Виноградный лист в православном христианстве. Виноградная лоза

В символе винограда отражается радость и красота сотворения семьи. У славян Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда наносится как на мужские, так и на женские сорочки, а также на семейные рушники.

Этот символ перешел и в христианство, где виноград также является символом многочисленного потомства. При бракосочетании ранее можно было встретить символ виноградной кисти исходя из следующей строки псалма: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная…»

Гроздь винограда, что она нам может поведать о далеких временах, когда древние мудрецы облекли всю глубину своих знаний в священные символы. Для нас это далекая и уже малопонятная старина. Но если внимательно вглядеться и чутко прислушаться, можно уловить тихий шелест рассказа о чем-то давно забытом, заключенном в одном из самых древнейших символов разных культур, означающим мудрость. Потому как виноград представляет не одинокий фрукт, а множество этого фрукта, собранного в единую гроздь. Так и в жизни мы усваиваем различные аспекты одного и того же целого, впитывая каждую виноградину в себя, мы растем и развиваемся с каждым новым опытом, набирая мудрость жизни - Свет знаний. Это солнечный символ Божественного Сознания и атрибут божественного плодородия, изобилия и богатства, это все что нужно для жизни.

Вырезанная виноградная гроздь, полуптицы-полулюди, выписанные красками на синем фоне. Одна из них: СИРИН Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира в славянской мифологии. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин.
Другая: АЛКОНОСТ Чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода.
О чем могут перешептываться две полуптицы, олицетворяющие собой две противоположности, одна увлекающая в подземное царство небытия, другая подымающая в поднебесье рая, но изначально в мире мифа нет противоположностей, мир представляет собой нечто цельное, просто один аспект представляет собой тьму, а другой свет, но в целом одно принадлежит другому. Две птицы помещены лицом одна к другой, как будто они взаимосвязаны. Но в то же время их разделяет виноградная гроздь и каждая птица имеет свое место, строго очерченное аркой, у каждой птицы свой небосвод. Расположение двух птиц по разным сторонам дерева - одна из наиболее распространенных символических композиций древнеславянского искусства. Она идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево иногда изображали в виде виноградной лозы, а в более позднее время, при возникновении религий, листьями винограда прикрывали половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Древо познания, на котором взращивается плод жизни, после чего оно уже предстает как древо жизни, символ всего живого, а охраняющие его две птицы - символом добра и счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

В Ветхом Завете с виноградной лозой сравнивались и народ Израиля, и грядущий мессия; для иудеев она означает мир и достаток. Так же древние евреи считали виноградное вино напитком Бога. В Ветхом Завете содержатся сведения о том, что Яхве сам повелел Моисею приносить ему в жертву вино, а также пить его на Пасху во время праздничной трапезы. Так же с виноградной лозой был связан Ной, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Виноград был взят из райского сада и был посажен в землю. И в тот же день он дал плоды, дав побеги и виноград, и он давил его, пил это вино и пьянел.
Виноград — символ жизни, плодородия и изобилия, но в то же время и жертвоприношения, поскольку из него делают вино — особенно красное, которое олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.
С вином, произведенным из винограда, не все так просто. С одной стороны, вино выступает символом истины и вечной жизни, радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
О виноградном вине еще говорят как о реке: Ибо когда река, проистекающая и выходящая из рая -(Высшего понимания божественной природы) - оросила Сад, Землю - она оросила ее силой знания от высшей мудрости, и оттуда распространились всевозможные всходы и побеги, что в последствии дало возможность собирать урожай непосредственно на земле.
С этого момента виноград ассоциируют с Древом Познания, ведь высший виноградник в раю - Древо жизни, там познавать нечего - все озарено светом божественной мудрости, а познание происходит в сокрытии бога, в не рая, это о запрете, который нарушил Адам, считается, что Древо Познания было виноградом. И когда согрешил Адам, оно было изгнано вместе с ним из райского сада. А Ной исправил этот изъян изгнания и снова насадил его вне райского сада, выпил вина его и опьянел. И грех его (Нойя) подобен греху Адама. Но с другой стороны можно считать, что он нашел его вне райского сада и взрастил согласно подобию свойств (то, что внизу подобно тому, что наверху), то есть привнес веру в божественное, здесь на земле. И выращенные им плоды можно рассматривать как символ соединения божественного откровения с земным пониманием, то есть он (Ной) поддерживает связь с богом. То есть говорится о том, способна ли эта земля к дальнейшему развитию. Другими словами, могут ли эти две категории мудрости, божественной и земной существовать вместе?

Виноград символизирует раскрытие света Знания, который наполняет нас, является светом жизни. Он оказывается таким большим именно потому, что человек не считает его (свет) своим (производным, собственных умозаключений), а считает его данным свыше, и этим поддерживая связь с богом.

Гроздь символизирует веру. Сначала в человеке раскрывается свет знания, и он отказывается считать его своим, то есть причиной его возникновения считать себя. Происходит понимание того, что свет который в нем раскрылся, это всего лишь одна виноградинка, даже не гроздь не говоря уже о винограднике в целом, как едином поле сознания не имеющим границ. Такое понимание позволяет человеку подняться до уровня веры. То есть с помощью раскрывшегося в нем Света приобрести силу веры, и тогда можно увидеть все то, что приготовлено Творцом для человека.

Отсюда происходит понятие, называемое «виноградное вино» — свет Сознания, который воздействует на человека в том случае, если он не считает себя мудрым, понимающим, но желая именно ее - высшей мудрости. Таким образом он находится в вере выше знания, утратив себя внутри нее. Это означает, что человек стремится опьянеть от вина. Тем самым он входит внутрь высших ступеней раскрытия, поскольку не требует понимания в разуме, а просто желает находиться на этих ступенях, представляет себе, что уже пребывает в совершенстве и вечности, готов плыть по этому течению, вкладывая в это силы.

Это означает, что, оставляя свое знание, он идет, поднимаясь над ним, как пьяный, не понимающий ничего, полностью погруженный в ощущение опьянения, нахлынувшее, захватившее его. И тогда, входя таким образом в духовное, он постепенно начинает узнавать мир, в котором находится. Из этого ощущения, что весь мир - его, не требуя ничего большего, чем просто находиться в нем, он уже начинает приобретать этот мир. Это называется работой в вере выше знания.

Но у вина есть негативная сторона, если пить вино, производимое из «земных виноградников», то есть исходя только из «мудрости», ограничиваясь лишь пониманием только доступного и материального, и желать лишь только материальных благ, такое пьянство ни к чему совершенному не приводит. Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове, к примеру, римского Бахуса (это то же, что каждый мыслит исходя из собственного понимания, на это указывает венок «ограниченной мудрости») и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному чревоугодию.

В христианстве виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград — верующих. Лоза, изображаемая вместе со снопом пшеницы, символизирует евхаристию.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).
Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах.
Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста - крестом «виноградная лоза» «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).

Процветший Крест - это одно из древнейших изображений Креста, главным отличием Его являются две лозы с гроздьями винограда, исходящие из основания Креста - они символизируют собой Воскресение. С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево.

Виноградная лоза - атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сарагосского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.

В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. В Египте виноград так же служил эмблемой жизни (виноград связывали с богом Осирисом - аналогично Христу у христиан). В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой - Дионис, в римской - Бахус или Вакх. Наиболее часто виноград ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда.
Символика винограда и вина перекрещивается. За свое свойство опьянять вино считалось средством экстатического общения с богами. Согласно мифам Древней Греции в жилах бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха, или Бахуса) текло вино, что вызывает ассоциации как со смертью, так и с вечной жизнью. Во многих культурах вино служит символом божественной любви, мудрости и истины (in vino Veritas — «истина в вине»).

Вино и вода, как солнечный и лунный символы, символизируют две великих силы вселенной — огонь и воду, а также слияние божественной и человеческой природы, или божественность, незримо слитую с человечностью.

Вино и хлеб — гармоничный результат человеческого труда и умений возделывать землю. Вино как мужское начало и хлеб как женское символизируют соединение жидкого и твердого, божественного и человеческого. Вино — это божественный экстаз, а хлеб — доступное взору проявление духа, который умирает и вновь возрождается.

И так из всего вышеперечисленного:
Виноград это — Божественное опьянение. Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни, которое часто изображали в виде лозы. Символ слияния с Божественным, символ возрождения, символ плодородия и изобилия, символ мудрости, божественной любви, а так же достатка, богатства и благополучия.
Но так же послужил поводом изгнания из рая, может указывать на чревоугодие, может являться символом ложной жизни и греха, указывает на животную природу человека, пробуждает в нем самые темные и низменные инстинкты.
Но, не стоит забывать, что все зависит от человека и его стремлений, а Виноград и Вино это сила, которая дается в помощь к возвышению, в противном случае она же и низводит человека на самое дно его прозябания в этом мире, и ведет к погибели при неправильном ее использовании.


Виноград- Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Миф о Дионисе, прошедшем через страдания и возрождение, напоминает историю Иисуса, изрекшего: "Я есмь истинная виноградная лоза", в полном соответствии с теми многочисленными традициями, где воплощением бога служила лоза. Сок ее - это Свет Духа, ягоды - Святое причастие, а вино - кровь Христова. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.




В исламе имеет место двойственное отношение к вину. Легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще по имени не названную жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада. Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют "вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные". Также в райском потоке течет "вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются допьяна". В глубинно-психологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовно-душевным содержанием личности, а не об "алкоголе" в реальном смысле. "






В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников - с ее ветвями. Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда - как символ Страшного суда в конце времен.


Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.


Вино пробуждает в человеке дикость, склонность к грязи. Согласно древней раввинатской притче, Дьявол закопал среди корней самого первого, посаженного Ноем, виноградника, льва, овцу и свинью. Поэтому и человек, пьющий вино, нередко уподобляется какому-то из этих трех животных. "Вино пей в меру, и жизнь будет размеренной... Радуй душу и сердце. Здоровьем души и тела" (Екклезиаст 31: 32-37).





В средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" (ок. 1300) об этом говорится так: Ной нашел дикий виноград, который называли лабруска - по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким... Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются. О "свинских" последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно.





Александр Саидов - краснодарский художник, родился в 1970 г. в ст. Павловской Краснодарского края. Отец — известный художник-реалист Сейфулла Саидов. В 1989 г. Александр закончил Краснодарское художественное училище. С 1995 года член Союза художников России, а с 1991 - участник городских, краевых и зональных выставок.
Разнообразие сюжетов картин поражает, кажется, что кисти художника подвластно все - и пейзажи, и натюрморты, и море, и животные, и цветы, и архитектора, а мастерство выше всех похвал. При этом его работы могут быть и потрясающе реалистичны
ми, и таинственными, и фантастичными. Картины этого замечательного художника находятся в частных собраниях в России, Германии, Турции, США, Австралии, Таиланде и других странах.

«ВИНОГРАД — это один из главных символов христианской религии. Поэтому неудивительно, что виноградная лоза и виноград в Библии упоминаются неоднократно.

В Ветхом завете описана вот такая гроздь винограда, которую срезали израильтяне в земле Ханаанской, далее цитата «… единую гроздь винограда … держали на шесте».
они поднялись и исследовали землю … они сделали из ветки шест и несли одну гроздь винограда. Двое из них носили его на шесте между ними, вместе с гранатами и фигами. Это место называлось Долиной Эшколя из-за грозди винограда, которую отрезали там израильтяне. В конце сорока дней они вернулись после изучения этой земли.

Виноград и пшеница считаются древнейшими среди культурных растений, возделываемых людьми. Виноградная лоза была первым растением, которое Ной посадил, выйдя из ковчега после потопа.В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа.

И что интересно, что Виноград в Библии упоминается позитивно только и именно живой — как виноградная лоза или свежие ягоды винограда. Засохшие ягоды винограда -изюм -символ смерти, так же как сам живой виноград в Библии -символ жизни. Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась в древности при погребальных обрядах.

Крест и Древо Жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда — как символ Страшного суда в конце времен.

Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: «Аз есмь виноградная лоза».

Также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты Причастия — хлеб и вино, Тело и Кровь Христовы.Церкви.

Чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: это или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь» ,-пишет Климент Александрийский. Люди,или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми,-членами


В другом варианте из Гроба Господня,или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир,и написано:«Пийте от нея вси…» .

Это образная форма, соответствует Евангельским словам Спасителя: «Яко же розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете.

Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже» ,(Ин.15, 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл, экклезиологический и сакраментальный.

Виноград в Библии- также и символ возвышения христианина. Ведь среди христиан есть и такие, которые христиане только по имени, внутренне же далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же.

Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива в перво христианских росписях. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета украшения храмов продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением. »
________________________________________ __________________

ЛОЗА ИСТИННАЯ.

«А з есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1-2). Так цитируются слова Господни и упоминается виноград в Библии.

Сам Себя Господь и Бог наш Иисус Христос называет Лозой виноградной, а нас всех называет ветвями этой лозы. Слушайте дальше, что говорит Он: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе – так и вы, если не будете во Мне».

Это вам, вполне понятно, что ветвь, которая не сохранила связи со своей лозой, конечно, не может приносить плода.

Она живет и приносит прекрасные виноградные гроздья силой соков, идущих от корня лозы.

И вот говорит Господь Иисус Христос, что и мы должны быть в таком же тесном, неразрывном соединении с Ним, как ветви с корнем лозы.

«Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Только при этом условии, если пребудем в Нем, а Он в нас, будем приносить прекрасные, Богу угодные плоды.

Как поймем эти удивительные слова Господа Иисуса Христа: почему называет Он Себя Лозой виноградной, истинной Лозой? Почему говорит Он, если не будем питаться соками этой лозы, то будем ветвями сухими, никаких плодов не приносящими? Почему так преклоненно упоминается виноград в Библии.

Надо для ответа на этот вопрос вдуматься в смысл воплощения Господа Иисуса Христа и крестной смерти Его.

Для чего было необходимо, чтобы Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы, стал истинным Человеком?

Почему было необходимо, чтобы этот истинный Бог и вместе истинный Человек отдал Свою кровь Божественную за спасение мира – для чего это надо было?

Это было нужно для того, чтобы мы стали причастниками естества Божия. Видите, какая страшная, какая великая цель: чтобы стали причастниками естества Божия.

Виноград в Библии и православии многосмыслен и образен. Вы слышите вы на каждой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси; сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

А что читаем мы в Св. Писании о крови? Читаем очень страшные и важные слова, ибо написано: «Душа в крови тела» . Душа в крови, в крови тела. В Крови Богочеловека пребывала Его Божественная душа. И эту Кровь вместе с Плотью Он отдал нам в снедь и в питие.

Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

«Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Жизнь истинная невозможна без усвоения Крови Христовой и Плоти Его. Их можно сравнить с соками лозы. Этими соками Господь питает нас всех.

Когда причащаемся Тела и Крови Христовых, бывает с нами нечто величайшее, нечто воистину страшное – становимся мы воистину причастниками Тела и Крови Его. И Душа Христова, которая в Крови Его, воспринимается нами с Кровью Его.

Мы становимся таким образом причастниками души Христовой.

Понимаете ли, как это велико и страшно?! Вместе с Кровью Христовой, которой причащаемся в великом таинстве Евхаристии, воспринимаем мы молекулы, частицы Тела Его.

Эти частицы Божественного Тела, Божественной Крови становятся частицами нашего собственного тела, мы становимся причастниками и Тела Христова и Крови Его, становимся причастниками и Души Христовой.

Поэтому, именно поэтому сказал Господь Иисус Христос, что если не будем ветвями Лозы, не будем питаться соками Лозы – истинной Кровью Христовой – не можем доброго ничего творить, ибо дальше Он говорил: «Без Меня не можете творить ничего». Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить.

Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих.

Истину и добро творим только благодатью Его, истинны и добры только те плоды, которые возращаем, питаясь соками Лозы.

«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне».

А если пребудете, если будете сохранять всегда живую связь с Лозой Истинной, тогда будет то, что говорит Христос: «Всякую (у Меня) ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода».

«Я есмь Лоза, а вы ветви. Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают, и бросают в огонь, и горят».

Страшные это слова: страшно, что даже веточки Лозы, т. е. нас, христиан, отсекает Бог, если не сохраняем истинной связи с корнями Лозы. А если приносим плоды, Он очищает каждую плодоносящую ветвь, делая способной приносить больше и больше плодов.

«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите и будет вам».

Чтобы иметь все, чего в молитве просим мы, необходимо быть плодоносящими ветвями Истинной Лозы Виноградной, необходимо всегда питаться соками этой Лозы.

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, – и будете Моими учениками».

Вы видите – мы даже можем прославить Бога, если будем плодоносными ветвями Истинной Лозы, которая есть Господь и Бог наш Иисус Христос. Чтобы мы прославили Бога, надо только, чтобы были мы живыми ветвями, творящими добро, творящими волю Христову, волю Истинной Лозы Виноградной.

Помните же, что причащаясь Крови и Тела Христовых, вы становитесь причастниками и души Его, пьете животворящие соки Истинной Виноградной Лозы. Аминь.» Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Мне известны две иконы Божьей Матери с изображением винограда (может быть есть больше) Первая Ты еси Лоза Виноградная,

Эта икона появилась на основе фрески в храме в Каподокии, в её иконографию было добавлено изображение грозди и благословляющий жест левой рукой. Икона признана Грузинской Церковью, имеет тропарь и акафист, день памяти — 1-ое января(стар. ст.) / 14-ое января (нов.ст.). Эта икона уже прославилась как чудотворная.

Акафист…Ты Виноградная лоза , вновь распустившаяся Ветвь нежная, в Эдеме посаженная и Сама Собою Ты Солнце Сияющее.. . слушать хор Храма Св. Пантелеймона…

Вторая- Пресвятая Богородица Покрывающая.Происхождение: Из Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района).Местонахождение: Новоспасский мужской монастырь г. Москвы.Материал: Дерево.Икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая» (Домодедовская) была келейным образом грузинского письма схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.) – основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы (село Битягово Домодедовского района). Активное участие в создании скита принимала преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова). На иконе, по описанию духовника обители священномученика епископа Арсения (Жадановского) «Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения, при котором не страшны никакие невзгоды…»

15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную».

________________________________________ _________

Можно провести такую интересную параллель, рассматривая тему Виноград в Библии.

При Архиерейском богослужении,перед пением «Святый Боже» исполлатчиками,Архиерей выходит на солею с крестом и трикирием и, созерцая молящихся, верующих в Господа- «духовный ветроград» (сад Божий), обращается к Небесному Ветроградарю со словами: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя».

Под виноградом подразумеваются присутствующие Христиане. Но виноград существует разного сорта.Следовательно чёрный, красный и белый.
Возникают закономерные ассоциации: чёрный виноград- это монашествующие, а красный и белый-миряне.
ИНТЕРЕСНО . Самыми полезными сортами винограда признаны темные сорта. Ягоды окрашиваются в темный цвет из-за содержащихся в нем веществ. Причем чем насыщеннее цвет – тем полезнее виноград.

Как известно из канонов Святой Православной Церкви,глубокий красный цвет символизирует Кровь Христову, поэтому при богослужении применяется только красное вино, полученное из чёрных сортов винограда . 😉 И это важно для понимания того, что такое виноград в Библии и христианстве.

В таинстве Евхаристии претворение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы происходит по благословлению священника. И когда это чудо совершается, радость наша не знает границ, и присутствующие в храме чада Божии молятся Господу, по слову Апостола Петра:«Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет» (1Пет.2:9) . Сила же молитвы зависит от силы и чистоты жития, как следствие от степени любви к Богу, и приближения к Нему.

Божьей нам Помощи.

люди, с любовью растящие виноград, неравнодушные к нему -Божьи люди…

И еще факты-

Виноград в Библии — упоминание и толкование смысла его встречается неоднократно. Слово виноград в Библии встречается 24 раза.

Втор 32:32 …Ибо виноград их…
Суд 8:2 …Не счастливее ли Ефрем добирал виноград , нежели Авиезер обирал?..



Loading...Loading...