Клиническая психология. Учебник

УДК 159.9.07 ББК56.14 ■ С 34

Научный консультант серии-А.Б.Хавин

Сидоров П.И., Парников А.В.

С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 381с. - (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии)

ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект») ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга») ISBN 5-8291-0058-4 («Академический проект», т. II) ISBN 5-88687-080-6 («Деловая книга», т. II)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

УДК 159.9.07 ББК 56 .14

Раздел 4 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 15 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ

ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

К настоящему времени число теорий личности в зарубежной персонологии (от англ. personality-личность, индивидуальность) исчисляется сотнями и все они существенно зависят от теоретической ориентации их авторов. Теории личности в зарубежной психологии в большинстве своем отражают содержание наиболее распространен-

ных на западе психодинамического, экзистенциально-гуманистичес- кого и поведенческого направленийв психологии. Такое многообра-

зие концепций личности является следствием недостаточности методологических основ психологии, отсутствием единства мнений психологов по вопросу понимания предмета, методов и задач психологии как науки.

В отечественной психологии, которая на протяжении значительного исторического отрезка времени развивалась самостоятельно, также сформировалось несколько теорий личности, которые хотя и по-разному решают эту проблему, но исходят из основного положения марксистской философии о том, что личность человека обусловлена общественными, социальными условиями, причем личность не является простой проекцией этих условий, она сама их создает и творит.

Начало психологии как самостоятельной науки связывают с вышедшей в 1874 г. книгой "Основания физиологической психологии" немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта(1832-1920). Он полагал, что объектом психологии являются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему(физиологическая сторона), и внутреннему (психологическая сторона) наблюдению. Единственным таким прямым методом изучения сознания является интроспекция (самонаблюдение), которая позволяет выявить и описать наиболее простейшие психические составляющие сознания, его "атомы" или структуры (структуралистический подход). Физиологический эксперимент в психологии, хотя и делал самонаблюдение более точным, но действие его, по признанию самого Вундта, огра-

ничивалось лишь областью простейшего материала сознания- ощущений, представлений и чувств.

Как известно, В. Вундт считал, что высшие психические процессы (память, воображение, мышление и воля) самонаблюдением выявить невозможно. Исследование высших психических функций и психического развития требует уже других методов. Для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в областьпсихологии народов, где через изучение их духовной жизни-языка, мифов и легенд, обычаев и нравов, можно было бы пролить свет на закономерности протекания высших форм индивидуального сознания. Именно эту часть психологии он противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию, методам и различно ориентированных - на естествознание и науки о духовном, уже закладывался раскол единой науки, что явилось одной из причин и характерной чертой открытого кризиса методологических основ психологии, разразившегося в начале второго десятилетия 20 столетия.

Хотя структуралисты и полагали, что экспериментальная интроспекция представляет собой именно тот метод, который отличает психологию от других наук, однако интроспекция не была лишена существенных недостатков. С методологической точки зрения здесь "инструментом" изучения сознания испытуемого является его собственное сознание, что вносит субъективность в методику. Нельзя сперва ввести сознание в основания научного метода, а затем с помощью этого метода изучать само сознание. Действительно, каждый испытуемый в экспериментах Вундта описывал свои впечатления или переживания так, что они редко совпадали с-таковыми следующего испытуемого: то, что одному было приятно, другому казалось неприятным, один человек воспринимал звук слишком громким, а другому этот звук казался средним по силе. Хуже того, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным сегодня, может стать скучным завтра и откровенно неприятным послезавтра.

В то время как Вундт и его сотрудники пытались изучать структуру сознания, в других странах появилось иное направления исследований сознания - функционализм. У его истоков стоит психология Вильяма Джеймса (1842-1910) и его главный труд"Основы психологии" (1890). С точки зрения Джеймса и его последователей, проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивидуума. Роль сознания они видели в его возможностях дать человеку способы адаптации в различных жизненных ситуациях- либо повторяя уже выработанные ранее формы поведения, либо приспосабливая их к новым ситуациям, либо, наконец, осваивая новые поведенческие способы приспособления. Правда, они также в изучении функций сознания отдавали предпочтение методу интрос-

лекции, который позволял им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается. Вместо анализа сознания по типу"что", ими проводился анализ по типу"как" и "почему" совершаются те или иные умственные операции, посредством которых сознание решает определенные задачи в том или ином приспособительном акте.

Последователей функционализма также критиковали за такой подход к изучению сознания. По мнению критиков, предметом научного исследования должно быть только то, что доступно прямому наблюдению. Невозможно прямо наблюдать мысли или чувства, интроспекция крайне субъективна и не способна преодолеть эти затруднения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию.

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более обнаруживали несостоятельность существовавшей единой психологической теории, и прежде всего недостаточность ее основания- субъективно-интроспекционистс- кого представления о психике. В начале 10-х годов XX столетия психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Это был кризис методологических основ психологии, и его позитивное содержание состояло в том, что развернулась работа по созданию новой психологической теории. Если до конца XIX века психология по сути была интроспективной психологией сознания, то в результате кризиса в психологии наметились две главные тенденции.

Представители первой тенденцииотстаивали возможность дать строго научное объяснение поведению человека. Причем если одни из них главные причины поступков и поведения человека усматривали во внешней ситуации, т.е. действии окружающей среды- социодинамические теории, то другие считали главными детерминантами человеческого поведения внутренние факторы и свойства личности - психодинамические теории.

Промежуточная точка зрения основана на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальным поведением человека {интеракционистские теории). Известный исследователь психологии личности Г. Олпорт символически выразил эту точку зрения на поведение (R) в виде формулы: R=F(B,C), где В - внутренние, субъективно-психологические свойства личности; С - социальное окружение, a F - знак функциональной зависимости. Тогда в социодинамических теориях поведение описывается формулойR=F(C), а в психодинамических теориях-формулой R=F(B).

Представители второй тенденции придерживались мнения, что

объяснить поведение человека методами, принятыми в классичес-

кой науке, невозможно. Поведение человека можно только внешне (феноменологически) описать и "понять". Эта тенденция "понима- юще-описательной" психологии постепенно оформляется в современный экзистенциализм.

Первая тенденция свое крайнее выражение получила в трудах бихевиористов и психоанализе.

Приверженцы бихевиоризма (поведенческое направление в психологии) полагают, что психология не должна отличаться от других классических наук (таких, как биология или физика), поэтому они практически полностью устранили все "субъективное" в ней, отказавшись от исследования сознания. С помощью предложенной Уотсоном схемы "стимул-»реакция" (S-»R) можно объяснить любую деятельность человека. Выражения типа "этот ребенок боится собаки" или "я влюблен в эту женщину", с точки зрения бихевиоризма, в научном плане ничего не означают. Напротив, объективные описания типа "слезы и дрожь ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака" или "при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются" - дают возможность количественно оценить и измерить чувство страха или степень увлеченности.

В психоанализе (Фрейд 3. и его последователи) причины человеческого поведения усматриваются в нем самом, точнее - в его подсознательных влечениях, основанных на инстинктах. По мнению Фрейда, инстинктивные сексуальные побуждения человека "запрещаются" на уровне сознания различными социальными ограничениями. А между тем именно они побуждают людей действовать, и благодаря их "энергии" (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Фрейд полагал, что точные науки со временем будут давать строго научное объяснение всем психоаналитическим феноменам. Отрыв психоанализа от точных наук он считал временным и старался сохранить его "научность".

Во второй тенденции ("понимающе-описательная психология") считается, что психология должна быть особой наукой, предметом которой является именно то, что недоступно исследованию традиционных наук с их методами, а сами методы психологии должны принципиально отличаться от методов точных наук. Так как человеческое сознание недоступно для объективного изучения, его можно постичь только интуитивно, через своеобразное "вчувствование" - особым способом т.н. "понимающей интроспекции", на основе

доверительного самоотчета испытуемого в процессе эмпатического диалога его и исследователя. Именно этот тезис лежит в основе экзи-

стенциальной психологии (Хайдегер М., 1927; Сартр Жан-Поль, 1946; Камю А., 1942; Ясперс К.,1935; и др.).

Сам термин "экзистенция" (от лат. existentio - "существование") впервые употребил религиозный датский философ Серен Кьеркегорон (1843), понимая под ним мир индивидуального опыта человека, его истинное, подлинное внутреннее существование - "бытие". Этот внутренний мир у каждого человека уникален, неповторим и может быть понят только из собственного и непосредственного его описания самим человеком.

На свете нет двух одинаковых людей, каждый человек сам творит и создает свой внутренний мир. Для каждого из нас наш внутренний, да и внешний миры существуют как их постепенное раскрытие в течение жизни. Правда, в обыденной жизни человек не всегда задумывается о смысле своей жизни и осознает свое существование, бытие как экзистенцию. Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной, экстремальной ситуации, например перед лицом смерти. Только тогда он наиболее отчетливо будет понимать и осознавать смысл своего бытия- свою экзистенцию. Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков, смысл своей жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни можно даже рассматривать как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

Гуманистическая психология (Роджерс К., Маслоу А. и другие)

возникла в 30-е годы XX в. и получила наибольшее развитие в 50-60-е гг. Она занимает особое место в представленной классификации.

В работах психологов этого направления, в противовес психоанализу, выдвигается мысль о том, что у человека изначально существуют гуманоидные, альтруистические потребности, что именно они являются источниками поведения человека, а не животные инстинкты. Признание главенствующей роли в поведении человека его стремления к самосовершенствованию и самовыражению (самоактуализация) является единым звеном всех гуманистических концепций личности. Таким образом, так же, как и в психоанализе, здесь объяснительным принципом поведения признаются внутриличностные факторы, что позволяет относить гуманистическую психологию к группе психодинамических теорий личности.

Однако гуманистические психологи предпочитают описывать феноменологию личности, их интересует прежде всего то, как человек воспринимает и понимает реальные актуальные события своей жизни (принцип "сдесь и сейчас"). Видеть смысл жизни и стремиться при этом к достойным для человека целям (самоактуализация) - суть психокоррекционнои доктрины гуманистического направления. Нетрудно заметить в этом близость гуманистической психологии с взглядами представителей "понимающей психологии", т.е. экзистенциализма.

Глава 16 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

П ОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках отечественной психологии кризис методологических основ психологии преодолевался путем применения деятельностного подхода к изучению психики. В его основу положена разработанная К. Марксом категория предметной деятельности. В качестве объяснительного принципа психики и сознаниякатегория деятельности используется при изучении различных областей психической реальности. Именно в конкретной деятельности человека и ее продуктах объективное проявление находят не только психика и индивидуальное сознание человека, но и коллективное, общественное сознание.

Главная задача, которая ставилась перед всеми психологическими школами, заключалась в том, что изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей: воздействие на рецептирующие системы -* возникающие ответные (объективные и субъективные) явления. Позже эта двухчленная схема нашла свое выражение в знаменитой формуле S-^R. Однако эта формула исключает из поля зрения тот содержательный процесс, который осуществляет реальные связи субъекта с предметным миром. Теории научения не рассматривают ничего, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, воображением, волей. Процессы, осуществляющие реальную жизнь человека в окружающем мире, его общественное бытие во всем многообразии его форм, - это деятельность.

В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева(19031979), развившего идеи Льва Семеновича Выготского(1896-1934) и Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960), личность рассматривается как продукт социально-общественного развития; в качестве же реального базиса ее выступает совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью.

В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект-объект". Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям - как личность.

Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимодействие, существует и обратный процесс порождения внешней деятельности на основе составления ее во внутреннем плане- это процесс экстериоризации. Сами эти переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.

Деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, которая имеет строение, свои внутренние переходы и пре-

вращения, свое развитие. Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Основной характеристикой деятельности является ее предметность. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании - как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта; вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта.

Понятно, что деятельность человека вытекает из егопотребностей и вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности. Мотивом называется предмет потребности или, другими словами, мотив - это опредмеченная потребность. Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т.е. приводят к образованию осознанных целей.

Наряду с классом осознанных мотивов существуют мотивы, которые актуально могут не осознаваться. Однако они также представлены в сознании, но в особой форме - это личностные смыслы и эмоции. Личностный смысл определяется как переживание повышенной субъективной значимости предмета или явления, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Это понятие исторически связано с представлениями Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. По своей функции личностный смысл делает доступным сознанию субъективное

значение тех или иных обстоятельств или действий, но это "информирование" чаще осуществляется в эмоционально-чувственной форме. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии- задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными Фрейдом защитными механизмами, поэтому для их объяснения нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Проявления личности, которые обнаруживаются в проективных тестах, также могут быть поняты в терминах личностных смыслов и соответствующей деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов. Аналогично эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это "что-то" каким-то образом затрагивает его мотив. Эмоции ревалентны деятельности, а не реализующим ее действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать противоположную эмоциональную окраску.

Полимотивация человеческой деятельности - типичное явление. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие (мотивы-стиму- лы), сосуществующие с первыми, играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных). Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, отношения иерархии мотивов.

Следует отметить, что в ходе самой деятельности могут образовываться новые мотивы. В теории деятельности изучается механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом. Важно подчеркнуть, что это происходит только при накоплении положительных эмоций, связанных с достижением этой цели. Только тогда новый мотив входит в систему мотивов на правах одного из них(Гиппенрейтер Ю.Б, 1988).

Личность характеризуется сформированностью иерархии мотивов, их широтой, динамикой, а также содержанием ведущей деятельности. Изменения мотивационной сферы при заболеваниях и расстройствах личности могут заключаться в нарушении как побудительной (снижение круга интересов), так и смысловой функции мотива(сниже-

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания.

Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатель, включающий предметный и именной, приближает издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии.

Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия "психика"

Психика и нервная система

Социальная опосредованность психики человека

Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений

Задачи и отрасли психологической науки

Клиническая психология как отрасль психологической науки

Основные методы исследования в психологии

Дополнительные методы исследования в психологии

ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ

Клеточный уровень организации нервной системы

Структурная организация нервной системы

Центральная нервная система

Общая модель сенсорной и двигательной систем

Вегетативная нервная система

Основные функциональные блоки мозга

Теория системной локализации высших психических функций

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения

Общие закономерности ощущений

Основные характеристики ощущений

Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов

Мозговые основы ощущений

Расстройства ощущений

Восприятия

Основные свойства восприятий

Классификация восприятий

Расстройства восприятия

Исследование ощущений и восприятий

Психофизиология органов чувств

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Анализаторы обоняния и вкуса

Общая (кожноBкинестетическая) чувствительность

Статическая чувствительность

Висцеральная чувствительность

ГЛАВА 4. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Представления, законы ассоциаций

Основные мнемонические процессы

Типы памяти

Виды памяти

Формирование и развитие памяти

Теории памяти

Нарушения памяти

Методы исследования памяти

ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ

Мышление

Операции процесса мышления

Виды мышления

Основные формы абстрактного мышления

Методы мышления

Типы мышления

Влияние эмоций на мышление

Функциональная асимметрия мозга и мышление

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций

Индивидуальные особенности мышления

Развитие мышления в онтогенезе

Исследование мышления

Законы логики и мышление

Нарушения мышления

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Клиническая классификация расстройств мышления

Вопросы для повторения

Воображение

Виды воображения

Ятрогении

Патологические формы воображения и их оценка

Вопросы для повторения

Речь и ее функции

Речь и общение

Жестовая речь

Соотношение мышления и речи

Теории развития речи

Нарушения речи

Расстройства фонационного оформления речи

Расстройства структурноBсемантического (внутреннего) оформления речи

Нарушения письменной речи

Исследование нарушений речи

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Определение и общая характеристика эмоций

Основные свойства эмоций

Функции эмоций

Классификация эмоций

Фундаментальные эмоции (Изард К., 1980)

Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе

Нейрофизиологический субстрат эмоций

Теории эмоций

ИндивидуальноBпсихологические особенности проявлений эмоций и чувств

Классификация страха и тревоги (по Х. Христозову, 1980)

Патология эмоциональной сферы

Исследование эмоций и чувств

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изард, модификация -О.П. Елисеев, 1994)

ГЛАВА 7. ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Понятие "воля"

Побудительная и тормозная функции воли

Волевая регуляция деятельности человека

Воля и потребности

Этапы волевого акта

Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности

Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков

Рабочие движения и работоспособность человека

Патология волевой и произвольной регуляции

Исследование воли

ГЛАВА 8. ВНИМАНИЕ

Определение и функции внимания

Формы и уровни внимания

Свойства внимания

Развитие внимания у детей

Нейрофизиологические механизмы внимания

Нарушения внимания

Методы исследования внимания

Таблицы Шульте

Стимульный материал

ГЛАВА 9. СОЗНАНИЕ

Общая характеристика и основные понятия

Формирование сознания в онтогенезе

Взаимодействие сознания и бессознательного

Бодрствование и сон - основные состояния сознания

Нарушения сознания

Состояния выключения сознания

Состояния помрачения сознания

Нарушения самосознания

Проблема измененных состояний сознания

Методы исследования сознания

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА. 10. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Личность, индивид, индивидуальность

Структура личности

Структурные личностные модели

СМОЛ (MiniBMult, Kincannon I., 1968)

Динамические личностные модели

СтруктурноBдинамические личностные модели в отечественной психологии

Мотивационная сфера личности

Понятие направленности личности

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

"Я"Bконцепция и мотивация личности

Изучение "Я"Bконцепции и мотивации личности

Основные теории и модели описания мотивации

Способы удовлетворения потребностей высших уровней

(Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)

ГЛАВА 12. СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ

Способности и задатки способностей

Умственные способности (интеллект)

Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта

Оценка интеллекта

Нарушения интеллекта

ГЛАВА 13. ТЕМПЕРАМЕНТ

Гуморальные теории темперамента

Конституционные теории темперамента

Тип высшей нервной деятельности и темперамент

Диагностика темперамента

Опросник Я. Стреляу

ГЛАВА 14. ХАРАКТЕР

Определение характера

Соотношение социального и биологического в формировании характера

Структура характера

Типология характера

Характер и внешность человека

Акцентуальные теории характера

Тип акцентуированной личности, по K. Leonhard (1976)

Характерологический опросник Х. Шмишека (Schmischek H., 1970)

Тип акцентуации характера у подростков, по А.Е. Личко (1983)

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Начала научной психологии: структурализм и функционализм

Кризис методологических основ психологии и его результаты

ГЛАВА 16. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие личности с позиций психологии деятельности

Психология отношений

Теория установки

Общение и формирование личности

ГЛАВА 17. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Зигмунд Фрейд (Freud S.): психодинамическая теория личности

Основные положения психоанализа

Структура личности

Развитие личности: психосексуальные стадии

Патологический аспект: концепция психической патологии (сексуальные неврозы)

Дальнейшее развитие психоанализа: последователи З. Фрейда

К. Юнг (Jung C.): аналитическая психология

А. Адлер (Adler A.): индивидуальная психология

К. Хорни (Horney K.): теория "базальной тревоги"

Г. Салливан (Sullivan H.S.): интерперсональная теория

Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения

Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности

ГЛАВА 18. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)

Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм

Необихевиоризм

Бихевиоризм и когнитивное движение в психологии

Концепция невроза и поведенческая психотерапия

ГЛАВА 19. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации

К. Роджерс (C. Rogers). Феноменологическая теория личности

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 20. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Предмет и методы возрастной психологии

Понятие возраста в психологии

Возрастная эволюция мозга и психики

Основные теории взросления

Отечественные концепции развития психики

Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)

Периодизации индивидуального развития в психиатрии

ГЛАВА 21. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

Психическое развитие ребенка от рождения до конца первого года жизни

Новорожденный

Младенец

Дети, требующие специального ухода

Раннее детство (преддошкольный период)

Дошкольный период

Психологическая готовность к школьному обучению

ГЛАВА 22. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Основные медикоBпсихологические проблемы периода вхождения детей в школу

Адаптация ребенка к школе

ЛичностноBсоциальная готовность к школе

Интеллект и формирование учебной деятельности

Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость)

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

ГЛАВА 23. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Общая характеристика периода взросления

Психологическое развитие подростка и юноши

Физическое развитие и взросление

Сексуальное развитие и взросление

Интеллектуальное развитие и взросление

Социальное развитие и взросление

ГЛАВА 24. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Психология периода взрослости

Старение и психология старости

РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 25. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальная психология как наука

Устойчивые большие социальные группы

Стихийные группы

Массовые социальные движения

ГЛАВА 26. ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Классификация малых групп

Структура и феноменология малой группы

Этапы и модели развития малой группы

Механизмы групповой динамики

Лидерство и руководство в малых группах

Эффективность деятельности группы

Групповая терапия

ГЛАВА 27. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Психологические и общественные отношения

Общение и его структура

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

РАЗДЕЛ 7. ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ

ГЛАВА 28. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Роль личности и психической травматизации при заболеваниях человека

Психогении и учение о психической травме

Фрустрация

Психологические (мотивационные) конфликты

Механизмы психологической защиты

Психогенные нервноBпсихические заболевания

Неврастения (нервная слабость, астенический невроз)

Истерия и истерический невроз (диссоциативноBконверсионные расстройства)

Психастения, невроз навязчивых состояний и тревожноBфобические расстройства

ГЛАВА 29. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Определение и вопросы классификации

История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей

Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности" психологических факторов в генезе психосоматозов

Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных факторов в генезе психосоматозов

Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Шефферу)

Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Буту)

Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний

ГЛАВА 30. СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА

Внутренняя картина здоровья и психология телесности

Влияние болезни на психику человека

Внутренняя картина болезни

Масштаб переживания болезни

Типы реакции на болезнь

МедикоBпсихологические классификации

Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982)

ПсихологоBпсихиатрические классификации

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980)

СоциальноBпсихологические классификации

Психосоциальные реакции на болезнь (Lipowski, 1983)

Переживание болезни во времени

Возрастные особенности внутренней картины болезни

ГЛАВА 31. ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ

Поведение и субъективные переживания умирающих

Состояние сознания в момент смерти

Терминальный больной и качество его жизни

ГЛАВА 32. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Психологические особенности личности суицидента

Диагностика суицидального поведения

Постсуицидальное состояние

Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального

Поведения

РАЗДЕЛ 8. ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ГЛАВА 33. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Врач как личность и профессиональная пригодность к медицинской деятельности

Больной и его образ "идеального" врача

Личность больного и эффективность психологического контакта с ним

Методики установления психологического контакта

Техники активного слушания

Первое впечатление больного от встречи с врачом

Техники убеждения

Спор и конфликт

Беседа: общая структура

Познавательный аспект беседы

Эмоциональный аспект беседы и самоконтроль врача

Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным

Характер заболевания и тип контакта

Особенности контакта с больными в терапевтической клинике

Особенности контакта с больными в хирургической клинике

Особенности контакта с больными в акушерскоBгинекологической клинике

Особенности контакта с больными в педиатрической клинике

Особенности контакта с больными в психиатрической клинике

Особенности контакта с больными в клинике неврозов

Особенности контакта с больным в стоматологической клинике

Деятельность психолога в медицине

ГЛАВА 34. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Соотношение различных видов психологической помощи

Симптоматическая и патогенетическая психотерапия

Психодинамическое направление в психотерапии

Гуманистическое (экзистенциальноBгуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии

ЛичностноBориентированная (реконструктивная) психотерапия

Шкала оценки эффективности психотерапии (Карвасарский Б.Д.)

Вопросы для повторения

ГЛАВА 35. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Основы психогигиены

Основные задачи психопрофилактики

Общая, социальная и возрастная психология

Клиническая (медицинская) психология

Психологические методы исследования

Название: Введение в клиническую психологию.
Сидоров П.И., Парняков А.В.
Год издания: 2001
Размер: 8.21 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Второе издание учебника "Введение в клиническую психологию" освещает такие вопросы, как введение в психологию (где отражены предмет, задачи и психологические методы, психика и мозг), характеризует психические процессы и состояния личности, психология и теории личности, психология развития и возрастная клиническая психология, личность и общество в аспекте психологии человеческих взаимоотношений, охарактеризованы соотношение понятий личность и болезнь, врач и пациент, рассмотрена психология лечебного процесса.

Название: Диагностика межличностных отношений.
Духновский С.В.
Год издания: 2009
Размер: 2.97 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Психологический практикум "Диагностика межличностных отношений" рассматривает такие вопросы, как теоретические основы психологии отношений (определение, классификация, проблемы развития) и диагностика... Скачать книгу бесплатно

Название: Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция.
Дозорцева Е.Г.
Год издания: 2006
Размер: 7.61 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Пособие "Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция" рассматривает такие базовые вопросы, как определение понятия психологической травмы, раскрыты основные п... Скачать книгу бесплатно

Название: Судебная сексология.
Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчикова Н.В.
Год издания: 2001
Размер: 17.93 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Судебная сексология" является прекрасным прекрасным методологическим руководством по судебной сексологии. В издании освещены методологические основы судебной сексологии и сексологической экспер... Скачать книгу бесплатно

Название: Сексология.
Кон И.С.
Год издания: 2004
Размер: 8.76 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Сексология" рассматривает базовые вопросы сексологии, освещая такие вопросы как сексология как наука, характеризуя понятия пола, гендера и сексуальности. В книге приведена сексуальная... Скачать книгу бесплатно

Название: Криминальная сексология.
Дерягин Г.Б., Эриашвили Н.Д.
Год издания: 2011
Размер: 4.43 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Криминальная сексология" подробно рассматривает определение понятия сексологии и криминальной сексологии, охарактеризована сексуальность, понятие пола, дана классификация форм половой... Скачать книгу бесплатно

Название: Криминальная психология.
Пирожков В.Ф.
Год издания: 2001
Размер: 17.94 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Криминальная психология" рассматривает базовые вопросы возрастной психологии детей и подростков при совершении ими преступных действий в теоретическом, практическом и методологическом аспектах.... Скачать книгу бесплатно

Название: Введение в сексологию.
Кон И.С.
Год издания: 1999
Размер: 6.93 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Введение в сексологию" рассматривает такие вопросы, как определение понятия и суть сексологии как науки, представлена анатомо-физиологическая структура половых органов, охарактеризова... Скачать книгу бесплатно

Название: Экспериментальные методики патопсихологии
Рубинштейн С.Я.
Год издания: 2010
Размер: 5.89 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Экспериментальные методики патопсихологии" под ред., Рубинштейна С.Я., рассматривает экспериментальное использование методик в клинической практике для изучения психопатологических яв...

-- [ Страница 13 ] --

К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, представляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тенденция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы - голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфическими выражениями основной тенденции - сохранить себя для развития, актуализации.

Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъективного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспринимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситуацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноменологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологическая реальность (“феноменологическое поле”), а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следует постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психологическую реальность.

Поведение человека не определяется прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие настоящего, однако поступки человека определяет каким это прошлое воспринимается сейчас, т.е. в настоящее время.



Более того, Роджерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он подчеркивал, что личность должна рассматриваться не только в контексте “настоящее-будущее”, но и как единый, целостный организм и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса к холистическому направлению видна практически в любом аспекте его теоретической системы.

Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или “Я–концепция”. По сути она представляет собой систему взглядов человека на свою сущность, на то, что он из себя представляет.

Кроме истинной самости (Я–реальное) и идеальной самости (Я–идеальное), Я–концепция может включать целый набор Я–образов:

родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.

Я–концепция является продуктом социализации человека и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый человек, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание по Роджерсу должно быть безусловным, т.е. без всяких “если” и “но”. Человек должен восприниматься таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависимости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание широко распространено и в повседневной жизни взрослого человека.

Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание причиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.

Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется (конгруэнтно) с Я–концепцией, или, по крайней мере, человек стремится к этому соответствию. Все переживания, которые согласуются с Я–концепцией хорошо осознаются и точно воспринимаются. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с “Я” к осознаванию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тревога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда люди начинают сознавать несоответствие Я–концепции со своим актуальным реальным состоянием. Так, если человек считает себя честным, но совершит не честный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины.

Весьма вероятна и такая ситуация, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек - это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я–образа. Психологические личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я–структуры.

Если переживания человека совершенно не согласуются с Я–концепцией (неконгруэнтность), то возникает сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У “невротика” психологическая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помощи психотерапевта, но Я– структура у него не является значительно нарушенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я–структуры у человека развивается психоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и постепенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между “Я” и переживанием, защита человека перестает функционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

Клиент–центрированная недирективная психотерапия.

В терапии личностных расстройств по Роджерсу для осуществления конструктивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:

1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом и клиентом.

2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и обратился за помощью.

3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и принимают.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внутренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внутренним миром.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бессмысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост и результаты психотерапии. Использование автором понятия “клиент”, вместо “пациент”, подчеркивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую природу - при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.

Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми.

Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобретения жизненного опыта и роста личности.

Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыражению, характерным для гуманистического направления. Среди таких психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (социально–психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического содействия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция “групп встреч”, фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведения, тесно связана с его работами в области клиент–центрированной психотерапии.

При проведении занятий в группах тренинга считается, что группа это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизненные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой “лаборатории” каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего процесс самораскрытия (расширение представлений о самом себе).

Наиболее эффективной моделью для понимания этого процесса является “окно Джогари”, названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма.

–  –  –

В соответствии с моделью “Джогари” можно представить, что каждый человек заключает в себе четыре личностных зоны:

1) “Арена” - это то, что знают о мне другие и знаю я сам, или личностное пространство открытое для всех;

2) “Видимое” - это то, что известно только мне (например, мои страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скрываю;

3) “Слепое пятно” - это то, что знают обо мне окружающие, мне это не видно (как в пословице: “В чужом глазу щепка видна, а в своем полена не замечает”;

4) “Неизвестное” - это скрытное от всех (зона подсознательного), в том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

“Окно Джогари” наглядно демонстрирует необходимость расширять контакты, увеличивать “арену”. В начале занятий “арена” обычно небольшая, а по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга участники группы получают возможность откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе “здесь и сейчас”. Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально–групповых ситуаций позволит применить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в реальной жизни (в семье, на производстве).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ

Гуманистическая психология возникла в 60-е годы 20 столетия в американской психологии, и она не являлась попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, она в психологии выступает в качестве “третьей силы” (после психоанализа и бихевиоризма), предлагая новый взгляд на природу человека. Наиболее полно в теоретическом плане основные идеи гуманистической психологии представлены в работах ее основателя Абрахама Маслоу, а в практике клинической психологии и психотерапии наиболее известной является концепция Карла Роджерса.

Теория самоактуализации Маслоу, в отличие от психоанализа акцентирует внимание не на животных инстинктах, а на гуманоидных потребностях человека.

Наивысшей потребностью является самоактуализация, понимаемая как активное стремление к раскрытию своих способностей, развитию личности и скрытого в человеке потенциала. Правда, для того чтобы эта потребность появилась, должны быть удовлетворены все нижележащие потребности “пирамиды потребностей”.

Маслоу описал восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

Негативный прошлый опыт с формированием вредных привычек (алкоголизм, наркомании), влияние группы и психологические защиты, которые мешают индивиду познать себя, являются препятствиями для самоактуализации. К психоаналитическому списку защит Маслоу добавил десакрализацию и комплекс Ионы Фрустрация потребностей становится причиной невроза, а излечение наступает лишь при их удовлетворении. Если человек не имеет возможности самоактуализироваться, то он также будет ощущать фрустрацию, даже если все остальные потребности удовлетворены. Уровень жалоб отражает уровень фрустрированных потребностей “пирамиды потребностей”. Метажалобы отражают фрустрацию высших, духовных потребностей личности.

В психотерапии Маслоу различает терапию основных потребностей и терапию “сути”, духовных потребностей. В любом случае от психотерапевта требуется установление доверительного контакта с пациентом, забота о нем как о брате или сестре. Маслоу считает, что модель даоского “помощника” является лучшим вариантом отношений врача со своим больным.

Кроме самоактуализации есть другие высшие возможности духовного развития. При сильных “пик–переживания” чувство “Я” у человека растворяется в осознании всеобъемлющего мистического чувства единения со всем сущим.

Важность этих трансцендентальных аспектов опыта и признает трансперсональная психология, которую Маслоу называл четвертой силой в психологии после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии.

В созданной Роджерсом “клиент–центрированной” психотерапии отстаивается необходимость обращаться с больным не как с пациентом, а как клиентом, обратившимся за советом. Причем врач должен сосредоточиться не на симптомах, а на личности клиента с тем, чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуализации.

При этом важно представить, каким видится субъекту его “феноменальное поле”, т. е. осознаваемый им внутренний план собственного поведения. Для этого нужна “теплая эмоциональная атмосфера”, в которой индивид реинтегрирует свою творческую личность как целое. Только тогда он избавится от тревоги и психологических стрессов.

Таким образом, концепция личности К. Роджерса отражает феменоменологический и холистический подход к ее рассмотрению. Поэтому главной задачей и является не решение отдельных проблем клиента, а преобразование его личности. А это происходит благодаря тому, что при наличии правильных условий человек сам начинает перестраивать свой внутренний мир и систему потребностей, поскольку сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья.

Психотерапия предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (“неконгруэнтность”) между феноменальным опытом человека и его осознанием.

Замечания постороннего наблюдателя и самого человека будут совпадать в ситуации с высоким соответствием (“конгруэнтность”). Роджерс считает, что несоответствие объясняет большинство известных симптомов психопатологии. Как только человек осознает несоответствие между своей Я-концепцией и опытом, он естественным образом стремиться его ликвидировать.

Базовые теоретические положения, применяющиеся в индивидуальной терапии, могут быть использованы при работе с группой. Прежде чем члены группы создадут обстановку доверия, группа проходит период неуверенности и неудовлетворенности происходящим. Но в процессе работы, наряду с нарастанием эмоционального напряжения, увеличивается терпимость друг к другу, взаимопонимание и самопонимание.

Вопросы для самопроверки

1) Почему гуманистическая психология получила название “третьей силы” в психологии?

2) Как понимается основа структуры личности в гуманистической психологии Маслоу?

3) Как определяется понятие “самоактуализация”, и какие типы поведения по Маслоу ведут к самоактуализации?

4) Что может препятствовать появлению самоактуализации как высшей потребности человека?

5) Как понимается Маслоу невротический конфликт, и какие жалобы типичны для человека при фрустрации потребностей “пирамиды потребностей”?

6) Что собой представляет дефицитарная и бытийная психология в понимании Маслоу?

7) Какие типы взаимоотношений выделял Маслоу, и которые должны быть установлены с пациентом, как при психотерапии потребностей, так и психотерапии “сути”?

8) Каким термином Маслоу определяет идеальное, гуманистически ориентированное общество?

9) Что такое вершинные переживания, и какое отношение они имеют для выдвижения Маслоу психологии “четвертой силы” - трансперсональной психологии?

10) Почему концепцию личности Роджерса определяют как феноменологическую и холистическую?

11) Почему Роджерс при психотерапии предпочитает использовать термин “клиент” вместо термина “пациент”?

12) Как Роджерсом понимается внутриличностный конфликт, и к каким последствиям он может приводить?

13) Почему обусловленное позитивное отношение причиняет ущерб становлению личности?

14) Какие условия требуются для конструктивных личностных изменений при проведении психотерапии по Роджерсу?

15) Каким образом базовые теоретические представления, применяющиеся в индивидуальной психотерапии, используются Роджерсом при работе с группой?

–  –  –

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная психология изучает особенности психического развития человека в онтогенезе. Предметом ее исследования является возрастная динамика, ведущие закономерности и факторы развития и формирования личности на разных этапах его жизненного пути - от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделяют следующие разделы: детская, подростковая и юношеская психология, психология взрослого человека и геронтопсихология (геронтология - наука о старости).

В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности.

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте основных параметров нормального развития психики имеет большое практическое значение. Например, педагог получает возможность “расшифровывать” многие факты детского поведения, причины устойчивых ошибок определенного типа у некоторых учеников, особенности взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Важное значение приобретает возрастная психология в выработке возрастного нормирования - готовность к школьному обучению, брачный возраст, выход на пенсию и т.п.

Возрастная психология тесно вязана с медициной, так как психическое развитие неразрывно связано с физическим развитием. Для врача знание основных закономерностей становления психических процессов позволяет понять предпочтительность возникновения симптомов и синдромов нервно-психических расстройств и особенности качества их клинических проявлений у детей и подростков, а также видоизменение психопатологических синдромов при заболеваниях у лиц пожилого возраста. Знание основных закономерностей возрастной динамики психики важно и для создания научно обоснованной системы профилактики и охраны психического здоровья.

В возрастной психологии (психологии развития) используются те же методы исследования, которые приняты в общей психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты и социально-психологические методы. Однако, получение научных данных о возрастном развитии психических функций имеет свои особенности.

Исследования в возрастной психологии могут проводится по трем основным направлениям:

1) Большинство исследований в психологии развития проводится по принципу “поперечных срезов”. В этих случаях определенные психологические характеристики изучаются в сравнительном аспекте в нескольких группах испытуемых, специально подобранных по признакам возраста и пола.

Положительным в этом подходе является то, что за короткое время можно получить достоверные показатели о возрастных особенностях самых различных психических процессах. Однако, при этом трудно учесть индивидуальные особенности испытуемых и мало можно узнать о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

2) Продольное (лонгитюдное) исследование предполагает изучение одной и той же группы людей на протяжении длительного времени, что дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул свою теорию интеллектуального развития (греч. “генезис” - ребенка на основании многолетнего лонгитюдного исследования одной группы детей. Только с помощью этого метода можно понять что из чего вырастает и образуется, можно установить генетические (причинные) взаимосвязи между фазами развития. Недостатками этого подхода является его трудоемкость и можно изучать лишь небольшое количество испытуемых, что затрудняет распространение выводов на всю популяцию. Обычно рекомендуется сначала изучить общую тенденцию методом “поперечных срезов”, а потом проводить продольное исследование.

3) Экспериментально-генетический подход (греч. “генезис” - происхождение, становление) в психологии развития означает изучение психики ребенка в процессе активного формирования тех или иных ее сторон. Здесь описывается и измеряется то или иное психическое явление, которое стремятся сформировать, предполагая закономерности его развития в обычных условиях. Этот подход дает возможность проверить эффективность методов обучения и воспитания детей.

ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ

Возраст - важнейший атрибут существования любого физического тела.

Возраст в психологии - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличии от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами. Возрастные “прибавки” являются в действительности суммацией разнородных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он конвергирует и пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития человека в конкретных исторических условиях его существования.

Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. В систематике возрастных этапов оправдано использовать метод “перехлестывания” возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста:

1) Младенчество - от рождения до конца первого года жизни;

2) Раннее (преддошкольное) детство - от 1 до 3-х лет;

3) Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет;

4) Младший школьный возраст - от 6 до 10 лет;

5) Подростковый возраст - от 10 до 15 лет;

6) Юность - от 15 лет до 21 года, включает:

а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;

б) второй период - от 17 до 21 года;

7) Зрелый возраст:

а) первый период - от 21 до 35 лет;

б) второй период - от 35 до 60 лет;

8) Пожилой возраст - от 60 до 75 лет;

9) Старческий возраст - от 75 до 90 лет;

10) Долгожители - от 90 лет и старше.

ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА И ПСИХИКИ

Эволюция человека как биологического вида исключительно сложна. Из всех живых существ у человека новорожденный самый беспомощный, а детство у него - самое продолжительное. В то же время у человека самая высокая способность к обучению, к творчеству. В эволюционном плане обучаемость в животном мире тесно связана с увеличением размеров и усложнением функций коры больших полушарий мозга. Наибольшего развития кора головного мозга получила у человека. Этот отдел мозга был наименее специализированным и, следовательно, оказался наиболее пригодным для фиксации личного опыта.

Динамика возрастного развития у человека наиболее интенсивна в раннем возрасте. Масса мозга новорожденного составляет 350 г, к 18 месяцам она увеличивается в 3 раза, а к 7 годам достигает 90% массы взрослого человека, т.е.

1350 г. В анатомическом отношении мозг новорожденного и мозг взрослого человека существенно отличаются. А это означает, что в процессе индивидуального развития происходит возрастное усложнение мозговых структур. Однако и после завершения морфологического созревания нервной системы у человека остаются огромные возможности для совершенствования, перестройки и нового образования функциональных систем на основе этой первичной структуры мозга как совокупности морфологически относительно неизменных нервных элементов.

Изучение развивающегося мозга позволяет условно говорить о “биологическом каркасе личности”, который влияет на темп и последовательность становления отдельных личностных качеств. “Биологический каркас личности” - понятие динамическое. Это, с одной стороны, генетическая программа, постепенно реализующаяся в процессе взаимодействия со средой, а с другой стороны, промежуточный результат такого взаимодействия. Динамичность “биологического каркаса” особенно наглядна в детстве. По мере взросления биологические параметры все более стабилизируются, что дает возможность разрабатывать типологию темпераментов и других личностных характеристик.

Различные особенности мозговой деятельности генетически детерминированы, однако эта генетическая программа всего лишь тенденция, возможность, которая реализуется всегда с какими-то модификациями, зависимыми от условий внутриутробного развития и факторов внешней среды после рождения.

И все же влияния этих факторов не беспредельны. Генетическая программа определяет этот предел, который принято называть. нормой реакции. Например, такие функциональные системы, как зрительная, слуховая, двигательная, могут существенно различаться в нормах реакции. У одного человека от рождения присутствуют задатки абсолютного музыкального слуха; другого нужно обучать звукоразличению, но выработать абсолютный слух так и не удается. Говоря о вариантах нормы реакции отдельных функциональных систем, следует указать на их относительную независимость друг от друга. Можно прекрасно понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях. “Биологический каркас”, таким образом, в известной степени предопределяет контуры того будущего ансамбля, который и зовется личностью.

На каждом возрастном этапе какие-то функциональные системы развиваются быстрее, другие медленнее. Если какой-то возрастной этап представить как финишную черту, то можно видеть, что к данному финишу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства.

Одни уже почти оформились, а другие только начинают формироваться. В этом заключается принцип гетерохронности, не одновременности созревания отдельных функциональных систем мозга и психики. Зрительное восприятие, например, совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает раньше, чем умение говорить.

Несмотря на то, что каждая функциональная система и даже ее отдельные звенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды работает как единое целое. Эта интегративность предполагает тесное взаимодействие разных систем и их взаимную обусловленность. Мозг, оставаясь единым в своей деятельности, на каждом этапе возрастного развития работает иначе, устанавливается иной уровень межсистемных взаимодействий. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием, редукцией старых. Причем оба процесса - обновление и редукция - должны быть тонко сбалансированы.

Важная роль сбалансированности процессов редукции и обновления особенно наглядно выступает в двигательном развитии детей первого года жизни. У новорожденного имеются врожденные позотонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К третьему месяцу жизни они угасают, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса.

Если они не исчезают в нужное время, то их следует рассматривать как аномальные, так как они препятствуют удерживанию головы и далее формируется целая цепочка патологических явлений: нарушается развитие зрительного и вестибулярного аппаратов; затрудняется выработка умения сидеть. В результате искажается вся схема двигательного развития и в итоге может пострадать и умственное развитие.

Редукция часто не означает полного исчезновения врожденных автоматизмов или приобретенных функций, а подразумевает их включение в более сложные функциональные ансамбли. Иногда могут возникать ситуации, когда первичный автоматизм еще сохраняется, но не нарушает общей схемы развития. Иная картина бывает в случаях, когда запаздывание редукции сочетается с замедлением формирования новых реакций. Тогда возникают реальные возможности для ненормальной гипертрофии каких-то отживших способов реагирования, регулирования функций. Таким образом, наряду с гетерохронностью развития отдельных функциональных систем необходима и определенная синхронность в их взаимодействиях: на каждом этапе возрастного развития отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости. Пусть эти степени различны, но различия должны быть согласованы, иначе не произойдет полноценного слияния систем в единый ансамбль.

Моменты, во время которых происходит оформление ансамблей, нередко называют критическими периодами развития, так как на данных отрезках времени еще не сформированная функция наиболее ранима. Например, способность к усвоению речи ограничена во времени. Если своевременно не распознана врожденная тугоухость, то интенсивность предречевых действий (гуление, лепет) снижается уже к концу первого года жизни, т.к. нет адекватного подкрепления их со стороны взрослых. Такой ребенок переходит на язык жестов и трудно усваивает разговорные навыки. Если речевая функция не оформилась к 4-5 годам, дальнейшее речевое развитие ставится под большую угрозу. В развитии и других функциональных ансамблей существуют аналогичные критические периоды.

Анализ критических периодов позволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречается клиническая практика.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Развитие является результатом параллельных процессов - внутреннего созревания (ЦНС, эндокринной системы, нервно–мышечного аппарата) и внешнего воздействия окружающей среды (например, родителей и учителей), которые могут либо способствовать, либо препятствовать нормальному развитию ребенка. Отсюда ядром большинства теорий психического развития является выявление его движущих сил, т.е. роли соотношения внутренних (наследственных) и внешних (среды, научения) факторов в становлении человека.

В многолетней дискуссии по этим вопросам определилось несколько крайних точек зрения:

1) биологизаторское направление - главное значение в становлении психики и поведения приписывается эволюционным преобразованиям генетически заложенных в организме задатков;

2) социологизаторское направление - полностью отрицает значение генетических факторов в развитии и утверждает, что любые психологические и поведенческие свойства развиваются только под влиянием обучения и воспитания;

3) интеракционисткое направление - промежуточная точка зрения на процессы взросления с попытками объединить предыдущие теории, объясняя развитие взаимодействием биологических и социальных факторов. Однако и здесь считается важным ответить на вопрос о их соотношении в индивидуальном развитии ребенка. На этот вопрос отвечают по-разному как представители теорий конвергенции, стохастических или функциональных теорий взросления.

Теории конвергенции - постулируют принцип конвергенции (сближения) генетических и средовых факторов при индивидуальном развитии. По мнению Вильяма Штерна оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка, они определяют две его линии. Эти линии развития, т.е. созревание наследственных данных и развитие под влиянием воспитания, пересекаются.

Главная роль в теориях конвергенции обычно оставляется за наследственностью, а среда (воспитание) является только регулятором условий, в которых эта наследственность реализуется.

Стохастические (вероятностные) теории - утверждают, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны как с генотипом, так и со средой. Однако сами по себе эти изменения определяются случайным стечением обстоятельств в жизни индивида. То, что он приобретает на каждой ступени развития, зависит в основном лишь от уровня, которого его организм достиг на предыдущей стадии развития.

Функциональные теории - выдвигают положение, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В них в качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики.

Созданная Ж. Пиаже теория когнитивного развития, которая подробнее описана в разделе “Мышление”, является, по существу, такой интеракционистской моделью, рассматривающей интеллект как образец адаптации к требованиям внешней среды. С точки зрения когнитивных теорий, психика человека активна, динамична и обладает врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию. Адаптация осуществляется за счет взаимного процесса включения новой информации в существующие структуры (ассимиляция) и соответствующего изменения этих структур в соответствии с требованиями среды (аккомодация).

Известным примером теории этого типа является и культурно-историческая теория развития высших психических функций отечественного психолога Л.С Выготского. В отличие от теории Ж. Пиаже, когнитивное и личностное развитие здесь вписывается в более широкий круг социального и культурального контекста. Л.С. Выготский подчеркивает единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес в них.

Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Высшие функции формируются в межличностном общении и практически полностью являются продуктом культурно–исторического развития человека. Чем сложнее психическая функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается в ней влияние наследственности. Таким образом психическое развитие здесь не определяется простым механическим сложением биологических и социальных факторов - их единство динамично, функционально и оно изменяется в процессе самого развития.

Биологизаторские теории. Биогенетические теории исходят из представления, что все психические особенности являются врожденными и все этапы развития наследственно предопределены. Они рассматривают развитие как поэтапное и последовательное раскрытие задатков. В их основе лежат эволюционные идеи Ч. Дарвина (1809-1882) и биогенетический закон Эрнеста Геккеля (1834-1919), согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) повторяет филогенез (историческое развитие). Эти представления были заимствованы психологией развития и педагогикой. Так, термин “детский сад”, введенный педагогом Фридрихом Фребелем (1782-1852), отражает следующий ход мыслей: дети, подобно растениям в саду, растут и созревают в соответствии с врожденным планом при наличии подходящих условий (хорошая почва, солнце и дождь). Обучение детей в детских садах построено им на системе игр с конкретным дидактическим материалом (“дары Фребеля” - кубики, палочки, материал для рисования, лепки и т.п.). При этом предполагалось активное участие взрослого в деятельности ребенка: “передача даров”, демонстрация способов действия с ними.

Биогенетические теории опираются исключительно на соматические данные, которые неоправданно обобщаются. Применимость моделей роста и созревания для характеристики развития мозга и двигательных функций сомнения не вызывает, однако уже в эмоциональной и когнитивной сферах они представляются слишком ограниченными. Ряд теорий даже утверждают, что социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции.

Биологизаторские теории все недостатки воспитания списывают на “плохую наследственность”, против которой человек бессилен.

Психоаналитические теории. Классический психоанализ рассматривает психическое развитие в связи с биологическими изменениями и созреванием мощной

либидиозной энергии, под влияние которой попадает ребенок, обучающийся направлять эти силы по определенным каналам, причем при этом задействованы бессознательные защитные механизмы. С помощью последних “Я” защищает себя от подчинения силам “Оно”, осуществляя процесс приспособления через идентификацию первоначально с родителями, а затем другими взрослыми и ровесниками, которые кажутся подходящими на роль образца. Если этот процесс протекает успешно, то взросление протекает без особых проблем. В противном случае энергия либидо может быть направлена против самого себя, что приводит к регрессии или неврозу.

Согласно классическим психоаналитическим теориям основное содержание процесса развития состоит в адаптации Я–функций (т.е. личности) к инстинктам, в достижении между ними равновесия. В конечном счете у этих теорий сугубо биологические корни. Социальные моменты учитываются лишь постольку, поскольку другие (взрослые или ровесники) становятся объектами перенесения на них либидиозной энергии.

Неофрейдисткие концепции. В отличие от классического психоанализа в неофрейдизме большое значение придается Я–функциям, причем последние связываются с влиянием социальных факторов. Большое внимание к процессам личностного развития уделяется в теориях индивидуализации. П. Блоса (1967) и эго–идентичности Е. Эриксона (1959). В теории Блоса индивидуализация бывает успешна лишь в том случае, когда индивиду удается освободится от привязанностей раннего детства, а взросление - как бы повторное переживание конфликтов, свойственных предыдущему переходному периоду.

По мнению Эриксона детское и юношеское развитие очень сильно зависит от социального окружения. В период взросления перед человеком закономерно наступают кризисы идентичности, т.к. перед ним встает множество задач (физическое созревание, усвоение роли взрослого, выбор профессии и т.п.), крайне затрудняющих поиск своего собственного “Я”, собственную идентификацию. Центральной темой индивидуального развития и существования является постоянное стремление к собственной идентичности и ее сохранение. Большое значение Эриксон придавал ролям и ролевому поведению, что связывает его подход с социологическими теориями взросления.

Гуманистические теории. С точки зрения гуманистических теорий в центре внимания развития личности также находится осознание индивидуумом собственного “Я” и смысла своего существования. По мнению К. Роджерса организм человека располагает позитивными силами, направляющими его к здоровью и росту. Главной из них, по его мнению, является потребность человека в любви и позитивном внимании к нему. Другой гуманистический психолог А. Маслоу также считает, что развитие осуществляется посредством работы самоактуализации, которая являе



Loading...Loading...