Уроки милосердия для детей и взрослых. Поговорим о милосердии Ход открытого занятия

УРОК МИЛОСЕРДИЯ

"ТЫ ПОВЕРЬ, СОВСЕМ НЕ ТРУДНО ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРЫМ СТАТЬ"

Задачи:

Использовать возможности тематического классного часа для обсуждения проблемы жестокости, доброты, милосердия.

Развивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников.

Воспитывать порядочность, умение признавать свои ошибки.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Сегодня у нас необычный урок, чтобы определить его тему, прочитайте слова по слогам, в порядке возрастания чисел.

ДИ

ЛО

СЕР

МИ

(милосердие)

РО

ДОБ

ТА

(доброта)

А какими вы видите слова "доброта, милосердие", ребята? Давайте попробуем их нарисовать? (работа в группах)

А встречались ли вы в своей жизни с добрыми (жестокими) людьми?

Чтец 1:

Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку.
Путь человека труден -
Мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, -
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, -
Ласка нужна, не угрозы.

2. Работа над рассказом из книги А. Шарова "Волшебники приходят к людям".

Вопросы учащимся:

Какое заглавие можно было дать этому рассказу?

Почему мы могли бы назвать его "Жестокость"?

Каким был доктор Корчак?

Если бы у жестокости было лицо, то каким бы вы могли его нарисовать?

Говорят, что жестокость растет вместе с человеческими поступками. Как вы это понимаете?

Можно ли бороться с жестокостью? Как это нужно делать?

Чтец 2:

Доброта непременно спасает наш мир,
Помогая расти всем на свете.
Чтобы людям гармонию вдруг обрести,
Своё сердце добром вы согрейте.

Милосердие в душах людских зажглось,
Все познают его, несомненно.
Оно светом своим озарит весь народ,
Даже если зажглось на мгновенье.

Учитель: Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет? Конечно, без большого жизненного опыта в этом разобраться непросто. Послушаем, что говорили и писали выдающиеся мыслители прошлых лет: 1 ученик: Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье".

2 ученик: Римский философ I века до н.э. Сенека считал: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив".

3 ученик: Английский писатель И. Бентал в XVIII в. утверждал: "Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим".

4 ученик: Известный классик русской литературы Л.Н.Толстой писал: "В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других".

Учитель: Как вы думаете, почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым? Кажется, всё наоборот: заботься только о себе, ни с кем не делись, "тяни одеяло" на себя любимого - и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают, ты счастлив. Но: если случится у тебя, вот такого, беда, помогут ли тебе те, от кого ты отделился и отдалился. Как вы думаете?

5 ученик: "Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево", - И.С.Тургенев.

Чтец 3:

"Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: "Доброго пути!" -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Учитель: Мы часто слышим: "Трудное время, жестокое время, так мало вокруг доброты". Но радует то, что ростки доброты, хоть и очень робко, но всё же пробиваются. Милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Всё это мы видим, особенно в трудные дни. Мы можем с вами вспомнить и аварию на Чернобыле, и землетрясение в Армении, и трагическую гибель атомной подводной лодки "Курск", и захват заложников в Беслане, и пожар в ночном клубе "Хромая лошадь" в городе Пермь, и совсем недавнюю трагедию - терракт в Домодедово. Весь мир откликнулся на эту беду. Люди и организации помогали и помогают тем, кто попал в беду. Сердца всех - и старых и малых, и бедных и богатых - не остались глухи. Ведь само слово "милосердие" говорит о добром, милом сердце, делающем добро.

А вы можете вспомнить о конкретном человеке, сотворившем добро?

Чтец 4:

Нет ничего вернее доброты:
В ней полнота любви заключена.
Тебя от неожиданной беды
И оградит, и выручит она.
В метели ежедневной толчеи,
Нет ничего теплее доброты.
Она согреет помыслы твои,
Она растопит ненависти льды.
От слепоты души, от клеветы,
От боли поражающей сердца,
Нет ничего светлее доброты,
Доверчиво открытой до конца.
Чтение рассказа "Доброта".

Вопросы учащимся:

1. Бывают ли в жизни такие ситуации?

2. Что мы можем сказать об однокласснице Лены?

З. Могли ли другие одноклассники обратить внимание на настроение Лены?

4. Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?

5. Как вы думаете, что в лице Лены выдало ее настроение?

6. Правильно ли поступила одноклассница Лены?

7. Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?

8. Как мог бы закончиться рассказ, если бы не поддержка одноклассницы?

(Ребята придумывают варианты окончания рассказа.)

Учитель: Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом.

Чтец 5:

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в этот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не каждой
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
(А. Барто)

Учитель: Знакома вам такая картина? А вот пословица говорит: "Получив добро - помни, а, сделав, забудь"; "Доброе слово само себя хвалит".

4. Конкурс пословиц о доброте:

Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

За доброго человека сто рук.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

За добрые дела добром платят.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Жизнь дана на добрые дела.

Работа над понятием "меценат".

Учитель: У русских было принято творить "тихую милостыню": В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. Бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: " Смотри на глаза людям не кажись:". Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе.

Знакомо ли вам слово "меценат"? Каких людей называют меценатами?

Слово "меценат" произошло от имени богатого римского патриция Мецената, помогавшего поэтам и писателя, у которых было мало денег. Меценат не только снабжал их деньгами, но и покупал их творения, которые оставлял в своей библиотеке.

Ученица: Самыми знаменитыми поэтами Рима были Вергилий и Гораций. Вергилий написал поэму "Энеида", по которой в римских школах учили писать и читать.

Ученик: Гораций известен тем, что написал стихотворение "Памятник", прочитав которое А.С. Пушкин написал своё знаменитое стихотворение "Памятник".

Ученица: В энциклопедиях говорится о том, что поэты Вергилий и Гораций познакомились с Меценатом, богатым римским патрицием, который был другом самого императора. Именно Меценат познакомил поэтов с императором, а Горацию он подарил участок земли и дом, чтобы тот мог, ни о чём не заботясь, писать свои поэмы. Именно так и поступали в XIX веке братья Третьяковы. Павел Михайлович Третьяков положил начало собиранию коллекции картин русских художников. Он был очень состоятельным человеком, ему нравилось изобразительное искусство, картины русских художников. Он часто приглашал художников к себе в гости, помогал им материальными средствами.

Ученик: В 1856 году П.М. Третьяков, которому в то время было только 24 года, начал собирать произведения русского изобразительного искусства. Это были картины, которыми сегодня любуется весь мир. Картин в собрании Третьякова с каждым днем становилось всё больше, а места в доме всё меньше. И тогда Павел Михайлович решил сделать так, чтобы картины чувствовали себя уютно. Он решил построить для них отдельный дом.

Вскоре в Лаврушинском переулке в Москве появилось здание Третьяковской галереи. А в 1892 году всё собрание коллекций картин и здание галереи П. М. Третьяков подарил городу Москве. Павел Михайлович Третьяков, меценат и ценитель искусств, собиратель картин стал почётным гражданином Москвы. А Государственная Третьяковская галерея стала самым крупным художественным музеем России.

Ученица: Меценатами были не только братья Третьяковы. Известным русским меценатом был Савва Иванович Мамонтов, имя которого известно также тем, что он провёл железные дороги на север и юг России.

Чтец 6: "Когда ты сделал кому-то добро, и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за свое доброе дело?" (Марк Аврелий)

Чтец 7: "Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди! Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?!" (Сенека)

Учитель: Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь? А вы, ребята, как относитесь к друзьям, да и просто к людям, нуждающимся в чьей-то помощи? Спешите ли вы делать добро, или не любите лишних хлопот и неприятностей?

И ещё, обязательно нужно помнить умные слова: "Относись к человеку так, как хотел бы ты, чтоб к тебе относились". Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! Иногда это хорошее очень трудно увидеть, но этот труд необходим и благороден, каждый человек в душе добр.

Чтец 8:

Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты нам было бы темно...
Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием... созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!

Инсценировка отрывка (С.Михалков "Почему мыши котов не обижают" стр. 10).

Учитель: Как вы думаете, ребята, никого не напоминает вам этот молодой кабан из басни С.Михалкова "Не стоит благодарности"? Есть ли среди ваших знакомых такие "кабаны"?

Чтец 9:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то когда-то поможет -
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.

Учитель: Да, ребята, делать добро надо учиться. Как учиться? Сказать кому-то доброе слово, помочь товарищу в школе, пожалеть кого-то, покормить бродячего щенка или котёнка, сходить в аптеку для больного, принести хлеба своим домашним. Да мало ли добрых дел можно совершить ежедневно? Всем известно, что воспитанный человек проявляет интерес, внимание к другому человеку, сочувствует ему, пытается помочь. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты.

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами,
Орбитой любви и привета
Пусть станет вся наша планета!
Стремись открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!

Конкурс плакатов "Здесь жестокость больше не живёт".

Итог урока.

Перед тем как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Литература.

1. Н.И. Дереклеева "Азбука классного руководителя", Москва, изд-во "5 за знания",2008г.

2. Н.И. Дереклеева "Информационные часы в школе", Москва, изд-во "Вако", 2008 г.

3.С.И. Семенака "Уроки добра", Москва, изд-во "Аркти",2003г.

4. Интернет-ресурсы:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ из книги А. Шарова «Волшебники приходят к людям».

В Первую мировую войну он был военным врачом в русской армии, а всю остальную жизнь посвятил воспитанию обездоленных детей в детских домах.

В столице Польши - Варшаве, на Крахмальной улице, он построил дом сирот и заведовал им почти 30 лет. Это был особенный дом - детская республика со своими законами, правительством, газетой. А еще он лечил детей и сочинял для них сказки.

Началась Вторая мировая война. Фашисты пришли в Варшаву, и дом сирот перевели в гeттo - место, окружённое стеной, куда собирали всех евреев. Почему-то фашисты питали особую ненависть к людям именно этой национальности.

Старый доктор, как его любовно называли варшавяне, учитель и сказочник Януш Корчак, был евреем. Он пошел в гeттo вместе с детьми, вместе с другими своими сотрудниками Дома - поляками, которые, также как и он, не могли оставить детей без своей заботы. И он продолжал лечить детей, учить их. Добывать для них пищу.

Один из лучших друзей старого доктора рассказывал:

Сотни людей пытались спасти Корчака. На Белянах (район Варшавы) сняли для него комнату, приготовили документы. Он мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня такого предложения. Смысл ответа доктора другу был такой: «Не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности? А тут двести детей. Как оставить их одних - в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли это пережить?»

Доктор Корчак до последней минуты надеялся, что умрет один, а дети останутся живы. Не мог поверить, что кто-то сможет убить детей...

Сохранился рассказ очевидца о последних часах жизни дома сирот. «Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Погрузка шла без перерыва, но места ещё оставались. Люди двигались огромной толпой, подгоняемые нагайками. Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Выстроенные четвёрками дети. Во главе - Корчак, с глазами, устремлёнными вперёд, держа двух детей за руки. Даже фашистская полиция встала «смирно» и отдала честь...

На площади к Корчаку подошёл немецкий офицер и сказал: «Вы можете остаться. Мы знаем ваши сказки».

А дети? - спросил Корчак.

Дети поедут в газовую камеру, - ответил эсэсовец.

Корчак молча вошёл в вагон. На следующий день он погиб вместе со своими детьми в одной из газовых камер лагеря смерти Треблинка.

Накануне гибели детей Корчак писал: «Если бы можно было остановить солнце, то это надо было сделать именно сейчас».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказа «Доброта».

Лена шла в школу. Но идти туда ей совсем не хотелось. Вчера вечером в её доме поселилась печаль. Мама, её всегда весёлая мама, пришла с работы грустная, не спросила Лену об её школьных успехах и сразу ушла в свою комнату. Когда Лена открыла дверь в мамину комнату, она увидела, что мама лежит в кровати, укрытая одеялом и тяжело дышит. «Плохо мне, доченька!» - сказала мама и попросила вызвать скорую помощь. Лена не знала, как это делать. Она позвонила папе на работу. Через какое-то время приехал доктор и забрал маму в больницу. Папа с работы поехал прямо к ней, а утром усталый приехал домой и сразу же стал собираться в больницу к маме, сказав, что ей сделали операцию.

Заплаканная Лена пришла в школу. На уроках отвечала невпопад, на переменке плакала. Ей было грустно, вспоминала она глаза мамы, такие грустные и печальные, ей хотелось кушать, было одиноко. Одноклассники веселились, бегали, им не было дела до Лениных проблем.

«Лена, возьми, эти яблоки очень вкусные! Моя мама их всегда покупает. Попробуй, тебе понравится!» Лена повернулась и увидела свою одноклассницу, которая протягивала ей большое краснобокое яблоко.

«Бери, бери, не стесняйся! У меня ещё есть! Нам обеим хватит». Одноклассница улыбнулась, взяла Лену за руку, и они отправились гулять по школьному коридору.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Басня С.Михалкова «Не стоит благодарности».

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.

Тяжёлое, небось, бревно-то?- спросил молодой Кабан, что неподалёку грелся на солнышке.

Ух, и, тяжёлое! - ответил Медведь, отдуваясь.

И далеко еще тащить?

До самого леса.

В такую жару! Поди, умаялся?

И не спрашивай!

Такое-то бревно вдвоем бы тащить!

Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!

Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. - Желаю удачи! Да смотри не надорвись!

Спасибо! - вздохнул Медведь.

Не за что! - ответил Кабан.

МОУ Новопокровская средняя общеобразовательная школа

Ветлужского района Нижегородской области

Классный час

«Урок милосердия».

Наталья Евгеньевна,

учитель, классный руководитель 9 класса

МОУ Новопокровская СОШ

Урок милосердия.

Эпиграф

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием.

Фома Кемпийский

Цель:

формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Задачи:

1) помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие, одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

2) способствовать развитию нравственного самопознания;
3) воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Красиво жить не запретишь

И с Божьей помощью быть может,

Ты где-то, в чём-то победишь,

И верю, Бог тебе поможет!

Поможет Он тебе любить,

Быть добрым, честным и бесстрашным,

Добро на всей земле дарить

И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,

Чего бы ты хотел увидеть.

Я знаю, есть добро и зло,

Есть те, кого можно обидеть!

Есть те, кто обижал тебя,

Весь мир ты можешь упрекать.

Поверь, всем надо жить любя.

Поверь, надо уметь прощать!

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время, по словам известного писателя Даниила Гранина, - о милосердии.

Как вы понимаете это слово? Приведите примеры проявления милосердия.

(Трагедия в г.Беслане в сентябре 2004 г. показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России и не только её: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.)

3 . Рассмотреть примеры милосердия.

1) А нализ евангельской притчи «Возвращение блудного сына»

Притча о блудном сыне”.

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал:

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меняхоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного

Какой нравственный урок даёт эта притча ?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему. Помочь одному нуждающемуся важнее, чем многим, которые в этом не нуждаются.)

2) Милосердие - вечная тема. Она нашла отражение не только в памятниках письменности, но и на полотнах великих художников.

Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые руки Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

А.Городницкий

Какой момент запечатлен на картине и какой урок дает Рембрандт своим величайшим произведением?

(Э тим произведением Рембрандт дает великий урок любви к человеку, понимания его и прощения. Глубокая человечность и призыв к состраданию, великодушие наполняют картину художника. Прощение очень важно в жизни человека.)

3) Выступления учащихся о людях, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим.

З ачем люди жертвуют собой ради благополучия других?

Постараемся найти ответ на этот вопрос.

Мать Тереза. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям – в который раз! – благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

Принцесса Диана. Принцесса Диана активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью (в частности, была активистом движения за прекращение производства и борьбы со ). Была одной из самых популярных в мире женщин своего времени. Диана прославилась своей добротой и тем, что могла общаться с представителями разных слоев общества. Также она была активисткой многих благотворительных акций (активный член движения по борьбе со )

15- принцесса Диана побывала с кратким визитом в Москве. Она посетила , благотворительную помощь которой принцесса оказывала и ранее. Диана подарила больнице медицинское оборудование.

Во время своих появлений на публике Диана, когда это было возможно, останавливалась, чтобы поговорить с людьми и выслушать их. Она совершенно свободно могла разговаривать с представителями разных общественных слоев, партий, религиозных направлений. С безошибочным инстинктом она всегда примечала именно тех, кто больше всего нуждался в ее внимании. Диана использовала этот дар в своей благотворительной деятельности. Именно этот аспект ее жизни постепенно стал ее истинным призванием.

Диана лично участвовала в передаче пожертвований в Фонд помощи больным СПИДом, Королевский Фонд Мардсен, миссию по проказе, детскую больницу «Грейт Ормоннд Стрит Хоспитал», «Сентропойнт», Английский Национальный Балет.
Ее последней миссией стала работа по избавлению мира от противопехотных мин. Диана объездила множество стран, от Анголы до Боснии, чтобы самой воочию увидеть чудовищные последствия применения этого ужасного оружия.
В своем панегирике на похоронах Дианы ее брат, граф Спенсер, высоко оценил ее благотворительную деятельность: «Без твоего Богом данного сострадания мы можем оказаться слепы и глухи к больным СПИДом, к страданиям бездомных, к одиночеству больных проказой, к непредсказуемым взрывам мин.»
Диана воистину была Народной принцессой и потому народ любил ее.

Красный Крест

Российский Красный Крест – общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Международное Движение КК и КП объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Всю свою деятельность Российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.

Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах:

– человечность;
– беспристрастие;
– нейтралитет;
– независимость;
– добровольность службы;
– единство цели;
– универсальность.

Деятельность Красного Креста стала глобальной и всеобъемлющей. В 2002 сотрудники МККК посетили свыше 2000 мест заключения и поддерживали индивидуальные контакты примерно со 150 тыс. заключенных. Подсчитано, что они собрали около 500 тыс. и роздали около 450 тыс. «посланий Красного Креста», чтобы помочь в деле воссоединения семей, разделенных вооруженными конфликтами. МККК оказал прямую материальную помощь 1,5 млн. человек,

предоставил доступ к питьевой воде и здравоохранению нескольким миллионам человек. Красный Крест трижды получал Нобелевскую премию мира – в 1917, 1945 и 1963.

Великая княгиня Елена Павловна. В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.

Российский Красный Крест – неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира, в т.ч. – Международный Комитет Красного Креста и Международную Федерацию обществ КК и КП, 181 национальное общество КК и КП, 77 миллионов членов обществ, 20 миллионов добровольцев. Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста.

Дом Романовых. Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

Доктор Леонид Рошаль. Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.

Вывод. Помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи. Всем тем, кто обделён вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своём сердце «очерёдность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймём, что это нам не под силу - главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь.

4. Составление памятки «Жизненные правила».

О пираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Жизненные правила» (высказывания отображены на экране)

    Помнящий добро никогда не сотворит зла.

    Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

    Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

    Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц.

    Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. Л.Н.Толстой

  • Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.

    4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

    5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

    6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

    7) Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

    5 . Чтение стихотворения А.Дементьева «Как важно вовремя успеть»

    Т ема милосердия особенно актуальна в наше ожесточенное время. Да, человек может совершить ошибку, сбиться с жизненного пути. Но как важно вовремя успеть протянуть ему руку помощи.

    Как важно вовремя успеть
    Сказать кому–то слово доброе,
    Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
    Ведь всё нарушить может смерть.

    Как важно вовремя успеть
    Похлопотать или поздравить,
    Плечо надёжное подставить!
    И знать, что будет так и впредь.

    Но забываем мы подчас
    Исполнить чью – то просьбу вовремя,
    Не замечая, как обида кровная
    Незримо отчуждает нас.

    И запоздалая вина
    Потом терзает души.
    Всего-то надо – научиться слушать
    Того, чья жизнь обнажена.

    6 . Заключительное слово учителя.

    Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И знайте, что рядом с вами находятся люди, которые ждут от вас понимания, сочувствия, милосердия.

Цель: с пособствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», дать детям возможность понять, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.
Задачи:
- учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на занятии;
- развивать воображение, устную речь детей, умение размышлять, задумываться над поступками людей, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
- воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким людям, развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, и адекватному проявлению своих чувств.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация занятия, листочки с ответами тестов, листочки с буквами, фонограмма песен «Если добрый ты», «Дорогою добра», отрывок из произведения Крапивина «Самолёт по имени Сережка», клубок ниток, памятка «Жизненные правила», отрывки из мультфильма «Снежная королева», видеофильм «Паралимпиада», социальный проект «Мы рядом».
Форма занятия: проблемная беседа, тренинг

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит музыка. Дети сидят на стульях полукругом.

Ребята, пожалуйста, встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Послушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какое же это качество.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно важней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

(слайд 2)

Почему стоит многоточие?

Верно, мысль не окончена.

Как вы понимаете «милосердие»? С какими качествами человека или поступками людей ассоциируется у вас это слово?

Упражнение «Мозговой штурм».

На доске записываю ответ каждого ребёнка, который не обсуждается и не критикуется.

3. Основная часть.

А) Работа над смыслом слова « милосердие».

Как получилось слово «милосердие»?

Какая часть слова указывает на его основной смысл?

Корень слова «милосердие».

Молодцы! Итак, корень «мил», корень «серд»

(слайд 3)

Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (Слайд)

Назовите слова с корнем «мил» (милый)

Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
(слайд 4)

Значит милый - это приятный?

С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)

Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (милость)

Что думаете о значении этого слова?

(Помощь, любовь, жалость, добро)

Игра «Да, нет, не всегда»

На доске написаны 3 слова. Встаньте рядом с тем словом, которое является ответом на вопросы:

Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?

Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?

Тренинг « Связующая нить»

Сейчас вы возьмёте клубок, он покатится по рукам. Пока он у вас в руке, можете пожелать что-то хорошее себе и одноклассникам. Нитку из рук не выпускайте.

Вот клубок оказался снова у меня. Теперь мы все оказались связанными одной нитью. Вот также прочно связаны ваши отношения друг с другом, ваши мысли, чувства, дела. Если спутаете или разорвёте эту нить, вы разорвёте ваш прочный союз.

Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.

Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.

Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: милый, милость, помиловать.

Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».

(слайд 5)

Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие)

Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

(слайд 6)

Сердце болит -

Душа болит-

(Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)

Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?

Доброта, жалость, помощь, прощение.

В) Познавательный блок.

Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова и Д.Н. Ушакова

(слайд 7)

«Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)

(Милосердие - это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

С) Практический блок.

Сейчас я вам предлагаю задачи, которые вы обсудите в 3 группах. Подумайте: можно ли в данной ситуации оказанную помощь назвать милосердием?

(слайд 8)

Задачи:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

Игра « Подбор синонимов и антонимов»

(слайд 9)

Подбор синонимов

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

Подбор антонимов

Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?

Старики и пожилые люди. (слайд 10)

Дети. (слайд 11)

Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.) (слайд 12)

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Животные. (слайд 13)

Больные люди, инвалиды. (слайд 14)

Энергизатор «Танец на стульях».

А сейчас предлагаю вам, сидя на стульях, потанцевать, сделать 3 несложных движения под музыку:

— поочередно поднимайте то левую ногу и правую руку, то правую ногу и левую руку;

— закинув правую за голову, повернитесь налево, затем — левую руку, повернитесь направо (поприветствуйте соседа улыбкой);

— легонько стукните ладошками о коленки, повернитесь к правому соседу и стукните ладонями его ладони, затем так же — другому соседу.

Ответьте на вопросы:

Какие чувства у вас возникли, когда вы танцевали? (по кругу отвечают)

У вас поднялось настроение?

В каких ситуациях можно танцевать этот танец?

(подвести к тому, что такой танец в виде зарядки можно предложить людям, прикованным к инвалидному креслу.)

Ребята, сейчас я вам раздам листочки с маленьким тестом. Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь честно ответить на него.

Тест.

Когда вы видите человека в инвалидной коляске, вы:

А. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

Б. Не знаете о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

Кто выбрал ответ А, встаньте под буквой А (на стене), кто выбрал ответ Б, встаньте под буквой Б.(ребята распределяются)

Как вы думаете, почему получилось так, что в группе Б больше детей? (Потому что мы часто не знаем, как себя вести в таких случаях. Мы мало знаем об инвалидах, об их чувствах, не знаем, о чём с ними говорить.)

Может нам поможет в этом анализ отрывка из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».

Урок милосердия «Белый цветок»

«Уроки милосердия» проводятся в формате классного часа во всех образовательных организациях Республики Крым 7 сентября 2015 года в 9:00
Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. Евпатория
Описание: конспект единого российского урока для учащихся 3-4 классов Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Оформление: класс оформляется белыми бумажными или живыми цветами; можно использовать фотоматериалы благотворительной акции «Белый цветок» разных лет; фото- и видеоматериалы о детях, нуждающихся в дорогостоящем лечении.
Цели единого урока: приобщение учащихся к социальному и культурному наследию России; воспитание чувств доброты и сострадания, осознания необходимости благотворительной помощи нуждающимся; формирования любви к труду.

СЦЕНАРИЙ ЕДИНОГО УРОКА

I. Вступительное слово учителя (можно показать видео притчи)

«Притча о милосердии»

(Сэмюэль Джонсон – английский писатель и мыслитель)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
- Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Беседа
- Что делал мальчик?
- Почему проходящий человек его не понял?
- Что может изменить мальчик для звезды?
- Над чем бы вы задумались?
- Что означает выражение «Жизнь состоит из мелочей»?
- Какая тема нашего классного часа? (предположения детей)
II.

Работа над темой «Урок милосердия»

Что такое милосердие?
(слайд 2)


Этимологический словарь: Милосердие - слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость".
(слайд 3)


Толковый словарь Ушакова `
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

История Белого цветка в России 1911-1914

(слайд 4)


Приезжая на отдых в крымское имение, царская семья вместе со своими обязательными церемониями, балами, катаниями на яхтах и модных авто, привнесла и обычай совсем иного рода - благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных.
(слайд 5)


Во время каждого приезда в Ялту, в новый Ливадийский дворец, семья Государя Николая II проводит благотворительную акцию - «День Белого цветка» для сбора помощи неимущим больным. Положенное в Крыму благое дело нашло отклик по всей стране.
Начиная с 1911 года «Дни цветков» проходят по всей Российской империи благодаря поддержке императора. Во всех крупных городах на Днях Белого цветка волонтёры за пожертвования раздавали белые цветы, а собранные средства направлялись на мероприятия, связанные с оказанием помощи туберкулезным больным. В поддержку акции в городе проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.
(слайд 6-7)



На улицах раздавали листовки о профилактике заболевания, во многих местах были организованы пункты сдачи анализов, читались бесплатные лекции. В Ялте в «Белом цветке» принимала участие вся царская семья.
(слайд 8)


В 1911 - 1914 годах императрица, Александра Фёдоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных на набережной. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
(слайд 9)


Праздник проходил с большим размахом - по всему городу ездили украшенные цветами авто с барышнями, раздающими маленькие букетики всем желающим помочь собрать средства на больных.
В центре города шли гуляния, концерты, продавались сладости, на аукционах продавали диковины начала ХХ века - автомобили, словом, весь город объединялся в сборе пожертвований. По набережной прогуливались молодые пары, записавшиеся волонтёрами в «Комитете Белого цветка», их костюмы украшали ленты «Жертвуйте на больных чахоткой», некоторые несли шесты.
Дни цветков очень полюбили в России и проводили праздники по несколько раз в год, направляя сборы на самые различные виды помощи.
(слайд 10)


На собранные деньги строились санатории, больницы, богадельни, приюты, помогали семьям увечных воинов и погорельцам, многодетным семьям, оставшимся без кормильца.
Идея Дня «Белого цветка» родилась в Швейцарии. В 1908 году на улицах Женевы впервые появились молодые люди со щитами, украшенными белыми цветами (ромашками). Ромашка как эмблема борьбы с туберкулезом, а проданные цветы приносили доход противотуберкулезным организациям.
После революции 1917 года праздник попал под запрет, как и всё, что связано с царской семьёй.
(слайд 11)


С 2005года «Белый цветок» вновь вернулся в крупные города Русского мира. А возрождение началось в Ялте. Сначала это был небольшой школьный праздник у стен Ливадийского дворца, который организовала ялтинская учительница истории памяти семьи Николая II.
«Белый цветок» утвердился в городе, его ждали и каждую весну с любовью готовили все горожане, а благодаря поддержке ялтинской городской администрации и Ливадийского дворца-музея, праздник стал известным далеко за пределами города и ежегодно собирает тысячи людей со всего весеннего Крыма. Как и 100 лет назад, на украшенных к этому дню аллеях Ливадийского дворца волонтёры призывают участвовать в делах милосердия и собирают пожертвования, а взамен дарят сделанные своими руками цветочки. На открытой сцене выступают известные музыкальные коллективы. Вдоль аллеи выстраиваются ярмарочные ряды, как и при императрице, украшенные белоснежной тканью и цветами.
Собранными на Белом цветке средствами были отправлены на приобретении дорогостоящих медикаментов, на оплату операций.
С 2011 года «Белый цветок» возрождён в Москве. С 2013 года «Лига Белого цветка» возрождает праздник в регионах России: в Костроме, Белгороде, Воронеже, Курске, Соликамске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и др. По установленной Государем Николем II традиции, День «Белого цветка» объединяет тысячи людей в делах помощи ближнему: простых людей, предпринимателей, политиков, деятелей культуры и искусства. В подготовке праздника участвуют учебные заведения, православные приходы, мастерские; приносят свои картины художники; известные кафе и рестораны готовят угощения для гостей праздника; с выпечкой, квасом и уникальными рукоделиями приезжают монастыри. Великая радость в сердце, что праздник «Белого цветка», который возродили в Ялте, с каждым годом объединяет всё больше людей из разных городов. Но прежде всего возрождение традиции милосердия служит нам самим - оно умягчает сердца, примиряет друг с другом, низводит на землю мир и свидетельствует о нашем единстве.
(слайд 12)


Правительство Республики Крым также запланировало проведение общекрымского фестиваля благотворительности «Белый цветок», в подготовке которого примут участие несколько крымских городов. Главным событием фестиваля станет проведение «Белого цветка» на набережной Ялты, которое запланировано на 27 сентября 2015 года. Собранные средства так же пойдут на реабилитацию крымских детей-инвалидов с редкими заболеваниями. Подготовка к празднику уже началась.

III. Творческое задание «Законы милосердия»

(слайд 13)


Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите класс группы и попросите каждую группу рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей или животных. Какие из этих законов можно применить в классе? (в течение зимы сделать кормушки для птиц; сделать поделки для благотворительной ярмарки в школе, сделать призы для беспроигрышной лотереи и т.д.)
(слайд 14-15)



Милосердие каждый день
1. Один миллионер из Мэриленда в свободное время переодевается Бэтменом и навещает детей в больницах.
2. Этого человека зовут Добри Добрев. Ему 98 лет. Он воевал во Второй мировой войне, был ранен и потерял слух. Каждый день он проходит 10 километров от своей деревни до Софии, где просит милостыню. В Софии все знают и любят этого старика. Недавно стало известно, что все собранные деньги (40 тысяч евро) до последнего цента он отдал на восстановление болгарских монастырей и на то, чтобы оплатить долги местных детских домов. Сам Добри Добрев носит самодельную одежду и живёт на пенсию.

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: - формирование потребности в доброжелательном

отношении к окружающим;

Развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

искренности, человеколюбия;

Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

Закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование : Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

листы с отпечатанной легендой «Спасти звезду», ватманы, маркеры.

План урока.

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

Цветик семицветик.

Спасти звезду.

Сестры милосердия.

Ход урока.

Игра «Паутинка».

У учителя в руках клубок ниток. Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении». Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека - человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие - готовность помочь кому - нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия).

Откройте свои тетради, запишите тему сегодняшнего урока «Милосердие »

Слайд 3 (определение )

Одно из самых красивых слов на свете - это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

Тимофей и Владимир прочитаю вам стихотворения «Нищий»

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется - милосердие, в другом -жестокосердие.)

Слайд 4(милосердие и жестокосердие)

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине »:

Слайд 5(видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела - и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний - тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе»

Слайд 6

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд 6

Перед Вами слова:сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

Послушайте ребята притчу «Спасти звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

У Ю. Друниной есть стихотворение «Бинты »

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна. Великая княгиня родилась и воспитывалась в Германии, а замуж вышла за русского Великого князя. Она не просто «приняла Православие». Велась переписка с родными, когда она просила их благословения, чтобы принять Православие. Она писала, что когда она видит мужа, КАКИМ он приходит домой после литургии и причастия, она тоже хочет разделить с ним эту радость. Бедные москвичи, которым она помогала, называли её «московский ангел».

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

(В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета.

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка....

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание...

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками...

Вы нашли у своего дома маленького котёнка....

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак...

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось...

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев...

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор...

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем...

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой...

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...

Слайд 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается . Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

Слайд 11

Я благодарю Вас за урок



Loading...Loading...