Формирование личности школьника. Ребенок тоже личность или личностный рост школьника: основные ошибки родителей Список использованной литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Работа 3. Развитие и формирование личности школьника

План

1. Специфика школьного возраста как особого периода становления личности

2. Методы и приемы развития личности школьника в условиях современной школы

3. Критерии сформированности личностных качеств

Список использованной литературы

1. Специфика школьного возраста как особо го периода становления личности

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же школьный период занимает особое место в педагогике. Главное содержание школьного возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей школьного возраста.

Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников: направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания -- в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе. По утверждению В. В. Давыдова, все виды и способы деятельности человека, в том числе и его индивидуальная активность, потребности, стремления, склонности от начала и до конца есть результаты присвоения общественно заданных и в определенном смысле нормативных образцов этой деятельности. «Воспитание и образование,-- подчеркивает он,-- выступают, таким образом, как всеобщая и необходимая форма психического развития детей, как форма его организации...».Однако у нас еще мало исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и психического развития ребенка, этого мощного резерва повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе, а следовательно, и решения в значительной степени проблемы нормализации учебной нагрузки школьников, способствующей благоприятному формированию их личности.

2. Методы и приемы развития личности школьника в условиях современной школы

Проблема формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Основными педагогическими средствами развития личности школьников является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает полноценному развития личности ребенка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. Нужны также учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

школьный личностный психология педагогика

3. Критерии сформированности личностных качеств

К определению критериев сформированности личностных качеств в педагогике и психологии существуют различные подходы.

Бихевиористский подход предполагает наблюдения за поведением учащихся в различных учебных ситуациях и использование для этого индивидуальной психолого-педагогической карты-профиля развития учащегося. Однако заполнение бланка результатов наблюдения после учебных ситуаций не способствует оптимизации оценивания качеств личности. Существует известная проблема «сплошного» наблюдения, когда невозможно фиксировать, а затем воспроизводить все, что было в поле зрения. К тому же, от учителя требуются особые навыки включенного (эмпатически-рефлексивного) наблюдения.

Показатели личностных изменений:

Особенности учебной деятельности: произвольность психических процессов (степень сосредоточенности и целеустремленности); развитие мышления; сформированность важнейших учебных действий; развитие речи; развитие тонкой моторики; умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Особенности поведения и общения: взаимодействие со сверстниками; взаимодействие с педагогами; соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость (самостоятельность).

Отношение к учебной деятельности: наличие и характер учебной мотивации; устойчивое эмоциональное состояние.

Феноменологический подход предполагает самоотчеты учащихся о своих состояниях в различных учебных ситуациях. Например, проективные (вербальные и невербальные) формы самоотчетов учащихся собираются в конце учебной ситуации и могут способствовать оптимизации оценивания качества. У учителя должны быть проективные методические средства для самооценки учащегося и, возможно, навыки последующей интерпретации ее результатов. После этого результаты можно зафиксировать в индивидуальной психолого-педагогической карте-профиле развития учащегося. Для оперативной самооценки учащимися своего пребывания в учебной ситуации, педагогами могут быть использованы карточки с заданными рисунками, выполненные, например, исходя из методологической ориентации как на разработанные уже методики невербального семантического дифференциала, так и на методики проективной диагностики. Разработка технологии оценки качества в личностно-значимом образовании является актуальной исследовательской задачей.

Показатели личностных изменений: академическая успеваемость; «Я-концепция»; отношение к школе; креативность; независимость и конформизм; любознательность; тревожность и приспособленность; локус контроля; сотрудничество.

Критерии личностного роста: принятие себя; открытость внутреннему опыту переживаний; понимание себя; ответственная свобода; целостность; динамичность; принятие других; понимание других; социализированность; творческая адаптивность.

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. Просвещение,1968.

3. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1979 г.4. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978

5. Кевля, Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля. - Вологда, 1999.

6. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1969 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследование формирования личности младшего школьника в учебной деятельности на примере самооценки детей.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Развивающий потенциал инновационного образования и психологической практики. Система психологической поддержки и сопровождения становления личности школьника. Понятие психологического сопровождения. Развитие когнитивных качеств младшего школьника.

    дипломная работа , добавлен 14.08.2010

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Интересы и ценности ребенка младшего школьного возраста. Кризис 7 лет и изменение самосознания ребенка, его личности и психических функций: половая идентификация, психологическое время личности, развитие чувств. Воспитание младшего школьника в играх.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Семейные взаимоотношения как одно из главных условий гармоничного или дисгармоничного развития личности. Особенности формировании личности школьника. Развитие высших потребностей у умственно отсталых детей. Источник формирования дисгармонической личности.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Формирование в психологии понятия самооценки человека: общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Источники и значение самооценки в развитии личности, ее влияние на особенности поведения школьника в различных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Изучение уровня сформированности нравственных норм и правил поведения ребят. Создание благоприятных условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретический анализ сущности, задач и функций социализации личности. Отличительные черты социализации младшего школьника и роли в этом процессе семьи. Особенности взаимодействия детского сада и школы в рамках семейной социализации младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2010

    Изучение мотивации как внутренней психологической характеристики личности. Подбор методик, направленных на выявление уровня сформированности учебной мотивации младшего школьника. Формирование устойчивых познавательных и позитивных интересов у учащихся.

«Личностное развитие школьника

через развитие семьи и школы».

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Антон Семенович Макаренко

Когда ребенок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становится залогом его школьных первых успехов. Ребенок учится тому, что видит он в своем дому, родители пример тому.

Семья хоть и передает эстафету воспитания школе, но продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. Процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.

Связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести форму альянса, потому что обоюдным интересом такого союза выступает ребенок – уважаемый школой и любимый родителями. У них общий объект заботы и этот объект обладает тонкой и нежной душой, чуткой и впечатлительной, ранимой и слабой.

В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.

слайд

Образовательный стандарт в новом понимании – это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Общество желает получить социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным в жизни. Нынешние стандарты личностно – ориентированны, направлены на взаимодействие семьи и школы. Такое взаимодействие особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребёнка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Первейшее условие взаимодействия семьи и школы -это исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей, которые уже являются «группой риска».

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя. В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества.

Слайд - проект «Осенние листья»

В дальнейшем классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог и зам. директора по ВР готовят паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.

Посещения на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Одного раза достаточно, чтобы иметь представление о семье, другие же посещения должны быть только по причине и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.

Изучая теорию личностно-ориентированного обучения, внедряя в обучение и воспитание данные технологии мы приходим к проблеме: что процесс этот окажется «хромыми» на одну ногу, если родители не будут участвовать в нем. Нам необходимо сотворчество: учителя-обучающиеся-родители.


Подходы взаимодействия семьи и школы

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

    Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей . В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда приносит позитивные результаты. (собрания классные и общешкольные)

    Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.

    Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: Значительное место во взаимодействии семьи и школы отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.(индивидуальные беседы со специалистами )

К участию во внеурочной деятельности младших школьников можно привлечь родителей различными способами. Среди них выделим следующие:

1) скрытое привлечение, когда учитель незаметно, исподволь включает родителей во внеурочную работу, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми на кружковых занятиях, в индивидуальной и массовой деятельности; (проект «Моя семья», проект «Домашние животные» и т.д.)

2) открытое привлечение, когда педагог не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы (как совместной, так и отдельно родительской – ведение танцевального кружка, ремонт кабинета и т.д.)


3) использование комбинированного способа (сочетающего два вышеуказанных): в этом случае учитель может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах внеурочной деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду; по мере развития сотрудничества педагог может находить и иные причины, побуждающие его подключать родителей к работе с учащимися (поездка в дом-музей Ю.А. Гагарина и поделка «Солнечный конь»
Первоначально для привлечения родителей ко внеурочной работе следует использовать различные способы психического воздействия (убеждение, внушение) Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с учителями. Их может отпугнуть не только авторитарный способ привлечения к внеурочной работе с детьми, но и общий фон взаимодействия с учителем (неумение последнего общаться на равных, отсутствие способности четко излагать цели и содержание совместной деятельности и т.п.). Родители учащихся не приемлют авторитарности в общении: их необходимо заинтересовать предстоящей деятельностью или перспективой ее, выраженной через различные результаты (например, повышение уровня воспитанности своего ребенка, потребность в передаче своего ремесла детям, получение материальных средств детьми: призов, грамот)

Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Данный вид работы предполагает участие родителей как во внеурочной школьной, так и (даже в большей мере) во внеурочной внешкольной жизнедеятельности детей.
Весьма эффективной формой внеурочной деятельности родителей и учащихся являются домашние творческие задания. Такие задания готовятся учителями по различным учебным дисциплинам. Эти задания направлены как на развитие творческих способностей учащихся, так и на формирование опыта партнерства детей с родителями. Не так часто родители бывают реально включены в педагогический процесс. Данная же форма предполагает активное участие взрослых в учебно-воспитательной работе.

Целевые исследовательские домашние задания для детей и родителей позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу и, как следствие, исключить глобальные семейные конфликты. Наблюдения за ростом растений, поведением животных (проект «домашние животные», проведение систематизации и классификации природных явлений могут вызвать интерес и плодотворное сотрудничество детей и взрослых. Важное место в домашней исследовательской работе занимает не только сам процесс, но и оформление и анализ полученных результатов.

В общении с детьми и их родителями:

1.Не будь назойливым.

Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.

2.Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.

3.Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.

4.Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!

5.Избегай обвинений.

6.Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.

7.Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!

Основная и главная задача педагога в проблеме развития школьника – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам :

Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

СЛАЙД № 1-2 Визитная карточка и тема

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы образования является создание условий для самореализации и развития всесторонне – развитой личности. Актуальность данной темы заключена в том, что личность, способная себя реализовать, востребована в современном обществе, что отмечено в нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику государства. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования».

Общая целевая установка Стандарта «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Чтобы педагог мог добиться всестороннего развития личности ребёнка нужно, прежде всего работать над собой.

СЛАЙД № 3

Профессионально-личностное развитие учителя - одна из целей педагогического образования. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.

СЛАЙД № 4

Ведущая педагогическая идея заключается в формирование и развитие всесторонне развитой личности младшего школьника, построенной на главных постулатах общечеловеческих ценностей, реализуемых во внеурочной деятельности. Я убеждена, что только системное использование комплекса внеурочных занятий сможет дать стабильно высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

СЛАЙД №5

Каковы средства достижения цели?

    Проведение внеклассных мероприятий по воспитанию духовно-нравственной личности

    Проведение внеклассных мероприятий направленных на патриотическое воспитание личности

    Развитие творческих способностей

    Метод проектов

    Участие в школьном детском объединении «Началия»

СЛАЙД №6

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию в нашей школе. Мы посещаем сельскую библиотеку и местный дом культуры, организуем экскурсии по памятным местам нашего и близлежащего регионов. Данные поездки расширяют детский кругозор, оставляют неизгладимые впечатления. Проводим классные часы: милосердие, толерантность, я не такой как все, что такое дружба, спешите делать добро, полезные и вредные привычки и др.

СЛАЙД №7

Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Работа по развитию патриотических качеств личности реализуется через следующие воспитательные мероприятия: посещение оставшихся в живых ветеранов и участников ВО войны с целью оказания им посильной помощи, изготовление подарков своими руками, выступление с концертными номерами. Проведение классных часов с приглашением на них детей войны. Организация экскурсий с целью знакомства с историческими местами, посещение памятников погибшим воинам.

СЛАЙД №8-9

Одной из основных функций учителя должно быть в настоящее время, как мне кажется, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Достичь этого в начальной школе можно путем включения обучающихся в деятельность, которая выходит за рамки программного материала. Такая деятельность должна заинтересовать ученика, увлечь. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей. Дети принимают участие во всероссийских олимпиадах и занимают призовые места, «Инфоурок», «Зелёная математика», «Мин.обр». Ежегодно мы участвуем в школьных, районных и всероссийских конкурсах поделок и рисунков, участвовали в районном конкурсе проектных работ. Неоднократно занимали призовые места.

СЛАЙД №10

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность, которая воспринимается как предстоящая радость, привлекающая, поднимающая настроение, которая объединяет и сплачивает. В нашей школе обучающиеся посещают детское объединение «Началия». Ребята с удовольствием работают над музыкально – литературными композициями, сказками, постановками и др. С подготовленными номерами дети выступают на общешкольных родительских собраниях, праздниках, концертах для родителей. Работа в этом объединении вытекает за рамки школы. Дети принимали участие в III районных детских Рождественских чтениях, в конкурсе военно-патриотической песни и становились победителями и призёрами.

СЛАЙД №11 (Результативность)

В процессе реализации комплекса внеклассных мероприятий и занятий, были заметны положительные личностные изменения у учеников. Дети стали более общительными - смогли расширить круг друзей и знакомых, перестали стесняться публичного выступления. Они являются активными участниками и призёрами школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсов. А самое главное всегда стремятся прийти на помощь друг другу и окружающим людям.

Ребята - любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, некоторые посещают по нескольку кружков, как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования. Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных и многих городских мероприятий. В нашем классе есть дети призёры и победители районный и региональных мероприятий в лыжных гонках, по плаванию, боксу, вокалу и танцам.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

    если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

    если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

    если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

    если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Созданные условия позволили:

    раскрыть индивидуальные способности детей;

    воспитать самостоятельность;

    проявить активную общественную, гражданскую позицию;

    способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.

По сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники - вся социальная среда. Соответственно и образцы поведения задают школа, семья, товарищи и специально подобранная литература.

В этом наборе факторов ведущую роль играет учебная деятельность . Именно учение дает основание для того, чтобы требовать от ребенка сосредоточенности, волевых усилий, саморегуляции поведения. Дети, у которых достаточно развита учебная мотивация, те, кто хочет учиться в школе, легко справляются со своими обязанностями, и в их поведении появляются такие личностные качества, как ответственность, прилежание, волевая направленность. Обычно это связано с большой любовью к учителю и желанием заслужить его похвалу. При слабой учебной мотивации требования воспринимаются как внешние, тяжкие, ребенок ищет способы избежать неприятностей. Его наказывают и порой достаточно жестоко.

В школе складывается новая система отношений с действительностью. Учитель выступает не просто как взрослый, но как полномочный представитель общества. Его авторитет непререкаем. Он действует на основе единых критериев оценки, его отметки ранжируют детей: этот сделал на «5», этот - на «3». И в глазах школьника отметка выступает как эталон не только конкретных знаний, но и всех личностных качеств.

Отношение к товарищу зависит от получаемых им отметок. Слабого ученика даже на улице могут назвать «двоечник!». Отличника считают образцом всех ценных качеств. Он самый добрый, самый скромный, самый чуткий... «потому что пятерки получает ». Его первым прокатят и в санках, ему стараются подражать. Эмоциональные отношения становятся опосредованными, зависящими от успехов, от оценки учителя.

Самооценка также зависит от отметок. При поступлении в школу ребенок полон надежд на свои успехи и оценивает себя несколько завышенно. Но получение троек и двоек вызывает у него заниженную оценку всех своих качеств. В эксперименте мы спрашивали первоклассников, считают ли они себя скромными (чуткими, правдивыми), и слышали обычно:

«Нет, я иногда тройки получаю». На вопрос «А что ты умеешь делать хорошо?» даже ученики 3-го класса говорили только об учебных умениях: «Я читаю хорошо, а задачи у меня слабо».

У многих учеников к 3-4-му классу самооценка становится заниженной, и это снижает мотивацию к достижению успеха.

Специальная работа показывает, однако, большие возможности детей в развитии объективной, адекватной самооценки. С этой целью ученикам предлагали оценивать свои домашние работы до учителя и сравнивать затем с его оценкой. Через непродолжительное время эти оценки стали совпадать, дети стали видеть свою работу глазами учителя, что привело не только к повышению успеваемости, но и к развитию самокритичности и уверенности в своих силах.

Центрация на учебных делах и отметках может иметь и отрицательное влияние на личностное развитие школьника. Появляется «школьный эгоизм», когда ребенок становится центром семейных забот и требует всеобщего внимания к себе, ничего не отдавая другим. Своеобразным противовесом такому развитию событий служит участие школьников в домашнем труде. Родители, конечно, дают детям определенные поручения, но зачастую это сопровождается многократными напоминаниями и упреками. Глубокое личностное влияние оказывает инициативный труд, вызванный заботой о близких и ответственностью перед ними.

В нашем (совместно с Ч. Т. Осмоновой) исследовании трудовой активности младших школьников детям было предложено завести тетрадь самоконтроля, где были перечислены все посильные виды труда, и вести ежедневно собственные отметки выполненных дел. Причем договорились отмечать по-разному дела, выполненные по своему желанию, по просьбе взрослых или после многократных напоминаний. Особая отметка - знак качества - выставлялась, если работу похвалили взрослые, поблагодарили, если сделано было на совесть. Дети еженедельно рассказывали в классе о домашних делах, причем к таким относились и инициативное внеклассное чтение, и подбор пословиц о труде, и разучивание незаданных стихов, то есть умственный труд поощрялся наравне с физическим.

И хотя отметок за эту работу не ставилось и дети сами оценивали ее по заданным критериям инициативности, но внимание учителя, заинтересованность неучебными делами поддерживали активность ребят, мотивировали на достижение успехов. Это послужило значимым фактором в развитии таких личностных качеств, как саморегуляция поведения, забота о близких, уверенность в достижении успеха, адекватность самооценки.

Нельзя не отметить и такой аспект личностного развития, как моральные представления и моральные эмоции. Они также связаны с личностью учителя и учебной деятельностью. Мнение и требования учителя рассматриваются как основа моральных норм. В нашем исследовании младшие школьники весьма своеобразно определяли моральные понятия: «скромность - это если В. Г. сказала не хвастаться, то и не надо никому говорить»; «чуткость -это если В. Г. сказала помогать товарищу, то надо заниматься с ним так, чтобы он не обиделся» и т. д. Все моральные суждения начинались от мнения любимой учительницы.

Однако знакомство с произведениями художественной литературы выводит школьников за пределы личного опыта. Им становятся доступны и альтруистические, и гражданские чувства, они переживают патриотические страницы истории, героизм своего народа, и тогда уже личность учителя остается «за кадром». Хотя и в этом случае многое зависит от его одобрения.

За время начального обучения развивается общение ученика с товарищами. Вначале это дружба с тем, с кем рядом посадили за парту или с кем рядом живут. Но по мере того, как учебная работа становится привычной и появляются другие занятия и интересы, отношения с товарищами становятся более избирательными. Представления о сверстниках выходят за рамки полученных ими отметок. Накапливается опыт совместной внеклассной работы как основа личностных оценок: «С Кириллом неинтересно. Придем к нему, - он сам все захватит, сам делает, а ты стой да смотри». Пятерки уже не спасают Кирилла от осуждения. Мнение товарищей к 3-4-му классу становится регулирующим фактором личностного развития.

Хорошие учителя направленно формируют общественное мнение в классе. За беспорядок на перемене, мусор или неоткрытую форточку спрашивают с дежурного так, чтобы он потребовал от виновного. В конце уроков заслушивают короткие отчеты дежурных, поощряют их требовательность и тех, кто им подчинился. Это приводит к обобщению моральных норм и правил поведения, что так необходимо при переходе в среднюю школу.

Мы только можем помочь познать себя. Галилео Галилей

В современном быстро меняющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от нас с вами.

Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе, в том числе и внеурочная, направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру

Сл.№3


Личностное развитие учащегося в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

    понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре т.е. универсальные учебные действия (далее - УУД));

    владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);

    умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

Сл.4

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс переноса действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

Всем этим целям, на мой взгляд, отвечает внеурочная деятельность творческой направленности.

Занятия творчеством способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Сл.№5

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Разработав программу внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса ставлю следующие цели:

    Развитие художественных способностей детей через приобщение к народной культуре на примере создания изделий декоративно-прикладного искусства.

    Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Сл.№6

Именно традиции русской семьи с её ценностями и нравственными устоями являются основой в построении программного материала

В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.

Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, являлась хранительницей коллективного опыта.

Сл.7

Особе внимание уделяю понятию материнства т. к. занятия посещают девочки.

Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества.

Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.

В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности - основой здоровой и полноценной нации.

Считаю что сегодня, нам необходима ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Традиция, как система передачи и наследования духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения. В этой связи обращение к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, является, на мой взгляд, оптимальным.

Сл.№8

Структура занятия:

    Введение в тему занятия

    Повторение правил работы.

    Выполнение творческой работы (от простого к сложному).

    Рефлексия. Самооценка своих способностей, что получилось, что не получилось.

Сл.№9,10,11

    Введение в тему (видео ряд кукол, беседа на основе проблемных вопросов) Румяная многослойная матрешка и печально-свирепый щелкунчик, язвительный Петрушка и гламурная Барби – какие разные характеры, облик, история жизни. Однако все они состоят между собой в дальнем родстве, поскольку все это – куклы.

Сл.12.

Но кто был предком этого разномастного семейства?

Их общий предок был создан не для детских забав. Наоборот, первые куклы были серьезными и влиятельными участниками семейной и общинной жизни. Некоторые историки считают, что в глубине веков, когда древние люди, приносили друг друга в жертву, однажды кукла заменила собой человека.

Самая известная представительница таких кукол избавителей – Масленица, фигуру которой сжигали, прощаясь с долгими холодами, болезнями, однообразной зимней жизнью. Куклы служили тотемами, символизировали силы природы, охраняли от болезней и несчастий, их поддержкой можно было заручиться, надеясь на хороший урожай и здоровье.

Сл.13-22

    Понимание типов кукол, введение понятия «Оберег», его смысл, значение и функциональность для семьи.

Примеры: Обереги (пеленашка, крупеничка и т. д.)

Сл.23

Повторение правил работы. Домашних кукол "вертели" обычно из старого тряпья, не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить, сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты...

    Кукла не колотая не резанная, использование красной нити, узлов.

Сл.№24,25

    Выполнение творческой работы. Пошаговые инструкции, индивидуальная работа с детьми

    Рефлексия. Фото работ

В результате такой работы

Учащиеся должны знать:

Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

    понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

    учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

    называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

    выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений

    выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами

    выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

    наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

    добывать необходимую информацию

Сл.№26

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

итоговые – в конце года в ходе фестиваля организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

А теперь самое время попробовать себя в искусстве изготовления кукол.

Как мы уже поняли смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка должна стать почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.
Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях.

Сл. 27



Loading...Loading...