придавая новый колорит и различные качества и формы его телу и фигуре, по разному оценивая его в обсуждениях.

В то же время образы Ахиллеса ищут в новых контекстах жизненных аспектов: так в древней Греции образ Ахиллеса встречается в основном на выдающихся полотнах, где изображены мужские застолья.

Здесь можно отметить героя как выдающегося воина, который в равной степени отличается своей силой и храбростью, а также он отличается своей жестокостью, которая превосходит все человеческие и божественные барьеры.

Всегда украшали картинами Ахиллеса свои жилища и гробницы. Однако, в отличие от , на первом плане в этих полотнах Ахиллес был изображён значительно реже как воин, скорее, тут были выбраны эпизоды из его детства и юности, которые показывают его как юного прекрасного мальчика или как желанного любовника в ослепительно-мужественном образе.

Более поздние эпохи еще раз подчеркнули совершенно другие стороны Ахиллеса: в придворной культуре Средневековья, в связи с тем, что многие правящие династии ссылались на их предполагаемое происхождение от троянцев, они показывали Ахиллеса как жестокого противника Трои, особенно излюбленными были изображения низвергнутого образа благородного рыцаря.

В период Барокко Ахиллес, прежде всего, предстаёт перед нами как мужественный любовник и герой, красивый в свой смертный час. XVIII и XIX столетие представило его разумным, сентиментальным, почти трагическим и незабытым героем. Эта история непрерывного переосмысления Ахиллеса продолжается и сегодня: по сей день мы представляем его через призму собственных взглядов. Но в отличие от древних греков, для которых их герой Ахиллес был ни хорошим, ни плохим, но всё, что он делал, было просто выдающимся для них, нам же нужна точность. Так Ахиллеса сегодня мы видим в кино, в комиксах или компьютерных играх. В современном мире обращают особенное внимание на его внешность и фигуру.

Рождение и молодость Ахиллеса

Ахиллес был сыном Пелея и морской нимфы Фетиды. Так как маленький Ахиллес, как и его отец был смертным, его божественная мать окунула его в реку Стикс, чтобы сделать его неуязвимым и даровать вечную жизнь. Но на его ноге осталось место, за которое его держала мать, и на которое не попала вода и, следовательно, оно оставалась уязвимым – это пятка: в результате это место было названо пресловутая «ахиллесова пята».

Ахиллес с наслаждением обучался Кентавром Хироном, который научил молодого героя верховой езде, охоте и обращению с оружием, а также игре на лире и исцеляющим искусствам.

Поскольку было предсказано, что Ахиллес либо погибнет до Трои, либо проживёт длинный, но очень славный жизненный путь, Фетида спрятала своего сына, переодетого в девочку, на острове Скирос. Там он и скрывался среди дочерей царя Ликомеда и влюбился в одну из девушек по имени Деидамия. Однако, хитрый Одиссей обнаружил спрятавшегося на Скиросе героя и попросил его следовать за ним на войну. Так Ахиллес пришел в Трою, где он стал самым выдающимся героем Греции.

Троянская война

Уже на свадьбе его родителей, судьба Ахиллеса была предрешена. Богиня раздора, Эрида, не была приглашена и, рассердившись, вызвала ссору среди богинь , Геры и Афродиты.

Молодой принц-троянец Парис должен был выбрать самую красивую из трех богинь. Наконец, он выбрал Афродиту самой красивой женщиной на земле. Однако Парис был влюблён в Елену, и обещал ей титул самой прекрасной женщины на земле. Он обратился к Афродите с просьбой продать её титул красавицы, чем очень разозлил богиню.

Поскольку Елена уже была замужем за Менелаем, королем Спарты, он похитил её и увёз с собой в Трою, и тем самым вызвал , в которой затем принял участие и погиб Ахиллес.

Ахиллес и Пентесилея

В борьбе с греками троянцев поддерживают амазонки. Участвуя в «битве амазонок», он встречает королеву Пентесилею, и влюбляется в неё, прекрасную воительницу. Он убивает ее мечом, и, остаётся со своей любовью, которая так и останется несбывшейся.

Гнев Ахиллеса

После почти десяти лет войны и бесчисленных подвигов, между Ахиллом и царем Агамемноном вспыхнул спор о прекрасной рабыне Хрисеиде. Агамемнон в конце концов победил, и Ахиллес отказался повиноваться, хоть и потерял свою рабыню и пострадала его честь.

Вывод Ахиллеса из борьбы и победа греков, произошли, так как и было предсказано, что только при участии Ахиллеса будет покорён город Троя. По этой причине Агамемнон отправляет посла к Ахиллесу, который должен убедить его, чтобы тот вернулся в бой – это не увенчалось успехом, и проблема осталась. Только смерть Патрокла возвращает Ахиллеса на поле битвы.

Когда Патрокл, ближайший доверенный и близкий друг Ахиллеса, был убит сыном царя Трои Гектором в битве, греческий герой вернулся на войну и призвал Гектора на поединок. Ахиллес побеждил в ожесточенной схватке между двумя равными противниками и, наконец, убивает троянского наследника. Наполненный ненавистью к человеку, который является убийцей его друга, Ахиллес протащил тело Гектора вокруг неприступной городской стены Трои.

Он притащил тело в лагерь греков, где ему отказали в подобающем захоронении. Но когда Приам, царь Трои и отец Гектора, пришел к Ахиллесу и умолял отдать ему тело своего сына, Ахиллес передумал, и отдал тело отцу, чтобы его можно было похоронить со всеми почестями.

Смерть Ахиллеса

Вскоре после того, как Ахиллес убил своего злейшего противника Гектора, судьба подготовила для него удар. Парис, брат Гектора и основной виновник Троянской войны, поразил героя в его уязвимую точку — пятку. Поскольку стрела, направленная вмешавшимся богом Аполлоном, была отравлена, это немедленно привело к смерти героя. Так исполнилось пророчество, и Ахиллес умер после славного сражения, прожив выдающуюся, но очень короткую жизнь.

(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

В Днепропетровской области, в Никополе, ученые обнаружили кости легендарного воина древности – Ахилла. Сына властелина мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды, искупавшей малыша в водах подземной реки Стикс, благодаря чему в Троянской войне он прослыл просто-таки неуязвимым. Увы, «беспроигрышную серию» Ахилловых побед прервала стрела Париса, угодившая герою точно в пятку. Именно эту пяту со следами ранения стрелой обнаружили археологи.
В Институте археологии Национальной академии наук Украины не склонны связывать найденные под Никополем останки с легендарным воином. Однако менее авторитетные, но многочисленные фальсификаторы мировой истории довольно потирают руки. Дескать, Шлиман был неправ: Трою на самом деле следовало искать не в Малой Азии, а … на Украине! В частности, там, где находятся руины легендарной Ольвии, что неподалеку от славного города-героя Одессы.
Корреспондент, естественно, не мог пройти мимо такого громкого открытия. Потому я немедленно связался с Никопольским государственным краеведческим музеем.

– Правда ли, что экспедиция с вашим участием обнаружила могилу Ахилла? – спрашиваю заместителя директора музея по научной части Мирослава Жуковского.
– Неправда.
– ?…
– То, что написано в некоторых московских газетах, не совсем соответствует действительности. Сегодня мы можем предполагать, что храним «ахиллесову пяту». Часть тела, принадлежавшего античному воину.
– Находка, судя по созданному вокруг нее шуму-гаму, свежая?
– Как вам сказать... Захоронение, в котором, предположительно, находился воин, схожий с Ахиллом, обнаружено в феврале 2007 года.
– Почему раньше о нем никто не знал?
– Видите ли, сезон 2006-2007 годов для украинских археологов вышел «урожайным», из-за этого в Киеве, в институте археологии НАН Украины образовалась длинная «очередь» на сдачу антропологического материала для серьезной научной экспертизы. А в столице – единственный квалифицированный орган, занимающийся антропологическими экспертизами. Пока мы ждали результат – думали, что похоронен только один человек (мы-то ведь приехали на уже разрушенное захоронение…); оказалось, что тел было три.
– Почему украинцы так отстаивают версию насчет конкретной «звездной» принадлежности останков неизвестного воина?
– Как вам наверняка известно, имеющиеся на сегодня сведения об Ахилле почерпнуты исключительно из эпоса и мифов. Классики античной и в целом мировой литературы приводят, по сути, один-единственный конкретный факт: о том, что Ахилл погиб от стрелы, пущенной Парисом по совету Аполлона.
Любому антропологу, исследовавшему места давних захоронений, известно: люди гибли, скажем, от удара камнем, удара молотом по голове, от попадания стрелы. Эти самые стрелы находили в позвонках, в костях, в конечностях. Но ни разу до сего времени кто-либо из моих уважаемых коллег не был в состоянии подтвердить либо опровергнуть, будто человек может погибнуть от удара стрелой именно в пятку.
Открытие, о котором мы говорим, состоит как раз в том, что человек погиб именно от такого удара. Это первый аспект.
Второй аспект: почему-то в наших краях культ Ахилла был весьма распространен. В 20 км от места, где мы обнаружили находку, находятся руины скифского города, так называемый Чертомлыкский курган, исследованный в 19-20 столетиях. Там был найден золотой горет (накладка на колчан для стрел). На этой золотой пластине неизвестным ювелиром высшего уровня показаны сцены из жизни Ахилла.
Подобные бронзовые матрицы в 70-х годах были найдены в Мелитопольском кургане, а также в Греции, в усыпальнице, которую приписывают Филиппу Второму Македонскому.
– Можем ли мы утверждать, будто Ахилл был не только мифической личностью?
– Те же сомнения могут возникнуть и относительно самого Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи»: существовал ли слепой поэт на самом деле, в какой период он творил, является ли единоличным автором поэм или на самом деле их писал коллектив авторов под обобщенным «эпическим именем»?
– В захоронении, о котором идет речь, помимо воина, есть и другие останки…
– Человеку, смертельно раненному в пятку стрелой, было 40-45 лет, молодой женщине – 18 лет и еще взрослый человек, чей пол определить не удалось. При жизни воин был весьма развитым физически…
– Как Брэд Питт, исполнитель роли в фильме «Троя»?
– Я бы не стал их сравнивать. Хотя бы потому, что это все-таки художественный фильм. Тем не менее факт не может не наводить на размышления.
Еще раз подчеркну: мы нашли «ахиллесову пяту» человека, погибшего от удара стрелой, – но не саму могилу Ахилла. Однако подобные совпадения не так-то часто случаются. На сегодня оно фактически – первое…
– Известно, что на о. Змеиный, вблизи Румынии, некогда размещался самый большой в Европе храм Ахилла. Именно туда, по преданию, отправилась душа воина после «предательской смерти»…
– На мой взгляд, это еще одна причина отстаивать Змеиный как неотъемлемую территорию Украины.
– Вас не смутил факт обнаружения захоронения на месте выгребной ямы?
– И здесь газеты немножко приврали! На самом деле экскаватор выкапывал яму для оборудования будущей канализации. Но попал именно на это захоронение. На мой взгляд, ничего удивительного в этом нет. Весь правый, «коренной», берег Днепра от центральной части Никополя (нынешний Парк Победы) аж до с. Алексеевки, то есть Чертомлыка, – это 14 км, известные в мировой научной литературе как «Никопольское курганное поле». Здесь были сотни, а то и тысячи могил от древнейших захоронений времен неолита – и до «бронзы» легендарные ариев и кочевников. В 2000 году наша экспедиция обнаружила в Парке Победы, буквально в 300 метрах от музея, неразграбленное захоронение половчанки 12 века. Янтарь, нетронутые кости мы аккуратно вынули, отправили в Киев на экспертизу, которая подтвердила принадлежность похороненной.
Когда строился Никопольский трубный завод, возможности исследования местности были затруднены. Лишь часть курганов, самых больших, успели «отработать». К тому же крестьяне, желая увеличить собственные площади для посевов, не задумываясь уничтожали и 3- и 4-метровые курганы.
– Не боитесь, что в ваши края хлынут толпы «черных археологов»?
– Они и так ходят тут беспрерывно, выискивают места, где можно поживиться. Куда смотрят правоохранительные органы, не могу сказать… Мы регулярно передаем им документы об обнаруженных следах разграблений могил – ответов либо вообще не получаем, либо отвечают: «В связи с отсутствием состава преступления в возбуждении уголовного дела отказано».

Ахилл, или Ахиллес, - один из величайших героев Троянской войны, сын властелина мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Его мать искупала малыша в водах реки подземного царства Стикс, чтобы сделать мальчика бессмертным. Только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Согласно легенде Ахилл погиб у Скейских ворот от стрелы Париса, угодившей ему в пятку.

У этого древнегреческого героя, пришедшего вместе со стотысячным войском под стены Трои, и ставшего центральным персонажем поэмы Гомера Илиада, в избытке имелось всё, что испокон века составляет гордость настоящего мужчины. Боги щедро наградили его силой, отвагой, красотой и благородством. Лишён он был в жизни только одного - счастья.

Смертные потомки жителей Олимпа

О том, кто такой Ахиллес нам известно из произведений многих античных авторов, наиболее известным и авторитетным из которых является Гомер. Со страниц его бессмертной поэмы мы узнаём, что населявшие вершину Олимпа, имели обыкновение спускаться на землю, и вступать в брак со смертными людьми, тем или иным путём заслужившими эту честь.

Если верить древним легендам, от таких союзов появлялись на свет исключительно герои, сочетавшие в себе бесконечный перечень достоинств, ставивший их выше всех прочих обитателей земли, в жизнь которых они вносили порядок и гармонию. И лишь одна проблема лишала их полноты счастья - они рождались смертными.

Сын земного царя и морской богини

Так случилось, что фтийский царь Пелей как-то раз вскружил голову морской богине Фетиде. Он нашёл путь к сердцу повелительницы глубин, а плодом её минутной слабости стал легендарный Ахиллес, унаследовавший от матери все достоинства, присущие богам, но по отцу оставшийся смертным.

Желая восполнить этот пробел, Фетида прибегла к старому и проверенному средству, опустив его сразу после рождения в воды протекавшей в подземном царстве. От этого всё тело младенца покрылось невидимым, но непроницаемым панцирем, который не способно было поразить никакое оружие. Исключением осталась лишь пятка, за которую мать держала его, опуская в воду.

Она стала его единственным уязвимым местом, и это хранилось втайне. Но забегая вперёд, следует сказать, что тот, кто убил Ахиллеса, а закончил он свою жизнь, несмотря на все старания Фетиды, как простой смертный, знал об этом. Имя же убийцы будет названо лишь в конце повествования, дабы не нарушать законов жанра и не снижать остроту сюжетной интриги.

Наставники юного царевича

Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон.

В отличие от своих соплеменников - хитрых и коварных созданий, он отличался открытостью и дружелюбием. Вся его педагогика, правда, сводилась к тому, что он кормил Ахиллеса медвежьими мозгами и жареными львами. Но такая диета явно пошла на пользу мальчику, и в десятилетнем возрасте он уже без труда убивал голыми руками кабанов и догонял оленей.

Бегство на остров Скирос

Когда началась война, в которой греки со своими многочисленными союзниками подступили к стенам Трои, где правила царица Елена, признанная красивейшей женщиной всех времён и народов, нашему герою исполнилось пятнадцать лет. Кстати, эта подробность позволяет с известной точностью определить, в каком году жил Ахиллес. Начало историки датируют рубежом XIII и XII века до нашей эры, значит, родился он приблизительно в 1215 году до н. э или около того.

Богиня Фетида, несмотря на то, что опустив сына в воды Сикса, сделала его почти бессмертным, допускала, тем не менее, возможную смерть Ахиллеса. Она решила не рисковать и уберечь его от похода, в котором тот обязан был принять участие. С этой целью богиня силой волшебства перенесла сына на остров Скирос, где он в женской одежде скрывался от призыва в войско среди дочерей местного царя Ликомеда, наивно уповавшего на его целомудрие.

Хитрость Одиссея

Однако вскоре предводитель греков Агамемнон узнал местопребывание Ахиллеса и послал за ним Одиссея. Перед его посланником встала довольно пикантная задача - распознать среди молодых прелестниц того, кто под женским нарядом прятал своё мужское естество. И Одиссей справился с ней блестяще.

Переодевшись купцом, он разложил перед царевнами роскошные ткани, драгоценности, и прочие вещи к которым женщины всегда питали слабость, а между ними, как бы случайно оставил меч. Когда же по его команде слуги издали боевой кличь, все девицы с визгом разбежались, и лишь одна из них схватилась за оружие, выдав в себе мужчину и воина.

Провожали новобранца в поход всем островом. Искренне горевал царь Ликомед, и обливалась слезами его молодая дочь Диедамия, во чреве которой уже шестой месяц набирал силы сын Ахиллеса (герой - во всём герой).

Герой, наводящий ужас на врага

Под стены Трои Ахиллес прибыл не один, а в сопровождении стотысячного войска, которое послал с ним его отец, царь Пелей, по старости лишённый возможности лично принять участие в осаде города. Сыну он подарил свои доспехи, выкованные ему когда-то и обладавшие волшебными свойствами. Воин, облачённый в них, становился непобедимым.

В своей поэме «Илиада» Гомер повествует о том, как, воспользовавшись подарком отца, сын в течение девяти лет сражался, наводя ужас на троянцев, и захватывая один город за другим. Благодаря волшебным силам, дарованным ему водами Стикса, а также отцовским доспехам, он был неуязвим для врага, но тот, кто убил Ахиллеса в Троянской войне (о чём речь пойдёт ниже), знал его слабое место, и до времени оставался в тени.

Зависть, пленившая душу воина

Бесчисленные подвиги, совершённые Ахиллесом, снискали ему громкую славу среди простых воинов и стали причиной зависти, снедавшей их главнокомандующего Агамемнона. Известно, что это низкое чувство во все времена толкало людей на подлости, а порой даже на преступления. Не стал исключением и греческий военачальник.

Однажды, вернувшись из очередного набега, Ахиллес среди прочей добычи привёл прекрасную пленницу, отец которой Хрис был жрецом Аполлона. Агамемнон, воспользовавшись своим положением отнял её у Ахиллеса, на что тот не возражал, так как был тогда увлечён другой невольницей по имени Брисеида.

Вскоре несчастный жрец явился в лагерь греков и предложил за свою дочь богатый выкуп, но получил отказ. В отчаянии он призвал на помощь самого Аполлона, и тот, войдя в положение своего слуги, наслал на обидчиков его дочери моровую язву. Греки не успевали хоронить умерших. Находившийся среди них прорицатель Калхант, пообщавшись с богами, сообщил, что смерть не отступит, пока Хрис не получит свою дочь, а Аполлон богатые жертвоприношения.

Пришлось Агамемнону подчиниться, но в отместку, он отобрал у Ахиллеса его возлюбленную Брисеиду и именно её принёс в жертву божеству. Самого же героя гнусно обругал и оскорбил в присутствии подчинённых ему воинов. Этот поступок стал для всех неожиданностью, так как прежде главнокомандующий имел репутацию не только храброго, но и вполне благородного человека. Нет сомнения, что и тут не обошлось без волшебства. Даже более того, не исключено, что злые чары на него наслал именно тот, кто убил Ахиллеса в конце пересказываемой нами поэмы. Но имя его будет названо немного позже.

Посрамлённый завистник

Невинно оскорблённый и лишённый своей лучшей рабыни, Ахиллес отказался продолжать участие в войне, чем несказанно обрадовал троянцев, трепетавших от одного его вида. Явившись на берег моря, он вызвал из его глубин свою мать, морскую богиню Фетиду, и, услышав его рассказ, она упросила верховного бога Зевса помочь троянцам одолеть войско Агамемнона и показать ему, что без Ахиллеса их ждёт неминуемая гибель.

Так всё и произошло. Сговорчивый Зевс придал силы троянцам, и те стали безжалостно сокрушать своих врагов. Катастрофа казалась неминуемой, и гнусному завистнику ничего не оставалось, как публично, в присутствии всё тех же воинов принести Ахиллесу свои извинения и в качестве компенсации за погубленную Брисеиду подарить ему несколько красивейших невольниц.

Последние подвиги Ахиллеса

После этого великодушный Ахиллес простил своего обидчика и с ещё большим остервенением начал громить защитников города. К этому периоду относится один из его наиболее известных подвигов - победа в поединке с предводителем троянцев Гектором. Ахиллес не только сумел обратить его в бегство, но заставил трижды обежать вокруг стен Трои, и только после этого пронзил копьём.

Но богам не было угодно сделать Ахиллеса свидетелем падения Трои, и именно их волю исполнил тот, кто убил Ахиллеса. Незадолго до смерти он совершил свой последний подвиг - одержал победу над войском прекрасных, но коварных и злых амазонок, пришедших на помощь троянцам во главе со своей предводительницей Пенфесилеей.

Гибель Ахиллеса

Древние авторы, во многом противоречащие друг другу, в жизнеописании Ахиллеса тем не менее единодушны в изображении его последнего часа. По их свидетельству, в один из дней он пытался ворваться в осаждённый город через его главные ворота. Неожиданно путь ему преградил, не кто иной, как сам Аполлон, не вполне ещё примирившийся с греками после истории с дочерью его жреца.

Аполлон, разумеется, знал, кто такой Ахиллес. Дело в том, что, увенчанный славой красивейшего из небожителей, он питал постыдную зависть и ревность по отношению к смертному человеку, считавшемуся, как и он, эталоном красоты. О пагубности этого низкого чувства среди людей уже шла речь в нашем рассказе, в данном же случае им было запятнано имя божества.

Преградив Ахиллесу дорогу, но, ожидая, тем не менее, почтительного к себе обращения, он вместо этого получил грубый окрик и угрозу быть пронзённым копьём, если не уберётся сей же час с дороги. Оскорблённый, Аполлон отошёл в сторону, но лишь для того, чтобы немедленно совершить свою месть.

Далее авторы несколько расходятся в описании произошедшего. По одной версии, Аполлон сам пустил вслед обидчику роковую стрелу, и именно он был тем, кто убил Ахиллеса. По другой, это гнусное дело завистливый бог поручил Парису - сыну троянского царя, оказавшемуся поблизости. Но так как стрела поразила Ахиллеса в его единственное уязвимое место, о котором знал только Аполлон, то нет сомнения, что именно он направил её полёт. Тот, кто убил Ахиллеса в пятку, не мог не знать его тайны. Поэтому убийство героя приписывается Аполлону - красивейшему из богов, но не сумевшему побороть в себе низкого и мелкого чувства.

История Ахиллеса вдохновила целую плеяду античных поэтов, посвятивших ему свои произведения, часть из которых дошла до наших дней. Многие из них признаны лучшими образцами древнегреческой поэзии. Несомненно, что наибольшую славу среди них снискал Гомер своей знаменитой поэмой «Илиада». Сама же смерть Ахиллеса породила крылатое выражение - «ахиллесова пята», обозначающее слабое, уязвимое место.

Ахилл (Ахиллес), величайший греческий герой в троянской войне


Ахилл (Ахиллес), греч. - сын фтийского царя Пелея и морской богини Фетиды, величайший ахейский герой в троянской войне.

Никто из ста тысяч ахейцев, пришедших под высокие стены Трои, не мог сравняться с ним силой, отвагой, ловкостью, быстротой, а также прямотой характера и мужественной красотой. У Ахилла в избытке было все, что украшает мужчину, лишь в одном судьба отказала ему - в счастье.

Ахилл родился от брака, который был навязан его матери. Первоначально за ней ухаживал сам Зевс, но затем он узнал от титана Прометея, что, согласно пророчеству, сын Фетиды превзойдет своего отца - и тогда, оберегая свои интересы, Зевс выдал ее за смертного, за Пелея. Когда у нее родился сын, она окунула его в воды Стикса, подземной реки в царстве мертвых, и все его тело (за исключением пятки, за которую она держала сына) покрылось невидимым панцирем. Но, очевидно, это уже легенды более позднего происхождения, так как Гомер ничего об этом не знал. Он рассказывал лишь, что Фетида натирала Ахилла амброзией и закаляла его над огнем, чтобы он стал неуязвимым и бессмертным. Но однажды ее застал за этим занятием Пелей. Увидев сына в огне, он испугался, решил, что Фетида хочет убить Ахилла, и бросился на нее с мечом. Бедной богине было не до объяснений, она еле-еле успела скрыться в морских глубинах и больше уже к Пелею не возвращалась. Брошенному сыну Пелей подыскал воспитателя. Сначала им был мудрый старец Феникс, затем кентавр Хирон, который кормил его медвежьими мозгами и жареными львами. Такой режим питания и воспитания явно шел Ахиллу на пользу: десятилетним мальчиком он убил голыми руками дикого кабана и догнал на бегу оленя. Вскоре он научился всему, что полагалось герою того времени: вести себя как мужчина, владеть оружием, лечить раны, играть на лире и петь.


«Ахиллес между дочерями Ликомеда», Герард де Лересс (много картин разных художников с Ахилом-Ахиллесом собрано на ).

Фетиде было возвещено, что ее сын будет поставлен перед выбором: жить долго, но без славы или прожить короткий, но славный век. Хотя она и желала ему славы, но как мать, естественно, отдавала предпочтение долгой жизни. Узнав, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, она укрыла Ахилла на острове Скирос у царя Ликомеда, где ему пришлось жить в женской одежде среди царских дочерей. Но Агамемнон с помощью прорицателя Калханта выяснил его местопребывание и послал за ним Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец и разложили перед царскими дочерями свой товар. Среди дорогих тканей, драгоценностей и прочих изделий, к которым женщины испокон веков проявляют интерес, словно случайно оказался меч. И когда по условному знаку спутники Одиссея и Диомеда издали воинственный клич и зазвенело оружие, все девушки в страхе разбежались - и лишь одна рука потянулась к мечу. Так Ахилл выдал себя и без долгих уговоров пообещал присоединиться к ахейскому войску. Его не удержала на Скиросе ни дочь Ликомеда Деидамия, ждавшая от него сына, ни перспектива долгого и счастливого правления у себя на родине. Вместо Фтии он избрал славу.

В гавань Авлиды, где сосредоточивалось ахейское войско, Ахилл привел пять тысяч мужей, ядро отряда составляли храбрые мирмидоняне. Его отец Пелей по причине преклонных лет не мог участвовать в походе, поэтому он уступил ему свои доспехи, огромное копье из твердого ясеня и боевую колесницу, запряженную бессмертными конями. Это были свадебные дары, полученные Пелеем от богов, когда он женился на Фетиде, и Ахилл сумел ими воспользоваться. Девять лет сражался он под Троей, взял двадцать три города в ее окрестностях, наводил на троянцев ужас одним своим появлением. Все ахейцы, от вождей до последнего рядового воина, видели в нем самого отважного, искусного и удачливого воина - все, кроме главнокомандующего, Агамемнона.

Он был могучим царем и хорошим воином, но смириться с тем, что его подчиненный превосходит его заслугами и популярностью, - для этого Агамемнону недоставало благородства. Долго скрывал он свою неприязнь, но однажды не удержался. И это привело к распре, которая едва не погубила все ахейское войско.

Это произошло на десятый год войны, когда в ахейском лагере воцарилось глубокое недовольство и разочарование. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы теряли надежду приобрести славу и добычу взятием Трои. Ахилл отправился со своими мирмидонянами в соседнее царство, чтобы снабдить армию провиантом и поднять ее дух с помощью богатой добычи. В числе приведенных пленных оказалась дочь Хриса, жреца Аполлона, которая при дележе добычи досталась Агамемнону. Ахилл ничего не имел против, так как она его не интересовала; он полюбил прекрасную Брисеиду, плененную во время одной из предыдущих экспедиций. Однако вскоре в лагере ахейцев появился и Хрис; он пожелал воинам скорой победы и попросил Агамемнона вернуть ему дочь за богатый выкуп. Ахейцев это предложение устраивало, зато Агамемнон был против: ему, мол, девушка нравится и он ее ни за что не отдаст, а Хрис, мол, пусть идет, откуда пришел. Тогда жрец обратился к своему богу Аполлону с мольбой отомстить за него. Аполлон внял его мольбе, спустился с Олимпа и начал стрелами из своего серебряного лука рассевать по греческому лагерю моровую язву. Солдаты гибли, но Агамемнон не пытался умилостивить разгневанного бога - и тогда Ахилл решил вмешаться. Он созвал собрание воинов, чтобы вместе решить, что делать. Это еще раз задело самолюбие Агамемнона, и он решил отомстить. Когда прорицатель Калхант возвестил войску, что для примирения с Аполлоном нужно вернуть Хрису его дочь (но теперь уже без всякого выкупа, да еще принести извинения), Агамемнон оборвал его и злобно набросился на Ахилла, заступившегося за прорицателя. После неслыханных оскорблений, позорящих Ахилла перед всем войском, Агамемнон заявил, что в интересах армии отказывается от Хрисеиды, но зато возьмет себе другую у кого-нибудь из полководцев - и выбрал Брисеиду, возлюбленную Ахилла.


Кадр из фильма «Троя» 2004 года. В роли Ахиллеса - актер Брэд Питт.

Как дисциплинированный солдат Ахилл подчинился решению командующего, но и сделал из этого свои выводы. Он поклялся, что не будет участвовать в сражениях, пока Агамемнон не попросит у него прощения и не восстановит его попранную честь. Затем он удалился на морской берег, вызвал из глубоких вод свою мать и попросил ее замолвить за него словечко перед Зевсом: пусть вседержитель поможет троянцам потеснить ахейское войско, чтобы Агамемнон понял, что без Ахилла ему не обойтись, и пришел к нему с извинениями и просьбой о помощи.

Фетида передала Зевсу просьбу сына, и тот не отказал ей. Он запретил остальным богам вмешиваться в войну, а сам побудил предводителя троянцев Гектора воспользоваться отсутствием Ахилла и оттеснить ахейцев к самому морю. В то же время он наслал на Агамемнона обманчивый сон, соблазнивший его перейти в наступление, несмотря на выход Ахилла из игры. Ахейцы мужественно сражались, но были вынуждены отступить. Троянцы же вечером после битвы даже не вернулись под защиту городских стен, а расположились на ночлег прямо перед ахейским лагерем, чтобы с приходом дня одним мощным ударом уничтожить его. Видя, что дело плохо, Агамемнон послал сообщить Ахиллу, что берет свои слова обратно, возвращает ему возлюбленную и в придачу к ней еще семь дев с богатыми дарами - только бы Ахилл сменил гнев на милость и снова взялся за оружие. На этот раз Ахилл зашел слишком далеко в своем гневе: он отверг предложение Агамемнона и заявил, что не вступит в бой, пока Гектор не нападет непосредственно на его лагерь; однако до этого дело не дойдет, так как он, Ахилл, вскоре возвратится со своим войском в родную Фтию.

Катастрофа казалась неотвратимой: в утренней атаке троянцы прорвались сквозь ряды ахейцев, проломили стену, защищавшую лагерь, и Гектор уже собрался поджигать корабли, чтобы лишить греков возможности бегства. В эту минуту к Ахиллу пришел его лучший друг Патрокл и попросил разрешения надеть доспехи Ахилла и помочь друзьям-ахейцам, попавшим в беду. Патрокл рассчитывал, что троянцы примут его за Ахилла ив страхе перед ним отступят. Сначала Ахилл колебался, но, увидев, что Гектор уже поджигает один из греческих кораблей, немедля выполнил просьбу Патрокла; кроме доспехов он дал ему и все свое войско. Патрокл ринулся в бой, и его хитрость удалась: думая, что перед ними Ахилл, троянцы опешили. Патрокл погасил пожар, оттеснил троянцев к городским стенам, но затем был опознан, так как не решился взять с собой тяжелое копье Ахилла. Тогда троянцы отважились вступить с ним в бой: копейщик Эвфорб с помощью Аполлона смертельно ранил Патрокла, а затем Гектор пронзил его копьем.


«Ахиллес у стен Трои», Жан Огюст Доминик Энгр, 1801

Весть о гибели друга поразила Ахилла и ввергла его в скорбь. Забыв о своих обидах, он хотел броситься в бой, чтобы отомстить за Патрокла, но его доспехи уже достались Гектору. По просьбе Фетиды сам оружейник богов Гефест за одну ночь изготовил ему новые. Над трупом Патрокла Ахилл поклялся отомстить Гектору. Он примирился с Агамемноном, который перед всем войском признал свою вину и вернул ему Брисеиду, и в первом же сражении после гибели Патрокла убил Гектора.

Это был беспощадный бой: Ахилл искал Гектора в рядах троянцев и трижды вступал с ним в бой, но всякий раз Гектора спасал Аполлон, верный защитник Трои. Придя в ярость, Ахилл обратил в бегство все троянское войско, убил множество троянцев и их союзников, а остальные укрылись за стенами города. Когда за последним из беглецов закрылись огромные Скейские ворота, перед ними остался один лишь Гектор. Чтобы спасти честь войска и свою собственную, он вызвал Ахилла на поединок. Бросая вызов, он предложил, чтобы победитель отдал тело побежденного его друзьям, чтобы те достойно похоронили его. Но Ахилл принял только вызов, не соглашаясь ни на какие условия, и бросился на противника, как лев на беззащитную жертву. Несмотря на все свое мужество, Гектор устрашился и бросился в бегство. Трижды обежал он высокие стены Трои, спасая свою жизнь, но наконец остановился и по наущению Афины, желавшей гибели троянцам, скрестил оружие с Ахиллом. В поединке не на жизнь, а на смерть, который поверг в изумление даже богов, Гектор пал, пронзенный копьем Ахилла.


Ахилл с телом Гектора

Торжествующий Ахилл привязал тело Гектора к своей боевой колеснице и трижды объехал стены Трои, а затем приволок его в свой лагерь, чтобы отдать на растерзание ахейским псам. Однако боги не дали осквернить тело павшего героя, и сам Зевс велел Фетиде образумить Ахилла. Когда под покровом ночи дряхлый Приам пробрался в лагерь Ахилла, чтобы выкупить тело сына, Ахилл, тронутый скорбью старика, добровольно вернул ему труп Гектора. Он даже приостановил военные действия на двенадцать дней, чтобы троянцы смогли торжественно похоронить своего вождя. Таким образом, Ахилл победил не только своего противника, но и собственные страсти, доказав этим, что он подлинный герой, более того - что он человек.


«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», Александр Иванов, 1821

Ахиллу не было суждено стать свидетелем падения Трои: вскоре его самого ждала смерть. Он еще успел победить Пенфесилею, приведшую свое женское войско на помощь Трое, а затем победил в поединке нового предводителя троянского войска - царя Мемнона из далекой Эфиопии. Но когда после этой своей победы он решил ворваться в город через Скейские ворота, на его пути встал . Ахилл велел ему уйти с дороги, угрожая пронзить его своим копьем. Аполлон подчинился, но только для того, чтобы немедленно отомстить за это оскорбление. Поднявшись на городскую стену, он приказал Парису послать стрелу в Ахилла. Парис охотно подчинился, а стрела, полет которой направлял Аполлон, попала в пяту Ахилла, не защищенную доспехами.

От падения Ахилла задрожала земля и треснула городская стена. Однако он тут же поднялся и выдернул роковую стрелу из пяты. При этом крючки наконечника вырвали большой кусок мяса, порвали жилы, и из раны рекой хлынула кровь. Видя, что с потоком крови сила и жизнь покидают его, он страшным голосом проклял Аполлона и Трою и испустил дух.


«Хирон, Фетида и погибший Ахилл», Помпео Батони, 1770 год

Вокруг тела Ахилла закипела жестокая сеча. Наконец ахейцы вырвали его тело из рук троянцев, принесли в свой лагерь и с почестями предали огню на высоком погребальном костре, который поджег сам бог Гефест. Затем прах Ахилла смешали с прахом Патрокла и над их общей могилой насыпали высокий курган из глины, чтобы он веками возвещал славу обоих героев.

По мнению многих исследователей древних легенд, Ахилл - самый великолепный образ из всех, созданных греческой литературой. И поскольку эти творения Гомера являются вершинами греческой литературы, которые до сего дня не были превзойдены в эпической поэзии любого другого народа, Ахилла можно смело отнести к одному из великолепнейших образов во всей мировой литературе. Поэтому понятно, что ни одно из живописных или скульптурных изображений Ахилла не выдерживает сравнения с литературным образом.

По-видимому, античные художники отдавали себе отчет в этой ограниченности своих возможностей: они изображали Ахилла с какой-то робостью, а скульпторы и вовсе обходили его стороной. Зато в вазописи сохранилось около четырехсот изображений Ахилла. Наиболее известен «Ахилл» на аттической амфоре сер. 5 в. до н. э. (Рим, Ватиканские музеи), «Ахилл играет с Аяксом в кости» (всего 84 экземпляра, в том числе ваза Эксекия, ок. 530 - тоже в Ватиканских музеях), «Ахилл перевязывает раненого Патрокла» (аттическая чаша ок. 490 до н. э., единственный экземпляр - в Государственных музеях в Берлине). Часто изображались также поединки Ахилла с Гектором, Мемноном, Пенфесилеей и др. сюжеты. В Национальном музее в Неаполе хранятся помпейские фрески «Кентавр Хирон учит Ахилла играть на лире», «Одиссей опознает Ахилла среди дочерей Ликомеда» и др.

Из крупных художников нового времени одним из первых рискнул изобразить Ахилла П. П. Рубенс («Ахилл убивает Гектора», ок. 1610). Назовем также Д. Тенирса Младшего («Ахилл и дочери Ликомеда»), Ф. Жерара («Фетида приносит Ахиллу доспехи») и Э. Делакруа («Воспитание Ахилла», Национальная галерея в Праге).

Из драматургов нового времени к образу Ахилла первым обратился Корнель («Ахилл», 1673), в 20 в. - С. Выспяньский («Ахиллеида», 1903), Ахилл Сюарес («Ахилл-мститель», 1922), М. Маткович («Наследие Ахилла»). Гендель вывел на сцену Ахилла в опере «Деидамия» (1741), Керубини - в балете «Ахилл на Скиросе» (1804). Лишь два поэта попытались создать «недостающее звено» между «Илиадой» и «Одиссеей»: Стаций (1 в. н. э.) и Гёте брались за эпическую поэму «Ахиллеида», но ни тот ни другой не довели дело до конца.



Loading...Loading...