Мощи иосифа обручника. Святой Иосиф: описание, жизненный путь, икона, молитва

Со страниц Евангелия до нас дошел рассказ о святом Иосифе, который, согласно христианской догме, будучи обрученным с Девой Марией, воздерживался от супружеских отношений, храня ее чистоту и целомудрие. Именно поэтому вошло в традицию именовать его не мужем, а лишь Обручником Божьей Матери. На его же долю выпала великая честь хранить и оберегать Иисуса Христа в ранние годы Его земной жизни.

Жених непорочной девы

Являясь прямым потомком царя Давида, святой Иосиф тем не менее вел весьма скромную жизнь, поселившись в небольшом городке Назарете и зарабатывая средства к существованию нелегким плотницким трудом. Евангелисты умалчивают о его возрасте, но из апокрифов - религиозных сочинений, не признанных официальной церковью, - известно, что к моменту обручения с Пресвятой Девой ему было не менее 80 лет, тогда как Она едва достигла четырнадцатилетнего возраста.

Это объясняется тем, что, соблюдая иудейский закон, Дева Мария была обязана в столь юном возрасте покинуть Иерусалимский храм, где провела свое детство, и выйти замуж. Однако, дав обет вечного целомудрия, Она не могла стать женой в общепринятом значении слова, и брак с 80-летним старцем являлся своего рода компромиссом.

В ряде апокрифов говорится даже, что сами первосвященники Храма избрали святого Иосифа в качестве хранителя девства своей бывшей Воспитанницы. Известно также, что он был вдовцом и от прежнего брака имел 4 сыновей: Иакова, Иуду, Иосию и Симеона. В Евангелии упоминаются и его дочери, но ни имена, ни даже количество не указывается.

Хранитель чистоты Пресвятой Девы

Евангелист Матфей рассказывает, что вскоре после заключения брака Иосифу стало известно, что его Жена, к которой он не прикасался, беременна. Заподозрив супружескую измену, но не желая публичного позора, старец решил отпустить Ее, однако явившийся во сне ангел поведал ему о зачатии от Духа Святого и скором рождении Мессии.

Приняв со смирением все сказанное Божьим посланником, Иосиф продолжает хранить чистоту Девы Марии и появившегося на свет Младенца и, согласно полученному Откровению, нарекает его Иисусом, став при этом его формальным отцом. Именно поэтому на иконах святой Иосиф часто изображается держащим на руках Младенца Христа.

Откровения небесного посланника

Со страниц Евангелия от Матфея известно также, что Иосифу Обручнику было послано Богом еще два Откровения. Из первого он узнал об опасности, которая грозит Младенцу со стороны царя Ирода, и поспешил вместе с семьей укрыться в Египте. В другой раз ему было сообщено о смерти ненавистного царя и о возможности вернуться на родину. Исполнив Божье повеление, он вернулся в Землю Израилеву и поселился в галилейском городе Назарете.

Последнее же упоминание о святом Иосифе относится к его паломничеству в Иерусалим, куда он отправился со всей семьей для празднования Пасхи. Это эпизод из 2-й главы Евангелия от Луки, в котором двенадцатилетний Иисус, отстав от Своих земных родителей, принимает участие в богословской дискуссии, устроенной в Храме иудейскими мудрецами.

Конец земного пути старца Иосифа

Уместно будет вспомнить и апокриф, появившийся в Египте на рубеже III и IV вв. и получивший распространение под названием «История об Иосифе Плотнике». В нем говорится о том, что, предвидя свою кончину, Обручник Девы Марии совершил паломничество в Иерусалимский Храм, чтобы просить у архангела Михаила помощи в смертный час.

В том же сочинении упоминается обещание, данное ему Иисусом Христом, согласно которому его тело сохранится нетленным до Второго Пришествия Господня и установления Им на земле Царства Божия. Умер же Иосиф, как сообщает безымянный автор апокрифа, в возрасте 111 лет и был погребен небесными ангелами.

Не противореча этому утверждению, многие библеисты - исследователи, занимающиеся изучением Священного Писания, - полагают, что смерть Иосифа наступила еще до начала земного служения Иисуса Христа. Местом же его погребения стала Гефсиманская пещера, в которой к тому времени уже покоились тела святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Девы Марии.

Почитание Божьего Отчима в католическом мире

Со времен раннего христианства Иосиф Обручник, или, как его именуют католики - Труженик, пользуется всеобщим почитанием. В западной традиции его память как покровителя Святого Семейства с давних времен отмечалась 19 марта. Однако в 1955 году римский папа Пий XII решил придать отмечавшемуся 1 мая празднику труда религиозный подтекст. С этой целью он связал его с именем Иосифа Труженика, объявив его покровителем всех, кто в поте лица добывает свой хлеб. Таким образом, латиняне отмечают его память дважды в год: 19 марта и 1 мая.

В честь Обручника Пресвятой Девы Марии ими построены многочисленные храмы, расположенные как в католических, так и в православных государствах, среди которых наиболее примечательным является костел Святого Иосифа в Николаеве (Украина), фото которого приведено выше. Возведенный в конце XIX века польскими эмигрантами, он поражает благородством форм и высокой одухотворенностью заложенной в нем архитектурной концепции. Кроме того, католические приходы Святого Иосифа созданы во многих других государствах мира, таких, например, как Великобритания, Польша, США, Китай, Франция и т. д.

Православные традиции чествования Обручника Девы Марии

В православных церквях День святого Иосифа празднуется ежегодно 8 января, то есть сразу после Рождества Христова. Здесь он также пользуется глубоким почитанием, и во многих приходах на стене храма можно увидеть его икону, на которой Божий Отчим изображен с Предвечным Младенцем на руках. Большинство из них во всей полноте выражают чувства старца к Спасителю мира, хранителем и наставником Которого он стал по воле Всевышнего.

Так сложилось, что среди православных государств наиболее широкое его почитание установилось в Беларуси, на территории которой церкви святого Иосифа построены в Орше, Воложине и Рубежевичах. В России же, несмотря на то что храм в его честь возведен лишь в Тюмени, почитание Обручника Девы Марии имеет давние и прочные традиции. Ежегодно 8 января во всех церквях звучит акафист и молитвы святому Иосифу, текст одной из которых представлен в нашей статье. Кроме того, зачитываются фрагменты евангельских текстов, в которых упоминается его имя.

Молитвы ко святому Обручнику Пречистой Девы

О чем же принято просить в молитвах, возносимых перед иконой этого святого, ставшего одним из наиболее ярких персонажей Священной истории? Прежде всего к нему обращаются за ходатайством перед Господом о даровании сил преодолеть соблазны, которые дьявол расставляет человеку на его жизненном пути. Это и не случайно, ведь сам Иосиф, будучи искушаем врагом рода человеческого, смог устоять и принять в свое сердце слова небесного посланника.

Кроме того, у святого Иосифа испрашивают помощь в обретении любви к ближнему, смирения, кротости и милосердия. Как упоминалось выше, он считается покровителем всех тружеников, поэтому к нему часто обращают молитвы, начиная какое-то новое дело. Не оставляет он без своей помощи и малолетних сирот, вдов, узников и путешественников.

Таинственный старик, прячущий копыта

Иконография святого Иосифа имеет одну весьма любопытную особенность, вызывавшую прежде горячие дискуссии среди представителей научного мира. Дело в том, что на иконах наиболее древнего письма часто имелось нанесенное в нижнем углу изображение маленького, согбенного годами старичка. Сам же святой был представлен обращенным лицом к зрителям, но с закрытыми глазами.

На протяжении многих лет историки и искусствоведы пытались дать объяснение этому странному образу, пока ответ на вопрос не был найден среди записей старых палеховских мастеров-иконописцев. Как выяснилось, изображенный в углу старик символизирует врага рода человеческого − дьявола, во сне внушающего старцу Иосифу подозрения относительно супружеской неверности Девы Марии. Согбенная же поза служит для того, чтобы скрыть от искушаемого им Иосифа рога и копыта. Эта аллегорическая трактовка образа, заимствованная когда-то у западных иконописцев, постепенно вошла в традицию и на протяжении веков повторялась отечественными мастерами, подчас неверно понимавшими ее значение.

Святой и праведный Иосиф Обручник, также известный как Иосиф из Назарета, был, согласно , приемным земным отцом Иисуса Христа:

Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. ()

Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов ()

Житие Иосифа Обручника.

Не так много известно об Иосифе Обручнике, кроме того, что он был «из дома Давидова» и жил в городе Назарете. Дата его смерти неизвестна, хотя он был еще жив, когда Иисусу было 12 лет. Иосифе Обручник был обручен с в то время, как Мария зачала Иисуса. Лука говорит, что он жил в Назарете в Галилее; однако, согласно Матфею, Иосиф Обручник поселился в Назарете только после возвращения из Египта.


Во времена Иосифа Обручнка, Назарет был глухой деревушке в Галилее, около 65 километров от Священного города Иерусалима. Назарет почти не упоминается в сохранившихся нехристианских текстах и документах того времени. Археологи на основании раскопок считают, что население Назарета не превышало 400 человек. В 6 километрах от Назарета находился город Сепфорис, который был разрушен римлянами в 4 веке до н. э., и после этого был восстановлен. Некоторый историки предполагают, что Иосиф мог бы ежедневно ездить на работу на восстановление соседнего города. Иосиф Обручник был плотником по профессии.

В Библии Иосиф называется «простым человеком». Хотя нужно упомянуть, что Святой Иосиф Обручник был царского рода. Согласно Библии, он происходил из дома Давидова. Часто о праведном Иосифе Обручнике говорят, что он был сыном двух отцов: по природе - Иакова, а по закону - Илия. Мать Иосифа была замужем за Илией, но тот скончался до того, как успел произвести потомство. Тогда, по закону того времени, брат Илии – Иаков, взял в жены вдову брата, чтобы воскресить потомство брата. В этом браке родился Иосиф Обручник, но по закону он считался потомком Илия.

Последнее упоминание об Иосифе Обручнике в Библии связано с поездкой в Иерусалим, когда Иисусу было двенадцать лет. Вполне вероятно, что Иосиф умер прежде, чем Иисус вошел в свое служение. В Евангелии от Иоанна написано, что на Голгофе присутствовала только его мать Мария. Вероятно, к тому времени Иосифа Обручника уже не было в живых.

… При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. ()

Дети Иосифа Обручника.

Следует сказать, что существует два мнения о детях Иосифа Обручника. Большинство восточных христиан склоняются к мнению, что детей у праведного Иосифа не было, тогда как, согласно западной традиции, у Иосифа было четыре сына и две дочери от первого брака с Саломией, дочерью Аггея.

Сыновей Иосифа Обручника звали Иаков, Симон, Иуда и Иосий. Они считаются сводными братьями Иисуса Христа. Дочерей Иосифа звали Есфирь и Фамар (Марфа). Некоторые исследователи считают, что у Иосифа Обручника была и третья дочь – Саломия. После смерти своей первой жены, Праведный Иосиф долгое время жил во вдовстве и в праведности. Вероятно, благодаря его праведности Иосифу выпала великая честь стать нареченным отцом Иисуса Христа. Пречистая Дева Мария была дана Иосифу Обручнику в весьма преклонном возрасте. На тот момент Иосифу было уже более 80 лет. Иосиф с готовностью служил Деве Марии как Божией Матери.

Иосиф Обручник любил Иисуса, как собственного сына, и почитал его как Бога. Нужно сказать, что его отцовство в то время было действительно поступком. Еврейское общество того времени было патриархальным. Главой семьи и рода был мужчина. Отца почитали и уважали. Именно отец защищал свое семейство и имел право отстаивать честь семьи перед судом. Однако, согласно ветхозаветным законам, незаконнорожденный младенец, как и его мать, не имели право ни на что и могли быть приговорены к смерти. Иосиф Обручник всецело верил, что является земным отцом Сына Божьего. Он был ответственным, порядочным и глубоко верующим человеком, вера которого была сильней людских предубеждений. Даже в тот момент, когда он не знал о происхождении ребенка, он не пылал гневом и не жаждал мести, он хотел мирно отпустить Марию. Но потом во сне Иосифу явился ангел и рассказал, что ребенок этот – Сын Божий.

И осиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; ()


Сон Иосифа, Рембрандт, 1645

Беда Достопочтенный (ок. 673-735) в своем святоотеческом учении о браке называл Праведного Иосифа Обручника «самым верным хранителем нашего Господа и Спасителя».

Помимо Иисуса, у святого Иосифа Обручника и Марии детей не было. Иосиф, по всей видимости, никогда не вступал в отношения с Марией. На многих иконах изображена сцена искушения Иосифа дьяволом, где дьявол уговаривает Иосифа вступить в связь с Марией.

Иосиф Обручник упоминается в трех Евангелиях Нового Завета. В Евангелии от Марка упоминаний о нем нет.

День Иосифа Обручника

День Святого Иосифа Обручника приходится на первое воскресенье после Рождества . В католической традиции, если воскресенье не приходится на промежуток между 25 декабря и 1 января, то День Иосифа Обручника отмечается 26 декабря .

19 марта День Святого Иосифа празднуют католики, англикане, лютеране и многие другие конфессии с 10-го века. Иосиф почитается как покровитель Святого семейства.

Иосиф Обручник в апокрифической литературе.

Как уже говорилось, в Библии нет данных о последних годах жизни Святого Праведного Иосифа Обручника, однако апокрифическая литература описывает последние годы жизни Иосифа. Согласно апокрифам, в старости Иосиф не испытывал телесной слабости и не мучился от болезней: ноги и руки его были крепкими, зрение не подводило его, разум оставался ясным.

Вероятно, Иосиф Обручник знал дату своей кончины. Незадолго до смерти он отправился в Иерусалим, в храм Господень, где молился Господу. Затем он вернулся в Назарет и был внезапно поражен болезнью. Последние дни Иосиф провел в постели. Душа Иосифа мирно отошла. Иосиф Обручник умер перед тем, как Христос начал служение.

Фигура Праведного Иосифа Обручника была весьма популярна в апокрифической литературе не только по причине отсутствия описания последних годов его жизни в Библии, но и по другой, не менее веской причине. Дело в том, что канонические Евангелия создали проблему: они четко заявили, что Мария была девственницей, когда зачала Иисуса, и что Иосиф не был его отцом. Однако в Библии много раз подчеркивается, что Мессия будет из рода Давидова, именно поэтому Иосиф как земной отец Иисуса был необходим, так как являлся потомком Давида. Библейские писатели со 2-го по 5-й века пытались объяснить, как Иисус мог быть одновременно и «Сыном Божьим» и «сыном Иосифа».

Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова , Иосиф Обручник стал мужем Марии и отцом Христа по жребию Первосвященника Захарии, которому явился ангел и велел найти мужа и покровителя для Марии среди вдовцов из простого народа. Кому из них Господь явит знамение, тому Дева Мария станет женою, сохраняя девичество.

Протоевангелие было чрезвычайно популярным, но и оно оставляло открытым вопрос, имел ли Иосиф Обручник отношения с Марией после рождения Иисуса. Поэтому появился целый пласт апокрифической литературы, в которой описано учение, что Мария была девственницей не только в момент зачатия и рождения Христа, но на протяжении всей своей жизни. Апокрифическая Книга Иосифа Плотника, написанная в 5 веке в виде биографии Святого Иосифа Обручника также описывает жизнь Иосифа и Марии и смерть Иосифа.

В чем помогает Святой Иосиф Обручник?

Папа Пий IX провозгласил Святого Иосифа Обручника покровителем Вселенской Церкви в 1870 году. По католической традиции он считается образцом благочестивого верующего, а также покровителем счастливой легкой смерти.

Святой Иосиф считается покровителем ряда городов, регионов и стран, среди которых США, Канада, Китай, Хорватия, Мексика, Корея, Австрия, Бельгия, Перу, Филиппины и Вьетнам.

Иосифу Обручнику молятся о семейном благополучии, он помогает отцам и беременным женщинам. Праведный Иосиф Обручник является покровителем туристов, иммигрантов, продавцов и покупателей, мастеров, инженеров и трудящихся в целом.

Иосиф Обручник в искусстве.

Вплоть до 17 века в живописи Иосиф Обручник обычно изображался в качестве второстепенной фигуры по сравнению с Девой Марией и младенцем Иисусом. Его изображали в виде человека преклонных лет с седыми волосами, часто лысеющим, иногда хилым, но всегда с бородой. Он был фоновой фигурой. Этот образ невзрачного старика изображался для того, чтобы подчеркнуть непорочную связь старика Иосифа и молодой Марии.

Брак Девы, Перуджино, 1448

Начиная с 18 столетия, интерес к образу Иосифа Обручника возрос, а потому возросло количество полотен, на которых Иосиф выступает в качестве центрального персонажа. Часто он становится центральной фигурой в изображениях Святого семейства. Теперь его все чаще изображают молодым мужчиной, занятым работой плотника или заботящимся о семье.

Alonso Miguel de Tovar. Иосиф с Иисусом, 18 век

В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4):

Когда же они <волхвы> отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Если вернуться ближе к началу Евангелия от Матфея, то первое, что мы узнаем об Иосифе, – это то испытание, которое его постигло. Его жена имеет во чреве – но от кого? Ведь он знает, что Мария – девственница. Жалея Деву, утратившую, как ему думалось, девство, он хочет отпустить Ее без огласки. Но его смущение развеивает ангел, явившийся ему во сне. Иосиф узнает, что Мария носит под сердцем Спасителя мира.

Казалось бы, роли резко меняются: Мария – Матерь Мессии, а Иосиф – простой смертный, призванный служить Ей. Но это не вполне так. Праведный Иосиф по-прежнему остается главой семейства. Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. И именно на Иосифе лежит бремя ответственности за исполнение велений Господних, за безопасность Богомладенца и Богоматери.

Праведный Иосиф, Дева Мария и отрок, а после – юноша Иисус прожили вместе около двадцати лет. Мы не знаем об этих годах почти ничего (кроме одного эпизода, изложенного у евангелиста Луки – когда двенадцатилетний Иисус остался в Храме, а родители потеряли Его). Но по тем немночисленным упоминаниям об Иосифе и Пресвятой Деве, которые содержатся в Евангелии, мы можем понять, что члены святого семейства относились друг к другу с большой нежностью, кротостью и любовью.

Промотаем в ускоренном темпе две тысячи лет. Россия, рубеж XX-XXI веков. После десятилетий навязываемого властями безбожия множество людей пришло в храмы. Неожиданно ощутив себя православными, мужья-неофиты частенько стараются показать, кто в доме хозяин. Кто-то с интересом листает «Домострой», выискивая инструкции по правильному битью жены; кто-то шествует важно, в спокойствии чинном, а рядом идет «помощница человека», нагруженная продуктовыми сумками; кто-то озабочен тем, чтобы зарабатывать на всю семью, а православная супруга, по мнению мужа-бородача, должна знать лишь три К.

Есть и другие семьи. Там локомотивом воцерковления становится жена. Она объясняет мужу, какая у него теперь должна быть работа (лучше всего – сторожем при храме), что он должен есть на обед (постное масло ? Совсем с ума сошел!), а также (после обстоятельных консультаций с духовником), когда и как дозволительно мужу прикасаться к своей жене.

Некоторые семьи воцерковляются и преодолевают кризис. Некоторые семьи уходят из Церкви – и тоже преодолевают кризис. Но многие семьи так и остаются в том состоянии, когда муж или жена (не так важно, кто именно) продолжают играть некую правильную роль, вычитанную из правильных книжек.

Но как же все-таки – без иронии! – правильно? Ведь глава семьи муж? Да, верно. Но это не предполагает мелочного деспотизма. Мудрый муж – прежде всего стратег. Он не будет вникать в тактические детали – с этим прекрасно справится жена. Но важные для всей семьи решения – сфера его ответственности. И эту ответственность он не будет перекладывать ни на кого. В повседневной же жизни он вполне может положиться на супругу, и даже подчиняться ей – ибо всё (или почти всё) идет в том русле, которое он сам и проложил.

А жена? Помощница? Да, конечно. Но помощница – не рабыня. Семья, дети, дом – это огромное пространство для творчества, для приложения своих талантов, о которых женщина подчас не подозревает. Если за мужем – как за каменной стеной, то на территории внутри этой стены можно развести потрясающие сады!

Старая истина: не место красит человека, а человек место. Муж не становится идеальным супругом, примерным отцом лишь в силу своего положения. Жена – не голая функция. Путь к идеалу христианской семьи – долог и труден. Но, к счастью, у нас есть образец: праведный Иосиф, Дева Мария, отрок Иисус.

Несколько месяцев эта глава не могла появиться на свет. Зыбкий образ Иосифа
Обручника, нареченного в Новом Завете мужем Девы Марии, четко не формировался
в сознании и не ложился на бумагу, а сегодня глава, на удивление легко, написалась на одном
дыхании, - в процессе работы выяснилось, что именно сегодня Православная Церковь
отмечает день памяти святого праведного Иосифа Обручника (первое воскресение
после Рождества Христова).
Но все равно, личность его остается недостаточно раскрытой, недопонятой, - и не мной одним. Он
и на иконах изображается сидящим в раздумьи: почему я? - между двух Миров - между двух Заветов,
Ветхим и Новым.

Плотное красно - коричневое марево нависло над горизонтом, - где-то на востоке бушевала песчаная буря, - низкое солнце томилось в этой густо замешанной субстанции, как в кипящем бульоне, ожидая минуту, чтобы рвануться вверх и опалить жаром остывшую за ночь, гористую, и без того скудную на растительность, дикую местность.
Иосиф вышел из хижины, осторожно прикрыв за собой скрипнувшую дверь, за которой еще спали сладким сном Дева Мария и Младенец. На пороге он увидел корзину со свежей озерной рыбой.
Иосиф припал на колени и прошептал:
- Боже Милостивый, слава Тебе! - Мысленно посылая к Господу просьбу беречь Идумея, который не оставлял Святое Семейство и здесь в изгнании.
Уже больше года, как Египет являлся местом укрытия для Младенца Иисуса от преследования царя Израиля Ирода, который теперь доживал свои последние дни в страшных муках, пожираемый неизлечимыми болезнями. В Иерусалиме уже никому и дела не было до какого-то Чудо - Младенца, якобы будущего царя Израиля.
Один из сыновей Ирода Антипатр, пожелавший ускорить события,чтобы занять трон умирающего отца, организовал заговор. Ироду донесли. Велено было упрятать Антипатра в темницу. Тот пытался неудачно бежать. Тогда Ирод, незадолго до своей смерти, приказал казнить уже третьего своего сына.
А в Риме, под чьей реальной властью находился Израиль, готовились упразднить "должность" царя, разбив страну на части, и лишить еврейский народ государственности.

Иосиф, бережно налив в грубо слепленную глиняную бадью немного воды, помолясь, стал чистить ножом рыбу. Чешуйки иной раз подпрыгивали высоко вверх и, блестя серебром, путались в густой бороде. Буд-то вырубленное из темного камня лицо беглого еврея стало заметно приходить в движение, - Иосиф погрузился в воспоминания...

О святом праведном Иосифе говорится только в двух Евангелиях: от Матфея и от Луки. Вообще, самая надежная и бесспорная "информация" присуствует именно в Священном Писании. Из святых преданий черпаются дополнительные сведения, и они часто разнятся.
Из Писания известно, что Иосиф - родственник Деве Марии, и Божественным Промыслом выбран хранить девство Пресвятой Богородицы, что говорит о его нравственной чистоте.
Католическая Церковь с непререкаемым авторитетным мнением пап,на основе своих исторических и религиозных источников настаивает, что Иосифу на момент обручения с Девой Марией было лет сорок. И был он тоже девственником.
Следуя рациональному западному мышлению, первосвященник Захария поручает Деву, давшую тайный обет безбрачия, тоже "монаху", назовем его так условно, ибо монашество появилось позже, а в еврейской среде, вообще, быть не должно.
Итак, Иосиф мужчина в расцвете сил, но тоже, как и Дева Мария, давший обет безбрачия, беден, но владеет ремеслом плотника и способен прокормить не только себя, но и еще кого- либо. Да и появление в новоиспеченной семье Младенца, где оба супруга молоды, не вызовет лишних толков со стороны людей, - все это очень удобно укладывается в рамки "западного" Святого Семейства.
А что же Православная Церковь, так называемого "восточного", византийского образца? Здесь знания об Иосифе основываются на церковном предании, записанном византийским историком Никифором, который следовал священномученику Ипполиту (3век) . Сведения, сохранившиеся в предании, вошли в житие святого праведного Иосифа, составленное святителем Димитрием Ростовским.
Иосиф, - родственник Деве Марии, - беден, но происходил из царского рода Давида. Родителем его был Иаков, который по правилам левитарного брака женился на вдове своего брата Илии,умершего бездетным. Отцом родившегося Иосифа, в соответствии с еврейским законом, считался Илия.
Иосиф вырос и женился на Соломии, дочери Аггея, брата святого пророка Захарии - отца Святого Пророка и Предтечи Иоанна. Получается, что первая жена Иосифа Соломия была племянницей первосвященнику Захарию,а Дева Мария - родственница его жене Елисавете, Значит и на этот раз праведному Иосифу была дана в жены, или поручена на попечение родственница семейства святого пророка Захарии, возможно, теперь уже племянница Елисавете.
Но вернемся к молодости Иосифа, когда Марии еще просто не существовало на белом свете. У него от Соломии родились четыре сына, - Иаков, Симон, Иуда, Иосия, - и две дочери, - Есфирь и Фамарь. В Синаксаре (неделя жен - мироносиц) упоминается еще и третья дочь, - Соломия, которая была замужем за Зеведеем - отцом будущих апостолов Иоанна Богослова и Иакова.
При обручении Иосифа с Марией ему было уже восемдесят лет. Умер же он, согласно преданию, в возрасте ста десяти лет, - до служения Иисуса, - место погребения неизвестно.
В Католической Церкви папа Пий девятый в 1870 году объявил Иосифа, наравне с Богоматерью, патроном всей Церкви, отодвинув в тень Иоанна Предтечу.
А в Православной Церкви место его среди святых более чем скромно; память о нем совершается в неделю по Рождестве Христовом (первое воскресение после великого праздника). Имеются Акафист святому праведнику Иосифу Обручнику и его иконописные изображения; воздвигаются в его честь и православные храмы.

Иосиф очистил рыбу от чешуи и, выкладывая ее по одной на деревянную доску, стал потрошить. Радуясь обилию икры, побежал в дом и принес для нее отдельную чистую посуду.
Что-то сегодня воспоминания особенно возмутили память и, пожалуй, самым неприятным из них было то, когда Иосиф на сообщение Марии о своей беременности "будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее ". Как кратко и бесстрастно написано об этом в Евангелии от Матфея, но какую бурю чувств вызвало признание Девы в сердце благочестивого еврея.
И только Ангел Господень, явившийся ему во сне и сказавший: " Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их, - только Ангел убедил его в непорочности Марии.
Иосиф сокрушенно вздохнул: как он мог усомниться, - ведь рек же Господь через пророка Исаию, который говорил: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына..." Но одно дело: знать об этом из Писания, а другое - вдруг самому стать участником этих Великих Событий. Все случившееся до сих пор не укладывалось в его голове: Младенец - Спаситель родившийся от бедной Девы сироты, явившийся на свет не в царских чертогах, а в хлеву, в окружении не многочисленных слуг, а скота, преследуемый на сегодняшний день иудейским царем Иродом.
- И кто я такой, - сокрушался тихо вслух Иосиф,- чтобы оберегать Сына Божия? У меня и заслуг-то перед Богом нет. Ну, старался жить, как можно, праведно...Больше, конечно, недостатков; стар вот и беден... к тому же теперь и гоним, в чужой стране... Случись что, я и защитить- то толком не сумею Младенца, потому, как человек я мирный, в руках и оружия держать не умею...Да и нет у меня оружия -то...
- Господи, спаси и сохрани! - горячо зашептал Иосиф. - Одна надежда на Бога...и Идумея.
Охотник и вправду, буд- то ангел - хранитель, шевствовал невидимый во время путешествия в Египет то спереди, то сзади и предотвращал нападения со стороны разбойников. Как он это делал, одному Богу известно, но ни разу Святому Семейству не пришлось близко столкнуться со злыми людьми. И здесь на чужбине Идумей верно служил Младенцу, поставляя в трудное время к столу какую- нибудь провизию: охотничьи трофеи, рыбу, дикий мед...

Иосиф налил чистой воды и еще раз тщательно ополоснул рыбу. " Знатная трапеза будет у нас сегодня!" - улыбнулся он.
А ночью ему во сне явился Ангел и сказал:
- Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
И,как наяву, Иосиф увидел смерть Ирода, и как одна часть стражи порубила мечами другую, особо приближенную ранее к царю...

Иосиф сидел на пороге своего дома и смотрел на дорогу, уходившую далеко-далеко за горизонт, куда сейчас опускалось заходящее солнце. Вот и его жизнь близилась к закату… Но Иосиф не боялся смерти. Потому что знал - это всего лишь странствие. Человек покидает этот мир и уходит в шеол, царство мертвых.

Не случайно смерть называют исходом. Как и то, давнее событие, когда пророк Моисей вывел его народ из египетского рабства в землю обетованную. Скоро и ему предстоит исход… Что ж, он готов. Как говорится, и посох в руке, и чресла препоясяны, и светильник зажжен, чтобы лучше видеть дорогу. Веди же, Господи!

Что связывает его с этой жизнью? Если подумать - ничего. Он прожил достаточно - почти сто десять лет. Дай Бог каждому такой долгий век! Вдобавок, счастливый век. Разве беда, что ему, потомку великого и славного царя древности - Давида, приходилось зарабатывать себе на жизнь трудом плотника?

Ведь Сам Господь заповедал человеку: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» 2 . Иосиф тоже добывал свой хлеб в поте лица. Зато он не пахнул чужой кровью, не горчил чужими слезами. Кто из сильных и славных земли может похвалиться этим?

И другую заповедь Господню: «плодитесь и размножайтесь» он тоже выполнил. От покойной жены Саломии у него четверо сыновей и две дочери. Это его родные дети. Но в его доме живет еще один Ребенок, Отрок по имени Иисус. Люди считают Его сыном Иосифа от второй жены, Марии. Им невдомек, что Иисус - не сын Иосифа. Тогда Чей же Он Сын? Это тайна, до поры сокрытая от людей. И хранителем и служителем этой тайны является он, Иосиф, мнимый отец Иисуса. Точнее сказать, Бог избрал его послужить этой тайне. Но справился ли он с этим служением?

Иосиф закрыл глаза - и на него волной нахлынули воспоминания…

… Он работал, не покладая рук: Самуил, зажиточный крестьянин из Назарета, заказал ему три новых деревянных плуга, а в придачу - три ярма для недавно купленных им трех пар волов. Это был выгодный заказ, каких у Иосифа не бывало уже давно. Неудивительно, что он старался выполнить его как можно лучше и закончить к условленному сроку. И уже почти закончил работу, когда к его крыльцу подъехал незнакомец:

Мир тебе! - учтиво поздоровался он с Иосифом. - Не ты ли будешь Иосиф, сын Илии и Иакова? 3

Это я. - ответил Иосиф, исподлобья оглядывая незваного гостя, оторвавшего его от работы. Судя по запыленной одежде, тот прибыл откуда-то издалека. Но что ему нужно от Иосифа?

Меня послал к тебе первосвященник. - пояснил незнакомец. - Он хочет видеть тебя. Я приехал, чтобы отвезти тебя к нему.

Иосиф растерялся. Его хочет видеть первосвященник? Сам первосвященник? Но зачем? Ведь если столь высокопоставленные особы удостаивают своим вниманием простых людей, то явно неспроста… Вот только что же могло понадобиться первосвященнику от него, плотника Иосифа?

Всю дорогу до Иерусалима Иосиф раздумывал над этим. Но так ничего и не придумал. Мало того - недоумение его усилилось, когда, явившись к первосвященнику, он увидел, что того поджидают еще одиннадцать мужчин, одетых, как и он, по-дорожному, с посохами в руках. Некоторые из них даже были знакомы Иосифу. Вот Матфан, вот Саул, а вот и Наум… Еще бы ему их не знать! Ведь все они, как и Иосиф, потомки великого царя Давида… Выходит, первосвященник призвал к себе именно мужей из рода царя Давида. Но с какой целью?

Однако Иосиф не успел найти подходящего объяснения и этой загадке. Потому что как раз в это время к собравшимся вышел первосвященник Захария 4: седовласый, некогда высокий, но теперь согбенный годами старец. А вот глаза у него были как у юноши - ясные, живые, прозорливые, словно орлиные очи. И Иосиф вспомнил слухи, ходившие в народе, будто Захария - провидец, которому ведомы тайны и чудеса Господни, сокрытые от прочих людей. Таких, как Иосиф. Хотя, по правде сказать, он тоже был бы не прочь хоть раз в жизни увидеть чудо. Только где ему! Вот он уже восемьдесят лет живет на свете - и не видал никаких чудес!

Мужи Израильские! Я призвал вас для важного дела…

Вслед за тем он поведал собравшимся, что при Иерусалимском храме живет Дева Мария, дочь Иоакима и Анны. Трехлетней девочкой родители привели Ее в храм и посвятили Богу. Но теперь Ей уже четырнадцать лет и по закону Она должна покинуть храм и вернуться в родительский дом или выйти замуж. Однако возвращаться Ей некуда: Иоаким и Анна давно умерли. Вдобавок, Мария дала обет: ради Бога, на служение Которому Она посвящена, навсегда пребыть безбрачной. И все-таки она больше не может жить при храме. Таков закон. Поэтому они, служители храма, решили позаботиться о сироте и обручить Марию с почтенным и благочестивым человеком, который возьмет Ее в свой дом и станет заботиться о Ней. Поскольку же Мария происходит из рода царя Давида, то, по закону, должна быть обручена с человеком из того же рода. А человека этого пусть изберет Сам Господь.

Отдайте мне свои посохи. - заключил свою речь Захария. - Мы возложим их на храмовый жертвенник. А потом помолимся, чтобы Господь избрал среди вас того, кто станет обручником Марии. И да свершится воля Его!

По правде сказать, Иосиф был удивлен услышанным. Так вот зачем его вызвали в Иерусалим! Но какой из него жених? Ведь он уже старик. Что скажут соседи, если он вернется из Иерусалима в Назарет с юной женой? Нет, он не собирается жениться вторично - он слишком любил свою покойную Саломию и другой супруги ему не надо. Впрочем, он беспокоится зря. Ведь мужа для Марии изберет Сам Господь. Захария поступил мудро, положившись в этом деле на Божиию волю. Уж Господь-то знает, кого избрать… и это явно будет не Иосиф. Что ж, да свершится воля Его!

Успокоенный этой мыслью, Иосиф отдал свой посох первосвященнику. А потом, вместе с другими мужами из рода Давидова и священниками, сопровождавшими Захарию, отправился в Иерусалимский храм.

Иосиф стоял в притворе храма 5 . А в другой его части, которая называлась Святое, Захария со священниками, возложив двенадцать посохов на жертвенник, молился Богу о том, чтобы Тот избрал для посвященной Ему Девы «мужа по сердцу Своему». Иосиф тоже пытался молиться. Однако справа от него о чем-то яростно спорили между собой несколько фарисеев и саддукеев 6 , и до Иосифа то и дело доносилось:

А по закону выходит так!

Да что ты смыслишь в законе? Недоучка!

Да уж побольше твоего смыслю! Мой учитель знаешь кто был… так что слушай меня да помалкивай! Ясно!

Сзади доносился звон монет: там располагались прилавки менял. Тут же мычали приготовленные в жертву тельцы, блеяли овцы, разговаривали между собой люди - шум стоял почти как на ярмарке 7 . «Да свершится воля Твоя, Господи» - только и смог прошептать Иосиф. И замер в ожидании: вот сейчас он наконец-то станет свидетелем чуда, услышит, что Бог возвестил Захарии…

Идет! Идет! - толкнул его в бок стоявший рядом Наум.

Иосиф поднял голову. К ним, в сопровождении священников, выходил Захария. Так что же сказал ему Господь? Но напрасно Иосиф пытался прочесть ответ на лице престарелого первосвященника. Почему он молчит? Неужели Бог не ответил ему?

Вот ваши посохи. - произнес Захария. - Возьмите же их.

Мужи из рода Давидова по очереди подходили к первосвященнику и брали каждый свой посох. Иосиф шел последним, разочарованно думая о том, что напрасно он так ждал чуда, напрасно надеялся, что Бог ответит Захарии… а Он взял, да и не ответил, вот и верь после этого в чудеса… Он уже протянул руку за посохом, как вдруг услышал хлопанье крыльев. В следующий миг ему на голову опустилась какая-то птица. Он взял ее в руки: то была белая голубка 8 . К изумлению Иосифа, птица совершенно не боялась его, не пыталась вырваться - лишь косилась на него круглым янтарным глазом, словно недоумевая, почему этот человек смотрит на нее с таким испугом…

А вокруг раздавался изумленный шепот:

Глянь-ка, глянь!

Вижу! Откуда здесь эта птица?

Из его посоха вылетела!

Вот это да! Уж не знамение ли это?

И точно знамение!

Чудо! Настоящее чудо!

А посох его, глядите! Посох-то расцвел!

Жив Господь! Он услышал наши молитвы! Благословен Бог отцов наших!

Господь явил Свою волю! - произнес Захария, указывая на Иосифа. А потом обратился к нему:

Ты избран Господом, чтобы принять к себе и блюсти Его Деву.

Вокруг Иосифа мгновенно образовалась толпа. «Чудо! Чудо! Знамение! Божий избранник!» доносилось до него. А он стоял, держа в одной руке голубку, а в другой - расцветший посох, и не веря своему счастью. Выходит, его тайная мечта все-таки сбылась. Он стал свидетелем чуда. Мало того - это чудо Господь совершил ради него. Теперь все видят, кто из мужей рода Давидова достоин принять к себе Деву, посвященную Богу, и заботиться о Ней. Из всех их Господь избрал его.

Тогда Иосиф еще не знал, каким испытанием станет для него это избранничество…

В Назарет Иосиф вернулся вместе с Марией. Люди считали их мужем и женой. Хотя на самом деле они жили, как брат с сестрой. Иосиф плотничал, Мария рукодельничала: вышивала заказанную ей завесу для Иерусалимского храма. А когда закончила работу, отпросилась в гости к Елизавете, жене первосвященника Захарии, приходившейся ей родственницей. Иосиф охотно отпустил Марию: пускай отнесет завесу, а заодно и погостит у Захарии с Елизаветой. Тем более, что те любят ее, как дочь - ведь у них никогда не было своих детей…

Мария пробыла у Захарии и Елизаветы около трех месяцев. А когда вернулась в Назарет, Иосиф заметил неладное. Похоже, Она ждала ребенка. Эта новость смутила Иосифа: ведь он хорошо помнил, что Мария дала обет никогда не выходить замуж. Выходит, Она нарушила его! И тем самым согрешила перед Богом. А вдобавок и перед Иосифом. Ведь в глазах людей он - Ее муж. Но все понимают - он слишком стар, чтобы иметь детей. Значит, Мария ждет ребенка от кого-то другого. И Иосиф допустил это! Какой позор!

Что же ему теперь делать? Прилюдно обличить Марию, как нарушительницу обета и неверную жену? Нет, пусть даже Она и виновна, он не сделает этого: ведь тогда по закону Ее должно предать смерти. Но если он скроет Ее проступок, то окажется лжецом, а ложь - мерзость перед Богом. Как бы ни поступил Иосиф, ему придется брать грех на душу. Как же быть? И самое главное, почему Мария не спешит повиниться перед ним, не спешит признаться, от кого ждет ребенка? Неужели Она не чувствует Своей вины? Неужели Она не замечает, как по Ее вине страдает Иосиф?

Но Мария молчала. И тогда Иосиф решил сам добиться от Нее признания:

Мария, что случилось? Как Ты могла совершить такое? Не Ты ли была воспитана при Божием храме? Не Ты ли слыла примером скромности для других дев? Не ты ли дала обет ради Господа хранить девство? Так где же Твои клятвы, Мария? Где Твоя скромность? Где Твоя благодарность за мои заботы о Тебе? Вместо радости Ты принесла мне горе, вместо похвал - укоры, вместе чести - позор. Мне стыдно даже говорить о Твоем грехе, но Ты, похоже, его не стыдишься… Что Ты можешь сказать в Свое оправдание, Мария? Отвечай же…

Мария стояла перед ним, потупив глаза, и лицо Ее заливала краска стыда. Иосиф уже поверил было - сейчас Она признается… В самом деле, когда он смолк, Мария заговорила:

Жив Господь - Я не познала греха и доныне остаюсь Девой. А То, Что во Мне - от Божия хотения и по Божию действию. Потерпи немного, Иосиф. Скоро ты узнаешь правду.

Иосиф ожидал чего угодно, но не такого ответа. «То, Что во Мне - от Божия хотения и по Божию действию». Что за загадка? Впрочем, он не собирается ее разгадывать. От кого бы Мария не ждала ребенка - это не его дитя. Значит, им должно расстаться. Но без огласки, чтобы избежать ненужных людских пересудов. Пусть Мария идет, куда хочет… Нет, он поступит иначе: сам тайно уйдет от Нее в чужие края. Пусть он уже стар для таких странствий - зато совесть его будет чиста!

Той же ночью Иосифу во сне явился Ангел Господень:

Иосиф, сын Давидов! - сказал он. - Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их 9 .

Проснувшись, Иосиф долго размышлял над странным сном. Выходит, Мария сказала ему правду. Она ждет ребенка, но не от человека - от Духа Святого. А он-то поспешил осудить и обвинить Ее! Не потому ли, что забыл: Бог избрал его хранить и блюсти Деву, посвященную Ему. Иначе говоря, служить Ей. И тайне, которую сейчас открыл ему Ангел. Что ж, Иосиф готов стать служителем Божией тайны. Господи, да будет воля Твоя!

Иосиф встал, тихонько прошел в комнату, где спала Мария, и опустился на колени перед Ее ложем. Мария спала, по-детски подложив левую ладонь под щеку, и чему-то улыбаясь во сне. А правая рука ее лежала на животе, словно Она хотела защитить Свое еще не рожденное Дитя… от чего?… то было ведомо только Ей Одной.

Иосиф хотел поцеловать Ей руку. Но не посмел. Лишь благоговейно коснулся губами края ложа - у ног Марии…

В те дни вышло от императора Августа повеление сделать перепись по всей Римской империи. И пошли все записываться, каждый в свой город. Иосифу, как потомку царя Давида, надлежало явиться во град Давидов. То есть, в городок Вифлеем, где некогда родился и жил его царственный предок. Разумеется, будь на то воля Иосифа, он бы не стал брать с собой Марию: Она вот-вот должна была родить. Но приказ императора касался и Ее. Разумеется, Иосиф сделал все возможное, чтобы облегчить это путешествие для Марии: купил для Нее ослика, потратив на эту покупку все свои сбережения. А придя в Вифлеем, первым делом стал искать место в гостинице, чтобы Мария смогла отдохнуть от дальней дороги. Увы, гостиница была переполнена постояльцами, пришедшими в Вифлеем на перепись. Поначалу Иосиф надеялся снять угол у кого-нибудь из горожан. Он обошел весь город, спрашивал, уговаривал, умолял… но ни в одном доме не нашлось свободного места для них с Марией. Наконец, кто-то из жителей Вифлеема посоветовал ему переночевать в пещере за городом:

В эту пещеру наши пастухи скотину от непогоды загоняют. Там тепло, да и колодец рядом есть. Уж лучше вам там ночевать, чем на улице.

… В той пещере, в полночный час, когда весь мир спал и видел сны, Мария родила Сына. И спеленав Его, положила в ясли: небольшое корытце, выдолбленное из камня. Потому что в пещере не нашлось ничего другого, куда Она могла бы уложить новорожденное Дитя…

Стоя возле яслей, Иосиф пристально разглядывал Младенца. С виду Он ничем не отличался от остальных детей. Неужели это и впрямь Сын Божий? - подумал Иосиф. - Или это всего лишь сын человеческий?

В этот миг он почувствовал на себе взгляд Ребенка. И опустил голову, словно глазами этого Младенца на него взглянул Сам Господь. Когда же он осмелился снова поднять глаза, Дитя уже спало, сладко и безмятежно, как дитя человеческое…

Я назову Его Иисусом. - прошептал он, обращаясь к склонившейся над яслями Марии. В ответ Она лишь кротко улыбнулась и кивнула головой: «да».

… Иосиф вышел из пещеры и огляделся по сторонам. Эта ночь выдалась на редкость темной: даже в Вифлееме не светилось ни огонька. Тьма царила и на небе. Лишь одна, необычайно большая и яркая звезда сияла в ночи, прямо над пещерой, и с ней ночь уже не казалась такой беспросветной.

Уж не возвещает ли эта звезда рождение Сына Божия? - подумал Иосиф. И ему показалось, что откуда-то издалека до него доносится пение Ангелов…

Той же ночью к ним пожаловали нежданные гости: местные пастухи. Поначалу Иосиф решил, что они собираются прогнать их из пещеры. Однако, к его удивлению, пастухи столпились у входа, глядя на Марию и спящего в яслях Младенца. А потом вдруг встали на колени и поклонились Ему.

Вот оно, значит, как… - задумчиво произнес самый старший из них, по виду сверстник Иосифа. - Все так и есть, как сказал нам Ангел! Вот и Младенец в яслях лежит… Господи, слава Тебе! Наконец-то мы дождались Спасителя! Не удивляйся, добрый человек. - обратился пастух к Иосифу. - Мы и впрямь видели Ангела, вот как сейчас видим тебя. И не только я один - все мы его видели!

Да-да, видели! - наперебой поспешили заверить Иосифа остальные пастухи. - И он нам сказал…

Тише вы! - прикрикнул на них старик. - Я из вас самый старший, мне и рассказывать. Значит так. Сидим мы, сторожим стадо. И вдруг видим свет, яркий такой, ярче, чем бывает от солнца. Глядим - Ангел! Ну, мы со страху так на землю и повалились, а он нам говорит: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» 10 . И только он это сказал, явилось целое воинство небесное, и как запоет: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Сколько лет на свете живу, отродясь не слыхал такого пения! Одно слово - ангельское!

Вот мы и решили пойти и посмотреть, где родился Спаситель. - произнес пожилой пастух с изможденным лицом и лихорадочно горящими глазами, с благоговением глядя на спящего Младенца. - Выходит, это Он! А ведь сколько мы Его ждали! Наконец-то Он пришел! Посетил Господь людей Своих!

Мы тут Ему подарок принесли. - старик с поклоном подал Иосифу туго набитый узелок. - Там сыр, кувшин молока, полкаравая хлеба. Не погнушайтесь, люди добрые. Как говорится, чем богаты, тем и рады… мы бы и больше Ему принесли, кабы имели…

Много раз потом Иосиф вспоминал этих бедных пастухов… как же далеко ему было до них!

… Люди, явившиеся на перепись в Вифлеем, уже начали разъезжаться по домам, но Иосиф и Мария не спешили последовать их примеру, словно что-то удерживало их в негостеприимном граде Давидове. Здесь, на восьмой день после рождения Младенца, над Ним совершили все положенные обряды и нарекли Ему имя Иисус. Так, как велел Иосифу Ангел.

Проходили дни. И вот однажды под вечер, выйдя из пещеры, ставшей их домом, Иосиф увидел вдали караван: на трех высоких белых верблюдах, в сопровождении множества слуг, ехали три путника. Судя по всему, то были знатные иностранцы, приезжавшие с визитом в Иерусалим к царю Ироду 11 . Может быть, даже цари… ведь ездят же они друг другу в гости! Вот и съездили, а теперь возвращаются восвояси. Что ж, пускай себе едут!

Однако караван явно направлялся к их пещере. Вот он уже остановился у самого входа и слуги помогли знатным путникам спуститься на землю. Медленно, как подобает важным особам, к Иосифу подошли: высокий седовласый старик, чем-то напоминавший Захарию, чернокожий мужчина средних лет с курчавой, словно овечья шерсть, бородой, и румяный юноша с не по годам мудрым, вещим взглядом.

Мир тебе! - приветствовал Иосифа седовласый (судя по акценту, он и впрямь был чужеземцем). - Меня зовут Мелхиор.

Мое имя Валтасар. - откликнулся чернокожий, сверкнув белыми, как снег, зубами.

А мое - Гаспар. - тихо промолвил юноша. А потом спросил:

Где новорожденный царь Иудейский?

Мы увидели Его звезду на востоке. - пояснил Валтасар, видя недоумение Иосифа. - И пошли за ней. Она привела нас сюда. Так где же Царь Иудейский?

Разумеется, Иосиф не забыл, как на поклонение к Младенцу Иисусу приходили пастухи. Но то были местные жители и бедняки. Им, как говорится, Сам Бог велел чаять пришествия Спасителя. А эти люди - знатные чужеземцы, может быть, даже цари. Тогда что же привело их сюда? Любопытство? Или что-то еще?

Иосиф провел их в пещеру, где сидела Мария, держа на руках спящего Младенца Иисуса. К изумлению Иосифа, царственные гости преклонили перед Ним колена с таким же благоговением, с каким это сделали пастухи. Затем Мелхиор подозвал слугу и что-то сказал ему на незнакомом Иосифу языке. Вскоре тот вернулся, неся в руках ларец.

Вот мой дар Царю Иудейскому. - сказал Мелхиор, раскрывая ларец и ставя его к ногам Марии. В ларце тускло поблескивало золото.

Вот мой дар Господу. - возгласил Валтасар и поставил рядом другой ларец, доверху полный благоуханным ладаном.

Смертному Сыну Человеческому - мой дар. - прошептал Гаспар, поставив рядом третий ларец, со смирной, которой умащали тела умерших.

… Караван знатных чужестранцев, а может быть, даже царей, давно скрылся за горизонтом, а Иосиф все размышлял над их загадочными словами. Выходит, Иисус - не только Сын Божий, но и будущий Царь Иудейский? Вот это чудо так чудо! Что бы сказали жители Вифлеема, если бы узнали - в доме у плотника Иосифа подрастает будущий царь!?

В ту ночь Иосиф вновь увидел во сне Ангела:

Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его 12 . - сказал небесный вестник.

Иосиф вскочил и разбудил Марию:

Собирайся скорее! Нам надо немедленно уехать отсюда! Потом я Тебе все объясню…

На востоке еще не успел забрезжить рассвет, как они уже покинули Вифлеем. Впрочем, Иосиф то и дело оглядывался назад, чтобы посмотреть, не гонятся ли за ними люди Ирода. Как же теперь он бранил себя за вчерашние мечты! Нашел, чему радоваться! Нашел, чем гордиться! В его доме будет подрастать будущий Царь Иудейский! Нет бы подумать о том, что Ирод дрожмя дрожит за свой трон и готов убить каждого, в ком подозревает соперника… Нет, с него хватит чудес и знамений! Пропади они пропадом! Как говорится, только бы ноги унести!

Однако чем дальше оставался Вифлеем, тем больше успокаивался Иосиф. В самом деле, теперь самое страшное позади: их не настигнет даже самая быстрая погоня. Пожалуй, по пути в Египет им стоит заехать в Назарет и забрать с собой кое-какие вещи, в том числе плотницкий инструмент Иосифа: ремесло прокормит их и на чужбине. А заодно им нужно побывать в Иерусалиме. Ведь вот-вот исполнится сорок дней с тех пор, как родился Иисус. Значит, им надо посетить храм и исполнить все необходимые обряды. Когда-то еще они смогут вновь побывать там!

… Когда Иосиф и Мария с Иисусом на руках вошли в Иерусалимский храм, там было, как всегда, полно народу. Но вдруг люди начали почтительно расступаться, пропуская кого-то. Иосиф вгляделся: навстречу им медленно шел величественный старец, чем-то похожий на первосвященника Захарию. Подойдя к Марии, он протянул руки, взял Младенца Иисуса, пристально посмотрел Ему в лицо, словно пытаясь разглядеть что-то, ведомое лишь ему одному, а потом тихо произнес:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Потом он обратился к Марии:

Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец 13 .

Господь пришел! Господь явился! - разнесся по храму ликующий женский голос. - Радуйтесь, люди, и веселитесь! Посетил Господь людей своих!

Кто это? - спросил Иосиф стоявшего рядом пожилого человека, указывая на загадочного старца.

Ты что, не знаешь? - удивился он. - Это же Симеон. Великий мудрец и праведник. Его весь Иерусалим знает. Говорят, ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Вот он все живет и ждет Его… говорят, уже триста лет живет. Постой-ка! Ведь он сейчас сказал, что теперь может умереть, ибо увидел Спасителя… Выходит, этот Младенец и есть Спаситель? Вот и старая Анна, дочь Фануила, о том же вещает, а ведь она пророчица…

Что за новая тайна? - думал Иосиф. - Разные люди называют Иисуса по-разному: кто Спасителем, кто Господом, кто Царем Иудейским. Так какой же Он Царь - земной или Небесный?

…- А ну стойте! Кошелек или жизнь!

В другое время Иосиф наверняка испугался бы разбойников. По правде говоря, он испугался их и сейчас. Но все-таки ему нельзя было давать волю страху. Ведь кто тогда защитит Марию с Младенцем Иисусом? Конечно, Иосиф понимал - он никудышный защитник. А потому велел своему старшему сыну Иакову сопровождать их в Египет. Он силен и смел… и все-таки ему не справиться с целой разбойничьей шайкой. Значит, вся надежда лишь на то, что Иосиф сумеет договориться с разбойниками. Ради Марии и Иисуса он должен это сделать.

Вот, люди добрые, все, что у нас есть. - с этими словами Иосиф отвязал от пояса кошелек и протянул чернобородому разбойнику, преграждавшему им дорогу. - Возьмите. Только, сделайте милость, отпустите нас…

Развязав кошелек, разбойник высыпал себе на ладонь горсть медяков.

И это все? Ничего себе добыча! Что будем с ними делать, братцы-молодцы?

А ослик-то у них неплохой. - ухмыльнулся другой разбойник, самый сильный и свирепый на вид. И обратился к Марии:

Эй! А ну, слезай с осла! Он нам самим пригодится!

Он подошел к Ней… и вдруг замер, уставившись на Младенца Иисуса:

Какой красивый Младенец! Пожалуй, если бы Бог стал человеком, то не мог бы быть красивей, чем Он… Вот что, братцы: не будем брать грех на душу. Пусть они идут своей дорогой. Они - своей, а мы своей пойдем, авось, еще найдем, чем поживиться. Что ты сказал, Рувим? Попробуй только тронь их - будешь иметь дело со мной! Спрячь нож, я сказал! Не бойся, старик, мы вас пальцем не тронем. Уходите. Только смотрите, никому ни гу-гу, что видели нас тут… Понятно?

От неожиданности Иосиф не мог вымолвить ни слова. Вместо него разбойнику ответила Мария:

Ты защитил этого Младенца. Знай - придет час, и Он щедро отблагодарит тебя за это 14 .

И опять Иосиф не знал, чему удивляться больше. Тому ли, что разбойники с большой дороги вдруг передумали их грабить? Или загадочным словам Марии. В самом деле, что они означают? Чем Иисус сможет отблагодарить разбойника, вставшего на их защиту? Что за новая тайна? Впрочем, его куда больше интересует другое: доживет ли он до того времени, когда Иисус станет царем?

Они вернулись в Назарет лишь спустя несколько лет после своего бегства на чужбину. О том, что срок их вынужденного изгнания закончился, Иосифу опять возвестил Ангел, явившийся ему во сне:

Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца 15 .

Да, жестокий царь Ирод, «искавший души» Иисуса, и ради этого приказавший перебить всех младенцев в Вифлееме, от двухлетних до только что рожденных, к тому времени уже умер. Но его преемник и старший сын Архелай был не лучше. Поэтому Иосиф задержался в Египте до тех пор, пока до него не дошли вести о низложении и ссылке Архелая. И лишь после этого они с Марией, Иисусом и Иаковом вернулись в родные края, в город Назарет. И зажили, как прежде: Мария вела хозяйство и рукодельничала, Иосиф плотничал, а Иаков с Иисусом помогали ему. Вот только отчего-то с ними больше не случалось никаких чудес. Что таить, Иосиф жалел об этом. Ведь он уже успел привыкнуть к чудесам, к тому, что ему, не священнику, не мудрецу, а простому плотнику, открываются тайны Господни, сокрытые от прочих людей. И вдруг чудеса прекратились, оставив Иосифу лишь одни воспоминания о себе.

А ведь сколько было чудес, когда они прибыли в Египет! Стоили им приблизиться к какому-нибудь тамошнему храму, как изваяния богов, которым поклонялись египтяне, падали со своих пьедесталов и разбивались, словно сокрушенные незримой рукой. Говорят, это происходило не только в городе Ермополе, возле которого поселились беглецы из Назарета, но и по всему Египту 16 . А чудеса с деревьями! В окрестностях Ермополя росла большая персея 17 , которой местные жители приносили жертвы, как божеству. Но, когда они с Марией и Иисусом приблизились к этому дереву, оно сотряслось, а потом склонило свою верхушку к земле, словно преклоняясь перед ними и предлагая отдохнуть от зноя в тени своих ветвей. С тех пор оно так и осталось склоненным… мало того, обрело целительную силу. А когда они пришли в село Натарею, близ Ермополя, то ствол дикой смоковницы разделился надвое, а ветви ее образовали подобие шатра, под которым они смогли отдохнуть с дороги. Мало того - поблизости от места, где Иосиф построил хижину, появился источник. В нем Мария купала Младенца Иисуса. И от его воды совершались исцеления. Но после этого поток чудес иссяк. Почему? Ответ на это был ведом только Господу.

Впрочем, еще одно чудо все-таки случилось. Это произошло, когда они, вместе с родственниками и знакомыми, по обычаю, ходили на праздник в Иерусалим. А по дороге домой вдруг хватились Иисуса. По правде сказать, это случилось не сразу. Потому что поначалу они решили - Он идет в Назарет вместе с родными и земляками. Лишь пройдя дневной путь от Иерусалима до Назарета, Иосиф и Мария убедились: Иисус и впрямь пропал. Где Он? Что с Ним? Ведь Он еще совсем Дитя, Ему всего двенадцать лет! Далеко ли до беды! Три дня Иосиф с Марией обыскивали Иерусалим, но так и не смогли найти Иисуса. Наконец, уже отчаявшись увидеть Его снова, они зашли в храм. И… увидели там Иисуса, сидящего среди учителей, слушающего и спрашивающего их, так что все слушавшие дивились разуму и ответам Его.

Дитя! Что Ты сделал с нами! - в сердцах воскликнула Мария. - Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя…

Зачем было вам искать Меня? - вопросом на вопрос ответил Иисус. - Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 18

Тогда Его слова пришлись Иосифу не по нраву: разве ребенок смеет так отвечать своим родителям? А как же заповедь: «почитай отца твоего и матерь твою… »? 19 Но сейчас, на закате своей жизни, он вдруг понял: устами Иисуса Господь напомнил ему: смирись, человек. Ты - всего лишь служитель Моих тайн и зритель Моих чудес. А слуга не больше господина своего 20 . И потому, говоря «да свершится воля Господня» он не должен втайне думать: да будет воля моя…

… Уже двое суток Иосиф находился в предсмертном забытьи. Временами до него доносились плач Марии, испуганный шепот сыновей: «отходит… отходит… » Лишь голоса Иисуса он не слышал ни разу. Хотя знал: Он вместе с другими стоит у его смертного ложа. Увы, Иосифу не удалось дожить до того времени, когда Иисус станет Царем Иудейским. Не удалось увидеть Его в царственном блеске и величии. Господь не дал ему стать свидетелем этой тайны. Но почему? Ведь Он вполне мог продлить ему жизнь, как продлил ее праведному Симеону, чтобы тот смог увидеть приход в мир Спасителя. Тогда почему же Бог этого не сделал?

И тут Иосифа вдруг осенила страшная догадка: он просто-напросто недостоин увидеть, как эта, самая главная и великая тайна из тех, служителем которых избрал его Бог, наконец-то станет явью. Ведь Иосиф был предан Ему не до конца. Да, он старался поступать по Божией воле… и все же слишком часто «искал своего». Даже Иисуса он хотел видеть земным царем, позабыв, что Тот - Господь, Царь Небесный, Спаситель, Чей приход в мир предсказывали пророки. Что ж, он достоин этой кары - никогда не увидеть Его Царства! А теперь ему настало время уходить.

Иосиф поднялся, подошел к двери и перешагнул порог. Он не слышал, как позади заплакала над его телом Мария, не почувствовал, как кто-то из сыновей закрыл ему глаза. Перед ним расстилалась дорога, широкая и бескрайняя, и он шагал по ней, не зная, что увидит в конце пути. Сколько Иосиф шел по этой дороге в бессолнечном стране мертвых… часы, дни, годы? Этого он не знал. По пути он встретил и своего покойного отца Иакова, и его брата Илию, и своего дедушку Матфата, и прадедушку Елиезера, и тех своих далеких предков, которых знал только по именам, и даже тех, чьих имен он вовсе не знал. Видел он и первосвященника Захарию с Елизаветой, и праведного Симеона, и пророчицу Анну, дочь Фануила. А вот и царь Давид, и Сим, и Ной, и сам праотец Адам… И всем им Иосиф говорил:

Радуйтесь и веселитесь! Спаситель пришел! Я видел Господа, Спасителя нашего! 21

Слыша его, мертвые радовались, словно в стране и сени смертной вдруг воссиял свет надежды. А Иосиф шел дальше, зная - эта надежда не для него.

Но вдруг впереди блеснул ослепительный свет, ярче солнечного света. И перед изумленным Иосифом предстал Сам Господь, Царь Славы в блистающих ризах… и Иосиф узнал в Нем Иисуса. Он простер к Иосифу руки, словно призывая его в Свое Царство. И тот радостно шагнул Ему навстречу.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В основе повествования: житие праведного Иосифа Обручника, а также «Сказание о Рождестве Христовом», «Сказание о поклонении волхвов», «Сказание о бегстве в Египет» Святителя Димитрия Ростовского (см. «Жития святых», декабрь, издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1992). В ряде случаев автор использовал данные из жития Пресвятой Богородицы.
2. Так Господь сказал праотцу Адаму (Быт. 3:19 ).
3. На самом деле Иосиф был сыном Иакова. Однако считался сыном Илии. Илия умер бездетным. По тогдашнему обычаю, его брат Иаков взял в жены вдову Илии. Родившийся от этого брака Иосиф по закону считался сыном Илии, а по плоти - сыном Иакова.
4. В Евангелии от Луки (Лк. 1:5 ) Захария, отец Иоанна Крестителя, называется священником. В Житии Пресвятой Богородицы он именуется первосвященником. Именно он ввел Пресвятую Богородицу во Святое Святых Иерусалимского храма и впоследствии обручил Ее с Иосифом. Ему была известна и тайна Ее Приснодевства. Согласно Житию Иоанна Крестителя, Захария был убит в храме воинами царя Ирода во время избиения младенцев.
5. Иерусалимский храм состояли из трех частей: притвор (или двор), Святое и Святая Святых, куда имел право входить лишь первосвященник, да и то лишь раз в год. Первосвященник Захария, будучи провидцем, ввел во Святая Святых Деву Марию.
6. Фарисеи - («отделившиеся») поборники ветхозаветного закона, которые строго, по букве, выполняли обряды, но зачастую поступали вопреки Закону Божию. Характерными их пороками были гордыня и лицемерие. Поэтому «фарисеями» часто называют лицемеров. Саддукеи - религиозно-политическая партия знати, отрицавшая воскресение мертвых, загробную жизнь и существование Ангелов. С теми и другими во время Своей земной жизни спорил Христос Спаситель.
7. Ин. 2:13–16 ; Мф. 21:12–13 .
8. Здесь объединены два повествования об этом чуде. Согласно одному: посох Иосифа расцвел (поэтому Иосифа Обручника иногда изображают с расцветшим посохом в руках). Согласно другому - из него вылетела белая голубка и села на голову Иосифа.
9. Мф. 1:20–21 .
10. Лк, 2:10–12 .
11. Ирод Великий - царь, основатель династии Иродов, правившей в Палестине в 1 веке по Рождестве Христовом. Имя его стало нарицательным для обозначения коварного и жестокого человека.
12. Мф. 2:13 .
13. Лк. 2:28–35 . В память об этом событии - встрече праведного Симеона с Богомладенцем Христом, Православной Церковью установлен Праздник Сретения Господня.
14. По преданию, приведенному Святителем Димитрием Ростовским, впоследствии этот разбойник был схвачен, приговорен к смерти и распят рядом с Христом Спасителем. Именно он назвал Его Господом и просил «помянуть его во Царствии Своем». На что услышал ответ «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43 ). Так исполнилось предсказание Девы Марии.
15. Мф. 2:20 .
16. Об этом событии упоминается не только в «Сказании и бегстве в Египет» Святителя Димитрия Ростовского, но и в акафисте Спасителю (икос 6).
17. Вечнозеленое дерево семейства лавровых.
18. Лк. 2:48–49 .
19. Исх. 21:17 .
20. Перифраз слов Спасителя: «… раб не больше господина своего» (Ин. 15:20 ).
21. О том, что Иосиф, сойдя в шеол, принес туда радостную весть о приходе Спасителя, говорится в его житии. О том же упоминается и в тропаре святому Иосифу: «благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу… »

Вконтакте



Loading...Loading...