Человек звучит гордо. Человек — это звучит гордо? Доброжелательность Сострадание Любовь к людям

Увидел у себя во френдленте фразу "М. Горький сказал: "Человек - это звучит гордо!". Да, действительно... Наверное, только в СССР могли такое вбить... Гордо - это когда обманываешь? Ведешь войну с себе подобными, убивая миллионы невинных? Гордо - это когда ищешь козла отпущения или когда предаешь?"

Ну, далее в таком же духе: справедливый гнев на странную в своей помпезности фразу.
Все вроде понятно, Горький - буревестник революции, да и штамп известный. Но никак не могу в него поверить: ведь Горький-то далеко не дурак был. Много видел, много пережил, кем только не работал. Обо всем имел свое мнение, и не прогибался ни под царскую, ни под советскую власть.

В общем, я решил разобраться.
Итак, фраза взята из пьесы "На дне", которую Горький написал в 1902 году.
Вложена она в уста пьяного зэка Сатина. Сатин, согласно рефератам советского разлива, был "самым свободолюбивым и справедливым персонажем ", и является резонером самого Горького, то есть выразителем истинных чувств и чаяний автора.

Привожу полный отрывок речи Сатина:

Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек -
свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает .) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет .) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..
Барон (качая головой ). Ты - рассуждаешь... Это - хорошо... это, должно быть, греет сердце... У меня - нет этого... я - не умею! (Оглядывается и - тихо, осторожно .) Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому - что же дальше?
Сатин (уходит ). Пустяки! Кого бояться человеку?

Хорош персонаж, - ничего не скажешь. Стоит всех остальных. Вдумайтесь: Выпьем за человека, Барон! Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?

По логике, если Сатин - резонер Горького, то так или иначе это резонерство должно проявляться в других местах пьесы.
А что мы видим в других местах? Вот почти самое начало:
Сатин. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав... Клещ, дай пятак!
Чуть ниже:
Сатин. Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров!

Но, может быть, с ним что-то случилось по ходу развития сюжета? Вот концовка всей пьесы (это почти сразу после того самого рассуждения о гордом человеке):

Дверь быстро отворяется.
Барон (стоя на пороге, кричит ). Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился!
Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.
Сатин (негромко ). Эх... испортил песню... дур-рак!

Ничего святого. Типичная гордыня законченного зэка, извращенная мораль тунеядца, который ни во грош не ставит ни чужую жизнь, ни свою. Гуляет-пьет, презирая труд, считая его чем-то недостойным, - практически трусостью перед голодом.

И вот, в прогнившей дыре, как пауки в банке грызутся и убивают друг друга пьяницы, игроки, беглые, жадные, хитрые и развращенные люди. Реальное дно - оно и есть дно, и те, кто по нему ползают, вполне заслуживают названия "гады". Однако все это дно освещает и оттеняет единственный светлый человек-странник Лука - он забрел сюда переночевать, и конечно же его убили за то, что он назвал порок пороком. Лука - это истинно христианская душа, мудрая, битая жизнью, но чистая, и все его речи от начала и до конца пропитаны духом Христовым. Вот, к примеру:

Лука. А всь - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И всь, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!

Или вот:
Наташа (указывая на дверь в кухню ). Туда, иди, дедушка...
Лука . Спасибо, девушка! Туда так туда... Старику — где тепло, там и родина...

А вот еще — откровенное в своей простоте:
Лука. Ишь ты! А я думал — хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя — хорошо я делаю! Хвать — а люди недовольны...

Никто из остальных персонажей не обладает даже зачатками подобного самоанализа.
Или вообще космическое:
Лука. Все мы на земле странники... Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Почему такой человек, выраженный Горьким с такой лесковской глубиной - не резонер? Ведь он явно симпатичен автору.
Но Лука - вроде как христианин, а Горький — человек не верующий. И, чтобы верно расставить акценты и обозначить свое отношение к вере, Горький вкладывает в уста Луки хитрую фразу о бытии Божием:
Лука (негромко ). Коли веришь, — есть; не веришь, — нет... Во что веришь, то и есть...
Тем самым Горький (попутно решив основной вопрос философии в пользу идеализма) объяснил читателю, что Христианство - вещь весьма субъективная, - лишь бы верилось во что-нибудь хорошее.
Любопытная деталь: В этом же, 1902 году Горький становится крестным и приемным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял Православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
Такой христианский по своей сути поступок, где на номинальное христианство марксисту Горькому, скорее всего, было как раз наплевать.

Но почему фраза, вырванная из уст блатного, шулера, убийцы и тунеядца, стала такой важной, такой горьковской, такой советской? Горький тут ни при чем. Я думаю, это уже просто уродливые последствия идеологизации литературы.
В 1922 году уплывает философский пароход. Затем уходят из жизни Есенин (1925) и Маяковский (1930). Горький, в знак протеста против перегибов советской власти живет за рубежом, но его мнение все еще весомо для советского имиджа. И он, по просьбе руководства возвращается (1932) в СССР, чтобы через четыре года умереть при невыясненных обстоятельствах. Зато вовремя — ведь на родине, и в качестве восхищенного преобразованиями буревестника революции. И, думается мне, что Горький был человек совестливый, прямой, резкий, и, заподозрив неладное, тут же бы устроил шум на весь мир, да и вернулся бы назад в свое Сорренто. Не успел, и почил героем. А советские учебники, не вдаваясь в серьезный анализ, стали клепать из его цитат все мало-мальски пригодное для противопоставления царского "плохо" и советского "хорошо".
Только это мало-мальское с личностью этого писателя не имеет ничего общего.

Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром «бывших людей», чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке. Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица. Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви. Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни. «Человек – это звучит гордо» - так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что – либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи. Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить. В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает. Все о чем говорит Лука - фантазия.

В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!». Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям. Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Пьесу «На дне» мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького. Они плакали и говорили: «Это мы!».

«Человек – это звучит гордо!» - закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева

    Екатерина Локтева - сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе "Отцы и дети" Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов

  • Анализ произведения Кролики и удавы Искандера

    Произведение по жанровой направленности относится к социально-философской сказке, близкой к стилю в виде антиутопии.

  • Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького

    Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности

  • Сочинение Образ Лели и ее характеристика в рассказе Елка Зощенко

    Одним из основных персонажей произведения является семилетняя девочка по имени Леля, представленная писателем в образе старшей сестры Миньки, мальчика пяти лет.

Человек – это звучит гордо

Человек – это звучит гордо

Выражение из пьесы М. Горького "На дне" (1902), д. 4, слова Сатина: "Чело-век! Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека" .

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Человек – это звучит гордо" в других словарях:

    Из пьесы «На дне» (1902) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868 1936), слова Сатина (действ. 4): «Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо уважать человека». Энциклопедический словарь крылатых слов и… … Словарь крылатых слов и выражений

    Человек - это звучит гордо - крыл. сл. Выражение из пьесы М. Горького «На дне» (1902), д. 4, слова Сатина: «Чело век! Это великолепно! Это звучит… гордо! Че ло век! Надо уважать человека» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ЧЕЛОВЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки устар. и шутл., косв. человек, человекам и т.д. только в сочетании с колич. словами), муж. 1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕЛОВЕК, а, в знач. мн. употр. люди, ей (человеки устар. и шутл.; косвенный человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зв. человече в обращении устар. и шутл.), муж. 1. Живое существо, обладающее даром мышления и… … Толковый словарь Ожегова

    человек - , а, м. == Человек труда. патет. О трудящемся, рабочем. ◘ После революции человек труда превращается таким образом в общественного деятеля. Шкаратан, Ваксер, 109. Герой нашего времени это человек труда. Кал. 80, 27 авг. Уважение к труду и … Толковый словарь языка Совдепии

    HOMO SAPIENS - человек разумный, знающий /самоклассификация/. Человек обладает как качествами: разумом и глупостью, памятью и забывчивостью, честностью и лживостью, совестью и ее отсутствием (говорят: бессовестностью), так и чувствами (желаниями, влечениями):… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    1912 год открытие Земской школы в с. Шелаево Валуйского уезда, Воронежской губернии. 1934 год открытие семилетней школы в с. Шелаево Уразовского района, Курской области. 1955 год реорганизация семилетки в Шелаевскую среднюю общеобразовательную… … Википедия

    - (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография На дне, 1902 *) В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения). Война Альбом Гражданская оборона Записан 1989 Жанр панк рок хардкор панк нойз рок Длительность … Википедия

Книги

  • Человек и стихия , М. Ильин. Москва, 1954 год. Молодая гвардия. Издательский переплет. Сохранность хорошая. "Человек и стихия" - поэтическая и вместе по-настоящему, до последних мелочей, деловая книга. Извечное…


Loading...Loading...