Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Технологическая практика магистратура декоративно прикладное искусство
Описание
Деятельность магистров по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» направлена на изучение истории и достижений в сфере ДПИ, технологий, методик и техник исполнения изделий, получения знаний по общенаучным предметам, экономики и социологии. Это поможет им в дальнейшем создавать высококачественные, эстетически совершенные и уникальные изделия, вести научно-исследовательскую, управленческую и преподавательскую деятельность. Среди объектов профессиональной деятельности магистров выделяют: выполнение ручным или промышленным способом декоративных изделий из металла, дерева, керамики, кости, ткани и других материалов; архитектурно-декоративную пластику окружающей среды и художественное оформление интерьеров.Магистры в рамках учебной программы изучают следующие предметы:
- методологию и историю ДПИ и народных промыслов;
- философские проблемы техники и науки;
- современные проблемы ДПИ;
- рисунок;
- психологию;
- информационные технологии;
- педагогику;
- иностранный язык;
- живопись;
- конструирование;
- проектирование и другие.
Кем работать
Магистр с дипломом «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» может трудоустроиться преподавателем в учебные учреждения высшего, дополнительного или профильного образования, в органы управления в области искусства и культуры. Или заниматься непосредственно изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства вручную или в промышленных масштабах в различных организациях и компаниях, работающих в этой сфере. Некоторые магистры начинают собственное дело, открывая художественные салоны или мастерские или выполняя индивидуальные заказы, например, по дизайну интерьеров, при этом они активно используют графические программы и виртуальные информационные базы.
1В статье рассматривается специфика подготовки магистров направления 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Традиционно институт магистратуры воспринимается уровнем образования, направленным на научную деятельность. В то же время в соответствии с Федеральным государственным стандартом направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в развитии профессиональных компетенций магистра ведущую роль играет практическая, творческая деятельность. Установлено, что исследовательская и поисковая деятельность магистров ориентирована на практическое применение – исследование проводится для дальнейшего грамотного создания арт-объекта. В процессе осуществления проектной деятельности происходит творческий поиск не только художественно-эстетической составляющей, но и осуществляется научно-поисковая работа в области истории, культуры, традиции. Во время создания образцов осуществляется совершенствование технологии, поиск новых технических решений. Практическая ориентированность программы требует выработки особых требований и критериев в научной деятельности, предъявляемых к академической и прикладной формам магистратуры для этого направления.
магистратура
декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
практическая деятельность
академическая и прикладная магистратура
1. Вандышева О.В., Кочеткова И.П., Горбушина А.А., Лазарева М.С., Маликова И.М. Особенности изучения дисциплины «Специальные технологии в декоративно-прикладном искусстве» в профессиональной подготовке магистров // Современные тенденций развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. – Москва–Магнитогорск: МГТУ, 2015. – Вып. 12. – С. 122–130.
2. Маленков Ю.А. проблемы развития высшей школы и подготовки магистров на основе концепции добавленной ценности // Вестник СПбГУ. Сер 5. 2009. Вып. 1. – С. 165–175.
3. Мельник М.В. О подготовке магистров и аспирантов: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики № 5(22) – 2014. – С. 79–82.
4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Уровень высшего образования – Магистратура. Направление подготовки 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». [Электронный ресурс]. URL:http://www.cfuv.ru/wp-content/uploads/2015/03/54-04-021.pdf. (дата обращения: 25.03.16).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. – М., 2009. – 20 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/prm782-1.pdf (дата обращения: 25.03.16).
6. Федоровская Н.А. К вопросу о целесообразности осуществления подготовки магистров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в вузах Приморского края // Материали за X международна научна практична конференция «Динамиката на современната наука – 2014», 17-25 юли 2014 г. (София, Болгария). Т. 6. Педагогически науки. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 33–35.
7. Федоровская Н.А., Парняков А.В., Гайдышева М.А. Образная трансформация ловца снов: сохранение и адаптация народных промыслов в учебном процессе // Материали за X международна научна практична конференция «Динамиката на современната наука – 2014», 17-25 юли 2014 г. (София, Болгария). Т.7. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 11–14.
8. Федоровская Н.А., Шахбарян Е.Г. Стрит-арт и традиционный орнамент в декоративном оформлении пространства кампуса ДВФУ: постановка проблемы // Материали за 11-а международна научна практична конференция, «Настоящи изследвания и развитие», – 2015. Том 16. Технологии. Здание и архитектура. Химия и химически технологии. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 45–48.
Реформирование системы высшего образования и выстраивания новой трехступенчатой системы обучения требует концептуального осмысления происходящих процессов. Становится очевидным, что каждое направление подготовки, несмотря на общие принципы, имеет свои уникальные черты, для которых необходимо выстраивание индивидуальной траектории в иерархической системе: бакалавриат-магистратура-аспирантура. В настоящее время нет четких, общепринятых классификационных разграничений между этими уровнями. Обратим внимание на ситуацию с институтом магистратуры.
Цель исследования
Долгое время именно магистратура воспринималась итоговым этапом обучения, в котором важная роль отводилась научным исследованиям, что в значительной степени сближало ее с программой аспирантуры. Занимая в настоящее время серединное положение в системе высшего образования, институт магистратуры, стал наиболее уязвимым звеном, вызывающим множество вопросов по наполнению образовательных программ. В научных публикациях неоднократно затрагивались проблемы, возникающие при подготовке магистров различных направлений, однако эти исследования показывают, что тема далеко не исчерпала себя и не утратила своей актуальности. Каждое направление имеет свою специфику, которая требует детального изучения . Рассмотрим особенности реализации программы магистратуры 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», и в частности на роль практической деятельности магистров в рамках этого направления.
Результаты исследования и их обсуждение
Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки является главным документом, определяющим специфику образовательной программы. В настоящее время действующим является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.09 № 782 . Существующий проект нового стандарта на момент написания статьи не подписан, в связи с чем может выступать в исследовании лишь в качестве предварительного, неофициального документа .
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет базовую спецификацию направления, согласно которой «область профессиональной деятельности магистров включает вид творческой деятельности, связанный с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами, и объединяющий достижения декоративного искусства, художественного конструирования, технологий и техник исполнения, экономики, социологии и направленных на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» .
К объектам профессиональной деятельности магистров относят: «декоративные изделия и предметы, выполненные ручным или промышленным способом в материале (дерево, керамика, кость, металл, стекло, ткань и другие материалы); художественное оформление интерьеров зданий и сооружений; архитектурно-декоративная пластика внешней среды» .
Тем самым изначально определяется практическая, творческая направленность магистерской программы, подтверждающаяся и видами профессиональной деятельности: художественно-творческая; проектная; информационно-коммуникативная; организационно-управленческая; экспертно-консультационная и инновационная .
Современная концепция магистратуры, как известно, предполагает введение академической формы, ориентированной на научную и научно-исследовательскую деятельность, а также прикладной, ориентированной на творческую, проектную деятельность. Отметим, что механизм подобного деления все еще не прописан и вызывает научные дискуссии.
Однако, разделение на академическую и прикладную магистратуру, которое отражено в Проекте нового стандарта, в рамках направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в определенной степени условно. Данная условность определяется самой сферой декоративно-прикладного искусства, которая ориентирована на индивидуальное производство, ручной труд, мастеровую культуру. Исходя из этого область деятельности, предмет, профессиональные задачи направления ориентированы в первую очередь на практику: творческую, организационную, проектную деятельность, внедрение новых технологий и методик создание объектов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Область декоративно-прикладного искусства привлекает соответствующих абитуриентов. В рамках Дальневосточного федерального университета открыто значительное число магистерских программ гуманитарной направленности. В связи с этим целевой аудиторией рассматриваемого направления подготовки магистров становятся ориентированные на творчество абитуриенты. Студенты, стремящиеся к чисто научно-исследовательской деятельности в области искусства и культуры, выбирают соответствующие направления подготовки - например, «Искусствоведение», «Культурология» и др.
Анализ поступающего на образовательную программу контингента свидетельствует о том, что магистрантов в первую очередь интересует практическая деятельность, возможность совершенствовать свои навыки, создавать арт-объекты в соответствии с индивидуальной специализацией, осваивать новые технологии, участвовать в выставках и художественных конкурсах. Возможность творить становится одной из главных причин выбора этого направления магистратуры.
В данном контексте у магистров направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» академическая, научно-исследовательская деятельность вызывает определенную сложность. Исследовательская и поисковая работа магистров ориентирована на практическое применение: изучение историко-культурных и теоретико-технологических аспектов проводится лишь для дальнейшего грамотного создания арт-объекта. В процессе выполнения проекта происходит творческий поиск не только художественно-эстетической составляющей, но и осуществляется научно-поисковая работа по истории, технологии, культуры, традиции.
В результате создания образцов неизбежно происходит совершенствование технологии, поиск новых технических решений. В рамках создания объектов народных промыслов магистрант соприкасается с глубинными слоями традиционной культуры, осуществляет погружение в историко-культурный и семиотический контекст объекта. Обучающиеся неизбежно поднимают вопрос об адаптации и трансформации образцов традиционных народных промыслов, осуществляют поиск решений оптимальных по стоимости и технологии изготовления .
В то же время, нельзя не отметить тот факт, что уровень научной деятельности магистрантов направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» зачастую сильно разнится с другими направлениями магистратуры. В образовательную программу приходят живущие чистым творчеством абитуриенты, никогда ранее не занимавшиеся наукой и впервые сталкивающиеся с научным знанием, необходимостью обобщения, анализа и научного осмысления. Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у творческих людей способность к научной деятельности, т.е. к иному отношению к действительности по сравнению с творческим, интуитивным подходом. Все это требует значительного времени для переформатирования сознания.
В рамках магистратуры выработать новый тип мышления не всегда представляется возможным. Однако, учитывая специфику программы, ее базовые цели и профессиональные задачи не является обязательным. Обратим внимание на то, что не случайно в стандарте 2009 г., а также в Проекте нового стандарта в разделе формирования профессиональных компетенций в группе научно-исследовательской деятельности указаны наиболее простые, практико-ориентированные формы научной работы.
Так, выпускник: «обладает навыками научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов); способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владеет опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями (ПК-6); способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, либо художественного творчества (ПК-7)» .
В связи с этим выполнение основ научной деятельности закрывает компетенции образовательного стандарта, что является вполне достижимым для магистрантов. Действительно, выпускник магистратуры должен владеть навыками научно-поисковой работы, уметь осознанно проводить изыскания, позволяющие ему подкреплять творчество историко-культурной и теоретико-технологической основой. Однако он может и не стать теоретиком-искусствоведом или культурологом, Стандарт не ставит перед магистрами эту задачу.
Заключение
Таким образом, становится очевидным, что не для всех направлений магистратура является уровнем обучения, направленным исключительно на научно-исследовательскую деятельность. В творческих направлениях, к которым относится магистратура «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», ведущую роль в развитии профессиональных компетенций занимает практическая деятельность магистра. В связи с этим возникает серьезная проблема выработки критериев и подходов к самому институту магистратуры, а также к определению научно-исследовательского уровня академического и прикладного магистра в контексте творческих, практико-ориентированных направлений магистратуры.
Библиографическая ссылка
Федоровская Н.А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-6. – С. 1224-1227;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9168 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Бакалавриат 54.03.02 / Магистратура 54.04.02
Профили бакалавриата
«Художественное проектирование декоративных аксессуаров»
Программы магистратуры
«Изделия декоративно-прикладного искусства»
«Художественная обработка материалов»
Ступени обучения
Бакалавриат, Магистратура
Форма и сроки обучения
Бакалавриат: очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет, на базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.
Магистратура: очная – 2 года.
Квалификации
Бакалавр / Магистр
Вступительные испытания
Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в .
Сфера деятельности специалиста
Проектирование, моделирование, макетирование художественных изделий прикладного характера на основе традиций декоративно-прикладного искусства и с учетом современных социально-экономических и эстетических требований. Разработка авторских проектов с учетом технологических требований и воплощение их в материале; организация художественно-творческой, исполнительской и предпринимательской деятельности на предприятиях народных художественных промыслов и организациях художественного профиля.
Обучение, практика и стажировки
Студенты получают серьезную теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а также имеют уникальную возможность воплощать свои творческие идеи в мастерских резьбы по камню и кости, мозаики, ткачества, ювелирных мастерских и др. Практики проходят во всемирно-известных музеях Санкт-Петербурга. Во время учебы студенты успешно демонстрируют свои учебные, творческие и исследовательские работы на всероссийских и международных выставках, конкурсах, привлекаются к проектированию и изготовлению изделий по конкретным заказам. Желающие могут пройти стажировку на отечественных и зарубежных предприятиях и комбинатах. По договору с Эстонской Академией искусств ежегодно выделяются стипендии для студентов СПбГУПТД с целью обучения и выполнения творческих проектов на английском языке. Активно развивается и Финско-российская программа студенческого обмена FIRST, в рамках которой студентам предоставляется возможность прохождения учебной стажировки и преддипломной практики на английском языке со стипендией в вузах Финляндии.
Трудоустройство выпускников
Выпускники успешно работают дизайнерами и художниками ДПИ в художественно-технологическом производстве предприятий народных промыслов, а так же применяют свои знания в учебно-методической педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Дальнейшее обучение и повышение квалификации