Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. Нюрнбергский процесс

Алексей Алексеевич Харламов(1840- 1925гг) настоящее имя - Харитон Платонов - русский художник, мастер портрета. Часто его называют салонным художником, который при жизни пользовался большим успехом. Русский Бонна называли его парижане.Позднее он оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина . У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург .

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художествВ.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом..В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу.

Осенью 1872 года Харламов возвратился во Францию и окончательно обосновался в Париже. Вероятно, в это время он и стал учеником популярного тогда салонного художника Л.-Ж.-Ф. Бонна, который был директором Школы изящных искусств. Ему принадлежала решающая роль в становлении Харламова-живописца. Занятия с Бонна помогли Харламову найти свою тему в искусстве.
Творческие интересы Бонна и Харламова нередко почти или полностью совпадали во времени. Харламовские «Итальянки», которых художник начал писать уже в 1870 году, прямо продолжают «Итальянок» Бонна.

Leon Joseph Florentin Bonnat Алексей Харламов

Связь между работами Бонна и Харламова наблюдается также и в технике исполнения, прежде всего, в щедром использовании асфальтосодержащих красок и кроющих лаков.
В 1874 году художник стал академиком Санкт-Петербургской Академии художеств. Это звание присудили за работы «Итальянская девочка с цветами», «Девочка-швея», «Головка итальянки», «Бедный музыкант», «Мордовская девушка»

Итальянская девушка с цветами.

«Мордовская девушка»

«Мордовская девушка», без сомнения, одна из лучших его «головок». Вероятно, сам мотив был навеян или воспоминаниями о детстве, о родном доме в Саратовской губернии, или о какой-то более поздней поездке в Саратов, где всегда жило много представителей этой народности. Это одна из редких «головок» художника, имеющая если не русский, то «российский» оттенок. Художник этнографически точен в передаче мордовского костюма одной из этнической групп мордвы – эрзя. Однако модель (несомненно, найденная в Париже) по внешности напоминает другую этническую группу мордвы - мокша. Отличает от большинства харламовских «головок» «Мордовскую девушку» и то, что в ней почти нет налета слащавости.

Успеху Харламова в 1870-е годы немало способствовала его принадлежность к кругу, сложившемуся вокруг И. С. Тургенева и певицы Полины Виардо-Гарсиа (1821 – 1910). Художник стал завсегдатаем их дома. А в январе 1875 года начал работать над портретом И.С.Тургенева.

Портрет Тургенева.худ Харламов.
Тургенев ценил Харламова как портретиста, отмечал его дар колориста и общую высокую культуру харламовской живописи. Близость Харламова Тургеневу подтверждается частыми упоминаниями его имени в тургеневских письмах, харламовским циклом иллюстраций к «Дворянскому гнезду» и, в конце-концов, тем, что о смерти Тургенева из всех знакомых ему сообщили первому.

Головка.
С 1870-х годов в творчестве Харламова появляется линия, которая впоследствии станет ведущей - так называемые «головки» и близкие к ним жанровые композиции. По поводу «головок» один из рецензентов справедливо полагал, что все они «суть не что иное как «незаказанные» портреты.

Но при всём при этом «головки» составляют большую часть творческого наследия Харламова. Несомненно, не последнюю роль в их создании играл и коммерческий успех. Видимо, к их созданию в первые годы пенсионерства Харламова подтолкнула нелёгкое положение в финансовом отношении - денег, высылаемых Академией своим пенсионерам, едва хватало на самый скромный образ жизни.

Головка девочки

  • В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

Головка

Головка

Грезы

Девочка в красной шали

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей.

Хорламов Портрет Фанни.Шульц.

Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника. Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственным человеком, скрашивающим его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

  • Мать и дочь. 1901г.

  • Недовольная девочка.

  • Портрет Е.А.Третьяковой 1875

Вторник, 14 Октября 2014 г. 05:30 + в цитатник

ПОРТРЕТ

Портрет молодой девушки
1884
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff


Девочка
1890
масло, холст
Girl
Alexei Harlamoff
Primorye State Art Gallery


Алексей Алексеевич Харламов (1840 - 1925) - русский живописец, мастер портрета. Родился в с. Дьячивка Дьячевка Порзовской волости Петровского уезда Саратовской губернии 18 октября 1840 года в семье дворовых поручицы Анны Сергеевны Киреевой Алексея Григорьева и Екатерины Евграфовой. Позднее семья (вероятно, при получении вольной и при переходе в мещанское сословие Саратова) стала носить фамилию Харламовых.

Семья была многодетной; у родителей будущего художника было 9 детей, двое из которых умерли в младенчестве. Будущий живописец был седьмым ребенком в семье. Вольную родители получили в 1850 году только с тремя младшими детьми (на этот момент они были крепостными госпожи Загейновой). В числе этих младших детей был и будущий художник. Что стало со старшими детьми и когда семья стала принадлежать Загейновой - остается неясным.

Первым "наставником по искусству" Алексея Харламова стал художник Владимир Яковлевич Афанасьев.

В 1854 году, в 14-лет, Харламов стал вольнослушателем Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был учеником в историческом классе профессора Маркова, представителя "эпигонского" классицизма. Местонахождение большей части работ академического периода неизвестно, кроме одной - полотна 1865 года "Анания перед апостолами". Оно хранится в музее Академии. Эту картину Харламов писал на Малую золотую медаль, но награды за нее не получил.


Девушка с цветами
1878
The Flower Girl (also known as Girl reading)
Alexei Harlamoff

За период обучения неоднократно получал академические награды: в 1857 и 1862 - малые серебряные медали за рисунок и этюд, в 1863 г. - две большие серебряные медали за рисунок и этюд, в 1866 г. - малую золотую медаль, в 1868 г. - большую золотую медаль. Академию окончил со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. В 1869 году как пенсионер Академии отправился в Париж, также посетил Берлин и Лондон.

В 1870 году из-за франко-прусскую войну на некоторое время переехал в Бельгию. В Гааге выполнил на заказ Петербургской Академии художеств копию с картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Осенью 1872 вернулся во Францию. Принимал частные уроки у живописца Л. Бонна. В 1873 году был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Вене. Участвовал в выставках в залах Петербургской Академии художеств и парижском Салоне.



Девочка с жемчужным ожерельем
1881
масло, холст
Girl with a Pearl Necklace
Alexei Harlamoff
Private collection

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Петербург три свои работы - "Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки". За эти картины и за сделанную в Гааге копию с "Урока анатомии" Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: "Здесь появились два замечательных художника - Репин и Харламов, - писал он. - Второй особенно далеко пойдет". Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Большую часть своей жизни художник провел во Франции, изредка приезжая в Россию.


Юная модель
1883
масло, холст
The Young Model
Alexei Harlamoff
Private collection

Умер художник в 1925 году в Париже в возрасте 85 лет. О последних годах жизни Харламова писала в своих воспоминаниях певица Фелия Литвин: "Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в ателье, расположенном под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью. Увы, в 1925 году он умер". Далее она пишет: "Он скончался у меня на руках… Я любила его как отца. Он был свидетелем начала моей карьеры и в дни моей старости остался мне верным другом".
Свои работы и архив он завещал Фелии Литвин.


Портрет Фелии Литвин
Холст, масло
55 x 46 см
Частное собрание



Портрет Фелии Литвин
Холст масло


Портрет девушки
1881
масло, холст
Portrait of a Young Girl
Alexei Harlamoff



Сестры
1888
масло, холст
Sisters
Alexei Harlamoff
Private collection



Темноволосая красавица
1890
масло, холст
Dark Haired Beauty
Alexei Harlamoff


Лето
1890
масло, холст
Summertime
Alexei Harlamoff



Подруги
1892
масло, холст
Friends
Alexei Harlamoff



Две девочки
1894
масло, холст
Two Girls
Alexei Harlamoff



Женщина с ребенком
1894
Woman and child
Alexei Harlamoff



Мать и дочь
1901
масло, холст
Mother and Daughter
Alexei Harlamoff



Портрет девочки
1904
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff



Портрет девочки.
1904
пастель
Little Girl with Head-dress
Alexei Harlamoff
Far Еast Museum of Fine Arts-Khabarovsk



Портрет девочки
1904
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff
Private collection



Цыганка с цветами
1907
масло, холст
Gypsy Girl with Flowers
Alexei Harlamoff
Private collection



Маленькая швея
1910
масло, холст
The Little Seamstress>
Alexei Harlamoff
Private collection



Две сестры
1913
масло, холст
Two Sisters
Alexei Harlamoff



Дочь художника
The Artist"s Daughter
Alexei Harlamoff



Красавица с каштановыми волосами
An auburn beauty
Alexei Harlamoff


Темно-рыжая красавица с красными розами
масло, холст
Auburn-haired Beauty with Bouquet of Roses
Alexei Harlamoff
Private collection



Девочка, пускающая мыльные пузыри
масло, холст
Blowing bubbles
Alexei Harlamoff
Private collection



Делим яблоки
масло, холст
Choosing apples
Alexei Harlamoff



Созерцание
Contemplation
Alexei Harlamoff



Созерцание
масло, холст
Contemplation
Alexei Harlamoff
Private collection



Созерцание
масло, холст
Contemplation
Alexei Harlamoff
Private collection


Мечтание
Faraway Thoughts
Alexei Harlamoff


art-catalog.ru

.

Живописец, график.

Родился в семье дворового поручицы А. С. Киреевой А. А. Григорьева, взявшего после получения вольной фамилию Харламов. Первоначальное художественное образование получил под руководством живописца В. Я. Афанасьева. С 1852 учился в ИАХ в качестве вольноприходящего ученика в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1857 и 1862 - малые серебряные медали за рисунок и этюд, в 1863 - две большие серебряные медали за рисунок и этюд. В 1865 выполнил картину на малую золотую медаль по программе «Анания перед апостолами», однако награды не получил. В 1866 за картину «Крещение киевлян» был удостоен малой золотой медали, в 1868 - большой золотой медали за программу «Возвращение блудного сына в родительский дом». Окончил курс со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.

В 1869 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Париж, по пути посетил Берлин. В 1870 из-за франко-прусской войны на некоторое время переехал в Бельгию. В Гааге выполнил по заказу ИАХ копию с картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Совершил поездку в Лондон. Осенью 1872 возвратился во Францию. Брал частные уроки у живописца Л. Бонна. В 1873 был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Вене. Принимал участие в выставках в залах ИАХ в Петербурге и парижском Салоне. В 1874 был удостоен звания академика за картины «Бедный музыкант», «Мордовская девушка», «Голова итальянки» и портрет художника И. П. Пожалостина.

В 1872 стал членом ТПХВ, регулярно присылал свои произведения на выставки Товарищества. Жил преимущественно в Париже, где имел мастерскую, периодически приезжая в Россию.

Харламов - один из наиболее заметных русских живописцев второй половины XIX века, добившийся признания не только в России, но и в Европе. Художественное наследие мастера достаточно разнообразно: в нем встречаются портреты, отличающиеся глубиной психологических характеристик, работы бытового жанра, близкие передвижнической традиции, однако наиболее значительную его часть составляют так называемые «головки», созданные в русле салонного искусства того времени и отличающиеся грациозностью и некоторой слащавостью.

Творческая манера Харламова эклектична. Художник прошел через увлечение голландской живописью XVII века, стилизуя под нее многие ранние картины (конец 1860-х - начало 1870-х). В 1870-х в своих «головках» мастер обратился к традициям итальянской живописи XVII - XVIII веков. Во второй половине 1870-х ненадолго увлекся возможностями пленэрной живописи, передачей солнечного света и воздуха. В 1880-х возвратился к стилизации «под нечто “музейное”». Художник прекрасно владел техникой живописи, был превосходным колористом, достигая в своих работах необычайно выразительных красочных эффектов. При этом творчество мастера, будучи в значительной степени ориентированным на художественный рынок, не оказало значительного влияния на развитие искусства рубежа XIX - ХХ веков, оставшись как бы в стороне от ведущих направлений в живописи этого времени.

Произведения Харламова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и других.

Алексей Алексеевич Харламов – художник, известный портретист, работавший в жанре академической живописи.

Будущий художник появился на свет 18 октября 1840 года. Местом рождения стало село Дьячевка, находящееся в Саратовской губернии. Мать и отец – Алексей Григорьев и Катерина Евграфова, дворовые люди, принадлежавшие помещице Киреевой. Вскоре после его рождения, Анна Киреева принимает решение продать многодетную семью, оставив старших детей в своём хозяйстве. Харламовы с тремя младшими детьми были перепроданы госпоже Загейновой. В 1850 году они получают вольную грамоту и обосновываются в Саратове, затем переезжают в Санкт-Петербург.

После переезда, Алексей обучается грамоте дома, с учителем. Его первым преподавателем живописи становится Владимир Афанасьев. В 1854 году будущий портретист поступает вольным слушателем в Петербургскую Академию художеств, где начинает обучаться у известного художника Алексея Маркова. В процессе обучения Харламов добивается отличных результатов в искусстве живописи, за что удостаивается четырёх серебряных медалей. Последующие его работы приносят две золотых медали, и возможность отправиться заграницу на казённые деньги.

В рамках заграничной поездки, художник посетил множество европейских стран. В процессе вояжа, начинающий портретист пробует себя в качестве копииста, создавая копию картины Рембрандта «Анатомия доктора Тульпа». Почти полтора года (март 1971-сентябрь 1872) он пишет в Гааге, где находится полотно.

Закончив картину, Харламов снова уезжает в Париж и начинает работать под руководством французского живописца Леона Бонна, известного своими портретными работами в классическом стиле. Под его влиянием манера письма Харламова сформировалась окончательно. В своих работах русский портретист отдаёт предпочтение картинам, изображающим женские головки и детей, выполняя их в традициях школы старых мастеров. Итогом плодотворного сотрудничества становится ряд работ, три из которых Харламов в 1874 году отправляет на выставку в Санкт-Петербург. Выполненные в манере Бонна, три полотна и гаагская копия работы Рембрандта, приносят Харламову почётное звание академика.

В 1875 году истекает срок заграничной поездки. Художник ненадолго приезжает в Россию, затем вновь отправляется в Париж. В Париже Алексей Алексеевич знакомится с Иваном Сергеевичем Тургеневым, и в 1875 году создаёт единственное полотно, выбивающееся из привычного ряда – портрет писателя. С момента окончательного переезда Харламов несколько меняет манеру письма. В его работах появляется тема «Итальянцы эпохи Ренессанса» с преобладающим световоздушным фоном. Новое увлечение продолжается недолго, вскоре художник возвращается к известным «головкам», среди которых преобладают изображения итальянок и цыганок.

На пике карьеры художник выставляет полотна в парижском Салоне, принимает участие во Всемирных выставках. Его работы были замечены аристократией, а полотно «Женская головка» отправилось к российской императорской семье – его приобрела императрица Мария Фёдоровна.

Консерватизм и упорство стали причиной художественной гибели Харламова. Начало XX века ознаменовалось резкой сменой художественных вкусов общественности, и портреты классической школы оказались невостребованными. В результате Алексей Алексеевич оказался в бедности, покинутый прежними поклонниками. До самой его смерти рядом с ним оставалась Фелия Литвин – певица оперы, с которой он познакомился при переезде в Париж. Скончался Алексей Харламов в 1925 году, его могила находится на кладбище Пёр-лашез.

Цитата сообщения Художник Харламов Алексей Алексеевич(Harlamoff Alexei Alexeivich)(1840-1922). Детские портреты

The Young Model

Алексей Алексеевич Харламов (настоящее имя - Харитон Платонов) - мастер, который при жизни пользовался большим успехом. Позднее оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.

1000" src="https://s48.radikal.ru/i119/1005/bb/08408a097fbf.jpg" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="754">

Contemplation



Портрет молодой девушки

Весенние цветы

Портрет маленькой девочки

Young Girl

Портрет молодой красавицы

«Темноволосая красавица»

The Flower Girl

Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich" border="0" src="http://sr.gallerix.ru/825912517/H/1796068083/" title="Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief,

Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief

A Russian Beauty

Соня

My Little Model

932" src="https://s002.radikal.ru/i198/1005/43/3c410fa53e86.bmp" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="700">

Портрет девочки в зеленой кофточке

Дочь художника

Портрет южанки с шалью

https://s44.radikal.ru/i105/1011/9e/f183ba081c57t.jpg">

«Лежащая крестьянская девочка»


«Портрет детей Павла Петровича Демидова»

Портрет девочки с яблоками

У колыбели сестры

900" src="http://www.allpaintings.org/d/29482-1/Alexei+Harlamoff+-+Young+Girl.jpg" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="618">

Young Girl

Девочка.

Harlamoff Alexej Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich" border="0" src="http://sr.gallerix.ru/825912517/H/282592874/" title="Harlamoff Alexej Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses,

Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses

Мать и дитя

870" src="https://i038.radikal.ru/1205/78/b56d9e5638c1.jpg" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="600">

Little Girl

THE LITTLE FLOWER GIRLS - Харламов Алексей Алексеевич" border="0" src="http://artcyclopedia.ru/img/big/008040010.jpg" title="THE LITTLE FLOWER GIRLS - Харламов Алексей Алексеевич">

THE LITTLE FLOWER GIRLS


Подруги

Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки" получил звание академика Петербургской Академии Художеств.
С 1982 г. член Товарищества передвижных выставок
В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, но к осени возвратился во Францию. Почему же это произошло? По мнению известного журналиста того времени Н.Н. Брешко-Брешковского, в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». И.Е. Репин же в одном из своих писем сообщал, что Харламов «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда. По возвращении в Париж Харламов снял мастерскую в доме на Пляс Пигаль, в любимом квартале художников, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Он подарил городку свои работы.
Со второй половины 1870-х Харламова, как и многих русских художников, побывавших во Франции, увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в том числе и в акварели «Головка» (1881) из музея имени А.Н. Радищева, он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». Возможно, интерес к ней был вызван костюмированным балом в доме Виардо в феврале 1875 года, где художник получил первый приз за свой венецианский костюм в стиле конца XV века. В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Среди них - картина «Музыкант-неаполитанец» из Русского музея и рисунок к ней из коллекции Радищевского музея. Но это увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Художник часто выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, на акварельных выставках в Петербурге, выставках передвижников. Особо следует сказать об участии Харламова в деятельности «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» в Париже. Он был одним из его учредителей, после смерти Боголюбова он стал председателем комитета Общества. Не остался Харламов равнодушным к главному делу жизни А.П. Боголюбова - созданию Радищевского музея в Саратове. Он подарил ему свои работы, в том числе и «Итальянку с тамбурином», картину с весьма экзотическим сюжетом - девочка-итальянка замахивается тамбурином на ящерицу. В собрании музея находится и выполненный Харламовым портрет гражданской жены А.П. Боголюбова Елизаветы Францевны Шивр, которая поддерживала идею создания музея и рисовальной школы и завещала им большую часть своего состояния. Первая мировая война разорила Харламова, как и многих его современников. О последних годах его жизни Ф. Литвин, которая любила его как отца, вспоминала: «Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в комнате, расположенной под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью». Он скончался у нее на руках. Похоронен Харламов был 13 апреля 1925 года на кладбище Пер-Лашез в Париже. Харламов был мастером, стоявшим в стороне от ведущей, демократической тенденции в русском искусстве второй половины XIX века, но и он внес свой вклад в утверждение престижа русского искус-ства в Европе и в развитие художественных связей между Россией и Францией того времени.
Среди русских самым постоянным и восторженным его почитателем был писатель Тургенев, который считал Харламова своим «любимым художником». Известность Харламова в Париже (1870-е гг.) связана с портретом великого писателя, который он исполнил в 1875 году. Эта работа сделала его модным парижским портретистом. Сам писатель предпочитал его портрет другому, написанному Репиным. Издавна любивший живопись Тургенев коллекционировал исключительно произведения художников современной французской школы, и только работы Харламова представляли русское искусство в его собрании. Писатель часто сравнивал живопись Харламова и великого голландца Рембрандта. Самым знаменитым произведением Харламова до сих пор остается портрет И.С.Тургенева (1875, ГРМ). Сам писатель считал его непревзойденным по мастерству и глубоким по проникновению.



Loading...Loading...