Архитектурные памятники парижа. Купольные здания парижа или архитектура парижа

Раскинувшийся по обе стороны реки Сены Париж привлекает романтиков со всего мира своей элегантной красотой и магической аурой. Этот город невозможно сравнить ни с каким другим городом мира, так как он уникален и неповторим, полон грандиозных памятников истории и лучших в мире музеев. Нет на Земле такого человека, который не узнал бы легендарные достопримечательности Парижа, среди которых Эйфелева Башня, Елисейские Поля и собор Нотр-Дам. Очарование Парижа также проявляется в мелких деталях — мощеных улочках, оригинальной подстриженных деревьях, французских садах и парках, мини-пекарнях, чайных салонах, и галереях искусств. Весь город представляет из себя сплошной музей под открытым небом, где каждое здание можно назвать предметом искусства.

Парижская мода достойна обложек лучших журналов мира. Здесь есть все, от стильных бутиков до изысканной кухни — столица Франции ассоциируется у многих с лучшими вещами в мире. Город возвеличивает свое историческое наследие, трепетно оберегая исторические памятники и пополняя лучшие коллекции мировых шедевров искусства. Посетите Лувр с его Мона Лизой и шедеврами Моне, восхититесь средневековым Латинским Кварталом и легендарной богемной атмосферой Монмартра. Каждый уголок Парижа скрывает в себе какой-нибудь исторический факт, делая этот город действительно необычайным.

Париж всегда был овеян романтическим ореолом. Это один из красивейших городов Европы, столица влюбленных, центр искусства и дворцовой европейской архитектуры. Экскурсионные программы в Париже всегда насыщенны, поэтому каждый день вы будете открывать для себя столицу Франции заново.

Речная прогулка по Сене, любование торжественными сводами Нотр-дам-де-Пари, пикник на лужайке перед Эйфелевой башней, дегустация лучших французских вин и сыров – вот небольшой список того, что необходимо успеть во время поездки в Париж.

Круглый год во французской столице проводятся фестивали и мероприятия, стартуют интересные театральные премьеры, устраиваются лучшие в Европе выставки. Париж также является центром гастрономического туризма. Высокая французская кухня считается самой изысканной в мире.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Париже?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Самый известный и узнаваемый символ Парижа (и всей Франции), место паломничества туристов со всего света. Ежегодно достопримечательность посещает несколько миллионов человек. Башня представляет собой металлическую конструкцию 324 метра в высоту с лифтами, смотровой площадкой, ресторанами и маяком на вершине. Она была построена Густавом Эйфелем и изначально служила входом на территорию Всемирной выставки в Париже 1900 года.

Архитектурный ансамбль, служивший резиденцией французских королей с XVI по XVII вв. до переезда двора в Версаль. Дворец превратился в музей уже в XVIII веке. Первые коллекции были собраны из личных фондов Франциска I и Людовика XIV. Сейчас собрание Лувра насчитывает более 400 тыс. экспонатов, постоянно выставляются около 35 тыс. В музее хранится знаменитая картина «Мона Лиза», созданная да Винчи.

Архитектурный памятник на площади Шарля де Голля. Строительство монумента началось в 1806 году по приказу Наполеона Бонапарта после победы французов в Аустерлицком сражении. Работы завершились уже после смерти императора в 1936 году. Арку строил архитектор Жан Шальгрен. С четырех сторон памятник украшен скульптурными группами, которые посвящены военным победам и достижениям Французской революции.

Выдающийся образец готической архитектуры, самый посещаемый собор Парижа. Его начали возводить в XII веке на месте древнего языческого храма Юпитера. К середине XIV века работы были завершены. Во времена Французской революции Нотр-Дам пришел в упадок, но в 1804 году Наполеон Бонапарт выбрал его местом своей коронации, чем частично вернул храму былую значимость. Последняя реставрация проводилась в 1920-х гг.

Храм располагается на Монмартрском холме, он возвышается над Парижем белоснежными куполами. Строительство началось во второй половине XIX века, когда Франция переживала нелегкие времена. Храм воздвигли на месте снесенного бенедиктинского монастыря, где давал обеты сам Игнатий Лойола – будущий Великий магистр иезуитского ордена. Базилику возводили более 30 лет на пожертвования парижан и государственные средства.

Известная парижская улица, наряду с пятой авеню в Нью-Йорке и Оксфорд-стрит в Лондоне считается самой дорогой улицей в мире. Она тянется почти на 2 км. от Триумфальной арки до площади Согласия. Здесь проходят важные для общественной жизни Франции мероприятия, во время праздников улицу нарядно украшают гирляндами. На Елисейских полях сосредоточены магазины известных брендов, рестораны, отели.

Дворцово-парковый ансамбль в парижском пригороде, знаменитая резиденция французских монархов. Версаль появился благодаря стараниям Людовика XIV в XVII веке. Постепенно из скромного охотничьего замка под присмотром архитекторов Жюля Ардуэн-Мансара и Луи Лево вырос роскошный дворец, который стал символом эпохи «Короля Солнца». Многие европейские монархи брали Версаль за образец для строительства собственных резиденций.

Архитектурный комплекс был возведен для жены Генриха IV Марии Медичи в XVII столетии. Сейчас во дворце заседает французский сенат, а сад стал популярным у парижан местом для прогулок. Здесь часто проводятся концерты и фотовыставки. Достопримечательность находится в Латинском квартале города. Где-то в этом районе обитали известные персонажи А. Дюма из бессмертного произведения «Три мушкетера».

Холм и знаменитый район французской столицы. Колоритное место, где проживали представители парижской богемы, среди которых были Андре Сальмон, Пикассо, Модильяни, Жорж Брак. На Монмартре родился современный художественный стиль кубизм. Здесь сосредоточено немалое количество достопримечательностей: бульвары, храмы, музеи. На главной площади района и сейчас собираются люди искусства.

Находится в самом центре столицы, посредине реки Сена. Несколько мостов соединяют остров с остальными частями города со всех сторон. Сите – это самое сердце Парижа, здесь находится Нотр-дам-де-Пари, замок Консьержери и часовня Сент-Шапель. Кельтские поселения на острове появились в 300 г. до н.э. В 508 г. н.э. крепость на Сите стала резиденцией для правителей из клана Меровингов – первой династии французских правителей.

Площадь конца XVIII века, построенная на месте оборонительной крепости Бастилии. Почти 400 лет форт служил тюрьмой для политических заключенных и стал для народа символом ненавистной монархии. После знаменитого штурма Бастилии 14 июля 1789 года было принято решение разобрать сооружение. На ее месте замостили широкую площадь. В 1840 году здесь была установлена Июльская колонна в честь Июльской революции.

Старинный район в центре Парижа, расположенный вокруг университета Сорбонна. Раньше здесь селились преимущественно студенты, так как кроме Сорбонны в квартале располагается еще несколько учебных заведений. Со временем район превратился в туристическую достопримечательность. Здесь всегда шумно и весело. В многочисленных барах царит непринужденная атмосфера праздника.

Настоящая гордость Франции, один из лучших и старейших европейских университетов. Учебное заведение было основано в начале XIII века и с тех пор свято блюдет старые традиции и поддерживает высочайшее качество образования. С начала XVII столетия Сорбонна стала центром европейской философии и теологии. В наши дни бренд «Сорбонна» объединяет 13 независимых университетов.

Популярный музей современного искусства, построенный в 1977 году французским президентом Ж.Помпиду. Является символом модернизации и обновления Франции. Оригинальный проект здания был предложен авторами Р. Роджерсом и Р. Пьяно. Сооружение необычно тем, что все инженерные коммуникации вынесены наружу, а внутри максимум пространства используется для различных экспозиций.

Музей, где выставляются коллекции импрессионистов и постимпрессионистов. Здание строилось к открытию Всемирной парижской выставки 1900 года и использовалось как ж/д вокзал до 1939 года. Архитектура музея – сочетание элементов индустриального стиля с классицизмом XIX века. После закрытия вокзала дом планировалось снести и построить на его месте гостиницу, но потом было принято решение организовать музей.

Другое название театральной сцены – Гранд Опера. Ее строительство началось при императоре Наполеоне III в середине XIX века по проекту архитектора Шарля Гарнье. Над украшением фасада работало несколько десятков скульпторов, поэтому в оформлении нет единого стиля. Интерьеры оперы выполнены без громоздких колонн и подпорок (как в других театрах), поэтому внутри много пространства и света.

Знаменитое французское шоу варьете, арт-кафе и визитная карточка парижской ночной жизни. Кабаре существует с конца XIX века и уже более 100 лет пользуется большой популярностью. Сначала это место считалось «злачным заведением» с фривольными нравами. Зал кабаре всегда полон, билеты на представления раскупаются заранее. В шоу задействованы десятки артистов и сотни костюмов, сшитых известными дизайнерами.

Архитектурный комплекс неподалеку от Эйфелевой башни. Дом был возведен при Людовике XIV и использовался как приют для ветеранов, получивших ранения и увечья во время войн. Подобных заведений в Европе не было, поэтому монарх проявил себя с самой лучшей стороны, показав заботу о подданных. Дом Инвалидов принял первых постояльцев в 1674 году. Ансамбль состоит из храма Св. Людовика, стройных рядов казарм, парка и госпиталя.

Бывший королевский замок на острове Сите, один из старейших в Париже. Был построен на месте крепости VI века, где обитал король франков Хлодвиг. До конца XIV века в замке жили французские монархи, но после переезда двора в Лувр, Консьержери был превращен в тюрьму, которая в течение столетий обросла мрачными историями. Отсюда на гильотину отправились тысячи узников (в том числе королева Мария-Антуанетта).

Здание в стиле французского классицизма в Латинском квартале. Изначально служило церковью, но позже превратилось в место захоронения известных и важных для французской истории личностей. Пантеон начали возводить в 1764 году, первый камень был заложен королем Людовиком XV. Под сводами здания покоится прах великих мыслителей Руссо и Вольтера, писателей Эмиля Золя и Виктора Гюго, физика Марии Склодовской-Кюри.

Единственный небоскреб в городской черте более 200 метров в высоту. В башне располагаются офисы компаний, магазины, банки и рестораны. Ежедневно в здании находится более 5000 служащих. На смотровые площадки можно попасть, если воспользоваться скоростными лифтами, которые поднимают пассажиров на уровень 56 этажа за несколько десятков секунд. Башню возводили в период 1969-1972 гг.

Прославленный на весь мир некрополь, где захоронены многие известные личности. Достопримечательность привлекает более 2 млн. туристов в год. Кладбище работает с 1804 года, за два столетия его территория разрослась до нескольких десятков гектаров, сегодня это целый город с аллеями, часовнями и монументальными склепами. Многие актеры, государственные деятели, писатели, художники и поэты нашли здесь свое последнее пристанище.

Сеть искусственных пещер и туннелей, проложенных на глубине 15-20 метров. Их общая протяженность составляет не одну сотню километров. Подземелья существуют с XIII века. Раньше здесь были шахты по добыче известняка, затем винные погреба, а с XVIII века – подземные кладбища. Туристы могут пройти по 2,5 – километровому экскурсионному маршруту в катакомбах, остальная часть подземного комплекса закрыта.

Изящный мост, украшенный фигурами ангелов, нимф и ажурными фонарями в архитектурном стиле боз-ар. Перекинут через реку Сену. Пройдя по мосту, можно попасть с Елисейских полей на территорию Дома Инвалидов. Конструкция была названа в честь русского императора Александра III, чтобы подчеркнуть близость Франции и России в определенный период времени. Мост объявлен ценным архитектурным памятником в 1975 году.

Парижская улица, получившая известность в период развития кинематографа. Именно здесь в 1985 году братья Люмьер показали свой первый фильм. После на бульваре один за одним стали открываться небольшие кинотеатры, так как новое искусство быстро завоевало популярность публики. До сих пор работают открытые в начале XX века «Олимпия» и «Парамаунт Опера». На бульваре Капуцинок жил композитор Жак Оффенбах.

Большой зеленый массив Парижа, парковая зона, которую называют «западными легкими Европы». В прошлые столетия здесь располагались королевские охотничьи угодья. На территории леса устраивались роскошные праздники, приемы, выездные пикники французского двора. При Людовике XVI Булонский лес был открыт для публичного посещения. Сейчас эта территория стала популярным городским парком.

Общественный парк, занимающий пространство от Лувра до площади Согласия. В саду установлены скульптуры – копии экспонатов из королевского Версаля, высажены каштановые аллеи, разбиты цветочные клумбы. Начало парку положила Екатерина Медичи. По ее приказу были снесены черепичные мастерские (они назывались «тюильри», отсюда название сада) и место было очищено под будущий парк.

Река, которая считается душой и центром жизни Парижа. Она является одной из самых крупных во Франции. Сена берет свое начало в Бургундии и впадает пролив Ла Манш. На территории Парижа речная артерия многократно изгибается, разделяя французскую столицу на исторически-культурную и деловую часть. По Сене курсируют многочисленные прогулочные суда, перевозящие туристов из района в район.

Торговый центр, храм модной индустрии и место паломничества модников со всего мира. Здесь представлены коллекции всех прославленных французских дизайнеров. Изначально в конце XIX века это был небольшой магазинчик, торговавший лентами и кружевом, но уже через несколько лет он разросся до большого торгового центра. Галерея Лафайет одной из первых стала применять современный маркетинг: яркие вывески, скидки и большие витрины.

Парк развлечений в парижском пригороде Марн-ля-Вале, действует с 1992 года. Парк принадлежит американской компании «Уолт Дисней». Это волшебный мир для детей, где живут все известные герои «диснеевских» мультиков, воссозданы декорации из любимых сказок, а также работают бесчисленные аттракционы, приводящие в восторг и взрослых. На территории парка находятся жилые и деловые кварталы, отели и поля для гольфа.

Барочная тенденция в архитектуре Парижа прослеживается на протяжении почти всего XVII века на таких замечательных сооружениях, имевших градоформирующее значение, как церковь Сорбонны,

Институт Франции на набережной Сены,

госпитальная церковь Валь-де-Грас и,

наконец, храм в ансамбле Дома инвалидов.

Очень интересен дизайн интерьера этих сооружений, некоторые стилистические особенности которого были восприняты в современных зданиях и квартирах.

Ряд купольных зданий в Париже открывают храмы Сен-Жозеф-де-Карм (1613- 1620)

и Сен-Поль-Сен-Луи (1626-1641).

Это - первые знаменитые сооружения Парижа с ярко выраженными чертами римского барокко. Церковь Сен-Поль-Сен-Луи находится невдалеке от площадей Вогезов и Бастилии. Она построена по типу римского иезуитского храма Иль-Джезу. Церкви подобного типа усиленно насаждал иезуитский орден в западноевропейских городах - Кракове, Львове, Вюрцбурге и других, в том числе и в Париже. Так же, как римский храм, церковь Сен-Поль-Сен-Луи характерна планом в форме латинского креста, с трансептом и главным двухъярусным высоким фасадом, играющим роль скорее декоративной стены, нежели органического оформления западного окончания тела храма. По традиции ордена в архитектуре этой церкви широко использованы в синтезе скульптура и живопись.

Архитектура церкви Сорбонны тоже выдает явное влияние иезуитской церкви Иль-Джезу. Однако общая композиция и высокий двухъярусный главный фасад не являются буквальным повторением римского оригинала, а свободным его истолкованием. Благодаря тому, что в церкви Сорбонны купол следует сразу за порталом главного фасада, он решительно влияет на построение силуэта, компактного и живого по своему очертанию.

Несомненно влияние обеих церквей на остальные купольные здания, созданные после них в стиле барокко, в первую очередь - на капеллу коллежа Мазарини, ныне Института Франции. Инициатива постройки этого здания принадлежала Дж. Мазарини, который завещал крупную сумму денег и свою библиотеку.

Проект здания коллежа разработал архитектор Луи Лево. Строилось оно в 1663-1688 годах на участке, где в средние века на берегу реки крепостные стены завершались Нельской башней. На оси нового крупного здания коллежа с внутренними дворами, со стороны реки, Лево запроектировал однокупольную капеллу.

Капелла с крыльями коллежа на набережной является самой интересной частью комплекса, так как здесь ярко, но вместе с тем сдержанно, проявились черты стиля барокко, выразившиеся лишь в дугообразной композиции фасадов. Купол, расчлененный наружными ребрами, гордо вознесен на высоком тамбуре и вместе с довольно строгим портиком подчеркивает ось симметричной композиции, формирующей застройку набережной и небольшое ее уширение. К трехсотлетию со дня основания здания (к 1962 году) капелла была тщательно реставрирована и служит актовым залом Французской Академии наук. Главный архитектор академического здания Андре Гюттон не только обеспечил научную чистоту реставрации, но и создал возможность необыкновенно эффектного искусственного освещения интерьера, обеспечивающего наилучшее выявление светотенью его внутренней декоративной пластики.

Галерея Лафайет - известный универмаг в Париже, основанный в конце девятнадцатого века. Каждый год миллионы покупателей посещают главный магазин страны на бульваре Османн - десятиэтажное здание, увенчанное великолепным стеклянно-железным куполом. В декабре 1893 года двоюродные братья Теофил Бадер и Альфонс Кан открыли галантерейный магазин, который назывался «Aux Galeries Lafayette».

Большинство туристов считают Мост Александра III самым красивым мостом в Париже. Без сомнения, это самый роскошный мост города. Построенный с эспланадой Дома Инвалидов мост соединяет Большой и Малый дворцы на правом берегу с Домом Инвалидов на левом берегу.

Малоизвестный факт - на вершине Эйфелевой Башни находится маленькая секретная комната, которую проектировщик Гюстав Эйфель построил лично для себя. Даже при большом желании у вас не получится остановиться в ней на ночь, несмотря на наличие всех необходимых удобств.

Вандоме - престижная площадь в Первом Квартале Парижа. Вандомская площадь была построена в 1702 году в честь побед армии Короля Солнца Луи XIV. Архитектор Жюль Ардуэн Мансар, также работавший над Версальским дворцом, изначально выкупил землю под площадь в надежде заработать на последующей продаже недвижимости.

Великолепный Малый Дворец Парижа (Пти-Пале) расположен рядом с Большим Дворцом, размещая богатейшую коллекцию шедевров искусства со времен античности до 20го столетия. Открытый в 2005 году после 4 лет реконструкции, Малый Дворец был построен к Всемирной выставке 1900 года. Изначально Малый Дворец планировался, как временная структура для проведения большой выставки шедевров французского искусства, но столь понравился парижанам, стал постоянной достопримечательностью Парижа.

Большой Дворец Парижа был построен к Всемирной выставке 1900 года. Здание сразу же прославилось благодаря своей огромной стеклянной крыше. Сейчас в этом здании располагается научный музей. В 1900 году Париж торжественно принимал Всемирную Выставку. Из-за высокой важности события город запланировал большое строительство, включая возведение моста Александра III, Большой Дворец и схожий с ним Малый Дворец.

Пантеон в Париже - впечатляющее сооружение 19го столетия, изначально спроектированное в качестве церкви, но затем трансформированное в Храм. Памятник расположен на вершине Монтань Сент-Женевьев, неподалеку от Университета Сорбонны и Люксембургского Сада. Здание Пантеона выходит на Латинский Квартал Парижа. В далеком 507 году это место было выбрано первым королем франков Хлодвигом для строительства базилики, которая должна была служить гробницей для него и его жены Клотильды. В 512 году здесь была похоронена Святая Женевьева, покровительница Парижа.

Трудно было найти в ХХ веке более традиционного француза и парижанина, хранившего абсолютно консервативные привычки, преклонявшегося перед историей своей страны и ее архитектурными памятниками, чем генерал Шарль де Голль. Когда он вторично пришел к власти в 1958 году, то одним из его первых дел по обустройству своей резиденции была перестройка павильона в саду для часовни, где глава государства и его близкие могли присутствовать на ежедневной мессе. И в то же время не менее трудно назвать человека, в такой степени, как Шарль де Голль, готового на самые смелые и неожиданные поступки ради величия Франции, причем не только в политике, но и в архитектуре. Шарль де Голль боготворил историю Парижа, однако именно он в качестве президента Франции положил начало так называемым «большим проектам», благодаря которым современная архитектура Парижа претерпела значительные перемены. В его честь был построен крупнейший .

Его примеру последовали преемники – президенты Жорж Помпиду, Валери Жискар д’Эстен и особенно активно – Франсуа Миттеран. Каждый из президентов второй половины ХХ века стремился, вслед за де Голлем, оставить монументальный след в архитектуре Парижа – вступить в диалог с историей и обеспечить о себе память, которую не способны искоренить перемены политической моды. Первым из «больших проектов» был создан по инициативе де Голля . Это было сделано и с наибольшим размахом, и с особенным тактом, и с использованием значимых исторических символов. Для огромного комплекса, которому предназначалось стать новым деловым центром Парижа, задыхавшегося от недостатка конторских и коммерческих зданий, выбрали место, находившееся официально вне границ города, за Сеной, на ее левом берегу.

Здесь планировалось построить «парижский Манхэттен» с небоскребами, которые должны были превзойти американские. Во всяком случае, де Голлю хотелось создать зримый символ процветающей великой державы. И в то же время Дефанс стал плотью от плоти Парижа. Его построили точно на продолжении главной градостроительной оси города, проходящей через Лувр, площадь Карусель, проспект Елисейских полей, площадь Звезды, теперь переименованную в площадь Шарля де Голля. Эта срединная линия «читается» не только в плане города: на закате солнце в определенный момент оказывается в просвете триумфальных арок на площади Карусель и площади Звезды, прославляющих победы Франции. И через арку на площади Звезды можно увидеть подсвеченный закатным солнцем силуэт почти симметрично разделенных на две группы небоскребов Дефанса. По замыслу де Голля, Дефанс должен был стать не просто современным районом, но, скорее, образом города будущего. В его мечте было немало утопических черт, которые большая группа архитекторов (во главе с Бернаром Зерфюссом и Робертом Камело) стремилась воплотить в жизнь. Здесь предполагалось полностью разделить «мир машин» и «мир пешеходов», сделать большую часть Дефанса предназначенной только для людей. В этом проекте получила осуществление одна из «великих утопий» современной архитектуры – создание полностью искусственной среды обитания людей, «второй природы», зоны «тотального дизайна». Для этого район был поднят на гигантскую многослойную бетонную платформу, внутри которой стал быстро развиваться подземный город с тоннелями для автострад, метро, поездов регионального экспресса, связывавшего Париж с дальними пригородами и аэродромами, с залами для торговых комплексов, ресторанов, выставочных помещений. Пять этажей этой структуры соединили переплетения лестниц, пандусов и эскалаторов. Под землей разлилось целое море «электронного супа» – всевозможных фонарей, указателей, светящейся рекламы – движущееся, говорящее, сверкающее, гаснущее и загорающееся вновь. Наверху же, на бетонной поверхности, поднялись небоскребы.

Геометрически четкие объемы башен закованы в темное, непрозрачное снаружи стекло. Они меняют цвет, отражая в зеркальных гладях лучи солнца и проплывающие по небу облака. Искусственная среда, как бы целиком составленная из гигантского набора конструктивных элементов, переплетения стальных ребер, панелей, пилонов, оказывается все же подверженной воздействию природы.

За счет многочисленных отражений в солнечный или дождливый день Дефанс воспринимается по-разному. Важно то, что этот район не мешает Парижу. Его структура, «надетая» на главную ось города, продолжает градостроительный смысл, но не вторгается в историческое тело французской столицы. Великолепная панорама города открывается с верхней площадки завершающего Дефанс здания-арки, созданной по проекту победившего в международном конкурсе датчанина Йогана-Отто фон Спрекельсена, реализованному к 1989 году, 200-летнему юбилею Великой французской революции, под руководством Поля Андре. С именем президента Франции Жоржа Помпиду связывается рождение принципиально иного диалога старого и нового в Париже, хотя в большей степени на этот процесс повлиял знаменитый писатель и политик, министр культуры Франции той эпохи Андре Мальро.

Вместе с президентом они решили создать Центр современного искусства и разместить его в самом сердце города. Это здание вошло в историю архитектуры под именем Центра имени Жоржа Помпиду. Победителями международного конкурса на проект этого сооружения стали итальянец Ренцо Пиано и британец Ричард Роджерс, которые благодаря ему приобрели всемирную славу. Они создали предельно радикальный образ, отказавшись от привычных черт любого , в том числе и в духе Гропиуса или Ле Корбюзье. Парижане сразу же после возведения здания прозвали его «нефтеперегонным заводом». Пройдя от площади Вогезов, помнящей веселого и великого короля Генриха IV, через сохранивший планировку и множество особняков XVII и XVIII столетий квартал Маре, выйдя из переулка, упираешься в ярко раскрашенную, состоящую из переплетенных труб «спину» здания Центра имени Жоржа Помпиду. Контраст ужасающий. По всем правилам реконструкции исторических городов, возведение подобного авангардного сооружения в старинной части города – преступление. Однако в Париже на это предпочли закрыть глаза, потому что здание получилось талантливое. Это была победа над безликостью архитектуры 1970-х годов, а победителей не судят. И действительно, фасад огромного сооружения оказался обращенным к старинным домам и переулкам квартала Маре невиданно плотным переплетением ярко раскрашенных труб, служащих для водопровода, канализации, вентиляции и т.д.

С другой стороны сооружения сеть металлических опор вынесена вперед, и лишь за нею видны стеклянные стены, которые перерезает зигзаг туннеля самодвижущейся лестницы. Казалось бы, совершенно немыслимо строить нечто подобное рядом с прославленными памятниками старины, но когда смотришь на Центр имени Жоржа Помпиду, об этом забываешь. Контраст его авангардных форм и исторических зданий столь велик, что сопоставление становится бессмысленным. Правда, в градостроительном отношении такт все же был соблюден, и это очень важно: новое сооружение практически не затрагивает традиционного силуэта города и по масштабу близко к размерам обычного квартала. Но главное, архитекторам удалось создать объект очевидно талантливый, увлекательный, интересный, который обогащает Париж, насыщает неординарной современностью исторический «текст» великого города. Преступление против сохранения старины стало удачей, превратившись в один из самых ярких символов Парижа.

В конечном итоге этот успех всегда зависит от качества архитектуры. Возведенный вслед за Центром имени Жоржа Помпиду и неподалеку от него торговый центр «Форум-де-Аль» оказался ошибкой, повредившей облику столицы Франции. Его построили на месте знаменитого старого рынка съестных припасов – «чрева Парижа», существовавшего со времен Средневековья, а в XIX столетии перекочевавшего в многочисленные павильоны, созданные из металла, вошедшего в моду после возведения Эйфелевой башни. Сломав все эти замечательные постройки, в «Форум-де-Аль» попытались использовать формы постмодернизма, якобы для того, чтобы с помощью «цитат» из прошлого вроде готических арок или элементов классического регулярного сада связать историю и современность. Получилось как-то пусто, вяло, «беззубо». И прошлое проиграло, и современность, не выразив себя в яркой форме, оказалась несостоятельной перед лицом архитектуры ушедших эпох. С приходом к власти Франсуа Миттерана положение изменилось. Пресса стала называть Париж «столицей республики фараонов», настолько президент был увлечен запечатлением в формах зодчества эпохи своего правления. А этим ироничным названием город обязан, в первую очередь, знаменитой «Пирамиде» Лувра. Реконструкция Лувра была неизбежной в связи с развитием самого музея, изменением и усложнением его функций, желанием хранителей коллекций показать публике возможно больше (ведь в музеях такого уровня, как Лувр или Эрмитаж, открыты для обозрения всего 3–5% экспонатов).

Из дворца изгнали Министерство финансов Франции, занимавшее почти половину комплекса, были перекрыты два световых двора, благодаря чему на огромных площадях разместились собрание французской скульптуры и находки археологов. Главные «архитектурные события» развернулись под Лувром. Были проведены раскопки на большую глубину, и оказалось, что фундаментом дворца XVI–XVII веков служит нижняя часть средневекового замка, сохранившаяся на несколько метров в высоту. Теперь посетители могут обойти вокруг подножия Лувра XV столетия, раньше скрытого от всех. Подземная часть музея расположилась также под огромным внешним двором комплекса и площадью Карусель.

Здесь находятся магазины сувениров и антиквариата, разнообразные кафе и рестораны, обширные технические помещения и, главное, центральный распределительный вестибюль, благодаря которому посетители получили возможность легко попасть в любую часть музея. Лувр приобрел иной уровень технического обеспечения и комфорта для приходящих в него людей. Над вестибюлем, на поверхности земли, по проекту архитектора Йео Минь Пея была построена стеклянная «Пирамида» со стальным каркасом, в которой находится главный вход в музей. Прозрачность и легкость «Пирамиды» должны были бы смягчить контраст ее геометрических поверхностей и исторических форм старого Лувра. Но этого не происходит. Вне зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть, «Пирамида» концентрирует на себе основное внимание. Она стала центром и едва ли не главной архитектурной достопримечательностью Лувра, затмив собой наследие прошлых веков. Как и в случае с Центром имени Жоржа Помпиду, это неправильно по всем международным законам реконструкции исторических городов и зданий. И в то же время – несомненная удача. Талант архитекторов и их сдержанность, решение поднять над землей лишь крошечную часть нового Лувра обеспечили возможность добавить свое произведение к красотам, художественным богатствам и эксцентричным выходкам Парижа.

Сочетание «Пирамиды» и подлинных памятников показывает один из возможных вариантов будущего развития нового зодчества в исторической среде. К концу ХХ столетия относится и целый ряд других «больших проектов» – создание Оперы на площади Бастилии, Института Арабского мира на берегу Сены, неподалеку от острова Сите, идея строительства новой Национальной библиотеки Франции, законченной уже при президенте Жаке Шираке. Однако эти сооружения не повлияли так существенно на облик Парижа, как Дефанс, Центр Жоржа Помпиду и «Пирамида» Лувра. Как и многие другие, они остались просто новыми зданиями в старинном городе, которые не обогащают его облика и не вступают в активный и принципиальный диалог с прошлым. Пример Парижа второй половины ХХ века показывает, что самое худшее для исторического города – это безразличие к нему. Главная опасность заключена не в современной архитектуре Парижа, пусть даже резко выделяющейся из традиционной застройки. Нельзя допустить, чтобы высокие эстетические качества урбанистической среды прошлых веков вытеснила современная дешевая бездарность. Париж на протяжении многих столетий остается одной из великих художественных столиц мира именно потому, что постоянно накапливает выдающиеся произведения зодчества. Сегодня, так же как в XII или XVIII столетиях, столица Франции сохраняет в неприкосновенности традицию, обеспечивающую ей вечные привлекательность и престиж, – следование самой высокой архитектурной моде каждого века и концентрацию шедевров всех эпох, включая и наше время.



Loading...Loading...