Разработка внеклассного мероприятия по литературе "По страницам лирики" (сонеты Данте, Петрарки, Шекспира). Сонеты из “Vita nuova” Данте в ранних переводах Эллиса Сонет данте алигьери столь благородна

Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи, "...которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". Данте можно смело отнести к одним из таких титанов, произведения которого классикой итальянского творчества и достоянием народа.

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Данте Алигьери (1265-1321) выступает в своей жизни как типичный для его времени представитель всесторонне образованной, деятельной, крепко связанной с местными культурными традициями и общественными интересами интеллигенции.

Как известно, становление Данте как поэта происходит в условиях переломных и переходных от литературного средневековья к новым творческим устремлениям. Так как поэт был очень религиозен, поэтому он очень сильно переживал этот переломный момент.

Кроме того, начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»).

По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари - юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим подтверждением этой любви стала автобиографическая исповедь "Новая Жизнь" ("Vita nuova"), написанная у свежей могилы возлюбленной, скончавшейся в 1290 году. Входящие в состав "Новой Жизни" два десятка сонетов, несколько канцон и баллада содержат в себе яркое отражение пережитого и пламенеющего чувства.

По форме «Новая жизнь» - сложно сконструированный текст, написанный вперемежку стихами и прозой, насыщенный сложно поддающимися трактовке символами и аллегориями. Из своей юношеской лирики Данте отобрал для «Новой жизни» 25 сонетов, 3 канцоны, 1 балладу и 2 стихотворных фрагмента.

Любовь мыслится поэтом как стихийная сила, «проникающая через взоры в сердце» и воспламеняющая его желанием той, «что с небес сошла на землю - явить чудо». необходимо отметить, что для Данте любовь была сродни науке, которая подготавливает душу человека к общению с богом. В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем за Симоне деи Барди и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет.

Хотелось бы отметить что, поэт полюбил даму, которую он видел трижды в жизни - в алом платье, когда ей, ровеснице поэта, было 9 лет, в белом, когда им исполнилось по 18 - Бетриче ответила улыбкой на его поклон - и вскоре последний раз, когда Данте поклонился ей, но не встретил ответа. Я могу утверждать, что такая цветовая гамма выбрана не случайно, потому что красный цвет платья символизирует радость первых лет жизни, белый - чистоту и целомудрие.

А. Данте отмечает, как были сладостны эти минутные встречи, которые трепетали его душу спустя время:

В своих очах Любовь она хранит;

Блаженно все, на что она взирает;

Идет она - к ней всякий поспешает;

Приветит ли - в нем сердце задрожит.

Всю сладость и все смиренье дум

Познает тот, кто слышит ее слово.

Блажен, кому с ней встреча суждена.

Данте написал «Новую жизнь» либо в 1292 г., либо в начале 1293 г. Эпоха напряженно искала новые пути в общественной жизни, поэзии, искусстве, философии. Говоря о «Новой жизни», Данте имел в виду свою любовь, но любовь эта трактовалась им и как огромная объективная сила, обновляющая мир и все человечество.

Безусловно, многие изучали композиционное строение этого произведения, изучив эти материалы, я пришла к выводу, что все стихотворения были собранны вокруг второй канцоны, которая является композиционным центром:

Младая донна, в блеске состраданья,

В сиянии всех доблестей земных,

Сидела там, где Смерть я звал всечасно;

И глядя в очи, полные терзанья,

И внемля звукам буйных слов моих,

Сама в смятенье зарыдала страстно.

Другие донны, поспешив участно

На плач в ее покой, где я лежал,

Узрев, как я страдал, -

Ее услав, ко мне склонились строго.

Одна рекла: "Пободрствуй же немного",

А та: "Не плачь напрасно".

Когда ж мой бред рассеиваться стал,

Мадонну я по имени назвал.

Кроме того, поэт акцентирует свое внимание на мистической символике числа 9,которое характеризует важные события в жизни писателя.

Известный писатель и критик Алексеев М.П. считает, что «Число 3 является корнем числа 9, так что без помощи иного числа оно производит 9; ибо очевидно, что 3 х 3 девять. Таким образом, если 3 способно творить 9, а творец чудес в самом себе - Троица, то есть Отец, Сын и Дух Святой - три в одном, то следует заключить, что эту даму (Беатриче) сопровождало число 9, дабы все уразумели, что она сама 9, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица». По моему мнению, такую символику числа 9 легко объяснить, обратив внимание на эпоху, к которой относился Данте. Как известно, такая символика была неотъемлемым элементом произведений Средневековья.

Примечательно то, что конец "Новой жизни" содержит намек на "Божественную комедию", которая представляется поэту начинанием, предпринятым для прославления Беатриче. Образ возлюбленной продолжает вдохновлять поэта в течение всей его жизни, поддерживая в нем великую идею.

Как писал О. Мандельштам: «…у Данте одного душевного события хватило на всю жизнь».

Данте Алигьери

Стихотворения флорентийского периода

ДАНТЕ ДА МАЙЯНО -- К СТИХОТВОРЦАМ

Не откажи, премудрый, сделай милость,

На этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась -

4 Та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась,

Желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась -

8 С ее плеча, я убежден почти.

Тут я пришел в такое состоянье,

Что начал даму страстно обнимать,

11 Ей в удовольствие -- по всем приметам.

Я целовал ее; храню молчанье

О прочем, как поклялся ей. И мать

14 Покойная моя была при этом.

Передо мной достойный ум явив,

Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв,

4 Изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив

К прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив,

8 Надеюсь я -- сойдусь во мненье с вами.

Рубашка дамы означать должна,

Как я считаю, как считаем оба,

11 Что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа

С покойницей была, а не одна,

14 Должно бы означать любовь до гроба.

Проверка золота на чистоту -

Для ювелира незамысловата:

Огонь подскажет мастеру, что злато

4 Имеет эту цену или ту.

И я желаю, чтоб начистоту

Сказали все про эту песнь собрата

Вы, кто премудр и судит непредвзято

8 И в ком достоинств славят высоту.

Какую муку самою большою

Из мук любовных можете назвать?

11 (Мудрей не создал песни я, чем эта.)

Не любопытства ради жду ответа:

Себе хотел бы цену я узнать,

14 Уверенный в одном -- что вас не стою.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ -- К ДАНТЕ ДА МАЙЯНО

На вас познаний мантия -- своя,

Мне кажется, и, разобравшись строго,

Вам, друг мой, не нужна моя подмога:

4 Я славлю вас, но я вам не судья.

В сравненье с вашим знаньем бытия,

Поверьте мне, мое -- весьма убого,

Дорога знаний -- не моя дорога,

8 И вы всеведущи, не то что я.

Отвечу, положа на сердце руку

И ложь прогнав любую от себя,

11 Как надлежит в беседе с мудрым мужем.

Не посчитайте домыслом досужим

Такой ответ: кто не любим, любя,

14 Страшнейшую испытывает муку.

Изысканным своим ответом вы,

К тому же, друг мой, веским, подтвердили

Всю справедливость доброй той молвы,

4 Которой люди всюду вас почтили.

Но мне сдается -- ваши таковы

Достоинства, что человек не в силе

Их перечислить до конца, увы,

8 И почестей вы больших заслужили.

Страшней любви неразделенной нет,

По-вашему, но есть другое мненье

11 На этот счет. Поверить мне кому ж?

Коль скоро вас не затруднит ответ,

На ваше уповаю разъясненье,

14 Чтобы узнать, кто прав, о мудрый муж.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ -- К ДАНТЕ ДА МАЙЯНО

С кем говорю -- ума не приложу,

И все же я, не мудрствуя лукаво,

Столь редкой мудрость вашу нахожу,

4 Что обойти ее не может слава.

О вас по мыслям вашим я сужу

И потому хвалить имею право,

Но, если б мог я вас назвать, скажу:

8 Хвалить бы вас мне было легче, право.

Узнайте, друг (конечно, вы мне друг),

Тому больнее всех, того жалею,

11 Кто, будучи влюбленным, не любим.

Любовь неразделенная -- недуг,

Грозящий всем дубинкою своею.

14 Ну как, согласны с мнением моим?

ДАНТЕ ДА МАЙЯНО -- К ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Амор велит, чтоб верно я любил,

И обречен я этой страшной доле,

И часа нет, когда бы поневоле

4 К нему я сердце сам не обратил.

Овидиево средство я решил

Испробовать, но лгал Овидий, что ли,

Я, не избавясь от любовной боли,

8 Прошу пощады из последних сил.

Впустую все -- искусство, заклинанья,

Отвага, мудрость: от любви вовек

11 Спасения не будет никакого.

Служа Амору, зная лишь страданья,

Ему же угождает человек.

14 О мудрый друг мой, за тобою слово.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ -- К ДАНТЕ ДА МАЙЯНО

Ум, знанье, вежество, широкий взгляд,

Искусство, слава, равнодушье к лести,

Отвага, красота и верность чести

4 И деньги -- далеко не полный ряд

Достоинств, что Амора победят

Отрадностью -- в отдельности и вместе:

Одни из них достойны большей чести,

8 Но каждое в победу вносит вклад.

При этом, друг мой, если ты намерен

От добродетелей увидеть прок,

11 Природных иль благоприобретенных,

Не действуй против божества влюбленных:

Какое бы ты средство ни привлек,

14 Ты проиграешь битву, будь уверен.

К ЛИППО (ПАСКИ ДЕ"БАРДИ)

Надеюсь, Липпо, ты меня прочтешь,

Но, прежде чем начнешь

В меня вникать, узнай -- моим поэтом

Я послан, чтоб тебя почтить приветом

5 И пожелать при этом

Тебе всего, что нужным ты найдешь.

Надеюсь, ты меня не отметешь

И душу призовешь

И разум, чтоб решить, как быть с ответом:

10 Я, что смиреннейшим зовусь сонетом,

Явился за советом

И жду, что ты на помощь мне придешь.

Я эту девушку привел с собою,

Однако, наготы стыдясь своей,

15 Она среди людей

Не хочет, гордая, ходить нагою.

Прошу -- безвестной деве платье сшей,

Не обойди подругу добротою,

Чтобы с любой другою

20 Соперничать возможно было ей.

Вовек не искупить своей вины

Моим глазам: они столь низко пали,

Что, Гаризендою увлечены,

4 Откуда взор охватывает дали,

Красавицу, которую должны

Они заметить были бы, проспали.

Я ими оскорблен до глубины,

8 И у меня они теперь в опале.

А подвело мои глаза чутье,

Которое настолько притупилось,

11 Что не сказало им, куда глядеть.

И принято решение мое:

Коль скоро не сменю я гнев на милость.

14 Я их убью, чтоб не глупили впредь.

ГВИДО КАВАЛЬКАНТИ -- К ДАНТЕ

Вы видели пределы упованья,

Вам были добродетели ясны,

В Амора тайны вы посвящены,

4 Преодолев владыки испытанья.

Докучные он гонит прочь желанья

И судит нас -- и мы служить должны.

Он, радостно тревожа наши сны,

8 Пленит сердца, не знавшие страданья.

Во сне он ваше сердце уносил:

Казалось, вашу даму смерть призвала,

July 20th, 2012 , 08:11 pm

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
А.С.Пушкин "Сонет", 1830

Поэма « Комедия» Данте Алигьери, которую впоследствии Джованни Бокаччо назвал «Божественной», о мировоззрении и о любви. Данте проходит через девять кругов ада, чтобы спасти свою возлюбленную. Покаявшись, просветленный Данте со своей Беатриче странствует по десяти блаженным небесам Рая, семь из которых названы именами планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, достигает сферы звезд, затем сферы ангелов и приобщается высшей благодати, встретившись с Создателем.

Кто разбирал закон, кто - афоризм,
Кто к степеням священства шел ревниво,
Кто к власти чрез насилье иль софизм,
Кого манил разбой, кого - нажива,
Кто, в наслажденья тела погружен,
Изнемогал, а кто дремал лениво,
В то время как, от смуты отрешен,
Я с Беатриче в небесах далече
Такой великой славой был почтен.

После смерти Франсиско его друг Джованни Боккаччо, автор “Декамерона”, был так потрясен, что заболел и через год с небольшим умер, желая быть рядом с ним и своей любимой:

Пребудешь ты отныне в царстве том,
куда стремится жаждущая света
душа, что заслужила чести этой
покуда обреталась в мире злом;

ты нынче там, где, жаждою влеком
Лауру видеть, что тобой воспета,
не раз бывал, и где теперь Фьямметта,
любовь моя, - лицом к лицу с Творцом.
К Сеннуччо, к Чино присоединился
и к Данте ты, и пред тобой тогда
сокрытое от нас предстало зримо.

Когда тебе я другом доводился
здесь, на земле, возьми меня туда,
где любоваться мог бы я любимой.

Изгнание Данте (венок сонетов)

Раздел: Венок сонетов

И снятся флорентийские кварталы,

И хоть давно граница пролегла,

Но нынешнее в старое умчало.

Вновь память властно в юность увела,

Ах, память, память, выглядишь устало.

Вот Беатриче в одеянье алом

По набережной города прошла.

«Все в памяти смущенной умирает –

Я вижу вас в сиянии зари,

И в этот миг мне бог любви вещает:

«Беги отсель, иль в пламени сгори!» *

Озарена влюбленность чудным светом,

* Сонет «Всё в памяти смущенной умирает …»,

И несть числа страдающим поэтам,

Как несть числа влюблённым молодым,

Их чувства служат темами сонетам,

Литература благодарна им.

Вся лирика огнем любви согрета,

Своим стихом смывает всякий грим,

И чувство чистой нотою воспето.

«Любовь и благородные сердца

Одно, сказал поэт в своей канцоне.

Так разум, по ученью мудреца,

С душой неразделим в духовном лоне».*

Ему любовь страданья принесла,

* Сонет «Любовь и благородные сердца …»

перевод И. Голенищева-Кутузова

Мудрец порой вкушает столько зла,

А он – мудрец из рода Алигьери,

Поэзия по жизни повела,

И он всю жизнь поэзии доверил.

Раскинули мучения крыла,

Поэт их познаёт по полной мере,

Пришла любовь, и открывайте двери,

Она сожжёт влюблённого дотла.

«Лишь о любви все мысли говорят

И столь они во мне разнообразны,

Что, вот, одни отвергли все соблазны,

Другие пламенем её горят» *

Кто одолеет, кто наложит вето?

___________________________________

* Сонет «Лишь о любви все мысли говорят…»,

перевод И. Голенищева-Кутузова

Немилосердно, право, бремя это –

Чудесную красавицу любить.

Терзанья, ревность, муки – нет просвета,

Страданьями унизанная нить.

На страстные вопросы нет ответа,

Но чашу эту суждено испить,

Отчаянье и горесть пережить –

Удел любого, чья душа задета.

«О, если б знали, мукою какой

Томлюсь, меня бы жалость посетила.

Амор, склоняясь над вами, как светило,

Всё ослепляет властною рукой …»*

Его сонеты, полные тепла,

История для нас преподнесла.

_____________________________________

* Сонет «С другими дамами вы надо мной …»,

перевод И. Голенищева-Кутузова

История для нас преподнесла

Любви великой яркие примеры:

Акида с Галатеей страсть зажгла,

Левкипп и Дафна – пара той же веры.

Орфея с Эвридикою учла,

Гемон и Антигона – пионеры,

И в древнем Риме – дамы, кавалеры …

Любовь тысячелетьями прошла.

«Приветствие владычицы благой

Столь величаво, что никто не смеет

Поднять очей. Язык людской немеет

Дрожа, и всё покорно ей одной».*

Как много выдающихся дуэтов!

За столько лет созвездие сюжетов.

___________________________________

* Сонет «Приветствие владычицы благой …»,

перевод И. Голенищева-Кутузова

За столько лет созвездие сюжетов

Создали мифы, барды и фольклор.

Среди эпикурейцев и аскетов

Любые темы обрели простор.

И как бы исполнение заветов –

Накал страстей, немеркнущий костёр.

И наша жизнь, как мудрый дирижёр,

«Пусть духи покидали мой предел,

И пусть душа во мне ослабевала,

Она порою радость излучала,

Но взор мой мерк, и жизни блеск слабел».*

Где подлостей роскошные букеты.

__________________________________________

* Сонет «О столько лет мной бог любви владел …»,

перевод И. Голенищева- Кутузова

Где подлостей роскошные букеты

Под маскою всеобщей доброты.

…Флоренция, о мамма мия, где ты?

Пришлось бежать из города мечты.

Другие у врагов приоритеты,

Совсем иной критерий правоты,

И, ежели проиграны фронты,

Для проигравших неизбежны беды.

«И я молчанье долгое готов

Единственно по той прервать причине,

Что в злой глуши, где пребываю ныне,

Добру никто не предоставит кров»*

Знать, черной масти карта пролегла –

Навет, донос и прочие дела.

_________________________________

* Сонет «Данте – к Чино да Пистойя»,

перевод Е. Солоновича

Навет, донос и прочие дела –

Обычное изгнанника наследство.

И вот уже звучат колокола,

Проклятия – испытанное средство.

Видать, судьбина трещину дала,

И новые маячат где-то бедства,

Похожее на казнь, на людоедство,

Ну, что ещё ты в список занесла?

«Недолго мне слезами разразиться

Теперь, когда на сердце – новый гнёт,

Который мне покоя не даёт,

Но ты, Господь, не дай слезам пролиться»*.

Как тяжело на чуждой стороне!

______________________________________

* Сонет «Недолго мне слезами разразиться»,

перевод Е. Солоновича

А для поэтов это всё – вдвойне,

Изгнание и тяжело, и грустно,

Но чтут поэму* ныне наравне

С шедеврами, которых так негусто.

Признания в Тоскане и извне,

Немеркнущая слава златоуста:

«Да, без него в литературе пусто!», –

И он достоин этого вполне.

«Гомер, превысший из певцов всех стран;

Второй – Гораций, бичевавший нравы;

Овидий – третий, и за ним – Лукан.

Нас связывает титул величавый …»**

А почему титаны эти живы?

Наверно, потому, что прозорливы.

_______________________________________

* Поэма – имеется в виду произведение Данте

«Божественная комедия».

**Божественная комедия» Ад, IV, 87 – 91.

в переводе М.Лозинского

Наверно, потому, что прозорливы …

Предвидеть в ситуации любой –

Их кредо! Потому хранят архивы

Пророчества, что высятся горой.

Цитируют их шустрый и ленивый,

Кто с осужденьем, кто и с похвалой,

Бывает – с восхищеньем и хулой,

У каждого чтеца свои мотивы.

«Ты предалась беспутству и гордыне,

Пришельцев и наживу обласкав,

Флоренция, тоскующая ныне!»

Так я вскричал, лицо моё подняв …» *

Флоренция, ты в той же стороне –

Не ценится пророк в своей стране.

_____________________________________

* Ад, XVI, 73 – 76

Не ценится пророк в своей стране!

Давно сказал Исус из Назарета,

И был распят в ниссане*, по весне –

Привычно для пророка и поэта.

Привычно поэтической волне

Быть верной слову данного обета,

Случалось, что вопросу нет ответа –

Ищи его, найди, хотя б вчерне!

«Когда одну из наших сил душевных

Боль или радость поглотит сполна,

То отрешась от прочих чувств вседневных,

Душа лишь этой силе отдана …» **

Поэт готов на мощные порывы,

____________________________________

* Ниссан (иврит) – название месяца, в котором

был распят Христос

** Чистилище, IV,1–4

Что можно в этом пламени сгореть.

И, кажется, здесь нет альтернативы,

Конец тому положит только смерть.

Поэты к чувствам так небережливы,

Что можно в этом пламени сгореть

«Воображенье, чей порыв могучий

Подчас таков, что кто им увлечён,

Не слышит рядом сотни труб гремучей,

В чем твой источник, раз не в чувстве он?» *

И чувства, разум к новому зовут,

Как ни ранимы творчество и труд.

___________________________________

* Чистилище, XVII, 13 – 16

Всё ж выживают сильные натуры,

Творенья их в бессмертный ряд встают,

И время чтит подобные фигуры.

И любит, и возводит в абсолют,

Врубает в память стелы и гравюры,

Их имена – лицо литературы,

И потому их люди берегут.

«И вот ко мне ещё одно светило

Приблизилось и, озаряясь вовне,

Являло волю сделать, что мне мило.

Взор Беатриче устремлён ко мне».*

В который раз торжествовал статут –

Уста и разум гения живут. ____________________________________

* Рай, IX, 13 – 16

Уста и разум гения живут

Наперекор гоненьям и невзгодам,

Твой путь суров, тяжел и очень крут,

Под столь немилосердным небосводом.

Какие испытанья – видишь тут

Нередко уготованы народам,

Властителям и мировым походам

Страдания – привычный атрибут.

«Итак, читатель, не спеши вставать,

Продумай то, чего я здесь касался,

И восхитишься, не успев устать.

Тебе я подал, чтоб ты сам питался …» *

Поэма Данте многим донесла:

Гонимым в этом мире несть числа,

_____________________________________

* Рай, Х, 22 – 25

Магистрал (акростих)

Гонимым в этом мире несть числа,

И несть числа страдающим поэтам.

Мудрец порой вкушает столько зла!

Немилосердно, право, бремя это.

История для нас преподнесла

За столько лет созвездие сюжетов,

Где подлостей роскошные букеты –

Навет, донос и прочие дела.

А для поэтов это всё – вдвойне,

Наверно, потому, что прозорливы,

Не ценится пророк в своей стране,

И, кажется, здесь нет альтернативы.

Как ни ранимы творчество и труд,

Уста и разум гения живут.



Loading...Loading...