Настольные ролевые игры на русском. Что такое настольные ролевые игры? Техническая составляющая игры

Ролевая игра - это история, которую участники рассказывают в лицах. С ролевыми играми многие из вас знакомы с детства. Кто в детстве не играл в героев книг, мультиков, комиксов или иных фантастических персонажей? Современные настольные ролевые игры предлагают удобные правила и стиль, сохраняя безграничные возможности для применения фантазии.

Настольные ролевые игры - это фантастические приключения в разнообразнейших декорациях, которые разыгрываются за столом. Речь может идти как о мирах, пронизанных магией и чудесами, так и об альтернативной истории и научной фантастике. Опять же, всё, как в детстве. Кто‑то любит «Звёздные войны», а кто‑то - «Мишек Гамми».

Вы создаёте персонажей, которые во время игры исследуют мир, раскрывают тайны, вступают в разнообразные взаимодействия с другими персонажами, сражаются с противниками и добиваются своих целей. В процессе игры используются игральные карты и кости, фишки, миниатюры и прочие аксессуары, но действие происходит в вашем воображении. Мы уверены, что вы способны абсолютно на всё с его помощью.

Для ролевой игры необходимо минимум два участника. Один из них станет ведущим - главным рассказчиком, который будет следить за правилами игры. Именно он при помощи этих правил создаёт историю и описывает происходящее вокруг персонажей игроков. Благодаря ведущему игра становится гибкой и увлекательной. Он реагирует на любой поворот сюжета и на действия остальных участников.

Любая настольная ролевая игра - это не только приключение, но ещё и красивая история, в которой может произойти всё, что угодно, ведь в ваших руках волшебная сказка, великая драма или, скажем, героическая сага, а придуманные вами персонажи - главные герои.

Вы «выигрываете» не тогда, когда ваш персонаж одолевает монстра или спасает принцессу, а когда он принимает участие в необычной и запоминающейся истории.

Игра закончится, когда вы посчитаете это нужным и логичным. Но вы всегда можете начать ещё одно приключение как с новыми, так и со старыми знакомыми героями и их спутниками.

Если вы играли в компьютерные ролевые игры

Если вам знакомы компьютерные игры старой закалки, то вы точно поймёте, о чём речь. Те, кто провёл не один час в MMORPG, тоже найдут для себя немало интересного в настольных ролевых играх, ведь у всех этих игр общий предок.

Один из участников игры становится «сервером» - ведущим. Остальные - игроками. Игра предоставляет живой мир с множеством возможностей выбора, как старомодные (и любимые многими!) компьютерные ролевые игры, и снабжена не очень сложной пошаговой боевой системой. Большая часть небоевых конфликтов так же разрешается в быстром и удобном пошаговом режиме. А всё остальное зависит только от вашей фантазии.

Если вы играли в настольные игры

Всё достаточно просто. Старая аналогия с «игровым полем в вашем воображении» должна достаточно точно описывать этот приключенческий жанр игр, построенный в американском стиле. Лёгкие и понятные правила не дадут вам запутаться. Возможно, вас несколько насторожит не очень большое количество аксессуаров, необходимых для игры, и отсутствие общего физического поля, но, попробовав стать участником приключений, вы вскоре поймёте, почему аксессуаров так мало, - чтобы не мешать вашему воображению раскрываться!

Как начать игру?

Итак, у вас собралась компания в 2‑6 человек, и вы хотите попробовать новую для вас игру?

Чтение книги, создание персонажей и истории

Для начала вам нужно ознакомиться с основами игры, изложенными в соответствующей главе книги правил, после чего выбрать, кто из участников станет ведущим, который должен будет не только внимательно прочитать всю книгу правил, но и подготовить с её помощью историю для всех остальных. Это непросто, но очень интересно!

Не надо стесняться задавать ведущему вопросы о правилах, о том, что ещё нужно прочитать или придумать, интересоваться его мнением о вашем будущем персонаже. Это настольная ролевая игра, предполагающая совместное творчество.

Игровая встреча

Весь наш опыт за пару десятков лет говорит о том, что первая встреча посвящена, как правило, созданию персонажей и обсуждению предстоящей игры, ожидаемой тематики и стиля приключений.

Впрочем, иногда вся игра должна уложиться в четыре часа или даже меньше того и при этом являть собой законченную историю. Существуют некоторые универсальные правила, которые надо соблюдать всегда. Это то, без чего не состоится никакая игра.

  • Обязательно выберите одного ведущего, который ознакомит всех остальных участников игры с общими правилами.
  • Найдите удобное проветриваемое помещение, где все могут с комфортом разместиться. Конечно, можно играть в трясущемся поезде или в лесу под тентом - это нормально. Но наличие общего стола и хотя бы немного личного пространства необходимо.
  • Запаситесь едой и питьём, чтобы все могли подкрепиться в перерыве или даже во время самой игры. Голодный игрок - это игрок, которому тяжело думать и фантазировать. А голодный ведущий - это усталый и нервный ведущий. Какой уж тут отдых и развлечения!
  • Желательно, чтобы все участники игры пребывали в хорошем настроении и относились друг к другу дружелюбно и уважительно. Это всё ещё совместное творчество, а не военные манёвры, ведь так?

Люди, которые в первый раз слышат про настольные ролевые игры (далее, для простоты - НРИ), по своей реакции делятся на две категории. Первые начинают смущённо улыбаться, представляя себе сугубо интимные развлечения, связанные с нарядами медсестёр, полицейских и прочих представителей важных для общества профессий, а так же с задействованием диковинных приспособлений, о которых распространяться не будем, дабы не отвлекать читателя от основной темы нашей статьи.

Ко второй категории относятся те, для кого “ролевики” - синоним слова “толкинисты”. Это представление вызывает ассоциации с “эльфами”, “гномами” и “гоблинами”, проводящими время в лесах и полях (на игровых полигонах) разыгрывающими сюжеты из книг Толкина, Сапковского и других писателей в жанре fantasy и поющими у костра песни, написанные по мотивам их произведений.

На самом деле, настольные ролевые игры - это совершенно самостоятельное хобби, не похожее ни на сексуальные игры с переодеванием, ни на то, чем занимаются толкинисты. Единственной общей характеристикой для всех этих трёх увлечений является возможность вжиться в роль избранного персонажа, воспроизведя некоторые его черты и особенности поведения. Ну и, конечно, удовольствие, которое получают участники всех этих, таких разных, ролевых игр)))

Как это выглядит?

Несмотря на некоторые отличия, игровой процесс очень похож на знакомые с детства большинству читателей обычные настольные игры вроде Монополии. Игроки точно так же сидят за столом, кидают кубики и периодически сверяются с правилами или отмечают что-то на специальных бланках.

Но здесь, в отличие от обычных настолок, основное действие разворачивается не на игровом поле или карте, а непосредственно в воображении самих игроков и, фактически, вокруг них. Всё это происходит с помощью ведущего, который описывает игрокам окружающий их мир, неигровых персонажей и происходящие события. Ведущим может быть любой из игровой компании, кто решил попробовать свои силы не только в участии в игре, но и в её создании.

Игроки, в свою очередь, реагируют на слова ведущего так, как отреагировал бы их персонаж, моделируя соответствующее поведение и поступки. Грубо говоря, если ваш персонаж - накачанный спецназовец, он будет общаться с уличными хулиганами совсем не так, как общался бы с ними, например, скрипач или сотрудница библиотеки. При этом, в иной ситуации (например при необходимости быстро найти какую-то труднодоступную информацию) сотрудница библиотеки будет чувствовать себя куда увереннее спецназовца.

Приведённый пример разъясняет нам значение слова “ролевые”. Каждый персонаж - это не только и не столько роль, которую берёт на себя игрок. Это ещё и та роль, которую он выполняет в игровой команде. Это может быть силовая поддержка, “мозг” команды, харизматичный болтун - и кто угодно ещё, чьи уникальные способности помогут остальным в достижении поставленных целей.

Детально описать этот процесс будет очень сложно - лучше всего один раз увидеть всё происходящее или даже поучаствовать в пробной игре. На Ролеконе, который рассчитан специально на то, чтобы дать новым людям возможность узнать больше про ролевые игры, можно принять участие в бесплатном вводном мастер-классе, в котором наглядно демонстрируются основные игровые ситуации.

Творческая составляющая игры

Вспомните любой прочитанный приключенческий роман. В нём есть герой (или несколько героев), их друзья и враги и все остальные персонажи, которые могут помогать, мешать или просто промелькнуть нейтральными, эпизодическими прохожими. Кроме того, в романе непременно описывается окружающий героя мир - будь то современный город, фантастическая планета или вовсе неведомые края, населённые странными существами.

В литературе всё это описывает один человек - автор. Он управляет действиями героев и злодеев, заставляя их совершать ошибки, достигать успехов и героически целоваться со спасёнными красавицами в финале.

В НРИ всё обстоит иначе: как уже было сказано, функции автора, связанные с описанием мира, антагонистов и нейтральных персонажей выполняет ведущий. А вот действия героев зависят исключительно от игроков!

Этот факт совершенно справедливым образом напоминает нам про компьютерные игры, где именно так всё и происходит. Вы управляете своим персонажем, путешествуя по миру созданному авторами игры и, в меру своих возможностей, справляетесь с поставленными проблемами. Однако, набор действий, доступных вашему персонажу, ограничен. Даже в самой современной и сложной компьютерной игре можно совершать только те действия и принимать те решения, возможность которых заложили создатели.

В настольной игре ничто не ограничивает вашу свободу. Ваш персонаж может сделать всё, что вы захотите. Нет больше никаких декораций: домов, в которые нельзя войти, деревьев, на которые нельзя залезть и прочего. Поведение вашего персонажа продиктовано только вашими решениями - поэтому именно вы определяете ход игры и, в конце концов, её финал.

Чтобы было понятнее, разыграем ситуацию “в лицах”. Представим себе троих играющих: Ведущего (В), Первого Игрока (И1) и Второго Игрока (И2).
Для начала, Ведущий описывает Игрокам текущую ситуацию:
В: “Итак, после целого дня, проведённого в дороге, вы заходите в придорожное кафе под вывеской “Золотой Шашлык”. Оно выглядит более прилично, чем многое из того, что вы встречали по пути, однако всё равно не дотягивает даже до самых скромных городских забегаловок. По асфальтовому пятачку перед входом бегают две собаки, вывеска покосилась, а чуть поодаль от помещения стоит обшарпанное помещение с буквами “М” и “Ж”. Из-за здания кафе поднимается густой дым. Судя по запаху, там жарят шашлык.»
В это описание ведущий может добавить любое количество деталей по вкусу (стоит учесть и предпочтения игроков) - описать цвет здания, решётки на окнах, марки машин, припаркованных на стоянке, и всё что угодно ещё.
И1 (пусть это будет тот самый спецназовец, описанный выше): “Ставлю машину на свободное место и говорю своей спутнице что вот здесь-то мы, наконец, поедим”.
И2 (сотрудница библиотеки): “Я сомневаюсь в том, что здесь можно нормально поесть, но, за неимением лучшего, возражать не буду. Заходим в кафе”.
В: Вы видите барную стойку, на которой стоит касса. За ней - молодая девушка с длинными волосами, стянутыми на затылке хвостом. За столиками никого нет, однако перед стойкой находится посетитель - мужчина, лет 35 - 40. Он недовольно смотрит на вас, но ничего не говорит. Девушка за кассой тихим голосом сообщает, что кафе закрыто.
И2: “Мне этот мужчина кажется подозрительным, я извиняюсь и собираюсь покинуть кафе”.
И1: “Мне он тоже кажется подозрительным, но уходить я не собираюсь. Я хочу разобраться, в чём дело”.
Здесь мы видим, как игрок строит линию поведения своего персонажа в зависимости от его образа и характера. Конечно же, спецназовец будет вести себя смелее девушки из библиотеки.

Техническая составляющая игры

Мы выяснили, каким образом осуществляется “ролевой” процесс в игре (обычно его называют “отыгрыш” - от фразы “отыгрывать роль”). Однако, часто перед игроками встаёт необходимость совершить конкретные действия, которые могут получиться, а могут и не получиться. Самый простой пример, знакомый многим по компьютерным играм, - это, конечно, бой с противником. Как попасть в противника из пистолета? Как увернуться от его выстрела? Или как, например, залезть на дерево? “Отыграть” эти моменты достаточно сложно - если каждый игрок будет просто озвучивать своё действие как свершившийся факт (“Я связываю бандита, взламываю его компьютер и нахожу там адрес расположения тайника”) - игра не будет интересной, в ней не будет вызова. К тому же, тогда и Ведущий сможет сказать “Бандит выпутывается из верёвок и бьёт тебя по голове сзади, пока ты возишься с компьютером”. Подобные ситуации (выяснение того, удалось ли какое-то действие, и того, у кого оно получилось лучше) называются “разрешением конфликтов”.

Несмотря на то, что правил настольных ролевых игр существует великое множество, для них для всех можно вывести общий принцип. Он называется “механика”. В механике каждой игры и заключается её техническая составляющая.

Представьте себе среднестатистического персонажа. Как и большинство людей, для достижения успеха он использует свои физические и умственные способности. Возьмём для примера силу, ловкость и интеллект (стоит отметить, что в разных системах правил этих способностей может быть больше и они могут иначе называться). Каждая из этих способностей обозначается каким-то числом, выражающим степень её развития (это число определяется в процессе создания персонажа - общий смысл таков, что какие-то из способностей будут выше остальных (например, персонаж умён, но слаб) или все будут иметь усреднённые значения (так что персонаж нигде не будет иметь особых уязвимостей, но и звёзд с неба хватать не сможет).

Чем выше значение - тем выше вероятность того, что действие удастся. Однако, так как ситуации бывают разные и даже у самых умелых людей иногда случаются неудачи, в игру вносится элемент случайности в виде игральных костей. Таким образом, значение способности не является определяющим фактором успеха, а лишь повышает вероятность этого самого успеха.

Представим себе, что у нашего спецназовца из примера следующие характеристики:
Интеллект: 2
Ловкость: 3
Сила: 3
Получается что, не будучи человеком глупым (тогда Интеллект был бы равен 1), он в большей степени полагается всё-таки на свои физические способности. Вот как это проявится в игре:
В: Мужчина у стойки разворачивается в вашу сторону и угрожает пистолетом, требуя, чтобы вы встали на колени и подняли руки вверх.
И1: Всё-таки это бандит. Мне кажется, что, если мы подчинимся его требованиям, он нас или ограбит, или вообще - убьёт, как свидетелей. Я хочу оценить ситуацию - насколько далеко я от бандита?
В: Кафе небольшое, поэтому ты можешь попытаться добраться до него хорошим прыжком. Но учти что, если он будет стрелять, - сможет попасть в твою спутницу.
И1: Учту. Я отталкиваю её за ближайший столик и пытаюсь допрыгнуть до бандита, чтобы выбить пистолет.
В: Хорошо. Для того, чтобы преодолеть такое расстояние, тебе надо побить определённую сложность (сложность выражается в цифрах и прописана в правилах). Для данной задачи эта сложность: 7.
И1 кидает кубик. В данном примере мы рассмотрим привычный, шестигранный - однако используются и специальные кубики с большим и меньшим количеством граней. На кубике выпадает 4. Вместе с силой спецназовца (а задача совершить прыжок с места на длинную дистанцию - это, несомненно, вопрос силы) получается как раз 7 - задача выполнена!
В: Да, ты допрыгнул до бандита. Однако он был наготове, поэтому он стреляет в тебя из пистолета!
Теперь уже кубик кидают и ведущий (на попадание), и И1 (на возможность увернуться). У ведущего выпадает 3. Вместе с ловкостью бандита (2) получается 5. У И1 выпадает 4 но, вместе с его ловкостью, получается 7. Финальный результат игрока (и его персонажа) выше чем у ведущего (и бандита) - так что бандит промахивается и пуля попадает в стену.
В: Бандит промахнулся! Теперь, пока он не выстрелил во второй раз, ты можешь попытаться его обезвредить.
Дальнейшие действия, связанные с разрешением конфликта, точно так же будут связаны с необходимостью проверок успешности различных действий.
Как уже было сказано - характеристик, умений и прочих параметров в играх гораздо больше. Однако, общий принцип их осуществления, как правило, именно такой, как в приведённом примере.

Важно не только уметь отыграть поведение своего персонажа, но и правильно выбрать, какие его способности будут лучше развиты, чтобы соответствовать выбранному образу. Кроме того, важно уметь оценить в игре его шансы на то или иное действие - далеко не всё может получиться! Это придаёт игре азарт и эмоциональный накал, составляющие львиную долю интереса в настольных ролевых играх.

Происходящее за игровым столом не ограничивается киданием кубиков. Возможность решать головоломки, вести дискуссии между игроками, придумывать какие-то оригинальные ходы - всё это значительно отличает “живые” игры от компьютерных - где, в большинстве случаев, игрок действует в строго ограниченных рамках, общаясь с доступными неигровыми персонажами определённым количеством фраз.

Кто в это играет?

Очень часто слово “игры” наводит на мысль о том, что развлечение это - сугубо детское. На самом деле, это не так. Аудитория каждой конкретной игры зависит исключительно от того, на кого её рассчитал ведущий. Это может быть весёлое приключение для школьников, кровавый триллер для любителей пощекотать себе нервы или детективная головоломка в викторианском антураже - для тех, кто любит историю и красивые декорации.

Нет ограничений и по статусу или образу жизни - настольными ролевыми играми увлекаются и руководители крупных предприятий, и студенты, и классические “менеджеры среднего звена” и кто угодно ещё, кому интересно общение с людьми и новые, необычные способы досуга.

Может показаться что на это требуется много времени - однако ничто не мешает вам играть тогда, когда у всех причастных выдался свободный вечер и желание собраться вместе. А если сюжет не удалось доиграть до конца - можно просто “сохраниться” и в следующий раз начать с места остановки.

«Почему я об этом ничего не знаю?»

Знаете! Может быть, не прямо, а косвенно, но очень многие сталкивались с играми, фильмами и книгами, основанными на правилах или сюжетах НРИ. Известный литературный сериал про Тёмного эльфа, ставшие бессмертной классикой компьютерные игры “Baldur`s Gate”, “Vampire: the Masquerade - Bloodlines” а также новые Shadowrun и Cyberpunk 2077, фэнтезийный фильм “Подземелье драконов” и даже карточная игра “Манчкин” - всё это, так или иначе, основано на богатой культуре настольных ролевых игр, которая пока ещё не так сильно развита в России.

В заключение хотелось бы отметить один простой факт: настольные ролевые игры в жизни гораздо интереснее, чем их можно описать в любой, самой подробной статье. Разные жанры, миры и системы правил позволят любому желающему выбрать что-то по вкусу именно для себя - то, что будет отвечать его потребностям и интересам. Но для того, чтобы лучше узнать всё это, не стоит делать выводов только по многочисленным описаниям и отзывам. Лучше (и гораздо, гораздо интереснее) поиграть самостоятельно.

Если вы хотите посетить Ролекон и узнать больше о настольных ролевых играх, сделать это можно в разделе «Мероприятия» на сайте, или в нашей

Кратко о статье: Мифы и действительность Настольные ролевые игры (RPG - roleplaying games) - одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему несколько дней в месяц. Ролевые игры позволяют участникам попасть внутрь любимых фантастических миров или создать собственные вселенные, оказаться в роли знаменитых персонажей и повторить (или превзойти) их подвиги...

Настольные ролевые игры

Принципы, мифы и действительность

Настольные ролевые игры (RPG - roleplaying games) - одно из самых популярных интеллектуальных развлечений во всем мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему несколько дней в месяц. Ролевые игры позволяют участникам попасть внутрь любимых фантастических миров или создать собственные вселенные, оказаться в роли знаменитых персонажей и повторить (или превзойти) их подвиги.

Полагаю, практически все любители фантастики и фэнтези слышали о существовании настольных ролевых игр. Таких как Dungeons & Dragons, Vampire The Masquerade или отечественная "Эра Водолея" . Но далеко не все читатели представляют себе, как выглядит сам процесс игры.

Из нашей статьи вы узнаете, что такое настольная ролевая игра, в чем заключаются ее цель и особенности, что необходимо для того, чтобы принять в ней участие, и каковы роли игроков и ведущего. Наконец, вокруг ролевых игр и игроков сложилась масса мифов и заблуждений. С ними мы будем бороться по ходу повествования.

Что это такое?

Если попытаться в двух словах рассказать о том, что же такое ролевая игра, то у нас получится следующая аналогия. Возьмем для примера любой фантастический роман или кинофильм. Представьте себе, что вы оказались на месте главного героя (о чем с детства мечтали) и должны сами решить, что говорить и какие благородные поступки совершать. Вы сами устанавливаете цели и стремитесь их достичь.

Любым поступком вы повлияете на общий сюжет кинофильма или книги. Если вы будете действовать неосмотрительно, то, скорее всего, вам не удастся выполнить поставленную задачу. Вполне возможно, что при этом вы поставите под угрозу свою и чужие жизни - ведь мы взяли в качестве примера фантастический сюжет, полный опасностей и загадок.

В подобную атмосферу погружается участник ролевой игры, оказываясь внутри приключения и своими решениями определяя судьбу героя и выдуманного мира.

Миф первый

"Эльфы" с деревянными мечами

О ролевиках в массовом сознании сложилось не самое адекватное представление. А именно такое: юные люди воображают себя эльфами, бегают в драных плащах по Нескучному саду и колотят друг друга деревянными палками, которые называют мечами.

Дело в том, что вышеописанное относится не к ролевым играм вообще, а к живым (или полевым) ролевым играм, причем в их обезображенном, искаженном виде.

Многие полагают, что участники полевых, настольных и даже компьютерных ролевых игр - это одно и то же. Точно так же можно заявить, что футболисты, шахматисты и автогонщики - явления одного порядка (мол, все они спортсмены).

А потому не стоит мешать в общую кучу толкинистов , полевщиков , настольщиков и прочих геймеров и членов Клуба любителей фантастики. Большинство поклонников настольных ролевых игр никогда не участвовали в "полевках" или битвах в Нескучном саду. Я больше семи лет играю в настольные RPG и при этом ни разу не держал в руках деревянного меча (хотя не вижу в фехтовании на мечах ничего постыдного). Честно! И хватит об этом.

Уникальный жанр

У настольных ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, военно-тактических и др.

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего . Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков. Ведущий ответственен за развитие игрового мира.

Во-вторых, в ролевых играх не бывает победителей. Ведь участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно. Скорее, они играют против сценария, стремясь преодолеть описанные трудности и вместе достичь цели.

В-третьих, ролевая игра - захватывающий творческий процесс . Можно смело утверждать, что из всевозможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

В-четвертых, у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают огромным простором для фантазии и воображения, практически неограниченными возможностями . Если вам наскучит ваш персонаж, просто создайте нового героя. Если надоест фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир средневековья. Игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может лишь сценарий, но не сама игра.

Отсюда следует и пятая своеобразная черта ролевой игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.

Снаряжение ролевика

Необходимые для игры компоненты - шестая оригинальная черта ролевых игр. По существу, для того, чтобы состоялась игра, достаточно иметь несколько чистых листов бумаги, ручку или, предпочтительнее, карандаш (чернильные записи замучитесь стирать), ластик, игральные кости (они служат для расчета вероятностей и нужны в большинстве ролевых игр) и копию правил игры. Ведущий также должен иметь при себе сценарий приключения, неважно, в каком виде: купленный официальный сценарий, рукописную тетрадь с собственным творением, краткий план игры на нескольких отдельных листах.

Это все. Указанных компонентов достаточно, чтобы играть. Никаких карт, полей и фишек вам не понадобится, хотя в ходе игры вы сами можете ощутить необходимость в других компонентах: например, некоторые считают удобным записывать показатели персонажа на специальном бланке, другие предпочитают использовать фигурки при расчете исхода сражений и т.д. Но, повторимся, бумаги, карандаша с ластиком, игральных костей, книги правил и сценария вполне достаточно для настольной ролевой игры.

Миф второй

Удел недорослей и неудачников

"Настольные ролевые игры - забава для детей, для студентов-недоучек, для людей, которые не наигрались в детстве", - такое мне тоже не раз доводилось слышать. Утверждение, что "серьезные люди не играют в RPG", так же нелепо, как заявление, что "серьезные люди не ходят на рыбалку".

Ролевые игры - это вполне распространенный вид хобби. Никого не удивляет, что люди собираются по воскресеньям поиграть в футбол, сходить в джаз-клуб или, опять же, отправляются удить рыбу.

Ролевики есть среди всех слоев населения. Мне доводилось играть в настольные ролевые игры как со студентами, сисадминами и милиционерами, так и с топ-менеджерами, и с владельцами собственных компаний.

Игрок и роль

Каждый участник ролевой игры управляет одним персонажем. Игрок полностью отвечает за действия и поведение персонажа, а также за решения, которые его персонаж принимает в игре (фактически решения игрока становятся решениями персонажа). Если персонаж сталкивается с трудностями, опасностями или загадками, игрок должен сам придумать, как справиться с делами и разрешить возникшие у персонажа проблемы. Поскольку ролевая игра, как правило, связана с увлекательными приключениями, управлять персонажем и принимать за него сложные решения всегда интересно. Однако это лишь часть удовольствия, которое может доставить игроку ролевая игра.

Ролевая игра получила свое название из-за того, что каждому ее участнику приходится исполнять роль определенного персонажа. Поэтому участие в ролевой игре сродни актерскому ремеслу. Действительно, если вы оказываетесь в шкуре персонажа из любимой книги или киноленты, вы должны задуматься и о передаче образа этого человека: его мыслей, чувств, мотиваций, эмоций и т.д.

Каждый игрок должен понимать, что в приключении участвует не он сам, а его персонаж. Обычная ошибка начинающих ролевиков - отождествление себя и игрового персонажа.

Умение вживаться в роль, реагировать на происходящее так, как реагировал бы на них подлинный персонаж, в ролевой игре принято именовать отыгрышем . Качество отыгрыша напрямую зависит от того, насколько хорошо игрок понимает своего персонажа, чувствует его цели и знает его биографию. Красивый и продуманный отыгрыш создает объемный, впечатляющий образ героя приключения и доставляет удовольствие не только игроку, вжившемуся в роль, но и всем участникам игры, потому что он добавляет ей чувство реальности происходящего.

Миф третий

Наркотическое средство от реальности

Миф третий является развитием идеи мифа второго. Критики ролевых игр часто используют термин эскапизм (от "escape" - спасаться, убегать), который расшифровывается как "бегство от реальной жизни".

Подразумевается, что ролевые игры предоставляют возможность "уйти в иное измерение", избежав проблем повседневности. Игры представляют как своеобразный психологический наркотик.

Я же отвечу, что ролевые игры - действительно форма эскапизма. Но не более опасная, чем чтение фэнтези. Чем просмотр кинофильма. Чем треп по телефону. Читая эту статью, вы, уважаемый читатель, также практикуете эскапизм.

Все это - формы отдыха, не более того. Отдыха не от реальности, а от суеты.

Команда и сессии

Само собой разумеется, что ролевая игра - развлечение не для одного человека, а для команды. Обязательно наличие одного ведущего и, как минимум, одного игрока. Оптимальной командой обычно считают группу из четырех-пяти игроков. Команду иногда именуют "партией", по аналогии с английским словом party - "команда".

Игра начинается с создания персонажей, которую (в немалой мере благодаря компьютерным играм) давно именуют "генерацией" (от "generation" - создание). Каждый игрок должен получить такого героя, какого он хочет. Разумеется, особенности и черты персонажа не должны противоречить особенностям мира или будущего приключения.

Собственно, сам процесс игры, то есть приключение, занимает как минимум несколько игровых часов. Часто длинные приключения невозможно "пройти" за один вечер, поэтому игру принято разделять на несколько встреч, и каждая такая встреча, которая может длиться от двух часов до целого дня, называется игровой сессией. Некоторые приключения могут быть завершены за двух- или трехчасовую сессию, а эпические саги могут потребовать десятков сессий, что будет означать несколько месяцев игры (при условии, что играется одна сессия в неделю).

Ведущий - главный игрок

Ведущий в различных ролевых играх именуется по-разному. Наиболее распространенными вариантами являются термины "мастер", "рассказчик" или аббревиатуры GM или DM (game master и dungeon master, соответственно). Ведущий - главный участник игры, поэтому он обязан хорошо разбираться в правилах.

Ведущий - это глаза и уши игрока, именно благодаря ему игроки узнают, что их персонажи видят и слышат в игровом мире. По существу, ведущий тоже занимается "отыгрышем", только, в отличие от игрока, ему приходится отыгрывать весь окружающий мир, в котором происходит приключение. Он выносит все решения, связанные с реакцией мира на действия персонажей, основываясь на логике, интуиции, трактовке бросков игральных костей и, главное, на письменном сценарии приключения.

Сценарий - это не просто повествование, подобное любому художественному произведению. В сценарии не записаны фразы, которые говорят герои, а также не обозначены их действия, так как за героев целиком отвечают игроки. Сценарий не просто повествовательно описывает ход приключения, но и предусматривает возможные варианты его развития, зависящие от того, как именно поступят герои в определенной ситуации. Таким образом, сценарий содержит множество сюжетных развилок и дробится на массу эпизодов. Некоторые из эпизодов могут никогда не произойти, если поступки героев не приведут к их возникновению.

Например, возьмем следующий отрывок из сценария. Он предполагает, что герои подошли к утесу и должны забраться на него, дабы получить информацию от таинственного отшельника, живущего на его вершине. Герои могут попробовать взобраться на отвесную скалу (что сложно, но можно), обойти гору со всех сторон и обнаружить узкую тропу наверх, или просто отказаться от рискованной идеи влезть на скалу и возможности получить полезную, но необязательную информацию. Каждый вариант рассмотрен в сценарии отдельно (например, при подъеме по тропинке герои могут встретить гнездо ядовитых змей), причем, если герои полезут наверх по отвесной скале, ведущему не понадобится эпизод с тропинкой, а если они откажутся от идеи подняться на гору - то и эпизод с отшельником...

Конечно, ни один сценарий, будь он объемом даже с "Войну и мир", не способен предугадать все возможные действия героев. В упомянутом отрывке герой мог бы использовать заклинание полета (если действие происходит в фэнтези-мире) и обойти все предложенные сценарием варианты. Если герои совершают действия, не предусмотренные в тексте сценария, то ведущий выносит свои решения о том, что произошло в итоге, основываясь на логике развития событий.

Вести приключение - серьезная творческая задача. Ведущий не только должен хорошо представлять себе окружающий героев мир, но играть за всех персонажей, которых встретят персонажи игроков в данной истории. Это означает, что он должен проникнуться целями и мотивациями этих персонажей, и ясно представлять себе их образы.

Сам сюжет сценария и его развитие находятся в полной власти ведущего. Сценарий, используемый ведущим, может быть написан им самим, другим ведущим или куплен, если это официальное приложение к игре. Главное, в чем должен быть уверен ведущий - это то, что он волен как угодно изменять сценарий и даже основательно переделывать его, если очередная сыгранная по нему сессия направила сюжет приключения в не предусмотренное текстом русло.

Ведущий - руководитель игры. Любое его решение является законом, и они не оспариваются игроками во время сессий.

Миф четвертый

Огромная трата времени и денег

Некоторые люди, никогда не игравшие в ролевые игры, утверждают, что на это хобби тратится гигантское количество времени и денег. Что талмуды правил, которые необходимо изучить, весят десятки килограммов. Что на одну партию в ролевую игру нужно потратить несколько дней. Все сказанное - это преувеличение, полуправда.

Одна игровая партия (цель которой - пройти приключение до конца) действительно, может занимать десятки часов. Но ее никогда не играют за один день: можно делать столько перерывов (на день, на неделю, на месяц), сколько вы захотите - виртуальное приключение от вас не убежит.

Полные справочники по какой-либо ролевой игре, действительно, могут насчитывать сотни томов и сотни тысяч страниц. Но для игры достаточно прочесть лишь базовые правила. Например, стартовая версия популярной системы GURPS занимает всего 16 страниц. Все остальные книги - это различные дополнения и расширения, большинство из которых никогда вам не пригодятся. Зато пригодятся кому-то еще. Кстати, книги о стратегии шахмат куда многочисленнее пособий по ролевым играм, но это никого не удивляет.

Что касается "гигантской траты денег" - то это и вовсе ложь. Интернет наполнен бесплатными ролевыми системами. Не желаете тратить 200-600 руб. на книгу правил - используйте бесплатную систему. А, кроме правил, ничего дорогостоящего для игры не понадобится, о чем уже сказано в этой статье.

Система правил

Все персонажи ролевых игр (и те, в роли которых выступают игроки, и те, за которых играет ведущий) обладают особым набором показателей, к каждому из которых приписано определенное числовое значение. Об этом вы прекрасно осведомлены, если когда-либо играли в компьютерные ролевые или стратегические игры.

К этим показателям игроки часто обращаются в ходе игры для того, чтобы определить, удалось ли очередное действие персонажа.

Зачем нужно такое количество цифр и таблиц, сразу бросающееся в глаза при пролистывании книги правил любой ролевой игры? Дело в том, что далеко не каждое действие персонажа может однозначно трактоваться ведущим. Если персонаж заявляет, что он бросает камень в голову гоблину, то ведущему не удастся решить, основываясь на чистой логике действий, попал ли этот камень в цель. Попадание зависит не только от размера головы, расстояния и видимости, но также и от силы персонажа, его меткости и даже от ловкости гоблина! Числовые показатели, описывающие силу и меткость, помогут разрешить ситуацию.

Кроме того, в большинстве событий приключения большую роль играет случай. Один и тот же персонаж, бросая с одного расстояния один и тот же камень все в то же окно, будет то попадать, то промахиваться. Помимо перечисленных факторов, в расчет придется принять и волю случая. Для этого в ролевой игре потребуются игральные кости - их бросок и отразит случайный фактор в формуле, по которой подсчитывается результат действия.

Иногда ведущий может отказаться от применения каких-либо формул, просто постановив, что данное действие было удачным или, наоборот, неудачным. Действительно, и пятилетний хоббит сможет поднять с земли небольшой камень, а вот сдвинуть с места многотонный звездолет не под силу целой роте имперской пехоты.

Набор показателей и способ их использования различается в разных ролевых играх. Собственно, правила ролевой игры и представляют по большей части описание взаимодействия этих показателей. В них входят таблицы, точные формулы расчета и т.д., что в совокупности именуется игровой системой. Игровая система , особая математическая модель - главное, чем различаются ролевые игры.

Миллионы миров на одной полке

Другое важное отличие ролевых игр - это игровые миры. Ролевая игра может погрузить своих участников в реалии совершенно непривычного мира, и в этом состоит значительная часть интереса к RPG. Существует множество игровых миров, в которых игрокам придется отыгрывать персонажей-аборигенов. Если мир происходит из фэнтези, то персонажи, скорее всего, будут эльфийскими магами и гномьими воинами. Если же наш мир - далекое будущее, то и герои станут пилотами межгалактических кораблей и пришельцами негуманоидных рас.

Миров ролевых игр, как вы догадываетесь, существует бесконечное множество. Любой ведущий может использовать известный "официальный" мир разработчиков ролевой игры. Или создать свой собственный мир, непохожий на другие.

Если говорить об "официальных" мирах, то нужно отметить, что они покрывают практически весь спектр приключенческой литературы (фантастика, фэнтези, детектив, шпионский боевик, мистический хоррор и т.п.) и предлагают варианты на любой вкус: водяной мир планеты-океана, Земля после ядерной войны, альтернативная история средних веков, первобытное человечество ледникового периода и т.п. Известным мирам литературы и кино также посвящены ролевые игры: существуют игры во вселенных "Звездных войн", "Властелина Колец", "Зова Ктулху", "Колеса Времени", "Звездного Пути"...

Миф пятый

Игра для единиц

Как бы вы ни относились к статистике ("Есть правда, есть ложь, а еще есть статистика"), но лишь она может служить аргументом в данном случае. Итак...

По данным компании Wizards of the Coast (крупнейший в мире производитель ролевых игр), в Dungeons & Dragons (самая популярная в мире RPG) регулярно играет около 30 миллионов человек. Это данные только по 50 с лишним странам, где официально продается эта игра. Кстати, D&D издана почти на 20 языках, и скоро к этому числу добавится русская редакция.

Заметьте, что это информация по одной-единственной настольной ролевой системе!

Что касается России, то здесь ситуация менее определенная. Объективную статистику собрать очень тяжело, возможно, будущие опросы "Мира фантастики" помогут нам в этом. Пока же можно констатировать, что интернет-портал "Ролемансер" (крупнейший русский ресурс, посвященный преимущественно ролевым играм) ежедневно посещает около 6000 человек.

* * *

Надеюсь, вы разобрались с тем, что есть в ролевых играх и чего там нет. Принципы игры теперь ясны, а мифы - развеяны.

После этого возникает логичный вопрос: "Я хочу играть в настольную RPG - так куда мне обратиться и с чего начать?". Начать стоит с поиска единомышленников и чтения книги правил (купленной в магазине или скачанной из интернета).

А как искать единомышленников и какая ролевая система вам более всего подойдет? Об этом мы расскажем на страницах "Мира фантастики" в ближайших номерах. Пока же позвольте переадресовать вас на крупнейший русский ролевой сайт www.rolemancer.ru . Несколько бесплатных настольных ролевых систем вы найдете на компакт-диске журнала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Ролевая игра Pathfinder. Стартовый набор – пример игры

    ✪ Настольная Ролевая Игра - TES: Страшные сказки

    ✪ Круглый Стол - Настольные Ролевые Игры

    Субтитры

Особенности

Существуют множество игровых систем. Среди западных наиболее известными являются Dungeons & Dragons , FUDGE , Fuzion , GURPS , Shadowrun, World of Darkness , использованные не только в настольных ролевых играх, но и в компьютерных играх или кинематографе. Помимо них, однако, существует множество других, например, западные Ars Magica , Cyberpunk , Pendragon, Warhammer Fantasy Roleplay, 7th Sea, Дневник Авантюриста , Фиаско и многие другие. Официальных переводов большинства западных ролевых систем на русский язык не существует, однако некоторые были переведены на официальной (Dungeons & Dragons , Дневник Авантюриста , Фиаско) или фанатской (например, 7th Sea или World of Darkness) основе.

Среди отечественных настольных ролевых игр можно назвать один из старейших русскоязычных ролевых проектов Эра Водолея , а также распространяющиеся в интернете на некоммерческой основе Мир Великого Дракона, Лавикандия, ТриМ.

Какой должна быть идеальная настольная игра, мы знаем по фильму «Джуманджи»: интуитивно понятной, крайне реалистичной и насколько интересной, чтобы не отпускать игроков до конца. Однако идеала, как известно, не существует - это фантастика. Зато существуют настольные игры, внесшие особый вклад в развитие индустрии развлечений. О них вы и узнаете на следующих страницах.

Настольные игры

Простейший пример классических настолок, или настольно-печатных игр (НПИ) - всем известная «Монополия». Как правило, настолка продается целиком в одной коробке (хотя могут быть и расширения-дополнения), рассчитана в среднем на 3-6 игроков и продолжительность партии от получаса до нескольких часов. В комплект могут входить поле, карты, жетоны, фишки, игральные кости, счетчики - практически в любых комбинациях.

«Колонизаторы» (1995)

За прорыв

Больше десяти лет назад «Колонизаторы» стали первой немецкой настолкой, добившейся мирового признания. 25 языков, 11 миллионов экземпляров, три десятка расширений и вариаций, среди которых есть как исторические, так и откровенно фантастические… А в 2002 году русская версия «Колонизаторов» положила начало изданию лучших настолок мира и в нашей стране. Именно благодаря этой дважды первопроходческой игре мы сегодня можем разложить на столе «Манчкина», «Затерянные города» и даже World of Warcraft.

«Манчкин» (2001)

За стёб

Стив Джексон наверняка рассчитывал на успех своей издевательской пародии на «Подземелья и драконы», однако вряд ли предполагал, что он окажется настолько большим. Меньше чем за десять лет «Манчкин» успел тщательно выстебать не только D&D, но и космооперу, «вампирятник», восточный боевик, супергероев, Ктулху, вестерн и пиратов. Некоторым игра кажется однообразной, но она, несомненно, заслуживает включения в наш перечень. Возражения? У вас приблизительно 2,6 секунд, чтобы их высказать…

World of Warcraft (2005)

За размах

Эта игра - наглядное свидетельство того, насколько серьезно можно относиться к настолкам. И дело даже не в бережном переложении культовой MMORPG. В настольном WoW доведено до предела все: качество изготовления, объем правил, число элементов, цена, размеры, продолжительность партии… Не всякий купит ее для личной коллекции, зато игра станет идеальным подарком для любителей настолок, фанатов компьютерной игры и собирателей редкостей.

«Зельеварение» (2005)

За стройную симметрию

Пожалуй, самая гениальная по простоте придумка отечественных разработчиков игр. Из определенных ингредиентов собираются порошки, зелья, эликсиры. Из них, в свою очередь, могут делаться снадобья более высокого уровня - вплоть до Верховного Эликсира или Великого Талисмана. За каждое удачное следование рецептуре начисляются очки в зависимости от уровня полученного магического зелья. Игроки могут вмешиваться в свои и чужие лабораторные опыты с помощью разного вида заклятий. Игра поражает стройной архитектоникой и продуманным дизайном.

Коллекционные карточные игры

Что это за игры, ясно из названия. Основной и необходимый их элемент - карты, хотя иногда могут использоваться и жетоны, счетчики, игровое поле. Распространяются они в разнообразных наборах (стартерах, бустерах), из которых игрок самостоятельно составляет себе колоду. Как правило, в ККИ играют вдвоем, однако многие игры поддерживают «мультиплеер». У большинства ККИ регулярно выходят новые наборы и карты: чтобы идти в ногу со временем, придется поиздержаться.

Magic The Gathering (1993)

За гениальную идею

На самом деле Ричард Гарфилд почти ничего нового не придумал. Почти. Он просто соединил в одно целое два элемента: простую карточную игру и коллекционирование карточек. Попутно родилась идея составления собственных колод. Соединившись, все это дало настолько ошеломляющий результат, что калифорнийский математик быстро стал миллионером, а в игровом мире появился новый жанр. Да, за 15 лет его бурного развития появлялись и более интересные ККИ, но до сих пор как-то принято разделять представителей жанра на две группы: «Магия» - и все остальное.

Guardians (1995)

За красоту

В сентябре Guardians стукнет 13 лет, но ни одна ККИ так и не превзошла ее по качеству иллюстраций. Напротив, некоторые издательства не гнушались использовать вдохновенные работы Кита Паркинсона, Дона Мэйтца, Брома и других художников при оформлении своих настолок. Но не только иллюстрации выделяют эту ККИ: Guardians можно смело отнести к числу лучших карточных варгеймов. Кроме того, поклонники искрометного юмора и стеба полюбили ее еще в доманчкиновский период.

Pokemon (1999)

За внимательность к детям

Когда компания Wizards of the Coast анонсировала эту игру в 1998 году, почти никто из магазинов и клубов не захотел ее заказывать. Зачем нужна игра для детей младшего школьного возраста? Через год продажи этой ККИ уверенно вышли на второе место, уступая только «Магии». Теперь каждый год появляется множество коллекционных карточных игр по аниме-сериалам и видеоиграм - однако коммерческий успех «Покемонов» смогла повторить только Yu-Gi-Oh!

Lord of the Rings TCG (2001)

За дизайн и баланс

Уникальный случай: коллекционная карточная игра создавалась одновременно с фильмами-первоисточниками. Более того, иногда кадры из фильмов Питера Джексона появлялись на картах раньше, чем на киноэкране. LotR TCG выгодно отличалась от рисованной предшественницы Middle Earth CCG простыми правилами и высокой динамикой. А основной «фишкой» карточного «Властелина Колец» стало то, что каждый игрок выступал одновременно и за светлые, и за темные силы. Ну и наконец, оформлена ККИ была на пять с плюсом.

Настольные ролевые игры

В ролевой игре - компьютерной, «живой» или настольной - участник играет за одного или нескольких персонажей. В принципе, собраться небольшой компанией и сыграть в ролевку можно и без всяких правил, но по правилам - интереснее. Помимо книги правил, для ролевых игр выпускают томики-дополнения (описания вселенных, монстров, магии и т. п.), в них почти всегда используются игральные кости и карточки с характеристиками героев. Сражения могут моделироваться с помощью фигурок. Стандартный состав для настольной ролевки - 3-5 игроков и один мастер-ведущий.

«Подземелья и драконы» (1974)

За классику фэнтези

Первая и самая популярная настольная ролевая игра, самая свежая редакция которой вышла пару месяцев назад (читайте наш обзор новинки на следующих страницах). Dungeons & Dragons стали своеобразным стандартом не только для ролевых игр, но и для героико-приключенческого фэнтези. «Темный эльф» Сальваторе и разнообразные «Драконы» Уэйс с Хикмэном - все это официальные новеллизации D&D. А уж сколько книжек написано под впечатлением от сыгранных партий, сколько человек полюбили фантастику благодаря этой игре… Словом, «Подземелья и драконы» - культурное явление мирового масштаба.

Call of Cthulhu (1981)

За сверхъестественный ужас

Игра-долгожитель, которая отличается от D&D не меньше, чем мрачные фантазии Говарда Ф. Лавкрафта отличаются от похождений Темного эльфа. За встречи с непознанным героям «Зова Ктулху» придется расплачиваться психическим здоровьем, а в конце их ждет лечебница либо пасть кошмарного монстра. Дополнения к игре охватывают разные годы, но лучше всего играть в двадцатые прошлого века: атмосфера лавкрафтовских рассказов замечательно сочетается с нуаровой стилистикой того времени. За более чем четверть века своего существования ролевка стала неотъемлемой частью Мифоса - вселенной, созданной Г. Ф. Л. и его последователями.

World of Darkness (1991)

За готик -панк

«Мир Тьмы» - мистическая изнанка нашей повседневной жизни. По его темным улицам бродят оборотни, кланы вампиров тайно управляют людьми, а в обычном человеке может внезапно пробудиться магическая сила… «Мир Тьмы» объединяет больше десятка настольных ролевых игр, наиболее известная из которых - Vampire: The Masquerade. К 2003 году вселенная настолько разрослась, что создатели сочли за лучшее устроить Судный день, и в 2004-м выпустили новую редакцию, объединившую части «Мира Тьмы» не только тематически, но и на уровне игровой механики. Если вы любите ночь, готику, заговоры, мистические тайны - то эта игра создана для вас.

«Эра Водолея» (2000)

За русское аниме

Создатели «Эры Водолея» хотели убить двух зайцев: выпустить первую в России коммерческую настольную ролевку и способствовать популяризации аниме. Были разработаны интересный мир и оригинальная игровая система, однако первый блин вышел комом. Несколько запланированных расширений так никогда и не увидели свет. Раз в год появляются слухи о возрождении системы, но российские издательства с подозрением смотрят на анимешную ролевку. Зато благодаря «Эре Водолея» игроки могут вспомнить то славное время, когда настольную РПГ можно было купить в любом крупном книжном магазине.

Варгеймы

«Варгейм» - жаргонное название военно-тактических игр с миниатюрами, проще говоря, «солдатиков». Настольные баталии разыгрываются между отрядами пластиковых или металлических фигурок, с применением игральных костей, линеек и довольно сложных правил. Считается, что первопроходцем жанра был знаменитый фантаст Герберт Уэллс, составивший в начале 20 века первые своды правил для оловянных солдатиков. А в семидесятые из варгейма Chainmail выросли «Подземелья и драконы», первый представитель нового жанра ролевых игр.

Warhammer (1983)

За масштаб

Не самый первый, но самый известный из варгеймов. «Молот войны» обладает репутацией элитной игры для преданных поклонников жанра. Возиться со сборкой и покраской фигурок здесь придется даже дольше, чем изучать правила. Еще одно достоинство игры - ее многомерность. Под одной маркой объединены две колоритные вселенные - фэнтезийная и космическая, а также более десятка отдельных игр. Warhammer для варгеймов - то же самое, что Magic The Gathering для ККИ или «Подземелья и драконы» для ролевых игр.

Mage Knight (2000)

За массовость

Одни считают эту игру образцом будущего варгеймов, другие - профанацией самой идеи жанра. Уже собранные и покрашенные миниатюры продаются в стартерах и бустерах - система распространения та же, что и у ККИ. Никаких записей делать не надо: боевые повреждения отмечаются поворотами специального диска, встроенного в подставку. Правила занимают несколько страниц. В целом, Mage Knight рассчитан на куда более широкого потребителя, чем тот же Warhammer. Он не требует затрат времени, кропотливого труда или погружения во вселенную. В семейство «варгеймов с поворотными дисками» входят не только фэнтезийный Mage Knight, но и супергеройский Heroclix, и новый MechWarrior.



Loading...Loading...