Династий мин и цин в китае. Китай династий Мин и Цин (XIV – начало ХХ вв.) Исход крестьянской войны

Китайские императоры жили в Пекине, в поистине сказочном дворце под названием «Запретный город». В «Запретном городе» было не одно богато украшенное здание, а несколько, и все они были окружены прекрасными садами. Из-за восстаний горожан и крестьян, вражеских нападений на империю и дворцовых переворотов императорская династия Мин (1368-1644) в конце концов потеряла власть над страной. В 1644 г. последний император этой династии совершил самоубийство, и в Китае (подробнее в статье « «) воцарилась династия Цин, которая правила до 1911 г. Многие из императоров династии Цин были разумными правителями и сумели добиться для Китая мира и процветания.

Эта фигурка (слева) из слоновой кости изображает государственного чиновника. Чтобы стать чиновником, надо было успешно сдать очень трудные экзамены. Китайские врачи умели приготовлять различные лечебные отвары из трав. Они также лечили своих пациентов иглоукалыванием (акупунктура). Это иллюстрация (справа) к одному из немногих китайских романов того времени. В нем рассказывается о разбойниках, которые нападали на чиновников, чтобы защитить от них бедных крестьян. Поначалу китайские императоры довольно тепло принимали европейских миссионеров, таких, как, например, иезуит на этом рисунке, но позднее их стали изгонять из страны. Многие европейцы мечтали о том, чтобы приобрести эти изысканные изделия китайских мастеров. Но им приходилось за все это платить золотом и серебром, потому что китайцев не интересовали товары из Европы предлагаемые им в обмен.

Сельское хозяйство

Жизнь в сельской местности на протяжении веков менялась мало. Одним из немногих новшеств была, например, кукуруза, завезенная из Америки испанскими и португальскими торговцами. В течение долгого мира, установившегося в эпоху Цин, население Китая начало расти. Сначала это не имело значения, но постепенно оно настолько увеличилось, что собранных крестьянами урожаев стало едва хватать, чтобы всех накормить.

Строго говоря, однозначным термином «закат» характеризовать всю историю китайской империи после Сун не вполне справедливо: на протяжении шести с лишним веков после гибели южносунской империи под ударами монголов Китай знал и периоды упадка, и времена стабилизации, и порой даже некоторый расцвет, по крайней мере в сфере политики. Достаточно напомнить, что многие ныне окраинные районы этой страны были присоединены к ней именно в эти столетия его истории. И все же в целом на фоне расцвета Тан‑Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации. Иными словами, движение вперед, пусть даже зигзагообразное, было сокращено в это время до минимума, кроме, разве что, развития демографического и связанной с этим существенной интенсификации сельского хозяйства.

Как только что было упомянуто, сунская империя пала под ударами монголов – тех самых, что вихрем промчались по всей Евразии в XIII в., оставив после себя разрушенные города, опустошенные поля, многие миллионы трупов. Что же представляли собой эти монголы в XIII в.?

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Сам термин «монголы» восходит лишь ко временам Чингис‑хана. До того собственно монголы были лишь частью большей этнической общности сибирских татар и именовались, в отличие от остальных, «черными татарами». Едва ли вообще можно говорить о монголах как о сложившейся этнической общности (пусть даже просто «черных татар») ранее, нежели применительно к XII в. До того существовали лишь протомонгольские этноплеменные группы и народы, одним из которых были кидани (речь о монгольском языке и этносе, но не о монголоидности как расовом типе!). Протомонгольские и раннемонгольские группы являли собой степной народ кочевников, разводивший лошадей и рогатый скот, кочевавший по степи от пастбища к пастбищу, живший в войлочных юртах и организованный преимущественно в небольшие родоплеменные коллективы, связанные друг с другом общностью происхождения, языка, культуры и т. п. Соседство на юге с развитой китайской цивилизацией оказывало на кочевников степной северной зоны немалое влияние, содействовавшее, в частности, убыстрению процесса создания племен, а затем мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями, которые при благоприятном стечении обстоятельств объявляли себя императорами, как то было с тангутами, киданями, чжурчжэнями. Монголы были очередным такого рода этносом, обладавшим, по терминологии Л.Н. Гумилева, неслыханным до того запасом пассионарной энергии. Ускорение процесса социального развития и имущественного неравенства способствовало созданию протогосударств у монголов, а тенденция к интеграции привела в ходе жестких междоусобных схваток влиятельных вождей к победе Темучина, сына Есугея. На всемонгольском курултае 1206 г. он был провозглашен вождем всех монголов под именем и с титулом Чингис‑хан.

Чингис‑хан начал с того, что создал строго организованную армию, состоявшую из десятков, сотен, тысяч и 10‑тысячных отрядов во главе с десятскими, сотскими, тысячниками и темниками, причем начальники назначались не по принципу родства или знатности (хотя и то, и другое всегда учитывалось), а на основе свойственного ранним политическим структурам принципа меритократии, т. е. из лучших воинов, что сыграло огромную роль в укреплении боеспособности армии. Армия Чингис‑хана была новым важным политическим фактором в степной зоне, до того еще не знавшей боевых организованных формирований подобного типа и в таком количестве. Собственно, именно созданная Чингисом армия и явилась решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного этноса монголов (во времена Чингиса их было едва ли более 100 тыс., если считать только воинов, а воин у кочевников каждый четвертый, а то и третий). Только хорошо организованная армия, послужившая костяком всей военно‑политической структуры монголов, помогла им завоевать и подчинить себе почти полмира, да еще и всерьез угрожать многим из остальных стран и народов.

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингиса в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. За 1219–1221 гг. была превращена в руины цветущая Средняя Азия и разбито государство Хорезм‑шахов. В 1223 г. был нанесен решающий разгром ополчению русских князей, в 1226–1227 гг. было уничтожено государство тангутов на северо‑западных рубежах Китая, причем тангуты были вырезаны с особой жестокостью, а немногие уцелевшие были превращены в рабов. И наконец, в 1231 г. основные силы монголов вернулись назад в Северный Китай и довершили здесь разгром чжурчжэньского государства Цзинь (1234). И хотя одновременно с этим значительная часть монгольской армии продолжала свои завоевания в других районах Азии и в Европе, основным делом их в этом направлении с 1235 г. стало завоевание южносунского Китая, на что ушло свыше сорока лет.

Цифра эта, если сопоставить ее с молниеносными темпами военных захватов в других районах мира, вызывает невольное уважение к сунскому Китаю – тому самому, что десятилетиями откупался от воинственных кочевников и предпочитал за эту немалую цену сохранять мир на границах, пусть урезанных, и пользоваться процветанием в экономике и культуре. Когда пришел срок и понадобилось воевать, южносунский Китай все же сумел мобилизовать все силы для сопротивления. Только в 1276 г. пала столица Ханчжоу, но и после этого последние южносунские императоры оказывали сопротивление около четырех лет, в конечном счете чуть ли не на кораблях, которые вынуждены были отчалить от захваченной монгольскими войсками береговой полосы Южного Китая. Только в 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Династия Юань просуществовала – если считать не формальные годы ее в китайских летописях, а фактическое господство в основной части Китая – свыше века, может быть, даже, для Северного Китая, около полутора веков. Это было едва ли не самое тяжелое время для Китая, по крайней мере после Нань‑бэй чао. Для примера можно напомнить, что на первых порах монголы вообще склонны были истребить всех отказывавшихся добровольно им сдаться, – то, что они подчас практиковали и на западе (а в сунском Китае сорок лет сопротивлялись почти все) Потом возник проект истребить китайцев пяти самых распространенных фамилий (а таковых в стране, где количество фамилий исчисляется немногими десятками, от силы сотней‑другой, была едва ли не половина, во всяком случае это была весомая часть населения страны). И если эти кровожадные проекты не были осуществлены – во многом благодаря киданину Елюй Чу‑цаю, который был советником хана и настойчиво рекомендовал ему не уничтожать тех, кто может приносить регулярный доход, – то уж в рабство к монголам попало великое множество китайцев, особенно на севере. Пожалуй, никогда в истории Китая не было так много рабов, как по количеству, так и в процентах к остальному населению, как в период Юань. Не приходится и говорить, что экономика Китая к началу правления монголов (после полувека войн) пришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Что же касается администрации, то конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монгольским ханам и военачальникам, а также малознакомым с Китаем выходцам из иных районов Азии, прежде всего из исламских стран. Китайцы севера и тем более юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму‑жэнь, т. е. выходцев из других стран).

Потребовалось несколько десятилетий, чтобы Китай постепенно обрел привычную для него норму существования. На протяжении этих десятилетий с нарастающей активностью действовали свойственные ему ассимиляционные и адаптирующие факторы: восстанавливалось разрушенное кочевниками земледелие, затем и ремесло, торговля; рос объем налоговых поступлений (во второй половине Юань, по некоторым данным, в 20 раз против времен Хубилая); в администрацию снова шли конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, нередко бравших китаянок в жены, все больше превращались в обычных китайцев. Быть может, в иных условиях все эти и иные аналогичные процессы постепенно и мирно сумели бы выправить ситуацию таким образом, что монгольская династия в конечном счете осталась бы монгольской в основном только по названию, как то случилось несколькими веками позже с маньчжурами в Китае. Но условия оказались неблагоприятными – как для китайцев, живших под монгольским игом и тяжело ощущавших это, так и для самих монголов, которые мало делали для блага управляемой ими страны.

Наиболее наглядно проявилось это в связи с потребностями ирригационного строительства. Хотя ирригационное земледелие не было главным либо жизненно важным для китайского сельского хозяйства, оно все‑таки имело большое значение для страны, особенно после создания рисового пояса на юге. Немалую роль играла ирригация и в деле защиты населения от разливов рек, особенно наполненной лёссом своенравной Хуанхэ, время от времени выходившей из берегов и затоплявшей страну, как то было, в частности, во времена Ван Мана. В функции любого китайского правительства входило заботиться о водном строительстве и вовремя ремонтировать каналы, дамбы, чистить русла и т. п. Монголы этим почти демонстративно пренебрегали. А конфуцианских чиновников, которые могли бы своими силами на местах что‑либо организовать, действуя в соответствии с традицией, в стране долго не было. Неудивителен и результат.

Система дамб на Хуанхэ давно пришла в негодность. Великая река то и дело прорывала дамбы и широко разливалась по долине, затопляя поля и жилища. В 1334 г. прорыв оказался настолько мощным, что река вновь, в очередной раз изменила русло, уничтожая на своем пути сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Усилилось патриотическое движение, набиравшее силу и проявлявшееся как в литературе (юаньская драма, патриотические романы типа «Троецарствия»), так и в политике. Вскоре страну охватило мощное народное движение, тут и там вспыхивали с трудом подавлявшиеся восстания. Власти попытались было в 1351 г. восстановить систему дамб и заставить реку вернуться в старое русло. Но было уже поздно. Объединение в районе строительства сотен тысяч людей лишь подлило масла в огонь: восстания вспыхнули с новой силой, причем во главе их оказались вожди тайного общества «Бай‑ляньцзяо». Буддийская по своей религиозной основе, эта секта «Белого лотоса» существовала в Китае издавна, по меньшей мере с V в. Однако в XIV в. она превратилась в тайное общество, выдвинувшее на передний план эгалитарные крестьянские идеалы и предрекавшее скорое наступление века будды грядущего Майтрейи и соответственно новой династии Мин (свет), которая покончит с мрачным господством монголов.

Покрыв свои головы красными повязками (символ грядущего царства Света), восставшие сорганизовались в отряды «красных войск», которые начали решительную борьбу с монгольскими угнетателями. Восстание приняло не столько сектантско‑крестьянский, сколько национально‑патриотический характер. И хотя первая его фаза закончилась в 1363 г. поражением красных войск, антимонгольское движение разгоралось в стране со все большей силой. Особенно когда во главе его стал Чжу Юань‑чжан.

Родом из крестьян, хлебнув в молодости горя, Чжу Юань‑чжан (1328–1398) был послушником в буддийском монастыре. Когда сторонники секты подняли восстание, он примкнул к нему и, проявив недюжинные способности, быстро выдвинулся в первые ряды вожаков. После разгрома первой фазы движения именно Чжу оказался во главе восставших. Опираясь на примкнувших к нему конфуцианцев, ученых знатоков китайской истории и культуры, он успешно действовал и в конечном счете, разгромив монгольские войска, провозгласил себя императором новой династии – Мин. Кроме названия, от эгалитарно‑буддийских основ первоначального движения осталось к этому времени не так уж много. И это в общем понятно. Оставаясь вождем восставших крестьян, Чжу Юань‑чжан, как и его далекий предшественник Лю Бан, с готовностью воспринял давным‑давно апробированную конфуцианскую систему управления государством и обществом, конфуцианские принципы и порядки. Хотя как личность новый император был далек от конфуцианского идеала мудрого и справедливого правителя и скорее был деспотом типа Цинь Ши‑хуанди и суйского Ян‑ди, он тем не менее последовательно проводил конфуцианскую политику, в том числе в организации администрации, столь подорванной за время правления монголов. И это, безусловно, сыграло немаловажную роль в деле упрочения Мин.

8. «Ортодоксы» и «эксцентрики». Художники династий Мин и Цин

Родные императоры из низов

Добрый день! Мы продолжаем наши разговоры о живописи Востока, и сегодня мы снова обращаемся к китайской живописи, на этот раз уже XIV-XVI веков. И нельзя не отметить, что, говоря об этом периоде в истории Дальнего Востока, не только Китая, но Японии и Кореи, сразу бросается в глаза сходство многих процессов с европейскими метаниями духа, которые получили название Ренессанса. Действительно, поиски классических истоков в стиле побуждают искать параллели в европейских явлениях, однако на самом деле при некотором сходстве процессов накладывание таких готовых схем, как и определений, таких, например, которые нам дает западно-европейская традиция, - распределять периоды на Средние века или Возрождение - все-таки не поможет нам навести резкость, а, скорее, исказит наше понимание явлений.

Для художников династии Мин, в отличие от их собратьев предшествующей эпохи Юань, действительно ключевыми становятся именно вопросы поиска стиля, вопросы художественного самоопределения, а не политико-социального самоопределения. Почему же так происходит? И в поисках ответа на этот вопрос давайте обратимся к истории.

Правление монгольской династии Юань рассыпалось как под ударами природных бедствий, таких, как разлив Хуанхэ, так и народных восстаний, из которых самым важным и, надо сказать, успешным стало восстание Красных повязок, с руководства одним из отрядов которых и началась карьера, собственно, первого императора династии Мин в 1368 году. Крестьянский сын по имени Чжу Юань-чжан, он был самого простого происхождения. Став уже к тому времени генералом, он провозгласил себя первым императором новой династии и основал столицу этой новой династии в городе Нанкине.

Надо заметить, что и первый император, и некоторые последующие были весьма подозрительны и не всегда доверяли даже своему ближайшему окружению и сподвижникам, что привело к многочисленным репрессиям и казням и заключениям в тюрьмы многих в принципе действительно лояльных этой новой китайской, родной, по сравнению с предшествующей династией Юань, власти. Мы говорили о том, что художник Вэнь Тун, например, пал жертвой этих репрессий и умер в заключении, но надо заметить, не всегда это было без оснований, и действительно борьба за власть была очень жесткая, особенно в первые десятилетия правления династии, то есть в начале XV века.

Уже внуку императора Чжу Юань-чжана, третьему императору династии Мин, как он ни старался обезопасить свою власть от посягательств своих ближайших родственников, ему это все-таки не удалось, и его дядя, более известный под именем генерала Чжу Ди, спалив Нанкин в 1402 году, принял титул третьего императора династии Мин и вместо Нанкина провозгласил столицей город Пекин, который и с этого времени становится и пребывает до сих пор столицей Китая. Поэтому в некоторых источниках можно встретить датировку такого второго основания династии Мин - 1402 год.

Именно по его распоряжению начинается восстановление Пекина и фактически строительство нового императорского дворца, сейчас нам известного как «Запретный город». И мы видим знакомую всем по схемам, по картинкам, по репродукциям эту красивую схему чередующихся дворов и грандиозных павильонов на свитке уже XVI века из Британского музея. Именно здесь как раз и находилась императорская коллекция живописи, к которой мы так часто обращаемся и которая сегодня хранится в разных музеях, главным образом, в самом Пекине, а вторая часть находится на Тайване.

Здесь же жили многие художники, миссией которых было, конечно, рисовать портреты самих императоров, и благодаря этому нам сохранился их облик, и, конечно, украшать монументальной живописью и свитками сам дворец и все его многочисленные павильоны, от официальных залов приемов до самых камерных жилых покоев. Мы знаем по источникам, что для украшения дворца было нанято в начале XV века более ста тысяч художников и ремесленников, то есть это была совершенно грандиозная стройка и весьма грандиозное художественное мероприятие.

Таким образом, возвращение китайской, ханьской династии сняло вопрос политической оппозиции с художников по отношению к новой власти, как этот вопрос стоял при династии Юань, иноземной, совершенно не пользующейся популярностью. Таким образом, для художников уже не было знаком проявления лояльности уход в отшельничество или отказ от государственных постов. Они могли благодаря этому, конечно, сосредоточиться в большей степени на вопросах стиля.

Вопросы стиля и воссоздание Академии

И надо сказать, эти вопросы стиля действительно были весьма актуальны, так как к этому времени существовало, как мы уже не раз замечали, две таких главных линии: это академическая живопись художников-профессионалов, или «академиков» и направление, – скорее так его правильно к этому времени называть, в большей степени, чем стиль, - живопись художников-литераторов, или вэньжэньхуа.

Надо сказать, что не только профессиональные художники, что естественно, но и непрофессиональные занимались вопросами стиля, в частности, он волновал императоров. Например, император Сюандэ, пятый император династии Мин, который был покровителем искусств, и сам был превосходным художником. Мы видим, например, что он мог в одном свитке склоняться в сторону художников-литераторов, как, например, в этой композиции с изображением играющих гиббонов, который написан тушью, с небольшими вкраплениями легких цветных красок.

А с другой стороны, ему так же и не менее импонировал и классический академический стиль тщательной кисти (гун-би), в котором он как раз решает свиток, созданный им в подарок одному из его придворных. Это благопожелательный свиток, пожелание богатства и процветания, символом которого традиционно считается пион. Мы видим, как тщательно он изображает и сам цветок, и с любопытством взирающего на этот подвешенный в вазе цветок и, по-видимому, немножечко шатающегося кота, который изображен в нижней части свитка. И мы видим посвятительную надпись – ровные ряды иероглифов дополняют всю композицию.

Минские императоры действительно искали в династии Сун свое оправдание и очень часто себя соотносили не только через художественные образы, но и через исторические, через политические факты, и, безусловно, создание и восстановление Академии живописи было для них очень важным событием.

Тем не менее они на самом деле не создали Академию, не воссоздали Академию в том виде, в котором она была при династии Сун, но оставили сложившуюся, как ни странно, при династии Юань систему найма художников, и благодаря этому Академию можно было чрезвычайно расширить, а ее сделали привлекательной, раздавая многочисленные титулы и должности всем художникам.

Вот, например, художник Лю Цзюнь, работу которого мы сейчас видим. Написана она как раз в классическом стиле династии Сун на сюжет «Возражение императору», когда чиновники не согласны и, видя, что император ошибается, не боятся сказать ему правду в лицо, и император милостиво выслушивает критику. Лю Цзюнь как раз уже носил военный титул. Конечно, это была не должность, он не участвовал ни в каких сражениях, а имел титул главнокомандующего гвардии. Художникам выдавалась также специально вышитая униформа, которая соответствовала военным должностям.

Он работал при просвещенном императоре Чжу Ютане, который правил в конце XV века - в начале XVI, с 1487 по 1505 год, при котором как раз расцвели многочисленные искусства, и не только живопись, но каллиграфия, и поэзия, и литература. Если мы посмотрим немного внимательнее на этот свиток, то увидим, что, безусловно, он написан вполне в традиционной манере, но если художников династии Сун XI-XII веков интересовало построение все-таки более натуралистичного или, правильнее будет сказать, реалистичного окружения, отчасти передача воздушной перспективы, то здесь все внимание сосредоточено на фигурах, на самом сюжете, а обрамление носит, скорее, более символическое значение. Например, размеры цветов пионов, если мы посмотрим соотношение масштабов, достигают человеческого роста, и рядом небольшие, а по сравнению с пионами и вовсе крохотные сосны и так далее. То есть вот эта игра с масштабами, нарушение их, свидетельствует о том, что сместились акценты с передачи воздушной, атмосферной среды, в пейзаже в том числе, на, скорее, его символическое значение.

Но не все художники работают в таком прямо официальном ключе. Многие разрабатывают и придерживаются более классических трактовок, как, например, художник Ван Э, который в своем пейзаже «Смотря вдаль из павильона на берегу реки» почти воспроизводит классические пейзажи династии Сун в стиле Ма Юаня. Он тоже был коллегой предыдущего художника и также работал при императоре Чжу Ютане, который называл его «современным Ма Юанем» и высоко очень ценил его творчество.

Однако, если мы вспомним, например, пейзажи того же Го Си или Ма Юаня, мы увидим, что здесь нет на самом деле того внутреннего такого скрытого напряжения и драматизма, который мы видим или ощущаем в живописи династии Сун. Здесь, притом, что художника интересует и воздушная перспектива, и передача туманов, и дымок, и вот эти вот градации туши и воздушной среды, у него более спокойная, уравновешенная композиция. И надо сказать, вот эта дотошность и тщательность в пер...

В результате крестьянского восстания власть монголов была свергнута. На смену (иноземной) пришла династия Мин (1368 - 1644 гг.). С конца XIV в. Китай процветает экономически и культурно. Старые города начинают развиваться, появляются и новые, в которых преобладают торговля и ремесло. Процесс эволюции страны подкрепляется возникновением мануфактур, где внедряется разделение труда. К императорскому двору привлекают лучших ученых, зодчих, художников. Основной упор делается на городское строительство.

Китайская династия Мин: преобразования в сфере экономики

Практически сразу после пришествия этой династии начали внедряться меры для улучшения существующего положения крестьян, так как именно они помогли произвести смену власти. Династия Мин возродила на Севере надельную систему, которая ликвидировала экономическое могущество землевладельческой верхушки (северокитайской), союзнючавшей ранее с Юанямм. А на Юге все обстояло ровно наоборот - помещичье землевладение было сохранено. Модернизация существующей учетно-налоговой системы, а также особое внимание со стороны властей к ирригации - все это поспособствовало быстрому экономическому росту.

Прослеживался рост городской экономики, причина которого - областная специализация (в Цзянси располагалось фарфоровое производство, а в Гуандуне - преимущественно железнодорожное), возникновение новых направлений, особое место среди которых занимало строительство 4-палубных кораблей.

Постепенно развиваются и товарно-денежные взаимосвязи. На основе купеческого капитала появляются частные мануфактуры. Центральный и Южный Китай стал местом появления ремесленных посадов. Впоследствии сформировались предпосылки к созданию общекитайского рынка (количество официальных ярмарок было приближено уже к 38).

Обратная сторона медали

Одновременно с вышеуказанными прогрессивными явлениями присутствовал ряд помех, сдерживающих развитие предпринимательства (это было характерно для всего Востока). К таковым можно отнести госмонополии, казенные мануфактуры, в которых трудилось более 300 тыс. ремесленников, госпоборы с торговой и Именно они не давали экономике возможность перейти на качественно иное производство.

династии Мин

В период экономического подъема и укрепления госвласти проводится преимущественно наступательная политика (вплоть до 1450 г. она называлась «лицом к морю», а после перешла в «лицом к варварам»).

Самое значимое событие данного времени - экспансия Китая, затронувшая государства Южных морей.

Династия Мин, ввиду нарастающей потребности решения проблемы японского, китайского, корейского пиратства, была вынуждена создать флот, который насчитывал 3500 кораблей. Дальнейший экономический подъем способствовал совершению целых семи экспедиций обособленного флота, которым руководил главный евнух Чжен Хэ, до Восточной Африки. У этого флотоводца было в распоряжении 60 крупных 4-палубных кораблей, длина которых достигала 47 метров, они имели такие претенциозные названия, как «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание». На каждом находилось по 600 человек экипажа, включая группу дипломатов.

Выдержка из бортовых журналов

Согласно им, по ходу путешествия к побережью Чжен, изъясняясь современным языком, в море действовал спокойно и смиренно. Однако изредка мелкие иноземцы не подчинялись благим намерениям императора.

Правление династии Мин: история

Основной упор Чжу Юаньчжан (первый в период 70-80 гг. сделал на окончательное изгнание монголов из своей страны, пресечение попыток социального протеста среди китайских крестьян посредством процедуры оздоровления экономики и укрепления личной власти. Такого рода задачи решались при помощи увеличения армии, усиления централизации, применения наиболее жестких методов, которые вызвали недовольство во всех слоях населения.

Одновременно с ограничением полномочий местной власти император понадеялся на многочисленных родственников, впоследствии ставших правителями - ванами (титул) удельных княжеств из-за того, что, по его мнению, самыми надежными являются дети и внуки.

Ванства были по всей стране: около периферии они выполняли оборонительную функцию против угрозы с внешней стороны, а в центре выступали в качестве противовеса сепаратизму, мятежам.

В 1398 г. скончался император Чжу Юаньчжан, после чего придворная камарилья, обойдя его прямых наследников, возвела на трон Чжу Юнвэня - одного из его внуков.

Правление Чжу Юнвэня

Он в первую очередь положил глаз на систему уделов, созданную дедом. Это послужило причиной возникновения войны с Цзиннань (1398 - 1402 гг.). Противостояние окончилось захватом столицы империи Нанкин правителем Пекина - старшим сыном Чжу Юаньчжана, Чжу Ди. Она сгорела в пожаре вместе с его противником.

Третий император династии Мин

Чжу-Ди продолжил политику своего отца по централизации государства, при этом отказавшись от существующей системы ванств (в 1426 г. был подавлен мятеж недовольных ванов). Он осадил титульную знать и усилил значимость дворцовых секретных служб в процессе управления государством.

При нем окончательно решился вопрос относительно что существенно влияло на политический вес Юга и Севера. Так, последний, выступающий в качестве колыбели китайской цивилизации, теряет свою весомость в III - V вв. в пользу первого по причине постоянной угрозы кочевников. Эти части страны - носители принципиально разных традиций, менталитетов: южане - благодушные, беспечные, а северяне - решительные, жесткие, имеющие более высокий социальный статус - «хань-жень». Все это подкреплялось существующими языковыми (диалектическими) различиями.

Юани и Суны выбрали политической базой Север, а вот династия Мин, напротив, Юг. Именно это и дало им возможность победить.

В 1403 г. новый император существующий Бейпин (переводится как «Усмиренный Север») переименовал в Бейцзин («Северная столица»). Так вплоть до 1421 г. в Китае было две столицы - императорская на севере и правительственно-бюрократическая на юге. Чжу Ди тем самым избавился от влияния и опеки южан, одновременно лишив излишней самостоятельности южную бюрократию (нанкинскую).

В 1421 г. произошло окончательное закрепление столицы на Севере. В связи с Мин обеспечила себя поддержкой северокитайского населения и укрепила обороноспособность страны.

Императоры Мин

Как уже упоминалось ранее, эта династия правила в Китае с 1368 по 1644 гг. Мин пришла на смену монгольской Юань в ходе народного восстания. Всего шестнадцать императоров этой династии правили в течение 276 лет. Для удобства восприятия императоры династии Мин перечислены в таблице ниже.

Годы правления

Девиз

1. Чжу Юаньчжан

1368 - 1398 гг.

Хунъу («Разлив Воинственности»)

2. Чжу Юньвэнь

1398 - 1402 гг.

Цзяньвэнь («Установление гражданского Порядка»)

1402 - 1424 гг.

Юнлэ («Вечная Радость»)

4. Чжу Гаочи

1424 - 1425 гг.

Хунси («Великое Сияние»)

5. Чжу Чжаньцзи

1425 - 1435 гг.

Сюаньдэ («Распространение Добродетели»)

6. Чжу Цичжэнь

1435 - 1449 гг.

Чжэнтун («Законное Наследие»)

7. Чжу Циюй

1449 - 1457 гг.

Цзинтай («Сверкающее Благоденствие»)

8. Чжу Цичжэнь

1457 - 1464 гг.

Тяньшунь («Небесная Благосклонность»)

9. Чжу Цзяньшэнь

1464 - 1487 гг.

Чэнхуа («Совершенное Процветание»)

10. Чжу Ютан

1487 - 1505 гг.

Хунчжи («Великодушное Правление»)

11. Чжу Хоучжао

1505 -1521 гг.

Чжэндэ («Истинная Добродетель»)

12. Чжу Хоуцун

1521 - 1567 гг.

Цзяцзин («Чудесное Умиротворение»)

13. Чжу Цзайхоу

1567 - 1572 гг.

Лунцин («Возвышнное Счастье»)

14. Чжу Ицзюнь

1572 - 1620 гг.

Ваньли («Бесчисленные Годы»)

15. Чжу Юцзяо

1620 -1627 гг.

Тяньци («Небесное Руководство»)

16. Чжу Юцзянь

1627 - 1644 гг.

Чунчжэнь («Возвышенное Счастье»)

Исход крестьянской войны

Именно она вызвала падение династии Мин. Известно, что в отличие от восстания, не только многочисленна, но и затрагивает разные слои населения. Она более масштабная, длительная, хорошо организованная, дисциплинированная из-за присутствия руководящего центра и наличия идеологии.

Стоит более подробно разобрать это событие, чтобы понять то, как же произошло падение династии Мин.

Первый этап крестьянского движения начался в 1628 г. и продолжался на протяжении 11 лет. Свыше 100 очагов не сумели объединиться, ввиду чего были подавлены. Второй этап пришелся на 1641 г. и длился всего 3 года. Возглавлял объединившиеся силы восставших способный главнокомандующий Ли Цзычен. Он сумел из существующих многочисленных хаотично возникших отрядов сформировать крестьянскую армию, которая отличалась дисциплинированностью, имела четкую тактику и стратегию.

Ли стремительно наступал под популярными в массах лозунгами касательно свержения династии Мин. Он пропагандировал всеобщее равенство, давал обещание относительно невзимания налогов по окончании войны.

Как стало известно, ранним утром 26.04.1644 г. на звон колокола, который призывал министров прибыть к императору Чун Чженю на аудиенцию, совершенно никто не пришел. Тогда он сказал, что это конец, его приближенные стали рыдать. Императрица в последний раз обратилась к своему мужу и сказала ему о том, что на протяжении 18 лет она была предана ему, однако он ни разу не удосужился ее выслушать, что и привело к подобному. После этого императрица повесилась на своем поясе.

Императору ничего не оставалось, как неумело убить дочь и наложницу мечом и повеситься самому на поясе на ясене. Вслед за императором, по обычаям того времени, ушли из жизни все 80 тыс. чиновников. Согласно одной из версий, Великий Государь оставил записку на кусочке шелка, которая адресовалась Ли Цзычену. В ней он говорил, что все чиновники - изменники, ввиду чего заслуживают смерти, их необходимо казнить. Император обосновал свой уход из жизни нежеланием быть обязанным самому последнему, презренному из подданных. По истечении нескольких часов посланцы захватчика сняли тело императора с дерева, а затем поместили его в гроб, который предназначался нищим.

Гробница великой династии Мин

Точнее сказать, гробницы, так как на территории знаменитого мемориала расположены могилы тринадцати императоров этой династии. Гробница династии Мин простирается на 40 кв. км. Она находится приблизительно в 50 км от Пекина (к северу) у подножия великой Горы Небесного Долголетия. Гробница династии Мин внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие приезжают в Пекин именно для того, чтобы увидеть ее.

Заключение

Маньчжурское иго новоиспеченной династии Цин, можно сказать, было навязано стране во времена европейских что обрекло Китай на целых 268 лет политического и социально-экономического застоя перед нарастающей колониальной экспансией со стороны Европы.

Две самые могущественные династии - Мин и Цин. Но отличия между ними колоссальные: первая показала народу возможность выйти на новый, прогрессивный путь, позволила ему почувствовать себя свободным, значимым. Вторая же разрушила все то, что было создано многолетним трудом, сделала государство затворническим.

Раньше китайские покупатели произведений китайского искусства придерживались образцов керамики и художественных произведений династии Цин (1644–1912 гг. н. э.) и династии Мин (1368–1644 гг. н. э.), в то время как западные покупатели стремились к более старым работам.

Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» - Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.

«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», - сказал Басс. - За прошедшие три года 40-60% покупателей - китайцы... Они диктуют характер продаж».

Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.

Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами - те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.

«Теперь рынок действительно широк, - сказал Басс. - И интерес проявляется ко всем этим категориям».

Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.

На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.

Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.

«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику - это "скачущая Танская лошадь", "симпатичная дама" времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», - сказал Басс.

И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками - всего в несколько тысяч долларов.

Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.

Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.

Китайское искусство по периодам

Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)

Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.

Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).

Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».

Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.

Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.

Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)

Бронзовые сосуды - основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.

Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.

Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)

Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.

Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.

Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)

Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.

В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.

Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен - главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.

Шесть династий (220–586 годы н. э.)

Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.

Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.

Династия Суй (581–618 годы н. э.) Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.

Династия Тан (618–906 годы н. э.)

Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения - живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.

Один из наиболее культовых типов танских художественных работ - раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)

Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.

Династия Сун (960–1279 годы н. э.)

Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.

Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)

Это была монгольская династия - первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.

Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.

Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)

Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».

Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.

Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)

Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.

Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.

Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.

В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.



Loading...Loading...