Взрыв на крейсере «Мэн» - как повод для войны. Взрыв броненосца "мэйн" Броневая защита и силовая установка

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.


гарвеевская броня пояс: 280 мм
траверсы: 152-254 мм
круповская броня :барбеты ГК: 305-203 мм
башни ГК: 305-280 мм
командирская рубка: 305 мм
сталеникелевая броня : палуба: 51-25 мм
гарвеевская броня : казематы СК: 152-140 мм Двигатели 24 котлов Никлосса(Мэн)
12 Торникровта (остальные);
две 3-цилиндровые паровые машины Мощность 16 000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 18 узлов максимальная Дальность плавания 5660 на 10 узлах Экипаж 561 человек Вооружение Артиллерия 2 × 2 - 305-мм/40
16 × 1 - 152-мм/50
6 × 1 - 76,2-мм/50
8 - 47-мм
6 - 37-мм Минно-торпедное вооружение 2 × 450-мм подводных ТА Изображения на Викискладе

Броненосцы типа «Мэн» (англ. Maine-class battleships ) - три крупных, мореходных эскадренных броненосца 1-го ранга, построенных для ВМФ США в конце XIX - начале XX века. Предназначались для океанской службы. Были первыми американскими броненосцами, использующими орудия главного калибра на бездымном порохе. Оставались в строю до 1919-1922 года, после чего списаны и разобраны на металл.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Why our IQ levels are higher than our grandparents" | James Flynn

    Psychological Research - Crash Course Psychology #2

    Basic geometry: language and labels | Introduction to Euclidean geometry | Geometry | Khan Academy

    Week 10, continued

    07 - Just So Stories by Rudyard Kipling - The Beginning of the Armadillos

    Субтитры

История

Три больших эскадренных броненосца типа «Мэн» были авторизированы к постройке Конгрессом 4 мая 1898 года, спустя всего восемь дней после начала испано-американской войны. Согласно техническому заданию, это должны были стать крупные, мореходные корабли, с высоко расположенными орудиями, способные совершать длительные переходы и сражаться в открытом море.

В основу проекта был положен проект первого океанского броненосца американской постройки, BB-4 «Айова» . К этому моменту, преимущества океанской «Айовы» над низкобортными броненосцами береговой обороны вроде «Индиан» или строящихся «Кирсейджей» были уже доказаны практическим опытом эксплуатации кораблей. Имея несомненные доказательства превосходства мореходных броненосцев, ВМФ США смог наконец-то отбросить довлеющую ранее доктрину береговой обороны и перейти к постройке подлинно океанского флота.

Первоначально, проект предусматривал увеличенную в размерах «Айову», на которой 305-миллиметровые орудия были бы заменены 330-миллиметровыми, а 100-миллиметровые пушки - 127-миллиметровыми. Но к моменту закладки кораблей совершенно неудовлетворительные качества американских 330-миллиметровых орудий стали уже очевидны. Главный инженер ВМФ США, Джордж В. Мелвилл воспользовался негативным опытом применения 330-миллиметровых орудий в испано-американской войне, чтобы полностью переработать проект с учетом всех новинок технологии. Теперь броненосец должен был получить новые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия на бездымном порохе, гораздо более надежные и мощные чем анахроничные 330-миллиметровые пушки. Предполагалось также применить бронирование цементированной броней Круппа, которое к этому времени уже успешно вытесняло во всем мире старые гарвеированные плиты.

Переработанный проект был представлен военно-морскому департаменту в октябре 1898 года. Флот счел, что со всеми усовершенствованиями (особенно дорогими и мало освоенными промышленностью цементированными плитами) программа не уложится в отведенное финансирование. Одновременно, американский флот начал высказывать опасения по поводу стремительно развивающихся военно-морских программ России и Японии: быстрый рост русского и японского флотов создавал потенциальную угрозу новоприобретенным американским владениям на Тихом Океане. В 1890-х русский флот заложил серию из трех быстроходных океанских броненосцев серии «Пересвет» , которые были больше и быстрее всех существующих американских кораблей.

В результате, проект снова подвергся переработке. Из проекта исключили 203-миллиметровый «промежуточный» калибр, а основу скорострельной артиллерии составили новые 50-калиберные 152-мм пушки. Бронирование сделали композитным, главный пояс набирался из гарвеированной брони, а ряд других элементов - из брони Круппа. Одновременно, были поставлены повышенные требования по скорости - новые корабли должны были иметь ход не менее 18 узлов.

Конструкция

В «Мэне» переплелись черты русской, английской и американской кораблестроительных школ, из-за чего он весьма слабо напоминал свой «официальный» прототип - Айову . Зато был сильно похож на броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» , чертежи которого были переданы Крампу для проектирования «Ретвизана». Они имели полубак с высоко расположенной носовой башней главного калибра и сравнительно низкий полуют. Центральное пространство занимал каземат вспомогательной артиллерии, на который опиралась надстройка с двумя мостиками - на носу и корме. Впервые в американской практике, броненосец имел три трубы. Некоторые компоновочные решения явно повторяли «Ретвизан ». И единственный недо­статок тоже был унаследованным у «Ретвизана», это было применение тех же 24 котлов Никлосса.

Полное водоизмещение кораблей составляло 12846 тонн. Они имели длину в 120,1 метр, ширину в 22 метра и осадку в 7,42 метра.

Вооружение

Вооружение кораблей составляли новые 305-миллиметровые 40-калиберные длинноствольные орудия, стрелявшие бездымным порохом. Гораздо более мощные чем анахроничные 330-мм пушки предшествовавших проектов, эти новые орудия могли запустить 394-кг снаряд на дистанцию до 17370 метров с начальной скоростью в 732 м/с (изначально предполагалось 810 м/c, но американские инженеры не смогли выполнить это требование). На расстоянии в 11000 метров такой снаряд пробивал 239-миллиметровую гарвеированную плиту. Скорострельность орудий первоначально составляла 1 выстрел в 1,3 минуты, но к 1906 году её удалось довести до двух выстрелов в минуту.

Орудия устанавливались в броневых башнях, попарно, на носу и на корме. Первоначальная конструкция башен имела ощутимый дефект - элеватор подачи боеприпасов проходил сквозь всю башню и барбета насквозь, без каких-либо заслонок, и возгорание в башне могло легко распространиться в погреба. В апреле 1904 года, инцидент с проникновением пламени выстрела в башню на BB-11 «Missouri» привел к гибели 34 человек. После этого, элеваторы оснастили заслонками.

Вспомогательная артиллерия состояла из шестнадцати 152-миллиметровых 50-калиберных орудий - первых подлинно скорострельных американских орудий такого калибра. Орудия выдавали на полигоне до 6 выстрелов в минуту, и запускали 48-кг фугасный снаряд на дистанцию до 14590 метров. Пять орудий с каждого борта стояли в казематированной батарее на главной палубе, под надстройкой, ещё четыре орудия (по два на борт) находились в казематах палубой выше, и ещё два орудия располагались в индивидуальных казематах в носовой части.

Противоминное вооружение, в соответствии с ростом размеров, скорости, и дальности действия торпед миноносцев, состояло теперь из шести 75-миллиметровых пушек, восьми 3-х фунтовых пушек, шести однофунтовых орудий Норденфельда и трех 7,62-мм пулеметов Максима. Торпедное вооружение (впервые в американской практике) было расположено под ватерлинией и состояло из двух штевневых торпедных аппаратов калибром 457-мм.

Броневая защита

Эскадренные броненосцы класса «Мэн» были первыми американскими кораблями, на которых гарвеированную броню частично заменили более совершенной, цементированной по методу Круппа. Хотя изначально новая броня вызвала ряд сомнений (главными из которых была её огромная стоимость и сложность изготовления), в итоге возможность уменьшить толщину броневой защиты при сохранении прежней прочности сыграла свою роль в пользу крупповского бронирования.

Главный броневой пояс имел максимальную толщину 280 миллиметров. Он проходил по всей длине корабля, к оконечностям (вне цитадели) утоньшаясь до 102 мм. В носовой части пояс сохранял постоянную высоту, в кормовой же его верхняя кромка плавно понижалась, повторяя изгиб броневой палубы. Несмотря на то, что пояс был тоньше чем у предыдущих классов, лучшее качество брони обеспечивало адекватную защиту при меньшем весе.

Над главным поясом располагался верхний, прикрывающий пространство в центре корпуса от верхней кромки главного пояса и до основания казематов скорострельной артиллерии. Его толщина была существенно увеличена, чтобы обеспечивать эффективную защиту от начавших появляться в то время 203-254-мм орудий «промежуточного» калибра, обладавших большей бронепробиваемостью чем 152-мм скорострельные.

Башни главного калибра защищала 305-миллиметровая броня. Такой же толщины защита прикрывала и верхнюю часть барбетов: нижняя (прикрываемая дополнительно верхним поясом) имела толщину в 203 миллиметра. Очень тяжело была защищена батарея скорострельной артиллерии - каждое орудие стояло в каземате, имевшем защиту со всех сторон из броневых плит толщиной в 152 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась броневой палубой, имевшей толщину в 64 мм. Центральная часть палубы (в цитадели) располагалась на уровне верхней кромки главного пояса. В оконечностях и по краям палуба уходила ниже ватерлинии до нижней кромки броневого пояса. Таким образом, главный пояс дополнительно подкрепляли расположенные под выгодным углом скосы.

Силовая установка

Силовая установка была двухвальной, общей мощностью в 15 600 л. с. «Мэйн» нёс двадцать четыре котла Никлосса, а «Огайо» и «Миссури» - двенадцать более эффективных котлов Торнинкрофта. Максимальная скорость кораблей составляла 18 узлов. Последующая эксплу­атация однотипных кораблей со всей на­глядностью показала несостоятельность рекламы братьев Никлосс: «Мэн» оказал­ся самым неэкономичным кораблем аме­риканского флота и получил прозвище «пожиратель угля». Впрочем, этот недо­статок впоследствии удалось исправить: в ходе модернизации в 1910 году его кот­лы заменили на 12 новых фирмы «Бэбкок энд Вилкокс».

Оценка проекта

Броненосцы типа «Мэн» стали первой полностью удачной серией американских эскадренных броненосцев. Накопив значительный негативный опыт на предыдущих сериях, американские инженеры разобрались, что делать не стоило, и взяв за образец удачные аналоги, сумели создать небольшие но отлично сбалансированые и мощные корабли.

Броненосцы типа «Мэн» обладали высокой скоростью и хорошей мореходностью, мощным вооружением и надежной броневой защитой. Новые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия, сменившие анахроничные 330-миллиметровки, наконец-то были на уровне европейских стандартов. Скорострельные же 152-миллиметровые орудия были одними из лучших в мире.

Радикально усилилась броневая защита. Замена гарвеированных плит на обладавшие гораздо большей прочностью цементированные, позволила американским кораблестроителям уменьшить толщину брони главного пояса (не теряя прочности) и увеличить толщину верхней защиты. Броненосцы типа «Мэн» имели хорошо продуманную схему защиты, надежно защищавшую орудия и механизмы от тяжелых снарядов, и надводный борт и оконечности - от скорострельных. В целом, по эффективности броневой защиты, небольшие американские броненосцы стояли на одном из первых мест в мире.

«Формидебл »
«Мэн»
Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) - боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.
15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасенных скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским.
«В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошел вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошел внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое.»
В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как "Мэн" затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что "Мэн" затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, т.к. они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов

Прием почетных гостей на церемонии спуска корабля на воду

Церемония наречения корабля именем "Мэн"

"Мэн" перед спуском на воду

Спуск на воду "Мэна"

Зрители наблюдают за церемонией спуска на воду

"Мэн" сразу же после спуска на воду, 18 ноября 1889 года.

Костюмированный бал по случаю спуска на воду корабля

"Мэн" проходит под Бруклинским мостом

Младшие офицеры "Мэна"

Повара

Старшины

Экипаж корабля

Казначей Уайтхаус

Саперы

Товарищество младшего офицерского состава

Главные старшины

Офицеры в кают-компании

Капитан корабля

Экипаж за игрой в карты

Группа канониров

Члены экипажа

Погрузка морпехов

Торпедный аппарат

Путанши , Гардемарины и броненосец Мейн. Ранним утром, 12 февраля 1898 года, на как всегда оживленный Гаванском рейде, нарисовался очередной "заморский гость" - Броненосный крейсер Императорского флота "Россия". Он сразу затмил броненосец флота Североамериканских Соединенных Штатов, Мейн. Белый Российский крейсер, выглядел намного солиднее своего американского коллеги. И размерами крупнее и пушек побольше, да и на семь лет по моложе. Глаза всех русских моряков были прикованы к белоснежным строениям Гаваны. После долгого океанского перехода, все предвкушали долгожданное увольнение на берег. Правда двое гардемаринов Морского Кадетского корпуса, уделили внимание американскому броненосцу и были весьма удивлены большому количеству негров среди команды, но как и вся остальная команда очень скоро перевели свои мысли и бинокли на Гавану. Гардемарины Сергей Пятигоров и Анатолий Маштаков, во всем белом великолепии летних мундиров, шли по Гаванскому порту. Лес мачт у причала, какофония звуков, цветов и запахов, все это обрушилось на молодых моряков некоей экзотической симфонией. Вынырнувшие из портовой суеты, несколько очаровательных сеньорит всех оттенков кожи, под аккомпанемент двух уличных музыкантов, стали грациозно и одновременно зажигательно, отплясывать вокруг оторопевших юношей, то ли румбу, то ли сальсу. Из ступора, гардемаринов вывел только знакомый ироничный голос, на чистом русском языке провозгласивший - - " Вот отпускай гардемаринов в увольнение, и сразу вокруг сеньориты гурьбой, все про вас кузине Леночке расскажу " - Перед ними стояли одетые по последней моде, юнкера Константиновского Артиллерийского училища - Владимир Глебовский, Александр Балакин и Николя Голицин. Сергей и Владимир были в дальнем родстве, а Анатолий ухаживал за кузиной Владимира, заканчивающей Смольный институт благородных девиц. Дачи у них были рядом и там сложилась общая и не смотря на некоторый разрыв в обществе между воспитанниками морских и сухопутных корпусов, дружная компания. Юнкера, по их словам путешествовали находясь в отпуске по болезни, но Сергей слышал от Леночки, что не смотря на молодость "три мушкетера" (как их звали все друзья, были как то завязаны с Военно-ученым комитетом Главного штаба, где служил Леночкин батюшка. Вобщем веселая кампания напрвилась в уже освоенный юнкерами кабачок Флоридита, сеньориты числом аж шесть штук, радостно их сопровождали. Прекрасные маркитантки, были естественно заслугой юнкера Балакина, который смог бы мобилизовать нужное для отдыха количество смазливых и покладистых представительниц прекрасного пола, даже на Северном полюсе. А в местных сеньорит он был просто влюблен. Когда один французский коммивояжер, спросил у молодых месье, где мол они нашли таких очаровательных путан, Сашка набил ему морду и сказал что путаны это во Франции, а тут сеньориты. Нет, конечно этих девиц можно было отнести к работницам древнейшей профессии, но они были настолько веселы, компанейски и очаровательны, а после второй встречи уже просто смотрели на ребят не как на клиентов, а как на друзей по веселому времяпровождению и желали обойтись просто угощением и юнкера и гардемарины, придумывали какие то мелкие услуги, что бы был предлог заплатить этим милым девицам. А в кабачке веселье началось, уже до их прихода. Молоденький энсин с Мейна, пытался объясниться с хозяином, двумя полицейскими и компанией солидных торговых моряков. Преамбула конфликта была следующая... Энсин завалился в кабак с двумя сеньоритами, сделал шикарный заказ и приступил к празднику жизни, но тут прибежал усатый мачо и представившийся братом невинных девиц, принялся качать права резко переходя к шантажу, за что получил по носу и свернув свеженакрытый соседний столик, удалился в месте с лишенными дивчиности дивчинами и как позднее выяснилось с кошельком энсина. Хозяин естественно хотел получить деньги за заказ, а добрые шкипера за погибшие напитки (закуски к счастью еще не принесли). Гардемарин Глебовский погасил конфликт в зародыше, бросив хозяину империал, Николя Голицын наделил альгвазилов малой толикой песо и все стороны, будучи абсолютно довольными, вернулись кто к занятиям связанным с работой, а кто и к усладам души. Счастливый хозяин, заставил стол молодых русских угощениями. Креольское ахико, отварной лангуст, тортуга по гавански, тасахо, свинина с черной фасолью, цыплята с рисом... Но начать обед предложил с Канелазос-рома и квезильо, ну и естественно не обошлось без крепчайшего кофе и полного диапазона любимого напитка пиратов, от золотого Carta Oro, до старого доброго Anejo. Пирушка шла по нарастающей, но чувствовалось что Энсина что то гнетет. О то впадал в неестественное веселье, то вдруг предавался кратковременному унынию. А когда Глебовский спросил у Джоржа, а почему в команде броненосца столько черных, Энсин весь перекосился и на несколько минут настолько ушел в себя, что даже не реагировал на смелые действия соседки слева, по имени Кончита. Новые друзья старались привести его в норму, старым дедовским способом, без конца наполняя рюмки и фужеры ромом. На коленях у американца постоянно пребывали две сеньориты и постепенно он впал в абсолютную расслабленность, а потом вдруг вроде бы протрезвел и потребовал удалить из руум женщин, ибо собирается сообщить нечто весьма важное. История что он поведал русским морякам, была слишком фантастическая что бы быть неправдой, а началось все вот с чего... Старший офицер повадился дергать энсина, во время отдыха после вахты. А учитывая что это были не приказы, а просьбы сделать что либо или кому-нибудь помочь, то отказать было невозможно. И Джорж, так звали энсина, придумал гениальный ход. В кают-компании было капитанское кресло, которое ставили к столу только тогда, когда капитан бывал приглашен в общество офицеров, а без приглашения, по старой флотской традиции, капитан не мог здесь присутствовать. Короче, капитанское кресло в часы простоя, пребывало в нише за портьерой. И энсин, повадился тайком туда пробираться и сладко там подремывать. Так случилось и в этот день. Отстояв собаку, поспав несколько часов в кубрике и позавтракав, Джорж решил придавить еще пару часиков в любимом кресле, тем более что после завтрака кают-кампания была пуста как поверхность луны. Разбудили энсина голоса и в одном из них он содрогнувшись опознал голос своего мучителя - Комэндера Зульда. Он разговаривал с кем то и разговаривали они о вещах ужасающих. Оказывается броненосец должны были взорвать и не кто-нибудь, а сам несчастный энсин. Комэндер и второй собеседник, обсуждали операцию по взрыву корабля во всех деталях. На американском пакетботе прибудет человек в белом чесучевом костюме, желтой шляпе и с багажом в чемоданах и сумках обшитых шотландской тканью. Зульд пошлет к этому человеку энсина, взять и принести на броненосец два морских рундучка, в которых будет специальная бомба, в виде нескольких кусков угля, эту бомбу надо будет расположить в угольной яме А16, не позднее 19-00, 15 февраля. К этому времени все офицеры корабля будут на берегу и единственным вахтенным начальником, останется энсин Джорж Маккензи, а нигеров напихали в команду вместо белых что бы не сильно страдать по их безвременной кончине. Гардемарины и юнкера призадумались... Только Сашка Балакин, со свойственной ему прямотой, хлопнул своего американского приятеля по плечу и задушевно сказал: - "Это еще у тебя, не самое хреновое положение парень, бывает и хуже"- , -" Хуже это как? "- заинтересованно спросил Энсин -" А это когда взорвешь на хрен, свой броненосец " - сделав невинное лицо ответил Сашка, чем естественно не прибавил энсину настроения, а у остального общества вызвал даже легкий смешок.. - " А ну тихо! " - скомандовал Глебовский. -" Нашли тут тему для юмора. Команда будет такая... Гардемарины выясняют в порту когда прибывает ближайший американский почтовый пароход и где он обычно причаливает, там же покупаете мешок отборного крупного угля и привозите его сюда во Флориду. Сашка и Николя, вы снимаете здесь для нашего друга Джоржа комнату, в которой безвылазно ждете нас, изображая гулянку. Девиц для антуража тоже задействуйте и пусть Сашка подготовит из своих запасов пол дюжины хватких и смазливых сеньорит, который смогли бы нейтрализовать чесучового американца с почтовика. Ну а я отъеду в консульство, переговорить с полковником Жилинским. Всем ждать меня здесь, Джоржа никому не отдавать. Гарри Зубочистка, потом много лет вспоминал свою первую и последнюю поездку в Гавану и приятели завидовали ему белой и черной завистью одновременно. Сонмы прекрасных сеньорит уже в порту окружили Гарри своим вниманием. Они улыбались ему, пели, танцевали, игриво прижимались, все то время, пока услужливые носильщики, всего за пять центов волокли багаж к двум пролеткам, которые за такие же смешные деньги отвезли его в уютный кабачок с номерами на втором этаже. Ему отвели двухкомнатные апартаменты и хозяин беспрестанно кланяясь, сообщил что двух дневное пребывание в его заведении на всем готовом, включая сеньорит, будет стоить джентльмену из Америки, всего три доллара. Сквозь фейерверк рома и удовольствий Гарри успел еще подумать, каким же он был дураком, что разозлился когда Большой Босс вызвал его и велел доставить в Гавану посылку из двух кофров. Пока Бахус и Амур занимали все помыслы, время и силы Гарри, юнкера и гардемарины занимались его багажом. В двух рундуках находилось добрый пуд динамита и химические взрыватели. Грамотные Константиновские артиллеристы, быстро раскассировали адскую машину, но немного динамита в рундучках все-таки оставили, а Владимир и Сашка сделали из фосфорных спичек хитрющий, но очень простой запал, срабатывающий при открывании крышки. Корабль таким количеством не взорвешь, но без рук, а то и без головы любопытствующего, оставить было можно. Накануне Сашкины сеньориты, для которых секретов в порту не было, вызнали что один гринго с американского броненосца нанял двух мальчишек, которые должны были сообщить о том куда направится сеньор прибывший на пакетботе, одетый в белый костюм, желтую шляпу и с багажом в чемоданах и сумках обшитых шотландской тканью. Остальное было делом техники и количества песо, розданных местным Гаврошам и Коломбинам. Сеньориты четко сделали свое дело, а мальчишки следили за пирсом, пока катер с броненосца, не высадил взбешенного комэндера Зульда, не дождавшегося челнока с гонцом. Тут то гонцы и проявились и доложили что клиент только что отбыл в гостиницу, с компанией портовых проституток и за ним следят и как только он расположится где либо, то сразу доложит сеньору Американо. Вобщем время было достаточно для всего. В виду вновь открывшихся обстоятельств комэндер Зульд и баталер Джекобс, оказавшийся вторым собеседником из кают-компании, лично поехали в кабачок Флорида, за посылкой. На набережной Гаваны, стояли два Гардемарина и смотрели в бинокли на броненосец Мейн, куда двадцать минут назад причалил катер с комэндером и баталером. Их сухопутные друзья - юнкера, пробивались взятыми на прокат подзорными трубами, помнившими видимо еще Генри Моргана и Френсиса Дрейка. - " Та-а-а-ак " - сказал Сергей Пятигоров - " Забегали и похоже объявили пожарную тревогу, значит все в порядке " - Вечером этого же дня, примчавшийся во Флориду Джорж Маккензи, рассказал что в каюте баталера произошел небольшой взрыв и пожар. Баталеру Джекобсу оторвало кисть руки, а комэндеру Зульду повезло гораздо меньше, щепка от рундука, воткнулась ему прямо в глаз и сразила на повал. По кораблю ходят слухи, что баталер возил контрабандой оружие и взрывчатку для солдат Эльпидио Вальдеса и Зульд хотел его разоблачить, но неудачно вскрыл ящик с динамитом. Так что в штаты с баталер отправится под охраной в корабельном лазарете, а комэндером на леднике. Энсин дал своим русским друзьям отвальную и отбыл на свой корабль. А 15 февраля 1898 года в 21 час 40 минут по полудни, от броненосец Мейн отвалил корабль обеспечения и убыл в порт приписки, неся на себе одного арестованного и одно бездыханное тело. Через два дня, крейсер "Россия" тоже продолжил свой поход.Еще через сутки, "Три мушкетера" из Константиновского училища, на французском пароходе "Марсель" отбыли в Европу. А 23 февраля, в день который через двадцать лет будет точкой отсчета, еще одного исторического события, все Северо-американские газеты взорвались воплями ненависти. Испанские полицейские убили в Гаванском порту, двух американских моряков с броненосца Мейн. И робкие заявления Испанцев о том, что матросы ограбили ювелирную лавку, убив при этом хозяина и американские экипажи баркасов на причале, сами первые открыли огонь и убили трех полицейских, да и грабители были в штатском и вроде бы даже дезертировали с броненосца, никого не в чем не убедили. Лозунг - "Помни Мейн" и повсеместно нагнетаемый патриотический подъем, сделали Испано-американскую войну неизбежной. А Мейн всеравно подорвался на мине, возле порта Сантьяго-де-Куба. Потом. ПРИЛОЖЕНИЕ. Испано-американская война 1898года. Правительство У. Мак-Кинли после взрыва американского броненосца "Мэн" в Гаване 15 февраля 1898 (причины трагедии до сих пор не выяснены) и под предлогом поддержки национального восстания на Кубе (шедшая с 1895 года война за независимость Кубы) объявило войну Испании. В ходе боевых действий США захватили принадлежавшие Испании с XVI века Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины. Согласно Парижскому миру, завершившему войну, Испания отказалась от прав на все эти колонии, которые были объявлены "свободными государствами", однако под тем или иным контролем США. Гуам -- южный остров в составе Марианских островов, подчинявшихся генерал-губернатору Филиппин, был передан по Парижскому договору Штатам, а в феврале 1899 Испания продала остальные Марианские острова Германской империи. Впоследствии Куба и Филиппины получили юридическую независимость. Пуэрто-Рико и Гуам по-прежнему подчинены США, а после Второй мировой войны к их владениям прибавились и Северные Марианские острова (отнятые в 1914 у Германии и переданные тогда Японии, которая в свою очередь была "наказана" после следующей войны). В 1994 провозглашена независимость части Марианских островов -- Палау . В Испании поражение в войне стало болезненным ударом по национальному самолюбию, свидетельствующим об отсталости страны; поколение выросших в атмосфере поражения называется "поколением 98 года". К этому поколению принадлежал и 12-летний (в то время) король Альфонс XIII. Результаты войны сыграли роль в судьбах испанского языка в мире. С одной стороны, из-за перехода Филиппин под власть США испанский язык в XX веке почти полностью лишился позиций на Филиппинах (см. испанский язык на Филиппинах). С другой стороны, пуэрториканцы, получившие в 1917 американское гражданство, стали активно переселяться на континент и теперь составляют значительную часть испаноговорящего (Hispanic) меньшинства в крупных городах. Статистика Испано-американской войны

Страны

Население 1898 г.

Умерло от болезней

США
Испания
Всего
    -- Из них в бою было убито только 385 человек.
БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РОССИЯ"
Броненосный крейсер "Россия" строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером Н. Титовым. Заложен 20 мая 1895 года, спущен на воду в 1896 году, вступил в строй в 1897 году.
Водоизмещение крейсера 12195 т, мощность 18426 л. с., скорость хода 19.84 узла. Длина между перпендикулярами 144 м. ширина 20,9. среднее углубление 7,9 м. Дальность плавания 3800 миль, при максимальном запасе топлива 5700 миль.
Бронирование: борт - 127-203 мм, палуба - 51- 76. каземат - 127, рубка - 305 мм. Вооружение: 4-203-мм пушки, 16 - 152мм, 13-75-мм, 18-47-мм, 16-37мм пушек, 2 десантные пушки, 5 минных аппаратов.
В историю отечественного кораблестроения крейсер "Россия" вошел как первый боевой корабль с водотрубными котлами Бельвиля, с броней из цементированной стали и с одной из трех машин, предназначенной специально для экономического хода.
"Россия" отличилась во время русско-японской войны: действуя в составе отряда владивостокских крейсеров, она нанесла намалый урон японскому торговому флоту. В годы первой мировой войны крейсер успешно действовал на Балтике. На заграждении, поставленном "Россией" в январе 1915 года, подорвался германский крейсер "Газелле". Броненосец второго класса Мейн. USS Maine (ACR-1), стал первым кораблем военно-морского флота США, которому было присвоено имя штата Мэн.
Это был броненосец второго класса водоизмещением 6682 тонны, изначально конструировавшийся, как броненосный крейсер 1-го ранга.

Конгресс утвердил строительство корабля 3 августа 1886 года, киль был заложен 17 октября 1888 года на военно-морских верфях в Нью-Йорке. 18 ноября 1889 года броненосец спустили на воду, крестной матерью стала мисс Алиса Трейси Уилмердинг, внучка госсекретаря Бенджамина Трейси. 17 сентября 1895 года на корабле подняли флаг ВМФ США, и он вступил в строй действующих под командованием капитана Крауниншилда. История Строительство утверждено: 3 августа 1886
Киль заложен: 17 октября 1888
Спущен на воду: 18 ноября 1889
Вступил в строй: 17 сентября 1895
История: погиб в результате взрыва 15 февраля 1898
Основные характеристики:
Водоизмещение: 6682 тонн
Длина: 97 метров
Ширина: 17.4 метров
Осадка: 6.7 метров
Скорость: 17 узлов
Экипаж: 374 офицеров и рядовых
Вооружение: 4х250мм орудия главного калибра; 6х150мм орудий; мортиры; 4х350мм надводных торпедных аппарата.

Вступив в состав флота, броненосец нес свою службу в водах Восточного побережья США и Карибского моря. В январе 1898 года корабль направили в Гавану, Куба, для защиты американских интересов в связи с гражданскими волнениями и восстанием против испанского владычества. 15 февраля 1898 года в 21.40 вечера на борту броненосца раздался сильный взрыв, треть корабля, носовая его часть, практически была уничтожена. Позже следствие установило, что взорвалось более пяти тонн пороховых зарядов для орудий главного и вспомогательного калибров. Останки корабля погрузились на дно бухты. Большая часть экипажа в это время находилась в жилых отсеках, расположенных, за исключением кают комсостава, в носовой части. 260 человек погибли практически сразу, еще 6 скончались позже от полученных ранений. Командир корабля Сигсби и большинство офицеров уцелели, поскольку находились в корме. 28 марта военно-морской трибунал постановил, что причиной взрыва стала мина, которую подорвали под днищем корабля. От ее взрыва сдетонировал боекомплект в пороховых погребах броненосца. Яков Григорьевич Жили нский (15 марта 1853, Михайлов -- 1918) -- русский генерал от кавалерии. Со 2 мая 1898 состоял в распоряжении начальника Главного штаба, был военным агентом при испанской армии на Кубе во время испано-американской войны (1898). О своих наблюдениях представил интересный и подробный отчёт, в котором представил полную картину войны с выяснением причин поражений и неудач испанской армии. В 1899 был делегатом от военного министерствава на Гаагской мирной конференции. С 18 августа 1899 -- командир 52-го драгунского Нежинского полка. С 3 августа 1900 генерал-квартирмейстер, с 1 мая 1903 2-й генерал-квартирмейстер Главного штаба. С 4 марта 1914 назначен командующим войсками Варшавского военного округа и Варшавским генерал-губернатором. 19 июля 1914 назаначен Главнокомандующим армиями Северо-Западного Фронта. В 1915--1916 представлял русское командование в Союзном совете во Франции. Осенью 1916 отозван в Россию. После Октябрьского переворота, пытался выехать за границу, но был арестован и расстрелян.

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История

Вступление в строй бразильских броненосцев Ричауэлло и Акидабан в 1883-1885 году серьезным образом изменило баланс военно-морских сил Западного Полушария. Хотя по европейским меркам оба бразильских корабля были очень небольшими и относились ко 2-му или даже 3-му классу, ни одна другая держава обоих Америк - даже Соединенные Штаты - в то время не располагала современными линкорами вообще . Два броненосца на некоторое время вывели Бразилию в сильнейшие морские державы Нового Света .

Американский флот в 1880-х пребывал в совершенно запущенном состоянии. Как мрачно заметил председатель комитета по морским делам Хиллари А. Герберт, «если бы весь наш флот встретился с „Ричауэлло“ в открытом море, то я сомневаюсь, что хоть один наш корабль вернулся бы в порт». Позиции изоляционистов в Конгрессе, настаивавших на крейсерской войне против коммерческого судоходства потенциальных европейских противников, были серьезнейшим образом поколеблены появлением современных линейных кораблей у потенциально враждебной державы вблизи американских берегов. Сторонники постройки современного флота, наконец, взяли верх и проектирование ответа началось немедленно.

В 1884 году, бюро проектирования и ремонта представило к рассмотрению два проекта 7500-тонного броненосца и 5000-тонного крейсера. Секретарь флота Уильям Коллинс Уитли вместо этого запросил Конгресс о постройке двух 6000-тонных броненосных кораблей (требования по водоизмещению были ограничены ввиду небольших размеров существующих американских доков, модернизация которых только предполагалась). В 1886 год у разрешение было получено, и флот приступил к составлению подробного проекта своих первых броненосных кораблей за долгие двадцать лет.

Конструкция

Проект броненосного корабля «Мэн» был разработан Теодором Д. Вильсоном, главным инженером Бюро проектирования и ремонта. Назначение этого корабля было определено как преимущественно крейсерское (в отличие от Техаса , который, имея почти идентичную компоновку, с самого начала проектировался как линкор), что предопределило требование к скорости в 17 узлов.

«Мэн», так и «Техас» по сути повторяли бразильские корабли: оба имели эшелонное расположение орудийных установок главного калибра и были в первую очередь рассчитаны на ведение боя в строе фронта. То, что эта концепция уже считалась устаревшей, а,например, сама конструкция «Ричауэлло» не относилась к оптимальным, американцам ещё не было известно.

Длина корабля составляла 98,9 метров, ширина - 17,4 метра и осадка - 6,9 метра. Его полное водоизмещение составляло 6682 тонны. Он был уже и немного длиннее «Техаса», корпус его был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел одну длинную продольную переборку. Корабль получил двойное дно, но только в пределах цитадели.

Вооружение

Основное вооружение «Мэн» состояло из четырёх 254-миллиметровых 35-калиберных орудий 10"/35 Mark 2. Орудия располагались попарно в двух диагонально расположенных вращающихся башнях: носовая башня была сильно смещена к правому борту (и частично выступала за его пределы), а кормовая башня - к левому. Из-за расположения башен близко к оконечностям, корабль подвергался сильной продольной качке. Кроме того, стоявшие низко над водой орудия сильно заливало. [ ] Башни приводились в действие гидравликой .

Эти тяжелые орудия стреляли 231-килограммовым снарядом с начальной скоростью 610 метров в секунду. На дистанции до 5000 метров снаряд пробивал 180 миллиметров закаленной гарвеированной брони . Но скорострельность орудий, из-за неудачной конструкции затворов и устаревшей процедуры перезарядки, была очень низкой - около 1 выстрела в полторы минуты. К 1905 году , за счет лучшей тренировки артиллеристов и упрощения перезарядки скорострельность удалось поднять до 2-3 выстрелов в минуту. Тем не менее, американцы считали основное вооружение «Мэна» более удачным чем у «Техаса», так как перезарядные механизмы орудий «Мэна» вращались вместе с башнями и могли перезаряжать орудия при любом положении .

Вспомогательное вооружение корабля состояло из шести 152-миллиметровых 30-калиберных орудий, располагавшихся в казематах. Формально скорострельные, орудия имели раздельное заряжание и на практике первоначально давали не более 1 выстрела в минуту (ситуацию удалось исправить к 1890-м). Их предельная дальнобойность составляла порядка 8000 метров.

В качестве противоминного оружия, «Мэн» был оснащен семью 57-миллиметровыми скорострельными орудиями Дриггса-Шредера, стоящими на крыше надстройки. Орудия выдавали до 20 выстрелов в минуту. В качестве дополнения, корабль нес четыре 37-миллиметровых орудия Гочкисса и четыре 1-фунтовых пулемета Дриггса-Шредера. Также корабль был оснащен четырьмя 450-миллиметровыми торпедными аппаратами (по два на борт) и по первоначальному проекту, должен был нести на борту два малых миноносца водоизмещением в 15 тонн. Позже от этой идеи отказались из-за совершенно неудовлетворительных качеств экспериментального миноносца.

Броневая защита

Главный пояс корабля был изготовлен из сталеникелевой брони . Он имел толщину у верхней кромки 305 миллиметров, и утоньшался к нижней кромке до 178 миллиметров. Пояс прикрывал цитадель корабля между башнями главного калибра. Его высота составляла 2,1 метра, из которых 0,9 выступали над водой. По краям цитадели, пояс наклонно уходил вглубь корпуса, утоньшаясь до 203 миллиметров, и переходя в броневую переборку.

Выпуклая броневая палуба имела толщину в 51 миллиметр в центральной части и имела скосы толщиной 76 мм за броневым поясом. В кормовой части, броневая палуба уходила под воду, прикрывая от падающих сверху снарядов рули и винты. Артиллерия главного калибра защищалась 203-миллиметровой броней при толщине брони барбетов до 305 миллиметров в верхней части (в нижней - до 250 мм). Казематы скорострельных орудий защищала 114-мм броня.

Силовая установка

Корабль приводился в действие двумя машинами тройного расширения, общей мощностью в 9239 л.с. Проектной скорости в 17 узлов развить не удалось: на пробе корабль выдал лишь 16,45 узлов, что было даже хуже чем у «Техаса». Дальность экономичного хода составляла всего 6670 км.

Служба

Взрыв в Гаване

15-го февраля 1898 года, «Мэн» находился на Кубе для защиты американских граждан в связи с разгоревшимся на острове восстанием против испанского владычества. В 21.40, когда крейсер стоял в порту Гаваны, на его борту произошел мощный взрыв. Последующий анализ показал, что более 5 тонн пороховых зарядов в носовых погребах сдетонировали одновременно, уничтожив носовую часть корабля. Изуродованный остов быстро осел на дно гавани. Так как была ночь, большая часть экипажа «Мэна» отдыхала в кубриках, расположенных в носовой части, и катастрофа унесла жизни 266 (более чем 2/3 экипажа). Старшие офицеры уцелели только потому, что их каюты находились в кормовой части, дальше всего от взрыва.

Гибель «Мэна» вызвала волну ярости в американском обществе,умело направленную против испанцев. Радикально настроенные круги общества считали, что крейсер был уничтожен испанской миной, подведенной ночью под его борт. Эта версия широко обыгрывалась в американской пропаганде испано-американской войны .

Расследования взрыва

В дополнение к расследованию, проведенному вскоре после взрыва по приказу правительства Испании двумя офицерами испанского флота, с американской стороны было санкционировано два официальных расследования - в 1898 году и в 1910 году. Расследование 1898 года пришло к выводу, что причиной гибели корабля стал внешний взрыв торпеды или мины, таким образом позволив возложить ответственность на Испанию (хотя комиссия заявила что не может установить конкретную ответственную сторону). Это политизированное решение подверглось резкой критике со стороны испанцев, которые на основании опроса свидетелей считали, что взрыв произошел внутри корпуса.

В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность, так как он мешал судоходству. Технология при этом была следующая: так как «Мэн» затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом, сформировав водонепроницаемый коффердам . Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Одновременно было начато повторное расследование инцидента.

Осмотр корпуса корабля водолазами не смог окончательно разрешить вопрос о причине взрыва, но поставил под сомнение ряд выводов комиссии 1898 года. В частности, водолазы установили что повреждение киля , которое в 1898 году было одним из основных аргументов в пользу внешнего взрыва, на самом деле вызвано детонацией погребов (которая, однако, как признало расследование 1910 года, могла быть вызвана внешним взрывом). Одной из причин неуверенных выводов комиссии было то, что корпус корабля подвергся сильной коррозии а носовая часть была полностью разрушена.

После осушения коффердама, американские инженеры срезали надстройки и верхние палубы корабля и отрезали полностью разрушенную взрывом носовую часть. Оставшаяся часть корабля была герметизирована цементом, очищена от ила и после заполнения коффердама - всплыла. 16 марта 1912 года, остатки корабля были отбуксированы в море и затоплены.

В 1976 году американский адмирал Риковер организовал частное расследование инцидента. Он предположил, что причиной гибели корабля было самовозгорание битумозного угля, который только что начал тогда применяться на американском флоте. Компания National Geographi Society провела своё расследование в 1998 году, приурочив его к столетию гибели корабля. Выводы на основании исследования архивов и компьютерного моделирования были неоднозначны: с одной стороны, пожар в угольной яме мог спровоцировать взрыв, но с другой стороны, то же самое могло быть действительно проделано даже небольшой миной, закрепленной снаружи корпуса. [ ]

В 2002 году телевизионный канал History Channel выпустил в эфир передачу о своем расследовании взрыва. В настоящее время наиболее вероятной причиной гибели корабля считается пожар в угольном погребе, приведший к детонации расположенного рядом погреба 6-дюймовой артиллерии. Подобная версия была впервые выдвинута ещё во время расследования в 1898 году, но по политическим мотивам была объявлена «маловероятной».

Версия испанской диверсии

Хотя таковая версия (подрыв крейсера миной, подведенной под его борт испанцами) широко циркулировала в американской прессе, она никогда не выдвигалась в качестве официального обвинения. Уничтожение «Мэна» как таковое не приносило Испании никакой прямой выгоды (кроме того, что ослабляло американский флот) и только увеличивало вероятность конфликта с Соединенными Штатами, которого испанское правительство пыталось избежать. Однако, существует определенная вероятность, что крейсер мог быть подорван испанской миной заграждения, сорванной течением с якорей и дрейфовавшей по заливу.

Версия провокации

Практически с самого момента гибели крейсера, появилась конспирологическая версия катастрофы, согласно которой крейсер был взорван агентами американского правительства, чтобы спровоцировать волну народного возмущения против Испании. Данная версия не поддерживается никакими материальными источниками, однако является весьма популярной. Главным возражением против неё является то, что уничтожение «Мэна» - одного из немногих современных на тот момент американских броненосных кораблей - ради организации провокации, является неоправданно дорогой акцией, подрывающей боеспособность флота.

Оценка проекта

Один из двух первенцев современного американского броненосного кораблестроения в 1880-х, «Мэн» не был особенно удачным кораблем. Нехватка опыта американских конструкторов и оглядка на устаревший европейский опыт (диагональное расположение башен) воплощенный в послужившем образцом «Ричауэлло» привели к тому, что корабль, формально мощный, оказался малобоеспособен.

Уступая броненосцам того времени в мощности вооружения и бронировании, «Мэн» был слишком медлителен и обладал явно недостаточной дальностью хода, чтобы быть эффективным крейсером. Хотя его вооружение и было более эффективно, чем тяжелые орудия «Техаса», неудовлетворительные качества всех американских тяжелых орудий того времени привели к тому, что по огневой мощи крейсер уступал всем европейским аналогам.

Все же, постройка «Мэна» и «Техаса» дала американским кораблестроителям ценный опыт и навела их на мысль не пытаться следовать зачастую уже устаревшим иностранным стандартам, а искать собственный путь в кораблестроении.



Loading...Loading...