Учиться никогда не поздно примеры. Действительно ли учиться никогда не поздно, и куда пойти учиться программированию взрослому? Были ученики и постарше

8 вещей, которым
никогда
не поздно учиться

Чем можно впервые заняться после 30

Если вам вдруг показалось, что многие возможности уже безвозвратно упущены, не отчаивайтесь. Вот восемь областей, в которых можно преуспеть, даже если начать все с нуля, будучи взрослым.

Иностранные языки

Существует миф, будто бы начинать учить новый язык после 30 - гиблое дело. Якобы после 30 начинается спад мозговой активности, но как изучение языка - тренажер для мозга, который стимулирует эту самую активность. Более того, если до этого момента в вашем языковом арсенале был не только ваш родной язык, но хотя бы еще один иностранный, то смело беритесь за новое дело. А если вы когда-то давно изучали, например, португальский, но сдуру забросили, почему бы не попытаться вспомнить былое и закончить начатое? Конечно, вы потратите немало времени, нервов и терпения, но, овладев новым языком, откроете для себя абсолютно новую сферу деятельности. А если еще решитесь учить не заезженные европейские языки, а что-то более редкое и уникальное, то ваши шансы найти работу, связанную с изучаемым языком, увеличатся.

Программирование

Еще один вид языка, изучение которого можно начинать в любом возрасте, - языки программирования. Стать программистом в 30 вполне реально. Если вы человек, умеющий организовывать свое время, то можете попробовать прорваться через тернии кода самостоятельно. В интернете навалом разного рода обучающих ресурсов. Для людей с ленцой куда продуктивнее пойти на курсы программирования, но самостоятельная практика во внеурочное время все же обязательна. Самые популярные отрасли, в которых вы сможете без большого труда реализовать приобретенные знания, - разработка под веб, мобильные и десктопные клиенты. Но помните, что не под каждое направление подходит изучаемый вами язык, так что выбирайте его тщательнее, предварительно ознакомившись со всеми его разновидностями и особенностями.

Профессиональный вокал

Этот вариант, конечно, не из универсальных, но если природа наградила вас певческим талантом и хорошим слухом, то можете попробовать профессионально заняться своим голосом. Конечно, опыт занятий вокалом в юном возрасте - хорошая база, но голос при частом и активном использовании «стирается», так что ваша карьера может продлиться дольше, если начнете, скажем, в 25. Лучше всего заниматься с преподавателем по вокалу: он не только будет контролировать процесс, но и поделится некоторыми хитростями, учитывая ваши певческие данные. И конечно же, практикуйте свои навыки как можно чаще. Просто ради удовольствия.

Педагогика

Если вам доставляет удовольствие общение с детьми, то почему бы не попробовать стать педагогом? На сегодняшний день зарплата столичного учителя, особенно в хорошей школе, не такая уж и мизерная, как принято считать в обществе. Двери в мир воспитания и обучения детей открыты для вас вне зависимости от возраста. Особенно, учитывая, что педагогические вузы оккупированы по большей части не теми, кто избрал непростую стезю педагога сердцем, а теми, кому просто не хватило баллов для другого вуза. Но необязательно вновь поступать в университет ради педагогического диплома: если у вас уже есть высшее образование, достаточно пройти курсы подготовки педагогов. А дальше найдите школу или детский садик, который в вас нуждается, и вперед.

Кулинария

Даже если вы не мечтаете стать шеф-поваром элитного ресторана или открыть собственное заведение, умение хорошо готовить еще никому не навредило. Даже если дома вы устраиваете званые ужины со множеством блюд, все же стоит записаться на кулинарные курсы и получить диплом повара, так как готовить для семьи и друзей - это еще не профессиональная кулинария. А если работа повара в общепите покажется вам слишком утомительной, то можно попробовать себя в кондитерской отрасли и делать, к примеру, торты на заказ. Правда, работа повара не из легких: нервная обстановка, смены по 12 часов и постоянные переработки, но со всем можно справиться, если эта профессия действительно то, к чему лежит душа.

Игра на музыкальных инструментах

Если вы всю жизнь мечтали играть сонаты Бетховена, но боялись, что уже староваты для этого, знайте: овладеть музыкальным инструментом можно в любом возрасте, было бы желание. Конечно, вряд ли вы будете выступать в составе симфонического оркестра Большого театра, но оно вам надо? Вариантов обучения множество: от самостоятельных занятий с помощью онлайн-уроков до старой доброй музыкальной школы. Так что вперед.

> Учиться никогда не поздно: не останавливайтесь на достигнутом для профессионального роста

"Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя", - Петроний (древнеримский сенатор).

Наша жизнь - непрерывная череда интересных событий и впечатлений, с помощью которых мы можем изучать новое, а также заняться самореализацией в различных сферах деятельности. У любого человека есть возможность учиться и заниматься этим необходимо всю свою жизнь.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с процессом обучения. Общие сведения об устройстве мира мы получаем еще в школе. Но не думайте, что окончив в юности учебное заведение, Ваша учеба также закончится. Для получения более глубоких и нужных нам в профессии знаний, мы продолжаем учиться в институте, повышаем свою квалификацию на всевозможных курсах, тренингах и семинарах. Только в более зрелом возрасте человек в полной мере осваивает знания и навыки, которые необходимы ему в профессиональной деятельности и позволяют ему соответствовать требованиям к занимаемой должности. Взрослому человеку необходимо получение уже конкретной значимой информации, у него уже есть определенный жизненный опыт и навыки, которые позволят более эффективно осваивать новые технологии. Взрослые люди стремятся к знаниям, чтобы применять и использовать их на практике для эффективного решения своих проблем.

В условиях современного быстро меняющегося мира нельзя останавливаться на пути саморазвития и обучения, необходимо постоянно осваивать новые современные технологии, поэтому с проблемой повышения квалификации мы сталкиваемся постоянно. Каждому человеку необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями, которые диктуют конкуренция на рынке труда. Особенно это актуально для таких профессий, как менеджер и программист, которые работают в очень быстро развивающихся сферах бизнеса , связанных со стремительным развитием современных технологий. Такие специалисты вынуждены постоянно учиться, осваивая появляющиеся новинки.

Если человек постоянно обучается, он сам создает себя как личность, расширяет свой кругозор и улучшает свою жизнь. Учиться необходимо, хотя бы для того, чтобы полноценно жить. Если Вам нравится процесс обучения, и Вы спокойно относитесь к мысли о том, что учиться необходимо всю свою жизнь, то профессиональный рост и стремительная карьера Вам обеспечены.

Основой любого бизнеса являются люди, которые трудятся над его созданием, а также деловые, партнерские отношения, которые возникают между этими людьми. Поэтому руководителям организаций необходимо вкладывать деньги в знания, в себя и своих сотрудников, чтобы позже получать доходы от этих вложений. Если Вы хотите, чтобы Ваша организация развивалась, то стоит развивать также и своих сотрудников.

С помощью портала Вы узнаете секреты успешного обучения, а также улучшите память и научитесь управлять вниманием . Мы поможем превратить учебу в удовольствие и научим справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения, основными из которых является лень и рассеянность. Это позволит добиться полного понимания и усвоения материала.

Наши курсы саморазвития позволят решить проблемы в бизнесе - эффективно управлять бизнес-проектами, руководить выполнением задач, управлять ресурсами компании и персоналом.

Мудрость Дипака Чопры [Обрети желаемое, следуя 7 законам Вселенной] Гудмен Тим

Учиться никогда не поздно!

Учиться никогда не поздно!

Конечно, во многих случаях для этого может понадобиться подготовка. Ведь наличие таланта не всегда означает наличие нужных навыков. Эти навыки вам, возможно, придется получить, посещая мастер-классы, специальные курсы или другие учебные заведения, или обучаясь индивидуально у специалиста, или самостоятельно осваивая специальную литературу, а также обучающие видео- и аудиопрограммы, которые сейчас доступны практически всем.

Не бойтесь, если даже в солидном возрасте вам придется поучиться и освоить новую специальность. В этом нет ничего страшного - напротив, таким образом вы словно вернетесь в молодость и продлите свою жизнь.

Но прислушайтесь к важному совету: не осваивайте те специальности, которым надо долго учиться, и освоить которые вам трудно.

Выбирайте то дело, которому вы можете учиться быстро и с удовольствием. Если у вас талант к этому делу - то так оно и будет: тому, в чем мы талантливы, мы всегда учимся быстро, легко и с удовольствием. А впоследствии нам и работается также - легко, быстро и с удовольствием.

Таким образом, выбирая способ обучения и будущую деятельность, вы будете руководствоваться Законом Наименьшего Усилия. Не забывайте при этом приглядываться и прислушиваться к знакам, случайным совпадениям, помня, что это подсказки, которые направляют вас на самый лучший для вас путь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ты будешь учиться! Помощь пришла не от людей.Был обычный, ничем не примечательный день, похожий на тысячи других. Я находился дома, чем-то был занят, не помню чем. И вдруг в моей голове раздался Голос: «Тебе пора учиться». Я замер. Голос прозвучал очень отчетливо - так, как

Действуйте сейчас, завтра уже поздно! К черту всё, берись и делай! Ричард Брэнсон Действие не всегда приносит счастье, но счастья без действия не бывает. Бенджамин Дизраэли Идеи продаются по гривеннику за дюжину. Люди, которые их реализуют, бесценны. Мэри Кэй Эш «Завтра»

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО Судьба может прийти к вам в самых разных ситуациях - вы можете обрести свою судьбу даже на исходе жизни. В этом смысле интересен пример моей клиентки Анны. Она была дизайнером и художником. К несчастью* у нее была последняя стадия рака. Анна попала в

«Потом» может быть поздно! Ничего не имею против того, чтобы заниматься обеспечением своего будущего: ползти ли, брести или бежать, но – вперед. Вот только делать это можно по-разному.Можно поставить перед собой цель и, оградив себя от всего остального многообразия жизни,

Как учиться Все знания, которые есть в этом мире, лежат в глубине веков. Они – в истории. Они – в мифах и легендах. Они в знании мифологии и понимании функционирования различных богов и пантеонов.Боги – это не выдумки необразованных масс. Боги – реальны. Только их образ не

Желание учиться Рассматривая значимость каждого отдельного дня, нужно понять, как улучшить качество этого временного промежутка. Здесь важно иметь стремление учиться.Во-первых, вы можете научиться, получая знания. Как я объяснил чуть ранее, один из основных принципов

Учиться будем – Все! 604 = Гордись не собой, а трудом своим и теми, кто помогал тебе в нём (33) = Ты, Смотрящая, тебе даю ключ к Первоисточнику = Ум не в состоянии объяснить, как действует сердце = Цель вашей жизни – формирование в себе Великой Целостности (30) = «Числовые коды».

Чему учиться Мы осваиваем науки в школе, потому что нам говорят, что это поможет в нашей взрослой жизни выбрать профессию и зарабатывать деньги.Часть дисциплин потом мы продолжаем изучать в институте. Но многие ли из вас работают по той специальности, которую выбрали

Учиться чувствовать Осознание чувств своего раненого ребенка, его мыслей и поведения – это только начало нашего путешествия. Важнейший и необходимый аспект работы – научиться чувствовать, через что мы прошли, и четко понимать, как и почему случилось, что раненый ребенок

Как учиться Дитя мое, подлинная мудрость заключается в готовности и умении учиться и получать знания, из какого бы источника они ни исходили.Всегда можно чему-то научиться у цветка, у животного, у ребенка, если постоянно стараешься узнать все больше и больше, ведь в мире

Ты никогда не был скрыт, поэтому никогда не сможешь себя найти В: Вчера ты сказал, что любовь и страх – основа всего происходящего дерьма. Таким образом, если это Карл, он также стоит лицом к лицу с тем же самым…К: Я не стою лицом к лицу ни с чем, у Меня нет лица, как Я могу быть

Эта Абсолютная игра никогда не начиналась, никогда не закончится В: Итак, Абсолют играет, глядя Сам на Себя…К: Это Абсолютная игра – никогда не начиналась, никогда не закончится…В: Игра происходит во сне…К: Нет. Даже не называй это сном. Сон – это то, что Ты воображаешь,

Предлагаемое читателю интервью с кандидатом богословия, доцентом, заведующим кафедрой философии Богословского факультета Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного Университета посвящено теме духовного образования в России. Обоснованием важности данной темы служит сама вопиющая реальность как внутри нас, так и вокруг.

Соблазн и лживая беззаботность легко забалтывают сознание, а подлинное равнодушие презирает заблудившегося, погибающего человека, на слабостях и страстях как по нотам разыгрывается его жизнь. Как выбраться из состояния дезориентированости, постоянного давления господствующей парадигмы наживы, найти ориентиры, соответствующие истинной природе человека. Значение духовной константы в человеке вовсе не просто осознать и понять. Для каждого в отдельности и для общества в целом, поскольку они взаимообусловлены, нет более важной задачи.

То плохое, что можно сделать из человека, историей человечества хорошо проиллюстрировано и, то, к чему оно нас ведет, видимо, тоже можно предвидеть, не будучи провидцем. Суметь сориентироваться в данном мире невероятно сложно и при современных формах существования информации нельзя обойтись без знаний, защищающих духовную сердцевину человека. Невежество в данной области делает человека открытым «всем ветрам и стихиям», беззащитным перед давлением господствующих сил и обстоятельств. А жить нужно, и не просто жить, а учиться жить полноценной, полной жизнью, учиться быть счастливым, что, возможно, только если человек следует законам нравственного мира, Божьим законам.

Это приблизительно те мысли, которыми мы руководствовались, когда обратился с просьбой о разговоре к Виктору Петровичу Леге.

Уважаемый Виктор Петрович, думаю, мы можем пойти классическим проторенным путем, попытавшись в самом начале нашего разговора дать максимально ясное определение его предмету. Я предлагаю Вам поговорить на тему духовного образования. Слыша такое словосочетание, многие часто вообще не сразу понимают, о чем разговор. Это происходит в силу существования всевозможных интерпретаций и разного понимания термина «духовность». Так же понятно, что подходы к данной теме могут быть самыми разнообразными - от культурологических, идеологических, философских до глубоко религиозных.

Хочу передать инициативу в Ваши руки. Мне представляется, что данная тема может быть близка Вам, поскольку Вы преподаете, а до этого сами довольно долго учились. У Вас два высших образования: физико-техническое и богословское. Вы являетесь заведующим кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), читаете лекции и ведете семинары по истории философии и основному богословию, а также являетесь главным редактором издательства ПСТГУ.

Какие у Вас возникают мысли по поводу духовного образования как такового, что это такое, по Вашему мнению?

- Вопрос не из самых легких!

Прежде всего, духовное образование - это, по определению, образование будущих духовных лиц; священнослужителей, дьяконов, людей желающих посвятить себя различным видам служения Церкви. Но также под духовным образованием можно понимать религиозное образование вообще. При таком понимании имеет место ряд сложностей.

Например, мы, являясь православными христианами, понимаем, что любое образование в какой-то мере должно быть религиозным. Неважно какое - гуманитарное или естественнонаучное, но оно не должно противоречить христианству. Духовное осмысление необходимо при любом образовании.

Значит, имеет смысл зафиксировать следующее различение - духовное образование можно понимать в двух смыслах: в собственном, узком смысле как образование священнослужителей, и образование вообще, которое должно прививать человеку духовность, а не просто давать профессиональные навыки.

В нашем Университете мы занимаемся духовным образованием в обоих смыслах. На богословском и миссионерском факультетах мы даем духовное образование в узком смысле этого слова, на других факультетах - историческом, педагогическом, филологическом и других - в широком. Готовим историков, которые умеют смотреть на историю с точки зрения истории Церкви, филологов, которые могут работать с языком, с книгами, с литературой, с художественным мировым наследием, понимая огромную культурообразующую роль Церкви и христианства.

Предлагаю, следуя Вашему различению этих двух смыслов, рассмотреть более детально вопрос о духовном образовании священнослужителей. Первое, что мне вспоминается в связи с этим, это статья профессора МДА А.И. Осипова. В ней он говорит о множестве проблем, связанных с духовным образованием в России в данный момент и в их исторической ретроспективе. Он говорит о влиянии Запада, об усвоении русскими духовными школами западных форм и схем образования, о технологиях, которые мы так или иначе заимствуем, о плодах этого и, в конце концов, о забвении самой духовности .

Так же можно обратить внимание на существование устойчивого и распространенного мнения, что за образованием может последовать ослабление или вообще потеря живой непосредственной веры. Как Вам представляется это средостение между образованием, с его, видимо, неизбежной технологичностью, схематизмом и верой - живой непосредственной духовной жизнью.

- Конечно, как известно, и один человек может привести лошадь к водопою, но если она не хочет пить, то и тысяча человек не заставят ее напиться. Так и здесь, если у человека нет искренней веры в Бога, то его можно, конечно, заставить прослушать различные лекционные курсы и прочитать множество книг, но если нет искреннего сердечного движения, то ничего из этого не получится. Духовное образование предполагает не только перечень дисциплин, но скорее воспитание христианина, которое невозможно без воспитания целостной личности. В христианстве главное - это любовь, без любви мы, согласно апостолу Павлу, «медь звенящая или кимвал звучащий». Можно научить языкам, богословию, философии, историческим наукам, но если нет стержня, нет любви к ближнему, к Богу, то духовное образование превращается в начетничество, в схоластику в плохом смысле этого слова.

Эта проблема была всегда, видимо, не просто так слово «бурса» стало нарицательным, выражающим дух лицемерия, внешнего показного церковного служения.

Как избежать этого? Готовых рецептов нет. Без ошибок здесь не обойтись.

Но одно ясно и понятно, что для духовного образования необходима церковная жизнь; без исповеди, послушания, без дисциплины - без того, что объединяет людей в общину, духовное образование невозможно.

Я думаю, что наш Университет идет по правильному пути, потому что он образовался на основе храма и вокруг храма. В процессе образования многое, конечно, зависит от учителя, но если нет храма, то нет Духа Святого, который нас всех объединит, нет той благодати, которая на нас снизойдет. Без этого невозможно духовное образование.

В любом современном образовании встает вопрос о методике, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Человечество в истории накопило много различных знаний и их нужно каким-то образом систематизировать и создать форму для их ретрансляции. Цель этих техник помочь конкретному человеку справиться с этой нелегкой задачей. Хорошие техники помогают человеку. Можно ли говорить о методиках духовного образования? Ведь известно, что в богословии существуют трудные, сложнейшие вопросы, требующие значительных усилий от учащихся и преподавателей. Существуют ли собственные методы у духовного образования?

- Давайте еще раз разделим духовное образование на собственно образование как передачу определенного набора знаний от педагогов к студентам и духовное воспитание, образование целостной личности православного христианина. В первом случае можно и нужно говорить о методиках и механизмах, а во втором случае, скорее всего, речь может идти о тяжелом личностном труде педагога, священника и учащегося. Конечно, методики необходимы, но печально, если за ними ничего нет, и они существуют ради самой методики, когда преподаватели, упражняясь в разных мнемонических экзерсисах, забывают то, чему они и для чего учат.

Вместе с тем, ясно, что между двумя этими условно обозначенными уровнями существует теснейшая связь, преподаватель является и воспитателем, а воспитатель - это тоже преподаватель. Нужно учить читать тексты, как на отечественном, так и на современных и древних иностранных языках, нужно учить студентов писать курсовые и дипломные работы. Нужно учить понимать и истолковывать сложные богословские и философские тексты, учить учиться у великих или просто у хороших богословов, философов, ученых, историков.

Честно говоря, я в этом вопросе, видимо, консерватор. Не берусь говорить, что безоговорочно прав в своем консерватизме, но для меня живая непосредственная беседа со студентом значит больше, чем создание презентаций, аудикурсов на основе современных технологий.Они полезны, но на своем месте. Нельзя их использовать везде и всюду, например, сводить экзамен к тестированию, а учебный процесс - к аудированию.

Лучшая учеба - это самостоятельный труд, а научить самостоятельно трудиться лучше всего может тот, кто это умеет делать, т.е. хороший педагог.

На Западе во многих университетах в принципе отменены лекционные занятия. Зачем нужны лекции, когда есть книги. Зачем тратить время, если студент может все прочитать? Может быть, в этом есть своя правота. И все же я думаю, что лекции нужны и даже необходимы для того, чтобы студент увидел в лекторе человека, мыслителя, христианина, педагога. Православный ученый своим примером показывает, каким должен быть богослов, философ, филолог, историк. А это уже не методики! Это несоизмеримо более важное, то, что добыто тяжелым личным трудом.

И передается только при непосредственном общении! Большая утрата, когда обрывается живая преемственность в передачи духовных знаний и личного опыта при непосредственном контакте с действительно духовно богатыми людьми. Это очень важно, поскольку мы не являемся просто машинами, способными воспринимать, носить и ретранслировать ту или иную информацию.

- Конечно, именно поэтому многие институты так дорожат школами. Тем, что в этом институте работали, преподавали такие-то великие люди. Дух научного подвижничества, творчества переходит на новые поколения, он витает в воздухе, стимулирует людей стремиться к научному уровню своих лучших учителей. Школа - это очень важно, она помогает образованию.

Все-таки мне еще раз хочется вернуться к вопросу о технологичности. Вот в связи с чем. Массивы знания велики и требования, которые предъявляются студентам, порой кажутся «запредельными». Студент оказывается в сложной ситуации и не справляется с предъявляемыми требованиями. В этом случае требования могут действовать на человека угнетающе, разрушающе. Если студент психологически не справляется, то это довлеет над ним, и как снежный ком начинает расти стрессовое состояние. В итоге, вместо радости и полноты от полученного знания появляется чувство «раздавлености», уныния и, в конечном счете, пренебрежения уже просто потому, что человеку естественно защищаться от негативных воздействий. Можно ли избежать этих болячек? Возможно ли наряду с необходимой «физкультурностью» в образовании избежать вышеописанных негативных явлений? Как сделать так, чтобы при получении знания человек сохранял свою целостность, силу и становился только сильнее, и у него никогда не было бы такого плачевного состояния, когда он не любит те или иные предметы, они кажутся ему просто отвратительными, потому что в свое время измотали они его душевно? Я думаю, и вам это знакомо…

- Это знакомо любому человеку, который когда-либо учился. Здесь все зависит от многих факторов, прежде всего - от программы, утвержденной учебным заведением. Студенты должны понимать необходимость и важность каждого из этих предметов, без которых он не может стать специалистом. Среди них есть, конечно, те, которые можно назвать системообразующими. Ошибка многих вузов состоит в том, что количество предметов становится чрезмерным. Хочется научить и тому, и этому, и еще много чему. Но многознание, как говорил Гераклит, уму не научает. Задача ВУЗа состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно работать и учиться, привить и развить творческое начало. А если в ВУЗе занимаются еще и воспитанием, развитием нравственного начала, то ему цены нет. Это идеал, к которому мы все должны стремиться.

После советской власти, стремившейся воспитывать людей в духе коммунистической идеологии, многие бросились в другую крайность - вообще никого не воспитывать. Считается, что надо давать только образование, но не воспитание. А человека нужно воспитывать! Хотя в воспитании есть опасность подмять под себя, под свои представления какую-то неповторимую личность, тем самым, разрушая ее. В Церкви эта опасность преодолевается, поскольку мы учимся в ней истинной свободе, свободе во Христе.

- Какое место, по-Вашему, занимает философия в системе образования, в системе духовного образования?

- Я хочу сначала поговорить об ошибках, которые, как всегда, являются крайностями. Первая крайность утверждает, что философия вообще не нужна. Некоторые наши студенты, когда узнавали, что на протяжении двух с половиной лет они будут изучать историю философию, риторически спрашивали - «А зачем нам знать разные ошибочные мнения? Мы пришли сюда, чтобы узнать одну истину, а не сотню заблуждений».

- И в этом есть свой резон!

- В этом есть свой резон, но люди мыслящие так могут служить Церкви в другом месте; они могут идти в монастыри, становится молитвенниками, подвижниками. Для этого философия не нужна. Но если мы говорим о высшем образовании как о творческом процессе, как процессе решения задач, которые ни перед кем никогда не вставали, то без философии обойтись невозможно.

Философия всегда учит человека посмотреть на проблему со стороны. Можно знать, например, физику, математику, догматическое богословие или английский язык и быть прекрасным специалистом в своей области, но не уметь смотреть на нее со стороны, осмысливать ее проблемы, чему и учит философия.

Зададимся вопросом, почему философия преподается во всех вузах и почти во всех вузах отношение к ней студентов одинаковое, в большинстве случаев - негативное.

Студенты - молодые люди - не понимают, зачем она им нужна. Студент приходит в университет и говорит, что хочет получить конкретную специальность, и ему непонятно, зачем нужна философия. Философия должна помогать специалисту осваивать свою специальность. Она всегда служанка! Служанка для физика, богослова, врача и т. д. И в этом нет ничего плохого, без хорошей служанки в доме будет царить беспорядок.

Плохо, когда философия подминает под себя все остальное. Это другая крайность, другая ошибка. Нельзя преподавать философию ради самой философии - кроме философского факультета, разумеется. Если ты приходишь преподавать в любой ВУЗ (и богословский в том числе), ты должен преподавать философию будущим специалистам, а не философам. В православном учебном заведении - в училище, семинарии, институте, университете, и в том числе и в нашем ПСТГУ - курс философии является вспомогательным. Я рассматриваю его в качестве курса, предваряющего курс основного богословия. Он предназначен для того, чтобы укрепить целостное мировоззрение православного христианина, чтобы его не смогли сбить никакие нападки нашего сложного атеистического века, чтобы он понимал истинность христианства, чтобы он мог ответить на все сложные философские, естественнонаучные выпады современного атеистического времени.

Философию нельзя преподавать ни слишком упрощенно, ни слишком углубленно.

Философия должна быть интересной, а интересной она может стать только тогда, когда студент увидит в философии что-то свое, родное. Мы должны понимать, что человек приходит в ВУЗ учиться не философии, а своей специальности. И если ему будут читать Канта в ущерб выбранной специализации, он возненавидит философию и будет совершенно прав.

В богословии столько философии, что им не обойтись друг без друга. Читаем Отцов церкви и наталкиваемся на философию, читаем современных богословов и сталкиваемся в их книгах с философией.

И все-таки философия для духовного, или собственно богословского образования - это друг, враг, товарищ или просто служанка ?

- Да, пожалуй, все! И то, и другое, и третье, и четвертое! Как поставишь! Она может быть ярым врагом, а может быть и первым помощником. Я вижу философию, прежде всего, так, как ее видели античные философы и Отцы Церкви. В частности, как сказал прп. Иоанн Дамаскин, философия является любовью к истине, а истина - это и есть Бог, поэтому философия есть любовь к Богу. Это самое общее, фундаментальное понимание философии.

В античности философия была жизнью. На вопрос, когда надо начинать заниматься философией, Эпикур сказал: «Начинать заниматься философией никогда не рано и никогда не поздно, потому, что никогда не рано и не поздно быть счастливым!». Философия научает правильно относиться к себе, к миру. Она непреклонно требует целостного мировоззрения. Она научает разбираться в себе - в своих страстях, желаниях, а это собственно есть аскетика, это требование трезвения! Философия может быть спутником, помощником православного самопознания. Но если свести философию к набору сухих определений, которые студент должен зазубрить, свести ее к набору учений, которые студенту чужды, она может стать врагом, противником. Такая философия способна только навредить!

Мне нравится название книги Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины». Философия - это и есть «путь разума в поисках истины». В человеке есть разум, и поэтому он обречен на то, чтобы искать в себе истину. А это означает только то, что мы должны искать Бога.

Как? Философия и предназначена учить этому. Задача философии в христианском вузе заключается в создании целостного современного христианского мировоззрения, в котором гармонично смогли бы соединиться достижения из разных наук; физики, биологии, богословия, политики, эстетики, этики, и вообще всего.

Скажите, под духовностью можно понимать некую силу, обеспечивающую изначальную целостность человека, которая выражается, с одной стороны, в качестве источника деятельности, а с другой - как некоторая данность, над которой человек вполне и не властен? Один человек движим духом добра, любви, другой может быть лишен этого. Где источник этого?

- Пролистав достаточно большое количество книг, я, к своему удивлению, нигде не нашел четкого понимания, что такое духовность. Это нечто неуловимое, оно ускользает от определения. Для себя я остановился на следующей формуле: духовность - это образ Божий в человеке. Это именно проявление в человеке всего истинного, красивого, доброго, что существует в человеке от Бога. Все это в гармонии, в целомудренном единстве мы можем назвать духовностью, а когда это проявляется вовне, то мы называем это культурой. То есть культура - это объективированная духовность. Человек, который понимает, откуда у него эта духовность - это христианин, он знает ее источник и корни. Он знает, что они у него от Бога, а не просто от хорошего воспитания и образования.

Но понятие «духовность» не является однозначно синонимом добра и блага. В языке, в культуре, в Писании мы встречаем негативное понимание духовности, иную духовность - злую, говорится о духах злобы и отверженности . Язык фиксирует иную реальность, но обозначаемым одним и тем же словом.

- Язык нам может мешать понимать, может нас запутывать. Давайте попробуем следовать четкому употреблению слов. Под словом «дух» мы, прежде всего, понимаем божественность, ибо Бог есть Дух. Отсюда, из стремления уподобиться Богу, мы имеем употребление слов «духовность», «духовное образование» и т.п.

Другое значение слова «дух» - это нечто нематериальное. Но в этом смысле духовную природу имеют, например, бесы, духи злобы. Но это не духовность, а лжедуховность, прелесть, соблазн. Сатана стремится принять видимость Бога, видимость духовности. Задача преподавателей духовных учебных заведений - научить отличать истинную духовность от подделки под нее, от лжедуховности. Язык может сослужить плохую службу, ибо мы часто за омонимами видим синонимы.

- Мои надежды в плане образования скорее утопичны. Я в какой-то мере пытаюсь эту утопию реализовать. Мне хочется, чтобы любое образование было духовным, чтобы, получая любое образование, человек получал бы одновременно и элементы духовного воспитания. Я понимаю, что с точки зрения христианской эсхатологии задача эта утопическая и, тем не менее, мы должны стремиться к ее осуществлению, христианин обязан идти и проповедовать всем народам.

Наш мир слишком сциентизирован, и люди уже не видят иных целей в образовании, кроме удовлетворения практических потребностей. Образование в этом смысле нужно только для карьеры и получения денег. А собственно человек, его духовная природа оказываются вне должного внимания.

С Виктором Петровичем Легой беседовал кандидат философских наук Геннадий Самуйлов

Специально для Православие.Ru

В основном в пословицах и поговорках об учебе заключен положительный смысл. То же самое справедливо сказать и о известном изречении «учиться никогда не поздно». Мы посмотрим на процесс накопления знаний с разных сторон, подвергнем его детальному разбору.

Квинтилиан

Порой поговорка - это творчество народа. Так бывает, когда имя настоящего автора время не сохранило. Но в данном случае известно, кому мы обязаны тем сокровищем, которое совершенно не ценим.

Нам кажется, фраза да фраза, что ее хвалить или ею восхищаться. А пришла она к нам из глубокой древности. Вопрос о том, кто сказал: “Учиться никогда не поздно,” - предполагает конкретный ответ. Был такой в Древнем Риме мудрец Квинтилиан, ему-то мы и должны сказать спасибо.

О нем известно немного. О происхождении данные разнятся: одни говорят, что он был знатным, другие утверждают, что нет. Ясно одно - отец его был образованным человеком, поэтому послал его учиться в Рим, где в то время царствовал Нерон.

Да, мы не сказали, когда и где родился прославленный учитель красноречия.

Время и место рождения

Произошло сие событие в Испании около 35 года нашей эры, а завершил свой земной путь ритор примерно в 100 году нашей эры (некоторые источники указывают 95 год).

Личная жизнь его была несчастлива: он потерял жену, когда та еще была молодой, затем с течением времени потерял и двух сыновей. К концу жизни остался совершенно один тот, кто сказал: «Учиться никогда не поздно». Грустная история. Хотя общественная, социальная жизнь его была более или менее успешна.

Домиций Афр - наставник Квинтилиана

Квинтилиан поехал в Рим. Там он нашел наставника в лице Домиция Афра, за чьей манерой держаться и вести себя в суде Квинтилиан следил и, наверное, поначалу копировал.

Учитель нашего героя был классическим цицероновским оратором. Видимо, под его влиянием Квинтилиан полюбил труды самого Цицерона.

Дальнейшая судьба и фундаментальный труд

После смерти наставника Квинтилиан приехал в родную провинцию империи, чтобы там набраться опыта судебного оратора. Но он все равно вернулся в Рим в 68 году в качестве члена свиты императора Гальбы. Хотя наш герой не был к нему особенно близок. Это и спасло его после гибели цезаря.

Остальное излагаем пунктиром. В год четырех императоров Квинтилиан открыл свою школу красноречия. Высшей точкой развития его карьеры стало назначение консулом.

Однако известным на века он остался благодаря тому, что написал трактат «Об образовании оратора» - самый хорошо сохранившийся и полный курс ораторского мастерства, с многочисленными ссылками на литературные и исторические источники. Возможно, именно там и притаилась пословица «учиться никогда не поздно», которая в то время, конечно, афоризмом еще не стала.

Но точно установить источник нельзя, ибо замечательный труд был переведен на русский частично. На данный момент он есть только с дореволюционной орфографией. Не исключено, что в русский фраза «учиться никогда не поздно» попала из других языков, в которых существует более полный перевод античного классика. Но автор изречения точно Квинтилиан, в этом пункте пусть читатель не сомневается.

Современность поговорки

То ли реальность действительно циклична, то ли настоящая мудрость на самом деле не ржавеет. Но можно сказать, что поговорка чрезвычайно современна. Сейчас только утюг молчит о том, что нам надо постоянно развиваться, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

И представьте нас лет через 30, неужели мы бросим эту привычку расти? Это кажется невероятным. Вообще, когда от человека уже ничего общество не требует, а детей он уже вырастил, можно и отдохнуть. То есть выбросить из головы все эти идеи о постоянном развитии.

У современного социума это стало идеей фикс. Учеба - это не всегда нудный, тяжелый тягучий и скучный процесс. Учиться можно и с удовольствием, главное - ответить на вопрос: «Зачем?»

Познание как лекарство от болезни Альцгеймера

Сейчас у многих проблема с мотивацией. Можно хорошо понимать значение пословицы «учиться никогда не поздно», но так никогда ей и не последовать. Если читатель еще не понял смысла объекта исследования, то мы с готовностью откроем его сейчас.

Присказка сводится к той простой истине, что узнавать новое, неизведанное не зазорно. Совсем неважно, сколько человеку лет. Пока он жив, он может учиться. Причем не всегда имеются в виду учебники, научные занудные книги. Учеба - это фактически познание нового, освоение занятий, специальностей. Мотивационная основа движения вперед может быть различна, начиная от банального безделья и скуки и заканчивая насущной необходимостью. Иногда человек учится, потому что ему «это надо для работы», а иногда - чтобы загружать голову.

Некоторые люди сейчас редко поднимают лицо от смартфона. Они фактически живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется.

На практике «отсутствие мозга» проявляет себя в виде разных видов слабоумия, из которых болезнь Альцгеймера - один из самых страшных случаев. Недавние исследования показали, что электронные гаджеты вредят не только взрослым, но и детям. Малыши, воспитанные с подобного рода «няньками», менее внимательны, хуже запоминают материал, легче отвлекаются.

Но вернемся к взрослым. Мы не говорим, что чтение книг - это панацея от старческого слабоумия, но оно точно может его отсрочить. Мелькающие картинки в интернете и на экране сводят человека с ума значительно быстрее. Книги желательно читать более или менее содержательные, чтобы была работа для мозга.

Человек с несколькими дипломами

Обыденный пример человека с несколькими высшими образованиями. На Западе он уважаем и, как правило, не бедствует, ибо там высшее образование - это очень дорогая штука.

В России образование воспринимается либо как блажь, либо как необходимость. То есть человека, получающего несколько дипломов, считают либо «ботаником», либо «страдальцем», которому нужна определенная квалификация для работы. Но в целом отношение такое, что человек, учащийся слишком долго, - беглец от ответственности, чуть ли не прожигатель жизни. Хотя нет, пожалуй, более тяжелого умственного труда, чем познание нового. А значит, студент и прожигатель жизнь - это два разных типа человека. Конечно, при условии, что студент действительно учится.

Пример Мэри Хобсон

Благодаря выпуску новостей об этой замечательной женщине знают не только переводчики. Хотя именно они вдохновляются ее примером. А история такая. Англичанка Мэри Хобсон начала изучать русский, когда ей было 56 лет. Ее потряс роман Л.Н. Толстого «Война и мир», но в то же время женщина подумала, что ведь она читала не оригинальный авторский текст, а лишь его переводной вариант. И после этого М. Хобсон стала учиться русскому.

Сначала «несерьезно», то есть несистематично, а потом поступила в Более того, русский язык не только стал полезным хобби, которое помогло избежать скуки, безделья и слабоумия. «Великий и могучий» оказался источником второго дыхания для англичанки: она перевела А.С. Грибоедова на английский, защитила диссертацию на тему его творчества. Ведь часто такое бывает, когда человек изучает что-то, сначала ему кажется, что это забава, а потом увлечение превращается в работу и становится смыслом его жизни.

Да, кстати, обсуждая поговорку «учиться никогда не поздно» и примеры ее применения, стоит сказать, что познание - это единственный способ раздвинуть грани возможного, пересмотреть отношение к себе, выбраться из депрессии и уныния. Если человек варится все время в собственном соку, то он более подвержен различным негативным состояниям: депрессиям, неврозам, сомнениям, сожалениям о прошлом.

Поэтому нужно постоянно открывать для себя новое, но не ради эфемерного внутреннего развития, а чтобы жизнь была насыщеннее и полнее.



Loading...Loading...