Клод Моне. Биография и картины

«Он выставил на Салоне около 30 пейзажей, похоже, написанных за один день. Теперь можно сказать с уверенностью: он стал таким ничтожеством, что уже никогда не поднимется…» , - так писал о Клоде Моне (Oscar-Claude Monet) популярный художественный критик газеты «Фигаро».

Почти сорок лет этому вторили его многочисленные коллеги, решительно отвергая импрессионизм, как безрассудное явление и язву на теле художественного искусства.

Особенно яростно акулы пера нападали на Моне, как на главного зачинщика. Впрочем, сам художник нисколько не внимал критике. И не зря. Сегодня вклад французского импрессиониста в развитие мирового художественного искусства сложно переоценить, как и созданные им шедевры.

Была середина 1850-х годов, но бунтарский дух, как это водится у подростков всех времен, рвался на волю. Тогда будущий отец импрессионизма еще не брал в руки кистей, но уже хорошо орудовал карандашом. Он в самой непочтительной манере изображал на полях тетрадей своих учителей и известных Гавру - родному городу Моне - людей.

Карикатуры были так популярны, что местный торговец красками, на радость проходящих зевак, устанавливал их прямо на витрине своего магазина. Моне позже признавался, что это заставляло его буквально лопаться от гордости, пока однажды его саркастичным рисункам не пришлось соседствовать с творениями другого человека.

«Кто этот идиот, возомнивший себя художником?» , - вопрошал задетый Клод Моне у торговца красками. Тем идиотом оказался сутулый и долговязый бывший моряк - Эжен Буден. В последствии, когда Моне усмирил свою гордыню, тот стал его первым учителем живописи. Он же стал человеком, впервые выведшем юного художника рисовать на пленэр (фр. en plein air - «на открытом воздухе»). Если до этого момента Моне использовал любой предлог, чтобы отлынивать от встреч с Буденом и его раздражающих настояний исследовать академический рисунок, то после работы на пленэре он буквально почувствовал, как его взор распахнулся красоте природы.



В 1861 году, едва Моне успел сообщить отцу, далеко не благосклонному к художественному ремеслу, о своем намерении рисовать, подоспел призыв в армию. Он был отослан в Алжир, где вся миссия сводилась к торжественным проходам на лошадях от одного города к другому с целью продемонстрировать мощь французской армии. Художник, рост которого был всего 165 сантиметров, ни разу так и не был выбран для столь важной миссии, а потому его казарменная жизнь обернулась сущей скукой. На радость Моне, отец с теткой согласились выкупить его из армии за условную плату: тот должен был поступить в художественную школу в Париже и изучать рисунок у серьезных мастеров.

Моне действительно поступил в мастерскую Глейра, которую, правда, вскоре покинул, несмотря на угрозу прекращения спонсирования. Впрочем, бесполезными ту пару лет не назовешь: именно у Глейра, за спиной учителя, сформировалась шайка будущих великих художников. Базиль, - все это люди, которым тогда еще только предстояло познакомить мир с импрессионизмом.

Надо сказать, этот термин возник спонтанно и изначально должен был носить оскорбительный характер. Все началось с картины, которую Моне сперва назвал «Корабли, покидающие порт Гавра». Позже, для выставки Отверженных (так непризнанные авторитетным Парижским Салоном художники себя именовали) он изменил название на «Впечатление. Восходящее солнце». Скептически настроенный художественный критик, посмотрев на полотна Моне и его товарищей, заявил, что «у них тут не живопись, а одни сплошные впечатления» (фр. impression - «впечатление). Отверженные с удовольствием приняли новое имя и стали зваться импрессионистами.



К счастью, не все из молодых импрессионистов были так бедны, как Моне, лишившийся покровительства. До того, как под свою опеку его взял коллекционер и торговец картинами Дюран-Рюэль, художнику приходилось обираться у друзей. Самым щедрым из них был Базиль, с которого Моне тряс деньги, не стесняясь ни шантажа, ни агрессивной настойчивости. «Я все ещё жду от вас свои 50 франков…» , - заявлениями, подобными этому, полны все сохранившиеся письма.

Соглашение с Дюран-Рюэлем вскоре обеспечило Моне беззаботную жизнь в маленькой парижской студии, где он мог свободно творить, но обязывался часть картин продавать коллекционеру. За два года сотрудничества, тот купил у Моне полотен на 21800 франков. Художник уже простился, было, с черным хлебом, если бы не его страсть к растратам. Едва появлялась монета, он заказывал себе лучших вин и ликеров, отправлялся к дорогому портному, нанимал горничную и кухарку. Ничего удивительного, что даже став зарабатывать своим художественным талантом, Моне оставался щеглом с пустыми карманами и вновь брался за выпрашивание денег у приятелей, щедрость которых, ожидаемо, истощалась день ото дня.

Но несмотря на тяжелый характер и всякое бесстыдство в вопросах финансов, была у Моне и плодотворная дружба, например, с Ренуаром. Художники неоднократно вместе выезжали на пленэр, известна даже история, как Ренуар нарисовал Моне, пока тот запечатлевал сад в Аржантее. Так художественное наследние пополнилось сразу двумя работами: «Сад в Аржантее», авторства Моне и «Клод Моне, работающий в своем саду», кисти Ренуара.

Еще одна знаковая, хоть и не столь очевидно свойственная стилю Моне, картина «Дама в зеленом» открыла новую главу в жизни художника. На ней он впервые запечатлел свою возлюбленную, милую и скромную Камиллу.



Позже она появлялась на очень многих его полотнах, причем в образе сразу нескольких девушек. Так на двух поистине гигантских полотнах «Завтрак на траве» и «Женщины в саду» все женские фигуры написаны с Камиллы.

Ни одна из них так и не была принята Салоном, где Моне тщетно надеялся их выставить, хотя спустя шесть десятилетий французское правительство все-таки выкупило эти работы за баснословные деньги.

Камилла, пусть и не сразу, все-таки стала официальной женой Моне, но их истории не суждено было продлиться долго: бедняжка скончалась в возрасте 32 лет. Даже на смертном одре она послужила моделью художнику.

«Я вдруг осознал, что стою, уставившись на ее висок, и машинально ищу переход живого цвета в мертвый… Синий, желтый, серый, не знаю какой еще… Вот до чего я докатился. Все это происходило помимо меня, автоматически. Сначала шок и дрожь от созерцания этого цвета, а потом чистый рефлекс, бессознательное стремление делать то, что я привык делать всю свою жизнь…» , - писал Моне немногим позже.


Впрочем, горе было столь же кратковременным, как и сам брак. На момент смерти Камиллы Клод уже несколько лет был в тайной связи с женой своего друга, торговца живописью Эрнеста Ошеде. Она даже имела от него ребенка, которого законный супруг считал своим. Спустя время, отпущенное для соблюдения приличий, Алиса Ошеде переехала жить к Моне. Так художник обзавелся еще шестью детьми, в добавок к своим двум, рожденным в браке с Камиллой.

Одна из старших дочерей - Сюзанна - обладала столь редкой красотой и грацией, что однажды, случайно приметив ее, стоящую на холме с зонтиком, Моне решительно заявил, что завтра же она будет ему позировать. На следующий день они вдвоем вновь вернулись на тот холм, поросший травой и летними цветами и художник написал сразу две картины: «Женщина с зонтиком, повернувшаяся налево» и «Женщина с зонтиком повернувшаяся направо».

К 1880 году картины Моне уже приобрели некоторую ценность и художник, никогда не отличавшийся мягким характером, почувствовал себя в праве не только назначать за свои полотна высокую цену, но и отказываться от их продажи вообще. Когда однажды известный оперный певец пришел в мастерскую Моне и заприметил пейзаж с видом Ветея, художник покачал головой:

«У вас плохая память, дружище. Когда‑то вы отказались купить этот этюд за пятьдесят франков. Теперь можете выбирать себе любой другой, но этот этюд я вам не уступлю ни за какие деньги, даже за пятьдесят тысяч!»

Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet, 1840─1926) - выдающийся французский живописец-новатор, один из основателей художественного направления импрессионизм. Он совершенно по-новому стал изображать цвета на своих картинах, полностью отказавшись от черной тени.

Моне стремился отобразить сиюминутное впечатление от происходящего, желая остановить время хотя бы на мгновение. Его глубина понимания и отражения естественных тонов природы до сих пор остается никем не превзойденной. Сегодня картины маэстро стоят миллионы, подчеркивая гениальность их создателя.

Детство и юность

Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Но здесь он провел только самое раннее детство, так как в 1845 году семья переехала в нормандский город Гавр, где пройдут его оставшиеся детские годы. В школе будущий великий художник ничем особо не блистал, кроме уроков рисования. Особенно хорошо у него получались карикатуры, которые пользовались определенным успехом. Они продавались в местном художественном салоне по 20 франков.

Однако отец Адольф не особо радовался этим успехам, так как рассчитывал увидеть Клода продолжателем своего дела. Но юноше удалось отстоять право самому выбирать свой жизненный путь и в этом ему помогла родная тетя, взявшая на себя опеку над сыном после смерти в 1857 году его матери. Тем более она сама неплохо рисовала на любительском уровне.

В это время Моне знакомится с известным художником, страстным поклонником пленэра Эженом Буденом, который раскрыл ему некоторые секреты живописной работы с натуры. Работая вместе с наставником, юный Клод откроет свое истинное предназначение - писать картины на природе. «У меня словно пелена спала с глаз» , - сказал Моне.

Позднее он напишет Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым меня научили видеть и понимать» . В 1859 году он вернулся на родину в богемный Париж, где работал в студии для бедных художников, не забывая посещать галереи и выставки.

Дальнейшему развитию таланта художника помешала армия, куда Моне призвали в 1861 году. Правда, из положенных семи лет он пробудет на службе в Алжире в кавалерийских войсках только два года, и причиной этому была очень веская - болезнь тифом. Это обстоятельство вместе с помощью беспокойной тети, откупившей его от службы за 3 тысячи франков, помогли ему вскоре вернуться домой.

На пути к славе

Натура художника требовала продолжения учебы, и Клод поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в нем по причине не удовлетворявших его подходов к живописи. Вместо этого он направляется в мастерскую известного представителя академического искусства Ш. Глейра, где тоже особо ничему не научился, так как здесь предпочтение отдавалось полотнам на мифологические сюжеты. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.

В 1863 году они начали писать с натуры в лесу Фонтебло под Парижем. Именно здесь из-под его пера выходит картина «Дорога в Шайи». Это еще не шедевр, перевернувший мировое изобразительное искусство, но уже заявка на что-то большее, нежели просто академический пейзаж.

Начало импрессионизма

В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Это была его версия одноименной картины Э.Мане, которую он решил переплюнуть, сделав полотно в 4 раза больше. Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, поэтому до нас дошли лишь два фрагмента. Художник попытался поместить фигуры на естественном фоне, сделав акцент на природные объекты. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К.Донсье. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде.

Следующая картина «Женщина в саду» создавалась полностью на пленэре, для чего живописец вырыл специальную траншею, чтобы двухметровое полотно могло перемещаться вверх-вниз. Во время написания он долго ожидал нужного освещения, и только после этого приступал к работе. Моне был убежден, что картина должна быть выполнена на основе определенной световой схемы. Несмотря на все старания, жюри салона 1867 года отклонило эту работу.

Рубеж 60─70 годов XIX века Моне проведет вновь в привычной бедности, часто переезжая в поисках лучшей доли. Живший неподалеку О. Ренуар даже воровал хлеб у собственной матери, чтобы накормить семью друга.

Переворот в живописи

Моне был абсолютно нестудийным художником. Его место было на природе, в окружении воды и деревьев. Это давало ему возможность почувствовать сиюминутность происходящего. Кроме того, он восхищался красотой естественного освещения и старался максимально естественно передать его на своих полотнах.

Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. Новые картины, написанные крупными мазками, выхватывают из потока времени мимолетное впечатление, преподнося зрителю важные детали происходящего. Художник находит новый подход к изображению цвета, отказавшись от использования смешанных оттенков и работая только с чистыми цветами. Это открытие повлекло за собой еще одну находку - эффект цвета во многом зависит от окружающих оттенков. Теперь Моне совершенно по-другому работает с тенью. Если раньше ее писали в основном темными цветами, то сейчас живописец стал рисовать ее в соответствии с окружающим цветом. В результате появилась совершенно новая живопись, основанная на убеждении, что тень не бывает черной.

После начала франко-прусской войны Моне переезжает в Англию, чтобы избежать армейского призыва, ведь он был убежденным противником Наполеона III. Здесь он знакомится с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который станет одним из его лучших друзей. Он купил большую часть его картин, что позволило после возвращения на родину приобрести домик в Аржантее, где Моне проживет до 1878 года. Это один из счастливых периодов жизни живописца, нашедший воплощение в серии замечательных картин - «Паруса в Аржантее», «Впечатление. Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки».

Интересно, что в отличие от многих предшественников Моне в одинаковой манере изображает небо, воду и окружающий пейзаж, не разделяя их стилистически. Чтобы более точно изобразить реку, Моне создает плавающую мастерскую, которую помещал в нужном месте, ставя на якорь.

В 1874 году в Париже прошла выставка работ импрессионистов, так называемого «Анонимного общества», где одним из критиков и было дано название этому направлению, тождественное наименованию картины «Впечатление».

Жизнь в Живерни

Поднакопив определенное состояние, Моне доверяет ведение своих финансовых дел бизнесмену Э. Гошеде, однако тот вскоре обанкротился. Это вынудило объединить оставшиеся капиталы двух семей и переехать в небольшую деревушку Ветей. К несчастью, умирает любимая жена Камилла, и Клод остается один с двумя сыновьями. Вскоре у него завязывается роман с Алисой Гошеде, косвенным признаком которого служит отъезд ее мужа из Ветей, однако официально они узаконят отношения только после смерти Эрнеста.

В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни - деревню на берегу Сены. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние. Часть его он направил на расширение своего любимого сада, который станет присутствовать на многих полотнах этого творческого периода. Клод начинает работать в интересной технике, занимаясь написанием нескольких полотен одновременно. Этим он пытался передать освещение и состояние вида в кратчайшее время, зачастую заканчивая писать картину всего за полчаса.

Моне интересуют многообразные состояния природы, которые отличаются в зависимости от типа погоды и времени суток. В результате он создает серию полотен-вариаций на одну сюжетную тему, но с разным содержанием. Ярким примером этому служит серия картин о мысе Антиб, который художник успел изобразить утром, после полудня, осенью, летом и весной.

Клод Моне прожил долгую жизнь, пережив обоих жен и старшего сына Жана. После перенесенной операции на глаза из-за развившейся катаракты он сумел вновь обрести зрение, но стал по-другому воспринимать цвета. Поэтому его поздние картины были написаны в новой манере. К примеру, «Водные лилии» изображены голубоватыми, хотя обычный человек воспринимает их белыми.

Скончался великий художник-новатор 5 декабря 1926 года в Живерни, где провел последние 30 лет своей жизни и похоронен на местном церковном кладбище.

Оскар Клод Моне (1840 -1926) — один из виднейших представителей французского (а следовательно и мирового) импрессионизма, сооснователь и теоретик данного направления, до конца жизни сохранивший ему верность. Живописная манера Моне, ставшая впоследствии классической для импрессионизма, характеризовалась письмом раздельными мазками чистого цвета, позволяющим создавать богатые световые эффекты и передавать особенности свето-воздушной среды.

БИОГРАФИЯ КЛОДА МОНЕ

Клод Оскар Моне появился на свет 14 февраля 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья уехала в Нормандию, в Гавр. Вопреки желанию отца стать бакалейщиком, Клод с юных лет испытывал тягу к живописи и с удовольствием рисовал карикатуры. На солнечных пляжах Франции Клод Моне познакомился с Эженом Буденом, известным пейзажистом и одним из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному Моне некоторые приёмы живописной работы с натуры. В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу и уезжает в Алжир, но из положенного семилетнего срока отслужил чуть меньше двух лет: он заболел тифом, это помогло художнику демобилизоваться.

Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался в присутствующем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. Там он заводит знакомствос Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислей. Они были практически сверстниками, придерживались похожих взглядов на живопись и стали основой художников-импрессионистов. В Академии Сюисса Клод Моне познакомился с Писсарро и Сезанном. Значительную роль в творчестве Клода Моне оказала работа в Буживале, где он создавал кабачок «Ла Гренуйер» вместе с Огюстом Ренуаром. Созданные этими художниками картины знаменовали рождение нового художественного направления — импрессионизма.

ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ

В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.

Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.

Портрет Камиллы Донсьё Завтрак на траве Лягушатник

Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.

В работах того периода хорошо заметно восприятия всецелостности происходящего вокруг сиюминутных событий.

Поселившись в Аржантёе, Клод Моне со страстным увлечением пишет Сену, окрестности, мосты, парусники. В конечном итоге строит лодку и в ней плывет до Руана и там, жутко пораженный увиденным, изображает в этюдах окрестности города и заходящие в гавань морские суда («Аржантёй», «Парусная лодка в Аржантёе»). В 1877 году из под кисти Клода Моне появляется серия картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), ознаменовавшую новый этап в творчестве великого художника: переход от всеобщей концепции этюда к аналитическому подходу к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар»).

Аржантёй Парусная лодка в Аржантёе Вокзал Сен-Лазар

Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.

В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.

В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин. Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно. На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).

Ирисы в Живерни Плакучие ивы Белые кувшинки

Клода Моне интересуют серийные композиции: Стога, Руанский собор, виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере, Клод Моне передает неодинаковую степень освещенности предметов при разной погоде, в разное время дня и ночи, используя удивительно разнообразную тональность палитры. Серии картин позволяют создать разнообразные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям. В Живерни Клод Моне львиную долю времени находится в саду, занимаясь его художественной организацией. Эта фантастическая работа привела к смене обыденного миру, населенного живыми людьми, на таинственный, фантастический мир воды и водных растений («Ирисы в Живерни», «Плакучие ивы»). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его последних панно представлены виды разнообразных прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки»).

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.

Если присмотреться к женщинам на картинах Клода Моне, там обязательно будет Камиль Домкьюз – его любимая модель и жена. Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако, рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, она скончалась. Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги.

Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно — «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне эта картина была продана за баснословные деньги — $80 миллионов. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.

Известные цитаты Клода Моне:

  • Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить.
  • Тот, кто утверждает, что он закончил холст, ужасно высокомерен.
  • Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям.Цвет это моя однодневная одержимость, радость и страдания.
  • Мой сад - мой самый красивый шедевр.
  • Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз.
  • Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами.
  • Я думаю только о моей картине, и если бы мне пришлось бросить ее, думаю, что я сойду с ума.

Клод Моне входит в топ-3 самых дорогих художников мира

Клод Моне, по итогам открытых аукционов, до 2013 года занимает третью строку рейтинга самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне — $7,799 млн. Самыми дорогими картинами Моне считают:

  • «Водяные лилии» (1905) — $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) — $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.
  • «Тополя» (1891) — $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.

Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Впрочем, найти картины художника можно и во многих других музеях, как на территории Европы, так и за ее пределами. Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии. Значительная часть работ художника принадлежит частным коллекциям, потому эти картины закрыты для широкой публики. Лишь иногда приобретенные некогда произведения вновь возвращаются из рук коллекционеров в музеи или попадают на аукционы.

В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866. Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Несколько работ Клода Моне хранятся в Париже в музее Музей д’Орсэ. Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в Музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в Музее искусств, расположенном в Филадельфии. В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.

Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.

В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за 20 последних лет. После проведённого расследования эксперты подозревают, что похищенные картины могли быть сожжены.

Пляж в Пурвилле Мост Ватерлоо Маковое поле

Клод Моне родился 173 года назад, его картины на гребне популярности и сегодня, а особо ярые и талантливые поклонники импрессионизма посвящают ему свои творения. Примером тому инсталляция «Маковое поле» Клода Кормье, вдохновленная полотнами Клода Моне.

В честь Моне назван кратер на Меркурии.

Английская писательница Ева Файджес в своем романе «Свет» описывает один день из жизни Клода Моне - от рассвета до заката.

Ресторан, фигурирующий в сериале «Кухня», носит название «Claude Monet» (Клод Моне) - это действующий ресторан Москвы «Champagne Life».

В фильме Титаник (1997) мы также можем видеть картину Моне «Водные лилии».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • И. К. Моне // Альбом. - Л., 1969.
  • Георгиевская Е. Б. К. Моне // Альбом - 2-е изд. - М., 1974.
  • Богемская К. Г. К. Моне. - М., 1984.
  • Ревальд Дж. История импрессионизма. - М., 1994.
  • Кулаков В. А. Клод Моне [Альбом]. - М., 1989.
  • Тайландье И. Клод Моне [Альбом]. - М., 1995.
  • Соч.: Письма, пер. с франц. // предисл. и прим. Н. В. Яворской, в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1. - М., 1969.
  • Рейтерсверд О. Клод Моне, [пер. со швед.] - М., 1965.
  • Hoschedé J.P. Claude Monet, се mal connu, v. 1-2, Gen., 1960.
  • Forge A. Monet. Chicago, 1995.
  • Wildenstein D. Claude Monet.Claude Monet. Koeln: 2007. Tashen GmbH.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kulturologia.ru , .

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Клод Моне (Claude Monet) 1840-1926 г. Один из основателей и ведущих художников периода импрессионизма. Биография и картины.

Уже в 16 лет Клод Моне решил, что настоящее искусство рождается на пленэре, отвергнув классические принципы. Его жизнь была богата на события – он любил и страдал, преодолевал непонимание и купался на волнах успеха. Он оставил после себя богатое наследие, испробовав множество сюжетов, чтобы в конце жизни бесконечно выводить на холсте кувшинки из своего любимого пруда.

Никогда до этого момента изобразительное искусство не видело творца более тонкого и смелого, внимательно присматривающегося к природе, что позволило ему создать целый ряд картин настолько чувственных и честных в своей красоте, что это явилось своего рода откровением для последующих поколений, избравших своей путеводной звездой импрессионизм.

Движение к успеху, дорогой импрессионизма.

Клод Моне оказался в Париже в 19 лет. В столице он вначале обучался в Академии Сюисса, а после продолжил своё образование в мастерской Шарля Глейра. Не так важно насколько сильным было влияние этого популярного в ту пору художника на техническое и стилевое развитие молодого Моне, но то, что он собрал вокруг себя народ более чем примечательный – этот факт. В мастерской Клод Моне познакомился с Сислеем, Ренуаром, Базилем, с которыми вместе будет ковать новый стиль в искусстве уже в скором времени.

В 1863 году разразился огромный скандал, в связи с ультра смелой и откровенной картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Клод, вдохновлённый этой работой, решил написать свой вариант. «Завтрак на траве» Клода Моне явно демонстрирует поиски стиля молодого мастера – отказ от контура, пренебрежение линией за счёт моделирования форм с помощью цветовых пятен, эксперименты в передаче естественного освещения на полотне. Для многофигурной композиции мастер использовал всего лишь две натуры – все дамы написаны с его возлюбленной Камиллы, а мужчины с друга Базиля. Примечательно, что в этой работе Моне изобразил несколько персонажей спиной к зрителю, разрушив тем самым один из главных канонов классической живописи — подобное изображение доселе было недопустимым.

Но молодой Моне двигался своей дорогой, пробуя на вкус цвета, сюжеты, пластику и композицию. Таким же новаторством отличается работа «Женщины в саду», моделью которой также выступила любимая Камилла, «размноженная» четырежды на полотне.

Работы Моне раннего периода в подавляющем большинстве посвящены Камилле. «Дама в саду», «Женщина в зелёном платье» — на всех этих полотнах зритель увидит Камиллу, причём последняя работа принесла Клоду известность. В последствии у Моне появиться ещё один любимый натурщик – его сын Жан.

Работа над стилем.

60-е годы были ознаменованы тяжёлым материальным положением для Моне. Есть свидетельства, что живописец даже подумывал о самоубийстве. Однако от этого отчаянного шага Клода спасла работа – в его имение в Буживале приезжает Ренуар и друзья много работают на натуре, оттачивая мастерство, находясь в поиске новых средств выразительности. Основной целью их поисков было мгновенье — художники стремились поймать сиюминутность, успеть запечатлеть один и тот же пейзаж в разные временные отрезки, доказав всеми миру, что отдельно взятый момент не похож на предыдущий или последующий, он уникален и прекрасен своей неповторимой красотой.

Моне стал практиковать новую технику нанесения цветов на холст – он не смешивает цвета на палитре, как это делали художники прошлых лет, предпочитая наносить чистые колеры, позволяя глазу зрителя самостоятельно смешать краски, глядя на законченную работу.
В 1872 году Клод Моне создал легендарную картину – «Впечатление. Восход солнца». Уникальность её не только в технике и цветовом решении, но и в том, что этот полотно дало название целому направлению. С этого момента весь мир будет знать, если на полотне преобладают мелкие мазки локальными цветами, отсутствует линия, а пространство наполнено светом – это импрессионизм, с французского «впечатление».
Легендарная работа явилась стартом успеха художника, за ней последуют лучшие его работы – «Поле маков у Аржантёя», «Бульвар Капуцинок», «Вокзал Сен-Лазар» и др. Работа приносила удовлетворение, хотя публика не всегда встречала картины мастера с восторгом.

1879 год дал ещё один повод запечатлеть Моне уходящее мгновение – умирала его любимая Камилла, и с какой-то болезненной внимательностью художник рисовал её лицо, теряющее краски.

Признание и покой.

Лишившись любимой женщины, Моне, наконец, обретает признание – критики пишут хвалебные отзывы, публика симпатизирует его работам, а материальное положение значительно улучшается.

Моне начинает писать циклы – серии работ, посвящённые одному и тому же сюжету, исполненные в различном антураже, разнящиеся временной характеристикой: художник пишет пейзаж в разное время года или суток, или погодных условиях. Примерами таких работа могут служить серии «Руанский собор», «Тополя на Эпте», «Тополя», «Здание парламента в Лондоне» и др.

В 1892 году Моне женится во второй раз, и много путешествует, обогащая свою галерею восхитительными маринами.

А на закате лет мастер приезжает в Живарни, где разбивает сад с прудом и мостиком, считая всё это природное великолепие своим лучшим произведением искусства. Черпая вдохновение в своём саду, мастер создал не одну серию картин, любимой из которых была та, что посвящена кувшинкам.

Финал жизни Моне нельзя назвать счастливым – ушла из жизни его вторая жена, а затем и сын Жан, художника одолела катаракта, которая привела к фактической слепоте. Однако как оглохнувший Бетховен не перестал сочинять, так и Моне не стал отбрасывать кисти, продолжая писать картины до самой своей смерти в любимом Живарни. В декабре 1926 Моне не стало. Закончив свой жизненный век, он только начал век художественный – его картины стали вдохновителями многих художников, и тех, кто явился прямым последователем импрессионизма, и тех, для кого он стал отправной точкой, породив множество новых стилевых «измов».






Оскар Клод Моне – великий импрессионист, всю свою жизнь рисовавший картины. Художник является основателем и теоретиком французского импрессионизма, которому следовал на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в импрессионизме считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при передаче воздушной среды. В своих картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.


Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Начало творчества

Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с , Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и . Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.


Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.


Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).


Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.

Импрессионизм

Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.


Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.


Картина Клода Моне «Здание парламента. Солнечный свет в тумане»

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.


Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражает суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.


Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.


Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.


В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Личная жизнь

Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей с разницей в 11 лет. После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязываются отношения с Алисой Гошеде. Официально они станут мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. Алисы не стало в 1911 году, через три года ушел из жизни его старший сын Жан.


Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко в Венеции

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1905) оценивается в $43 млн. Работы хранятся в музеях всего мира. Крупными владельцами наследия художника считаются Россия, Великобритания и США.

Смерть

Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после операции. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.


Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 г. от рака легких в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. По его настоянию, церемония прощания была простой и немноголюдной. Попрощаться с художником пришло 50 человек. Похоронили Моне на церковном кладбище.

Самые известные картины

  • «Женщины в саду» (1866)
  • «Терраса в Сент-Адресс» (1867)
  • «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)» (1871)
  • «Впечатление: Восходящее солнце» (1872)
  • «Поле маков у Аржантея» (1873)
  • «Бульвар Капуцинок» (1873)
  • «Прогулка к утесу в Пурвиле» (1882)
  • «Дама с зонтиком» (1886)
  • «Руанский собор: главный вход на солнце» (1894)
  • «Водяные лилии» («Нимфеи») (1916)

Самые дорогие картины

  • «Водяные лилии», (1905) – $43 млн.
  • «Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) - $41 млн.
  • «Водяные лилии» (1904) - $36 млн.
  • «Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) - $35 млн.
  • «Тропинка к пруду» (1900) - $32 млн.
  • «Пруд с водяными лилиями» (1917) - $24 млн.
  • «Тополя» (1891) - $22 млн.
  • «Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) - $20 млн.
  • «Парламент, закат» (1904) - $14 млн.


Loading...Loading...