Глиссирующие суда - история создания. История развития яхтостроения

Подрыв корабля шестовой миной.

Минный катер - класс малых боевых кораблей, распространённых во второй половине XIX века, основным оружием которых являлись буксируемые, шестовые, метательные, дрейфующие и, после 1877 года, «самодвижущиеся» мины . Также использовались и для постановки минных заграждений. Могут считаться предшественниками или первыми представителями классов миноносок, миноносцев и торпедных катеров . В англоязычной терминологии не отделяются от торпедных катеров и именуются "торпедный катер " (англ. "Torpedo boat" ) .

История возникновения класса

Первый опытный образец парового катера с минным вооружением был построен на Николаевской верфи во время Крымской войны 1853-56 гг. под руководством русского морского инженера генерала Евгения Богдановича Тизенгаузена . К сожалению, корабль затонул во время испытаний из-за невысокой мореходности, и принять участие в боевых действиях ему не довелось.

Боевым крещением для паровых минных катеров стала Гражданская война в США 1861-65 гг. В ночь с 27 на 28 октября 1864 года оборудованный шестовой миной баркас под командованием лейтенанта Вильяма Кушинга (William B. Cushing) проник в устье реки Роанок и атаковал броненосец южан «Албемарл» (CSS Albemarle) на рейде Плимута. Несмотря на защитный бон из бревен Кушингу удалось вплотную приблизиться к неприятелю и ударить шестовой миной в борт вражеского корабля, который через считанные минуты после взрыва почти полностью скрылся под водой. Минный катер не успел отойти на безопасное расстояние и был затянут в водоворот вслед за тонущим броненосцем, где и затонул.

Атака минного катера Кушинга на броненосец Albemarle.

Разумеется, потеря катера была незначительной платой за достигнутый успех, который стал прологом к новым победам северян над южанами. Флот Конфедерации Южных Штатов, проигравших войну, за время боевых действий лишился пятидесяти боевых кораблей, 40 из которых погибли от якорных, буксируемых, плавающих и шестовых мин.

Потопление «Албемарла» и множество подобных успехов обоих противоборствующих флотов убедительно доказали: минное оружие - реальная и, возможно, единственная угроза броненосцам, чья броня была на тот момент практически неуязвима для судовой артиллерии .

Неудачные проекты

Несмотря на очевидность того, что в качестве носителя шестовых мин следует использовать маленький быстроходный катер, способный незаметно подойти к неприятельскому кораблю, еще несколько лет флоты пополнялись медлительными пароходами значительного водоизмещения со скоростью около 5 узлов, вооруженными одной или несколькими шестовыми минами. Такие корабли не представляли опасности для более быстроходных броненосцев , имевших скорость до 13 узлов, так как просто не могли с ними сблизиться на достаточное для атаки расстояние .

Первые серийные катера

Паровая яхта Miranda.

Англичанин Джон И. Торникрофт (John I. Thornycroft) учёл опыт предшественников и осознал, что минные корабли должны быть небольшими, верткими, а главное - очень быстрыми. Чтобы заявить о себе, конструктор начал со скоростных паровых судов для богачей. В 1872 году его прогулочный катер «Наутилус» (англ. Nautilus ) стал первым паровым судном, сумевшим обогнать гоночные гребные лодки-восьмёрки на Темзе, о чём написали газеты всей Европы. Следующий катер Торникрофта, «Ариэль» (англ. Ariel ), развивал скорость до 12,3 узлов, а третий - «Миранда» (англ. Miranda ) - уже 16 узлов. Неудивительно, что вскоре он получил заказ от флота Норвегии на строительство минного катера водоизмещением 15 тонн.

Минный катер «Рапп» (1873).

Основной задачей, которую поставили перед конструктором заказчики, являлось увеличение скорости. В целом сохранив конструкцию обычного парового катера, Торникрофт пошёл по пути облегчения конструкции (тонкая стальная обшивка, облегчённые шатуны паровой машины) и снижения сопротивления воды, вытянув силуэт корпуса и заострив обводы носовой части катера. Благодаря лёгкому корпусу и мощной паровой машине типа “компаунд” удалось достигнуть высоких скоростных характеристик корабля - максимальная скорость достигала 15 узлов. В 1873 году первый серийный минный катер был передан заказчику и вошёл в состав ВМС Норвегии под именем «Рапп» (норв. Rapp , Быстрый ).

Адмиралы европейских ВМС по достоинству оценили проект «Рапп» и в 1874-75 годах на основе его проекта фирма Торникрофта построила 7 очень похожих минных катеров: для Австро-Венгрии , Дании, Швеции , Франции и России («Сулин» и «Шутка»). Эти катера были еще быстрее, чем прототип - благодаря установке паровых машин мощностью 180-190 л.с. (против 90 л.с. на «Рапп»), они развивали скорость 16-18 узлов .

Боевое применение

Несмотря на отличные характеристики и удачные испытания катеров оставалось выяснить, сумеют ли они подойти достаточно близко к противнику в реальной боевой обстановке, находясь под обстрелом артиллерии неприятельского броненосца . Опыт применения катеров во время Русско-турецкой войны 1877-78 гг. дал утвердительный ответ на этот вопрос, когда дальновидность и смекалка одного молодого русского офицера, в сочетании с храбростью и настойчивостью моряков-минеров, нейтрализовали огромное численное превосходство турецкого флота.

В Русско-японской войне 1904–1905 гг. основным оружием минных катеров были уже самодвижущиеся мины Уайтхеда - торпеды, и хотя в отечественной классификации катера продолжали называть "минными", по сути они уже являлись полноценными торпедными катерами , развивавшими скорость до 34 узлов.

Первое успешное применение торпеды

Паровой катер с желобом для торпеды.

Дальнейшее развитие класса

Совершивший первую в мире успешную торпедную атаку торпедный катер «Чесма». Чёрное море. 1877 год.

См. также

  • Действия минных катеров в Русско-турецкую войну 1877-78 гг.

Примечания

Литература

  • Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров . - М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. - 136 с.

Галерея

    Минный баркас ВМС США под №1, который подорвал броненосец Albemarle.

Среди яхтсменов нет единого мнения, какая страна является родоначальницей парусного спорта. Многие отдают предпочтение Англии, несмотря на то, что в Англии был развит парусный флот, впервые соревнование под парусом проводились в совсем другой стране.

Чтобы документально подтвердить свои утверждения обратимся к английскому словарю 1670года. Он вообще дает определение, что яхта это голландское прогулочное судно. Исходя, из этогоделаем выводы, что не только спортивные яхты, но и все яхты впервые начали делать в Голландии.

Именно Нидерланды в 17 веке достигли высшего рассвета, высокоразвитая экономика, связи со всем миром, развитый торговый флот и отличная кораблестроительная база, сделали эту страну одной из ведущих держав мира. Корабли голландских компаний бороздили все мировые океаны. Но торговый флот постоянно подвергался угрозе нападения пиратов. Как одно из средств защиты и было создано быстроходное легкое судно, впоследствии получившее название яхта. Ведь недаром слово яхта, толкуется во многих словарях как быстрая или гончая. Таким образом, первая парусная яхта из голландиипредназначалась не для прогулок и для спорта, ее задача была преследовать противника, ее основной характеристикой была скорость.

Но изменение ситуации на морских просторах в лучшую сторону и географическое положение Голландии создало благоприятную атмосферу для применения яхт, сначала богатыми и состоятельными голландцами, для отдыха. Естественно, что спрос подталкивал судостроителей постоянно усовершенствовать яхты.Постепенно яхта парусник из средства роскошного времяпровождения превращается в необходимость,так как Голландия страна оп полностью опутана водными артерия, яхта для голландца становится необходимым средством передвижения. Естественно, каждый владелец яхты, хотел иметь лучшую яхту, возникло соперничество, которое и привело к организации соревнований среди яхтсменов. Сначала эти соревнования носили случайный характер, перешедшие впоследствии в постоянное стремление к состязаниям.

Голландские яхтостроители прошли огромный эволюционный путь. Начиная от строительства первых яхт преследования пиратов, до строительства современных яхт. Сейчас в Голландии пять верфей строят парусные мега яхты.

Но нельзя сказать, что Голландия является лидером яхтостроения, многие страны обогнали ее в развитии яхтостроения. Хотя сегодня трудно определить страну, лидирующую в этом направлении. Здесь уже борьба за лидерство идет не на уровне государств, а отдельных верфей. И если и встречается название яхты из....., то скорей оно используется как коммерческое предложение.

При разработке новых проектов используется опыт всех строителей яхт. Приглашаются конструкторы и дизайнеры с разных стран.Что из этого получается можно судить по новым проектам яхт, например: парусные яхты бенету.Еще наглядней пример с польскими яхтами. Кто знаком с польскими яхтами типа цетин, вряд ли мог предположить, что сегодня польские парусные яхты будут на одном уровне с известными яхтенными брендами. А польская Delhia 26 на "European Yacht of the Year 2012/2013" номинирована в категории лучшие парусные яхты. Хотя определить какая яхта лучше очень трудно. Здесь все зависит от критериев выбора. Если во главу угла брать скорость то самой быстрой яхтой является детище разработанное Аланом Тебо, она развивает скорость больше шестидесяти узлов. Самым роскошной мега яхтой считается яхта Тома Перкинсона. И этот список в категории лучшая яхта, можно продолжать бесконечно.

Несмотря на то, что Голландия утратила свои лидирующие позиции в яхтостроении, их несомненной заслугой остается открытие парусного плавания, как для отдыха, так и парусного спорта.

Прогулочный катер (плавучая самоходная дача) из серии «Ковчег» состоит из водонепроницаемого корпуса понтонного типа с надувным бортом и каркасной надстройки. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава, который устойчив к коррозии,

борт изготовлен из прочной поливинилхлоридной ткани.Форма корпуса судна – с остроскулыми очертаниями.

Килеватость днища - 21°. Эти характеристики в комплексе с подвесным мотором (мощность 170-250 л.с.) обеспечивают катеру хорошую мореходность и скорость глиссирования 45 км/час.

Небольшие параметры осадки судна дают возможность прохода по мелководью на реках и лиманах. Надувной борт, который сконструирован с отсеками, увеличивает степень остойчивости и плавучести. Это важно для безопасности плавания в случае концентрации большого количества людей на верхней палубе и предотвращают зарывание в прибрежные крутые волны.

Кокпит в носовой части позволяет свободно оперировать швартовыми, на нем также размещается съёмный трап для посадки/высадки пассажиров и сиденья. Просторный кокпит, находящийся в кормовой части судна, защищен козырьком.

Конструкция каркасной надстройки имеет панорамное остекление и возможность перепланировки по желанию заказчика. Место для водителя находится в носовом отсеке каркасной надстройки, в центральном отсеке – санузел, в кормовом отсеке – камбуз.
В камбузе есть плита, холодильник, мойка, горячее и холодное водоснабжение. Также надстройка имеет раздвижные панели для изоляции отсеков (3 на «Ковчеге-950» и 2 на «Ковчеге-820»).

Прогулочный катер Ковчег - 820

Для загорания и отдыха – платформа на верхней палубе. Попасть на нее можно по трапу с двух направлений – с кормового кокпита или надстройки.

На кокпите кормы катера есть место для монтажа мотора с гидравлическим типом управления мощностью до 250 л.с. Низкошумность обеспечивается надежной изоляцией конструкции надстройки.

Технические характеристики:

Наименование Ковчег - 820 Ковчег - 950
Длина наибольшая, м 8,50 9,80
Длина корпуса, м 8,22 9,45
Ширина габаритная, м 3,60 3,60
Ширина транспортирования, м 2,40 2,40
Надводный габарит, м 2,70 2,70
Осадка, м 0,45 0,45
Водоизмещение полное, т 3,9 3,9
Масса порожнём (без ПМ), кг 1550 1700
Допустимая мощность ПМ, л.с. до 250 до 250
Скорость, км/ч до 45 до 45
Допустимая высота волны, м 1,25 1,25
Спальных мест: взрослых + детских 4 + 0 4 + 4
Запас топлива, л 500 500
Запас воды, л 250 250

Как и в области автомобилестроения, новые классы возникают ежедневно, и придумывают их, само собой, маркетологи, ориентирующиеся на растущий спрос требовательных покупателей. Поэтому данная статья не может восприниматься как полный альманах продвигаемых сегодня проектов в области лодок, но зато продемонстрировать многообразие наиболее актуальных предложений на рынке вполне способна.

По типу привода силовой установки

Здесь все предельно ясно. Самое простое и понятное решение – подвесной двигатель, который априори не способен развивать слишком впечатляющей мощности, но при этом пригоден к использованию сразу в паре и даже тройке таких же моторов. В результате встречается на большом количестве плавсредств компактных размеров. Остальную часть рынка занимают судна со стационарным двигателем (на угловую колонку либо гребной вал), а также водометами. Ряд производителей предлагает универсальные решения, при которых можно устанавливать как подвесные, так и стационарные агрегаты различной мощности.

Motor boat и power boat

У нас традиционно считается, что термин «лодка» подразумевает наличие подвесного, а «катер» - уже более мощного стационарного двигателя. При этом катер обычно представляется крупнее лодки, но это не всегда так. Тем не менее, motor boat – малое судно с подвесным мотором (дословно – «моторная лодка»), а power boat («мощная лодка») является тем самым катером со стационарным движителем. Как правило, это простые и утилитарные плавсредства, не отличающиеся повышенными комфортом и функциональной нагрузкой. При этом данный класс дает начало многочисленным ответвлениям, преследующим более изощренные цели.

(Классическая моторная лодка аскетична по своей сути, но отличается скромным весом)

Day cruiser, overnighter и weekender

Дейкруизер (от «day» - день и «cruis» - круиз, путешествие) являет собой образ «дневного путешественника». То есть это может быть легкая «надувнушка» или компактное судно с твердым корпусом, не рассчитанное на долгоиграющие приключения на водных просторах. Обычно это прогулочные, семейные варианты для недолгих (всего на пару часов) вылазок для пикника, купания, катания на лыжах и солнечных ванн. Могут иметь небольшое убежище на случай непогоды. В то же время overnighter подразумевает уже возможность выбраться из порта с ночевкой, радует как минимум камбузом и биотуалетом. Примерно та же история с классом weekender, который способен обеспечить пару беззаботных деньков где-то в тихих местах хорошего клева.

(В обойме овернайтера уже есть биотуалет и просторное спальное место)

Runabout (спортивно-прогулочные катера)

Семейство лодок runabout довольно большое, имеет множество подвидов и стабильный спрос среди различных аудиторий покупателей. Как и day cruiser, они рассчитаны на непродолжительные прогулки выходного дня с катанием на лыжах, купанием и т.д. Впрочем, производители предлагают различные компоновки, и каждый сможет легко подобрать для себя оптимальный вариант, удовлетворяющий именно его запросы.

Bowrider, closed bow и deck boat

Все особенности таких катеров сосредоточены в носовой части, что следует из их названий («bow» - нос лодки). Боурайдер отличается тем, что имеет кокпит, расположенный в носовой части. Подобное решение очень популярно в США, где подавляющее большинство СП-катеров идут с компоновкой bowrider, и больше подходит для акваторий с теплым климатом.

(Капитан боурайдера имеет возможность постоянно созерцать отдыхающих)

Некой разновидностью боурайдера можно считать deck boat , бравирующий расширенным носовым кокпитом для повышенного комфорта пассажиров. Противоположностью «носовому наезднику» представляется closed bow (закрытый нос). В его случае носовая часть запалублена и является вместительным рундуком, у нас обрел большую популярность в советскую эпоху.

(Closed bow считается советской классикой)

Hard top, cuddy cabin и midcab

Данная группа спортивно-прогулочных катеров имеет кабину и отличается друг от друга ее расположением. Начать стоит с hard top . Это, по сути, европейский продукт, предлагающий открытую со стороны кормы рубку. Плавсредство может оборудоваться камбузом, туалетом, а также спальным местом, что придает хардтопу немалую степень автономности.

(Хардтопы в основном пользуются популярностью в теплых широтах)

Cuddy cabin и midcab уже имеют полностью закрытую каюту-рубку. Но если «кадди» - это крытый боурайдер, сделанный по американскому шаблону, то midcab уже представляет скандинавский подход, с расположенной в миделе кабиной, а также двумя (носовым и кормовым) кокпитами.

(Катер с кабиной максимально практичен и наиболее уместен в холодных водах)

Tow boats (спортивные буксировщики)

Это плавсредства узкой специализации. Подобное предложение появилось на рынке после того, как водные лыжи и вейкбординг официально стали видами спорта, а значит, спортсменам понадобилось серьезно тренироваться. Для этого идеально подходят спортивные буксировщики, обладающие уникальной формой корпуса, благодаря чему по траектории движения лыжника или вейкбордиста образуются определенные волны. Как правило, в движение данный тип катеров приводится стационарным двигателем и гребным валом. Также существуют буксировщики для парашютистов.

(Tow boats сразу заточены под спорт)

High performance boats (скоростные представительские катера)

Здесь все ясно уже из названия, так как от своих обычных прогулочных сородичей HPB отличаются увеличенными размерами, неистовой мощью и высочайшим уровнем исполнения. В качестве основы обычно берутся реальные гоночные модели оффшорных катеров, которые дополняются изысканными материалами отделки. При этом объем интерьеров невелик ввиду ограничений по ширине плавсредства. В этом классе нередко встречаются катамараны.

(Скоростные представительские катера - для избранных)

Fishing boats (рыболовные катера)

Поистине огромный выбор для рыбаков сосредоточен в данной категории лодок. Здесь найдутся как маленькие, спартанские катера, так и роскошные океанские судна класса люкс. И все они объединены одной целью – обеспечить хозяину максимальное количество спортивного азарта от рыбной ловли. Одной из самых востребованных представительниц рыбацкой когорты является лодка типа centre consol , то есть «центральная консоль». Она предоставляет много свободного места для работы с удилищем и рулевую консоль посередине. Каюта при этом отсутствует. Также бывают аналогичные модели с компоновкой dual consol (две консоли вдоль бортов).

(Centre consol гарантирует комфортное управление и много полезного пространства)

Неким компромиссом между максимальной эргономичностью и комфортабельностью явился продукт под названием walkaround . Такой катер имеет полноценную каюту, расположенную между миделем и форштевнем, при этом в распоряжении рыбака остается широкий проход по всему периметру катера. Это гарантирует свободный доступ ко всем бортам во время рыбалки. Трудно также не упомянуть и о феномене под названием – скоростной лодке, созданной специально для ловли американского окуня.

(Bass boat способен максимально быстро доставить к месту клева)

Cruisers (круизеры)

Семейство круизеров призвано удовлетворять потребности дружественных компаний или отдыхающих в кругу семьи. По сути своей это уикендер длиной 7-10 метров, снабженный камбузом, туалетом и каютой (каютами). Данный сегмент насчитывает несколько типов, отличающихся архитектурой и планировкой пространства. Основным и традиционным круизером считается sedan – с полностью застекленной рубкой. Также различают подвиды седанов: coupe (в крыше рубки имеются сдвижные люки) и flybridge (на крыше имеется ходовой мостик, с которого открывается отличный обзор).

(На флайбридже можно почувствовать себя капитаном мегаяхты)

С целью побороздить просторы океана в компании подруги можно взять себе sport cruiser , который отличается большей прытью, но уже не так практичен, как классический sedan. В данном случае нет надстройки, но присутствует салон, камбуз и туалет. В миделе располагается полукаюта с двухместной койкой. Неким переходом между седаном и спортом является express cruiser , который имеет небольшую надстройку, не утопленную в палубу. Touring boat – популярный в Европе туристический круизер, рассчитанный на длительные вояжи большой компанией.

(Стихия touring boat - неспешные туристические путешествия)

Motor yachts (моторные яхты)

Многие согласятся с тем, что – королева в мире приватных плавсредств. К тому же данная категория водного транспорта порождает целую субкультуру под названием яхтинг . Бывают яхты различных калибров и возможностей. Но в целом они принимают эстафету напрямую у своих менее маститых братьев – круизеров. Считается, что яхта – это катер, чья длина превышает 10 м, хотя разграничение это весьма условное. Строго говоря, это судно для серьезного отдыха частных лиц, и по архитектуре оно во многом схоже с лодками.

(Часто грань между дорогой лодкой и яхтой уловить трудно)

Самой распространенной версией выпускаемых сегодня моторных яхт является pilot house , которая имеет развитые надстройки, подобно круизерам типа седан. Как правило, капитан может рассчитывать на полноценный флайбридж или даже отдельную ходовую рубку. Для любителей погонять по волнам пару часов с немыслимой скоростью и повышенным комфортом маркетологи развивают сегмент sport yacht , идеологически связанный со sport cruiser и cкоростными представительскими катерами. Правда, запасы горючего у такого монстра иссякают быстро, а потому значительной автономности от него не требуется.

(Спортивные яхты плавают точно так же, как и выглядят)

Венцом в иерархии яхтинга, бесспорно, являются полноразмерные траулеры и мегаяхты (суперяхты) . Оба представителя отличаются значительными размерами, повышенной мореходностью и впечатляющей автономностью. В принципе, это апартаменты на воде. Но если суперяхты предполагают организацию на борту крупных вечеринок, презентаций с обилием танцполов, джакузи и плавательных бассейнов, то – более специфичный товар. Такие яхты может не столь фешенебельны, рассчитаны на меньшее число людей, но зато готовы долгие месяцы рассекать штормящее море на пути к заданной цели.

(Траулер всегда имеет солидный запас мореходности)



Loading...Loading...