Валентина Гербова - Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа

Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например, медвежонка: "Можешь напоить медвежонка чаем (познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать)" и т. п.

Ребенок выполняет действие и объясняет: "Я напоил мишку чаем". (Выполняется 4–5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас…")

Воспитатель убирает игрушки, строит из кубиков лесенку и проводит по ней куклу: "Вверх – вверх – вверх… Трудно! Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!"

Упражнение повторяется 4–5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.

Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх – вверх – вверх – наверху, вниз – вниз – вниз – и на улице".

Занятие с детьми 2–3 лет. Повторение сказки "Репка". Рассматривание картины "Дедка за репку"

Цель. Вызвать у детей желание рассказывать сказку вместе с воспитателем. Помочь детям заметить несоответствие картины сказке.

Ход занятия

"Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая) . Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?"

По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие игрушки (фигурки из набора для настольного театра). Он расставляет фигурки и предлагает детям вместе закончить сказку: "Мышка за… (кошку). Кошка за… (Жучку)". И так далее.

По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили, стали есть и нахваливать: "Сладкая репка! Сладкая!")

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку "Дедка за репку".

Воспитатель хвалит детей за наблюдательность и интересуется, не перепутал ли художник что-нибудь еще. Благодаря общим усилиям выясняется, что нет Жучки и мышки, а кошку тянет за хвост колючий еж.

"Смешная картинка. Даже солнышко смеется", – завершает занятие педагог.

Занятие с детьми 3–4 лет. Чтение стихотворения А. Блока "Зайчик". Заучивание стихотворения А. Плещеева "Осень наступила…"

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева "Осень наступила" (в сокращении). При восприятии стихотворения А. Блока "Зайчик" вызвать у детей сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева "Осень наступила". (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

…Туча небо кроет,

Сонце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Затем воспитатель выясняет, правда ли, что в стихотворении отражены приметы осени: "Цветы… (высохли). Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит)".

Воспитатель повторяет стихотворение, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для детей.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

"Осенью, когда "тучи небо кроют", моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику".

Воспитатель читает стихотворение А. Блока "Зайчик".

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика и можно ли ему помочь.

Декабрь – январь – февраль

В зимние месяцы следует продолжать путешествовать с детьми по участку детского сада. Во время этих прогулок можно навестить елочку, березку, поприветствовать их, спросить не замерзли ли они и т. д.

Если деревья и кусты покрыты снегом, есть основание восхититься их красотой и прочитать детям отрывок из стихотворения С. Есенина "Береза":

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Комментировать стихотворение не надо. Пусть останется магия стихотворных строк.

Если падает легкий снежок, кстати придется четверостишие из стихотворения И. Сурикова "Зима":

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Затем на прогулке, когда около педагога оказывается 2–4 ребенка, нужно вновь прочитать стихотворение, называя имя находящегося рядом ребенка (вместо имени Маша). Оценив ситуацию, ребенок вступает в диалог, снимает варежку и проговаривает текст:

Маша варежку надела.

– Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

– Поглядите-ка, нашла!

Это стихотворение вместе с педагогом дети (2–3 девочки) могут читать на новогоднем празднике. Ни детей, ни родителей не смущает, что дети рассказывают одно и то же стихотворение. Для ребят выступление на празднике – новое и волнующее событие, для родителей любое выступление ребенка – счастье.

Если воспитатель решит, что к Новому году нужны праздничные стихи, можно предложить детям следующие произведения:

Елка

Елка наряжается -

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

Я. Аким

Наша елка

Наша елка Высока.

Достает До потолка.

А на ней Висят игрушки

От подставки До макушки.

Е. Ильина

Конспект непосредственно образовательной деятельности второй младшей группы.

Тема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик». Усвоение песенных навыков.

Цели: приобщать к поэзии; развивать поэтический слух, умение заучивать стихотворение; формировать навыки пения без напряжения и повышения голоса, крика; учить правильно передавать мелодию песни, сохранять интонацию при исполнении.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольников: проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх, с интересом слушает новые стихотворения (А. Плещеев «Осень», А. Блок «Зайчик»), участвует в обсуждении содержания стихов, отвечает на вопросы по содержанию текста стихотворения, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения («Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)), исполняет их.

Материалы и оборудование: тексты стихотворений: А. Плещеева «Осень», А. Блока «Зайчик»; картины, иллюстрирующие пасмурную осень, игрушка зайчик. Репертуар – «Осень» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды).

1.Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2.Чтение стихотворений.

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Воспитатель:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зелёную травку осенью?

Какое небо осенью?

Бывает ли осенью яркое солнце?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель:

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. И заяц тоже, сегодня он пришёл к нам в гости. Посмотрите, какой он печальный (ставит на стол игрушку зайчика). Хотите узнать почему? Давайте послушаем стихотворение.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Воспитатель:

Почему же наш зайчик такой грустный?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему?

Жалко вам маленького зайчишку? Почему?

(Воспитатель повторно читает стихотворение, помогает детям его запомнить).

3.Исполнение песни.

Дети прослушивают песню «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды) в исполнении воспитателя.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню вместе со мной.

4.Рефлексия.

Какие стихи мы прочитали?

О чём эти стихи?

Какую песню мы исполнили?

Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила» .

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила» .

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные: учить внимательно слушать литературные произведения.

Словарная работа: уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование: текст стихотворения А Плещеева «Осень» : картины, иллюстрирующие пасмурную осень.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольников: проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх, с интересом слушает новое стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» , участвует в обсуждении содержания стихотворения, отвечает на вопросы по содержанию текста стихотворения,

Предварительная работа: Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень» .

Воспитатель. Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)

Воспитатель. Послушайте стихотворение «Осень» .

Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

А. Плещеев

3. Анализ стихотворения.

Вопросы:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зеленую травку осенью?

Какое небо осенью?

Бывает ли осенью яркое солнце?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью?

4. Физминутка. «Падают, падают листья» .

Падают, падают листья - Дети выполняют упражнение
В нашем саду листопад. - для пальчиков Дождик.
Желтые, красные листья - Кружатся с поднятыми
В воздухе вьются, летят. - руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для
Гуси, грачи, журавли. - пальчиков Птичка.
Вот уж последняя стая -Бегают по кругу на носочках,
Крыльями машет вдали. - помахивая, отведенными в стороны, руками, словно крыльями.

Т. Волгина.

5. Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.

  • Ли-ли-ли листья падают вдали.
  • До-до-до дождь идёт уже давно.
  • Ру-ру-ру по ветру давно иду.

Чистоговорки произносим по три раза сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно послушайте и запомните его, потом попробуете рассказать сами. (чтение воспитателя)

Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка) .

6. Д/ игра «Когда это бывает» .

Вопросы для игры.

Идёт холодный, мелкий дождь когда?
Жарко светит солнце когда?
Желтеют и краснеют листья когда?
Купаются и загорают на реке когда?

Опадают с деревьев листья когда?
Собирают урожай овощей и фруктов когда?
Гуляют во дворе в футболках и шортах когда?
Птицы улетают на юг когда?

День становится коротким, а ночь- длинной когда?

Работа по картинам «Осень» «Лето» .

7. Д/игра «Доскажи словечко»

Воспитатель. Я начинаю строчку, а вы её договариваете.

Осень… (дети: наступила) Туча небо… (кроет)

Высохли… (цветы) Солнце… (не блестит)

И глядят … (уныло) Ветер в поле… (воет)

Голые… (кусты) Дождик… (моросит)

8. Рефлексия.

Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение.

Кто запомнил, как называлось стихотворение?

О чём это стихотворение?

Кто его написал?

Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память.

Раздача листочков.

Елена Сомина
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Осень наступила»

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень » .

Цель : формировать представление об осени

Задачи :

Образовательные : расширить знания детей об осени , ее основных приметах и признаках

Развивающие : развивать внимание , память.

Воспитательные : прививать любовь к природе

Оборудование : презентация стихотворения А Плещеева «Осень » ; картины, иллюстрирующие пасмурную осень ,

Словарная работа : уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень , предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.

2. Основная часть. Показ презентации

Чтение стихотворений.

ОСЕНЬ

Осень наступила .

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

А. Плещеев

Анализ стихотворения.

Вопросы :

О каком времени года говорится в стихотворении?

Какая осенью травка ?

Как выглядят кусты?

Можно ли увидеть зеленую травку осенью ?

Какое небо осенью ?

Бывает ли осенью яркое солнце ?

Откуда взялся ручей?

Куда и почему птицы улетают осенью ?

Физминутка. «Падают, падают листья» .

Падают, падают листья, Дети выполняют упражнение

В нашем саду листопад. для пальчиков Дождик.

Желтые, красные листья Кружатся с поднятыми

В воздухе вьются, летят. руками.

Птицы на юг улетают – Выполняют упражнение для

Гуси, грачи, журавли. пальчиков Птичка.

Вот уж последняя стая Бегают по кругу на носочках,

Крыльями машет вдали. помахивая, отведенными в стороны, руками, словно крыльями.

Воспитатель. Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть

Воспитатель. А теперь я ещё раз прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами. (чтение воспитателя)

Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом.

Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка) .

Итог. О чем стихотворение?

Кто написал?

Публикации по теме:

«Осень». Конспект НОД по развитию речи и музыкальной деятельности во второй младшей группе Программное содержание: формировать у детей представления об осени, как о времени года; развивать интерес к театрально-игровой деятельности;.

Конспект образовательного мероприятия по развитию речи с детьми второй младшей группе по теме: «Золотая осень» Задачи: Развивать чувство.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) «Золотая осень» во второй младшей группе Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию (рисованию) на тему «Золотая осень» во второй младшей группе. составила.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия по развитию речи «Чистюли» во второй младшей группе "ЧИСТЮЛИ" Программное содержание: учить детей составлять описание предмета; учить громко произносить слова знакомых стихотворений, четко.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Осень» Цель: знакомить детей с характерными признаками осени; формировать навыки понимания небольшого рассказа; развивать слуховое внимание; учить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Формировать у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические.

Текущая страница: 4 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

Ход занятия

Часть I. «Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звук а (а-а-а), – начинает занятие воспитатель. – Не забыл язычок и песенку паровоза. А вы эту песенку помните? (Ответы детей.)

А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала-причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: „О-о-о“. А вы так сможете? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)

Когда человек – взрослый или ребенок – чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) А когда кто-то из вас упадет, ушибет колено, обязательно скажет: „Ой!“». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель предлагает поиграть. Взяв на себя роль колобка, подходит к ребенку и рассказывает: «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц». Ребенок продолжает: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Часть II. Педагог кратко рассказывает о том, как внимательно дети рассматривали рисунки к сказке «Колобок».

«Оле, – говорит воспитатель, – понравился рисунок Ю. Васнецова (желательно назвать художника). Оля так его описала… (заслушивается ответ ребенка, при необходимости дополняется).

Андрюше понравился рисунок А. Елисеева (показывает). Расскажи о нем.

А практически всем детям понравился вот этот рисунок. (Показывает его.) Почему? (Высказывания малышей.)

Я рада, что вы не просто листаете книжки, но и рассматриваете рисунки. На вашем любимом рисунке я еще заметила… (описывает иллюстрацию).

Я оставлю эти книги в группе, – завершает занятие педагог, – и если вы заметите на рисунке (рисунках) что-то интересное, обязательно покажите мне».

Занятие 4. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты).

Ход занятия

Часть I. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли). «Кусты… (голые). Солнце… (не блестит). Дождик… (моросит).

Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Часть II. Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик».


Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.

Примечание. По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…».


Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.

Занятие 1. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. «Сейчас на дворе… (осень), – начинает занятие педагог. – Осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, – красивое время года.

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи). Послушайте».

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень», потом повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени: «Поспевает брусника, стали дни… (холоднее)», «Все деревья блистают в разноцветном уборе…», «Солнце реже смеется…» и т. д.

«Помните стихотворение про зайчика, которому зябко и неуютно в осенний день? – продолжает разговор педагог. -


Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки».

Часть II. «Осенью, – рассказывает педагог, – люди убирают овощи, фрукты, делают варенье, соки. Из брусники получается брусничный сок, из клюквы… (клюквенный), из моркови… (морковный), из свеклы… (свекольный), из тыквы… (тыквенный), а из помидоров… (томатный).

На зиму заготавливают варенье. Я, например, люблю малиновое варенье. Его варят… (из малины). Яблочное… (из яблок). Черничное… (из черники). Ежевичное… (из ежевики). Абрикосовое… (из абрикосов). Признавайтесь, кто какое варенье любит?» (Повторение прилагательных.)

Примечание. Для закрепления материала целесообразно использовать задание из рабочей тетради «Развитие речи у малышей. Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006), представленное на странице 8.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук и

Цель. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, паровоз, курочка, колокольчик.

«Крутись, вертись, на бочок ложись», – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением паровоза. Дети вспоминают, как гудит паровоз: «У-у-у». Педагог поясняет: «Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: „А-а-а“, если на картинке – курочка, нужно проговорить: „Ко-ко-ко“ или „Квох-квох-квох“. А о песенке колокольчика я вам еще расскажу».

Дети садятся на стулья. Педагог показывает им лошадь или жеребенка (картинку, игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: «И-и-и-и». (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог «превращает» в жеребят и «заводит» волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: «Маленькие колокольчики поют: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и“ (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь“. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф. На нем картинка с изображением воробья на черном фоне. «Видите, – объясняет педагог, – крокодил проглотил солнце и стало темным-темно.


Плачет серый воробей:
„Выйди, солнышко, скорей !
Нам без солнышка обидно -
В поле зернышка не видно!“

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути ,
Им до дома не дойти».

Воспитатель повторяет отрывок, выделяя ударные гласные в словах обидно, не видно, сбились с пути, не дойти. Затем повторяет четверостишия, а дети договаривают выделенные слова и фразы. Педагог просит малышей вспомнить название сказки, в которой плачут зайки и воробей. (К. Чуковский. «Краденое солнце».)

«Выглянуло солнышко, – педагог меняет картинки на фланелеграфе, – воробей перестал плакать и зачирикал: „Чи-и-ив, чи-и-ив, чи-и-ив, жив-жив-жив!“ Как он зачирикал?..

Услышали веселую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ребенка, тот произносит звукоподражание), потом другой, третий…

„Что за шум? Что за писк?“ – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям».

«Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3–4 раза).

Примечание. Для закрепления материала следует читать детям и проговаривать вместе с ними русские народные песенки, в словах которых отчетливо слышится звук и, например: «Ай, качи, качи, качи!..», «Киска, киска, киска, брысь!» (см. приложение).

Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога)

Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Рассматривание картины «Коза с козлятами».
Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Ход занятия

Часть I. Перед детьми – картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С. Веретенникова). Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине; предлагает рассмотреть сначала козу, а потом козлят.

Рассматривая козу, дети отмечают, что она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик; она стоит около куста и объедает листья с веточек.

Воспитатель объясняет, зачем козе привязали колокольчик: «Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла».

Обобщив наблюдения детей, педагог вновь обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята и предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они играют: делают вид, что бодаются и т. п.

Завершая рассматривание картины, воспитатель предлагает вниманию детей рассказ: «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая, пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята меряются силой. Малыши-шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться-то нечем – рожки не выросли

Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог убирает картину и ставит перед детьми макет сказочного теремка (например, из набора настольного театра), затем демонстрирует картинки с изображениями котенка, козленка, жеребенка. Выясняет, кто это. Просит нескольких детей повторить слово жеребенок.

«Эти малыши, – говорит воспитатель, указывая на животных, – идут в теремок танцевать. Хотите пойти вместе с ними?»

По приглашению педагога к столу подходят 2–3 ребенка. «Сейчас я превращу вас в маленьких котят, – говорит он, совершая „загадочные“ манипуляции и приговаривая: „Крабле-крибле-бум!“».

«Котята» стучатся в теремок: «Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

«Я, хозяйка теремка. Меня зовут Валентина Викторовна. А кто вы?» – спрашивает воспитатель. – «Мы котята. (Мяукают.) Пустите нас в теремок». – «Заходите! Я вам рада!»

Далее педагог предлагает детям объединиться в пары (тройки), определиться, кем они хотят быть (цыплятами, утятами, тигрятами, телятами и т. п.) и постучаться в теремок. Но игра продолжается уже вне занятия. На вопрос, «кто в теремочке живет», отвечают все, кто уже поселился в теремке.

Играет музыка, дети танцуют.

В эту игру при участии педагога дети играют и в последующие дни (в группе или на участке).

Рассматривание картины «Домик Малыша»
Ход занятия

Педагог сообщает, что ему очень нравится светловолосый большеглазый Малыш, играющий около своего маленького домика, который для него построил папа: «Хотите посмотреть на этот домик? А познакомиться с Малышом?»

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, дает возможность рассмотреть ее. Затем спрашивает:

– Понравился вам домик? Домик красивый, с окном, красной дверью, с птицей-флюгером на крыше – куда ветер подует, туда и флюгер поворачивается.

– Кто на крыше сидит, на Малыша глядит? (Сорока-белобока с длиннющим хвостом.)

– Я не ошиблась: Малыш светловолосый, большеглазый? Чем он занят? (На качелях качается.) С одной стороны Малыш и… (бабочка). Она у Малыша на спине сидит. С другой стороны качелей – белая кошка и рогатая улитка.

– Кто-то очень-очень удивлен, увидев кошку на качелях. Кто удивлен? (Мышка.) Можете показать, как мышка лапы растопырила и рот от удивления открыла?

– У Малыша много игрушек? Назовите их, только не кричите все сразу. Вы уже большие, умеете говорить по одному и спокойно.

– Обратили внимание, как красиво вокруг? На яблоне созрели яблоки, перед красивым домом, в котором живет Малыш с родителями, цветут цветы. Вокруг много-много зелени и голубое небо.

Воспитатель предлагает послушать рассказ про Малыша, играющего около своего домика: «Папа построил Малышу маленький домик около яблони. Малыша в домике нет – он качается на качелях и смеется. Как не смеяться, когда кошка да улитка конец качелей вниз опустили, Малыша вверх подняли. Чудеса!

Рядом с качелями песочница с игрушками. У Малыша много игрушек, но лучше всех спокойный лохматый лев и забавная мышка».

Воспитатель повторяет рассказ, дети помогают ему, договаривая слова (выделены курсивом).

«Малыш, – продолжает рассказ педагог, – очень любит смешные стихотворения».

Воспитатель читает латышскую песенку (пер. С. Маршака):


Что за грохот, что за стук?
Сел комар в лесу на сук.
Треснул сук под комаром -
Вот откуда стук и гром.

Уточняет, может ли маленький легкий комар отломить ветку дерева.

Примечание. В один из последующих дней в вечерние часы (или в утренние во время приема детей) педагог, поставив на мольберт картину, предлагает детям назвать то, что не заметили при рассматривании картины на занятии (задание на внимание).

Занятие 4. Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Цель. Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

Предварительная работа. Вне занятий воспитатель беседуют с детьми о зоопарке (знают ли они, что такое зоопарк (раньше зоопарк называли зоосад), бывали ли они в зоопарке, кого там видели).

Педагог читает малышам главы из книги «Что я видел» Б. Житкова: «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слон», «Как слон купался».

Ход занятия

Воспитатель в разных уголках групповой комнаты и раздевалки расставляет игрушечных животных и птиц: жирафа, зебру, белого медведя, страусенка, пингвина, верблюда. Если нет нужных игрушек, на видных местах можно поместить картинки.

Воспитатель приглашает детей посетить приехавший в детский сад зоопарк. Предупреждает, что шуметь в зоопарке нельзя, чтобы не напугать зверей.

Подойдя к очередному вольеру, педагог читает стихотворение С. Маршака. Например, «Пингвин»:


Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я теплоходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Остановившись около зебры, воспитатель напоминает отрывок из рассказа Б. Житкова «Зебра»: «И я думал, что на ней одеяло нашито. Потому что на ней желтые и черные полоски. А мама сказала, что никакое не одеяло, а это у нее шерсть сама так растет. И сказала. Что это зебра».

Затем педагог читает стихотворение С. Маршака «Зебры»:


Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Декабрь – январь – февраль

Программная литература, рекомендуемая для чтения детям в зимние месяцы, богата произведениями, которые способны вызвать у малышей умиротворенное настроение. Эти произведения можно читать детям и перед дневным сном, хотя у данной рекомендации есть как защитники, так и противники. Но практика показывает (это подтверждают и медицинские работники), что негромкое чтение без резких изменений тональности не нарушает сон детей.

Перед сном можно читать детям следующие произведения: С. Маршак. «Тихая сказка», Б. Поттер. «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек, сказки из книги «Приключения песика и кошечки» (пер. с чеш. Г. Лукина), Е. Бехлерова. «Капустный лист» (пер. с польск. Г. Лукина), сказка «Храбрец-молодец» (пер. с болг. Л. Грибовой).

Можно предложить детям убаюкивающую русскую народную песенку «Заря-зареница…»:


Заря-зареница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес-то спит,
И река-то спит,
Ходит сон
У окон,
Оле (Саше, Маше, Диме и т. п.) спать велит.

В свободное время желательно прочитать детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша», так как Машины неприятности свойственны многим детям. В аналогичной ситуации стоит лишь продекламировать строчки из произведения («Надо вещи убирать – не придется их искать»), и дети (ребенок) сразу же проверяют, все ли убрано в шкаф.

В преддверии новогоднего праздника нужно помочь детям подготовиться к утреннику, походу на елку вне детского учреждения. Для этого можно предложить детям запомнить новогодние стихотворения. (В приложении представлены стихи, которые отличаются по сложности и рассчитаны на детей с разным уровнем речевого развития.)

Воспитывая чувство юмора, целесообразно помогать детям запоминать шуточные стихи. Например, стихотворение «Ежики смеются» К. Чуковского:


У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

Примеры подобных веселых стихов приведены в приложении. Если чаще читать их в подходящих ситуациях, дети начинают реже обижаться. Иногда малыши и сами пробуют шутить.

«Храбрый еж» Д. Хармса – подходящая сказка для вечернего досуга.

В зимние месяцы можно провести с детьми игры, сопровождая их словами народных песенок: «Купите лук…» (пер. с шотл. С. Маршака), «А мы просо сеяли, сеяли…», «Жили у бабуси…»

Рассказ «Ступеньки» Н. Носова вдохновит детей на пересчет ступенек на лестницах детского сада, что избавит от сутолоки и баловства на лестнице.

Возможно, что не все произведения удастся прочитать в эти три зимних месяца. С оставшимися произведениями надо обязательно познакомить детей летом.

Для кукольного театра очень подходит финская сказка «Лиса-нянька» (пер. Е. Сойни).

Решая программные задачи по активизации словаря и совершенствованию грамматических навыков, в моменты самостоятельной деятельности малышей (на прогулке, в помещении) с подгруппами (5–6 человек) и с отдельным ребенком, необходимо проводить дидактические игры «Не ошибись», «Чудесный мешочек», дидактические упражнения «Добавь словечко» (цветок – цветочек, замок… (замочек); чтобы заваривать чай, нужен… (чайник), чтобы готовить кофе, нужен… (кофейник), молоко к чаю (кофе) подают в… (в молочнике)) и т. п.

С небольшими группами детей (2–3 человека) в процессе индивидуальной работы с ребенком следует проводить игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Желательно, чтобы дети неоднократно проговаривали слова, образованные по аналогии (чайник, молочник; конфетница, сахарница, хлебница) и при этом учились правильно характеризовать расстановку предметов на столе: «Теперь где стоит сахарница? – Около сухарницы. – Правильно. Но можно сказать иначе – рядом с сухарницей, совсем близко от сухарницы, около сухарницы. А сейчас что-то изменилось? – Сухарница стоит впереди конфетницы. – А можно сказать иначе – перед конфетницей». И так далее.

Перед празднованием Нового года в дошкольных учреждениях или после праздников целесообразно рассмотреть с детьми картины «Наряжаем елку» и «Дед Мороз» . Эти картины помогут малышам вспомнить о том, как они украшали елку дома или в группе; Деда Мороза (где видели его, не испугались ли, получили ли подарки).

Наряжаем елку

Педагог предлагает вниманию детей картину, спрашивает, о чем она.

«И кто же украшает елку? – уточняет педагог. – Что делает воспитатель? (Собирается повесить шарик.) Вам нравится ее платье? Какое оно? (Лиловое, сиреневое.) А прическа нравится?

Девочка в желтом платьице… (любуется красивой голубой снежинкой). А девочка в голубом фартучке повесила на елку… (красную звездочку).

За спиной воспитателя стоит… (рыжеволосый мальчик в зеленом комбинезончике). Он держит… (коробку с шариками – красным и желтым).

Давайте посмотрим, какие игрушки уже висят на елке. (Ответы детей.)

Украшена не только елка, но и стены зала. На стенах висят… (звездочки и красивая гирлянда).

Как вы думаете, веселый праздник будет у ребят? Они будут… (петь, танцевать, водить хоровод вокруг высокой, зеленой, красивой елки).

Дед Мороз

«Сегодня мы с вами будем рассматривать волшебную картинку, – начинает занятие воспитатель. – Думаю, что она вам понравится. Проверим?»

Дети рассматривают картинку, педагог, не вмешиваясь, выслушивает их реплики.

«Итак, мимо окон детского сада шагает… (Дед Мороз). Как он одет? (На нем красная шуба с белой отделкой. Красная с белым шапка.)

Дед Мороз несет… (большой мешок с подарками). На мешке… (сидит белочка). Она на ребятишек глядит. А где ребятишки? (В окно смотрят.)

Мальчик радуется, что-то кричит. Как вы думаете, что он кричит?

А девочка испугалась. Чего она испугалась? (Вдруг Дед Мороз мимо пройдет, не зайдет к детям.) Успокойте ее, скажите: „Не волнуйся. Зайдет к вам Дед Мороз“.

А что у Деда Мороза в руке? (Волшебный посох. Он помогает Деду Морозу ходить быстро-быстро и всюду успевать.)»

Как правило, детям очень нравится эта картина, поэтому, завершив занятие, педагог оставляет ее для рассматривания наиболее любознательным малышам.

Воспитатель предлагает детям попросить Деда Мороза принести подарок, который они очень хотят получить (перед Новым годом), или поблагодарить его за подарок, который они уже получили (после Нового года).



Loading...Loading...