Розовый цвет перчаток у любовницы царя. Царские измены

Браки русских императоров всегда совершались по договоренности и расчету, но это ещё не значит, что особы царских кровей не знали, что такое настоящие чувства.

Фаворитки царей имели в обществе влияние, которое помогало им улучшить свое материальное положение. Конечно, многие любовницы испытывали настоящие чувства, о чём свидетельствуют многочисленные любовные письма, сохранившиеся по сегодняшний день.

1. Екатерина Долгорукова (фаворитка Александра II)

Екатерина Михайловна Долгорукова происходила из княжеской семьи и была истинной аристократкой. Император Александр II был очень дружен с ее семьей, поэтому часто посещал их в имении. Когда он познакомился с Екатериной, ей было всего 12 лет. После смерти Михаила Долгорукова император оказывал помощь его семье: в частности, он дал образование всем его детям, включая и саму Екатерину. Когда девушке было 16 лет, император встретился с ней снова. Он влюбился, и его чувство оказалось взаимным. Впрочем, Екатерина отказалась стать очередной из множества любовниц царя.

После того как жена Александра II, Мария Александровна, заболела туберкулезом, врачи прописали ей целибат. Тогда Екатерина, зная, какие плюсы связь с царем принесет ее семье, все же согласилась стать его любовницей. Император даже сделал ее фрейлиной жены, чтобы постоянно находиться рядом с ней.

Фаворитка родила Александру четверых детей. Она даже хотела посадить на императорский трон одного из своих детей обойдя законных наследников. После смерти своей жены Александр женился на Екатерине.

Царская семья так и не приняла любовницу. После удачного покушения анархистов на Александра II её не впустили в церковь на отпевание. После смерти императора она эмигрировала вместе с детьми во Францию.

2. Мария Нарышкина (любовница Александра I)

Урожденная польская княжна, в возрасте 16 лет Мария вышла замуж за Дмитрия Нарышкина. Девушка привлекала к себе внимание на всех балах не только красивой внешностью, но и невероятным вкусом в одежде и украшениях.

Нет ничего удивительного в том, что император Александр I влюбился в нее с первого взгляда. С благословения своего мужа Мария стала любовницей императора в 1799 году. Александр и Мария даже появлялись вместе на балах и различных церемониях, несмотря на то, что у императора была законная супруга Елизавета.


Нарышкину обожал и двор, и царская семья. Она даже планировала заставить императора развестись с женой и жениться на ней. Все ей благоволило: император демонстрировал их отношения на всеобщее обозрение так, будто вовсе не был женат. Однако этим планам не суждено было сбыться: по неизвестным причинам Александр отказался развестись с женой. В 1814 году их бурный роман неожиданно закончился. За время этих отношений Мария родила пятерых детей, из которых как минимум четверо были от царя. Впрочем, Нарышкин признал всех пятерых и дал им свою фамилию.

3. Анна Лопухина (фаворитка Павла I)

Как и все знаменитые любовницы русских царей рожденная в дворянской семье, Лопухина поразила императора Павла I в самое сердце, когда ей было 19 лет от роду. Увидев ее на балу, император приказал, чтобы ее семья переселилась в Петербург, многим членам семьи он дал высокие чины при дворе. Так после переезда отец Анны получил титул светлейшего князя и место генерал-прокурора.

Несмотря на небольшой рост и не особенную привлекательность, Анна покорила сердце Павла, и он совершал ради нее чуть ли не рыцарские подвиги, достойные любовного романа. Покраска стен Михайловского дворца в цвет перчаток Анны или манера называть в честь нее корабли – лишь некоторые из его жестов. В 1799 году, не выдержав давления со стороны общества из-за связи с императором, Лопухина закончила отношения с Павлом и вышла замуж за другого человека. Император не препятствовал ее браку с другом детства, князем Гагариным, но в сердце надеялся, что любимая вернется к нему. Однако его мечте не суждено было сбыться, ведь два года спустя после их разрыва он был убит.

4. Матильда Кшесинская (любовница Николая II)


Прима-балерина польского происхождения, Матильда встретила Николая на одном из своих выступлений, когда ей было 17 лет. Влюбившись в нее с первого взгляда, Николай II купил ей роскошный особняк в Санкт-Петербурге, где они встречались в течение 4 лет, пока длились их отношения. Известная своей безжалостной и амбициозной натурой, Матильда часто пользовалась своими отношениями с императором, чтобы заработать славу и увеличить влияние в императорском театре. Она была не просто очень одаренной танцовщицей, но и капризной, упрямой женщиной, готовой на все, чтобы уничтожить своих соперников. Несмотря на большую страсть и привязанность к Матильде, Николай расстался с ней в 1894 году, когда умер его отец, а ему предстояла женитьба на будущей императрице Александре Федоровне.

Позже Матильда закрутила романы с двумя великими князьями из семьи Романовых: двоюродными братьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. В 1902 году она родила сына и призналась, что понятия не имеет, кто из двоих его отец. Позже она вышла замуж за Андрея Владимировича и после Октябрьской революции переехала с ним в Париж. Там она открыла престижную балетную школу, которую посещали такие легендарные балерины, как Марго Фонтейн и Татьяна Рябушинская. В 1971 году Матильда умерла, не дожив до 100-летия всего 8 месяцев.

Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Матильда Кшесинская 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Родители Матильды Кшесинской - мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский

Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская 1-я

Сестра Матильды Кшесинской с отцом Феликсом Кшесинским во время одного из спектаклей

В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева­ла в 22 балетах и 21 опере.

Юная Малечка... и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

Неплохо для начала... и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу ".

Наследник российского престола
Николай Александрович Романов

Матильда Кшесинская 1889

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой.

Император Николай II

Но...их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Великий князь Сергей Михайлович Романов

Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила " - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".

Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1898

"М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М. Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется ."

Матильда Кшесинская в балете "Баядерка" 1900

Матильда Кшесинская в ролях

Матильда Кшесинская с отцом

Из воспоминаний В.А.Теляковского (В.А.Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965)

"Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать
другим.

Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет."

Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»".

Матильда Кшесинская в балете "Дочь Фараона" 1900

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания ".


Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

"...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет России
."



Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899

Карикатура на Матильду Кшесинскую

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной (Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13)

" Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. «Не трудись брать с собой нарядные платья, — писала она, — у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.,

- Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар."

Великий князь Андрей Владимирович

«За последние сто лет только один русский царь не жил с балериной. Это я», – заявляет Александр III в фильме «Матильда». Более того, у этого императора любовниц не было вообще, в отличие от его предшественников из династии Романовых. Кто только у них не ходил в фаворитках... И судьба этих женщин складывалась по-разному.

Петр I

Российский император № 1 был человеком влюбчивым: два официальных брака и много любовниц. Первой фавориткой юного царя была Анна Монс . А познакомился Петр с красавицей – дочерью торговца из Миндена в Немецкой слободе в Москве, куда любил захаживать в свободное время, чтобы пообщаться с жившими там иностранцами.

Анна Монс

В то время он был уже женат на Евдокии Лопухиной . Его роман с Монс длился больше 10 лет. Петр даже развелся с Лопухиной и отправил ее в монастырь. Но на Анне царь так и не женился, хотя и открыто жил с ней. По слухам, Монс никогда сильно Петра и не любила, скорее позволяла себя любить и использовала его в своих целях. Более того, крутила романы на стороне, за что и получила в итоге в 1704 году отставку. У Петра уже начался роман с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной I. Монс посадили под домашний арест, обвиняли в ворожбе. От дальнейших неприятностей ее спасли отношения с прусским посланником в России Георгом-Иоанном фон Кейзерлингом. Петр в итоге дал даже добро на их брак. Муж, правда, скоропостижно скончался вскоре после свадьбы. А через три года, в 1714-м, от чахотки умерла в Москве и сама Анна. Монс было 42 года. Ее последним возлюбленным стал шведский капитан Карл-Иоганн фон Миллер, которого она одаривала ценными подарками и которому завещала почти все состояние (5740 руб.).

Младшая дочь якутского воеводы Михаила Арсеньева Варвара красотой не отличалась. Зато была умна и образованна, чем очаровала не только Петра, но и его супругу Екатерину, чьей фрейлиной она служила. Сестра Варвары Арсеньевой Дарья была женой ближайшего сподвижника императора Александра Меньшикова. Впрочем, говорят, что женщины дарили любовь обоим кавалерам по очереди. Арсеньева пережила Петра, но не опалу Меньшикова. Была сослана в монастырь, где умерла через год.

Варвара Арсеньева

«Мария Гамильтон перед казнью».

Фото: wikipedia.org. Художник: Павел Сведомский

Еще трагичнее сложилась судьба Марии Гамильтон . Фрейлина Екатерины быстро разочаровала Петра; любовью, впрочем, здесь никогда и не пахло. Затем она закрутила роман с денщиком Петра Иваном Орловым. Но он ей изменял, и Мария, чтобы вернуть кавалера, задаривала подарками: драгоценностями, которые воровала у императрицы. А когда в итоге забеременела от него, то убила младенца. Когда все это стало известно, Петр велел Марию казнить, хотя за нее и заступилась императрица. Но монарх мнения не изменил, и бывшей фаворитке отрубили голову. Орлова же простили.

Параллельно с Гамильтон у Петра был роман с Авдотьей Ржевской , которой он дал прозвище «бой-баба». Фаворитку ждала счастливая судьба. Петр выдал ее замуж за своего денщика Григория Чернышева, который в дальнейшем дорос до графского титула и звания генерала. Женщина родила ему четырех детей. Авдотья Чернышева и в дальнейшем пользовалась влиянием при дворе: ее одинаково ценили и Анна Иоановна, и дочь Петра – Елизавета.

Авдотья Чернышева

Фото: wikipedia.org. Неизвестный художник XVIII века

Мария Румянцева

Мария Матвеева приходилась дальней родственницей своей тезке – Марии Гамильтон. Но какими разными были их судьбы. Внучка боярина Матвеева, ближайшего сподвижника отца Петра – Алексея Михайловича, свободно говорила по-французски, хорошо танцевала, обладала красотой и живостью, которые и привлекли внимание Петра I. Он ее сильно ревновал, а замуж выдал за еще одного своего денщика (выгодная была тогда должность) – Александра Румянцева.

По слухам, отцом ее сына, знаменитого русского полководца Петра Румянцева, возможно, был император. Мария Румянцева прожила почти 90 лет. А прославилась тем, что принимала в своем доме подкидышей и беспризорников.

Мария Кантемир

Фото: wikipedia.org. Художник: Иван Никитин

Последняя любовь Петра – дочь его союзника, молдавского господаря Дмитрия Мария Кантемир . Отец, который в это время жил в Москве, поощрял роман дочери с императором. Мария забеременела от Петра, но мальчик родился мертвым. После смерти императора в 1725 году Кантемир так больше и не вышла замуж и умерла в одиночестве в 1757 году.

Александр II

Александр II

После смерти Марии Александровны Александр II, к неудовольствию родни, женится на Долгорукой . Их роман к этому моменту длился уже 14 лет. Но брак этот считался морганатическим, то есть их дети не имели прав на престол. Долгорукой был пожалован титул светлейшей княгини Юрьевской, эту же фамилию отныне носили и ее с императором дети. Увы, но меньше чем через год после свадьбы Александр II был убит народовольцами. А взошедший на трон Александр III терпеть княгиню Юрьевскую был не намерен. И она вместе с семьей навсегда уезжает из России. Екатерина Долгорукова умерла в Ницце в 1922 году, в возрасте 74 лет. История сохранила многочисленные письма влюбленных и воспоминания, написанные княгиней уже на чужбине.

Екатерина Долгорукова

С юной Катенькой Долгорукой император познакомился впервые, когда ему исполнился 41 год. Но встречаться они начали лишь через 7 лет. Супруга Александра Мария Александровна к тому времени уже была больна чахоткой. А тут еще и смерть старшего сына Николая, которая сильно ее подкосила. Роман с Долгорукой не одобрял ни двор, ни близкие императора, в первую очередь его сын Александр, наследник престола. Монарх даже был вынужден отправить свою фаворитку за границу, куда ездил на свидания. Но со временем поселил ее во дворце вместе с детьми. Их у них родилось четверо, один мальчик, правда, умер в младенчестве.

Николай I

Николай I

Любопытные вещи иногда случаются в истории. Так, самой известной любовницей третьего сына Павла I стала Варвара Нелидова – двоюродная племянница фаворитки его отца. Собственно, Екатерина Нелидова ее и воспитывала. Жена Николая I Александра Федоровна родила ему многочисленное потомство, но, увы, из-за этого в 35 лет супружеский долг, по слухам, исполнять уже не могла. Вот император и увлекся фрейлиной супруги. Их отношения продолжались почти 17 лет. Александра Федоровна, говорят, их одобряла, по крайней мере, не мешала и скандалов не устраивала. И связь эта открыто не афишировалась.

Варвара Нелидова

Нелидова была девушкой достойной и красавицей, в отличие от тетушки. Но Николая она пленила не только своей красотой, но и умом. По воспоминаниям современников, «она умела управлять своим повелителем с тактом, свойственным только женщине. Делая вид, что во всем покоряется, всегда умела направить его на путь, который, по ее мнению, был лучшим. Она могла бы злоупотреблять своим влиянием по части интриг и кумовства, но была далека от этого и никогда не старалась выставляться на вид, не окружала себя призраками и ореолом власти; ей хорошо был известен гордый и подозрительный характер государя». После смерти Николая I в 1855 году она хотела покинуть двор, но его сын Александр II не позволил. В свет Нелидова почти не выходила, замуж тоже так и не вышла. Николая I она пережила на 42 года, скончавшись в царствование его правнука Николая II.

Александр I

Александр I

У Александра I и его фаворитки, по слухам, дети были – в частности, дочь Софья, которая, конечно же, носила фамилию Нарышкина . Она умерла юной незадолго до своей свадьбы. Говорят, Александр сильно переживал, и это подорвало его здоровье. Он умер через год, в 1825-м, так и не оставив после себя наследника. Престол перешел к его брату Николаю.

Мария Нарышкина

Нарышкина после расставания с императором уехала за границу, затем поселилась в Одессе, где, по слухам, еще раз вышла замуж – за бывшего флигель-адъютаната Брозина. Она умерла в возрасте 75 лет и похоронена в Мюнхене.

Павел I

Одна из первых воспитанниц Смольного института благородных девиц Екатерина Нелидова тоже не была красавицей, зато прекрасно танцевала, была умна, образованна и начитанна, умела вести беседы на разные темы. Этим она и привлекла наследника престола Павла Петровича. Вместе они проводили много времени, что, естественно, смущало супругу цесаревича Марию Федоровну, чьей камер-фрейлиной и была Нелидова. Но Екатерина Ивановна сумела убедить, что у них только дружеские отношения. Да и Павел не раз повторял, что с Нелидовой его соединяет «дружба священная и нежная, но невинная и чистая». Мария Федоровна поверила мужу и тоже подружилась с его фавориткой, которая к тому времени стала начальницей Смольного. Вместе они старались оказывать влияние на будущего императора.

Правление династии Романовых началось с показательной казни трехлетнего ребенка и закончилось расстрелом целой семьи.

Между этими злодействами пролегли столетия, полные диких и разнузданных картин. Заговоры, пытки, убийства, измены, похоть и оргии – вспомните известные факты и удивитесь тому, чего не знали.

Михаил Федорович (с 1613 по 1645)

Первого из Романовых венчали на царство в 16 лет, и на тот момент он едва умел читать. На следующий же год по его указу в Москве повесили трехлетнего сына Марины Мнишек – якобы внука и наследника Ивана Грозного, которому успели присягнуть отдельные города. Это было после тяжелой Смуты, и страх перед новыми возможными самозванцами вынудил устранить конкурента публично.

Алексей Михайлович (1645-1676)

Отец будущего императора Петра Великого был религиозным маньяком, иногда молился по шесть часов кряду и расправлялся с теми, кто пропускал церковную службу: не спрашивая о причинах, приказывал бросать их в ледяную реку.

Петр I (1682-1725)

Прижизненный портрет 44-летнего Петра, художник Антуан Пэн

В истории описано много страшных сцен, когда Петр показал себя буйным, нечеловечески жестоким и неадекватным до безумия. Вот лишь некоторые факты.

Стрелецкие казни. 26-летний Петр самолично рубил головы при огромном стечении толпы и заставлял браться за топор каждого из своей свиты (разве что иностранцы отказывались, оправдываясь тем, что боятся навлечь на себя ненависть русских). Массовые казни фактически превратились в грандиозное шоу: толпе бесплатно наливали водку и та ревела от восторга, выражая лихому государю преданность и любовь. В пьяном угаре царь тут же приглашал в палачи всех желающих, и многие соглашались.

«Утро стрелецкой казни», Василий Суриков

Смерть царевича Алексея. Остро конфликтуя со старшим сыном, Петр заставил его отречься от престола и принялся рьяно расследовать его проступки, для чего специально создал Тайную канцелярию. 28-летнего Алексея осудили на смерть за измену и уже после приговора подвергли пыткам в тюрьме: в присутствии отца он получил 25 ударов кнутом. По некоторым сведениям, от этого и умер. А Петр на следующий день шумно пировал, с оркестром и фейерверками, по случаю годовщины Полтавской битвы.

«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Николай Ге

Казнь любовницы. На следующий же год Петр отправил на плаху свою бывшую любовницу, одну из самых красивых фрейлин при дворе Марию Гамильтон (Гамонтову), узнав, что та дважды спровоцировала выкидыши, а третьего младенца удавила. Хотя на тот момент она уже жила с другим, царь, по-видимому, подозревал, что дети могли быть и от него, и пришел в ярость от такого «душегубства». На казни он повел себя странно: поднял отрубленную голову Марии, поцеловал и преспокойно принялся читать народу лекцию по анатомии, показывая затронутые топором органы, после чего снова поцеловал мертвые губы, бросил голову в грязь и уехал.

Мария Гамильтон перед казнью», Павел Сведомский

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра I, как и он сам, была большой охотницей до развлечений с участием карликов и «дураков» – придворных шутов. Если многие из них и правда отличались остроумием, то выдумки самой императрицы, приводившие ее в бурное веселье, были скорее похабными.

Как-то раз, например, один из ее любимцев, итальянский скрипач Пьетро Миро, прозванный Педрилло (Петрилло, Петрушка), отшутился от попытки высмеять его некрасивую жену, заявив, что его «коза» беременна и скоро принесет «козлят». Анне Иоанновне тут же пришло в голову уложить его в постель вместе с настоящей козой, одетой для смеха в пеньюар, и заставить весь двор подносить им подарки. Угодивший своей хозяйке Педрилло только в этот день обогатился на несколько тысяч рублей.

«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», Валерий Якоби (Педрилло слева, изображен со скрипкой, в центре картины в желтом кафтане выпрыгивает выше всех знаменитый шут Балакирев)

Императрица вообще обожала всякие непристойности, особенно сплетни и рассказы порнографического свойства. Зная об этом, ко двору присылали специально отобранных девиц, способных вести такие разговоры и выдумывать все новые и новые истории с пикантными подробностями.

Елизавета Петровна (1741-1762)

Дочь Петра I с детства слыла красавицей и только и делала, что развлекалась, да занималась собственной внешностью, оставшись почти необразованной. Она никогда не читала и даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров.

Больше всего Елизавету занимали маскарады и особенно так называемые «метаморфозы», куда все дамы должны были являться в мужских нарядах, а мужчины – в женских. Причем императрица была убеждена, что у ее придворных соперниц некрасивые ноги и что в мужских лосинах все, кроме нее, выставляют себя на посмешище.

Одну из удачливых соперниц, статс-даму Наталью Лопухину, считавшуюся красавицей, Елизавета «милостиво» избавила от смертной казни, велев вместо этого выпороть кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь. Официально Лопухину арестовали и пытали по делу о политическом заговоре, но неофициально это была месть императрицы за отбитых кавалеров и насмешки в юности.

Наталья Федоровна Лопухина, гравюра Лаврентия Серякова

Наконец, Елизавета обрекла на жуткое существование законного наследника престола, назначенного перед смертью Анной Иоанновной. Императору Ивану VI было всего полтора года, когда дочь Петра устроила переворот и тайно велела бросить его в тюрьму, навсегда разлучив с родителями и оградив от человеческого общения. «Известный арестант», как его называли после строжайшего запрета упоминать имя, был заколот стражниками в возрасте 23 лет, уже при Екатерине II.

Екатерина II (1762-1796)

33-летняя Екатерина свергла и арестовала собственного мужа и троюродного брата Петра III, отношения с которым не сложились с самого начала. Их поженили, когда ей было 16, а ему 17 лет. По одной из версий, он был инфантилен чуть ли не до слабоумия и 9 лет избегал супружеского долга, якобы не зная, что делать в постели с женщиной. По другой версии (и Екатерина признавала это в биографических записках), он ее не любил и не делал попыток сблизиться. При этом открыто заводил любовниц и на одной даже собирался жениться, но умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после низложения.

Коронационный портрет императора Петра III, Лукас Конрад Пфанцельт

Между тем саму Екатерину несчастное супружество сделало величайшей любовницей на российском престоле. Своего первенца, будущего императора Павла I, она родила на лишь 10-й год после свадьбы, что породило слухи, будто он не от Петра, хотя внешне на него похож. От разных любовников у императрицы было еще двое детей, причем одного она родила в полной тайне от мужа – чтобы отвлечь императора и увести из дворца, ее верный камердинер устроил пожар в собственном доме.

Современная картина «Триумф Екатерины», Василий Нестеренко (по правую руку от императрицы ее знаменитый фаворит князь Григорий Потемкин)

Последнего фаворита «развратная императрица» завела в 60 лет: им стал 21-летний дворянин Платон Зубов, которого она несказанно обогатила и который через пять лет после ее смерти участвовал в убийстве ее сына Павла I.

Платон Александрович Зубов, художник Иван Эггинк

Александр I (1801-1825)

23-летний внук Екатерины пришел к власти в результате заговора против собственного отца: он был убежден, что если Павла не свергнуть, тот погубит империю. При этом Александр не допускал убийства, но исполнители – разгоряченные шампанским офицеры – решили иначе: посреди ночи нанесли императору мощный удар в висок золотой табакеркой и задушили шарфом. Александр, узнав о гибели отца, зарыдал, и тогда один из главных заговорщиков произнес по-французски: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»

Александр II (1855-1881)

Взойдя на престол, Александр, живший до того в счастливом многодетном браке, стал заводить фавориток, от которых, по слухам, имел внебрачных детей. А в 48 лет начал тайно встречаться с 18-летней княжной Катей Долгоруковой, спустя годы ставшей его второй женой.

Сохранилась их обширная эротическая переписка – возможно, самая откровенная от лица главы государства: «В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине»; «Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей…»

Рисунок императора: обнаженная Екатерина Долгорукова

Николай II (1894-1917)

Самой страшной тайной была и остается гибель семьи последнего российского императора.

Еще много лет после расстрела в подвале без суда и следствия советские власти врали всему миру, что убит только Николай, а его жена, четыре дочери и сын живы-здоровы и «перевезены в надежное место, где им ничто не угрожает». Это породило популярные слухи о якобы спасшихся княжнах и царевиче Алексее и способствовало появлению громадной армии авантюристов-самозванцев.

В 2015 году по настоянию Церкви расследование гибели царской семьи начали «с чистого листа». Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, найденных под Екатеринбургом в 1991 году и захороненных в Петропавловском соборе.

Реконструированные по останкам лица Николая II и княжны Анастасии

Затем их начали сличать с генетическими материалами Алексея и Марии, найденными в 2007-м. Сроки их захоронения зависят от готовности Церкви признать останки.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Первые лица государства могли себе позволить самых знатных красавиц, все-таки они были абсолютными правителями, стесненными лишь некоторой официальной традицией - жениться на особах императорских домов, да не абы на ком, а на ком нужно. Для души цари держали себе фавориток и многих любили больше, чем законных жен. Diletant. media рассказывает о некоторых любовницах российских царей.

Александр II познакомился с Екатериной Михайловной во время военных учений под Полтавой, когда гостил у ее отца - князя Долгорукова. Она была еще маленькой девочкой. Несчастье этой семьи помогло счастью императора - Долгорукий разорился, оставив супругу с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми без средств. Их на свое попечение взял Александр II, пристроив братьев Долгоруковых в военные школы, а сестер - в Смольный институт.

В марте 1865-го во время посещения Смольного ему представили 17-летнюю Екатерину Долгорукову, которую он вспомнил и, кажется, именно тогда полюбил. Первые встречи проходили тайно - у Зимнего дворца. После - в Петергофе они стали проводить уже больше времени вместе. Законная супруга царя была больна чахоткой и не вставала с постели. Екатерина Долгорукова родила Александру четырех детей, однако брак ее не признавался Романовыми, одним из самых ярых противников морганатической связи был цесаревич - будущий император Александр III.

Екатерина Долгорукова родила Александру II четырех детей

Считается, что Анна Васильчикова была пятой женой Ивана IV, называемого в народе Грозным, однако этот брак не был признан церковью, то есть по сути браком не был.

Анну Васильчикову царь нашел в доме князя Петра Васильчикова 17-летней красивой девушкой и тут же замыслил забрать ее к себе во дворец. Князь не хотел отдавать дочь, но Грозный просто прислал к нему сватов. Правда, брак этот продлился недолго - всего около трех месяцев. Причем охладел к ней царь уже на исходе первого. Васильчикову насильно постригли в суздальском Покровском монастыре. В 1577-м году стало известно о ее смерти при загадочных обстоятельствах. Сообщил о смерти сам царь - разослав весть о поминовении Васильчиковой.

Иван IV охладел к любовнице Васильчиковой через месяц

Екатерина Ивановна была названа феноменом самой Екатериной II, она и сама любила подивиться на талантливую, грациозную и красивую выпускницу Смольного института. Нелидова получила от императрицы золотую медаль. В 1776 году она назначена фрейлиной великой княгини Натальи Алексеевны, а к приходу на престол Павла I стала уже камер-фрейлиной.

Император называл их связь «дружбой священной и нежной, но невинной и чистой», она утверждала, что сам Бог назначил ей охранять государя. Правда, вскоре между ними произошла размолвка - Нелидова в гораздо большей степени была партией Екатерины II, а не своего любовника. В итоге император выслал Нелидову из Петербурга. Узнав об убийстве Павла I, Екатерина Ивановна была настолько потрясена, что буквально за месяцы стала совершенной старухой.

Екатерина II называла любовницу сына феноменом

Мария Андреевна происходит из знатного дворянского рода, дочь действительного тайного советника, невероятной красоты женщина. Петр I не только страшно любил ее, но и страшно ревновал. Однажды даже наказал ее за слишком вольное поведение с другими мужчинами и угрожал выдать замуж за человека, который заточил бы ее дома, как в монастыре. По большому счету так и поступил, но доверил ее лишь одному из самых приближенных себе людей - Александру Румянцеву.

Вместе с супругой царь отличил своего денщика «немалыми деревнями» и участком земли под дворец по дороге в Царское село, на берегу Фонтанки. Впрочем, наличие мужа, как говорят, не мешало свиданиям с императором. Пока Румянцев был в Константинополе, а затем занимался государственными вопросами у персидских границ, Петр I навещал свою любовь и даже, будто бы, подарил ей сына, названного в честь царя Петром.

Петр I наказывал любовницу за вольное поведение с другими

Фаворитка Петра III Елизавета Романовна Воронцова, по некоторым утверждениям, не производила впечатление красотки. С оливковым цветом кожи, лицо в рубцах после перенесенной оспы - это замечания великой княгини Екатерины Алексеевны, к которой Воронцова была определена во фрейлины. Пристрастие Петра III (в общем, эксцентричного человека) именно к ней вызвало всеобщее удивление, «великий князь высказал очень прискорбный вкус». Сам он, как говорят, называл свою любовницу по-простецки: Романовной.

Как только Петр III стал императором, Воронцова стала его официальной фавориткой. Назначенная камер-фрейлиной, она проводила с ним практически все время, участвуя в развлечениях и забавах увязшего в детстве царя. Расцвет эпохи Воронцовой закончится вместе с закатом эпохи Петра III, правда, по отношению к ней меры будут достаточно мягкие. Ей даже удастся выйти замуж за статского советника.

Петр III называл свою любовницу по-простецки: Романовной



Loading...Loading...