В помощь школьнику. Анализ оды «На день восшествия Елизаветы Петровны Анализ на день восшествия на всероссийский престол

Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года

Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло­моносова?

Ломоносов отдавал предпочтение в ху­дожественных произведениях героиче­ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе­ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада­чам прославления державы и достойней­ших ее государственных и военных деяте­лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур­ное пристрастие следующими словами:

Хоть нежности сердечной В любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен.

Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада­чей для него стало на примерах отечест­венных героев воспитывать в своих со­гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про­изведении сочетать лирику и публицисти­ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус­ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

Ведущая темы «Оды на день восшест­вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос­хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую­щих отношение автора к родине и ее наро­ду. Среди них — образы Петра I и импе­ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво­ряющих Россию и проводящих прогрес­сивные преобразования, тема войны и ми­ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ­ные богатства России, а также тема моло­дого поколения, символизирующего ее бу­дущее процветание.

Попробуйте охарактеризовать образ императ­рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

Прославление монарха — одна из отли­чительных особенностей классицистиче­ской оды, так как его образ символизиру­ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо­нарх, покровительствующий закону, нау­кам, видящий целью своей деятельнос­ти благо подданных. Такой в оде изобра­жена Елисавета Петровна. Ее изображе­ние носит парадный, торжественный ха­рактер. Как классицист, Ломоносов в об­разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе­ратрица в оде Ломоносова красива и вели­чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве­ты Петровны и Екатерины II) вполне соот­носилось с художественным изображени­ем их на портретах классицистов. Созда­вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели­завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро­новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об­щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

В долинах раздаются клики: «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав­лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми­ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер­кивается коронационным одеянием, ман­тией. Образ самодержицы дополняется та­кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо­же, что к такому облику Елисаветы обра­щены слова Ломоносова:

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава,

О как тебе благодарит!

И обращение, характерное для торжест­венного одического стиля:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки…

Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен­ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

Как уже было сказано, Петр I для рус­ских классицистов — идеальный просве­щенный государь, заботящийся об укреп­лении Российского государства, его воен­ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос­шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори­ентация на античность, свойственная со­зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет­ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа­лии — имена богов, музы, Парнас, с кото­рым он сравнивает собрание муз на рос­сийской земле, философа Платона. Вмес­те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во­лю «зиждителя мира», которая прослав­ляет создателя, пославшего в Россию че­ловека:

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига­лись его преобразования.

Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис­пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?

Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по­ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят­ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от­личить объект восхваления в оде — Ели­савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об­раза иногда в восприятии читателей сли­ваются в один, что свидетельствует о при­оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова "На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года" . Термин "ода" (от греческого "ωδή , что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье "Рассуждение об оде" Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: "В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных". Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к "материи благородной и важной": миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; "пышный" поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом - классицистическая строгость построения, "гармония стиха": выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены "блаженной тишиной" - в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины ("Душа ее зефира тише"). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра ("краше Елисаветы" ничего не может быть в свете). Но с другой, - с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде - несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это - тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это - кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Сия Тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная Твоя держава, О, как Тебя благодарит! Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно Наукой будет откровенно, Что щедростью Твоей цветет.

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства "прекрасной Елисаветы" постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь - не просто одописец. Он - патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к "неведомым народам":

Там влажный флота путь белеет, И море тщится уступить: Колумб Российский через воды Спешит в неведомы народы Твои щедроты возвестить.

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

И се Минерва ударяет В верьхи Рифейски копием. Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем. Плутон в расселинах мятется, Что Россам в руки предается Драгой его металл из гор, Который там натура скрыла; От блеска дневного светила Он мрачный отвращает взор.

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих, И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха, Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском саду и наеди´не, В покое сладком и в труде.

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы - это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово "беспреткновенну" поэт с натугой рифмует с эпитетом "благословенну":

Тебе, о милости Источник, О Ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь Твою благословенну С числом щедрот Твоих сравнит.

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

Когда на трон Она вступила, Как Вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец; Тебя прияв, облобызала: - Мне полно тех побед, - сказала, - Для коих крови льется ток. Я Россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый Запад и Восток.

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы "пламенные", то есть военные, звуки умолкли:

Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет: Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. Вы, наглы вихри, не дерзайте Реветь, но кротко разглашайте Прекрасны наши имена. В безмолвии внимай, вселенна: Се хощет Лира восхищенна Гласить велики имена.

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) - это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. "Метафорой, - отмечал он в своей "Риторике" (1748), - идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто". Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды "На день восшествия…":

Чтоб слову с оными сравняться, Достаток силы нашей мал; Но мы не можем удержаться От пения Твоих похвал; Твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют, Как в понт пловца способный ветр Чрез яры волны порывает, Он брег с весельем оставляет; Летит корма меж водных недр.

Бо´льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами - изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку "чрез яры волны" переплыть "понт" (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути "способный", то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее "щедротами".

Чтобы сообщить оде величие и размах мысли, Ломоносову приходилось прибегать к непростым оборотам речи. В своей "Риторике" он теоретически обосновал правомерность "украшения" поэтического слога. Каждая фраза, подчиняясь высокому одическому стилю, должна рождать ощущение пышности и великолепия. И здесь похвальны, по его мысли, даже изобретения: например, такие "предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное". Г.А. Гуковский образно и точно сказал об этом стремлении поэта одновременно и к красочной пышности, и к гармонической стройности: "Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего".

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:

Там кони бурными ногами Взвевают к небу прах густой, Там Смерть меж готфскими полками Бежит, ярясь, из строя в строй, И алчну челюсть отверзает, И хладны руки простирает, Их гордый исторгая дух.

А что за чу´дные кони с "бурными ногами"! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической - можно. Больше того, "бурные ноги" коней, взвевающие к небу густой прах, - почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: "Душа полна прохладной тишиной". Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. "Может ли тишина быть прохладной!" - станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!

М.В. Ломоносов написал «Оду надень восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику - автору вопрос, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств - залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды - тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения.
Ода - торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2) Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную композицию:

1-я часть - поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я часть - прославление прошлых успехов страны, её правителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я часть - прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды.
Ода написана «высоким штилем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, странствах и др.

Как молодые люди могут прослабить Россию? (упорным трудом)

Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломоносова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуациях и др.)

Личность Г.Р. Державина.
Гаврила Романович Державин был крупнейшим представителем русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Всё состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала Г.Р. Державину получить систематическое образование.

Только в 1759 году (в 16 лет) он смог поступить в Казанскую гимназию, но и там проучился недолго.

В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских юношей он был вынужден начать службу рядовым и только в 1772 году получил офицерский чин. Служил Державин в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, поставившем на российский престол Екатерину II. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе; сохранились две тетради того раннего периода творчества.

В 1773 году Г.Р. Державин начал печататься. Гаврила Романович был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя; резко отрицательно относился к крестьянским восстаниям и участвовал в подавлении Пугачевского бунта. За слишком решительный и смелый характер Державина несколько раз отправляли в отставку.

Слава пришла к поэту только в 1783 году после появления его знаменитой оды «Фелица», посвященной Екатерине 11. Царица, польщенная одой, вернула поэта на службу. Г.Р. Державин достиг высших государственных должностей: был сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Но чиновничья карьера Гаврилы Романовича не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина. Александр I, отстранив его от должности министра юстиции, объяснил свое решение недопустимостью столь «ревностной службы».

Литературная слава и государственная служба сделали Г.Р. Державина богатым человеком. Последние годы жизни он провел в достатке и спокойствии, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Умер поэт в 1816 году.

Создал себе славу одами, которые можно разделить на похвальные, или торжественные, и на духовные оды. К первым (похвальным, торжественным ) относятся те, которые он писал на разные случаи жизни: есть оды, посвященные императрице Елизавете Петровне , Петру III -му, Екатерине II -й. Лучшая из этих од написана «На день восшествия на престол Императрицы Елизаветы» (см. на нашем сайте её полный текст и краткое содержание). В этой оде Ломоносов воспевает «тишину», которую Елизавета принесла с собой России, прекратив войны, установив надолго мир.

«Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов отрада,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли».

Михаил Васильевич Ломоносов

В эпоху Ломоносова очень часто писали оды, восхвалявшие какие-нибудь военные подвиги, завоевания: Ломоносов, наоборот, воспевает прекращение войны, мир, тишину. Затем, обращаясь к своей любимой теме, Ломоносов превозносит Елизавету за то, что она покровительствовала наукам.

«Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет».

Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Видео-презентация

Но кто же в России открыл дверь наукам? – Петр Великий . Ему принадлежит эта честь; он открыл ее путем войны и завоеваний Балтийских берегов.

«В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на Российский флаг».

Дочь Петра Великого, Елизавета, пользуясь завоеваниями отца, идя его путем, водворила мир и в «возлюбленной тишине» покровительствует распространению наук.

«Сия Тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит;
Пространная Твоя держава
О, как Тебя благодарит!»

Только распространение образования может возвысить благосостояние страны, в которой кроется такой богатый запас собственных сил и талантов; русские люди, окрыленные наукой, смогут показать:

«Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут!»

Эта ода, как и другие похвальные оды Ломоносова, построена по всем правилам классических од, как того требовала ложно-классическая школа . В подражание древним классикам, певшим свои оды в честь какого-нибудь героя, употребляется слово «пою». Часто упоминаются мифологические божества, – Марс, Нептун; для большего эффекта, для выражения восторга употребляется прием «лирического беспорядка» мыслей, быстрый переход с одного предмета на другой.

Почти во всех своих похвальных одах Ломоносов говорит о Петре Великом, который был всегда его любимым героем. Ломоносов преклонялся перед Петром и его реформами , он видел в них все только хорошее; он преклонялся перед той могучей энергией, с которой Петр «победил варварство» и возвысил Россию. «Зиждитель, говорит Ломоносов,

Послал в Россию человека (Петра),
Каков не слыхан был от века».

Образ Петра Великого, созданный Ломоносовым, образ «чудотворца-исполина», отразился в последовавшей за ним литературе и несомненно имел влияние и на Пушкина .

Духовные оды Ломоносова относятся к его лучшим поэтическим произведениям. Прекрасна «Ода, выбранная из Иова»; это – переложение библейского текста на стихи. Глубокая религиозность поэта чувствуется в его двух одах: «Утреннее размышление о Божием Величестве » и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния ». Замечательно поэтично описание вечера и звездного неба:

«Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен».

Затем следует описание северного сияния, неожиданно загорающегося на небе среди темной ночи:

«Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря –
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?»

Ломоносов дает яркое, красочное описание северного сияния и, обращаясь к «премудрым» (ученым), спрашивает: что же это за чудное явление природы? Никто из ученых не мог еще его окончательно объяснить!

«Сомнений полон ваш ответ»,

заканчивает Ломоносов:

Несведом тварей вам конец:
Скажите ж, коль велик Творец?

"Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны" написана традиционной "одической строфой", которая предусматривает использование четырехстопного ямба и следующего способа рифмовки: абабввгддг. Такое построение строфы делает ее звучной, оно обеспечивает плавность и ритмичность звучания стихотворения, торжественную интонацию, присущую оде как жанру. Этому не способствуют и большое количество церковнославянизмов, обилие сложных синтаксических конструкций, обращение к мифологии и различного рода исторические и культурные ассоциации, утверждающие единство русской и мировой культур на протяжении их исторического развития.

Несмотря на внешнюю "отстраненность" от политических событий, произведение "Ода на день восшествия…", анализ которого мы предлагаем, воспринималось современниками как очень современное и актуальное: им было понятно, что оно написано как благодарственный отклик на заботу императрицы об Академии наук, которая выразилась в увеличении вдвое средств, на которые содержалась академия.

Кроме того, в конце 1747-го года внешнее положение России было таковым, что её подталкивали к участию в войне, которая не была нужна ни стране, ни её народу, и автор "Оды на день восшествия на престол…" не случайно начинает своё произведение с прославления "возлюбленной тишины" - то есть мира, благодаря которому единственно и может процветать страна, благодаря которому наступает изобилие: "Ты сыплешь щедрою рукою Своё богатство по земли". Обращение же непосредственно к императрице - "великое светило" "краше в мире не находит Елизаветы и тебя" ("тишины") - символизирует роль её в установлении мира на подвластных ей землях, оно доказывает, что в ее силах принести мир в страну и сделать ее этим счастливой, заложить основы ее благополучия.

Такое начало оды в композиционном плане является весьма удачным: оно позволяет автору сразу же перейти к "пению... похвал" императрице, которая "войне поставила конец", "в мире расширять науки изволила…", что и даёт основания автору утверждать, что Елизавета "на престол взвела с собою Доброт... прекрасный лик!". Однако это "пение" далеко от пустого славословия, автор отмечает действительные достижения императрицы, причем связывает их с историей, а именно - с образом государя, бывшего для него, как отмечалось, образцом служения своей стране, с образом отца Елизаветы, Петра Великого.

Рисуя преобразования Петра, Ломоносов использует сравнения своего героя с богом войны Марсом ("В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках...") и богом морского царства Нептуном - "И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг". Он также отмечает как одну из главнейших заслуг Петра его заботу об образовании и науках: "Тогда божественны науки... В Россию простирали руки..." Описывая расцвет страны в период правления Петра, Ломоносов тем самым указывает его дочери и наследнице его "трудов" верный, на его взгляд, путь: быть подлинной дочерью своего отца, продолжать его дело, укреплять и умножать достигнутое им. Упоминание о "глубоком плаче", вызванном кончиной "бессмертия достойного мужа", налагает ещё большую ответственность на нынешнюю правительницу России, ведь именно по делам судят всех, в том числе и величайших из величайших, которые должны быть достойны того места, которое занимают в жизни.

Коротко упомянув о недолговременном периоде правления Екатерины, который мог бы, продлись он дольше, привести к тому, что "давно б Секванна (т. е. река Сена, иносказательное изображение Франции) постыдилась С своим искусством пред Невой", Ломоносов снова воспевает хвалу "великой Петровой" дочери, которая "щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь".

Но воспевание Елизаветы Петровны превращается у Ломоносова в гимн России, земле российской и её народу, и сама императрица прославляется им за то, что дает возможность использовать те труднодоступные природные богатства, которыми славится страна, "восставляет" (поддерживает и развивает) науки, помогающие развиваться стране, которая отличается от других стран мира тем, что "требует к тому Россия Искусством утвержденных рук". Великолепно зная свою страну, Ломоносов в "Оде на день восшествия… Елизаветы Петровны" рисует величественную панораму природных богатств России, он воспевает ее могущество, величие, необъятные просторы, на которых, благодаря поддерживаемой императрицей науке, русский народ показывает чудеса изобретательности, трудолюбия, мудрости и умения рачительно использовать природные богатства родной земли. Леса и горы, суша и море - везде россияне смело и умело "берут своё", потому что они вооружены новейшими достижениями наук, им помогает мудрость, воплощенная в труде и непрекращающемся научном поиске.

Совершенно естественно для Ломоносова то, что ода заканчивается вдохновенным гимном наукам, в беззаветном служении которым он видел возможность служения своей стране. Поэт подчеркивает, что сейчас наступило время доказать, "что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать", поскольку правительница России всецело поддерживает науки и образование. Он обращается к молодёжи, к тем, "которых ожидает Отечество от недр своих", и это тоже очень важно, потому что только молодое поколение, выросшее на примере служения Отчизне, сможет поддержать тот высокий уровень российской науки, который сейчас стал реальностью. Ломоносов утверждает ценность знания в жизни любого человека, независимо от возраста и прочих факторов: "Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут..." Можно сказать, что предпоследняя строфа оды выражает жизненную позицию самого автора, посвятившего всю свою жизнь служению науке и на собственном опыте постигнувшего, что овладение знанием - это не самое легкое, но одно из самых прекрасных занятий на свете, позволяющее человеку полностью раскрыть свои способности посредством достижения научных результатов, важных не только для него самого, но и для многих других людей.

В последней строфе "Оды на день восшествия… Елизаветы Петровны" автор использует интересный прием: с помощью параллелизма он вновь подчеркивает, что для правительницы высшим счастьем становится жизнь, прославленная добрыми, мудрыми делами. В середине оды, говоря о воине, он пишет о том, что "великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин..." Но, как считает Ломоносов, воин не может быть полностью, до конца, счастлив, потому что "звучащу славу заглушает, И грому труб ея мешает Плачевный побеждённых стон". А вот его пожелание Елизавете, которым заканчивается ода: "Тебя зиждитель сохранит На всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит". Здесь мы видим совсем иную шкалу ценностей, и она для автора оды оказывается наиболее приемлемой, потому что восходит к вечным ценностям, когда каждому воздается "по делам его".

"Ода на день восшествия... Елизаветы Петровны", анализ которой мы провели, - это произведение, созданное в рамках эстетики классицизма, но в нем автор предстает горячим патриотом своей страны, русской науки, он выражает идеи, близкие к идеям Просвещения, можно даже сказать, что в своем произведении великий гражданин России создает как бы программу, руководствуясь которой, мудрый правитель может и должен добиться процветания своей страны и лучшей жизни для своего народа. Наверное, именно в этом и заключается актуальность оды Ломоносова и для нашего времени.



Loading...Loading...