Федеральный закон о банках. Основные нормативные акты по банковскому делу

ФЗ о банковской деятельности и банках: краткое содержание

В РФ Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности » (в дальнейшем ФЗ о банках) является основным в сфере регулирования деятельности кредитных организаций. Его содержание распространяется на все банковские организации нашей страны. За исполнением его статей ответственность несёт надзорный орган - ЦБ РФ.

Очень сложно изложить любой закон кратко, т.к. в каждой его статье обязательно присутствует важная информация. Содержание же ФЗ о банках предусматривает нормативное регулирование всей банковской деятельности на территории РФ.

В последней редакции ФЗ О банках содержатся положения, регламентирующие следующее:

  • Кредитные организации имеют право проводить свои операции только на основании выданных Банком России лицензий. ЦБ РФ имеет право отказать в регистрации кредитной организации, если она не отвечает требованиям, изложенным в законе:
  • Нормы проведения банковских операций и сделок - это общие принципы по формированию и проведению кредитной и депозитной политики, составу внутренней структуры кредитных организаций, порядку составления и представления банковской отчетности и т.д.
  • Банковские операции в РФ возможно проводить только в официальной валюте. Последние изменения закона позволяют использовать различные виды электронных валют.
  • Кредитная организация не имеет права заниматься другими видами деятельности, кроме основной. Банкам запрещено проводить торговые или страховые операции. порядок исключения из списков кредитные организации и отзывы лицензий для банков;
  • Разъяснения специальных терминов (банковской тайны, реструктуризации, платежных поручений и т.д.).

Основные недостатки закона о банковской деятельности и пути его совершенствования

Недостатками ФЗ о банках проявляются в следующем:

  • отсутствии преамбулы, которая должна содержать вводную часть и общие положения (предусматривать область использования этого нормативно-правового акта, цели, преследуемые при принятия и др. исходные пункты);
  • отсутствием статьи, которая закрепляла бы принципы банковской деятельности.

Замечание 1

Правовое регулирование деятельности банков должно чётко определять принципы их функционирования в зависимости от области их распространения. Должны быть указаны всеобщие принципы банковской работы и принципы, характеризующие отдельные направления банковской деятельности.

Путис овершенствования ФЗ о банках, к основным принципам банковской деятельности в РФ таковы:

  • сочетание общих и внутренних интересов при осуществлении функций ЦБ РФ по государственному регулированию банковской деятельности;
  • определение принципа прозрачности деятельности кредитных организаций;
  • введение принципа разрешительного характера деятельности банков;
  • соблюдение принципа обязательного аккумулирования определённых резервов кредитными организациями в Банке России для минимизации рисков;
  • обязательная подотчетность кредитных организаций ЦБ РФ;
  • принцип невмешательства Банка России, и других субъектов государственной власти в текущую работу кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством страны;
  • соблюдение принципа верховенства прав и законных интересов клиентов кредитных организаций, не нарушающих российское и банковское законодательство.

При правовом регулировании банковской деятельности вышеперечисленные принципы следует разграничить на принципы, которые закреплены в международно-правовых актах и принципы, которые основываются на законодательной базе РФ, т.е. национальные.

Что устанавливает положение Банка России 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  • 138291 Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Содержание Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • 127490 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральный закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Понятия и определения закона об отмывании, связанные с легализацией доходов. Контроль, ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем.
  • 109040 Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Содержание Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
  • 108639 Полная стоимость кредита Полная стоимость кредита. Формула полной стоимости кредита. Порядок расчета полной стоимости кредита. Что входит в полную стоимость кредита.
  • 82416 Положение Банка России № 385-П Положение Банка России № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Что определяет положение Банка России № 385-П.
  • 76511 Инструкция Банка России № 139-И Инструкция Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Что устанавливает инструкция Банка России № 139-И.
  • 50440 Положение Банка России № 283-П Положение Банка России № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери». Что определяет положение Банка России № 283-П.
  • 40960 Положение ЦБ РФ 266-П Положение № 266-П ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Положение 266-П ЦБ РФ регламентирует деятельность банков в сфере платежных карт.
  • 25470 Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Федеральный закон "О национальной платежной системе" № 161-ФЗ (НПС). Устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг.
  • 25063 Рекомендации ФАТФ Рекомендации ФАТФ для национальных законодательств. Содержание 40 рекомендаций ФАТФ. Основания для рекомендаций ФАТФ. Решения Совета безопасности ООН относительно рекомендаций ФАТФ.
  • 24243 Закон о потребительском кредитовании Суть закона о потребительском кредитовании. Важные положения закона.
  • 23159 Налоговый кодекс РФ Что устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации. Краткое содержание Налогового кодекса РФ.
  • 22271 Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях». Содержание и объяснение закона «О кредитных историях».
  • 18846 Закон о страховании вкладов Дата подписания закона о страховании банковских депозитов. Содержание закона о страховании вкладов.
  • 14098 Специальные рекомендации ФАТФ Девять рекомендаций ФАТФ. Рекомендации ФАТФ и международные соглашения. Обязательность специальных рекомендаций ФАТФ.
  • 13576 Валютное законодательство РФ Валютное законодательство Росийской Федерации (валютное законодательство РФ) - это Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 года и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
  • 10895 Системно значимая платежная система Требования к системно значимой платежной системе. Какие расчетные системы признаны системно значимыми.
  • 9115 Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Содержание закона об ипотеке (залоге недвижимости).
  • 8493
  • Совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к организации работы кредитных структур и правилам их сотрудничества с населением.

    В документах определяются этапы лицензирования, значения финансовых коэффициентов, круг запрещенных и разрешенных операций, состав отчетности, направляемой в ЦБ РФ, и т.д. Законодательное регулирование помогает избежать злоупотреблений и противостоять развитию «серых» схем на банковском рынке.

    Особенности нормативного регулирования работы банков

    Нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных организаций, можно разделить на три группы:

    Законы общего действия

    К их числу относится Конституция РФ, устанавливающая правовые основы на территории страны. Другие акты, принимаемые органами разного уровня власти, не могут противоречить ее положениям.

    В ст. 71 Конституции указано, что российские власти уполномочены контролировать финансовый рынок, включая деятельность банков. В ст. 74 говорится, что на территории страны не могут устанавливаться границы, препятствующие свободному перемещению капиталов.

    В ст. 75 обозначена одна из ключевых функций регулятора банковской системы ЦБ РФ. Указано, что он обязан обеспечивать стабильность национальной валюты — рубля. Согласно ст. 103, назначение и освобождение от должности руководителя Центробанка относится к полномочиям нижней палаты Парламента.

    Другой нормативный акт общего действия — Гражданский Кодекс. Его вторая глава обозначает основания возникновения гражданских прав и способы их защиты, границы действия. Эти положения актуальны для любых видов сделок, в том числе и тех, которые совершаются с участием кредитных организаций.

    Главы 44-46 Кодекса полностью посвящены регулированию банковской деятельности: вкладам и счетам, открываемым физическими и юридическими лицами, расчетам по платежным поручениям, инкассо, аккредитивам, чекам. Например, в ст. 857 ГК РФ указывается, какие сведения составляют банковскую тайну, в ст. 854 обозначаются основания для совершения операций со счета клиента.

    Законы, посвященные банковской деятельности

    Это нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, которые напрямую или косвенно касаются особенности деятельности банковских структур. Эти документы не могут противоречить Конституции и ГК РФ, но дополняют и расширяют их содержание.

    Центральный правовой акт в этой группе — ФЗ 395-1, действующий с 1990 года. Он дает определение основных понятий, используемых в финансовой сфере: «банк», «небанковская кредитная организация», «вклад» и т.д. В нормативном акте обозначаются требования к размеру уставного капитала банковской структуры, к квалификации ее топ-менеджмента. Подробно описывается порядок регистрации, правила получения лицензии, возможные основания для ее отзыва, процедура реорганизации, ликвидации.

    ФЗ-86, принятый в 2002 году, посвящен деятельности регулятора на банковском рынке — Банка России. В нем указываются его основные правомочия и обязанности, инструменты, которыми он может пользоваться при проведении денежно-кредитной политики, при регулировании деятельности коммерческих банковских структур.

    Подзаконные акты

    Это нормативные документы, которые не могут противоречить федеральному законодательству, но расширяют и дополняют его положения. К числу важнейших документов в этой сфере относится Положение ЦБ РФ № 579-П, которое определяет план счетов, используемый банками для отражения проводимых операций.

    Деятельность коммерческих банков регулируется инструкциями ЦБ. Например, инструкция № 153-И содержит перечень правил, которыми банки пользуются при открытии и закрытии счетов граждан и юридических лиц. В 180-И прописаны алгоритмы вычисления обязательных финансовых коэффициентов.


    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

    Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Небанковская кредитная организация:

    1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

    2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России. (часть третья в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

    Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.


    Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
    Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.


    Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

    Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

    Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

    Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

    Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

    Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

    Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в 5 порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.

    Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

    Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.


    К банковским операциям относятся:

    1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

    2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

    3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

    4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; (п.4 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

    5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

    6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

    7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

    8) выдача банковских гарантий;

    9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). (п. 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

    Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. (часть вторая введена Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ)
    Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

    1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

    2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

    3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

    4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

    6) лизинговые операции;

    7) оказание консультационных и информационных услуг.

    Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

    Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности". (часть шестая в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ)

    Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц. (часть седьмая введена Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ)


    В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

    Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

    Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

    Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

    Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

    Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.

    Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

    (в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

    Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

    ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

    ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

    Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

    За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).

    Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России. (часть пятая введена Федеральным законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ)


    Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

    Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

    Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
    Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

    Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

    Устав кредитной организации должен содержать:

    1) фирменное наименование; (п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

    2) указание на организационно-правовую форму;

    3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

    4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

    5) сведения о размере уставного капитала;

    6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

    7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

    Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. (часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ)

    На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.


    Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

    Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.
    (часть вторая в ред. Федеральных законов от 03.05.2006 № 60-ФЗ, от 28.02.2009 № 28-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 03.12.2011 № 391-ФЗ)
    Часть третья утратила силу - Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ.

    Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.05.2006 № 60-ФЗ)
    Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.

    Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. (часть пятая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 352-ФЗ)

    Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (часть восьмая в ред. Федеральных законов от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 29.12.2006 № 246-ФЗ)

    Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. (часть девятая в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

    Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции). (часть десятая введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

    Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

    (введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

    Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

    Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
    Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала, за исключением случая, предусмотренного настоящей частью. В случае, если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением 19 должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации - основного общества. (часть третья в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 181-ФЗ)
    Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

    Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

    Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

    Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

    (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 391-ФЗ)

    Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой - седьмой настоящей статьи.

    Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей.

    Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее - генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

    Банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

    Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.

    Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.

    Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой - шестой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2015 года должен быть не менее 300 миллионов рублей.

    При снижении размера собственных средств (капитала) банка вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере 180 миллионов рублей и более, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение 12 месяцев должны достичь величины собственных средств (капитала) в размере 180 миллионов рублей, а с 1 января 2015 года - 300 миллионов рублей, рассчитанной по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, а банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, - большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, либо размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой - седьмой настоящей статьи, на соответствующую дату.

    Финансовые взаимоотношения между клиентами и банковскими организациями регулируется законодательно. Главным нормативно-правовым документом в этой сфере является Закон «О банках и банковской деятельности». Существует он с 1996 года, и за последние десятилетия активно совершенствовался и немного изменялся. Фактически, именно этот документ является основой для перспективного и динамичного развития банковской системы России, но, как и многие другие законы, имеет свои недочеты и проблемные моменты.

    Главные составляющие Закона «О банках и банковской деятельности»

    Основной финансово-нормативный документ страны состоит из семи глав и 43 статей. Составлен он вполне рационально и четко, разрабатывался Закон с учетом иностранной европейской и американской практики, и мало в чем уступает им по наполнению и объему. Его содержание:

    1. Глава I . Общие положения.
      Эта часть состоит из одиннадцати статей, и определяет основные понятия данного закона, а также регулирует деятельность банковских и небанковских кредитных организаций, устанавливает правила и ограничения для них, и специальные требования. В данной главе речь идет о наименовании кредитного учреждения, уставных документах, капитале и органах управления, правилах их формирования. Кроме того, именно в этом разделе прописаны базовые принципы отношений между государством и финансовыми организациями, а также перечень допустимых операций для учреждений разных типов.
    2. Глава II . Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций
      Очень важная в макроэкономических масштабах часть Закона, в котором прописаны все правила и требования к организации деятельности кредитных учреждений в России. Статьи 14 и 15 определяют перечень документов, необходимых для регистрации таких организаций, и его порядок, 17 и 18 статьи отдельно регулируют деятельность финансовых структур, которые привлекают иностранные инвестиции. Одной из самых важных в этом разделе является Статья 19, в которой прописаны меры надзора и контроля со стороны государства над банковскими и небанковскими кредитными организациями. Другие статьи Главы II уточняют основания для отзыва лицензии у финансового учреждения, основания для их ликвидации или реорганизации и порядок таких процессов.
    3. Глава III Закона «О банках и банковской деятельности» направлена на обеспечение эффективной и стабильной работы системы, а также защищает права вкладчиков и кредиторов.
      Статьи 24-27 устанавливают правила и нормативы обязательных резервов финансовых структур, основы для обеспечения их надежности и стабильности. В статье 26 речь идет о банковской тайне - специфика предоставления конфиденциальных сведений клиентов очень сложная и многогранная.
    4. Глава IV . Межбанковские отношения и обслуживание клиентов
      Очень важные аспекты работы кредитных организаций прописаны в статьях 28-34. Именно они устанавливают правила работы банковских учреждений, процентные ставки по кредитам и вкладам, ограничивают деятельность организаций антимонопольными правилами, а также уточняют условия обеспечения возвратности займов. Со статьями этого раздела Закона лучше ознакомиться потенциальным заемщикам, чтобы понимать специфику и особенности этой области деятельности кредитных организаций.
    5. Глава V содержит лишь одну статью № 35, и регулирует правила работы филиалов и отделений финансовых организаций.
    6. Глава VI . Сберегательное дело.
      Эта часть нормативного документа регулирует базовые принципы и правила приема вкладов, а также устанавливает важные моменты по поводу страхования вкладов.
    7. Глава VII . Бухгалтерский учет.
      Статьи 40-43 устанавливают правила ведения финансового учета кредитных организаций, а также формы их отчетов, контроль и аудит деятельности таких структур.

    Мнение экспертов: плюсы и минусы Закона «О банках и банковской деятельности»

    Большинство финансовых экспертов сходятся во мнении, что Закон «О банках и банковской деятельности» России создан в целом хорошо, он регулирует и направляет деятельность финансовых организаций в лучших традициях европейской системы. В то же время есть некоторые недочеты и сложные проблемные моменты.

    Главной темой для обсуждения до сих пор остается вопрос о защите прав заемщиков. Несовершенная система предоставления ссуд создает банковским организациям высокие риски, которые те компенсируют слишком большими процентными ставками и комиссионными вознаграждениями. Не полностью совершенна система депозитов.

    Еще один вопрос из области финансовых операций - электронные деньги. Он остается неурегулированным практически никак, хотя эта сфера все больше расширяется и развивается.



    Loading...Loading...