На торговлю в электричках хотят ввести полный запрет. Хорошо ли продавцы в электричках хвалят свой товар Право на выживание

Для одних пассажиров торговцы в электричках, зычно предлагающие свои товары, - раздражающий фактор и угроза тишине, для других - единственное доступное развлечение в дороге, помимо разглядывания соседей и пейзажей за окном. Периодически торговлю в электричках пытаются хоть как-то регламентировать, даже предлагают ввести полный запрет. Сейчас за нелегальную работу вагонные коммерсанты могут получить штраф до 2 тысяч рублей, но от этого их количество не уменьшается - в пригородных поездах все так же можно купить стельки, брелоки и чистящие средства. Раз за разом повторяя заученную речовку, продавцы умудряются убедить некоторых пассажиров приобрести разнообразные, иногда очень странные вещи. Редактор The Village Лена Верещагина записала то, что говорят торговцы в электричках о своих товарах, и попросила маркетолога, копирайтера и других экспертов дать свои оценки качеству их текстов.

Видеосъемка и монтаж

Платон Огарев

Эксперты

Арсен даллакян

консультант по потребительскому поведению

Людмила Сарычева

Марина Королева

журналист, филолог, основатель «Бюро Марины Королевой»

Денис Каплунов

Приспособления для обуви

Пожилой мужчина: «Позвольте вам рассказать про ледоходы. Это съемная резиновая подошва со стальными шипами. В гололед просто одевается на любую обувь - от 35 до 45 размера. Надежно защитят вас от падений, травм даже в самый сильный гололед. Ленинград производит такие ледоходы. Полная инструкция на упаковочке, 300 рублей. Кому это интересно, можно ознакомиться поближе.

Теплые зимние войлочные стельки трехслойные. Первый слой - войлок натуральный, второй слой - войлок искусственный, третий слой - войлок натуральный. 50 рублей такие стелечки. Они, можно сказать, безразмерные - от 35 до 45 размера разметка на каждой стельке. Дома ножницами сами вырезаете. Кому это интересно - прошу. Также стельки войлочные с металлизированным лавсаном».

Арсен Даллакян

Этот человек нашел отличный продукт, предложение которого уместно в электричке. Это редкость. Это самый настоящий бихевиорист, он использует поведенческий подход к продажам. Люди едут, они действительно озадачены тем, что на улице скользко. Акцент на то, что продукт сделан не в Китае, а в Ленинграде (причем использовано старое название «Ленинград», отсылающее к ностальгическим настроениям) только увеличивает приятное отношение к продукту. Далее он углубляется в технические параметры, что делает его презентацию более экспертной: слушателям кажется, что человек действительно разбирается в том, что он продает. Три пункта, почему презентация классная: релевантное предложение, детальная экспертиза, использование эмоциональных слов.

Людмила Сарычева

Захотела купить ледоходы. Странно, что не нашлось ни одного покупателя. А о стельках можно было рассказать лучше. Торговец говорит, что стельки трехслойные. А мне-то что с этого? Торговец привел характеристику товара, но не рассказал, что она дает. В инфостиле редакторы называют это «фичеризмом»: автор называет характеристику, но не поясняет, какая от нее польза. Чтобы было полезнее, нужно рассказать, при каком морозе ноги не замерзнут, сколько времени стельки хранят тепло, в какую обувь лучше их класть или как ноги не будут потеть в помещении. А сейчас в описании пользы мало.

Монеты

Мужчина средних лет: «Дамы и господа, хотелось бы познакомить вас с коллекцией монет. Все разновидности монет есть в отдельных альбомах, есть коллекции в собранном виде. Одна из самых популярнейших серий - это города воинской славы, многие из этих монет можно даже в магазине на сдачу получить. Есть по акции в собранном виде.

Альбом, посвященный 200-летию победы царской армии в Отечественной войне 1812 года. Крупные сражения, великие полководцы, герои народного ополчения и партизанского движения, заграничные походы нашей армии, сражения на территории иностранных государств.

В честь 70-летия Победы были выпущены памятные пятирублевые монеты. Посвящены они самым крупным битвам и сражениям - таким, как Битва за Москву, Сталинградская и Курская дуга, все крупные наступательные операции советских войск в Великой Отечественной войне. Буквально в начале 2016 года вышло продолжение этой серии - освобождение Крымского полуострова, также сюда вошла памятная 100-рублевая банкнота, где изображены самые крупные достопримечательности Республики Крым.

Помимо металлических монет, предлагаются расширенные альбомы. Сюда вошли такие знаменитые серии, как „Древние города России“, „Двухсотлетие образования министерств“, „Субъекты РФ“. Отдельно можете выбрать монеты из разных серий. Все новинки 2016 года - включая столицы освобожденных государств и русское историческое общество. Кто интересуется, я подойду и покажу более подробно».

Марина Королева

Всегда восхищалась «разговорным жанром» торговцев в электричках. Слушать их - мое любимое развлечение по дороге на дачу летом. Кроме шуток - многие из них прекрасно говорят! Понятно, что это заученная речь, она стандартизована, страшно даже подумать о том, сколько раз в день они произносят эти тексты, и тем не менее. Как правило, у них хорошая дикция, хорошая «подача», как выражаются актеры: торговцу ведь нужно перекричать стук колес и шум в вагоне. И большинству это прекрасно удается! В общем, жанр и его труженики вызывают у меня уважение.

Денис Каплунов

Начинать можно проще: «Дорогие пассажиры, желаю вам приятного путешествия и предлагаю альбом коллекционных монет, посвященных…» «Расширенные альбомы» - это уже дополнительные продукты, представление которых отвлекает от основной покупки. Я считаю, что в электричках нужно продавать только один конкретный товар. Вообще, на мой взгляд, именно этот неуместно продавать в электричках. Нумизматы предпочитают каждую монетку изучать. В электричке это неудобно. Плюс аудитория продукта очень узкая. Единственный вариант - дополнить речь мыслью о том, кому в подарок можно приобрести такой альбом.

Результат: 0 покупателей в вагоне

Перчатки и варежки

Мужчина с акцентом, в шапке: «Полушерстяные для мужчин и для женщин перчатки. Тянутся хорошо, подходят на любой размер руки. В ассортименте есть цвета разные, 100 рублей. Перчатки более теплые и двойной вязки, женские и мужские, с ангорой - 150 и 200 рублей. С откидными пальцами варежки и перчатки для женщин и для мужчин за 200 рублей. С обрезанными пальцами кожаные перчатки за 350.

Для холодной погоды и мороза варежки, двойная теплая вязка, изделия подходят также на любой размер руки. Разные варианты, цвета и расцветочки. За 200, 250 рублей, за 300 и за 350 рублей. Мужчинам для мороза и холодной погоды с теплым мехом внутри трикотажные и кашемировые перчатки, разные размеры.

Также есть перчатки трикотажные, кашемировые, стрейч, разные цвета и модели, и разные размеры имеются. Есть для не очень холодной весенней и для морозной зимней погоды за 200 и 250 рублей в зависимости от модели.

Для дам также удлиненные перчатки, согревающие не только ладонь руки, но и запястья. И более удлиненный вариант дамскую руку до локтя согреет. Разные модели и размеры. Есть заменитель и натуральная кожа. И демисезонные, и для морозной погоды. Мужчинам также теплые кожаные и дубленочные варежки. Теплый мех внутри, разные размеры.

Малышам перчатки и варежки, разные расцветочки, 100–150 рублей. Детишкам подросткового возраста также перчатки и теплые варежки. Детишкам от двух до шести лет также теплые варежки и непромокайки разной расцветочки.

Ну и в завершение - для сенсорных телефонов перчатки с активными кончиками пальцев. Пользуемся нашими телефонами в морозные дни, не снимая перчаток с руки. Тянется на любой размер руки. Есть и для мужчин, и для женщин. Можно качество посмотреть поближе, померить и при желании приобрести».

Королева

Текст про перчатки и варежки ближе к разговорному жанру. Появляются уменьшительные формы, которые столь характерны для русской разговорной речи («расцветочки», «детишки»), порядок слов более свободный. Исходный текст наверняка есть, но торговец от него намеренно отходит, приближая к устной речи. Очень грамотный подход.

Каплунов

Даже не знаю, что тут сказать. Аудитория широкая, товар нужный. Над текстом если и работать, то основательно, точечные ремарки тут бесполезны. Но его точно можно сделать еще более эффективным, потому что это уместный массовый товар и невысокая стоимость. Есть, правда, небольшое сомнение относительно того, что сразу много продукции предлагается. В общем, я бы хотел лично увидеть этот текст в деле.

Результат: 3 покупателя в вагоне

Абразивный поропласт «Золушка»

Очень энергичный молодой мужчина: «Уважаемые пассажиры, постараюсь не потратить это время зря. Хочу предложить вещь просто уникальную по своей простоте. Многие эту вещь знают, многие пользовались, многие спрашивают… И вот, я ее принес. Это абразивный поропласт „Золушка“. Для тех, кто знает, что это такое, одного названия будет достаточно. Для тех, кто первый раз слышит, давайте немного расскажу.

Вот такой треугольничек серого цвета является абсолютным чистящим средством. Он работает с любыми (не побоюсь этого слова - с любыми) твердыми поверхностями - такими, как чугун, металл, пластик, керамика, дерево, стекло, мрамор, гранит. Удаляет такие загрязнения, как жир, нагар, грязь, известковый налет, ржавчина, монтажная пена, краска, клей, плесень, - перечислять это можно просто до бесконечности.

Чтобы не быть голословным (я много всего наговорил), давайте я просто наглядно продемонстрирую, как „Золушка“ вообще работает. Я бы мог привести огромное количество примеров - например, очистить немного краски с этой стены. Но принес я все-таки вещь, которая более близка нашим хозяйкам, - это посуда. В данном случае это вот такая вот эмалированная мисочка. Обычная эмалированная миска, разве что сильно сгорела. Признаюсь, я специально закоптил ее для этого случая, просто обмазав подсолнечным маслом и запихнув в духовку. Ну я думаю, каждый знает, что просто так с этим нагаром уже не справиться - ни руками, ни губкой с моющим средством. Разве что стальной сеточкой, которая эту эмаль просто поцарапает. Давайте посмотрим, как с этим справится „Золушка“! Конечно, всю миску чистить я не буду - почищу здесь небольшой участок, чтоб всем было видно, как „Золушка“ работает. Начинаем чистить. Как видите, буквально несколько секунд - и нагар просто исчезает на глазах. Заметьте: я не добавлял сюда никаких чистящих средств. Чистит легко, буквально как ластик. По сути „Золушка“ и является в какой-то степени ластиком, и также со временем она стирается. Вот кто-нибудь может похвастаться тем, что стер ластик до конца? Я думаю, мало таких. „Золушки“ хватит на десятки, если не на сотню таких вот мисок. Это ни в коем случае не химия, не камень, не металл, не реагенты - это цельный материал, абсолютно безопасный для человека.

Ну, думаю, достаточно. В том месте, где я почистил нагар, обычной тряпочкой сотру - и результат налицо. Абсолютно чистая эмаль без царапин. Каждый может посмотреть, убедиться, что это настоящий нагар, а не абы что. Если появится желание, прямо здесь в вагоне можете попробовать почистить миску - мне не жалко.

Ну и пару слов о цене. На лотках и в магазинах „Золушку“ найти не так уж и просто. Однако можно найти ее в интернете, правда, цена ее будет от 150 рублей и выше плюс доставка. Я же прямо здесь и сейчас с бесплатной доставкой в любой конец вагона предлагаю вам ее за 100 рублей.

Что же еще можно почистить? Я вкратце приведу несколько конкретных примеров. Это газовые плиты, электрические, духовки (стекла духовок всегда пригорают или постоянно заляпаны жиром), старые холодильники, кафельную плитку, медь, алюминий, мельхиор, золото, нержавейку. В общем, повторюсь: стоимость „Золушки“ 100 рублей, срок годности неограничен. Желающие, спрашивайте, обращайтесь, я подробно объясню, как ей пользоваться, при желании приобретайте. Пожалуйста!»

Сарычева

Здесь вся красота не в тексте, а в демонстрации, поэтому анализировать текст бессмысленно. Когда показываешь продукт в работе, это всегда сильнее слов. Наверняка большинство зрителей даже не особо слушали, что говорит торговец. Они просто засмотрелись на представление и захотели купить поропласт. Но все же здорово, что торговец предупредил о покупке поропласта в интернете: он не скрывает, что товар можно купить еще где-то, но при этом тут же говорит о преимуществе покупки у него.

Торговец поропластом - в более выгодном положении, чем коллеги. Продемонстрировать ледоходы в деле в электричке невозможно, а здесь торговец прямо в вагоне показывает волшебство, и люди верят.

Даллакян

Человек начинает заход с прелюдий: вместо того, чтобы привлекать, эти прелюдии, наоборот, выключают внимание. Начинать надо сразу с дела, причем с какого-то якоря, который бы цеплял внимание. Но потом быстро исправляется, называя свою вещь уникальной и простой, - это заинтересовывает. Постоянные отсылочки к мысли, что люди, которые пользовались этим, любят, знают, и им не надо ничего рассказывать. Он привлекает в качестве opinion-лидеров некую несуществующую, может быть, аудиторию, но, по его словам, как будто миллион человек этим попользовались.

Эта презентация не несет в себе чего-то уникального. Главный фактор, почему этот продавец является успешным, - демонстрация. Конечно, одна картинка стоит тысячи слов: если бы он ничего не показал, а только говорил, у него бы вряд ли что-то кто-то купил, как у предыдущих продавцов. Здесь же главное то, что он демонстрирует. Он хорошо проводит связь с реальностью, презентует товар в условиях, не отдаленных от людей, а говорит, что может даже отскрести краску с конкретной стены. Это дает ощущение настоящести, люди чувствуют сопричастность, а это одно из главных принципов маркетинга - вовлечь.

Здорово предвосхищает опасения покупателей, говоря, что это не камень и не металл, не реагент и не химия - все самые страшные вещи, которые есть в сознании домохозяек. Продавец сразу говорит, в чем его преимущество как продавца, - в том, что он продает дешевле. Он рекламирует не только свой продукт, но и свое предложение. Это правильный подход. Ведь многие могут просто посмотреть презентацию, приехать домой, непосредственно столкнуться с проблемой подгоревшей посуды и только тогда вспомнить о товаре, залезть в интернет и купить.

Это лучшая презентация. Ее делает лучшей демонстрация, вычленение преимущества себя как продавца и то, что общая канва максимально приближена к реальности клиентов-пассажиров: он находится здесь и сейчас в той же среде, что и потребители.

Результат: 6 покупателей в вагоне

Приспособления для кухни

Мужчина средних лет: «Простая в применении лопатка-щипцы. Они сочетают в себе четыре предмета: лопатку, ножик, ложку и щипцы. Рекомендовано для работы с любыми антипригарными или керамическими покрытиями. В отличие от деревянных аналогов, не впитывает сильно запах или жир. Кроме того, зубчатую сторону лопатки можно использовать в качестве ножа. Она легко разрежет любую выпечку или запеканку. И трансформируя лопатку в щипцы, вы сможете порционно подавать блюда к столу. Хорошо моется, имеет пищевой допуск, температуру плавления до 250 градусов. Город-производитель - Санкт-Петербург, стоит 100 рублей.

И второе предложение - рыбочистка. С ее помощью вы можете почистить замороженную рыбу. Зубья, расположенные по кругу, обеспечат вам качественную чистку. Чешуя чистится быстро и не разлетается по сторонам, кожа у рыбы остается неповрежденной. Пораниться при работе практически невозможно. Город-производитель - Москва, стоит 80 рублей. Кто чем заинтересовался, зовите».

Каплунов

Я думаю, стоит переоформить описательную часть в «вы»-стиле: «…также вы можете использовать зубчатую сторону лопатки в качестве ножа и легко разрезать любую выпечку или запеканку. А потом достаточно сделать вот так (щелчок) и лопатка превращается в щипцы, с помощью которых вы эффектно подадите блюдо к столу» - это черновая заготовка, которую тоже можно докручивать до словесного блеска, если досконально изучить продукт. Даже не знаю, насколько целесообразно сообщать, что этот чудо-прибор изготовлен в Санкт-Петербурге…

По рыбочистке уже лучше, но я бы подал это мягче, например, вот такая черновая заготовка: «А еще новый хит для тех, кто любит рыбу: посмотрите, какая красивая рыбочистка, с ее помощью вы сможете легко почистить даже замороженную рыбу. Зубья располагаются по кругу, что позволяет быстрее и легче чистить рыбу: чешуя не будет разлетаться по сторонам, а кожа останется неповрежденной. У вас потом еще будут спрашивать, как это удалось настолько красиво почистить рыбу».

Королева

Тексты о монетах и о приспособлениях для кухни чем-то похожи стилистически. Я бы даже не исключила того, что у них один автор. Причастные и деепричастные обороты («трансформируя лопатку в щипцы», «расположенные по кругу»), страдательный залог («были выпущены») указывают на то, что текст изначально был именно написан, а не произнесен вслух, причем написан грамотно.

Результат: 1 покупатель в вагоне

Книги

Мужчина и женщина в черных куртках: «Доброго пути, хорошего настроения, приятной поездки! Меня зовут Роман. Мы представляем московское книжное издательство, хочу представить вашему вниманию небольшую коллекцию книг.

По традиции начну с „Азбуки“, благодаря которой вы научитесь легко и просто читать по слогам. Не менее интересная книга „Веселая география“ Андрея Усачева. С этой книгой ваш ребенок будет путешествовать по всей планете. Также дошкольная энциклопедия - это полная пошаговая подготовка к школе, начиная от азбуки и заканчивая выбором профессии. Ну и конечно, книги подарочного варианта для взрослых. Это одна из книг серии „Православные иконы“, книга выполнена в твердом переплете, сюда вошли иконы пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, Михаила Архангела, также есть их подробное описание: кто когда написал, где находится. И конечно же, не менее интересная книга - роман Михаила Булгакова „Мастер и Маргарита“. Сюда включены главы, которые ранее никогда не издавались. Ну и в завершение по нашей традиции, как вы просили, книги небольшого формата. Это книги Александра Сергеевича Пушкина (стихи, поэзия) и английского писателя Уильяма Шекспира (сюда вошли такие произведения, как „Ромео и Джульетта“, „Гамлет“, „Двенадцатая ночь“, а также 54 сонета). Есть у нас, конечно же, и большие раскраски. Желающие посмотреть, обращайтесь, спрашивайте! Мы расскажем более подробно».

Сарычева

Устная речь сложнее письменной. В устной речи нужно на ходу составлять предложения, подбирать слова и стараться не сказать глупость перед аудиторией. У торговца книгами получается здорово.

Он интересно привлекает внимание аудитории. Вместо скучного «Уважаемые пассажиры», он желает хорошего настроения. К тому же он представился. Теперь его удобно подозвать, чтобы купить книгу. Роман предлагает книги для разной аудитории: детские, религиозные, классическую прозу и поэзию. Так он повышает шанс охватить больше людей.

Он классно рассказывает о детских книгах, с пользой для читателя: по «Азбуке» вы научитесь быстро читать, а с «Веселой географией» ребенок будет путешествовать по всей планете. Забавно только, что он говорит «вы научитесь читать», а не «ребенок».

Чтобы улучшить эту речь, я бы повыбрасывала из нее обороты, которые ничего не говорят аудитории: «по традиции», «как вы просили». Вряд ли конкретно эти люди просили книги небольшого формата. Еще можно выкинуть то, что зрители и так видят: «выполнена в твердом переплете» или «книги небольшого формата». Лучше сказать, чем это полезно: книга умещается в карман, ее можно брать с собой и читать по дороге на работу.

Даллакян

Представился. Это интересный факт. То есть он сразу хочет настроить межличностную коммуникацию с людьми. Слабый заход «По традиции начну» - бла-бла-бла, ничего не значащие слова. Сказал «Азбука», но не сказал ни одного ее преимущества, хотя мог бы сказать, например, что это уникальная азбука, сделана с расчетом на эмоциональное вовлечение детей и так далее. Это же касается книги Усачева - не говорится ничего толкового о том, почему эта книга стоит внимания.

Забавно, что эксплуатируют тренд на религиозность людей, предлагая книжку «Православные иконы». Чувствуют рынок. Наверное, самое интересное предложение - это «Мастер и Маргарита». Большинством любимый роман с уникальным предложением - это главы, которые никогда до этого не издавались. Странно, что про текущий хит продаж - большие раскраски для взрослых - он сказал вскользь. Я бы на его месте продавал только их и рекламировал бы только их. Его ошибки: предлагает большой ассортимент, не выделяет преимущества. Нужно рассказывать о преимуществах одного продукта.

Результат: 0 покупателей в вагоне

Ручная тесьма для подрубки брюк

Мужчина в вязаной шапке: «Уважаемые пассажиры, к вашему вниманию предлагается уникальная вещь под названием „ручная тесьма“ для лучшей подрубки штанов спортивных, брюк, юбок, платьев. Шить здесь не нужно ничего, просто покажу на примере. Край любой ткани, как обычно, загнули, ленту водой смочили (у нее есть две стороны - белая и черная). Кладем белой стороной, горячим утюгом без тряпки по мокрой ленте утюжим досуха. Когда она высыхает, получаем отличный результат - и не надо шить. Такая лента выдержит любую стирку: воды она не боится. Брюки под низом не протираются. Одной упаковки хватит на пару брюк, в наличии есть пять цветов. Кто заинтересовался, спрашиваем».

Даллакян

Такую продукцию нужно продавать тем, кто только недавно купил брюки. Людям, которые едут в своей старой одежде, у которых проблема длины брюк давно решена, конечно, не нужно ничего, о чем говорит этот человек. По сути, для них это шум. Наверняка он демонстрирует, как эти подрубки работают, но потребность не актуализирована здесь и сейчас: он не смог связать результат продукта с ситуацией, в которой он находится. Если бы он сказал: «Посмотрите на ваши брюки. Видите капли грязи?» - все бы посмотрели. Тогда он бы продолжил: «А этого можно избежать путем правильного подгиба длины. Какая у вас длина?» - все бы опять посмотрели. Он: «Длина должна быть до середины каблука, а у вас до земли достает. Вам в первую очередь это нужно». Такая коммуникация бы больше продавала.

Сарычева

Тоже хорошо рассказано. Ощущение, что торговец уже много раз отвечал на вопросы об этом товаре, а теперь включил ответы в свой текст. Это слова, что тесьма выдерживает стирку, брюки не протираются, упаковки хватает на пару брюк, есть пять цветов. Сложно получилось только с описанием процесса. Я читала, и то мне было трудно все это представить, а на слух это еще сложнее. Я бы сократила этот кусок буквально до слов «смачиваете ленту водой, прикладываете к краю брюк и проходитесь горячим утюгом».

Результат: 0 покупателей в вагоне

Говорящий хомяк

Бойкая женщина в пуховике: «Хорошей дороги, хорошего настроения! Позвольте продемонстрировать игрушку, которая одинаково понравится как взрослым, так и детям. Как мальчишкам, так и девчонкам. Это говорящий хомяк. Этот хомяк не просто все повторяет, он еще и при-тан-цо-вывает! Ну и самое важное - цена у нас на эту игрушку не заоблачная. (Хомяк повторяет.) Не 700, не 800 рублей, как в магазинах и интернет-магазинах (хомяк повторяет), а только 350 рублей, что в два раза дешевле (хомяк повторяет). Ну и добавлю, что другие музыкальные игрушки также появились в продаже по 650 рублей. Каждую игрушку на месте обязательно вам проверю и упакую в вот такую красивую упаковку. Кто меня услышал и кто желает порадовать своих малышей, приобрести говорящего хомяка или другую игрушку по выгоднейшей цене, - спрашивайте, и я к вам подойду».

Каплунов

Отказываюсь давать комментарий к этому фрагменту: вообще негативно отношусь к продаже детских игрушек в метро и электричках. Только в магазинах и у хороших производителей. Это дети.

Королева

Я оценила начало («хорошей дороги, хорошего настроения»), которое соответствует веселому товару. В этом тексте явно много импровизации, отходов от написанного или заученного текста, здесь больше разговорных конструкций. Языковое чутье подсказывает продавцу, что о говорящем хомяке нельзя говорить формально! В общем, если бы я и не купила этого хомяка, то уж точно вышла бы из вагона с хорошим настроением.

Результат: 0 покупателей в вагоне

Мини-чайник, фартуки и электросушилки

Пожилой мужчина невысокого роста: «Доброе утро, уважаемые пассажиры! Сегодня вашему вниманию предлагается очень удобный компактный мини-чайник „Малыш“. Вода в нем моментально закипает в течение двух минут. Его очень удобно брать на работу, на дачу, на отдых, в больницу и так далее. Цена - 150 рублей.

Также вашему вниманию предлагаются фартуки хозяйственные. В продаже имеются клетчатые и круглые скатерти, электросушилки для обуви. Также в продаже имеются лечебные пояса и наколенники. Кто заинтересовался - пожалуйста».

Каплунов

Продукт хороший и потенциально интересный, но маловато выгод. Я бы предложил так: «Посмотрите на этот великолепный чайник „Малыш“. Благодаря его миниатюрным габаритам вы можете его брать с собой на работу, на дачу, в больницу и на отдых. Вмещает столько-то литров, это столько-то чашек кофе или чая. Всего две минуты, и вода закипает». После озвученного текста есть вопросы: от чего он питается, как обслуживается, как шумит и так далее. Я бы узнал обо всех опциях товара и усилил общий список выгодных характеристик. А вторая часть предложения вообще непонятна. Такие ходовые товары нуждаются в отдельной презентации, а не простом упоминании.

Королева

Текст прекрасный своей лаконичностью. Ничего лишнего, но есть вся необходимая информация. Тут продавец явно не отходит от исходника, возможно, даже сокращает его. И опять-таки, все очень грамотно.

В конце прошлого года московские власти в очередной раз решили взяться за несанкционированную торговлю в электропоездах. Как писали тогда «Известия», к весне 2015 года департамент транспорта Москвы собирался обратиться с законодательной инициативой по регуляции стихийной торговли в Минтранс. Дошло ли дело до реального воплощения, или документ (если он вообще существует) всё ещё бродит по инстанциям - пока неизвестно.

Право на выживание

Обуздать нелегальных коробейников власти пытаются давно. По оценкам руководителя комитета по экономике московского отделения организации «Опора России» Алексея Канадского, до 90% всей торговли в электричках Московского региона находится вне закона. Управляют ей давно существующие крупные объединения — изначально полукриминальные, позже они частично легализовались и вошли в правовое поле.

В 2011 году ОАО «РЖД» сделало робкую попытку подмять под себя рынок: компания ввела правило, по которому на одном пригородном полигоне официально может торговать только одна компания. Московскую зону поделили между двумя конторами, в штате которых числилось на тот момент 400 человек. Нелегальным торговцам это пришлось не по душе: очень скоро на официальных торговцев, которых заставили носить форменную одежду и бейджи, начали нападать конкуренты. В итоге в московских электричках установилось равновесие - нелегалы никуда не делись и продолжают торговать барахлом наравне с коллегами в форме.

Для того, чтобы найти на них управу, нужно менять федеральные законы, сетуют чиновники. Сейчас любой человек с разрешением на торговлю и проездным билетом может свободно торговать в электричках, то же самое относится и к людям, нанятым юридическим лицом. Штрафы, которые теоретически угрожают за торговлю вне отведённых для этого мест - 5 тысяч рублей для физического лица, 10 тысяч для должностного и 200 тысяч для юридического - суды предпочитают не выписывать из-за неких юридических моментов. Реально торговцам угрожает только самоуправство полицейских, с которыми, конечно, у пригородных Рокфеллеров всё давно на мази.


Департамент транспорта в вышеупомянутой предновогодней инициативе предложил упорядочить не только сам факт торговли, но и ассортимент товаров, которыми торгуют продавцы. В частности, чиновники планируют составить список запрещённых к реализации товаров, однако что именно туда войдёт, они пока озвучили. Эксперты предположили, что под запрет попадут алкоголь, снеки, которые засоряют вагон, в частности, семечки, сложная техническая продукция, а также ещё некоторые товарные категории. В разрешённых же, помимо прочего, наверняка окажутся сезонные товары - от рассады в Подмосковье до пляжных тапочек на курортах. То есть то, на чём сейчас успешнее всего зарабатывают нелегалы.


Как всё устроено

По оценкам экспертов и самих участников стихийного рынка, сейчас в московской пригородной зоне нелегально торгует около двух тысяч человек. Большая часть из них работает в бригадах, отдавая часть выручки хозяину, меньшая - на себя.

Зоны влияния бригад чётко разделены: каждая окучивает своё направление в строго очерченных границах. Залезание на поляну конкурентов, мягко говоря, не поощряется: бизнес всё так же околокриминальный, можно и на телесные повреждения нарваться. Музыканты и попрошайки работают отдельно и к торговым бригадам отношения не имеют.


Товар продавцы организованно закупают у оптовиков, исходя из собственных представлений о ведении бизнеса. Оптовики, в свою очередь, давно уже жалуются на отток клиентов в доступные гипермаркеты, где мелочёвка стоит зачастую даже дешевле, чем в электричках. Талант продажника вообще крайне важен в этом деле - чтобы продавать такие залежи сомнительного товара, нужно тонко разбираться в человеческой психологии и не тушеваться, привлекая к себе внимание не всегда дружелюбной толпы. Разницу торговцы кладут в карман, предварительно отстегнув бригадиру.

В день коробейники получают 1000-3000 рублей, в зависимости от умения подобрать и затем втюхать товар. Для этого им приходится проехать в 8-10 электричках, на что в среднем уходит часов восемь. В поездах все торговцы соблюдают несколько негласных правил: не перебивают уже начавшего речь коллегу, выдерживают интервал, чтобы не раздражать пассажиров, и сообщают друг другу об очередной полицейской облаве. Как правило, в результате таких рейдов торговец отделывается либо «штрафом» в карман представителя власти, либо потерей дневной партии товара в недрах полицейского участка. Железнодорожным же контролёрам дела до продавцов нет - главное, чтобы билет был.



***

В 2008 году «Коммерсант» оценивал рынок нелегальной торговли в электричках московской пригородной зоны в $4,5 млн ежегодно. В 2014 источники «Известий» называли величину годового оборота торговли в той же зоне в 500 млн руб. В обоих вариантах - рынок внушительный, и РЖД вряд ли отстанет от этой потенциально прибыльной темы. Только изменится ли тогда что-то в пригородных поездах?

О бизнесе "на колёсах" рассказывал Алексей Максимук

Несколько часов назад забрал образец первой партии сборника «Продажи на прокачку». Ну, думаю, прежде чем «бойцов в бой бросать» надо самому попробовать попродавать … Купил билет на17:00 часовой Спутник, сел в первый вагон, жду, когда поедет, вспоминаю песню Высоцкого: «Страаашно, аж жуть!» :)

Поезд трогается. Первый вагон маленький какой-то и в нем одни тетки сидят, всего 3-5 мужчин более или менее похожих на целевую аудиторию. Иду во второй и сходу толкаю «пламенную речь» :

«Уважаемые пассажиры! Я предлагаю деньги!

Деньги для вас и вашей компании. Деньги в виде продаж. Продажи нужны всем, от продаж зависит ваша зарплата .

Посмотрите! у меня в руках сборник видеозаписей «Продажи на прокачку». Теперь не нужно ходить на дорогие семинары и покупать много книжек, достаточно купить один сборник с 10 видеозаписями семинаров о продажах.

Прекрасный подарок

Для Вашего удобства наиболее семинары записаны не только в видео, но и в MP3 формате. Для прослушивания аудио в транспорте по дороге с работы и домой, чтобы вам не мешали такие продавцы, как я.

10 полезных семинаров по продажам всего за 200 рублей. Кто заинтересовался - обращайтесь»

Занавес! Победное дефиле вдоль вагона с речью: «10 семинаров всего за 200рублей». Несколько заинтересованных взглядов и………….. ни одной продажи!!! Жаль не получилось с каждого вагона всего за 2 минуты заработать по 140рублей «навара», а как хотелось! :)

Ладно, не беда, я и раньше думал, что продажа будет через 1 вагон. Захожу в следующий, а он заполнен на 1/4 на 3 свободных всего одно занятое. Так, стоп! еще один вагон без продаж я уже не переживу, что-то я делаю не так.

Работа над ошибками:

  1. время не то, народ не тот, надо ехать в «прайм-тайм»
  2. AIDA в электричке другая, тут заголовок должен быть не броским «предлагаю деньги» (на это заявление никто не отреагировал), а понятным, например, «Видеозаписи семинаров по продажам»
  3. спич не понятен (я тестировал на «не профи», они - не поняли, а я подумал, потому что не в теме). Ошибка, надо спич делать понятным для ребенка.

Итоговый "рабочий" вариант:

«Уважаемые пассажиры! Я предлагаю сборник видео семинаров по продажам!

Продажи нужны всем, от продаж компании зависит ваша зарплата .

Посмотрите! у меня в руках сборник из 10 видеозаписей тренингов и семинаров по продажам. Теперь не нужно платить много денег за дорогие семинары и покупать много книжек. Достаточно приобрести 1 сборник с 10 семинарами о продажах.

Прекрасный подарок для босса и для продавцов. В рознице такой диск стоит 290рублей! У меня - всего 200!

Для Вашего удобства семинары записаны не только в видео, но и в MP3 формате. Для прослушивания аудио в транспорте по дороге на работу и домой.

10 полезных семинаров от лучших тренеров и консультантов России по продажам для менеджеров и руководителей. Всего за 200 рублей. Кто заинтересовался - обращайтесь».

Как думаете, что еще улучшить можно? Я ведь настырный, хочу заработать денег за один раз больше, чем любой другой распространитель! я еще пойду продавать!!! :)

По случаю Кубка конфедераций в пригородных электричках гоняют торговцев. Их становится меньше, но лишь временно. Этот вид торговли гораздо более живучий, чем снесенные ларьки.


ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ


Коробейники торговали в московских электричках, кажется, всегда. Торговали они в 1980-е при столичном градоначальнике Валерии Сайкине - коммунисте, в 1990-е при уже мэре Гаврииле Попове - демократе, при Юрии Лужкове - крепком хозяйственнике. Нулевые, говорят продавцы, были лучшими годами стихийной торговли в электропоездах.

При Сергее Собянине, урбанисте и реноваторе, торговля в электричках тоже не исчезла, хотя объемы уже не те - стихийная уличная коммерция попала в опалу.

В эти дни новый удар по коробейникам нанес футбол. Россия с 17 июня по 2 июля 2017 года впервые проводит у себя матчи Кубка конфедераций - репетицию, как считается, чемпионата мира.

«Полиции сейчас стало много, точки у вокзалов, где мы берем товар, трясут,- говорит один из постоянных продавцов, пожелавший сохранить инкогнито под именем Сергей.- В электричках появились скрытые полицейские патрули, в них, кстати, узбеки ходят. Ловят продавцов, штрафуют - тех, кто их не знает в лицо. Но мы-то знаем!»

Считается, что торговля в электричках совсем запрещена. Еще в 2007-м Минтранс выпустил приказ о правилах перевозок, в котором говорилось, что запрет на торговлю может вводить перевозчик. Московская Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) распространила этот приказ на себя, что трактовалось как полный запрет на торговлю с рук в электричках.

Но 19 декабря 2013 года Минтранс издал новый приказ - №473, в котором о торговле в поездах не было ни слова. Возникла юридическая коллизия. Каких-то специальных лицензий, разрешений на торговлю не существует. Но те, кто зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, торговать в электричках в принципе могут. Закон им это не запрещает.

Мало кто из продавцов в электричках, конечно, оформляется как индивидуальный предприниматель. Но торговле это не мешает.

«Несанкционированная торговля в обычных электропоездах есть, и искоренить ее крайне сложно,- сообщила пресс-служба ЦППК.- С начала 2017 года в компанию поступила 91 жалоба на несанкционированную торговлю в поездах и 14 - на остановочных пунктах».

Следить за законностью торговли в электричках могут только полицейские, для которых это административный и денежный ресурс. Так считает Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista, среди клиентов которого - владельцы продаваемых в электричках товаров:

На каждом вокзале есть свое отделение, которое занимается крышеванием этого бизнеса. За каждый день торговли кто-то в ГУВД, кто занимается охраной конкретной линии, получает ежемесячно деньги от тех торговых агентов, которые пускают туда в электрички торговцев.

По его оценке, по каждому железнодорожному направлению полиция получает в месяц сотни тысяч рублей. Одновременно полицейские могут штрафовать продавцов в электричках для отчетности, особенно во время усиления мер безопасности в ходе международного кубка по футболу.

Кто торгует


В электричках, идущих с Ярославского вокзала, самого массового пригородного направления, на ближайших станциях продавцов нет (футбол же, усиление). Картина меняется, если отъехать чуть подальше.

«Я сварщик, работал в Москве, Калуге, но меня часто кидали, да и здоровье уже не то, чтобы работать по профессии,- объясняет продавец, торгующий книгами, который, прежде чем заговорить, долго изучал журналистское удостоверение.- У нас много пожилых, у кого проблемы с ногами, со здоровьем».

Среди продавцов действительно часто встречаются люди предпенсионного или пенсионного возраста. Есть и сравнительно молодые, на вид 35–40 лет. Кто-то работает семейными парами. Многие насторожены, разговаривать о работе отказываются: «Деньги любят тишину». Кто-то работает так годами.

Я встречал, например, человека, который семь лет продавал в вагонах «Рубаи. Полное собрание» Омара Хайяма, все так же декламируя: «Мы больше в этот мир вовек не попадем,/ Вовек не встретимся с друзьями за столом./ Лови же каждое летящее мгновение/ - Его не подстеречь уж никогда потом». Покупали, правда, после 2014-го у него неохотно.

Уходить из этого довольно нервного бизнеса люди не спешат.

«В среднем торговец в электричке в месяц зарабатывает 25–35 тыс.»,- утверждает Алексей Петропольский. Это больше, чем, по официальным данным Росстата, получала половина работающих взрослых россиян в 2016 году (23 тыс. руб.- медианный доход без учета, конечно, теневых заработков). Но такой доход возможен, если работать постоянно.

«Торговцы - это часто люди без прописки, без определенного места жительства,- говорит Петропольский.- Таким образом они сводят концы с концами. Или приезжают работать сезонно из средней полосы. Это люди зачастую за чертой бедности».

Но есть и те, для кого это приработок к очень скромной пенсии.

Ежедневно в столицу электричками, по оценкам ЦППК, приезжают 1,5 млн жителей пригородов. Сколько среди них торгующих, сказать сложно, так как рынок этот нестабильный.

В 2008 году один из продавцов говорил журналу «Коммерсантъ-Деньги», что

общее число торгующих по вагонам пригородных электричек в Московской области - примерно 300–350 человек, а ежедневный оборот этого рынка - $12–14 тыс., или более $4,5 млн в год.

С тех пор торговля упала, выручка тоже, но, по всей видимости, не число продавцов. «По моим оценкам, этот рынок в Москве и области исчисляется несколькими сотнями человек»,- предполагает Алексей Каневский, председатель комитета по экономике московского отделения объединения мелкого бизнеса «Опора России». Юрист Петропольский полагает, что продавцов по Москве и области намного больше - тысячи.

Чем торгуют


Печатная пресса в электричках была самым дешевым товаром, который сегодня заменили ручки и мешочки с лавандой

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Продавцы, как они не раз рассказывали журналистам, закупают или берут на реализацию товар на складах рядом с вокзалами или на оптовых рынках, разбросанных по Москве. Выглядит все это как сетевая торговля: продавец взял товар у агента, тот - у крупного поставщика. Товар, как правило, китайский. Но откуда он берется?

В электричках я купил, в частности, цветные хлопчатобумажные женские носки фирмы с женским именем «Амина» (три пары по 100 руб.). А также за 200 руб. игрушку для успокоения нервов - спиннер, про которую на коробке указывалось лишь, что она Made in China. Ни названия и адреса производителя, ни данных импортера - они обязательны, если товар ввезен из-за границы,- на коробках и пакетах не было.

На другой паре женских носков производителем значилось ООО «Лиана» со ссылкой на китайский сайт iskramachine.com (читается как Is Kr Ama Chine), зарегистрированный в Пекине.

«Утверждать нельзя, но это, судя по всему, черный импорт, то есть ввезенный в РФ полностью нелегально»,- рассуждает в прошлом топ-менеджер крупного «магазина на диване», продававшего в нулевые товары из Китая, в частности на ТНТ.

Таких товаров без легальных маркировок мне попалось немало. Попадается и товар, представляемый как российский, но тоже сделанный в Китае. Это те же носки или, например, ткань для термозаплаток, на которой напечатана только инструкция по применению (продавец призналась, что товар китайский).

«Думаю, что в электричках реализуется в основном товар азиатского производства,- рассуждает Алексей Каневский из “Опора России”.- Потому что он значительно более конкурентоспособен по цене по сравнению с российским производителем».

Спиннер, вертолет, носки, карандаши для чистки утюга и одежды - все это можно купить в вагоне дешевле, чем в магазине

Впрочем, в России немало кустарных производств, на которых, например, шьют трикотаж. Ткани, правда, тоже китайские. «Проще всего не только какой-нибудь клей, носки, но и упаковку на русском для него заказать в Китае. Там напишут все, что хочешь»,- говорит бывший топ-менеджер «магазина на диване».

Продается в электричках и внешне легальный товар. Я купил пятновыводитель Udalix (35 г) за 100 руб., на коробке было написано, что его производят в Тамбове. Оптовые фирмы в интернете такой же пятновыводитель предлагали по 58 руб., московские магазины - по 105 руб., а сайт телемагазина TopShop - по 599 руб. Разница - 600–1000%. Такая же наценка и у китайских товаров.

Юрист Петропольский напоминает:

Надо понимать, что на любой товар, купленный с рук в электричке, наценка от производителя до покупателя - около 1000%. Мухобойка - 150 руб., ее цена в Китае - максимум 15 руб.

Это не предел. Бывший топ-менеджер телемагазина утверждает: «Можно любую трехкопеечную фигню, придумав хорошую историю, показать по телевизору и продать за тысячу долларов».

Собеседник в отделе продаж Udalix, представившийся Владимиром, пояснил, что пятновыводитель действительно российского производства: «У нас одна фирма - одна продает в Москве, другая производит в Тамбове. Но там вы его не купите. У нас там ничего не продается».

В Москве у фирмы оптовый склад, с которого товар развозится по всей России (пятновыводитель, как указано на его сайте, продается во многих регионах РФ). Минимальная партия - 5 тыс. руб.

«Этот продукт на вокзалах уже продают лет девять точно,- говорит он мне как потенциальному покупателю.- В электричках делали на нем 20 тыс. чистыми в месяц, на ярмарках - под 40 тыс. Если ставить на продажи грамотных, обученных консультантов, можно больше продавать. А мы еще не просто продаем, но и обучаем, как его эффективно продавать».

Откуда товар


Получается, что один и тот же товар продается в телемагазинах, на рынках и ярмарках. По словам юриста Петропольского, за этим стоят одни и те же люди.

На вершине этой пирамиды - импортеры-поставщики. «Те, кто везет товар из Китая, растаможивают его всерую, не поштучно, а на вес,- говорит Петропольский.- Эти люди имеют самый большой навар, это долларовые миллионеры».

Ступенью ниже находятся владельцы оптовых складов (это могут быть и сами импортеры). «У нас по Москве есть сеть складов, куда поставляется китайский товар, который потом реализуется»,- поясняет юрист.

По его словам, занимаются этим коммерсанты, которые находят дешевый, но, по их мнению, востребованный товар. Они закупают его и привозят в шоу-румы. Там товар берут агенты, у них - сеть продавцов, которым по объявлениям предлагают «легкий заработок».

Самих агентов в Москве и области - сотни. «У них две схемы торговли,- поясняет Петропольский.- Агенты, которые отдают на реализацию или через свои сайты, или колл-центры, подключенные к рекламе на радио. Либо ищут людей, которые распространяют все это через электрички».

Третий вариант: с этих же складов товары продаются и через телемагазины. «“Магазин на диване” - это способ рекламы через телевидение, ее может делать любая фирма, купив время и поставив свой ролик»,- соглашается бывшая сотрудница такого магазина. По ее словам, продажи в электричках - часть этой же системы: «Просто ходят и такими же методами, как в телевизоре, все впаривают».

Разницу в цене того же пятновыводителя Udalix можно объяснить дополнительными расходами на маркетинг. К тому же продавцы на рынках получают не процент с проданного, а установленные зарплаты, с товаров платятся худо-бедно какие-то налоги. Плюс нужно платить за аренду помещения: у метро это минимум 10 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц.

«А здесь человек за свое присутствие в электричке должен платить 5–15 тыс. руб. в месяц»,- говорит Петропольский.

«Такие накрутки в телемагазинах не потому, что затраты на телевидение велики, а просто продажи такие позволяют делать огромные наценки»,- говорит бывшая сотрудница «магазина на диване».

Продавцы в электричках могли бы покупать товар, например, через AliExpress. Цены там ниже, чем на складах в России. Конечно, промышленными партиями ввозить через эту площадку товары в РФ не получится, так как если ее стоимость превышает €1 тыс., а вес - 30 кг, то нужно платить пошлину до 30% от стоимости товара.

Но коробейники не пользуются этим каналом и при закупках малыми партиями. Во-первых, торговля в электричках - дело сезонное, посылки ждать долго, к тому же нужно иметь электронные средства платежей (карту или электронные кошельки).

Но главное в другом, считает Петропольский: «Самое главное для продавца - у него нет понимания, как договориться с полицией на местах, чтобы просто торговать. Найти, где брать дешевле, он бы смог, но он не сможет платить те входные билеты, которые платят полиции агенты. Поскольку они собирают со всех и единоразово платят. А торговать другим товаром продавец просто не имеет права, иначе экономика у агентов, которые его ставят на эту точку, рушится».

Почему покупают


Для большинства пассажиров покупки в электричке - это не насущная необходимость, а эмоциональная реакция

Время от времени власти и ЦППК грозят то полностью запретить коробейников, то ввести непомерные штрафы, то утвердить перечень разрешенных для торговли товаров. Торговля в электричках давно бы сама умерла, если бы пассажиры не продолжали покупать, несмотря на общее недовольство явлением. Людьми при этом движет не просто желание купить какой-то товар.

Занять себя в электричке особо нечем, пространство ограничено, на любой станции не сойдешь. В поездах преобладает рутина, скука. Люди, вынужденные ехать час-два, впадают в полусонное состояние, цепенеют, кто-то дремлет. Кто-то уходит с головой в смартфоны.

«Торговля в электричках - там есть драматургия продукта, когда показывают, как это работает. При этом важен акт социальной коммуникации. И здесь дело не в том, что мне это надо срочно, а в том, что возникает тип диалога. И покупка в данном случае - это не удовлетворение потребности в консюмеристском смысле слова, а что-то другое»,- говорит экономический социолог Евгения Надеждина из НИУ ВШЭ.

Разнообразие в дорожную скуку вносят не только торговцы, но и музыканты. За внимание пассажиров и тем, и другим приходится конкурировать с гаджетами

Причин покупок может быть несколько, в зависимости от товара и того, как его представляют. Евгений Бойченко из МИРБИС считает:

С помощью покупки пассажир реализует главную потребность - развлечение. Второе: цена покупки несущественна. Товары недорогие, а значит, и риск невелик. Третье: это товары, которые в значительной степени относятся к незапланированной покупке, но в которых есть потребность.

Например, шариковая ручка. Мне все равно нужно ее покупать. То, что эти товары относятся к запланированным покупкам, но не на сегодня».

Такое объяснение подходит для стандартных товаров, которые составляют большую часть ассортимента. Ручки, тетрадки, обложки для документов, книги, клей, рюкзаки, кошельки. Есть и сезонные товары - веники для бани, средства от комаров, иногда мороженое (пивом давно не торгуют).

Продают все эти товары по накатанной схеме, начиная с вежливого и в меру радостного приветствия. Но механизм в таких покупках, возможно, другой. В электричках человек оказывается не в мире обезличенных товаров в супермаркете или торговом центре, отмечает Евгения Надеждина, а в наполненном людьми месте. И, возможно, продается не столько сам товар, его качества, сколько презентация, социальные и смысловые посылы.

Сейчас люди, судя по всему, покупают только самый необходимый товар. Не зря одни продавцы транслируют пассажирам напускной позитив, кто-то просит, чтобы купили. Некоторые продавцы надевают ленты с символикой флага РФ или георгиевские ленты. Кто-то, продавая товар, обращается к религиозным мотивам. Покупка может быть и завуалированной формой милостыни.

«Мы сидим в вагоне, я покупаю не товар,- рассуждает Евгений Бойченко.- Мне нравится, как он сделал это шоу, мы покупаем не товар, а даем заработать человеку, он старается». Но бывают и особые случаи.

«А вот и я! Не ждали?!» - в вагон врывается полный мужчина. Пассажиры вздрагивают. «Хочу предложить вам новый уникальный товар! - торжественно кричит закрепленный у него на поясе портативный динамик.- Незаменимый для похода в гости!» Мужчина обводит всех торжествующим взглядом и продолжает: «Чтобы не тянуться к тарелкам, расположенным далеко от вас, нужно что? Правильно! Телескопическая вилка. Представьте только себе: вы за столом, а салат, аппетитная курица далеко. Телескопическая вилка придет вам на помощь!»

Чем экзотичнее товары, тем напористее и изобретательнее продавец. «Зачем ходить в лес? Там сыро и комары,- бойко тараторит женщина средних лет.- Теперь у вас есть уникальная возможность выращивать грибы в любом удобном для вас месте: на подоконнике, в подвале, на книжной полке и холодильнике, в гараже и спальне. Для этого нужно лишь немного земли и споры грибов - это уникальная разработка российских ученых! Теперь не нужно шарить по кустам! Проснулись и - раз! - срезали гриб! Вкусный и экологически чистый, что немаловажно».

Уличная торговля с рук, расцветшая в 90-е, сегодня все еще кормит большое число людей. По мнению Алексея Петропольского,

От начала пирамиды до продавцов по всей России в этой отрасли заняты под миллион человек. Ты четко понимаешь, сколько заработал, и это подкупает многих. Продал товар - и тысяча рублей твои. По сути, так и Uber работает.

Этот бизнес, а по сути - каскадное распределение добытого товара, выгоден всем сторонам (пока этот бизнес в тени).

«Рынок существует просто по инерции, мне кажется,- говорит Алексей Каневский.- Он потихоньку сходит на нет сам по себе». Закрыть или запретить его невозможно - если только люди не откажутся покупать дешевую китайскую чепуху.

По роду своей деятельности мне часто приходится ездить в электричках. Как только там не пытаются заработать денег! Продают газеты, мороженое, семечки, пиво, орешки (жареный арахис), занимаются попрошайничеством, исполняют песни, читают стихи, играют на гитаре, на гармошке.

Наблюдая за всем этим, я попытался проанализировать все эти виды деятельности с коммерческой точки зрения.

Самым выгодным видом бизнеса, по моим наблюдениям, является исполнение песен под аккомпанемент гитары или гармошки. Исполняются такие хиты российской эстрады, как: Белые розы, Седая ночь, Детство Юрия Шатунова; Ветер с моря дул. Репертуар довольно-таки небогатый. Обычно в одном вагоне таким артистам подают не менее 5 рублей. В электричке 9 или 10 вагонов, умножаем на 5, получаем 50 рублей за полчаса довольно-таки непыльной работы. Подсчитайте сами, сколько такие исполнители зарабатывают за день.

Далее, по убывающей, идет просто игра на гитаре или гармошке, для тех, кого бог не одарил вокальными данными. Хотя это не помеха в исполнении хитов отечественной эстрады для беженцев с Кавказа и среднеазиатских республик. На моей памяти случай, когда подвыпивший мужчина, пораженный «хорошим» качеством исполнения песен, не выдержал издевательства над русским языком и техникой исполнения, встал с сиденья и сам решил показать, как надо исполнять. Закончив песню, мужчина пошел по вагону со своей шапкой. Он сорвал бурные аплодисменты и множество улыбок пассажиров. Заработанный гонорар он передал тем пацанам, горе-исполнителям.

Просто исполнение мелодий на музыкальных инструментах оценивается в денежном выражении немного ниже, чем вокальные данные. Но также позволяет неплохо заработать. В основном, исполнительским мастерством зарабатывают подростки и молодые люди, реже встречаются зрелые мужчины.

Также получить хорошую прибыль можно, торгуя мороженым. Мороженое лучше продается летом, но все равно хорошо берут и зимой. Даже в лютые морозы находятся покупатели этого лакомства. Мороженое продавцы берут, как правило, в ларьках на вокзале и перепродают на 1.5-2 рубля дороже. Если брать на хладокомбинате, можно к прибыли добавить еще 1-1.5 рубля. Мороженое продается примерно 2-3 штуки на вагон. Дальнейшие вычисления, я думаю, вы сделаете сами.

Торговцы мороженым распределили между собой все электрички. Если встречаются чужие, начинаются разборки прямо на глазах у изумленных пассажиров.

Распределения зон влияния не происходит у остальных работников электричек. Они могут ходить друг за другом.

Немного меньше зарабатывают газетчики, которые торгуют газетами, журналами, кроссвордами, сканвордами, сборниками анекдотов. Покупая прессу в издательстве, они перепродают ее на 1.5-2 рубля дороже. Обычно продают 1-2 газеты в вагоне.

Торговля семечками, пивом и орешками стоит примерно на том же уровне, что и распространение прессы.

Отдельно нужно рассмотреть такой бизнес, как попрошайничесво. В крупных городах такие деятели зарабатывают около 1000 рублей в день, получается 1000$ в месяц. Этот бизнес контролируют преступные группировки, зачастую заставляя работать целыми днями безруких и безногих инвалидов. Чем увечнее человек, тем дороже он стоит у торговцев живым товаром, т.к. он вызывает больше сострадания и ему больше подают сердобольные граждане. Соблазненные большими заработками, инвалиды фактически попадают в рабство, где их ждут постоянные побои и скудный рацион питания. Их могут перепродать, как какую-то вещь или вообще убить за непослушание, т.к. торговцы живым товаром выбирают инвалидов, у которых нет родственников и которых никто не будет искать. Вырваться из подобного плена довольно таки непросто. Преступники не хотят огласки.

Рассмотренные выше виды деятельности не требуют больших затрат умственного и физического труда, не требуется также больших капиталовложений. Заниматься подобными видами бизнеса может практически каждый. Что особенно здесь привлекает, это то что здесь, как говорится, нет начальника, нет понедельника и нет будильника.

Надеюсь, что приведенные мною материалы покажутся кому-то интересными, возможно, кто-то даже воспользуется ими на практике.



Loading...Loading...