ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки. Егэ по русскому языку типичные ошибки части с Русский язык егэ нарушения правил названия ошибок

ЧАСТЬ С При оценке работы эксперты учитывают: насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого; проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; насколько богата и выразительна речь, уместно ли использованы выразительные средства языка

ЧАСТЬ С Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ С Задание части С отличается от школьного сочинения на литературную или нравственную тему: это задание пошагово сформулировано и имеет жестко заданные параметры оценки, поэтому сочинение-ответ должно включать в себя (не обязательно именно в таком порядке) формулировку проблемы (достаточно одной), собственный комментарий к ней (который ни в коем случае не должен исчерпываться пересказом), определение позиции автора по этой проблеме, четкую выраженность собственного отношения к этой же проблеме с привлечением двух аргументов. При этом сочинение-ответ должно быть логично выстроенным и законченным.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: «ЧУЖОЕ КАК СВОЕ» Вместо сочинения – пересказ исходного текста (по сути изложение с первичным текстом перед глазами) или даже прямую компиляцию из авторских фраз, при этом нередко без кавычек, с небольшим включением собственных речевых связок. Такие работы независимо от их объема оцениваются 0 баллов по всем критериям.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Навязчивая стереотипность сочинений. Неумелое использование выученной «рыбы» вместо вариативного усвоения предложенного жанра, иной раз настолько неумелое, что в одно предложение (или в несколько рядом стоящих) экзаменуемый включает сразу серию однотипных формул либо предъявляет нелепую компиляцию из отдельных, плохо запомнившихся «правильных слов» .

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: одна из проблем автора; проблемой данного текста является; автор ставит нам проблему; Автор текста рассматривает одну из проблем социальных качеств человека – это ревность. И к этой проблеме примыкается еще одно качество – любовь (здесь же грамматическая ошибка и лексическая несочетаемость); В. Ф. Тендряков, в образе Василия Петровича и его мыслей, открывает тему сложного жизненного пути; Я попробую прокомментировать одну из позиций автора, названную проблемой; Позиция автора хорошая; Автор держит позицию на стороне народа;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: И отвечая на этот отрывок, автор аргументирует следующее (здесь же грамматическая ошибка); Авторская позиция отражена в силе любви; Кузнецов проявляет горячую эмоциональность, рассуждая о поставленной теме; В. П. Некрасов относится к этому тексту в прямом смысле, ведь он сам участник ВОВ (во многих работах дается именно такое сокращение, граничащее с этической некорректностью); Лаптаев (Лаптев) призывает читателя к тому, чтобы молодежь проявляла интерес к чтению; Доказательством моей позиции будут пример из литературного произведения и герой Советского Союза (здесь же грамматическая ошибка) и т. п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С: ВОЗВЕДЕНИЕ РЕЧЕВОГО ШАБЛОНА В РАНГ ПРАВИЛА К сведению: формализованный характер задания части С ЕГЭ позволяет учащимся при подготовке к ней использовать типовые конструкции, являющиеся средствами связности текста и при этом задающие рамки, которые упрощают речевую задачу, «ведут» экзаменуемого «от пункта к пункту» . Важно: речевые шаблоны носят условный, необязательный характер. Необходимо найти для себя те варианты, которые окажутся удобными именно для вас.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 1 0

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

(К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Зачастую именно это приводит к смысловому «топтанию на месте» и в комментариях, и в понимании авторской позиции, и в собственной аргументации.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Чаще всего это происходит, если основную часть текста занимает рассказ о каком-то случае, который произошел с рассказчиком, воспринимаемом как автор, как, например, в тексте М. Худякова: …Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): При формулировании проблемы пишущие нередко подменяют имеющиеся в тексте проблемы другими либо предлагают слишком общие формулировки, пользуясь при этом заранее заготовленными штампами (проблема войны, проблема нравственности). Такие работы представляют собой демагогические размышления и призывы любить свою землю, уважать пожилых людей, ветеранов, матерей и т. д.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): В сочинениях по текстам с разноплановой проблематикой нередко экзаменуемые «не удерживаются» в рамках одной проблемы, что требуется по заданным критериям: формулируют одну проблему – комментарий и/ или аргументация по другой, формулируют несколько проблем, а в дальнейшем рассуждают то об одной, то о другой, то о третьей. Кроме того, встречаются сочинения, в которых проблема вообще не сформулирована, так что эксперт вынужден предполагать, к какой проблеме предложен комментарий и аргументация, что далеко не всегда очевидно.

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Проблема выбора профессии. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» . Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Типовые конструкции: Автор поднимает проблему (какую? чего?)… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… … – вот проблема, которую хотел показать нам автор. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель. . . Проблема, поднимаемая …, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и. . . Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 2 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1: К 2 Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Комментарий должен опираться на прочитанный текст.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА): В очень многих работах комментарий к сформулированной проблеме представляет собой пересказ текста (нередко завуалированный: из авторского текста «выдергиваются» фразы и даются без кавычек с вкраплением своих связок) или изобилует цитатами, при этом почти без собственного рассуждения выпускника.

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Прокомментировать сформулированную проблему – это значит интерпретировать прочитанный текст, либо держа в фокусе внимания значимость того, о чем пишет автор – не конкретного события, а идейного смысла, – для общества (концепционный комментарий), либо рассуждая, как развивается авторская мысль в данном тексте, как проявляется авторское отношение к проблеме и какими средствами «обеспечивается читательское соучастие» (текстовой, или аналитический комментарий). В некотором смысле комментарий «подводит» к позиции автора.

2 ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

2 ТИПА КОММЕНТАРИЯ: 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п. (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т. п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т. п. ? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Важно: В комментирующей части должны быть собственные рассуждения экзаменуемого с опорой на заданный текст, при этом допускаются элементы пересказа и небольшое цитирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 3. ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА): Ошибки в определении авторской позиции, как правило, возникают в 2 случаях: если экзаменуемый стереотипно воспринимает неоднозначный текст и если текст представляет собой преимущественно диалог героев, при этом обычно пишущий замещает автора своей реакцией на прочитанное.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ Сформулированная экзаменуемым собственная позиция по проблеме – это тезис, правоту которого надо доказать. В качестве доказательств, доводов могут выступать как логические умозаключения, так и «житейские» и эмоциональные рассуждения, подкрепленные примерами из художественной, публицистической, научной литературы или из знаний и жизненного опыта.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Не во всех работах есть сформулированное собственное мнение экзаменуемых.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Смысловой сдвиг при аргументировании, когда экзаменуемый чрезмерно расширяет смысловое поле заявленной проблемы, так что аргумент является мнимым: из-за слишком общо сформулированной или понятой проблемы (проблема нравственности, проблема войны и т. п.) или из-за того, что за основу рассуждений взята неосновная, побочная проблема собственная аргументация строится в смысловом поле, слишком далеком от прочитанного текста, таким образом аргументирующая часть оказывается привязанной к первичному тексту лишь формально, а по сути в качестве аргументов принятой быть не может.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Во многих сочинениях в качестве аргумента лишь формально указывается произведение и один из героев, но это носит назывной характер, без обоснования и рассуждения, что делает доказательство поверхностным и бессодержательным. В качестве аргументов приводится набор примеров без сформулированной связи с проблемой текста.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Явно выдуманные примеры (в одной из работ, например: два солдата-выскочки, никого не уважали, всегда выпячивали себя на первое место, и однажды, когда был приказ сидеть тихо в окопе, высунулись из него, и их, держащихся за руки, убило одной пулей, – выдается за случай из истории Великой Отечественной войны).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: Та же проблема упоминается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Много произведений писали и сейчас пишут писатели такие как Пушкин, Лермонтов, еще есть замечательные стихи Ахматовой. Другим же примером является Базаров из романа Л. Толстого «Отцы и дети» . Базаров был нигилистом и отрицал все, но все же любовь к книге иногда убеждала его в обратном.

(К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: Желание выбиться в люди, получить хорошее образование мы можем наблюдать в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на примере Родиона Раскольникова (по тексту И. Маслова, ставящему проблему выбора определения жизненных приоритетов у современной молодежи). Наташа Ростова росла в интеллигентной семье. Она была изолирована от влияния улицы, сверстников. В таких условиях трудно стать аморальной личностью.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Примеры якобы литературной аргументации: В этом году я посетила спектакль «Три сестры» , кто постановщиком был я никогда не знала, после того, как закончился спектакль я решила поинтересоваться человеком, который придумал такую замечательную композицию. Лучше «Евгения Онегина» Пушкина – «Три мушкетера» в 12 ти томах Александра Дюма. Справиться с трудностями помогают книги сестер Воробей. Моя любимая книга – «Крокодил Гена» . Вот, к примеру, возьмем художественную литературу. Во многих сказках дом стоит в лесу. Например, Маша и медведи, Белоснежка и др.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): В аргументирующей части часто проявляется очень низкий уровень эрудиции, начитанности, наивное обращение к бытовым ситуациям с частыми повторами одной и той же мысли: Я хочу привести в пример себя. Прочитав эти строки, я поняла, насколько молода и невежественна… В тексте я узнала, что книги надо любить. Я прочитала книгу про Ельцина. Он в детстве был умный, потому что много книг прочитал. Гениальная актриса Лиза Арзамасова, снимавшаяся телесириале «Папины дочки» . Вот какие актеры всегда будут не только в моей памяти, но и в миллионах людей на земле!!! Лунтик голубого цвета и не понятного телосодержания…и т. п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Эксперты не оценивают этичность позиции экзаменуемого, однако учащиеся должны понимать, что, очевидно, неразумно в экзаменационной работе бравировать своим восхищением националистическими лозунгами и фашистскими военачальниками, неуместно также клеймить крупных советских писателей «за приспособленчество» .

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 4. АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ): Избыточная лозунговость. Как и в предыдущие годы, очень часто, даже в неплохих по содержанию сочинениях, встречается неоправданная публицистичность, вопросноответные построения, лозунговость, например: Его отстранили от дел. Почему? Потому что другие подумали, что он предатель. Что же за чувство такое у человека, как Любовь к Родине? Почему человек забыл, что такое патриотизм? и т. п.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С 1 К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 5. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ): Композиционно-текстовые ошибки: неудачное начало сочинения; отсутствие концовки или концовка не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто совсем не мотивирована исходным текстом; отсутствие речевой связности между абзацами; неуместное неоднократное повторение одной и той же мысли;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С (К 5. СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ): Немотивированное включение рассуждений об изобразительновыразительных средствах языка. Несоблюдение правил оформления абзацного членения текста.

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 10 основных проблем выпускников на госэкзамене по русскому языку.

Правописание безударных гласных в корнях слов

Например: к...рзина, закр...пить, в...ст...бюль

Несмотря на то что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов.

Чтобы не допустить ошибки в слове, в правописании которого мы не уверены, нужно подобрать однокоренное, в котором ударение падает на

проверяемую букву.

Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно как словарные просто заучить. Например: вестибюль, оказия, канонада.

Правописание "н" и "нн" в разных частях речи

Например: деревя(н/нн)ый стул, кожа(н/нн)ая сумка, связа(н/нн)ый бабушкой свитер

Вполне закономерная проблема, потому как правила, по которым согласную надо удваивать или нет, свои для каждой части речи. То есть заучивать надо много.

Одна "н" пишется :

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с одной "н": юность, пряности, нефтяник
  • в прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный, кожаный, серебряный
  • в отглагольных прилагательных: стираный, жареный, белёный
  • в кратких причастиях: названа, освоены
  • в наречиях, образованных от слов с одной "н": путано (путаный), чудесно (чудесный), ужасно (ужасный)

"нн" пишется:

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с "нн": воспитанник, современник
  • в существительных, в которых корень слова оканчивается на "н", а суффикс начинается с "н": малинник, дружинник, звонница
  • в прилагательных , образованных от существительных или прилагательных с помощью суффиксов -онн-, -енн: революционный, соломенный, внутренний (исключение: ветреный)
  • в прилагательных на -ованный, -еванный, -ёванный: привилегированный, арестованный, корчёванный
  • в прилагательных , образованных от существительных с основой на "н" и с помощью прибавления суффикса -н-: длинный, осенний, башенный
  • в полных страдательных причастиях прошедшего времени : купленный, обиженный, срезанный
  • в наречиях, образованных от слов с "нн": нечаянно (нечаянный), неслыханно (неслыханный), взволнованно (взволнованный).

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связей

Например, нужно расставить запятые в следующем задании:

Белые птицы()похожие на альбатросов()пролетали()над водной гладью()в которой()когда()наступала()ночь()отражалась()словно()укутанная смертным саваном()белая луна.

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается связанным с другой грамматической основой. Но в ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Если у вас нет врождённой грамотности, то учите правила или

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте предложение дважды: как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например:

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описание происходящего:

Меня удивляло, что его нет дома -

Союз "что" относится к "его нет дома", а "когда ни позвонишь" можно выкинуть, ведь мы не потеряем ключевой мысли автора. А если можно выкинуть часть предложения, то её нужно обособить запятыми.

Школьники не всегда могут определить, какой перед ними тип речи: повествование, рассуждение или описание

Экзаменуемым предлагается отрывок из текста, и они должны понять, что пытается во фрагменте сделать

В ЕГЭ это задание № 21. Школьники, не находя аргументации или вывода (свойственным рассуждению), путают последний тип речи, например, с повествованием. Однако нужно запомнить, что:

Повествование - автор рассказывает о чём-то, причём в определённой последовательности. Как правило, в таких текстах есть действия, процессы. О них повествуется с помощью (часто большого количества) деепричастных оборотов, глаголов. Читателю предлагают "набор" фактов.

Рассуждение - автор пытается что-то доказать, объяснить (себе или читателю) или просто размышляет над какой-то проблемой. Нужно найти в тексте тезис (утверждение), аргументацию и вывод. Или хотя бы две такие составляющие.

Описание - с его помощью автор хочет, чтобы читатель имел представление о каком-то конкретном событии, предмете, процессе и т.д. Не будет никаких сторонних отвлечений от описываемого, а в речи, скорее всего, будет присутствовать много определений, выраженных прилагательными или, например, причастиями.

Школьники плохо определяют, за счёт чего одно предложение связывается с другим

В экзаменационном варианте это задание № 23. Нужно найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения, лексического повтора, форм слова или, например, предлогом с местоимением

Например, в этом задании нужно определить, какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора:

8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11) Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Только предложения 10 и 9 связаны с помощью лексического повтора, а именно повторяющегося местоимения "он".

Предложения 14 и 15 связаны с помощью личного местоимения "он" (нет никакой стилистической фигуры - лексического повтора); предложение 15 и 16 - с помощью форм слова "лесник"; 16 и 17 - форм слов "на озере - на озеро", "Берга - Берг"; 18 с предыдущим - личного местоимения "он".

По словам экспертов ФИПИ, сложности выполнения такого задания возникают у выпускников, когда нужно различить форму слова и лексический повтор.

В этом случае экзаменуемому нужно обратить внимание на то, что слово (в случае с лексическим повтором) употребляется ещё раз, так как выполняет особую стилистическую задачу .

Школьники тяжело запоминают, что такое: метафоры, градации, контекстные антонимы

К сожалению, средства художественной выразительности, которые нельзя "опознать" по части речи (это, например, олицетворение или эпитеты), выпускники либо путают, либо просто не учат. А всё потому, что некоторые тропы встречаются редко, а потому работает "авось"

Несмотря на то что львиную часть средств художественной выразительности можно увидеть только на экзамене по литературе, знать, что такое метафоры, парцелляция, градация, гипербола или, например, литота, всё же нужно. Да, попадается "ночьулицафонарьаптека" редко, но риски есть. Не говоря уже о "скрытом сравнении" (метафоре), которую в большинстве случаев в вариантах ответа предлагают... Правда, её чаще всего нет.

"Плохое" выражение собственного мнения. И отсутствие к нему аргументов из прочитанного текста

После того как вы определили, какую проблему в тексте поднимает автор, нужно её прокомментировать, а также рассказать, почему вопрос кажется вам важным. И, по правилам 2016 года, нужно обязательно опираться в своей аргументации на предложенный фрагмент произведения

Согласно аналитике экспертов ФИПИ, новые требования (среди которых "наличие примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы", "комментарий проблемы с опорой на исходный текст") привели к тому, что задание к сочинению (К2, комментарий к проблеме) правильно выполнило только 64% выпускников (в 2015 году - 87%).

О новых требованиях помнят не все, но что ещё важнее - правильно цитировать в школе редко учат. Нужно уметь не только писать предложения с прямой и косвенной речью, но и логично вплетать авторский текст в свой.

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Школьники не замечают орфографических и речевых ошибок в своих сочинениях, потому что "натасканы" на их поиск в тестовых заданиях

Как подчёркивают специалисты ФИПИ, для всех экзаменуемых (вне зависимости от их результатов) характерен недостаточный уровень практической грамотности. Результаты выполнения сочинения показали, что выпускники отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным правилам, действуя по собственному алгоритму. Однако отдельные группы школьников с такими заданиями справляются только в условиях поставленной задачи, теста: как только участники ЕГЭ попадают в условия самостоятельного письма, эти знания остаются невостребованными.

Можно носить платье болотного цвета, но болотистой может быть только местность, земля, почва, так как значение прилагательного "болотистый" близко к "топкий" (имеется в виду, что территория топкая, как на болоте).

Чтобы справиться с таким заданием, нужно (если вы не обладаете особым грамматическим слухом) паронимические пары заучить. Их очень много, но есть самые популярные, которые в ЕГЭ могут оказаться с наибольшей вероятностью.

В том числе: болотный - болотистый, адресат - адресант, одеть - надеть, невежа - невежда, удачливый - удачный, различать - отличать, благодарный - благодарственный, будний - будничный, костный - костяной, каменный - каменистый, соседний - соседский.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Например: лес(т)ница, чу(в)ствовать, опас(т)ный

Единый государственный экзамен по русскому языку – обязательный для сдачи, его результаты определяют получение выпускниками школьного аттестата. Это единственное испытание, средний балл по которому растет с каждым годом, а количество несправившихся с ним уменьшается.

Причиной этому послужили меры Министерства образования по повышению качества преподавания этого предмета во всех регионах России. Статистика, которую ведет Рособрнадзор, позволяет выявить основные проблемные места в подготовке к экзамену. Такими сферами по-прежнему остаются коммуникативные навыки, умение анализировать текст в различных аспектах, сложности в написании сочинения-рассуждения, правописание и пунктуация.

В целом около 70% экзаменуемых соблюдают правила современного литературного языка, что является показателем их культуры. В целях ее увеличения и роста процента сдачи следует проработать «слабые точки» не только в преподавании предмета, но и в конкретных встречающихся недочетах каждого ребенка.

Типичные ошибки

Рассмотрим их подробнее относительно заданий.

  • Несоблюдение норм:

– орфоэпических: постановка ударения – №4;
– лексических: употребление паронимов – №5;
– орфографических: правописание корней с чередованием гласных, -н и -нн в частях речи – №9-13;
– пунктуационных: запятые в простых предложениях, осложненных вводными конструкциями, однородными членами; в сложных с разными видами связи – №15-19;
– грамматических: образование форм числительных и наречий – №6, сочетаемость предлогов и несогласованных определений, связь подлежащего и сказуемого – №7, в целом невысокий уровень владения грамматикой – по критерию К9;
– речевых: плеоназмы, тавтология, неверное употребление слова, не соответствующего своему значению, широкое использование просторечной лексики – К10.

  • Неверные лексический анализ контекста и понимание смысла повествования на письме – №3;
  • Поиск фразеологизмов – №22;
  • Разбор структуры текста и способов связи предложений в нем – №21, 23: неразличение прилагательных, наречий и причастий, незнание разрядов местоимений. Еще один камень преткновения – неоднозначность и вариативность количества предложений в ответе (школьники не проверяют число и останавливаются на одиночном).
  • Незнание терминологии, отсутствие системного представления об основных стилистических средствах – №24. Такие термины, как «градация», «парцелляция», «литота», «оксюморон», «метонимия» традиционно даже не рассматриваются в рамках школьной программы и поэтому незнакомы.
  • Стилистическая правка – №20. Недавно появившееся задание предполагает замену или исключение слова, что требует, в первую очередь, внимательности, достаточного словарного запаса, знания особенностей сочетаемости.

– также «рекордсмен» в деле потери баллов. Трудности в его написании связаны со многими аспектами. Само определение проблемы и правильная ее формулировка оказывается непосильным трудом, как и комментирование ее, предполагающее обзор действий автора, его взглядов, эмоций. Также приведение аргументов в защиту своей точки зрения требует высокого уровня читательской компетенции, эрудированности, что удается продемонстрировать не всем. В письменных работах распространено нарушение текстовых норм: последовательности изложения мыслей, смысловой связности между частями, абзацного членения. Также нередки «сбои» в логике развития мысли, смысловой цельности, связности. Здесь по-прежнему допускаются в обилии орфографические, пунктуационные ошибки.

Устранение типичных слабых мест нужно осуществлять с ориентацией на индивидуальные недочеты каждого ученика, усиливая внимание к самостоятельной подготовке. Например, раздел пунктуации и синтаксиса стандартно недооценивается в процессе обучения, нужно оптимизировать работу с предложением и наблюдением над интонацией. Работайте со словарями, делайте лингвистический анализ текстов с использованием устойчивых выражений, обращайте внимание на особенности речи (штампы, несовершенства на письме и т.п.). О каждодневном обогащении словарного запаса (чтение книг, заучивание стихотворений, пересказ) также не следует забывать.

Немаловажным остается планомерное развитие личности ученика, его общей языковой культуры. Язык как система должен изучаться комплексно, понимание функционирования языковых единиц в их взаимосвязи обеспечит успешное прохождение испытания. Выполнение тестов – важный этап в процессе подготовки, позволит закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.

Слайд 1. Типичные ошибки учащихся на ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2. I. Какова Ваша ЦЕЛЬ?

Вы хотите поступить по результатам ЕГЭ в вуз, причем на бюджетное отделение? В большинстве вузов "бюджетный" конкурс начинается с уровня выше 80 тестовых баллов. Без подготовки достичь таких результатов на ЕГЭ по русскому языку практически невозможно.

Слайд 3. ВДУМАЙТЕСЬ, эта истина стара как мир: НИКТО НИКОГДА и НИЧЕМУ не сможет Вас научить против вашей воли!

Слайд 4. Если у Вас есть сильное желание и мотивация, то ВСЕМУ и ВСЕГДА вы сможете научиться.

Вы никогда не научитесь плавать, стоя на берегу! И Вам никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку об отличном результате можно только мечтать. До посинения.

Слайд 5. II. Типичные ошибки при заполнении бланков ответов Единого государственного экзамена

Слайды 6-10. Обработка бланков ответов ЕГЭ проводится на компьютерах. Бланки сканируются, надписи и метки с них распознаются, переводятся в "цифровой" формат и автоматически проверяются. Эта технология позволяет обрабатывать огромное количество бланков в ограниченное время, но от участников тестирования требует соблюдения некоторых несложных правил. Все ошибки мы проиллюстрируем реальными изображениями с бланков ответов, в которых наглядно видно, что написано в бланке ответов и что распознано компьютером. Некоторые не верят, что такое бывает. Итак, начинаем:

Описание ошибки № слайда с изображением, иллюстрирующим ошибку Что надо делать, чтобы эту ошибку избежать
1. Бланк заполнен синей ручкой или карандашом. На изображении, попавшем в компьютер ничего не видно. 1 Бланки ЕГЭ должны заполняться ЧЕРНОЙ ГЕЛЕВОЙ РУЧКОЙ. Ручка должна оставлять четкий (не жирный) след без проблесков. Возьмите на экзамен 2 хорошие черные гелевые ручки.
2. Бланк заполнен не по образцу написания символов. 2 В верхней части бланка ответов указано как нужно писать буквы, цифры и другие допустимые символы, чтобы они были успешно распознаны.
3. Проблемы с алфавитом у людей. 3 Если вы не знаете, как писать некоторые буквы, посмотрите в верхнюю часть бланка ответов. Там вы найдете все буквы русского алфавита и цифры. Удивительная ситуация, но встречается часто.
4. Неудачная попытка сделать отмену неправильной метки. В компьютер в качестве ответа на задание А6 одновременно попадут варианты ответа 1 и 2 4 Любая пометка (крестик, линия, даже точка) в клеточках для ответов на часть А распознается, как ответ, поэтому закрашивание не отменит неверно выбранный вариант ответа. Для замены ошибочного ответа в части А в бланке присутствует специальная область. В поле из двух окошек записывается номер тестового задания, а рядом (в квадратах) следует указать верный (исправленный) ответ на задание.
5. Орфографические ошибки в ответах. Учите не только термины, но и их правильное написание. Стыдно писать "ДИМИТРИЙДОНЦОЙ" вместо "ДМИТРИЙДОНСКОЙ". Обидно будет недополучить балл, за "почти правильный ответ".

На этом наше повествование об ошибках участников тестирования заканчиваем. В статье были разобраны только типичные ошибки, которые повторяются на каждом экзамене. Бывают еще и индивидуальные (сокращают слова, путают поля, не могут найти в своем документе номер и серию, пишут с ошибками имена и отчества и т.д.), которые систематизации не поддаются. Но большинства ошибок можно избежать, если:

На тестировании быть внимательным и собранным, сосредоточиться на выполнении теста.

Рекомендуется до реального экзамена попробовать пройти похожую процедуру тестирования в режиме ЕГЭ, чтобы выявить и оценить негативные факторы с которыми вы, возможно, столкнётесь на одном из самых важных экзаменов в вашей жизни.

Слайд 11. Подготовлено РЦОИ Ульяновской области. ege.karelia.ru

Слайд 12. Выполняя задание (А1) по фонетике , выпускник должен показать понимание сущности русского словесного ударения, его особенностей.

Как известно, русское ударение не только нефиксированное, как, например, в татарском или французском языках, но и свободное - то есть способное "перетягиваться" с одного слога на другой в разных формах одного слова или в однокорневых словах (ср. стОл - но столА, нАчал - началА).

Без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись при выполнении задания А1..

Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками (катАлог, нАчав, звОнит, красивЕе, тортЫ).

Поэтому следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. А основой такого подхода и есть постоянное внимание к звучащей речи, систематическая работа с орфоэпическими словарями.

Слайд 13. Чтобы справиться с заданиями по лексике , нужно иметь достаточно большой лексический запас слов, уметь правильно употреблять слова с учетом их лексического значения.

Наибольшие трудности возникали при определении лексического значения многозначного слова, имеющего в контексте только одно значение.

Ошибки, связанные с употреблением паронимов , достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов. Это подтверждают и результаты выполнения экзаменационного теста. Так, например, очень часто смешивают паронимы представить и предоставить : Образование представит огромные возможности (вместо: предоставит).

Допускают очень много грамматических ошибок , состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов, например:

1) нарушения в употреблении форм существительных (неправильное образование форм множественного числа существительных, например, вкусные торта (из разговорной речи, норма: торты; неправильный вариант формы рода, например: пирожки с повидлой (норма: ...с повидлом); новый туфель (норма: туфля); неверное образование падежных форм: в аэропорте (норма: ...аэропорту), у новых туфлей (норма: у новых туфель); пара сапогов (норма: пара сапог);

2) ошибки при образовании степеней сравнения: звончее (норма: звонче); более моложе (форма сравнительной степени данного прилагательного избыточна);

3) неправильное образование местоименных форм: вокруг их (норма: вокруг них); ихние книги (норма: их книги);

4) ошибки в склонении числительных: в двух тысяч первом году (норма: в две тысячи первом году); менее семьдесят пяти рублей (норма: менее семидесяти пяти рублей);

5) неправильное образование глагольных форм (ошибки в образовании личных форм глаголов: пробежи сто метров (норма: пробеги); жгёт костёр (норма: разжигает); неверное образование видовых форм глаголов: давай попробоваем (норма: попробуем); неверное образование возвратных форм глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь теплее); ошибки при образовании деепричастий: прочитая рассказ (норма: прочитав); пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует).

6) Нарушение норм беспредложного управления:

Многие удивлялись простотой и естественностью чеховских пьес. Правильно: Многие удивлялись простоте и естественности чеховских пьес.

7) Однородные члены предложения управляют различными падежными формами существительного: Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Необходимо употребить разные дополнения: Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им.

8) Неправильное построение предложений с деепричастными оборотами:

а) безличное предложение не может иметь деепричастного оборота: Раскрыв журнал, в нем оказалось много новой информации. Правильно: Когда я раскрыл журнал и стал его читать, в нем оказалось много новой информации.

б) разные действующие лица выполняют основное действие, выраженное сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием: Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. Правильно: когда я раскрыл свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью.

9) Недопустимо соединение простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных: более красивейший, более худший. Правильно: более красивый, красивейший, худший.

10) При указании даты после порядкового числительного существительное ставится в родительном падеже, а не в дательном: правильная форма: к первому января, к Восьмому марта.

11) Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола, называющими взрослых животных, имеющими обе формы числа. Соблюдая грамматические нормы, нужно сказать: пять учениц класса, три красивых дома.

12). В официальных ситуациях общения в некоторых формах глаголов прошедшего времени утрачивается суффикс -ну-: правильная форма: расторг, увял, мок.

Низкие результаты ЕГЭ по морфемике и словообразованию можно объяснить формальным подходом к разбору слова по составу, незнанием морфологических особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий), отождествлением понятий "нулевое окончание" - "отсутствие окончания", "словообразующие аффиксы" - "формообразующие аффиксы".

Словообразование в тестах ЕГЭ является заданием повышенной трудности, для решения которого требуется найти в тексте слово, образованное тем или иным способом, или, наоборот, определить и записать способ образования предложенного слова. Невыполнение этого задания объясняется незнанием сущности основных способов словообразования в русском языке, особенно приставочно-суффиксального и бессуффиксного..

Слайд 14. 1 задание

бесчувственно

услышанный

освещённый

безвольный

2. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье .

дел(о) -> без -дель-[й]-(е) - приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый) -> весель-[й]- (е) - суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть)-> бог-о -моль-[й]- е - сложение основ с суффиксацией.

3. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь -> ноч-н-ой -> ноч-н-ик). В других словах - суффикс -ник-.

2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раздеть). В остальных словах - одна производная приставка разо-.

3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь -> чест-вова-ть). В других словах - суффикс -ствова-.

В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый -> скромн-ича-ть). В остальных словах - суффикс -нича-. Например: лен-тяй > лентяй-нича-ть.

4. Выпишите из предложения слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Без четверти девять он выбрался из подземелья на площадь, без пяти пересёк переулок и, обогнув стоявшие возле подъезда автомобили, вошёл в дверь, рядом с которой висела под стеклом чёрная таблица "ГИНЕГА" (Ю. Трифонов).

Ответ: подземелье, переулок

5. Выпишите из предложения слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Все разновидности морфологического способа образования слов довольно обстоятельно изучаются в средней школе. Остановимся лишь на безаффиксном (бессуффиксном,) способе . Это - образование новых слов без добавления суффикса: широкий - ширь, глубокий - глубь, поливать - полив, выходить - выход .

Не все учёные признают существование безаффиксного способа словообразования. Так, Владимир Владимирович Лопатин, Елена Андреевна Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словообразовательный суффикс. Этот способ словообразования предложили называть нулевой суффиксацией .

Он [мост] так и лежит брюхом на земле, на въезде в город - как кит, выбросившийся на берег, или как парусник, вынесенный на мель, озадачивая приезжих своей откровенной постмодернистской нефункциональностью. (Д. Рубина).

Ответ: въезд, мель

6. Выпишите из предложения слово, в котором морфемы не располагаются линейно, а накладываются друг на друга:

В её действиях была явная закономерность: стоило ему пнуть ногой упругую и теплую перегородку, отделявшую его от хаоса. и оттуда приходило эхо - мягкое нажатие, сопровождаемое густыми воркующими звуками, от которых слегка содрогался весь мир. (В. Пелевин)

Ответ: пнуть

7. Выпишите из предложения слово с множественной словообразовательной структурой:

Между ним и матерью вечно были какие-то раздоры. Скажи, почему ты никогда не можешь ничего сделать для других? Ведь это неблагородно, Лев! Это очень низко. (Ю. Трифонов)

Ответ: неблагородно

Трудные случаи морфологического разбора

Разные варианты экзаменационной работы 2010 года включали задания на определение различных частей речи и их категориальных признаков (например, различных разрядов местоимений - притяжательных, неопределенных, определительных; прилагательных в превосходной степени, а также прилагательных в сложной форме превосходной степени; союзов - сочинительных и подчинительных; производных предлогов; частиц).

В задании требуется выписать либо части речи (например, частицы, союзы, предлоги), либо отдельные формы или разряды, прилагательные в превосходной степени; производный предлог; краткое страдательное причастие; неопределенное, притяжательное, определительное местоимение. Затруднения экзаменуемых обычно вызывает выявление местоимений различных разрядов, а также служебных частей речи: союзов, частиц, предлогов. В целом причины ошибочных ответов в задании В2 заключаются в поверхностном усвоении теоретической части курса русского языка; выполняя морфологический анализ, учащиеся не всегда способны комплексно учитывать различные признаки, определяющие принадлежность слова к той или иной части речи: значение слова как части речи, морфологические признаки и синтаксическую функцию слова в предложении.

Функциональные омонимы - этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи, различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.

Лексические омонимы принадлежат к одной части речи, обладают одинаковым общим грамматическим значением.

Любое число делится на один . Один ученик. Числительное

Выхожу один (одинокий) я на дорогу. Прилагательное

Остались одни (только, лишь) воспоминания. Частица

Пришёл отец, и с ним ещё один (кто-то). Неопределённое местоимение

  1. Я вижу только один способ решить эту проблему.
  2. Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною (Н. Гоголь).
  3. Мне вспоминается один случай, который произошёл со мною несколько лет назад (М. Пришвин).
  4. Одни леса стояли стеной вокруг, и только дождь в траве огромный пляшет (И. Бродский).
  1. Числительное
  2. Прилагательное
  3. Местоимение
  4. Частица

Во всех предложениях употреблено слово один , которое функционирует в качестве разных частей речи.

В первом примере один - числительное: обозначает определённое количество, которое может быть обозначено цифрой.

Во втором предложении - прилагательное: обозначает признак предмета, является синонимом к прилагательному одинаковый .

В третьем предложении один - местоимение: указывает на неопределённый признак предмета, синонимично неопределённому местоимению некий .

В четвёртом предложении один - частица: служит средством логического выделения слова, перед которым стоит, возможна синонимическая замена частицами только, лишь .

Переход в слова состояния:

  • наречий: Густо и пахуче дымит самовар (И. Бунин) - > В кабаке было тепло, привычно, пахуче и шумно (М. Горький);
  • кратких прилагательных: Лицо его было молодо и свежо - > На улице свежо ;
  • существительных: Нужно выбрать подходящее время - > Время ехать.

Слайды 24-25.

Различия между омонимичными частями речи

Слайд 26. Часть "С" - задание с развернутым ответом. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языку задания части "С":

Создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста;

75 слов и менее - это НОЛЬ баллов;

Более 250 слов испортят настроение эксперту, а уж он-то в долгу не останется.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" - соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок.

Слайд 27. Вас ждёт успех на ЕГЭ!

Литература

  1. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., Педагогический университет "Первое сентября". 2009.
  2. Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку в 2010-2011 учебном году. - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Среднее общее образование

Русский язык

ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки

В 2018 году госэкзамен по русскому языку прошел символично в день рождения А.С. Пушкина. Какие типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку допустили выпускники, можно сказать уже сейчас, опираясь на анализ выполнения работ прошлых лет. Как правило, наиболее сложными заданиями оказываются № 19, № 22 и № 24, а также сочинение. О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Задание из демоверсии 2018 года:

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

В ответ могут быть записаны все цифры - как в данном случае. Это значит, что нет условий, препятствующих постановке запятых: нет однородных членов или однородных придаточных, связанных союзом «и», нет помехи справа (требующей бездействия по аналогии с правилами дорожного движения). Чаще всего выпускники допускают ошибки, связанные с союзом «и».

Способ тренировки: Педагог готовит карточки с подходящими, на его взгляд, предложениями, оформляет пунктуационно сложные места цифрами. Ученики, каждый в своей карточке, отмечают, где нужно или не нужно ставить запятые.

Прием самоконтроля для учеников: подчеркивание грамматических основ.

Пример предложения для тренировки:

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

Пособие представляет собой обобщённое изложение в таблицах всех основных правил русской орфографии и пунктуации. С помощью этого пособия навыки грамотного письма вырабатываются автоматически в результате непроизвольного запоминания правил. Книга предназначена учащимся средней школы и учителям русского языка, которые могут использовать её на уроках в качестве наглядного материала.

Задание 22

Базовый уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.

Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие - ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.

Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.

Пример 1

Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.

Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.

Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»

Пример 2

Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.

Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.

Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.

Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

Задание 24

Высокий уровень сложности, 1 балл

Проверяемый элемент содержания: Средства связи предложений в тексте.

Задание по тексту. Примеры: «Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного». « Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения». Не указано, сколько должны быть правильных ответов, что создает дополнительные трудности - связанные с этим ошибки отражают недостаток знаний.

Подсказка: Связь двух предложений осуществляют какие-то два слова. При этом одно из слов находится в последующем предложении, а другое - в предыдущем.

Типичные ошибки в данном задании:

    Выбор предложения, в котором местоимение заменяет существительное в этом же предложении.

    Определение местоимения «я» в качестве средства связи.

    Определение местоимения «его» в качестве личного, когда оно является притяжательным, и наоборот.

Пример задания для тренировки:

Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Фрагмент текста: (15)Сожги это письмо, тебе одной на всем свете могу я рассказать про это, - Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шел последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребенок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

ЕГЭ-2018. Русский язык (60×84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 10 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 250 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания заданий с развернутым ответом части 2. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Сочинение

Основные ошибки в сочинениях:

    Отсутствие комментария.

    Отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора.

    Отсутствие ответа на проблемный вопрос.

    Грамматические ошибки.

    Пунктуационные ошибки (между однородными членами, в сложном предложении, при обособленных членах предложения, при вводных конструкциях).

    Синтаксические ошибки.

    Фактические ошибки.

    Преобладание композиции над содержанием.

    Злоупотребление фразами-клише.

Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо обладать навыком анализа языковых единиц. Подчас, даже находя верный ответ на вопрос, школьник не всегда может объяснить свой выбор. Отметим, что обучение языковому анализу и другие важные аспекты учитываются авторами корпорации «Российский учебник» при составлении учебно-методических комплектов.



Loading...Loading...