Конспект в старшей группе на тему трапеция. Конспект НОД по математике «Занимательная страна геометрических фигур» для старшей группы

Побуждать детей решать задачи, используя различные ресурсы: решение логических задач, измерение величины, определение объёма жидких тел.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

Повторить порядковый и количественный счет в пределах – 7

Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,

Вовлекать детей в театрализованную деятельность.

Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,

Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добрым поступкам. (не проходить мимо чужой беды),

Материал:

Изображение математической чудо-машины на фланелеграфе.

Чудо дерева с геометрическими фигурами.

Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,

Карточки-схемы геометрических фигур,

Изображение репки,

Шапочки двойки, пятерки, волка,

Игрушки: Дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,

Цифры от 1 до 10

Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,

Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.

Предварительная работа: решение логических задач, рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.

Ход занятия.

Математические загадки.

Воспитатель:

Я беру Карандаши.

Вы считайте не спешите.

И внимательней смотрите

Красный, белый, черный, желтый, синий.

Отвечай - В руке моей

Сколько всех Карандашей?

Три стороны и три угла. Знает каждый дошкольник: Фигура называется. Конечно, ... (треугольник) У цифры голова - крючок, И даже брюшко есть. Крючок похож на колпачок, И эта цифра... («шесть»)

В нем четыре стороны, Меж собою все равны. С прямоугольником он брат, Называется... (квадрат)

Молодцы! Вы все загадки отгадали,и я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в сказочную математическую страну.

Вы согласны отправиться в путешествие? Отправимся мы в сказочную математическую страну на чудо-математической машине, но я не успела её построить, есть схема по которой вы сможете сами построить машину. Чтобы закончить постройку чудо машины я хочу убедиться, что вы хорошо знаете геометрические фигуры.

Таблица № 1

Квадрат траления, ромб, прямоугольник.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).

Таблица № 2

Квадрат траления, ромб, овал. Воспитатель: Какая фигура здесь лишняя? Почему овал на этой таблице лишний?

Таблица № 3

Воспитатель: Назовите пространственное расположение геометрических фигур на плоскости.

Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево с геометрическими фигурами, которое растет рядом с мастерской.

Воспитатель: У этого дерева мы возьмем фигуры, чтобы достроить машину.

Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры. Например: это квадрат, трапеция, треугольники, овалы, и.т.д. Опираясь на схему, достраивают «машину». Воспитатель с детьми выясняют какие геометрические фигуры использовали в постройке. (дети называют и показывают геометр. фигуры).

Мы свами отправляемся на нашей математической машине в путешествие, садитесь по удобнее и в путь.

«Протянута нитка, но клубок не смотать».

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где расположены полоски одинаковые по ширине, но разные по длине. Предлагаю детям расположить полоски от самой длинной, до самой короткой.

Внимание. Мы с вами поедем не по самой длинной дороге и не по самой короткой и не по оранжевой. По какой дороге мы отправимся в путешествие?

(дороги длинная – красного цвета, чуть короче – оранжевая, голубя, короткая – желтая).

На экране появляются цифры от 1 до 7. Дети получают цифровые карточки. Дидактическое упражнение. «Назови соседа» (например:ребёнок с карточкой цифры 4 называет соседей-3 и 5)

Ну ка цифры в ряд стройтесь все подряд. (порядковый и обратный счёт).Затем воспитатель обращает внимание на девочку с шапочкой цифры – 2 .

Что с тобой случилось,почему ты такая грустная?

Меня дети в школе не любят, говорят, что я плохая оценка.

Ребята давайте подумаем, как можно помочь цифре – 2. (дети – перевернуть и получится цифра – 5).

Наше путешествие продолжается и по дороге мы встретили: на экране появляется «Лиса колобок»

Как называется сказка? Как вы думаете, что сейчас произойдёт? Что вы посоветуете колобку, чтоб лиса его не съела. (надуться и стать огромным или наоборот стать как манная крупинка …)

Воспитатель показывает изображение репки на доске. Обращает внимание детей на то, что репка выросла большая-пребольшая, выше забора. Предлагает придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке. Помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик. (задание счёт до – 10 и обратно выполняют дети сильной подгруппы).

А если репка вырастет маленькая премаленькая, кто сможет её найти из герое сказки?

На пути новое препятствие.

Загадка. «Стоит красавица высокая, стройная, на голове венок из облаков»

Воспитатель выставляет изображение гор, разной высоты. Предлагает назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.

Мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через фиолетовую гору).

На экране картинка «луг».-

Мы с вами опускаемся на луг, предлагаю отдохнуть.

Динамическая пауза

«Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим».

Воспитатель обращает внимание, как много цветов на лугу, берёт один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка.

Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать.

Как можно помочь Дюймовочке?

Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.

Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слово: мама. Дети читают

Выполнение дидактического упражнения. «Из какого окна вылетел шарик»

«Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет» (Река)

Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.

Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).

На экране появляется Буратино (звучит музыка из фильма «Буратино»)

Воспитатель обращает внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашивает у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).

Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).

Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).

Волк: «Помогите мне, пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.

Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду? - Как будем помогать мерить воду?

Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.

Волк благодарит детей за помощь.

Воспитатель: «Пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад».

На экране появляются: Колобок, Дюймовочки, Буратино, Серый волк. Воспитатель предлагает назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Воспитатель: «В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже».

Ребята, как вы думаете, нужно ли вам продолжать учиться считать, измерять предметы, читать? Для чего вам нужны эти знания и умения?

Что вам больше всего было интересно и понравилось в нашем путешествии в « Математическую страну».


Прокопенко Наталья Юрьевна

Приглашаю детей в группу, предлагаю поздороваться с гостями.

Предлагаю детям занять свои места за столами.

Читаю детям стихотворение:

Все услышали шум и гам.

В чём дело? Что случилось?

Прямоугольник раздавили там –

Он зваться стал параллелограмм.

А потом раздавили квадрат.

И он этому очень рад.

Квадрат упал в сугроб

И превратился в ромб.

Показываю сделанный из проволоки прямоугольник и спрашиваю детей

Как мы называем эту фигуру?

Что сделали с ним в стихотворении?

Правильно, его раздавили и он превратился в параллелограмм. (надавливаю на прямоугольник и превращаю его в параллелограмм).

Давайте вместе произнесём «параллелограмм».

Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

Показываю сделанный из проволоки квадрат и спрашиваю детей

Как мы называем эту фигуру?

А с ним что произошло?

Правильно, его раздавили, он упал в сугроб и превратился в ромб. (Надавливаю на квадрат и превращаю его в ромб).

Давайте вместе произнесём «ромб». Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

Ребятки, а как мы назовём одним словом квадрат, ромб, прямоугольник и параллелограмм?

Правильно. Сейчас откройте пожалуйста свои тетрадки, возьмите красный и фиолетовый карандаши и нарисуйте фиолетовый ромб, и красный параллелограмм.

2. Показываю карточку с фигурами (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник) и прошу назвать в каком столбце и на какой строчке находится та или иная фигура.

Игра «Запомни и расположи так же»

Предлагаю детям взять разлинованные карточки и отдельно взять в тарелочках фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник)

А теперь поиграем в игру «Запомни и расположи так же». Я вам покажу карточку с фигурами, вы внимательно должны её рассмотреть и запомнить, как расположены фигуры. Затем я уберу карточку, а вы по памяти расположите фигуры на своих карточках.

Внимание, показываю.

Убираю карточку. Предлагаю расположить фигуры на своих карточках по памяти.

Физкультурная минутка.

1-2-рубим дрова,

3-4- руки шире,

5-6-вместе сесть,

7-8-сено косим,

9-10- тесто месим,

Предлагаю всем детям выйти из-за столов и сесть на коврики в центре группы.

Показываю детям рамку с треугольниками.

Прошу показать мне виды треугольников (прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник с прямым углом, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, равнобедренный треугольник с острым углом, равнобедренный треугольник с развёрнутым углом).

Игра «Реши задачи».

Раздаю детям подносы, на которых вразброс расположены пазлы (картинка, пример, ответ). Одной подгруппе детей даю примеры на сложение. Второй подгруппе – примеры на вычитание. Дети выполняют задание, затем подгруппы меняются местами.

Графический диктант.

Предлагаю детям сесть за свои столы, открыть тетрадочки и взять простые карандаши в руки. Напоминаю детям, что сесть надо ровно, выпрямить спинку и правильно держать карандаши.

У каждого ребёнка в тетради отмечена точка, на которую нужно поставить карандаш.

Сейчас мы с вами постараемся написать графический диктант. Для этого вспомним, где у нас правая рука? Начертите мне в воздухе линию вправо. Покажите мне левую руку. Начертите в воздухе линию влево.

Поставьте карандаш на точку в тетради. А теперь нарисуйте 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Показываю свой образец. Ребята, у кого получилась такая же фигура? На что она похожа?

Правильно, вы нарисовали себе цифру 5.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А какие новые геометрические фигуры мы сегодня узнали?

Правильно, вы сегодня все получили большую пятёрку. Вы молодцы!

Конспект НОД по ФЭМП «Проделки Бабы Яги» в старшей /логопедической/ группе детского сада

Программное содержание:

Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10;
Закрепить знания о последовательности:
- частей суток;
- дней недели;
- времён года.
Закрепить знание разных четырехугольников: квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции; выкладывание этих фигур из счетных палочек;

Упражнять:

В ориентировке на листе бумаги;
- в ориентировке в пространстве.
Соотносить цифру с числом;
Упражнять в оперировании блоками Дьенеша;
Упражнять в согласовании числительных с существительными до 5;
Развивать интерес к математике, логическое мышление, внимание.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал:

Пенал с цифрами; карточки с цифрами от 1 до 10; счетные палочки; набор геометрических фигур; лист бумаги формата А4; логические блоки Дьенеша; медальоны «Юный математик »; обручи; игрушка баба Яга, иллюстрации по изучаемой теме «Животные жарких стран», фишки, записка.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, я вам приготовила призы, и вдруг они пропали. Я положила их на шкаф рядом с бабой Ягой. Посмотрите, ни призов, ни бабы Яги здесь нет. Но зато на их месте лежит записка, а в ней написано: «Милые детишки! Мне очень понравились ваши призы, поэтому я их забрала и убежала. Если хотите их получить, то выполните мои задания. А если постараетесь выполнить их быстро и правильно, то успеете еще меня догнать. Удачи вам, детки!»

Ребята, что будем делать? Будем выручать призы? /Да/. Тогда, вперед, приступаем выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишки.

1 задание: «Выполни задание и садись»

1 ребенок: сосчитать количественным счетом до 10;
2 ребенок: сосчитай порядковым счетом до 10;
3 ребенок: кто сидит справа от тебя? А слева?
4 ребенок: кто сидит за тобой? А впереди тебя?
5 ребенок: назови части суток;
6 ребенок: назови дни недели;
7 ребенок: какой сегодня день недели? А завтра?
8 ребенок: назови времена года;
9 ребенок: выбери любое животное с доски и сосчитай до 5 /жираф/;
10 ребенок: выбери животное с доски и сосчитай до 5 /антилопа/.

Воспитатель:

Молодцы, хорошо справились с заданием. Все получаете по первой фишке.

2 задание: «Разложи геометрические фигуры и цифры к ним»

Воспитатель:

Возьмите лист бумаги, геометрические фигуры. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры, будьте внимательны, буду повторять 2 раза:

В верхний правый угол – 4 треугольника;
В верхний левый угол – 3 круга;
В нижний правый угол – 5 овалов;
В нижний левый угол – 2 квадрата;
В середину листа – 1 многоугольник.

А теперь подставьте к поставленным фигурам те цифры, которые соответствуют их количеству. Проверьте друг у друга выполненное задание. /Раздаются фишки/.

3 задание: «Дидактическая игра «Живые числа»

Воспитатель:

А сейчас, ребята, мы и отдохнем, и поиграем. Выходите на «полянку», пока играет музыка, вы гуляете по ней, как только она заканчивается, вы быстро берете карточку с цифрой со стола и строитесь в шеренгу по порядку от 1 до 10. /Раздаются фишки/.

4 задание: «Найди нужную фигуру»

Воспитатель:

А теперь вы берете одну карточку с символами, находите нужную фигуру в обручах и садитесь на свои места. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. /Раздаются фишки/.

5 задание: «Выложи четырехугольники»

Воспитатель:

Теперь из счетных палочек выложите четырехугольники, какие вы знаете (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция). /Раздаются фишки/.

Воспитатель:

Ребята, у нас осталось последнее, самое важное задание, которое приближает нас к бабе Яге. Но выполнять его будет только один ребенок, который набрал больше всех фишек. Если он все сделает правильно, то мы найдем бабу Ягу.

6 задание: «Найди бабу Ягу»

Воспитатель:

Нужно встать на середину паласа лицом к ребятам и выполнять задание: сделать вперед 3 шага, вправо – 2 шага, вперед – 3 шага, повернуться налево, сделать 2 шага вперед, и вот она, наша обидчица. Посмотрите, что она спрятала под фартук. Оказывается, это медальоны «Юный математик».

Баба Яга:

Ребята, я не думала, что вы так быстро справитесь с заданием. Но я очень рада за вас, вы были очень внимательными, самостоятельными. Удачи вам! /Проводится награждение детей медальонами/.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект занятия в старшей группе по математике «Ориентировка на листе бумаги» «Где чей домик?» Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закрепление названий геометрических фигур, закрепление понятий: «прямо», «вниз», «налево» «направо». Геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, трапеция ромб, овал) движутся к своим домикам сначала по одной дороге - вверх. Дорога раздваивается, справа и слева стоят запрещающие знаки. Вправо могут идти только – круг, овал и ромб. Налево – только квадрат, прямоугольник, треугольник и трапеция. Фигуры расходятся в указанном направлении. Дальше дорога идет вниз, около каждого домика запрещающий знак – та фигура, которой запрещается двигаться дальше, та фигура, чей это домик. Таким образом, методом исключения, каждая геометрическая фигура находит свой домик. После окончания движения фигур нужно указать, в каком домике (назвать цифру), какая фигура живет. Воспитатель с детьми проговаривает выполнения задания. Примерные вопросы к заданию: В каком направлении фигуры шли в самом начале? Какие геометрические фигуры завернули налево? Направо? Какие геометрические фигуры опустились вниз по дорожке? Какие фигуры заняли домики под номерами 1, 2, 3? Какие геометрические фигуры заняли домики под номерами 4, 5, 6? Какого цвета домики с левой стороны листа? С правой? Домик, под каким номером находится в правом верхнем углу (правом нижнем углу)? Домик, под каким номером находится в левом верхнем (левом нижнем углу)? Домик, под каким номером находится посередине нижней стороны листа? Откуда г Программное содержание:

Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;

Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

Ориентирование на листе бумаги;

Узнавание и называние геометрических фигур;

Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;

Дни недели, части суток;

Ход занятия: Дети приветствуют друг друга и гостей, слова сопровождаем движениями рук:

«Я, вас - люблю, я всех - люблю и всем привет горячий шлю!»

Ребята поиграем, в математику? (Отв. детей). Посередине группы стоит «Барабан» (стол), со стрелкой на нем задания. Воспитатель крутит стрелку, она указывает на задание, дети его выполняют.

Задание №1

Дети подходят к «Барабану». «Разминка для гибкости ума» ,Дети сидят на лавочках.

1. Дом для рыбок на столе (Аквариум)

2. Какой сегодня день недели, какой он по счету, какой был вчера, перечислите все дни недели по порядку.

3. Сколько углов у треугольника (три)

4 .У каких геометрических фигур нет углов (круг, овал)

5. Какие части суток вы знаете (утро, день вечер, ночь)

6. На какую цифру похожа цифра 6(9)

7. Поднимите правую руку, возьмитесь за правое ухо, левую руку поставьте на пояс

8. Какие времена года вы знаете (весна, лето, осень, зима)

9. Сколько ног у осьминога (восемь)

10. Какое время года прошло (зима)

11. Сколько хоботов у 4-х слонов (четыре)

12. Папа сорвал 4 яблока, раздели их поровну между сыном и дочерью, ск. Яблок получили дети?

13. Сколько лучей у звезды (пять)

14. Как называется страна в которой мы живем (Россия)

15. Что это за знаки: «+,-,=» (плюс, минус, равно)

16. «Мама купила 5 конфет. Как их разделить между братом и сестрой? »

17. По ним сверяют время (часы).

Молодцы, ребята с заданием справились.

Задание№2 Дети подходят к числовому ряду:

Счет прямой и обратный;

- «Цифра потерялась»;

Назови соседей числа;

- «Посчитай на слух»;

Увеличь цифру на 1 единицу и уменьши на 1 единицу.

Молодцы, ребята, а сейчас поиграем в игру: «Найди себе пару» Детям раздаются цифры и геометрические фигуры, пока играет музыка, дети двигаются по группе, как только музыка прекращается каждый из детей ищет себе пару (игра повторяется два раза).

Игра: «Отгадай-ка»

Маша прожила уже 4 весны, 4лета, 4осени, 4зимы. А Гриша -4года. Кто из детей старше?

Подходим к «Барабану»

Крутим стрелку.

Задание№3 Работа за столом.

Дается 3- разных задания:

Раскрась столько клеточек сколько указано цифрой;

Примеры на сложение и вычитание;

Закрась карточку с нужной цифрой.

Ориентирование на листе бумаги.

1. Найдите середину листа, нарисуйте – круг;

2. В правом верхнем углу напишите цифру-1;

3. В правом нижнем углу напишите цифру-5;

4. В левом верхнем углу напишите цифру-4;

5. В левом нижнем углу напишите цифру - о.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Дети встают из-за столов.

Физкультурная минутка. Дети руками показывают величину.

«Мы летаем высоко - руки вверх

Мы летаем – низко - руки вниз

Мы летаем далеко - руки от себя

Мы летаем – близко - руки к себе

Будет нужно долетим, мы туда, куда хотим.

Очень сложен человек - указательный палец ко лбу

Двое глаз и двое век – указывают на глаза и веки

И внимательно смотри

Уха два и две ноздри

А вот пальчиков по пять чтобы ими все держать -растопыривают пальчики на двух руках и показывают хватательные движения.

Ребята, вы сегодня просто молодцы, хорошо и правильно отвечали.

еометрические фигуры начали свой путь?



Loading...Loading...