Методы опроса респондентов. Анкетирование как письменная форма опроса Устный опрос

Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование , интервью, беседа , социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
  • Система

    Устного опроса

    Проверка

    Качества знаний

    на уроках истории

    Обществознания

    Методы контроля знаний
































    Разгадайте кроссворд;

    Оценивание

    «Отлично»

    «Хорошо»

    «Удовлетворительно»

    «Неудовлетворительно»

    Предварительный просмотр:

    Система

    Устного опроса

    Проверка

    Качества знаний

    на уроках истории

    Обществознания

    Методы контроля знаний

    Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
    В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
    Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля.
    Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
    Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов.
    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы.
    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности.
    Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов.
    Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища.
    Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся.
    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой.
    Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, и др.), деловые игры.

    Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам.
    Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
    В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
    При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
    При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
    Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

    Назначение контроля и предъявляемые к нему требования

    Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса.

    Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную,обучающую,развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая - проверочная функция.
    Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
    Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.
    Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует ученика, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.
    Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
    Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть: планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения.
    - Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения;
    - всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков.
    - педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке.

    Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

    При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.
    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
    Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.

    С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.
    Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.
    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (“Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).
    Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
    Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.
    Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.
    Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.
    Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.
    Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
    Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров потому или иному положению ответа.
    Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
    Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.
    Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.
    В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

    Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.
    Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся.
    Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие выполняют работу по карточкам.

    В процессе проверки знаний по истории и обществознания я использую различные виды опроса: фронтальный, групповой, индивидуальный. На каждом уроке проводится сразу несколько видов опроса: работа по карточкам, фронтальные ответы, работа с тестовыми заданиями. Это позволяет как можно больше опросить учащихся и меньше затратить времени.

    Опрос на повторительно–обобщающих уроках несколько отличается от опроса на каждом уроке. Необходимо повторить большой объём материала. В основном все повторительно-обобщающие уроки строятся по одному плану с небольшими отличиями. В процессе опроса выделяются такие виды заданий:

    Соотнесите даты и события;

    Решите исторические задачи;

    Разгадайте кроссворд;

    Напишите исторический диктант;

    Выполните работу по карточкам;

    Определите, из какого документа взяты эти строки, определите автора этого документа;

    Письменно ответьте на вопрос.

    В процессе проведения опроса необходимо правильно оценивать ответы детей и научить ребят оценивать ответы своих товарищей.

    Оценивание - метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку (3), процесс выставления оценки (4).Оценка знаний и умений - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания в освоении дисциплины (5). Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата (6).

    Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний (7).

    Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, свернутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) - осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества (8). Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность.

    Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближенность в выполнении к реальным условиям и задачам) (9).

    Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Теория и методика обучения истории» является устный опрос в форме зачетов и экзаменов, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:

    Полнота - количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;

    Глубина - совокупность осознанных знаний об объекте;

    Конкретность - умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные положения);

    Системность - представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных ее элементов, расположенных в логической последовательности;

    Развернутость - способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;

    Осознанность - понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.

    Кроме того, следует добавить, что немаловажно для будущего учителя истории излагать свои мысли литературным грамотным языком.

    Ответ студента по вопросу дисциплины «Теория и методика обучения истории» оценивается по четырехбальной системе:

    «Отлично» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал четкие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.

    «Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.

    «Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

    «Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.

    Предложенные критерии оценки знаний и умений студентов исторического факультета по дисциплине «Теория и методика обучения истории» дают возможность преподавателю в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника-специалиста оценить ответ обучающихся по одной из базовых дисциплин.


    Второй вид опроса - письменный опрос. Существует несколько его разновидностей, но обычно он состоит из перечня утверждений (участники отвечают, согласны они или нет) или вопросов, на которые дается ответ. Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет» или выбрать один из представленных вариантов ответа. Чтобы понять разницу между этими типами вопросов, рассмотрим два варианта вопроса о школьном финансировании:

    Открытый: Как, по Вашему мнению, необходимо финансировать общее образование?

    Закрытый: Считаете ли Вы, что налог па имущество должен идти на финансирование общего образования?

    Для анализа результатов письменных опросов, содержащих закрытые вопросы, часто используют интервальную шкалу измерений. Как вы помните из главы 4, интервальная шкала не имеет точки истинного нуля, а интервалы между делениями шкалы одинаковы. Чаще всего в опросах используется один из вариантов интервальной шкалы - шкала Ликерта (носящая имя своего изобретателя, Ренсиса Ликерта). Стандартная шкала Ликерта содержит от 5 до 9 точек, каждая из которых соответствует оценке из некоторого множества возможных. Например, при опросе отношения к телевизионному освещению новостей участников могут попросить оценить по 5-балльной шкале, насколько они согласны с определенным набором утверждений. Утверждения могут быть следующими.

    Человек, ведущий программу новостей, должен иметь не менее 5 лет опыта работы профессиональным журналистом.

    КНС НС НУ С АС

    Опрашиваемый обводит точку на шкале, соответствующую его убеждениям. КНС означает «категорически не согласен», НС - «не согласен», НУ - «не уверен» и т. д. Далее, точки можно преобразовать в 5-балльную шкалу (КНС - 1, НС = 2 и т. д.) и объединить ответы на разные вопросы по одной теме.

    Как вы знаете, письменные опросы можно посылать по почте (возможно, вы уже занимались этим) или проводить в группах. Очевидно, что в последнем случае процент людей, заполнивших и вернувших опрос, будет выше. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. Возврат, равный 85% или выше, - это великолепный результат (и очень редкий). 70-85% - это очень хорошо, а 60-70% - более или менее приемлемо (Mangione, 1998). Если возврат ниже 60%, то исследователи начинают беспокоиться о репрезентативности данных. Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется иска жением, вызванным отсутствием ответа (Rogelberg & Luong, 1998). В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать по меньшей мере рискованно.

    При проведении опросов, рассылаемых по почте, неплохой процент возврата получают, если: а) опросник небольшой, его несложно заполнить и он состоит преимущественно из закрытых вопросов, а на открытые вопросы отвечать не обязательно; б) он начинается с относительно интересных вопросов, а более скучные (например, демографические) представлены в конце; в) прежде чем посылать вопросы, участников предупреждают о том, что к ним придет опросник и им будут весьма признательны за помощь; г) отсутствие ответа приводит к дополнительному напоминанию, повторному отправлению опросника и даже телефонному звонку с просьбой заполнить анкету; д) письмо с анкетой выглядит очень профессионально, подпись на письме сделана от руки, а не распечатана на принтере или ксероксе и е) у опрашиваемого не возникает подозрений в том, что опрос -^ это шаг номер один в попытке продать ему что-либо. Также процент возврата можно увеличить, использовав небольшие денежные призы или подарки (Fowler, 1993; Rogelberg & Luong, 1998). При достаточно высоком проценте возврата и правильно разработанных анкетах метод письменного опроса может принести ценную информацию и при этом быть более эффективным и требовать меньших затрат, чем интервью.

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

    По сравнению с наблюдениями и экспериментом опросы позволяют исследовать относительно широкую область проблем, относящихся к маркетингу. Главная проблема метода опроса состоит в том, как ограничить цели опроса, которые определяют стратегию и интерпретацию полученной информации. С целью опроса связана проблема круга лиц, которые участвуют в опросе (эксперт, торговец, потребитель и др.)

    При организации опроса уделяют внимание тактике опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц.

    Основными задачами опроса являются:

    • -получение информации для определения направления деловой деятельности; например, назначение учреждения, цели, задачи, стратегия, критические факторы успеха, ключевые показатели;
    • -получение информации для определения того, что делает данная организация или должна делать, а также ключевой информации по управлению организацией;
    • -определение ключевых процессов;
    • -получение какой-то информации о личных качествах респондента, о культуре и политике, проводимой данным учреждением;
    • -привлечение людей к участию в данной работе.

    Опрос - это метод маркетингового исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.

    Опрос обычно используют :

    • -в качестве текущей меры: для выявления особенностей рынка, доли, занимаемой товаром на рынке, а также для определения тенденций, которые господствуют на рынке, для создания портрета потребителя, для изучения того, как потребители относятся к товарам, маркам, производителям;
    • -в качестве средства получения информации о рынке при разработке товара, для сегментирования рынка при выборе целевого рынка;
    • -при намерении совершенствовать маркетинговую политику предприятия: для изучения соответствия товара требованиям рынка, в том числе для установления оптимальной цены;
    • -при исследовании эффективности продвижения товара: для исследования функционирования рекламы и других маркетинговых коммуникаций, в том числе для выявления эффективности рекламной кампании, а также для тестирования рекламных материалов, которые производитель только собирается размещать.

    В зависимости от того, с кем проводится опрос, различаются массовый и экспертный опросы.

    В случае массового опроса опрашивают всех людей независимо от того, обладают ли они специальным образованием, опытом аналитической работы.

    При экспертном опросе в качестве респондентов выступают только специалисты в определенной области.

    Опрос также может быть индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно).

    Однако наиболее существенное различие между методами опроса связано с тем, в какой форме проводится опрос: является ли он устным или письменным.

    Устный опрос получил название интервью, письменный опрос называют анкетированием (рисунок 1).

    Рисунок 1 - Логическая схема видов опроса

    В случае интервью, которое предполагает устное общение, роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и записи его ответов. Под интервью понимается не простая последовательность вопросов - наподобие той, которую задает журналист. Дело в том, что проведение интервью так же, как и анкетирование, предполагает, что каждый из респондентов отвечает на те же самые вопросы, что и все остальные.

    Интервью может быть стандартизированным и не стандартизированным. Стандартизированное интервью проводится в соответствии с жестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Ярким примером стандартизированного интервью является телефонный опрос.

    Не стандартизированное интервью больше напоминает обычную беседу, в ходе которой исследователь руководствуется планом и примерным перечнем вопросов, которые следует задать, только в целом. Не стандартизированное интервью дает результаты, которые практически не поддаются статистической обработке. В этом заключается его существенный недостаток.

    Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты.

    Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

    Анкета - это документ, в котором собраны вопросы, адресованные определенному множеству людей: она предполагает, что каждый человек, входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на принтере или отпечатывается типографским способом. Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть .

    В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, во вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

    Содержательная часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25-35 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться необъективными в силу утомления и потери интереса к опросу. Обычно количество вопросов не превышает 30-40.

    Заключительная часть, или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положений, статусе, образовании и т. д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

    Еще одна классификация вопросов основана на средствах, которые используются при опросе, а также от особенностей ситуации.

    В соответствии с ней принято выделять:

    • -опрос face-to-face (лицом к лицу);
    • -телефонный опрос;
    • -почтовый опрос.

    Телефонный опрос - метод маркетингового исследования, при котором респондент опрашивается по телефону в том месте, где он живет (реже - там, где он работает).

    В зависимости от того, кого именно опрашивают, выделяют две основных разновидности телефонного опроса: это телефонный опрос физических лиц и телефонный опрос юридических лиц.

    Достоинства телефонного опроса:

    • -низкая стоимость;
    • -опрос может быть проведен достаточно быстро;
    • -пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения;
    • -возможен централизованный контроль за ходом опроса.

    Недостатки телефонного опроса:

    • -охватывает только людей, имеющих телефон;
    • -не могут быть показаны вопросник и иллюстрации;
    • -по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут;
    • -трудно задавать сложные вопросы.

    Что касается первой разновидности, то ее использование было и остается очень широким.

    Достоинства опроса face-to-face:

    • -есть возможность продемонстрировать продукт;
    • -сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени;
    • -появляется возможность слушать живую речь респондента;
    • -легко задавать сложные вопросы.

    Недостатки опроса face-to-face:

    • -высокая стоимость;
    • -присутствует влияние интервьюера на респондентов;
    • -требуется большая команда квалифицированных интервьюеров;

    низкий уровень контроля за работой интервьюера.

    Достоинства почтового опроса:

    • -низкая стоимость;
    • -легкость организации опроса;
    • -доступен для малой группы исследователей;
    • -при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера;
    • -могут быть использованы иллюстрации.

    Недостатки почтового опроса:

    • -смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса;
    • -респондент не может уточнить у интервьюера вопросы;
    • -низкое качество ответов на открытые вопросы.

    Итак, метод опроса - метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

    При выборе методики опроса необходимо учесть следующие факторы:

    • -затраты, ресурсы и график;
    • -характер выборки респондентов;
    • -необходимость предоставления респондентам информации;
    • -характер искомых данных.

    Для большинства исследователей, работающих в рамках жесткого бюджета, затраты часто определяют выбор метода исследования, хотя можно было бы выбрать лучший метод.

    При выборе метода исследования для реализации проекта следует оценить несколько вариантов с точки рения затрат.

    График также может влиять на выбор методов исследования. В целом, интервью по телефону можно выполнять быстрее, чем личное интервью. Обсуждение в фокус-группах зачастую требует значительно большего времени на планирование и отбор участников. Опрос по почте, будучи весьма экономным методом, может оказаться исключенным из-за фактора времени, которое требуется на ответы.

    Ресурсы, тесно связанные с затратами и бюджетом и также накладывают ограничения на выбор методов исследования. Например, численность персонала, очевидно, ограничивает масштаб исследования, которое можно выполнить в разумный отрезок времени.

    Характер выборки, которая должна быть охвачена в процессе исследования, может оказать серьезное воздействие на выбор методов исследования. Возможно, самое простое, что следует принимать во внимание - это географический фактор.

    Опрос как частный метод исследования

    1. Определение метода опроса

    2. Правила проведения опроса

    3. Достоинства метода опроса

    4. Виды метода опроса

    1. Опрос - вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к оп­рашиваемым людям с определенными вопросами , которые содер­жат проблему исследования. В основе этого метода стоит чело­век (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объ­екте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, кото­рые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.

    2. При проведении опроса необходим руководствоваться следую­щими правилами:

    Респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче не­ложной информации;

    Вопросы должны быть понятны и иметь один смысл;

    Вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него;

    Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;

    Вопросы не должны нести интеллектуальную и психологиче­скую перегрузку;

    Все варианты ответов должны быть равносильными по отно­шению друг к другу;

    Исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.

    3. Данный метод исследования имеет следующие достоинства:

    Позволяет собрать статистическую и документальную инфор­мацию о слабообеспеченном объекте исследования;

    Исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению;

    Обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задава­ния респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них;

    Позволяет экономить материальные и временные ресурсы.

    Результаты обрабатываются на основе применения методов ма­тематической статистики и прикладных программ для персо­нальных компьютеров.

    4. Выделяют два основных вида опроса:

    анкетирование - письменная форма опроса;

    интервью - устная форма опроса.

    1. Определение понятия «анкетирование»

    2. Классификация анкетирования

    3. Классификация вопросов

    4. Основные разделы анкеты

    5. Достоинства и недостатки анкетирования

    1. Анкетирование - письменная форма опроса , осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

    Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях:

    Большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;



    Необходимости продуманных ответов, которая достигается на­личием отпечатанного вопросника перед глазами.

    Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

    Респондент получает специальным образом (по почте или не­посредственно от анкетера) анкету;

    Изучает инструкции по ее заполнению;

    Читает и заполняет ее.

    Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

    2. Различают следующую классификацию анкетирования:

    по степени контакта исследователя с респондентом:

    . прессовые анкеты - анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

    почтовые анкеты - анкеты, рассылаемые по почте;

    раздаточные анкеты - исследовать раздает анкеты респон­дентам при непосредственном контакте, проводит инструк­таж по правилам заполнения анкет;

    месту проведения анкетирования:

    . месту жительства;

    месту учебы или работы,

    в зависимости от масштаба анкетирования:

    сплошное анкетирование - анкеты заполняются всеми лица­ми изучаемой генеральной совокупности людей;

    выборочное анкетирование - анкеты заполняются только ча­стью генеральной совокупности, которая называется выбор­кой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные дан­ные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генераль­ной совокупности.

    3. Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно клас­сифицировать следующим образом:

    о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

    фактах поведения - вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респон­дентов;

    личности респондента - вопросы, задаваемые с целью полу­чения личных данных респондента (пол, возраст, место ро­ждения и т. д.);

    форме:

    открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и прояв­ляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суж­дений и акцент: доминирующая информация может ока­заться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследовате­лю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;

    закрытые - вопросы, включающие варианты ответов. Рес­понденту требуется выбрать один из вариантов предложен­ных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять по­лученные данные в равных условиях. При построении за­крытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее веро­ятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует боль­ше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неяс­ность ситуации, что ведет к раздражению респондентов. Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу вер­сий ответов наблюдается усталость респондента и инерт­ность в его ответах;

    . полузакрытые - вопросы, к которым наряду с определен­ными вариантами ответов предполагают возможность рес­понденту сообщить свое мнение;

    прямые - вопросы, которые вызывают у респондента крити­ческое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Рес­понденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

    . косвенные - вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

    выполняемой вопросами функции:

    основные - на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

    . неосновные - вопросы, которые не относятся к объекту ис­следования. Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследо­вания, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, про­верки искренности ответов.

    4. Анкета состоит из следующих разделов:

    введение, в котором указываются в основном организаторские вопросы:

    Оговариваются цели проведения данной анкеты, кто прово­дит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

    Гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

    Предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

    . выражается благодарность за заполнение анкеты;

    содержательный раздел , который является основным при про­ведении исследования и от которого зависят результаты прово­димого исследования. Он составляется в зависимости от вида анкеты, видов вопросов, порядка их размещения, места прове­дения анкетирования. Раздаточные анкеты рекомендуется со­ставлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется боль­ше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследова­ния. Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения ан­кеты, составляет 20-30 минут. При нарушении этого времен­ного порога снижается внимание к анкете и наступает утом­ляемость респондентов;

    заключение ("паспортичка"), которое состоит из социально-демографических вопросов. Данный раздел необходим для про­верки надежности собранной информации, анализа полученных данных и т. д. Он включает в себя вопросы о личности рес­пондента:

    Возраст;

    Образование;

    Место работы и стаж;

    Место жительства;

    Семейное положение и др.

    5. Анкетирование имеет следующие достоинства:

    Анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;

    Информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

    Полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюе­ра, ни его взгляды;

    Для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

    Респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверен­ности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;

    Время и скорость заполнения анкеты подбираются респонден­том самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.

    Анкетированию присущи следующие недостатки:

    Возможность подмены респондента, особенно часто это встре­чается при почтовых опросах;

    Потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

    Низкий возрат анкет (при почтовых опросах).



    Loading...Loading...