Какое значение имеют знания о человеке? Значение знаний о человеке Нейрогуморальная регуляция функций организма.

Знание анатомического строения тела человека помогало выявить и излечить различные недуги, вносило ясность в понимание нормальных физиологических процессов в организме.

Понятие о строении человеческого организма в прошлом

Особое внимание учёных всегда привлекало строение человеческого мозга, который до сих пор таит в себе загадки. В начале 19 века известный врач по фамилии Галь создал научное учение под названием Френология. Эта наука изучала связь внешнего строения черепа со строением мозга и чертами характера человека. Позже данная область научных изысканий оказалась не состоятельной, однако некоторые открытия, которые совершил учёный имеют силу и ныне.

Война – двигатель прогресса

Как ни странно, такое страшное горе человечества, как война, помогло расширить знания человека об анатомии. Знаменитый врач-невролог, имеющий также психологическое образование, на основе изучения различных травм черепа и потери функций соответственно этим травмам, совершил ряд открытий в области локализации в мозгу центров, отвечающих за высшие психические функции и создал науку нейропсихологию.

Важнейшее открытия в области анатомии и медицины

Современной комфортной и беззаботной жизнью человек обязан многим ученым. Вот некоторые открытия сделанные учёными:

  • Гарвеем в области системы кровообращения;
  • Левенгуком участков в яичниках, где находятся яйцеклетки и научные изыскания в области микробиологии;
  • Дженнером вакцинации против Оспы, которая приводила к гибели и слепоте огромное количество людей;
  • важнейшее открытие Флемингом антибиотиков, что позволило излечить множество доселе смертельных недугов.

Основные понятия и ключевые термины: БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. Здоровье. Болезнь.

Вспомните! Что изучает биология?

Знакомьтесь!

Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, философ, физик и физиолог. Этому учёному принадлежат такие высказывания: «Cogito, ergo sum (Когито, эрго сум) - Я мыслю, следовательно, я существую», «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно». Подумайте над смыслом высказываний и предложите ответ на вопрос о том, какое значение имеют знания об организме человека в нашей жизни.

Как и для чего изучают организм человека?

БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - наука, изучающая строение, жизнедеятельность и поведение человека с целью применения знаний в различных областях его деятельности. Для изучения организма человека используются знания многих наук. Это, в первую очередь, естественные (химия, физика, география), биологические (эмбриология, генетика), общественные (философия, история), медицинские (кардиология, неврология), технические (кибернетика, информатика) науки. Фундаментом для биологии человека служат древнейшие науки о нашем организме - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение организма человека, а физиология -его жизненные функции. Знания организма человека применяются в самых различных областях человеческой деятельности.

Таблица 1. ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Примеры применения биологических знаний

Сельское

хозяйство

Для выращивания растений, разведения животных, борьбы с вредителями, предотвращения отравлений пестицидами

ленность

Для получения пищевых продуктов, натуральных тканей, антибиотиков

Медицина

Для лечения и профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья человека, увеличения продолжительности жизни

Психология

Для познания особенностей поведения человека

Для создания устройств, аппаратов для хирургии, протезирования, кибернетики

Искусство

Для создания художественных картин, скульптур

Для развития физических возможностей организма человека

Организма человека изучают с помощью наблюдений и экспериментов. Выводы о состоянии организма делают на основании антро

пометрических (например, рост, масса), физиологических (например, артериальное давление) и биохимических (например, содержание гемоглобина в крови) исследований. Многие процессы в организме являются биоэлектрическими, что обусловило возникновение таких методов, как электроэнцефалография (исследование электрической активности мозга), электрокардиография (исследование активности сердца) и др. Для исследования строения организма человека используют микроскопию, ультразвуковое исследование, рентгенографию. Современными методами исследования организма человека являются метод ядерного магнитного резонанса, позитронно-эмиссионная томография, сканирующая электронная микроскопия и др.

Основы современной биологии человека были заложены такими выдающимися учёными, как Гиппократ, Авиценна, Парацельс, А. Везалий,

В. Гарвей, И. Павлов, К. Бернар и многие другие.

Значительный вклад в развитие биологии человека сделали украинские учёные А. Шумлянский,

И. Мечников, Н. Пирогов А. Богомолец, В. Филатов, В. Чаговец, Н. Амосов, П. Костюк и другие.

Итак, биологические знания о человеке применяются в самых различных областях человеческой деятельности.

Какова направленность современных биологических исследований организма человека?

Современная биология человека направляет свои исследования на решение многих проблем XXI века, среди которых важнейшими являются: перенаселение Земли в целом и сокращение численности населения в отдельных регионах, распространение инфекционных заболеваний (например, СПИДа, прионных инфекций), лечение заболеваний, определение возможностей использования генетически модифицированных организмов (ГМО) и др.

Основными направлениями современных биологических исследований организма человека являются: 1) исследование про

цессов жизнедеятельности с целью создания биотехнологий (например, для лечения бесплодия, получение тканей и органов для трансплантации); 2) изучение наследственности и изменчивости с целью разработки методов диагностики, лечения наследственных болезней человека; 3) изучение закономерностей старения для увеличения продолжительности жизни; 4) исследование механизмов деятельности мозга (например, для создания биокибернетических систем восприятия и сохранения информации); 5) изучение влияния на организм человека космоса (например, для создания новых материалов, защищающих от воздействия космических факторов); 6) исследование организма с целью конструирования новых технических систем (например, для создания роботов-андроидов, нанотранзисторов, следящих за здоровьем человека, систем искусственного интеллекта).

Итак, биологические исследования организма человека чрезвычайно разнообразны, но определяющей является направленность на изучение строения, физиологических функций и поведения с целью сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.


Какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья?

Как вы знаете, здоровье человека - это состояние физического, психического и социального благополучия, которое обусловливает высокую работоспособность и социальную активность человека.

Здоровье человека является предметом изучения науки валеологии (от греч. валео - здоровье, логос - учение) и области медицины - гигиены (от греч. гигиенос - целебный).

Валеологические исследования касаются здоровья, а санитарной гигиены - среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

Познайте свой организм

Живите в согласии с природой

Будьте добрыми и милосердными

Укрепляйте уверенность, что вы здоровы

Желайте здоровья всем, кто вас окружает

Закаливайтесь

Правильно питайтесь

Давайте организму нагрузку

Ограничьте употребление «искусственных» лекарств

Найдите в себе веру

В случае несоблюдения рекомендаций по сохранению здоровья могут развиваться заболевания. Болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, в результате чего снижаются его приспособительные возможности. Болезни классифицируют по различным критериям: по причинам возникновения - инфекционные (вирусные, бактериальные) и неинфекционные, по физиологическим функциям -болезни дыхания, кровообращения, пищеварения и др., по признакам пола и возраста - женские, детские болезни, болезни старости и др. Основными причинами болезней человека является гиподинамия,

стрессы, вредные привычки, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, состояние окружающей среды, влияние болезнетворных организмов и др.

Возникновение болезней вызывают самые разнообразные факторы, но подсчитано, что в 50 % случаев возникновение болезни связано с образом жизни самого человека. Поэтому каждый из вас должен знать свой организм и заботиться о своем здоровье, что является первейшей потребностью человека.

Итак, биологические знания об организме человека помогут каждому из вас понять свои возможности, вести здоровый образ жизни и достичь вершин в определённой области.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Сопоставьте науки, изучающие организм человека, и их определения. Если вы правильно ответите, то получите фамилию выдающегося учёного - одного из основоположников космической биологии.

1 Цитология

В Наука о зародышевом развитии человека

2 Гистология

Е Наука о процессах жизнедеятельности организма человека

3 Анатомия

И т Наука о строении и функциях тканей

4 Физиология

И 2 Наука о взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой

5 Эмбриология

Й Наука, изучающая мозг человека

6 Генетика

Ж Наука о строении организма, его органов и систем

7 Валеология

К Наука о здоровье человека

8 Экология

С Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

9 Нейробиология

Ч Наука о строении и функциях клеток

Биология + Физика

Закончив работу, он погасил лампу и вдруг замер от удивления. В полной темноте виднелось лёгкое зеленоватое свечение. На столе стояла баночка с флюоресцентным веществом, и от которого исходило это красивое сияние. Но сияние должно возникать под действием света! Оглянувшись, учёный увидел, что забыл выключить один прибор — электронную вакуумную трубку. Он выключил ток — свечение исчезло, включил — появилось. Итак, решил учёный, от прибора исходит какое-то неизвестное излучение». Подготовьте сообщение о методе исследования организма человека, использующего эти лучи.

Биология + Культура

Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный, яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale). «Следует понять, что такое человек, жизнь, здоровье и как равновесие, согласованность стихий поддерживают здоровье, а их раздор его разрушает и губит», — писал он. Сравните выражение Л. да Винчи с определением здоровья и предложите свои суждения о значении знаний о человеке для сохранения его здоровья.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает биология человека? 2. В каких сферах жизни применяются биологические знания об организме человека? 3. Назовите науки, изучающие организм человека. 4. Назовите направления современных биологических исследований человека. 5. Каково значение знаний о человеке для сохранения его здоровья? 6. Что такое болезнь?

7. Как и для чего изучают организм человека? 8. Расскажите о направленности современных биологических исследований организма человека. 9. Назовите основные рекомендации по сохранению и укреплению здоровья человека.

10. Докажите значение биологических знаний о человеке для сохранения здоровья.

Организм, а вместе с ним и каждая живая клетка, ткань и органы постоянно приспосабливаются к изменению условий существования.

Из учебника биологии

Обобщение темы «ВВЕДЕНИЕ»

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА -

это целостная открытая биологическая система, в которой выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации и которой свойственны обмен веществ, энергии и информации, саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение.

Таблица 2. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Жизненные функции

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, свободные конечности. Скелетные и мышцы внутренних органов

Соединительные (костная, хрящевая, плотная волокнистая) и мышечные (поперечно-полосатая и гладкая)

Опора тела, защита, движение, кровообразование

Четырёхкамерное сердце. Артерии, вены, капилляры

Соединительные (плотная и рыхлая волокнистая), мышечные (поперечно-полосатая и гладкая), эндотелий

Транспорт веществ и тепла

Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

Эпителиальные (плоский и реснитчатый эпителий), соединительные (плотная волокнистая, хрящевая), гладкая мышечная

Газообмен, выделение СО 2 , терморегуляция, звукообразование

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная и слюнные железы

Эпителиальные (железистый, покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые, хрящевая), гладкая мышечная

Переваривание, всасывание переваренной пищи и удаление остатков

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка

Эпителиальные (покровный), гладкая мышечная, соединительные (рыхлая и плотная волокнистые)

Защитная, барьерная, терморегуляторная, выделительная, чувственная

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Эпителиальные (покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые), гладкая мышечная

Выделительная, защитная, гормональная, кроветворная

Внутренние и наружные половые органы

Покровный эпителий. Гладкая мышечная. Рыхлая и плотная волокнистые

Образование гамет и гормонов

Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, тимус, надпочечники, поджелудочная, половые железы

Железистый эпителий

Гуморальная регуляция функций организма

Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы

Нервная ткань

Связь со средой. Нервная регуляция функций

Органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания

Эпителий, нервная, соединительная ткани

Восприятие раздражений


Самоконтроль знаний

Тест-конструирование 1. ВВЕДЕНИЕ

I. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. В организме человека постоянно поддерживается температура +36,6 °С. Назовите совокупность процессов, обеспечивающих эту устойчивость:

Р самообновление С саморегуляция Т самовоспроизведение

2. К какому классу относится органическое соединение СаСО 3 , входящее в состав костей?

И соли К основы Й кислоты

3. Назовите физиологические системы, участвующие в регуляции работы желудка: Л эндокринная, иммунная, выделительная

М иммунная, половая, пищеварительная Н нервная, эндокринная, иммунная

4. Как называется функция расщепления питательных веществ?

А пищеварение Б питание В выделение

5. Какие органеллы клетки обеспечивают синтез белков в организме человека?

Л митохондрии Н рибосомы М лизосомы

6. Какая система осуществляет транспорт веществ в теле шимпанзе и человека?

С дыхательная Т кровеносная У выделительная

7. Укажите признак, по которому человек подобен бактериям, растениям, грибам и животным:

О активное движение П гетеротрофное питание Р клеточное строение

8. Укажите название веществ, участвующих в эндокринной регуляции:

М антибиотики Н ферменты О гормоны

9. Укажите науку, изучающую зародышевое развитие человека:

О цитология П эмбриология Р гистология

II. Сконструируйте правильный ответ.

10. Укажите правильные варианты ответов на задания 1-9 и получите название изображенного на рисунке ископаемого человека, жившего на территории Китая:

11. Сконструируйте правильную последовательность из букв, которыми ниже обозначены уровни организации организма человека и получите название выдающегося врача, основателя военно-полевой хирургии: п - атомарный; г - органный; о 1 - тканевый; о 2 - системный; в - организменный; и - молекулярный; р - клеточный.

12. Сопоставьте названия частей клетки с их функциями и получите латинское название органа, изображённого на рисунке.

Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.

Функции элементов строения: p - сохранение наследственной информации; a - расщепление сложных веществ на простые; r - транспорт веществ в клетке; h -клеточное дыхание; e - участие в делении клеток.

Это материал учебника

Пояснительная записка

Программа по биологии для 8 класса основной школы (далее – Программа) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004г.), примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, авторской программы по биологии для 8 класса В.С. Рохлов и С.Б. Трофимов в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий.

Цели:

1. Освоение знаний о строении организма человека и присущих ему закономерностях развития, жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей; психологии, гигиене, медицине и др. областях; методах познания живой природы в целом и человека в частности;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов протекающих в организме , использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом, биологических экспериментов, социометрических методик, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; целесообразности здорового образа жизни;

5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для возможности оказания первой медицинской помощи; соблюдение гигиенических норм и правил, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде , норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи:
1. Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

2. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

3. Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

4. Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Место предмета в учебном плане

На предмет биологии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.


Элементы содержания

1

Введение.

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

2

Место человека в системе органического мира.

2

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными . Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.

3

Строение организма человека.

6

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

4

Нервная система.

6

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

5

Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

6

Гуморальная регуляция функций в организме . Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы смешанной секреции. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

6

Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.

6

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка - рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

7

Поведение.

10

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И. П. Павлов- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы . Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение 6
И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

8

Покровы тела.

2

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

9

Опора и движение.

5

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

10

Внутренняя среда организма.

5

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями . Понятие о гомеостазе.

11

Кровообращение и лимфоотток.

4

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

12

Дыхание.

4

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

13

Пищеварение.

5

Питание и его роль в развитии организма . Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

14

Обмен веществ и превращение энергии.

5

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека . Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

15

Выделение.

2

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

16

Воспроизведение и развитие человека.

3

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.

Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

5

3

Опорно-двигательная система

8

4

Кровь. Кровообращение

9

5

Дыхательная система

6

6

Пищеварительная система

6

7

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

8

Мочевыделительная система

2

9

Кожа

3

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

6

12

Органы чувств. Анализаторы

6

13

Поведение и психика

6

14

Индивидуальное развитие человека

7

Всего

70



Календарно-тематическое планирование

8 класс


Четверть

Месяц

Неделя


Название темы урока

1. Введение

Первая

Сентябрь

Октябрь


1

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.Науки об организме человека.

Тема 1. Общий обзор организма человека

2

Общие сведения об организме человека. Место и роль человека в системе органического мира , его сходство с животными и отличие от них.

2

3

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

4

Ткани. Лабораторная работа № . 1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей»

3

5

Органы. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

6

Обобщение знаний по теме «Организм человека. Общий обзор».

Тема 2. Опорно-двигательная система

4

7

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет. Строение и состав костей.

8

Соединение костей.

5

9

Скелет головы и туловища

10

Скелет конечностей.

6

11

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.Профилактика травматизма.

12

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

7

13

Работа мышц. Развитие опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

14

Нарушения осанки и плоскостопие. Лабораторная работа № . 2 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Тема 3. Кровь. Кровообращение

8

15

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № . 3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

16

Иммунитет. Органы иммунной системы. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Работы Э. Дженнера. Антитела. Предупредительные прививки. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Аллергические реакции. Типы иммунитета.

9

17

Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

18

Строение и работа сердца.

Вторая

Ноябрь

10

19

Лимфа. Движение лимфы. Лимфатическая система.

20

Движение крови по сосудам. Кровяное давление и пульс.Практические работы :

1.Измерение кровяного давления.


11

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

22

Артериальное и венозное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.Практическая работа №3. «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

12

23

Повторение и обобщение материала по теме «Кровь. Кровообращение»

Тема 4 Дыхательная система

24

Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система.

Декабрь

13

25

Строение органов дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 4 :Определение частоты дыхания.

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Практическая работа № 4 . «Измерение обхвата грудной клетки».

14

27

Гигиена органов дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вред табакокурения.

28

Первая помощь при поражении органов дыхания. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

15

29

Повторение и обобщения материала по теме: « Дыхательная система»

Тема 5. Пищеварительная система

30

Питание. Пищеварение. Значение пищи и ее состав. Пища как биологическая основа жизни.

16

31

Пищеварительная система. Строение и значение зубов.

32

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал»

Третья

Январь

17

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

34

Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения . Гигиена питания. Питание и здоровье. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

18

35

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»

Тема 6: Обмен веществ и энергии. Витамины

36

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.

19

37

Рациональное питание. Нормы и режим питания.Практическая работа № 5 . «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

38

Витамины, их связь с ферментами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки.Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Тема 7. Мочевыделительная система

Февраль

20

39

Выделение. Мочеполовая система. Строение и функции выделительной системы.

40

Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Экологическая чистота питьевой воды - залог здоровья (на примере Тульской области).

Тема 8. Кожа

21

41

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в процессах терморегуляции . Практическая работа № 6 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»

42

Уход за кожей, волосами, ногтями. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

22

43

Повторение и обобщение по теме «Кожа»

Тема 9: Эндокринная система.

44

Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

23

45

Гормоны, механизмы их действия на клетки. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение.

Тема10. Нервная система

46

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Значение, строение и функции нервной системы. Практическая работа№ 7.«Выявление действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи»

Март

24

47

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

48

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

25

49

Спинной мозг.

50

Головной мозг: строение и функции.

26

51

Обобщение знаний по темам «Эндокринная система», «Нервная система».

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы

52

Органы чувств, их роль в жизни человека. Как действуют органы чувств и анализаторы.

Четвертая

Апрель

27

53

Строение и функции органа зрения. Зрительный анализатор. Практическая работа № 8 . «Выявление функций зрачка и хрусталика . Обнаружение слепого пятна» (Строение и работа органа зрения).

54

Заболевания и повреждения глаз. Нарушения зрения, их профилактика.

28

55

Строение и функции органа слуха. Нарушения слуха, их профилактика.

56

Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.

29

57

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы».

Тема 12. Поведение и психика

58

Психология и поведение человека.Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Познавательная деятельность мозга.Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.

30

59

Закономерности работы головного мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Межличностные отношения. Выбор профессии.

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

31

61

Высшая нервная деятельность человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Речь. Сознание человека. Труд. Познавательные процессы.Мышление. Память. Способности и одарённость. Темперамент и характер.

62

Воля. Эмоции и чувства. Внимание. Практическая работа№9 . «Определение колебания внимания при непроизвольном внимании, при попытке удержать образ путём волевого усилия (произвольное внимание) и при активной работе с объектом (опыт с усеченной пирамидой)».

Май

32

63

Динамика работоспособности. Режим дня.

Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Рациональная организация труда и отдыха.



Тема 13. Индивидуальное развитие человека

64

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половая система человека. Половые хромосомы.Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Половое созревание юношей и девушек. Нецелесообразность ранних браков. Опасность абортов, бесплодие.

33

65

Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные и врожденные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

66

Оплодотворение, внутриутробное развитие организма. Беременность. Роды. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков.

34

67

Развитие после рождения.

68

О вреде наркогенных веществ. Человек и

окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью. Практическая работа №10 . Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



35

69

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

70

Подведение итогов

Планируемые результаты

обучающиеся должны знать:

- уровни организации живого организма: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системы органов;

Строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

Строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию, сходства и различия в строении и функции систем органов человека и млекопитающих животных;

Расположение органов в организме человека; особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образомжизни;

Особенности внутренней среды организма, иммунитета,обмена веществ, терморегуляции, рационального питании;

- особенности роста и развития человеческого организма; влияние сенсорной информации на психическое развитие человека;

Приемы оказания помощи при несчастных случаях;

Влияние физической и умственной нагрузки на организм; факторы сохраняющие и разрушающие здоровье; влияние курения, алкоголя, наркомании на организм человека.

обучающиеся должны уметь:

- распознавать органы и системы органов по таблицам; находить связь между строением и функциями органов ;

Объяснять влияние труда и отдыха на организм;

Пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения (подсчитывать пульс, определять состояние органов чувств - зрения, слуха), организовать правильное рациональное питание;

Оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;

Работать с учебником: использовать шмуцтитулы, работать с текстом, рисунками и обозначениями на полях учебника; проверять себя по вопросам и указанным обозначениям, составлять план параграфа и готовить краткие сообщения.

Материально – техническое обеспечение:
1. Учебник биология 8 класс под редакцией И.Д Трайтака

2. Биология человек. Культура здоровья. Тетрадь - тренажер Л.Н Сухарукова; Просвещение. 2013г.

3. Биология человек. Культура здоровья. Тетрадь - экзаменатор Л.Н Сухарукова; Просвещение. 2013г.

4. Дидактические материалы по биологии З.В Борзова; Москва. 2005г.

5. Биология в вопросах и ответах Николай Лемеза; Айрис Пресс. 2005г.

6. Задания подготовки к олимпиадам по биологии Л.М Кудинова; Волгоград. 2007г.

7. Презентации по физиологии и анатомии человека.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз , щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение

Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз . Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: состав, строение,функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие

Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 Человек и его здоровье Введение в науки о человеке Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. Общие свойства организма человека Клетка основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Нейрогуморальная регуляция функций организма Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Опора и движение

3 Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Кровь и кровообращение Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Пищеварение Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание.

4 Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Обмен веществ и энергии Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. Размножение и развитие Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Сенсорные системы (анализаторы) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их

5 предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Здоровье человека и его охрана Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности

6 собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:. Выявление особенностей строения клеток разных тканей; 2. Изучение строения головного мозга; 3. Выявление особенностей строения позвонков; 4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия; 5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки; 6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления; 7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения. 8. Изучение строения и работы органа зрения. Человек и его здоровье Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

7 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

8 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

9 Тематическое планирование 8 класс 2 часа в неделю (68 часов) Содержание Формулировка темы Количес тво часов Человек и его здоровье Введение в науки о человеке Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). 2 Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Науки о человеке и их методы Место и роль человека в системе органического мира 3 Происхождение современного человека. Расы. Антропогенез. Расы человека. 4 Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Регуляция процессов жизнедеятельности 5 Общие свойства организма человека Строение организма человека. 6 Клетка основа строения, жизнедеятельности и развития Строение организма человека.

10 7 организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). 8 Опора и движение Организм человека как биосистема Пр.р. «Выявление особенностей строения клеток разных тканей» 9 0 Опорно-двигательная система (ОДС): строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Скелет человека. Скелет головы, туловища, конечностей. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и ее регуляция. 2 Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на Профилактика травматизма развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 3 Кровь и кровообращение ОДС. Состав, строение, рост и соединения костей. Состав внутренней среды организма и ее функции. 4 Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства Состав крови. внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные 5 элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Свертывание крови. Группы крови.

11 6 Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Лаб.р. 2 Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки; Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на 7 Строение и работа сердца. Круги кровообращения. иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в 8 области иммунитета. Роль прививок в борьбе с Строение и работа сердца. Сердечный цикл. 9 инфекционными заболеваниями. Кровеносная и Иммунитет. 20 лимфатическая системы: строение, функции. Строение Факторы, влияющие на иммунитет. сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение Движение лимфы. Лимфообращение. 2 лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. 22 Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды Тестирование по теме: «Кровеносная и лимфатическая кровотечений, приемы оказания первой помощи при системы» кровотечениях. 23 Дыхание Дыхание. Значение дыхания. 24 Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция Строение легких. Газообмен в легких и тканях. 25 дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. 26 Предупреждение распространения инфекционных Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении 27 заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке утопающего. Тестирование по теме: «Дыхание» дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. 28 Пищеварение Питание. Пища как биологическая основа жизни.

12 29 Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. 30 и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание 3 Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в питательных веществ. Роль ферментов в пищеварении. 32 желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в Регуляция пищеварения. 33 пищеварении. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных 34 Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, заболеваний. Тестирование по тем: «Пищеварение» предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. 35 Обмен веществ и энергии Обменные процессы в организме. 36 Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических Нормы питания. Лаб.р 3«Составление пищевого рациона подростков» 37 веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и Витамины. авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. 38 Выделение Мочевыделительная система. Строение и работа почек. 39 Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения органов мочевыделительной системы и меры их

13 предупреждения. 40 Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных Покровы тела. 4 условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Лаб.р. 4«Особенности строения плоского эпителия» Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей. 42 Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. 43 Нейрогуморальная регуляция функций организма Тестирование по теме: «Обмен веществ. Кожа» 44 Нервная система: центральная и периферическая, Гормоны, их роль в обмене веществ соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система, ее строение и функции. 47 полушария головного мозга. Особенности развития Лаб.р 5 «Строение спинного мозга» головного мозга человека и его функциональная асимметрия. 48 Отделы головного мозга, их значение. Нарушения деятельности нервной системы и их 49 Тестирование по теме: «Эндокринная и нервная система» предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Железы внутренней и внешней секреции.

14 5 Сенсорные системы (анализаторы) Органы чувств и анализаторы, их роль в жизни человека. 52 Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и 53 системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и повреждения глаз, их профилактика Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. 54 колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Органы обоняния, осязания и вкуса и их анализаторы. 55 Высшая нервная деятельность Врожденные и приобретенные формы поведения. 56 Высшая нервная деятельность человека, работы Закономерности работы головного мозга. 57 И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их Биологические ритмы. Сон и его значение. 58 значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, Особенности высшей нервной деятельности человека. 59 память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Познавательная деятельность мозга. 60 Предупреждение нарушений сна. Особенности психики Индивидуальные особенности личности. 6 человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из Динамика работоспособности. Режим дня. 62 поколения в поколение информации. Индивидуальные Обобщение по теме: «Высшая нервная деятельность» особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и

15 мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. 63 Размножение и развитие Половая система: строение и функции. Оплодотворение и 64 внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Лаб.р. 6«Половые клетки» 65 Половое созревание. Наследование признаков у человека. Внутриутробное развитие организма. Развитие организма Наследственные болезни, их причины и предупреждение. после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о 66 Инфекции, передающиеся половым путем. Факторы репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся стресса. половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. 67 Здоровье человека и его охрана Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических Половая система человека. наследственные и врожденные заболевания. 68 норм и правил здорового образа жизни. Укрепление Человек и окружающая среда. здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью Здоровье человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни.

16 окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.


Календарно-тематическое планирование ФК ГОС УМК: Пасечник В.В., Каменский А.А., Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. М.: Дрофа, 2006 Изучаемый раздел, тема урока Количество часов ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ С ЗПР по биологии 8 класс Разработчик: Бобринева В.В., учитель биологии 2017 г. 1.Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе авторской

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства

Тема урока Кол-во урока Раздел: Введение час Биологическая и социальная природы человека. Науки об организме человека. Инструктаж по ТБ. Раздел 2: Обзор организма человека 5 2 Общий обзор организма человека.

1.Результаты освоения курса биологии в 8 классе: Должны знать: главные анатомические понятия, термины; этапы развития человека до рождения и после рождения; общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого

Тема 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. - 1 час. 1. История развития знаний о строении и функциях организма 1 человека. Тема 4.Общий обзор организма человека.

П/п Наименование разделов, тем Тематическое планирование по биологии 8 класс Количество часов Формы контроля ЭОР Тема 1. Место человека в системе органического мира 2 Тема 2. Происхождение человека 2 Индивидуальный

2.2.2.10. БИОЛОГИЯ Живые организмы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы

I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Естествознание» В результате изучения учебного предмета «Естествознание» на уровне основного общего образования на базовом уровне выпускник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 Г. КОНАКОВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ «Согласовано» на ШМО учителей естественных наук Протокол от 2017 г. Руководитель ШМО

Перечень элементов содержания, проверяемых на вступительном экзамене по биологии Вступительный тест по биологии состоит из основного государственного экзамена (ОГЭ-2107), вся информация берется из официальных

Рабочая программа по биологии, 8 класс Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе: 1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Автономная некоммерческая организация Средняя общеобразовательная школа «Феникс» с группами дошкольного образования Обсуждено на заседании ШМО Согласовано Зам. директора по УВР Козаченко Е.В. Утверждаю

Название тем Всего часов самост оятель ной работы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 8 класс (Учебник: «Биология», Д.К. Беляев) Составитель: учитель биологии и химии Рюмкина А.А. 2016\2017 учебный год ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Изучение биологии направлено на достижении

I. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Биология» для 7 класса составлена на основе следующих документов: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ 73 по УВР МБОУ СОШ 73 Макарова Г.И. Митюкова Ж.Г. Высоцкая Е.В. Протокол 1 от 30.08.17г 2017г. приказ 217

Раздел Номер урока Тема урока Даты проведения план Дата проведения факт Оборудование ВВЕДЕНИЕ 1ч 1 Введение. Биосоциальная природа человека. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР 5ч 2 Науки об организме человека.

«Утверждаю» Директор МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» Н.В. Павлова 2015 г. «Согласовано» Зам. Директора по УВР МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» И.В. Васильева 2015 г.

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего

1. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов: Федеральный закон «Об образовании в Российской

Тематическое планирование Предмет: БИОЛОГИЯ Класс:8 Часов в неделю:2 Всего часов за год: 72 Iтриместр. Всего недель, всего часов 22.. Раздел. Общий обзор организма человека Науки, изучающие организм человека.

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (на 2016-2017 учебный год) Наименование разделов и тем Всего часов Сроки (дата проведения) урока Оборудование Тип урока Примечание План. Факт. 1

Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

ГБОУ ГСГ 2015-16 учебный год варианты билетов для проведения промежуточной аттестации учащихся 8-го класса дисциплина Биология (Человек и его здоровье) Билет 1 1. Эволюция человека. Факторы антропогенеза.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 8 классе Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 8 классе являются следующие умения: Личностные результаты освоения учебного предмета: знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

Рабочая программа по биологии Человек 8 класс Автор Н. И. Сонин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек». 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений М. Дрофа 2006, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Биология. Человек. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Раздел 1. Введение (9 ч) Тема 1.1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (2 ч) Человек как часть живой природы, место человека

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена для учащихся 8 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29

Тематическое планирование по биологии Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом, базисным учебным планом 2004 года, программой

МКОУ «Уржумская средняя школа» Рабочая программа по биологии 8 класс (базовый уровень) Учитель: Л.В.Зимина 2016-2017 учебный год Введение. Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на

Биология ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о роли биологической науки в формировании

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета биология в 8 классе (базовый уровень) (наименование предмета) Составила Гофман

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

Содержание учебного материала. 9 класс. Человек (2 ч в неделю). Тема 1. Введение (2ч). Тема 2. Общий обзор организма человек (5ч) Тема 3. Опора тела и движение (14ч) Тема 4. Кровь и кровообращение (8ч)

Урока Сроки проведения план факт http://www.spheres.ru/biology/method/tp.php ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ. 8 КЛАСС» Планирование составлено на основе программы курса

АННОТАЦИЯ к рабочей программе по биологии 8 класс к учебнику Драгомилова В.М. Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного

Аннотация к дисциплине «биология», 8 класс Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

П/п БИОЛОГИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (68 часов) Тема урока Дата Содержание Форма контроля 1. Биологическая и социальная природа человека. 2. Структура тела. Место человека в живой

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,

Пояснительная записка Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о

Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (8 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1.Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 8 класса на 2016/2017 учебный

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 2.Планируемые результаты освоения предмета 3.Содержание курса 4.Тематическое планирование 5.Формы контроля 2 1.Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 8 класс Фурлетова Т.Н. учитель биологии 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта

СОГЛАСОВАНО Решением Методического совета МБОУ Гремячевской школы 2 Протокол от 3.03.207г. 04 ПРИНЯТО Решением Педагогического совета МБОУ Гремячевской школы 2 Протокол от 27.04.207г. 05 УТВЕРЖДЕНО Приказом

П/ п Тема а Тип а Форма а Форма организации познавательн ой деятельности Методы а Контроль Творчес -тво 1 2 3 4 5 6 7 8 26. «Значение пищи и ее состав». обобщения и 27. «Органы пищеварения» 28. «Пищеварение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБОГО ПРЕДМЕТА Название раздела Методы познания Краткое содержание Количество часов Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья

Программа по биологии для 9 (биологического) класса Соколова Елена Валентиновна на 2014-2015 г Основной учебник: Батуев А.С. «Биология. Человек», И. Н. Пономарева «Основы общей биологии» 175 ч/год (5ч/нед.)

1.2.5.10. Биология В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим

Планируемые результаты освоения учебного предмета Раздел Планируемые результаты Деятельность Проекты Человек Предметные результаты. Определять понятия и его «биосоциальная природа здоровь е Выделять существенные

I.Пояснительная записка 8 класс. Основа содержания обучения предмету Программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом



Loading...Loading...