Верная словесно числовая форма двадцатипроцентного сбора. Какое слово или выражение неуместно в деловой письменной речи? Многозначные целые числа
Здравствуйте, Грамота. Работает ли справка? Мои вопросы все без исключения остаются без ответа. Задаю вопросы пару раз в полгода, но не помню когда был ответ хотя бы на один. Хотелось бы узнать, какие вопросы становятся приоритетами на ответ. Если все-таки это возможно, помогите разобраться с вопросами: 1. Какой падеж нужен в предложении: 20 лет промышленной добыче газа/ добычи газа. 2. Долго (не) заживающая рано. Здесь долго - это зависимое слово и следовательно нужно раздельное написание, или как пишет Розенталь это пояснительое слово наречия меры и степени, а значит необходимо слитное написание. 3. Совсем необязательный предмет и совсем необязательный человек/совсем не обязательный человек. Как объяснить написание слитно-раздельно в данных примерах. Спасибо. Все же надеюсь на помощь.
Возможно, мы принимали Ваши вопросы за школьные задания и поэтому не отвечали на них. Извините.
1. Форма зависит от контекста. Если имеется в виду годовщина, двадцати летие со дня изобретения промышленной добычи газа, то верно: 20 лет промышленной добыче газа . Также см. вопрос . В ином контексте возможна форма родительного падежа, например: 20 лет промышленной добычи газа изменили экономику региона.
2. Это причастие с зависимым словом, пишется раздельно: долго не заживающая рана.
3. Возможны оба варианта, но с разными оттенками значения. В значении "отнюдь не обязательный" – раздельно. В значении "совершенно, очень необязательный" – слитно.
Вопрос № 299641 | ||
Как пишется, двадцати семичасовой или двадцати семичасовой?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: двадцати семичасовой .
Вопрос № 299165 | ||
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, выбор дефиса в данном случае уместен: "Было достаточно светло, как бывает светло днём в Саргассовом море на глубине ста-ста двадцати метров..."? Или же здесь необходимо использовать тире? Благодарю!
Ответ справочной службы русского языка
Здесь необходимо поставить тире с пробелами: ...на глубине ста ― ста двадцати метров.
Вопрос № 299003 | ||
Здравствуйте! Нужно ли тире в предложении: "Размер цветка (-) с большую тарелку, до двадцати пяти сантиметров в диаметре"? У Д. Э. Розенталя сказано: "Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-падежным сочетанием". Т. е. в этом предложении тире факультативно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, по правилу тире факультативно. Однако в Вашем предложении тире лучше поставить, чтобы сочетание с большую тарелку однозначно было воспринято читающим как сказуемое, а не как определение.
Вопрос № 296810 | ||
Как правильно? Оправдали двадцать два российских биатлониста. Или: Оправдали двадцати двух российских биатлонистов. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре , винительный падеж сохраняет форму именительного независимо от категории одушевленности. Поэтому верно: оправдали двадцать два российских биатлониста.
Вопрос № 296694 | ||
Здравствуйте! Подскажите, как расставить знаки препинания в данном предложении: Мужчина в возрасте тридцати лет в черном пальто и девушка лет двадцати в красной куртке.
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания расставлены верно.
Вопрос № 295945 | ||
Как правильно пишется слово двадцати четырёхэтажный с помощью цифр: 24-хэтажный или 24-х этажный? Или так вообще нельзя писать - только буквами?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: 24-этажный.
Вопрос № 295335 | ||
Здравствуйте! Предложение: "Спортивная школа делегировала на соревнования 22 ученика." Каким образом будут склоняться числительное с существительным - "двадцать двух учеников", "двадцать два ученика" или как-то еще? С уважением, Дарья
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: им. падеж – двадцать два ученика, род. падеж – двадцати двух учеников , дат. падеж – двадцати двум ученикам , вин. падеж – двадцать два ученика , тв. падеж – двадцатью двумя учениками , предл. падеж – ( о) двадцати двух учениках .
Обратите внимание: в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре , винительный падеж сохраняет форму именительного независимо от категории одушевленности. Литературная норма: делегировала двадцать два ученика . Вариант делегировала двадцать двух учеников – разговорный.
Вопрос № 294131 | ||
"Фильм продолжительностью 720 часов" Помогите, пожалуйста, правильно прочесть предложение. Семьсот двадцать? Семисот двадцати ?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: продолжительностью семьсот двадцать часов. Ср.: продолжительностью более семисот двадцати часов.
Вопрос № 288677 | ||
Добрый день! Во фразе "молодой человек лет двадцати двух-двадцати трёх" корректно использовать дефис или тире? Речь идёт о приблизительности, то есть используется то же правило, что и в выражениях "день-другой, год-два, человек десять-пятнадцать, в марте-апреле", и значит, должен быть дефис - так ли это? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку числительное состоит из двух слов, вместо дефиса пишется тире: молодой человек лет двадцати двух - двадцати трех.
Вопрос № 288149 | ||
Будет соответствовать более чем 20% доле рынка. нужно ли наращение к 20%?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное двадцати процентный можно сокращенно записать следующими способами: 20%-ный, 20%-й, 20-процентный .
Вопрос № 286298 | ||
Здравствуйте! В ответе № 250881 приведен пример порядкового числительного "стАдвадцати пятимиллионный". Верно ли написано это слово с буквой А в первом слоге? Просто видела у вас правило: "Интерфиксы и (десятиметровый), ух (двухэтажный), ёх (трехстворчатый), а (сорокаметровый) появляются в сложных прилагательных после основ числительных, кроме собирательных и девяносто, СТО", а теперь не могу соотнести его с этим словом. Помогите разобраться! :)
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: стодвадцати пятимиллионный. Ответ на вопрос № 250881 исправлен. Спасибо, что заметили ошибку в ответе!
Вопрос № 285248 | ||
Как праравильно записать буквами 225-летие? Всё слово слитно?
Ответ справочной службы русского языка
Да, всё слово пишется слитно: двухсотдвадцати пятилетие.
Вопрос № 284910 | ||
20%-й - нужен ли пробел перед "%"?
Ответ справочной службы русского языка
Пробел не требуется. Верные варианты написания: двадцати процентный, 20%-ный, 20%-й, 20-процентный.
Вопрос № 284078 | ||
Как правильно написать: "Спортсмены были размещены в двадцати одном двухместном номере"?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно.
В документах встречаются многозначные целые числа, простые и десятичные дробные числа, буквенно-цифровые и словесно-цифровые сочетания, используются порядковые числительные, приводятся обозначения диапазона величин и т. д.
При написании многозначных целых чисел производится группировка их справа налево по три цифры: 14 287 624; 12 841 . Точку в пробелах между группами цифр многозначного числа ставить не допускается.
Числа в обозначениях (марках) машин и других технических устройств на группы не разделяются и пишутся слитно, если цифры предшествуют буквам (например, 1К62М
) и пишутся через дефис, если буквы предшествуют цифрам (ЗИЛ-155, ИЛ-18
).
Не разбиваются на группы цифр числа в обозначениях нормативных документов, например: № 3241; Закон РФ «О стандартизации» № 51541 от 10.06.96
и т. п.
Номера телефонов принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево, напр.: 2-99-85-90; 2-95; 2 99 85 90 . Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295 .
Буквенная форма многозначных целых чисел рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом. Если буквенная форма числа нежелательна, необходимо перестроить фразу так, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом. Следует писать: 10 кранов грузоподъемностью 20 т , но не 10 20-тонных кранов .
Цифровая форма однозначных целых чисел используется, если однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, поскольку при восприятии ряда чисел не требуется мысленно переводить их в буквенную форму в нужном падеже. Рекомендуется писать: вслед за поставкой изделий из 5, 8, 12 наименований... Не рекомендуется: вслед за поставкой изделий из пяти, восьми, 12 наименований...
Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т. п., рекомендуется писать: при массе до 10 кг , и не рекомендуется при массе до десяти кг.
Буквенная форма однозначных целых чисел используется, если однозначные числа стоят в косвенных падежах (не при единицах физических величин, денежных единицах). Рекомендуется писать: офис укомплектован тремя персональными компьютерами и не рекомендуется: укомплектован 3 персональными компьютерами .
Буквенно-цифровая форма чисел рекомендуется для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением тыс., млн, млрд: 10 млрд, 12 млн . Это правило распространяется и на сочетание крупных круглых чисел с обозначениями единиц физических величин, денежных единиц: 20 млн км; 200 млрд кВт-ч .
Денежные выражения , обозначающие суммы более одной тысячи, в тексте рекомендуется писать цифрами и словами: 5 тыс. рублей, 1 млн рублей . Денежные выражения в рублях и копейках следует писать: 105 руб. 55 коп .
При обозначении количества предметов, а также количества людей не употребляются слова «штук», «человек»: 20 автомобилей , а не 20 штук автомобилей , 50 рабочих , а не 50 человек рабочих .
Простые дроби пишутся через косую черту: 1/2; 3/4 или цифрами, устанавливаемыми на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3 / 4 . Простую дробь набирают без отбивки от целого числа. Например: 5 1 / 2 .
В десятичных дробях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо: 1,094 03; 5,530 021; 3,141 592 65 . После простых дробных чисел слова часть, доля , как правило, не употребляются. Рекомендуется писать: 1/8 площади; 1/2 квадрата . Не следует писать: 1/8 доля площади, 1/2 часть квадрата .
Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью и поэтому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи .
Для обозначения диапазона значений
ставят: многоточие, тире, знак ÷, предлог "от
" перед первым числом и "до
" перед вторым. Например: длиной 5... 10 м; длиной 5-10 м; длиной 5÷10 м, длиной от 5 до 10 м
.
Тире в качестве знака диапазона значений величин не рекомендуется ставить, если тире может быть принято за знак минус, когда одно из чисел - величина положительная, другое - отрицательная или если оба числа - величины отрицательные.
Рекомендовано указывать: температура -5...+10 °С; температура достигает -20... -30 градусов Цельсия
.
Числа в диапазоне значений располагаются по возрастанию. Исключения составляют взаимосвязанные числа (во второй паре большее число может идти первым): тара составляет 50-80 % всей массы груза. Остальные 50-20 %...
.
Номинальный размер и предельные отклонения от него должны быть даны в одних и тех же единицах величины. Примеры оформления предельных отклонений: (100 ± 0,3 мм) ; 100 +0,2 мм; 100 -0,2 мм .
Порядковые числительные
в тексте могут иметь следующую форму написания:
- буквенную (сто пятый
),
- буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращиванием падежного окончания, присоединенного через дефис: 35-й
);
- цифровую - римскими цифрами без наращивания падежного окончания (XI конгресс, XXI век
). Традиционно римскими цифрами обозначают: 1) номера съездов, конференций, конгрессов и т. п. (XX съезд
); 2) века (XXI век
); 3) номера международных объединений (III Интернационал
); 4) номера выборных органов (IV Государственная дума
); 5) номера продолжающихся спортивных состязаний (XX Олимпийские игры
); 6) номера в имени императора, короля (Петр I, Николай II, Карл V, Людовик XIV
); 7) обозначения кварталов года (IV квартал
). Могут обозначаться римскими цифрами квадранты, части или разделы книг и т. п.
Падежные окончания
в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть:
- однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й
(пятый, пятой), 5-я
(пятая), но не 5-ый, 5-ой
;
- двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми
, но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми
.
Написание порядковых числительных с наращиванием падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд различается в зависимости от их числа и формы разделения (соединения).
Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й ряды, 70-е и 80-е годы
.
Если одно за другим идут более двух порядковых числительных, разделенных запятой (точкой с запятой) или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 60, 70, 80-е годы
.
Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:
- только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных: 50-60-е годы
;
- у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым: в начале 80-х-90-е годы
.
Падежное окончание не наращивается
при использовании порядковых числительных в виде арабских цифр, обозначающих:
- номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п. элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т. д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6
. Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице
.
- даты (годы и числа месяца), если слово год
или название месяца следует за числом. Напр.: В 1997 году; 12 декабря 1997 года
. Неправильно
: в 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года
. Однако если слово год
или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Например: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е
.
Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся следующим образом: 150-летие, 3-месячный срок, 1-, 2-, 3-секционный шкаф .
Сложные слова с числительным и прилагательным «процентный
»:
- в изданиях деловой и научной литературы принята форма из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный
, -ного
, -ному
и т. д. Например: 10 %-ный раствор,
20 %-ный сбор
. Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами. Например: 15 %-й раствор, 20 %-го раствора, 25 %-му раствору
и т. д.
- в узкоспециализированных изданиях для подготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований: в 5% растворе
.
Знаки №, %, §, °
в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°
. При числах, записанных прописью, их принято заменять словами. Между знаками №
,
%
и §
и цифрами ставится пробел. Знаки градуса, минуты и секунды пишутся без пробела.
Знаки более
(>
), менее (<
), не более
, не менее
, знаки математических действий и соотношений (+
, -
, х
, :
, /
, =
, ~
) отделяют от смежных символов и чисел пробелом, а знаки положительности или отрицательности значения величины пишут слитно с последующим числом.
6.1.1. Факторы выбора словесной или цифровой формы числительных
При выборе учитывают:
1. В цифровой форме число заметнее. По наблюдениям психологов, «первоклассники не замечают в условии задачи арифметическое данное, если оно обозначено словесно, а не в виде цифры, к чему они привыкли» (Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М., 1959. С. 169).
2. В цифровой форме дву- и многозначные числа схватываются читателем намного быстрее. Они, по-видимому, не прочитываются, не переводятся мысленно в словесную форму, а именно схватываются взглядом, что упрощает и ускоряет восприятие текста.
3. Однозначные числа в косвенных падежах в цифровой форме несколько усложняют чтение. Скорее всего, потому, что все же прочитываются в именительном падеже (после 4 заседаний - «после четыре заседаний» ). Но потребность согласовать с падежом существительного вынуждает вернуться к числительному и прочитать его правильно: четырех заседаний . На это уходит время, а при словесной форме числительное сразу читается правильно.
6.1.2. Однозначные числа
Могут быть написаны прописью или в цифровой форме.
Словесная форма чисел (прописью) . Рекомендуется в следующих случаях:
1. Когда однозначные числа стоят в косвенных падежах не при единицах величин, денежных единицах, поскольку в подобных случаях цифровая форма усложнила бы чтение (поначалу читатель мысленно произносит цифру в им. падеже и лишь при дальнейшем чтении понимает, что падеж должен быть иным, а это ведет к ненужной остановке, замедляет чтение). Напр.:
2. Когда стечение нескольких чисел в цифровой форме может затруднить чтение, а вставить между этими числами слово или изменить порядок слов, чтобы развести числа, сложно или нежелательно. Напр.:
Пять 30-местных автобусов... | 5 30-местных автобусов... |
Если вставить слово или изменить порядок слов несложно, то предпочтительнее сделать это, чем менять цифровую форму числа на словесную. Напр.: ...25 новых 30-местных автобусов...
3. Когда количественное числительное начинает собой предложение, поскольку при цифровой форме исчезает, как правило, прописная буква в первом слове предложения, служащая для читателя сигналом о его начале (одна предшествующая точка - слабый сигнал для этого). Напр.:
Во избежание разнобоя в написании количественных числительных, стоящих в начале и середине предложения, желательно по возможности перестроить предложение, начинающееся числом, так, чтобы последнее перешло в середину. Напр.: ...при такой планировке. Размещают 5 станков...
1. Когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, поскольку при восприятии ряда чисел читателю, как правило, не требуется мысленно переводить их в словесную форму.
2. Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физ. величин, денежными единицами и т. п. Напр.:
6.1.3. Многозначные целые числа
Словесная форма чисел. Эта форма рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом. Если словесная форма чисел нежелательна, необходимо перестроить фразу, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом, либо заменить точку точкой с запятой. Напр.:
Цифровая форма чисел. Является для многозначных чисел предпочтительной в подавляющем большинстве случаев, поскольку она лучше, чем словесная форма, воспринимается читателями, более заметна, лучше запоминается.
Разбивка чисел в цифровой форме на группы. Такие числа делят пробелами на группы (по три цифры справа налево). Техн. правила набора дают указание разбивать на группы числа только начиная с 5-значных (см.: Наборные и фотонаборные процессы. М., 1983. П. 2.3.9), а «Основные математические обозначения (СЭВ PC 2625-70)» не делают исключения и для 4-значных чисел. Напр.:
Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих год, номер (после знака номера), в числах обозначений марок машин и механизмов, нормативных документов (стандарты, техн. условия и т. п.), если в документах, устанавливающих эти обозначения, не предусмотрена иная форма написания. Напр.: В 1999 году; № 89954; ГОСТ 20283 . По-иному разбиваются номера телефонов (см. 6.1.6).
Точку в пробелах между цифровыми группами ставить запрещается.
Размер отбивки между цифровыми группами 2 п.
1. Для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением тыс., млн, млрд , поскольку читатель быстрее, легче воспримет 20 млрд, 12 млн, чем 20 000 000 000, 12 000 000 .
Это правило в изданиях для специалистов распространяется и на сочетания крупных круглых чисел с обозначениями единиц физ. величин, денежных единиц и т. п. Напр.:
В изданиях для массового читателя рекомендуется в подобных случаях отказываться не от словесно-цифровой формы чисел, а от сокращенных обозначений единиц величин - заменять их полными наименованиями. Напр.: 20 млн километров, 500 тыс. вольт .
2. В устоявшихся названиях широко известных судебных процессов, чтобы не нарушать традиционное, привычное написание. Напр.: Процесс 193-х; Процесс 50-ти .
6.1.4. Дробные числа
Форма набора простых дробей. Простые дроби принято набирать цифрами на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3 / 4 . Но для набора именно таким образом наборщик должен получить письменное указание. Поэтому в оригинале простые дроби, написанные в одну линию через косую черту, следует пометить верхней или нижней дугой, повторить ее на боковом поле и рядом написать в кружке: дробь . Напр.:
Простую дробь набирают без отбивки от целого числа. Напр.: 5 1 / 2 .
Форма набора десятичных дробей. Дробная часть десятичных дробей, как и целые числа, делится пробелами на группы по 3 знака в каждой, но в обратном направлении по сравнению с целыми числами, т. е. слева направо. Напр.:
25,128 137; 20 158,675 8 | 25,128137; 20158,6758 |
Падеж существительных при дробных числах. Дробное число управляет существительным при нем, и поэтому последнее ставят в род. падеже ед. ч. Напр.: 1 / 3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи; 10 5 / 6 миллиона .
Употребление слов часть, доля при дробных числах. Как правило, следует считать словесным излишеством употребление слов часть, доля после простых дробных чисел. Напр.:
6.1.5. Интервал значений
Обозначение интервала значений. Для обозначения интервала значений ставят: а) многоточие; б) тире; в) знак ÷; г) предлог от перед первым числом и до - перед вторым. Напр.: Длиной 5... 10 метров ; Длиной 5-10 метров ; Длиной 5 ÷10 метров ; Длиной от 5 до 10 метров .
Предпочтительным для изданий техн. и науч. (в области точных и естественных наук) лит. является стандартный знак многоточие (...) между числами в цифровой форме.
В техн. лит. по традиции допустимо применять знак ÷ между числами в цифровой форме.
Тире и предлоги употребляются в изданиях гуманитарной и публицистической лит.
Употребление тире. Тире в качестве знака интервала значений рекомендуется ставить:
1. При словесной форме чисел (прописью) в изданиях худож. лит., а также близких к ней. Напр.: ...длиной пять - десять метров . При этом, как и обычно между словами, тире, по техн. правилам набора, должно быть отбито от слов на 2 п., что и должно быть обозначено в оригинале.
2. В тексте изданий общественно-полит., гуманитарной и подобной лит. Напр.: План выполнялся на 110-115 процентов ; 30-35 тыс. юношей и девушек . При этом, как и обычно, между числами в цифровой форме, тире, по техн. правилам набора, не должно отбиваться от цифр.
Употребление дефиса. Когда два числа в словесной форме (прописью) означают не «от такого-то до такого-то числа», а «то ли то, то ли другое число», то между числительными ставят дефис . Напр.: У дома стояло машин пять-шестъ . В цифровой форме сохраняется тире: машин 5-6 .
Крупные числа в интервале значений. При цифровой форме чисел необходимо сохранять нули в числе нижнего предела, чтобы читатель не мог принять его за меньшее значение. Напр.:
При словесно-цифровой форме чисел допустимо опускать в числе нижнего предела обозначение тыс., млн., млрд. , поскольку читатель воспринимает такие обозначения как составную часть единицы величины. Напр.:
Расположение чисел в интервале значений. Как правило, от меньшего к большему, от нижнего предела к верхнему. Исключение составляют взаимосвязанные относительные числа (во второй паре большее число может идти первым). Напр.: Это составляет 60-80 % всей массы груза. Остальные 40-20 %...
6.1.6. Номера телефонов
Их принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево, напр.: 2-99-85-90; 2-95; 2 99 85 90 .
Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295 .
6.1.7. Номера домов
Их принято писать без знака номера. Напр.: Тверская, 13 . Особенностью отличается написание двойных и литерных номеров.
Двойные номера. Их принято писать через косую черту: ул. Пушкина, 15/18 .
Литерные номера . Литеру принято писать слитно с последней цифрой номера: Пушкинский пер., д. 7а .
6.1.8. Сочетания чисел с обозначениями единиц физических величин
Обозначения физ. величин нельзя отрывать от цифровой формы значения этих величин, т. е. нельзя переносить в следующую строку. Последняя цифра числа отбивается от обозначения единицы на 2 п., в т. ч. и от обозначений °С и %, кроме спец. знаков, поднятых на верхнюю линию шрифта (...° ..." ..." ), которые требуется писать слитно с последней цифрой. Напр.:
В сочетании десятичных дробей с обозначениями единиц физ. величин эти обозначения следует помещать после всех цифр. Напр.:
Числовое значение с допуском или с предельными отклонениями при сочетании с обозначением единицы физ. величины требуется заключить в скобки либо обозначение единицы поставить и после числового значения, и после допуска или предельного отклонения. Напр.:
При интервале и перечне числовых значений одной физ. величины обозначение единицы физ. величины ставят только после завершающей цифры. Напр.:
6.1.9. Предельные отклонения линейных размеров
Указываются в такой форме:
6.1.10. Правила записи чисел в десятичной системе счисления
СТ СЭВ 543-77, который их установил, распространяет их только на нормативно-техн., конструкторскую и технологическую документацию. Но они вполне применимы и для многих изданий литературы по точным, естественным наукам и технике.
Обозначение точности числа. Для такого обозначения либо после числа ставят слово точно в круглых скобках; напр.: 3 600 000 Дж (точно) , либо последнюю значащую цифру выделяют шрифтом полужирного начертания; напр.: 3,6 МДж .
Запись приближенных чисел. Если в трехзначном числе (напр., в числе 382) две первые цифры верны, а за точность последней цифры ручаться нельзя, то это число следует записать в форме 3,8·10 2 .
Если в четырехзначном числе (напр., в числе 4 720) две первые цифры верны, а за точность двух последних ручаться нельзя, то число следует записать в форме 47·10 2 или 4,7·10 3 .
Запись допускаемых отклонений. У последней значащей цифры и числа, и отклонения должен быть одинаковый разряд. Напр.:
Запись интервалов между числовыми значениями. Форма записи:
6.1.11. Правила округления чисел в десятичной системе счисления
Установлены СТ СЭВ 543-77.
Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) меньше 5. Последняя сохраняемая цифра не меняется. Напр.:
Правильно: | Неправильно: |
|
12,23 12,2; 12,23 12 | ||
12 456 12·10 3 | 12 456 12 500 = 124·10 2 |
Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна или больше 5. Последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу. Напр.:
565,46 6·10 2 600 |
||
565,46 5,7·10 2 570 |
Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна 5, но получена в результате предшествующего округления. В этом случае округление зависит от способа округления первой из отбрасываемых цифр:
а) при ее округлении в большую сторону (напр., 0,15 получено при округлении 0,148) последняя сохраняемая цифра не меняется: 0,15 0,1;
б) при ее округлении в меньшую сторону (напр., 0,25 получено при округлении 0,252) последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу: 0,25 0,3.
6.1.12. Словесная форма (прописью)
6.1.13. Цифровая форма
Как исключение цифровая форма предпочтительна в следующих случаях:
1. Когда требуется имитировать документы, письма, вывески, поскольку пропись в них маловероятна и будет нарушать их «подлинность». Напр.: Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья (записка Дубровского).
2. Когда в авт. тексте (не в прямой речи) приводятся номера домов, учреждений и т. п. и необходимо передать их в том виде, в каком они предстают на бланке, вывеске и т. п. Напр.: Здесь в столовой № 68, где раньше помещалось... кафе «Флорида»...
3. Когда в прямой речи встречается сложный номер и стремятся упростить его чтение. Напр.: «ЛД 46-71», - прочитал Иван номер (Р. Погодин).
4. Когда стремятся подчеркнуть (иногда иронически) особую точность чисел. Напр.: Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд (Ильф И., Петров Е. Золотой теленок).
6.2. Порядковые числительные
Издания деловой и научной литератур
6.2.1. Порядковые числительные в виде арабских цифр с наращением падежного окончания
Это преимущественная форма порядковых числительных в изданиях деловой и науч. лит. Исключение составляют только те объекты, которые принято обозначать римскими цифрами (см. 6.2.5), простые числительные типа первый раз , второй раз , а также те, что обозначают номера элементов издания и следуют за названием этих элементов, и даты (см.6.2.4).
6.2.2. Правила наращения падежного окончания
Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:
1. Однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук. Напр.:
2. Двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный. Напр.:
6.2.3. Наращения падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд
Написание порядковых числительных с наращением падежного окончания различается в этом случае в зависимости от их числа и формы разделения (соединения):
1. Если один за другим следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них. Напр.: 1-й, 2-й ряды; 9-е и 10-е классы; 40-е и 50-е годы; в 8-й или 9-й класс.
2. Если один за другим следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного. Напр.: Ученики 5, 7, 9-х классов; 8, 11, 15, 18-й секторы; 40, 60, 70-е годы; в 7, 8 или 9-й класс.
3. Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных, напр.: 50-60-е годы; в 20-30-х гг. ;
б) у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым, напр.: в 20-м-30-х секторах; в начале 70-х-80-е годы.
6.2.4. Порядковые числительные в виде арабских цифр без наращения падежного окончания
К таким числительным относятся:
1. Номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п. элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том , глава и т. д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6 .
Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице .
2. Даты (годы и числа месяца), если слово год или название месяца следует за числом. Напр.: В 1997 году; 12 декабря 1997 года . Не: В 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года .
Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Напр.: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е; 20-го же апреля...
6.2.5. Порядковые числительные в виде римских цифр
Традиционно ими обозначают: 1) номера съездов, конференций, конгрессов и т. п. (XX съезд ); 2) века (XXI век ); 3) номера международных объединений (III Интернационал ); 4) номера выборных органов (IV Государственная дума ); 5) номера продолжающихся спортивных состязаний (XX Олимпийские игры ); 6) номера в имени императора, короля (Петр I, Николай II, Карл V, Людовик XIV ); 7) обозначения кварталов года (IV квартал ). Могут обозначаться римскими цифрами квадранты, части или разделы книг и т. п.
Издания художественной и близких ей литератур
6.2.6. Преимущественная форма
Как правило, это словесная форма (пропись). Напр.: В двадцатом веке; в сорок пятом году... В репликах действующих лиц драматического произведения словесная форма порядковых числительных является единственной.
6.2.7. Цифровая или словесно-цифровая форма
Допускается в следующих случаях:
1. Когда требуется стилизовать внешний вид записки, письма, надписи. Напр.: ...со свежим известковым лозунгом: «Привет 5-й окружной конференции...» (Ильф И., Петров Е. Золотой теленок).
2. Когда требуется назвать номер газеты, журнала, воинской части, а непрямая речь, в которую он включен, содержит элементы делового характера или когда сам номер сложен для воспроизведения прописью. Напр.: ...билет 2-го займа с подмоченным углом (А. П. Чехов); Дивизия в составе 9-го мотополка «Вестланд», 10-го мотополка «Германия»... (Эм. Казакевич).
3. Когда необходимо назвать год или число месяца в описательной части произведения. Напр.: В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную... (А. С. Пушкин).
Однако цифровая форма в подобных случаях не подходит, если точность датировки не имеет существенного значения, а окружающий текст не носит описательного характера или если год обозначается сокращенно. Напр.: Прошлого года двадцать второго марта вечером со мной случилось... (Ф. М. Достоевский); Революция семнадцатого года... (Ильф И., Петров Е.).
4. Когда в описательной части произведения требуется назвать имя императора, короля с номером в составе имени. Напр.: ...Локоны... взбиты были, как парик Людовика XIV (Пушкин А. С. Барышня-крестьянка).
6.3. Числительные в составе сложных существительных и прилагательных
6.3.1. Издания художественной и близких ей литератур
Применяется, как правило, словесная форма (пропись). Напр.: пятидесятилетие; двадцатикилометровый переход .
6.3.2. Издания массовой не художественной литературы
Неверно: 150-тилетие, 20-тикилометровый переход и т. п., т. е. с присоединением ко второй части слова окончания числительного.
6.3.3. Издания деловой и научной литератур
В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустимо прилагательное, присоединяемое к числу, если оно образовано от названия единицы физ. величины, заменять обозначением этой единицы. Напр.: .
6.3.4. Сложные слова из числительного и прилагательного процентный
В изданиях деловой и науч. лит. принята форма из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. Напр.: 10%-ный раствор .
Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами (см. 6.2.2). Напр.: 15%-й раствор, 20%-го раствора, 25%-му раствору и т. д. Такая форма экономнее предыдущей и позволяет соблюсти единообразие в наращении падежных окончаний.
В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований. Напр.:В 5% растворе .
6.4. Знаки в тексте
6.4.1. Замена слов в тексте знаками
Как и сокращения, знаки, которые во многих случаях могут заменить слова, экономят место в издании и время читателя. Наиболее употребительны в тексте знаки номера (№), параграфа (§), процентов (%), градуса (°), минуты ("), секунды ("). Читатель без расшифровки знака, без мысленного перевода его в словесную форму, по одному только графическому образу знака может мгновенно сориентироваться в значении числа. Знаки и пришли на смену словам, когда понадобилось самым быстрым и экономным способом указать читателю, каков характер чисел в цифровой форме: обозначают ли они порядковые номера или род заголовка либо числовое значение определенной величины.
6.4.2. Знаки №, %, §, ° в тексте
Эти знаки в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°. При числах прописью их принято заменять словами: номер пять, в параграфе втором, сорок пять процентов, пять градусов .
Знак % заменяют словом и при числе в цифровой форме, если текст публицистический или популярный, рассчитанный на массового читателя: 45 процентов .
Выброска знака № перед числами. Так поступают, когда и без знака № ясно, что число обозначает порядковый номер (напр., перед номерами страниц, столбцов, таблиц, формул, примечаний, приложений, деталей схемы и т. п.). Напр.: на с. 8; стб. 805; в приложении 3; в табл. 5; на рис. 8; в равенстве (5); из формулы (6); Примечание 5; винт 5 на рис. 10 .
Знаки №, §, %, ° - при двух и более числах. Исходя из принципа экономии средств эти знаки набирают только перед рядом чисел или после него, без постановки у каждого числа в числовом ряду. Напр.;
Если при этом числа представляют собой десятичные дроби, то их, во избежание неверного или затрудненного прочтения, отделяют друг от друга не запятой, а точкой с запятой. Напр.:
Правила набора. Знаки №, % и § отбивают от цифр на полукегельную. Знаки градуса, минуты и секунды от цифр не отбивают. Знак °С отбивают, как и другие обозначения единиц физ. величин, на 2 п.
6.4.3. Знаки более (>), менее (<), не более (≤), не менее (≥)
В тексте изданий науч. и техн. лит. для высокоподготовленного читателя допускается заменять эти термины знаками перед числами в цифровой форме. Особенно целесообразно использовать эти знаки в таблицах ради компактности граф. Набирают эти знаки с отбивкой от цифр на 2 п.
6.4.4. Знаки математических действий и соотношений, положительности и отрицательности значения величин
В тексте изданий науч. и техн. лит. при наборе в строку с текстом простых вычислений и формул принято употреблять знаки мат. действий и соотношений и обозначать знаками (+ или -) положительность или отрицательность значения величины перед числом в цифровой форме.
Знаки мат. действий и соотношений (+, -, ×, :, /, =, ~) отбивают от смежных символов и чисел на 2 п., а знаки положительности или отрицательности значения величины набирают слитно с последующим числом.
6.4.5. Знаки ударения и произношения в словах текста
Эти знаки облегчают и упрощают чтение. Так, знак ударения или две точки над буквой е (ё) помогают читателю с первого раза правильно прочесть текст в случаях, когда возможно двойное прочтение. Напр.: по´длиннее и подлинне´е; бо´льшая часть и больша´я часть; Всё деревушки были неказистые и Все деревушки были неказистые; Я видел из окна, что´ происходило на улице и Я видел из окна, что на улице толпились люди (подробнее см. 5.5).
версия: 1.1.143ООО «Орфограмматика», 2012-2019