Е. А

Руническое письмо

Руническое письмо само по себе традиционно почита­ется искусством, и искусством непростым. С использова­ния рунических знаков на письме мы и начнем непосред­ственное знакомство с применением рун в Традиции.

Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каж­дый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов - Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (анг­ло-саксонского) и западно-славянского (вендского) - приводятся на рисунке на следующей странице.

Руническое письмо имеет ряд характерных особеннос­тей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим.

Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо {правое письмо}, так и справа налево {левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл - при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.



Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой - ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обыч­ные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма

таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т.д.

Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, пред­ставляющими собой одну или несколько точек.



В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнопи­си, в магических целях или просто для сокращения про­странства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизитель­но ее содержания, очень непросто.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определен­ные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки

И Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, и запи­сываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, , , и т.д.).


Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из несколь­ких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруд­нительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи - для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.

Другой техникой ру­нической тайнописи яв­ляется применение зер­ кальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизон­тальной или вертикаль­ной оси (стержня). Зер­кальные руны, надо ска­зать, применялись не только как средство про­стейшей тайнописи, но и как способ усиления ма­гического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дваж­ды или трижды, действу­ет эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальны­ми рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отметим, что обе описанные техники могут при­меняться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочита­емы для непосвященно­го. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун - например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы.

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других

техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые - номер руны в атте.

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается - помимо всего прочего - употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов.

Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как:

«Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной, Иер. Здесь старшая руна Йер

Изучение данной темы, должно сопровождаться прак­тикой рунического письма.

Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая является не просто упраж­нениями в начертании рун.

Рекомендуется попрактиковаться во всех описанных выше способах рунического письма (левое и правое, бустрофедон и т.д.), используя разные рунические ряды. При этом следует помнить, что германские руны (Футарк, нортумбрийский ряд и т.д.) предназначены для записи германской речи; славянская же речь должна записываться славянскими рунами. Для практики в письме германскими рунами можно использовать просто перечень знаков соот­ветствующего ряда (Футарка, например) или какие-либо тексты на германских языках (хотя бы современных). Молено также использовать известные древние тексты. В качестве примера мы приведем здесь несколько

фрагментов песен Старшей Эдды на языке оригинала (древне-исландский) с русским переводом:

Следует помнить, что запись текстов рунами - уже сама по себе магическая практика. Мы можем рекомен­довать читателям попытаться оценить собственные ощу­щения и ассоциации при написании текстов разными способами и разными рунами: возможно, эти ощущения окажутся интересными, а их анализ - небесполезным в отношении освоения рунического Искусства.


История деградации азбуки [Как мы потеряли образы букв] Москаленко Дмитрий Николаевич
Из книги Боги Третьего рейха автора Кранц Ганс-Ульрих фон

Руническая магия Перстень «Мертвая голова» был самым весомым символом участия в делах СС. По словам Гиммлера, он был «знаком полного повиновения и преданности лично фюреру». Орнамент включал в себя «мертвую голову» (череп), двойную руну «зиг», свастику, руну «хагалл» и

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

75. Письменность В течение многих столетий все умственное творчество еврейского народа заключалось в устных преданиях. Сказания о начале мира, образовании стран и народов, предания о прошлой жизни еврейского народа, его скитаниях, подвигах, войнах, о его героях, учителях

Из книги Славянские Боги Олимпа [Историко-лингвистический очерк] автора Мирошниченко Ольга Федоровна

Глава II. Докирилловская славянская руническая письменность Официальная наука и русская Православная Церковь категорически утверждают, что именно Кирилл и Мефодий «принесли свет письменности в языческую тёмную Русь».Однако существуют источники, причём очень древние,

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации - письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Письменность Книга. Написанный текст передавался в зависимости от типа посланий, различных по своей природе, посредством мозаики, камня и рисунка на папирусе, пергамене и бумаге. Папирус в течение долгого времени выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в

Из книги Друиды автора Леру Франсуаза

I. ПИСЬМЕННОСТЬ Трудно исследовать доктрину друидов, основанную на системе передачи табуированных знаний. «Доктрина» - слово даже слишком сильное, чтобы обозначить то немногое, что нам известно. К тому же, что скрывало за собой наименование «друидизм» в кельтской

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Письменность Общепринятая письменность – китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются в самом Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре.Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Письменность Славяне еще задолго до принятия христианства могли познакомиться с письменностью. Они приходили к грекам на черноморские рынки. После 106 года н. э. из Дакии начался наплыв римских торговцев, а когда в VI и VII веках славяне пришли на Балканский полуостров, им,

Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид Челябович

Письменность Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.На плодородной низменности между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, издавна жили шумеры – древнейший культурный народ мира.У шумеров, как и у

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Письменность Долгое время (до XIII и даже до XIV века!) наши предки использовали руническое письмо. Как правило - для записей культового характера, поэтому знатоками рун были профессиональные жрецы. На балтских диалектах их называли «вайделоты», на славянских - «волхвы»,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на папирусе стали писать во времена Александра Македонского, то есть в IV веке до н. э. Но за

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Письменность Главная загадка хараппской цивилизации – письменность. Ее расшифровка прольет свет на множество других тайн. Археологи нашли большое число предметов с надписями на неизвестном древнем языке. Среди них тысячи печатей, изделия из металла и керамики. Ученые

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Письменность Мы полагаем, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на более древних скульптурных монументах в области майя и в

Из книги Великие культуры Месоамерики автора Соди Деметрио

Письменность Иероглифическая письменность.Использование чисел со значением в зависимости от занимаемой позиции.Сброшюрованные книги (кодексы). Исторические летописи и

Со 2-3 вв. до позднего средневековья. Вышло из употребления с распространением латинского письма . Знаки рунического письма, руны , вырезались преиму­ще­ствен­но на металле, камне и дереве, отсюда их своеобразные заострённые начертания. Древнейшей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (Норвегия, около 200 г.). Состав алфавита и начертания рун с течением времени менялись. Различают старшие, или общегерманские, руны (до 9 в., 24 руны) и развившиеся из них младшие, или скандинавские, руны. Известно около 150 старше­ру­ни­че­ских надписей (преиму­ще­ствен­но в Шлезвиге, Ютландии и на Скандинавском полу­остро­ве, но также в других районах Европы) и свыше 3500 младшерунических надписей. Поздней­шие модифи­ка­ции руниче­ско­го письма в Скандинавии («пунктированные», «бесстволые», «дальские» руны) имели ограни­чен­ное применение. Особый вариант рунического письма - англо-саксонские руны, бывшие в употреб­ле­нии в Англии в 7-10 вв. (до 33 рун).

Старшие и младшие руны различаются как по функциям, так и по языку. Старшерунические надпи­си встреча­ют­ся на оружии, украшениях, а с 5 в. также на камнях. Их язык, отлича­ю­щий­ся большим едино­обра­зи­ем и архаичностью, не может быть отождествлён ни с одним конкретным древне­герман­ским языком. Выска­зы­ва­лось мнение, что он является особым типом общегерманского койне (Э. А. Макаев). Старшие руны, видимо, применялись в основном в магических целях (ср. готское rūna ‘тайна’, древневерхненемецкое rūnōn ‘шептать’). Особую роль в надписях играют имена собствен­ные и сакральная лексика , не всегда поддающаяся истолкованию. Встре­ча­ют­ся надписи, состоящие из отдель­ных рун или воспро­из­во­дя­щие целиком рунический ряд. Младше­ру­ни­че­ские надписи являются памятниками древне­скан­ди­нав­ских языков (древне­швед­ско­го, древне­дат­ско­го, древне­нор­веж­ско­го). Это главным образом мемориальные надписи на камнях, состоящие из нескольких фраз, некоторые из которых версифицированы.

Вопрос о непосредственных источниках рунического письма остаётся спорным. Несомненна, однако, его связь с южноевропейской письменностью Средиземноморья (греческой , латинской или италий­ской).

Термин «руническое письмо» применяется по отношению и к другим письменностям (см. Древне­тюрк­ское руническое письмо).

  • Смирницкий А. И., Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка, «Учёные записки Института языка и литературы», 1931, т. 4;
  • Макаев Э. А., Язык древнейших рунических надписей. Лингвистический и историко-филологический анализ, М., 1965;
  • Мельникова Е. А., Скандинавские рунические надписи. Тексты, перевод, комментарий, М., 1977;
  • Krause W., Runeninschriften im älteren Futhark, Halle, 1937;
  • Elliott R., Runes. An introduction, Manchester, 1959;
  • Moltke E., Runes and their origin: Denmark and elsewhere, Cph., 1985.

1.Введение

2. Древнетюркская руническая письменность

3. История рунического письма

4.Современный взгляд на руны

5.Заключение

6. Список литературы

1.Введение

Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук.

Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного кириллического или латинского письма.

Руническое письмо допускает следование знаков как слева направо, так и справа налево. При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный вид, а при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл – при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.

Слово руна происходит от древнескандинавского корня, означающего «тайна». И название это дано не современными учеными, до сих пор не раскрывшими загадку происхождения рунических письмен, а древними германцами, приписывавшими знакам магическую силу.

Рунические надписи находят в самых различных частях Западной Европы. Больше всего их обнаружено на территории Швеции - несколько тысяч. Самые ранние рунические тексты найдены на территории Ютландского полуострова и прилегающих островов - они относятся к III в. До н. Э. Помимо того, эти надписи имеются в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, Германии, Франции, Австрии, Греции, Румынии, на острове Березань в Черном море. И даже в нашей стране, на Волыни, возле города Ковель, был найден наконечник копья с рунической надписью. Руны вырезались на самых различных предметах, высекались на камне, чеканились на металле. До нашего времени дошли рунические надписи и календари, вырезанные на палках в виде меча или посоха, молитвенники и обращения к языческим богам, магические заклинания и имена владельцев оружия или украшений, запечатленные знаками рун.

Целью данной работы является- Изучение темы:«Руническое письмо тюрков: истоки, история и современность».

Задачами данной работы является: описать возникновение древнетюркской рунической письменности, историю рунического письма, и связь с современным миром.

2.Древнетюркская руническая письменность

Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов.

Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом.

Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в следующем году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций - переводы 40 енисейских надписей.

Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Наиболее вероятно, что кыргызы заимствовали письменность в результате победоносного похода древних тюрков в 711 г., которые "завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок) народе кыргызов".

За последующие полвека кропотливая работа по поиску и публикации памятников енисейской рунической письменности, а также вновь приобретенные методы исследований, сделали возможным большое научное достижение - в 1951-52 гг. С.Е. Малов публикует тексты орхонских и енисейских памятников.

Именно тексты переводов этого замечательного ученого и приводятся в этой части ресурса "История кыргызов", и к сожалению, по техническим причинам, мне не удалось воспроизвести здесь оригинальный рунический и транскрипционный шрифты.

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.

Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной.

Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и, в отличие от согдийского прототипа, бал хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся.

3.История рунического письма

Руны – это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Корень слова «руны» встречается в словах германских языков, имея общее значение: шепот, шептать, тайна, секрет, тайный совет. Отсюда большинство исследователей делает вывод, что руны хранились в общем духовном наследии германских народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и начертание этих знаков. Современное английское слово «писать» - to write – родственно древнеанглийскому слову “writan” – «вырезать, высекать». И мы до сих пор можем наблюдать высеченные на камнях руны (теперь уже в музеях). Происхождение рун у скандинавов (а это германцы, ушедшие на север, на Скандинавский полуостров) считалось божественным. Согласно скандинавской мифологии, их нашел, пожертвовав собой, сам Один – бог колдовства и поэзии, военного исступления и творческого вдохновения. Девять ночей он провисел на Мировом Дереве – Ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным же копьем, «принеся себя в жертву себе же» . И в результате познал священные знаки – руны. Руны для скандинавов были неразрывно связаны с поэзией, в том числе и магической поэзией стихов – заклятий. И бог Один учил людей поэтическому и руническому искусству. Германо-скандинавские руны отличаются от других алфавитов Европы их активным использованием в магических целях. О гадании континентальных германцев с использованием знаков, похожих на руны рассказывал римский историк Тацит в I веке нашей эры. А в Скандинавии археологи обнаруживают рунические знаки, начертанные во II веке нашей эры. О рунической магии прямо говорится в «Старшей Эдде» - древнеисландском сборнике песен о скандинавских богах и героях, а также в древнеисладских сагах и прядях (коротких рассказах), относящихся к эпохе викингов (VII – XI вв.). Магический алфавит Любой буквенный алфавит можно применять в магических целях: писать заклинания и просьбы самым обычным образом, но на необычных или необычно используемых вещах (вроде послания мертвым или воззвания к духам) . Иногда для этого используют особые ингредиенты, вроде «магических чернил» или особенным образом выделанной бумаги, ткани, коры дерева, и др. Есть другой излюбленный многими чародеями метод: это различного рода шифровки. Историкам магии известны знаменитые буквенные квадраты, типа ABRAKADABRA или SAPERO. Возможно, первые шифровки использовались именно в магических, а не в шпионских целях (колдуны, как и шпионы – представители очень древних профессий, но все-таки колдуны – древнее). Это делалось для того, чтобы непосвященные не разобрались в написанном, и чтобы не было страшных последствий от овеществления магических слов и сочетания звуков. Однако сам алфавит только от этого магическим не становится. В то же время существуют сугубо магические алфавиты, и даже языки, вроде енохианского. Енохианский язык был детищем известного английского алхимика и духовидца XVII века Джона Ди и его напарника – медиума Эдварда Келли. Нашли они его во время своих мистических опытов. В наши дни этот язык используется телемитами (последователями А. Кроули), особо просвещенными «черными магами» и оккультистами западной европейской традиции. А германские руны – это редкий вариант алфавита, являвшегося и магическим и обычным буквенным практически в одно и то же время. Поэтому, возможно, и был сохранен как система до наших дней. Это связано, с одной стороны, с широким распространением магических знаний, их врастанием в плоть и кровь народа. (Не зря из всех индоевропейских народов именно у северных германцев Один, бог-колдун, становится верховным божеством пантеона.) А с другой, с потребностью скандинавов в развитой алфавитной системе – для торговли, переписки и тому подобного. Это уже было связано с их широкой политической, военной, торговой и общественной деятельностью по всей тогдашней Европе. Вместо того, чтобы придумывать новый алфавит, северные германцы воспользовались своим старым магическим алфавитом, называемом «Футарк». Рунические ряды Германский рунический алфавит называется «футарк» (по первым шести буквам ряда – f – u – th – a – r – k, ударение в этом слове делается на первый слог – «фýтарк»). Однако подобных «футарков» существует несколько. Наиболее известными считаются Старший Футарк, Младший Футарк и Нортумбрийский футорк. Старшие руны (Старший Футарк) Рунический ряд, называемый Старшим Футарком – самый древний из нам известных, называемый еще «общегерманский Футарк». Изображения этого рунического строя встречаются по всей Скандинавии, и их относят к II – VIII вв. нашей эры. Его знаки являются скорее символами, нежели буквами и обозначают в первую очередь некие понятия или принципы. Руны этого ряда традиционно, еще в древних источниках, делятся на три группы из восьми рун (это показано и на рисунке). Каждая такая группа называется аттом. Порядок знаков в Старшем Футарке четко фиксирован, хотя иногда встречались смены мест двух последних рун. Начертание рун Старшего Футарка в целом одинаково. Заметно различаются лишь варианты написания руны Совелу (Сигель) и руны Ингуз. С большой вероятностью можно предположить, что руны Старшего Футарка первоначально были магической системой. Но наряду с магическими целями, под влиянием существующих алфавитов других народов, эти руны стали в какой-то момент следовать целям информативного характера. Не было смысла скандинавам изобретать совсем уж новый алфавит для письменных занятий, и они использовали уже имеющиеся знаки. Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие, стали буквенными: знак стал буквой и отдельным звуком. Наиболее понятными для современных исследователей становятся именно «буквенные» записи. Исконные названия этих самых смысловых рун – неизвестны. И современные названия рун это результат изысканий лингвистов и упрощения этих названий в среде эзотерических рунологов. В этой книге мы будем говорить именно о рунах Старшего Футарка. Но для сравнения и общего понимания ситуации и эволюции рунического письма нам потребуется и знание о других родственных рунических ряда – Младшем Футарке и Нортумбрийском Футорке. Младшие руны (Младший Футарк) Младший Футарк появляется в Скандинавии где-то в VIII – XI вв. как обычный буквенный алфавит на основе рун Старшего Футарка. Его называют еще «викингскими рунами». Новая система стала необходима для ведения переписки, заключения торговых и политических сделок. Исчезают некоторые буквы Старшего Футарка, изменяется написание других, отдельные старые знаки, приспосабливаясь непосредственно к языку, приобретают новое звучание. Этот ряд легко адаптировался к местному наречию или способу начертания знаков. Потому существуют несколько разновидностей этого алфавита, неимеющих, впрочем, никакого отношения к магии. Со времен возникновения и активного использования "младших рун" люди старались не употреблять без необходимости руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Потому встречаются смешанные надписи из Старшего и Младшего Футарка, где осмысленная фраза из рун - букв (Младшего Футарка) заканчивается руной – понятием (Старшего Футарка). Англосаксонский ряд и Нортумбрийский Футорк Эти рунические ряды возникли в результате переселения германских племен англов и саксов в Британию в V веке н.э. Магические системы и представления германцев (руны) и кельтов (друидский магический алфавит «огам», культ деревьев и др.) непостижимым образом сошлись в создании сначала раннего англосаксонского рунического строя из 28 рун, затем Нортумбрийского из 33 знаков. Руническое Возрождение Магическое использование рун с приходом христианства подверглось осуждению и забвению. Но в XIX – XX веках, когда началось возрождение немецкого народничества и «германской духовности», вспомнилась древняя, слывшая магической, письменность – руны. Так возникла новая, «эзотерическая», рунология. В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы неоязычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы - журналисты и идеологи возрождения «северной Веры» . Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для изменения реальности, влияния на существующий ход вещей. Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей, необходимо понимать, насколько это вообще возможно, мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать или находить новые оттенки смысла самих знаков. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. И руны по-прежнему выражают определенные принципы мироздания и мы можем по-своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.

Алфавитом первого связного письма у древних германцев были знаки рунического письма, считавшиеся также магическими. Тацит в своей "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна», немецкий глагол raunen «таинственно, украдкой шептать»). Одного корня с «runa» и современное немецкое название мандрагоры - Alraun. У древних германцев Al(b) runa - «ведьма, демоническое существо». Еще Тацит различает обряды, совершаемые жрецами в «общественных целях» и главой семейства «частным образом». Известно о существовании не только жрецов, но и жриц, когда готы переходили Дунай, то каждый род вез свою отеческую святыню, вокруг которой шли ее служители - жрецы и жрицы. Жрец - «гуди»- выбирался из родовой знати, содержал капище, где проходили жертвенные пиры, и председательствовал на местном тинге. Гот. runа означает и знак рунического алфавита, и тайный письменный знак, применяемый при гадании. К 4 в. готы знали руны. Но у германцев бытовали также и неалфавитные письменные магические знаки.

Наряду с официальными культами, готы широко прибегали к так называемой приватной, бытовой магии вне привязки к общественным культовым мероприятиям. Важна роль колдуний и колдунов, это вполне независимые и опасные существа. В сфере магического важны и интересны негерманские влияния, в первую очередь - финские. Похоже, что через них германская приватная магия усвоила ряд шаманистических элементов. Одновременно колдуны были травознатцами и лекарями. Травы - важные магические орудия, непременный атрибут колдунов и колдуний, при их помощи наводили морок. Злые колдуны наводили порчу «дурным глазом», причиняли болезнь и смерть, а также отнимали силу и жизнь или передавали их другим.

Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «Футарк» (futhark). Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Горизонтальные линии использовались очень редко, поскольку они совпадали с древесными слоями и плохо различались. Отсутствие круглых линий, вероятно, объясняется техникой вырезания или выцарапывания рун острыми предметами - руническими палочками - на дереве, металле и камне. Направление письма произвольное: слева направо, сверху вниз и наоборот. Часто слова не разделены никакими знаками, хотя в качестве нерегулярных маркеров словоделения могут выступать точки или некоторые другие знаки, отсутствует и разбивка на строки. У создателей футарка было очень развито чувство звука, руническое письмо полностью соответствовало германскому звукоряду.

Феху/ Fehu [f] - богатство. Без амулета с этой руной не заключали ни одну сделку.

Урус/ Uruz [u] - бык. Символизирует ярость, отвагу, мощь, в том числе и на любовном фронте.

Турс / Thurisaz - секира. Руна бога Тора, похожая на его молот Мьёльнир. Ею украшали доспехи.

Ансуз/ Ansuz [a] - послание. Руна колдунов и шаманов. Помогала познавать неведомое.

Райдо / Raidho [r] - дорога. Руна путешественников, оберегавшая от злоключений в пути.

Кенас / Kenaz [k] - факел. Руна ясности, раскрытия тайн и заговоров.

Гебо / Gebo [g] - дар. Часто изображался на любовных амулетах.

Винья / Wunjo [w] - радость. Использовалась в личных украшениях для улучшения настроения.

Хагалль / Hagalaz [h] - град. Символизировала беды и катаклизмы.

Науд/ Nauthiz [n] - нужда. Оберегала от обмана. Вырезанная на роге для вина, хранила от яда.

Иса/ Isa [i] - лед. Ею «замораживали» неприятности, например, судебные тяжбы.

Йара / Jera [j] - год, урожай. Руна достижения цели.

Ихвас/ Eihwaz [`e] - сосна. Ее вырезали на кораблях - помогала причалить к берегу в шторм.

Перт / Perthro [p] - сокрытое, сокровенное. Руна гадателей.

Альгис / Algiz [z] - лось. Символизировала силу. Руна воинов. Часто изображалась на щитах.

Совило/ Sowilo [s] - солнце. Символ власти и победы. Руна правителей и военачальников.

Тюр, Тиваз / Tiwaz [t] - руна, названная по имени бога войны. Изображалась, в основном, на оружии.

Бъорк / Berkano [b] - береза. Символ семейного счастья, плодовитости и удачного материнства.

Эвас/ Ehwaz[e] - лошадь. Руна скорости и движения вперед.

Маннас / Mannaz [m] - человек. Руна деловых, а также личных отношений.

Лагус, лигр / Laguz [l] - вода. Руна стремления и очищения.

Ингви / Ingwaz - по второму имени бога плодородия Фрейра. Руна земледельцев.

Дэг / Dagaz [d] - день. Руна надежды. Использовалась при лечении затяжных болезней.

Отиль / Othala [o] - руна дома. Ее вырезали на двери, чтобы охраняла дом от нечистых помыслов.

Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии.

Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3-8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль брактеат (плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне)), надгробные камни и т.д. Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии.

Руническое письмо, возникшее на основе одного из северо-италийских алфавитов, было усвоено мигрирующими германскими племенами в первые века н. э. Есть еще одна гипотеза, что изобрели и распространили руны герулы - восточногерманское племя. Самые древние памятники рунического письма зафиксированы на Кюльверкском камне, Вадстенском и Мотольском (Эстеръетланд, Швеция, 500--550 гг.) брактеатах.

Старший рунический ряд претерпел локальные модификации, в результате которых возникло 32-значное англо-фризское руническое письмо и 16-значное - скандинавское (младшие руны). В младшем руническом письме произошли существенные изменения: были устранены гласные среднего подъема, отсутствовала оппозиция между перегласованными и неперегласованными гласными, звонкими и глухими согласными. Упрощение алфавита, вероятно, связано со стремлением отразить новую фонологическую систему. Сокращение количества рун, обозначавших гласные, вероятно, связано с закреплением за руной определенной фонемы со всей совокупностью ее аллофонов, образовавшихся в результате различных видов умлаута и преломления; в системе консонантизма, возможно, произошла замена противопоставления по звонкости/глухости (например, d/t) на оппозицию по способу образования (например, d/р, т. е "смычный / спирант").

Младшими рунами выполнено около 5000 надписей на рунических камнях мемориального характера, на перекрестках, у мостов, на местах тинга, в церковных дворах. Традиционное содержание младших рунических надписей - формула, состоящая из имени заказчика, приказания вырезать руны, имени покойного, установления родственных (или другого рода) отношений между ними, имени мастера. В середине 9 в. на юге Швеции и в некоторых частях Норвегии возникли шведско-норвежские, или короткоствольные, руны в которых проявилась тенденция к облегчению начертания обычных («датских») рун.

Весьма недолго использовались хельсингские, или «бесстволые», руны, в которых принцип упрощения достиг наибольшего развития; с начала 11 в. были изобретены пунктированные руны, в которых в качестве диакритики использовалась точка. Помимо рун, в древнегерманских текстах использовалось готское письмо (только в готских текстах), по-видимому, изобретенное епископом Вульфилой в 6 в. н. э. на основе греческого алфавита с добавлением некоторых знаков из латинского или рунического алфавитов. После христианизации германских народов большое распространение получило латинское письмо в форме минускула, имевшее два варианта - инсулярный (англо-саксонский) и континентальный (каролингский) минускул. В 12 в. начинает применяться готическое письмо. В языке идиш используется еврейская графика. Из Англии и Германии рунических надписей дошло очень немного, всего известно около 150 предметов с руническими надписями 3-8 вв. Большинство надписей - отдельные слова (чаще всего - имена собственные). Каждая руна сама по себе тоже имела магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить удачу и ограждать от несчастий. Краткость или фрагментарность большинства надписей, их плохая сохранность и магический смысл привели к тому, что около трети расшифровать не удалось. А многие, считающиеся расшифрованными, имеют весьма спорные толкования.

Рунические надписи континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6-8 вв.). В основном это амулеты и фибулы с алфавитом, краткими надписями магического характера и рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя значительная находка была сделана в 1945 г., это запись футарка в рукописи из монастыря в Фульде (8-9 вв.). У англосаксов в связи с фонетическими особенностями их диалектов число рун было увеличено до 28. Такое их число в рукописи 7 в., в так называемом "Зальцбургском кодексе" -- "Codex Salis burgiensis", а древнеанглийская "Руническая песня" 9-10 вв. содержит уже 33 руны. Таким образом, древнеанглийский футарк является расширенным вариантом континентального.

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно лишь реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народов. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, в частности, основообразующие гласные. Специфика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe «буква» первоначально означало «буковая палочка» (ср. гот. boka «буква», мн.ч. bokos «книга», да.bokstжf). Немецкий глагол lesen «читать» первоначально означал «подбирать, выбирать (разбросанные буковые палочки)» и сохранил это значение, как менее употребительное, наряду с новым «читать», старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen «подбирать» и в ряде сложных существительных -- Weinlese, Kartoffellese. В процессе христианизации (4-12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом (готы - с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территории Франкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняется латинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, в Дании в 13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16-17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать ни с латинским, ни с так называемым «готическим» шрифтом.

Невероятно ценно, что Англосаксонский и Младший Футарки «оставили» после себя среди прочих такие замечательные памятники как руна-поэмы (представляющие собой учебники для изучающих алфавит) и перечни имён рун. Именно на этой основе учёными-лингвистами были восстановлены имена рун Старшего Футарка.



Loading...Loading...