Золотое правило этики почему оно золотое. О чем «золотое правило нравственности» гласит? Значение и смысл «золотого правила нравственности

«Золотое правило этики»

Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество.

Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе. Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях-и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле. Обычно Золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро-и не больше. Сделаешь кому-то что-то полезное-отлично, молодец. Не сделаешь-тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо-ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех действий есть свои последствия. Мы обижаемся или злимся, когда с нами поступают очень плохо-если нас обманывают, за нашей спиной говорят о нас всякие гадости, у нас что-либо украли или несправедливо обвинили.

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку

Богом . Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

Ключевые слова: «золотое правило этики»

Этика -1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

Этикет От фр. Etiquette - перечень правил

Этикет - совокупность правил, регламентирующих внешнее проявление отношения к людям. Правила этикета во много определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение. Например: школьный этикет, дипломатический этикет.

Слова Христа из Евангелия:

  • Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и пр«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей
  • «Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки
  • Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

  • Быть милосердным – это значит уметь прощать других

и вы прощены будете.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

ГРЕШНИЦА

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет - зеленый.

Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Работа с понятием «неосуждение».

Прочитайте текст. Прокомментируйте поведение старца, взявшего дырявую корзину.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Тема. «Золотое правило этики».

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Золотое правило этики. Неосуждение.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Назовите «золотое правило этики».

Почему оно «золотое»?

Сформулируй свои правила.

Учитель: Здравствуйте!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнаете о нравственных идеалах, моральных нормах наших предков.
Сейчас командам предстоит проверить себя в знании предмета, как можно быстрее и без ошибок пройти испытания на 4-х станциях. Справившись с заданием на каждой станции, команда получает фрагмент пароля. Собрав воедино пароль, команда имеет возможность узнать главное правило христианской этики.

Капитаны получают «Маршрутные листы»! ()

По моей команде начинаем свой маршрут. Раз! Два! Три!

II. Практическая работа на станциях

Станция 1 «Нравственность».

Тест (Выбор правильного ответа)

1: Выберите тот поступок человека, который можно назвать нравственным:

А) Не обращать внимания на чужие беды и горести.

Б) Помогать людям, которые в этом нуждаются.

В) Помогать людям, надеясь получить награду.

2. Если кто-то из приятелей сплетничает, то надо:

А) Осудить осуждающих;

Б) Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;

В) Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

3. Закончите предложение. Чтобы нас любили люди, мы должны…

А) Льстить им;

Б) Требовать любви;

В) Любить их.

4. Закончите предложение. Добрым человека можно назвать, если:

А) Он делает добро, чтобы стать популярным;

Б) Он делает добро, чтобы получить взамен награду;

В) Он делает добро по велению сердца.

5. Кто указывает человеку на его плохие мысли и поступки?

А) Милиционер.

Б) Товарищи.

В) Совесть.

6. Закончите предложение. Нравственный человек помогает…

А) Тем, кто помогал ему;

Б) Тем, кто может оплатить за оказанную помощь:

В) Тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает тебе зло.

Молодцы! Отметка в Маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

Вывод . Мы узнали, что нравственный человек умеет:

А) помогать людям, которые в этом нуждаются, даже если они делают тебе зло;

Б) не осуждать,

В) любить.

Мы выяснили, что мы понимаем под понятием нравственность или этика.

Станция 2 Христианская этика

А теперь нам предстоит ответить на вопрос:

Что такое христианская этика? В чём её отличие от светской этики?

- Как уберечься от осуждения других?

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, что Иисус Христос заповедовал иметь своим ученикам, чтобы их отличали от других людей.

1.То, что надо обличать и ненавидеть. (Зло)

2.Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло. (Люди)

3.То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата. (Бревно)

4.Различение оценки поступка и оценки самого человека. (Неосуждение)

5.Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах. (Человек)

6.То, что нужно не делать, чтобы не быть судимыми. (Судить)

любовь . Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

Что особенного есть в христианской любви? На этот вопрос вам поможет ответить буклет. Разверните его. Давайте прочтём первое послание к Коринфянам святого апостола Павла гл.13

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Станция 3 Притча.(Фильм)

Старец вывел учеников на мороз и молча, встал перед ними.
Прошло пять минут, десять… Старец продолжал молчать.
Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца.
Тот безмолвствовал. Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.
Он сказал: "Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь.
Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло.
В этом и есть суть христианской любви”.

Обсуждение: что лежит в основе христианской любви?

А) доброта

Б) любовь к ближнему

В) сострадание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

И напрасно просить о многом,
Мне по сути одно лишь нужно.
Я любви прошу у Бога,
О других не заботясь нуждах.

Вера Сергеевна Кушнир

Вывод: главное содержание христианского учения выражают слова закона:

"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Станция 4 Познание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

III. Подведение итогов

1Соберите воедино пароль, объяснив, что он означает (Золотое правило христианской этики)
Отметка в Маршрутном листе. Руководители групп читают золотое правило нравственности.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», (Мф.7:12)

Молодцы!

Д.З Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.

«Итак, во всем, как поступали люди, так

поступайте и вы с ними» хотите, чтобы с вами

На вопрос почему главное правило морали называют золотым заданный автором Даша Короткова лучший ответ это Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении) .
Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки) , - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т. д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро - главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности) . С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» .
Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой) . Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т. п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т. п.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: почему главное правило морали называют золотым

Ответ от Осокорь [новичек]
Ай, Ай, ай ДашКаа*))


Ответ от Алексей Колесников [новичек]
Главное правило морали: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Называют золотым, потому что если человек будет почаще вспоминать его и ставить себя на место того, кого хочет обидеть, то, возможно, он не станет обижать другого, ведь не хотел бы, что его обижали)


Ответ от шеврон [новичек]
Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойными, благородными, правильными) и безнравственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Основой морали являются - совесть (нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении) .
Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки) , - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т. д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро - главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности) . С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» .
Особенность морали состоит в том, что она основана на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой) . Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т. п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т. п.

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

(Вопрос 10-12 разобраны все вместе)

  1. Варианты этик -1: этика любви; этика успеха; этика доблести

  2. Варианты этик -2: этика «разумного эгоизма»; гедонистическая этика.

  3. Варианты этик -3: экологическая этика; религиозная этика.

Типы этики (жизнь ради..):

    Этика доблести или этика чести

Князю - славу, а дружине - аминь.

Воин добровольно принимает смерть.

    Этика любви

Мать Тереза, взаимоотношения людей, любовь к родине.

    Этика успеха

    Этика выживания (благополучия)

    Этика творчества

Этика рассматривается как действие, которое мы совершаем, раздумывая о том, как сделать это (например, привлекать внимание или нет, заходя в аудиторию )

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Этика «разумного» эгоизма (противоположна этике любви) - стремление удовлетворения интереса (интерес - простые и понятные потребности, которые есть у каждого человека ). Есть такое представление, что всем людям нужно одно и то же.

Эгоист думает только о себе, а разумный живет среди других людей и понимает, что у него присутствуют интересы такие же, как и у других, в результате между ними могут возникать конфликты, и идет стремление согласовывать свои отношения к удовлетворению своих интересов (альтруизм противоположность эгоизму ). Закон согласовывает слабых и сильных.

Разумный эгоизм - как форма индивидуализма (человек начинает с себя, делает сам, он не требует от других действия и сам не навязывает свои действия ). Противоположность индивидуализму - коллективная этика (целая часть, выполнение закона, этика социализма). Крайняя этика эгоизма - индивидуализм, коллективизма – этика экологии (почему мы убиваем животных и употребляем их в пищу, а с людьми так не делаем ).

Действуй в интересах всего живого. То есть нужно исходить, что я есть жизнь, которая хочет жить и которая находится среди другой жизни, которая хочет жить; нужно жить так, чтобы эта жизнь не строилась за счет другой жизни. (книга – «Не отпускай меня», автор - Кашио Ишигуро )

Этика религиозной веры - вера в Бога (действия, описанные в священном тексте т.е. как жить: Коран, Библия). Основана на понимании религиозного текста.

Можно положить принцип: «Делай то-то ради этого», здесь может быть жизнь как целое, любовь, благополучие, короче лежит какая- то ценность.

Свобода - это причина собственных действий. В истории европейской культуры свободе уделялось большое внимание, в отличие от восточной. Кант уделял большое внимание свободе. Есть различие между внешней (отсутствие принуждения ) от внутренней (свобода сознания, свобода решать, рефлексия дает человеку решать ). Варлам Шаламов считал, что можно отключить в человеке принятие решения.

Этика - это явление, которое существует в окружении людей. Человек несет ответственность за свои действия, здесь и рождается этика. Преследуя свои ценности человек совершает действие – поступок - ответственность. Люди в любых условия имеют выбор совершать поступки, за которые они затем отвечают.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе » (отрицательная формулировка) и «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой » (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем - будут обращаться с ним по принципу «око за око, зуб за зуб».

Золотое правило известно людям с незапамятных времен. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности - древневавилонском сказании об Акихаре. У Конфуция (VI-V в.в. до н. э.) оно - основа поведения. В древнеиндийской «Махабхарате» (V в. до н. э.) оно предстает как норма норм.

Золотое правило приписывается двум из семи греческих мудрецов - Питтаку и Фалесу. Его можно встретить в «Одиссее» Гомера, в «Истории» Геродота, в Библии. В последней оно упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Товита (4,15), в Евангелии от Луки (6,31) и в Евангелии от Матфея (7,12). Так называемые библейские заповеди - не убий, не кради, не прелюбодействуй и т. д. - не что иное как частные и усеченные выражения золотого правила. То же самое можно сказать о заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19;18. Евангелие от Матфея 22;39).

В Новое время о золотом правиле писали Т. Гоббс, Д. Локк, Х. Томмасиус, И.Г. Гердер...

У Канта золотое правило фигурирует под именемкатегорического императива . Он, с одной стороны, возвысил его (хотя и в превращенной форме) до значения главного принципа поведения людей, с другой, - унизил, назвав его общепринятые формулировки тривиальными и ограниченными. Категорический императив - преобразованное в духе ригоризма и деонтологизма (этики долга) золотое правило: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Переформулировав правило в виде категорического императива Кант в значительной степени лишил его того, что делает егозолотым , а именно, индивидуальной составляющей, нарушив этим меру, т. е. склонив чашу весов в пользунадындивидуального, - общего, всеобщего. (Само название воистину устрашающее: императив да еще категорический! Императив - повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Одна только железная необходимость и ни капли случайности. Одно только долженствование и ни капли хотения.)

Поверхностность понимания Кантом золотого правила проявляется, в частности, в том, что он не увидел в нем основание долга, утверждая что оно якобы не формулирует обязанностей по отношению к другим. Разве золотое правило не указывает, например, на долг перед родителями? Разве оно не говорит о том, что если ты хочешь, чтобы твои дети относились к тебе подобающим образом, то ты самдолжен таким же подобающим образом относиться к своим родителям? Или: если ты хочешь, чтобы родители относились к тебе хорошо, то ты самдолжен относиться к ним хорошо. И т. д. Такое понимание Кантом золотого правила обусловлено ориентацией на надындивидуальное. В его категорическом императиве основание долга - всеобщий закон. Этим Кант ставит общество выше личности. Золотое же правило указывает на конкретного человека как на основание долга. И это справедливо, потому чтонет крепче основания чем сам человек для себя . Долг предполагает знание себя и других. А кого человек знает лучше: себя или других? Конечно, себя. Долг предполагает уважение и заботу. А кого человек уважает больше и о ком заботится больше: о себе или о других? Конечно о себе. Это естественно. Основание долга находится не в каких-то заоблачных высотах, а в конкретном живом человеке со всеми его достоинствами и недостатками. Сам Кант, солидаризируясь с библейской заповедью любить ближнего своего как самого себя, подчеркивал при этом, что человек, не любящий себя, не может любить другого, т. к. такой человек свою ненависть к другому может фарисейски оправдывать своей самоотреченностью.

В русской философии о проблемах, связанных с золотым правилом, писал В.С. Соловьев . Вслед за Шопенгауэром он убедительно показал значение эмоций, психики как индивидуально-интимной основы золотого правила. Если люди руководствуются данным правилом безотчетно, то это в значительной мере благодаря чувствам совести и сострадания.Совесть отвечает преимущественно за реализацию отрицательной составляющей золотого правила.Сострадание - положительной. Совесть говорит: не делай другим того, чего не желаешь себе, т. е. не делай зла. Сострадание велит оказывать помощь страждущим, поступать с ними так, как хочешь, чтобы поступали с тобой в аналогичной ситуации.

Интимно-психологические «механизмы», реализующие золотое правило, указывают на то, что оно отнюдь не является некой абстрактной бездушной нормой, что оно глубоко индивидуализировано, психологично, имеет не только “антенну” в виде традиции,общепринятого правила поведения, но и “заземлено” , уходит корнями в самые глубины человеческого естества.

В.С. Соловьев, правда, слишком увлекся страдательной стороной золотого правила. Последнее опирается не только на чувства жалости, сострадания, но и на чувства любви, наслаждения и просто на любопытство, на интерес (одного человека к другому). Кроме того он называл золотое правило принципом альтруизма и это, как представляется, не совсем верно. Слово «альтруизм» происходит от alter,другой и в обозначаемом им принципе акцент, естественно, сделан надругом ,других . Альтруизм - это самопожертвование, само­отверженность. В золотом же правиле акцент делается на ego, на данном человеке. Ведь от него, как от печки, «танцует» золотое правило. Последнее «не отворачивается» отя в сторонудругого , а «пытается» согласовать позициия идругого , найти общий знаменатель, общую меру между ними. Золотое правило потому и является мерой, нормой, что оно устанавливает определенный баланс интересов.



Loading...Loading...