Русский синодальный перевод. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает Блажен тот кто не осуждает

Спрашивает Anna
Отвечает Виктор Белоусов, 21.11.2017


Анна спрашивает: "Прокомментируйте пожалуйста статью "О чем жалеют умирающие" Сьюзи Стейнер с христианской точки зрения. Применимы ли эти принципы для христиан? Особенно оставаться верным себе, а не жить так, как от меня этого ждали другие, Жаль, что мне не хватало смелости откровенно выражать свои чувства, Жаль, что я не позволял себе быть счастливым. Видела недавно проповедь, в которой рассказывается о ней. Что-то меня смутило, но не могу понять, что именно. Проповедник утверждает, эти принципы важны для христиан."

Мир Вам, Анна!

Статья интересна. Чтобы было понятнее в обсуждении, то приведу начало статьи и ее основные тезисы.

"Одна медсестра решила записать то, о чем сожалеют люди перед смертью, и одним из самых частых сожалений стало «Я слишком много работал». Если бы сегодняшний день стал последним днем вашей жизни, о чем бы вы сожалели больше всего?

Перед смертью люди не сожалеют о недостатке секса или о несбывшейся мечте прыгнуть с тарзанки. Одна медсестра паллиативной помощи, которая ухаживала за смертельно больными людьми в последние дни их жизни, рассказала, о чем чаще всего сожалеют люди на смертном одре. Чаще всего люди – особенно мужчины – признавались ей в том, что в своей жизни они слишком много работали.

Бронни Вэр (Bronnie Ware) – медсестра из Австралии, которая в течение нескольких лет работала в отделении паллиативной терапии, заботясь о пациентах в последние 12 недель их жизни. Она записывала их предсмертные откровения в своем блоге под названием Inspiration and Chai, который имел такую популярность, что она решила написать книгу под названием «The Top Five Regrets of the Dying» («Пять главных сожалений умирающих»)."

Как минимум - данное исследование стоит внимания. Что значимо отметить сразу и на что стоит делать скидку:

а) в статье не указана религиозная принадлежность умирающих, потому люди с выраженными религиозными ценностями или наоборот атеистическими могут показать другой результат;

б) пациенты паллиативной терапии - это характеризует социальный и экономический статус людей. Т.е. более бедные или гораздо более состоятельные люди могут отличаться;

в) это Австралия - в других странах вопросы могут быть другими, например, как будет жить семья, как обеспечить похороны, как сложится судьба детей, внуков...

Это интересное исследование, но отражающее не общечеловеческий опыт, а лишь опыт некоторой группы людей, проживавших в каком-то регионе Австралии и имеющих доступ к паллиативной медицине.

1. Жаль, что у меня не хватило мужества оставаться верным себе, а не жить так, как от меня этого ждали другие

«Об этом люди жалеют чаще всего. Когда они понимают, что их жизнь вот-вот закончится, и оглядываются назад, они видят, какое множество замыслов и мечтаний остались нереализованными. Большинство людей за свою жизнь не смогли реализовать даже половины своих замыслов, и только на смертном одре они понимали, что это стало результатом их собственного выбора. Здоровье дает такую свободу, о которой мало кто задумывается до того момента, когда оно вдруг исчезает».

Мужество жить по своим убеждениям и ценностям - очень важно для христианина.

22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
(К )

Только ли здоровье определяет достижимость мечты? Конечно нет. Более того, человек мечтает наперед и всегда будет что-то - что он не успел сделать. Но если процесс отлажен и движется в нужном направлении, то он будет смотреть с большим спокойствием на проект в свое отсутствие.

Как нам поступать с ожиданиями других людей по поводу нашей жизни?

Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
()

Конечно, это выглядит просто в виде цитаты из Писания, а в жизненных ситуациях все может быть сложнее. Но принцип из 14 главы Римлянам остается. Человек принимает решение - или подчинить себя чьему-то ожиданию в каком-то вопросе, или поступить иначе (противоположно), или постараться договориться о консенсусе. Что важно - не делать автоматически, а понимать и отмечать свое решение, потому что за него мы несем сами ответственность перед Богом. Например, наш ближний чего-то требует от нас и мы соглашаемся сделать - ответственность не на ближнем что требовал, а на нас - кто согласился и сделал.

2. Жаль, что я слишком много работал

«Я слышала это практически от всех мужчин, за которыми я ухаживала. Они сожалели о том, что пропустили юность своих детей и проводили недостаточно времени со своими супругами. Женщины тоже нередко признавались, что жалеют об этом, однако, поскольку многие из них принадлежали к старшему поколению, большинству из моих пациенток не нужно было брать на себя обязанности главного кормильца семьи. Все мужчины, за которыми я ухаживала, искренне сожалели о том, что потратили большую часть жизни на работу».

Очень сильное замечание, потому работаем мы часто с основным мотивом получения зарплаты (а не реализации призвания или замысла), а вот перед лицом смерти зарплата перестает играть такую роль. И появляется встречный вопрос - как иначе я мог бы распорядиться этим временем.

Еще. естественно, вопрос кормильца - если вся семья зависима от Вашей зарплаты, то как жить по Божьей воле? Ответ может стать таким - без резких рывков, плавно на протяжении нескольких лет перестраивая жизнь под реализацию призвания, иногда вовлекая в призвание всю семью. Например, чтобы поехать миссионером в далекую страну - нужно или подготовить семью ехать вместе или постараться организовать их быт без Вас. Однозначно это сложный выбор и сложные решения, которые требуют мудрости и взвешенности.

3. Жаль, что мне не хватало смелости откровенно выражать свои чувства

«Многие люди подавляли свои чувства, чтобы сохранять мир в отношениях с окружающими. В результате они вели довольно посредственное существование и так и не смогли стать теми, кем могли бы стать. У многих из них развились болезни, причинами которых стали испытываемые ими горечь и неудовлетворенность».

Это связано с предыдущим вопросом. Есть эмоции начальства, есть эмоции родных. Есть мимолетные эмоции - а есть и глубокие чувства. И далеко не всегда чужие чувства будут совпадать с Вашими ценностями и убеждениями. Что делать? Идти наперекор - они обижаются. Соглашаться - обижаетесь Вы. И перед смертью какая Вам разница, что думал и чувствовал дядя Вася или тетя Оля, если чего-то не успели сделать Вы, не успели пережить нечто значимое - а они где-то спокойно живут своей жизнью или уже сами давно умерли.

Что делать при жизни?

Уважать чувства как свои, так и чужие. Не оспаривать их. Но понимать, что за чувства отвечает сам человек - а мы отвечаем за свои слова и действия по отношению к этому человеку.

Принимать решения не на чувствах, а исходя из рациональных рассуждений. Потому что на чувствах часто играют и манипулируют.

4. Жаль, что я так мало общался с друзьями

«Часто люди не осознавали истинную ценность старых друзей до тех пор, пока они не оказывались на смертном одре или когда их уже невозможно было отыскать. Многие из них были настолько озабочены деталями и проблемами своей собственной жизни, что в какой-то момент переставали поддерживать отношения со своими лучшими друзьями. Умирающие люди часто испытывали глубокие сожаления о том, что не уделяли дружбе того внимания, которого она заслуживала. На смертном одре все испытывают тоску по своим друзьям».

Понимание, кто для меня на самом деле важен - это к распределению времени. Бывают люди и ситуации, что поглощают очень много времени - а толку от этого мало - и эмоций радости нет, и Ваши задачи не решаются, а время и силы уходят.

15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
(К Ефесянам 5:15-17)

5. Жаль, что я не позволял себе быть счастливым

«Удивительно, но умирающие довольно часто сожалеют об этом. Многие из них до самого конца не понимали, что счастье – это вопрос выбора. Они всю жизнь придерживались старых устоев и привычек. Так называемый комфорт хорошо знакомого пропитывал их эмоции и их физическую жизнь. Страх перед переменами заставлял их притворяться перед другими людьми и перед собой, что они довольны своей жизнью, хотя в глубине души им очень хотелось искренне рассмеяться и вернуть в свою жизнь непосредственность».

Это серьезный момент. Можно сказать так - не позволяем быть себе настоящими. Обращать внимание на свои чувства, на свои цели и миссию от Бога, использовать время и силы на то что важно и значимо, а не так как толпа и массовая культура ведет... Важно шаг за шагом, в молитвенном общении с Господом, познавать Его, познавать себя и развивать ваши отношения через материальный. познаваемый органами чувств, этот мир. Миссия от Бога очень важна, особенно если каждый день жизни в своей работе, в своей семье ее реализовывать. Это касается разных профессий, разных духовных даров. Миссия от Бога может быть достойным врачом или школьным учителем. Но это понимание должно проистекать не из печальной данности - если я школьный учитель последние 10 лет, то наверно это мое "ярмо" от Бога... А из понимания Бога и понимания себя - тех даров и талантов, что Он дал Вам, тех целей - что Он Вам открывает.

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя .
(1-е Тимофею 4:16)

Благословений Господних,

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 14, ст. 19-26.

19. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

21. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

22. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

23. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

24. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,

25. но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

26. Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

(Рим. 14, 19-26)

Дорогие братья и сестры, мы с вами вплотную приблизились ко времени Великого поста. Сегодняшняя суббота предваряет его начало, завтра будет Прощеное воскресенье.

В прошлые выходные, разбирая апостольские отрывки, мы говорили о том, что Святая Церковь промыслительно ставит отрывки из Послания к Коринфянам (в данном случае из Послания к Римлянам), где содержатся размышления апостола Павла о вкушении какой-либо пищи и даже идоложертвенного мяса. Дело в том, что в то время была такая проблема - любое мясо, которое было в продаже на рынке или при языческих столовых, посвящалось какому-то богу. Без этого нельзя было убить животное, иначе можно было якобы вызвать гнев божества, например, богини Артемиды, которая считалась покровительницей лесных угодий и всех, кто там обитает. Поэтому любое мясо являлось в этом смысле идоложертвенным.

Были христиане с так называемой сильной совестью, как о них говорил апостол Павел, которые понимали, что идол есть нечто несуществующее, поэтому можно спокойно есть это мясо, не боясь осквернения. Но были христиане и со слабой совестью, полагавшие, что так или иначе происходит какое-то осквернение и поэтому боявшиеся вкушать идоложертвенное. Как же совместить две эти группы христиан? Ведь те и другие могли быть очень славными людьми, хорошими христианами, но отношение к этому мясу их разделяло. Апостол Павел, наставляя христиан, преследует пользу общины. Он понимает, что кому-то надо быть снисходительным, а именно - тому, кто мудрее и осознаннее, у кого более сильная совесть. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию, а не того, что может разделить людей в общине и привести к какому-то сомнению, смущению, смятению.

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Пища, как сказано в Послании к Коринфянам, не приближает нас к Богу, и здесь апостол Павел поддерживает эту мысль, не противоречит сам себе. При этом ради пищи не надо разрушать дело Божие, единство общины. Как сказано в Послании к Коринфянам, где апостол Павел цитирует Ветхий Завет: Господня земля и что наполняет ее. То есть все можно вкушать, ничто само по себе не является нечистым. Об этом мы читали и в Послании святого апостола Павла к Титу, эти же мысли найдем в Послании к Римлянам, когда будем читать его целиком.

Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Нет ничего запретного в том, чтобы вкушать идоложертвенное, но если ты будешь соблазнять своей свободой брата своего, то будет худо, поэтому не делай этого на соблазн другого. Лучше не есть мяса, не пить вина и вообще не делать ничего такого, что может соблазнить брата, по крайней мере, в его присутствии. В прошлый раз, когда мы разбирали отрывок из Послания к Коринфянам, мы слышали слова апостола Павла, что дабы не соблазнить брата своего, он не будет есть мяса вовек, а не только в присутствии немощного брата. Он как бы говорит: «Если я буду есть, когда он не видит, и не буду есть, когда он рядом, в этом будет элемент лицемерия». Апостол Павел не хочет лицемерить, поэтому и говорит, что вообще не будет есть мяса. Если человек не готов вообще отказаться от вкушения мяса, как в данном случае, тогда ему не надо этого делать хотя бы для соблазна другого, а вкушать лишь когда он никого не соблазняет.

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Сначала апостол Павел говорит о сильных совестью: они имеют веру, убеждение, что можно есть это мясо, которое не является идоложертвенным, ибо идолов не существует. Апостол Павел говорит: «Хорошо, только имей веру сам в себе, пред Богом». Дальше он подтверждает внутреннюю правоту этих людей, сильных совестью, свободных во Христе: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. Действительно, человек, который растет в осознанности, находясь со Христом, давая Христу развивать своего «внутреннего человека», наполнять Духом Святым, совершает все меньше поступков, в которых он себя осуждает. Если у тебя сильная совесть, ты растешь во Христе, честен перед самим собой и Богом, совесть не обличает тебя и не взывает к тому, чтобы ты изменился или покаялся, то сам себя осуждать в этом ты не будешь; ты блажен, потому что не осуждаешь себя в том, что избираешь. Но не выставляй это в соблазн тем, кто не готов мыслить так же, людям с так называемой слабой совестью: такой человек если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. То есть тот, кто сомневается, можно ли есть идоложертвенное или даже что-то другое (здесь обозначен общий принцип), то, конечно, он себя осуждает. Если он не поступает по твердой вере, то совершает грех, потому что все, что не по вере, грех.

Дорогие братья и сестры, мы должны очень четко понять эту мысль апостола Павла. Конечно, Церковь специально рекомендует этот отрывок для размышления в преддверии Великого поста, когда мы призваны во многом сами определить меру своего поста - по силе, возможности, согласуя со своим здоровьем, работой, нагрузкой. Каждый предстоит перед Богом, находясь в посте, но при этом не надо осуждать или соблазнять других.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно . Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни - для Господа различает; и кто не различает дней - для Господа не различает. Кто ест - для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест - для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.

Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, - грех.

Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

Ты веру имаши; о себе сам имей пред Богом.

Ты веру имаши? О себе сам имей (ст. 22) . Здесь, кажется мне, (апостол) слегка намекает на тщеславие более совершенного в вере. Смысл слов его таков: ты желаешь доказать мне, что ты во всем исправен и совершен? Не доказывай мне, а довольствуйся свидетельством совести. О вере же он говорит здесь не в отношении к догматам, а в отношении к предмету рассуждения. О ней сказано: (Рим. X, 10) ; также: иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и аз (Mф. X, 33) . Она постыдит тебя, если ее не исповедуешь, она посрамит, если исповедуешь не во время. Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается . Опять (апостол) наносит удар более слабому и доказывает, что для него довольно одобрения совести. Хотя другой человек и не увидит твоего блаженства, но ты в самом себе будь доволен своим блаженством. Так как (апостол) сказал: о себе сам имей, то, чтобы ты не почел этого суда малым, утверждает, что оно для тебя лучше вселенной. Хотя бы и все обвиняли тебя, но если сам ты не осуждаешь себя и совесть не укоряет, ты - блажен. Но (апостол) не о всех без исключения дал такой отзыв. Много есть людей, которые сами себя не осуждают, хотя и весьма грешны; эти несчастнее всех; но пока (апостол) держится настоящего своего предмета.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Ты веру имаши: о себе сам имей пред Богом. Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается

Ты веру имеешь, - ты убежден, что в яствах все добро и ничтоже отметно , и что брашно не поставляет нас пред Богом. Это хорошее убеждение; но по обстоятельствам, в каких находишься ныне ты, обнаруживать на деле такое убеждение должен ты осторожно, чтобы неразумным пользованием свободою в сем отношении не соблазнить брата и не повредить ему. Имей такую веру в себе самом пред Богом; но, когда видишь, что безразличным ястием всего можешь соблазнить кого, воздержись от ястия. Этого требует от тебя долг любви к братьям и заповедь - все обращать в славу Божию, ешь ли или пьешь. Для тебя от этого никакого не будет вреда: ибо по вере твоей вкушать и не вкушать что - дело безразличное. Ты можешь с покойною совестию и воздержаться от известной пищи. Совесть не будет тебя осуждать; напротив, одобрит за то, что делаешь некую жертву для пользы брата. Вообще блажен, кого не осуждает совесть за то, на что он решается, что избирает и делает. Искушается , δοκιμάζει, - собственно: избирает с одобрением совести.

Не было ли таких, которые любили хвастаться своим отрешенным от всяких предубеждений смыслом и выказывали его ничем не стесняясь, напоказ. И святой Павел их вразумляет сим словом. Святой Златоуст подозревает сие: «здесь, кажется мне, Апостол тайно намекает на тщеславие совершеннейшего в вере. Смысл слов его таков: хочешь доказать мне, что ты во всем исправен и совершен; не доказывай (показанием ее), а довольствуйся свидетельством совести. Веру же берет здесь относительно не к догматам, а к предмету рассуждения. Об одной вере сказано: усты исповедуется во спасение (10, 10) ; также - иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз (Мф. 10, 33) . Одна постыждает тебя, если ее не исповедуешь; а другая (эта - относительно пищи) посрамит тебя, если исповедуешь (делом обнаружишь) не вовремя. - Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается . Доказывает, что с него довольно одобрения совести. Хотя другой не видит твоего блаженства, ты будь доволен сам собою (то есть свидетельством своей совести). Поелику Апостол сказал: о себе сам имей ; то, дабы ты не почел сего судилища маловажным, утверждает, что оно для тебя лучше вселенной. Если все обвиняют тебя, но сам себя не осуждаешь, и совесть не укоряет, ты блажен. Но Апостол не о всяком без исключения дал такой отзыв. Много есть людей, которые сами себя не осуждают и весьма грешат; они всех несчастнее. Но Апостол занимается настоящим предметом (говорит, то есть, относительно различения яств)».

Блаженный Фотий у Экумения решает такое возражение. «Что же, скажет кто, ужели и мне чуждаться иных яств из-за немощного? Не будет ли это значить, что я пристал к его части? Не стану ли подобен ему? Против этого говорит Апостол: никак нет. Ибо вера твоя остается пред Богом чистою и неповрежденною. Но что я говорю, - что это не повредит тебе и что вера твоя остается целою пред Богом? Ты блаженство себе приобретаешь, если для пользы и спасения брата воздержишься от известных яств. Блажен , говорит, не осуждаяй себе, о немже искушается , - то есть имеющий совесть, свидетельствующую ему (что не сделал худо, поступив так и так). Не в этом только, когда кто для пользы брата воздерживается от иных яств, но и вообще во всяком деле, если кто после должного испытания найдет, что то или то хорошо, и сделает то, - будет иметь одобряющее и ублажающее свидетельство совести. Блажен таковой; а не только не терпит вреда от того, что избирает и что делает по совести».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

А если скажешь: я по вере ем, то, если ты веру имеешь , хвались ею в себе самом пред Богом , а не пред теми, кои соблазняются тобою. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избрал : или потому, что хорошо избрал, и не осуждает своего намерения за то, что плохо избрал; или потому, что не осуждал себя самого ради добрых дел, кои совершили ближние его, но коих сам он не совершил.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прп. Серафим Саровский

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом.

Должно снисходить и [к] душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему.

Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается .

Тот же смысл заключают и слова Спасителя: Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3) .

Поучения.

Блаж. Августин

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает

Когда Павел говорит: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает , то это относится к сказанному выше: Да не хулится ваше доброе (Рим. 14:16) . Вот что он говорит перед тем высказыванием. Ты веру, которую имеешь в себе, имей пред Богом. Пусть вера та, которою верим, что для чистых все чисто, будет добра. И, утверждаясь в этой вере, мы должны по-доброму пользоваться тем, что имеем, дабы не согрешить против наших братьев, создавая преткновение для слабых в вере. Когда мы обижаем слабых, мы осуждаем самих себя тем самым добром, которым и утверждаемся, когда сама вера нам угодна.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом

Здесь тайно намекает на то, что совершенный высказывал совершенство свое по тщеславию. Говорит: ты хочешь показать мне, что совершен в вере относительно пищи, веря, что все хорошо и чисто? Не показывай мне, но довольствуйся свидетельством совести пред Богом, Которому показываешь это.

Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает

Хотя другой и не увидит твоего блаженства, ты будь доволен сам собой, если сам не осуждаешь себя и совесть твоя не осуждает тебя в вещи, которую ты одобрил или избрал. Разумей это только о настоящем предмете, то есть о пище.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает

Здесь апостол говорит о той вере, которою верит вкушающий все, как и выше сказано: Иной уверен, что можно есть все (Рим. 14:2) . Таков тот, кто верит, что ни одно творение Божие не является худым и нечистым. Но довольно с тебя, говорит апостол, что ты сам имеешь пред Богом такую веру; однако не следует принуждать есть все и другого, кто еще не уверовал, что можно есть все… Итак, поистине велик тот, кто имеет изрядную веру пред Богом… Ибо многие, считающие нечто благим, - например, слышавшие о достоинстве целомудрия, - решают жить целомудренно; однако с течением времени, впав в небрежение или уступив вожделению, они пятнают и разрушают то, что решились соблюдать. Поистине, тот несчастен, кто сам считает себя побежденным в том, что постановил должным соблюдать, и осуждает себя за это. Но блажен пребывающий столь твердым и неколебимым в своем решении, что ни в чем себя не осуждает и ни за что не порицает.

(Рим. 14:22)

Если вы только будете сидеть на одном месте и сожалеть о том, что вам что-то не удалось, вы ни когда ни чего не достигнете. Но, претерпев неудачу, вы можете от- реагировать на нее по-другому: сохранить положительное исповедание, продолжать верить, что все будет хо­рошо, потому что Бог контролирует каждую ситуацию, и Бог не постыдит вас - вы получите то. во что верили.

Наша жизнь в Божьих руках, и Он наблюдает за на­ми. Бог ни на мгновение не забывает о нас, так как на­ши имена написаны на Его ладонях. Все, что происходит в нашей жизни, содействует нам ко благу, потому что Бог любит нас вечной любовью, и Он силен все се­годняшние неудачи и поражения превратить в победу.

Ибо только Я знаю намерения, которые имею о вас, - говорит Господь, - намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущ­ность и надежду.

(Иер. 29:11)

Всегда верьте Богу. Верьте, что все изменится к лучше­му. Когда в моей жизни возникают проблемы, когда ка­жется, что молишься и берешь посты напрасно, когда ситуация не меняется, я говорю: «Господь, я знаю, что Ты видишь мою ситуацию. Ты контролируешь все, и Твои глаза видят меня и все, что происходит вокруг ме­ня. Ты - всемогущий Бог, и если Ты допустил это об­стоятельство, значит мне необходимо его пройти. Ты знаешь то, чего я не знаю, поэтому последнее слово бу­дет за Тобой». Я утешаю себя Божьими обетованиями, своими знаниями о Нем, и тогда в сердце приходит по­кой. Доверяйте Богу и будьте оптимистами всегда: в болезни, в гонении, когда все против вас, когда ничего не получается, когда кажется, что Бог не слышит, ког­да все ненавидят вас. Верьте в силу живого Бога! Верь­те Тому, Кто умер за вас, Кто нашел вас, когда вы Его не искали. Верьте, что Бог может превратить негатив­ное - в благоприятное, невозможное - в возможное. Даже если вы умрете, Он воскресит вас, потому что Бог есть Воскресение и Жизнь. Все неблагоприятные об­стоятельства в вашей жизни Он может обратить вам во благо, а ваших противников сделать вашими сторон­никами. Если же вы ко всему будете относиться с пре­дубеждением и опасением, то всегда будете жить в страхе и станете помехой для окружающих вас людей.

Не забывайте, что есть сила в правильном исповедании. Если вы не будете пренебрегать этим, то сможете одержать победу над многими проблемами, выиграете большинство сражений, даже не вступая в них. Смотрите на обстоятельства с позитивной точки зрения: ищите выход, а не препятствия. Настройте себя на то, что все у вас получится. Если люди будут знать, что всегда найдут в вас поддержку, ободрение, что смогут доверить вам свои переживания и проблемы, это и вам поможет в осуществлении призвания, и людям будет легко с вами.



Повторюсь: даже когда я не вижу выхода из пробле­мы, я знаю, что Бог контролирует ситуацию, и Он про­славится через то, как она разрешится. Благодаря по­зитивному мышлению и исповеданию, с Божьей помо­щью я преодолеваю любые трудности.

Я не призываю вас отрицать действительность и су­ществующую проблему. Например, люди, которые, бу­дучи больными, утверждают, что они исцелены, обма­нывают сами себя. Мы не отрицаем диагноз. Но мы знаем, что в ранах Иисуса есть исцеление. Человек провозглашает, что Бог исцелит его завтра. Но если на следующий день не выздоровел, он не должен утверж­дать, что совершенно здоров. Не нужно предаваться иллюзиям.

Никогда не говорите, что вы не сможете сделать то, к чему вас побуждает Господь. Бог силен, и Он выше и больше вашего «не могу». Лучше сказать так: «Я не знаю, как смогу это сделать, но верю, что у меня все получится. Я работаю над этим и доверяю Богу». Со­храняйте в себе веру и оптимизм, потому что последнее слово всегда за Господом.

Помню, когда мне запретили проповедовать, я сказал, что все равно не перестану этого делать. Я считал, что лучше умереть достой­но, исполняя Божье призвание, чем сдаться и стать отступником. Поэтому, когда к нам на служение пришел представитель Комитета по делам религии в сопровождении наряда милиции, я не убежал со сцены. Они составили протокол и в очередной раз предупредили меня, чтобы я перестал проповедовать. Я знал: «Мой Бог - всемогущий и мне нечего бояться. По­скольку я не ищу себе славы, а хочу, чтобы люди позна­ли Господа, то Бог позаботится о нашей безопасности».

Спустя несколько дней я с лидерами церкви ушел на молитвенную гору, чтобы поститься и молиться неде­лю. На пятый день поста меня вызвали в Министерст­во внутренних дел Украины и сообщили, что я должен срочно покинуть страну. Если я не сделаю это добро­вольно, власти имеют полномочия выслать меня из Украины. Но я знал, что мое время уезжать из страны еще не пришло. Я подписал необходимые документы и вернулся на молитвенную гору. Сложившаяся ситуа­ция была самой большой проблемой в моей жизни. Но я знал, что Бог со мной и что Он, сотворивший небо и землю, управляет делами человека, а следовательно, Он разберется и с нами. Я даже решил больше не мо­литься об этой проблеме. Советую и вам последовать моему примеру. Если Бог заинтересован в вас, вы не должны сражаться за себя: Он все сделает Сам. Я от­ступил и предоставил Богу возможность действовать. Я только благодарил Бога за то, что Он все сделает наи­лучшим образом. Я укрепился в вере, и хотя тогда у ме­ня не было визы, все же остался в Украине.



После этих событий я обнаружил, что моя вера стала возрастать. Я научился сражаться и противостоять трудностям в духовном мире. Благодаря той ситуации, я знаю, что всякого, кто будет со­стязаться со мной на суде, я обви­ню. С тех пор прошло много вре­мени. Нашей церкви уже 8 лет. У меня давно есть вид на жительство. Бог дал мне прекрасную семью. Двое детей родились здесь, в Киеве, третий ребенок родился в Аме­рике. Я считаю Украину своей вто­рой родиной и намерен служить Богу здесь до тех пор, пока не исполню все, что должен сделать в этой стране.



Loading...Loading...