Аппарат воздушного охлаждения авм. Воздушно-дыхательные аппараты


Аппарат возможно использовать как в автономном, так и в шланговом варианте (с применением дистанционного блока).

Аппарат АВМ-12 состоит из следующих элементов: баллонов с запорной арматурой, комплекта регулятора, подвесной системы. Комплект регулятора состоит из редуктора, дыхательного автомата и соединительного шланга. Конструкция редуктора АВМ-12 создана на основе хорошо зарекомендовавшей себя схемы редуктора АВМ-1М, но с рядом существенных изменений: редуктор имеет выход высокого давления для подключения манометра, несколько выходов низкого давления для одновременного питания нескольких потребителей (компенсатор плавучести, второй дыхательный автомат, поддув в гидрокомбинезон и т.д.).

Присоединительный размер крепления регулятора соответствует международному стандарту - 5/8" DIN..

Подвесная система аппарата смонтирована на пластиковой анатомической площадке, обеспечивающей крепление как одного, так и двух баллонов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

· Рабочее давление воздуха в баллонах - 200 кгс/см2

· Объём баллона - 7 л

· Масса аппарата:

двухбаллонный вариант - 19 кг

однобаллонный вариант - 11 кг

· Габариты аппарата:

двухбаллонный вариант - 700х350х180 мм

однобаллонный вариант - 700х230х180 мм

Комплект регулятора АВМ-12

Редуктор ВР-12 имеет сбалансированный мембранный механизм, что обеспечивает стабильные характеристики независимо от давления в баллоне. Пружина и диафрагма редуктора полностью изолированы от окружающей среды специальной сухой камерой, а давление окружающей среды передаётся на рабочую мембрану через жёсткий толкатель. Эти меры позволили сделать редуктор практически необмерзающим.

В редукторе ВР-12 имеется возможность регулировки установочного давления.

Стандартная комплектация редуктора ВР-12 предусматривает наличие четырех выходов среднего давления с присоединительной резьбой 3/8" и двух выходов высокого давления с присоединительной резьбой 7/16". В одном из выходов установлен предохранительный клапан для использования редуктора с противоточными легочными автоматами. По заказу из выходов низкого давления может иметь присоединительную резьбу 1/2" для присоединения шланга увеличенного диаметра типа PUSLSEAIR.

Соединение редуктора с баллоном осуществляется при помощи штуцера DIN. По заказу редуктор может оснащаться штуцером для присоединения к аппарату АВМ-5.

Легочный автомат является развитием конструкции легочного автомата аппарата АМВ-5 и имеет противоточную конструкцию.

Корпус автомата и основные детали выполнены из металла, что существенно повышает его надежность, прочность и срок службы. Также изменена конструкция и материал кнопки принудительной подачи воздуха.

В корпусе легочного автомата имеется специальный штуцер для дыхания из атмосферы, когда легочный автомат присоединен к гидрокомбинезону.

Легочный автомат выпускается в двух модификациях: "летней" с загубником и "зимней" со штуцером для присоединения к гидрокомбинезонам типа УГК.

Дыхательные характеристика регулятора соответствуют требованиям европейского стандарта EN 250.

Технические характеристики


Назначение

Аппарат предназначен для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ в автономном и шланговом вариантах, в том числе в условиях низких температур воды и воздуха, а также в загрязненных средах, в том числе с повышенным содержанием нефтепродуктов.

Характеристики

Аппарат обеспечивает дыхание водолаза при выполнении им водолазных работ на глубинах до 60 м:

  • в автономном варианте – при давлении в баллонах от 196 до 19,6 бар;
  • в шланговом варианте в рабочем режиме – при максимальном подводимом давлении на входе в водолазный шланг 24,5 бар;
  • в аварийном режиме – при давлении в баллонах от 196 до 19,6 бар.

Аппарат при подключении к нему второго легочного автомата обеспечивает возможность дыхания двух водолазов одновременно.

Срок службы аппарата – 10 лет.

Масса аппарата с неснаряженными баллонами, не более:

  • двухбаллонный вариант – 25 кг;
  • однобаллонный вариант – 18 кг.

Габаритные размеры аппарата, не более - 720x300x200 мм.

Включение физиологического сигнала (увеличение сопротивления вдоху) в нормальных условиях происходит при снижении давления воздуха в баллонах до 49-25 бар.

Время работы аппарата в минутах в автономном варианте при легочной вентиляции 30 л/мин (выполнение работы средней тяжести) указано в следующей таблице:

Вариант применения

Вместимость баллона, л

Начальное давление в баллоне, бар

Глубина погружения, м

Продолжительность работы, мин

Однобаллонный

Двухбаллонный

Состав изделия

Аппарат может поставляться в шести различных комплектностях, обеспечивающих работу аппарата в автономном и шланговом вариантах.

Основные узлы аппарата:

  • баллоны с арматурой;
  • редуктор;
  • легочный автомат;
  • панель с подвесной системой (поясным и плечевыми ремнями);
  • шланг с выносным манометром;
  • шланг подачи воздуха от редуктора к легочному автомату;
  • шланг подачи воздуха от редуктора к дистанционному блоку;
  • дистанционный блок;
  • шланг- коротыш;
  • шланг поддува;
  • ремень грузовой.
Преимущества

Конструкция аппарата АВМ-12К разработана на основе опыта эксплуатации отечественных аппаратов АВМ-1М, АВМ-3 и АВМ-5, а также ряда подобных зарубежных аппаратов. Основные достоинства аппарата АВМ-12К: простота конструкции, большой ресурс, надежность и безопасность в эксплуатации, в том числе в условиях низких температур воды и воздуха, а также в загрязненных средах, простота технического обслуживания.

Кроме этого, конструкция аппарата обладает следующими преимуществами:

  • диафрагменный редуктор сбалансированного типа ВР-12 имеет 4 порта среднего давления, 2 порта высокого давления;
  • редуктор устойчив к обмерзанию и воздействию агрессивных сред, в том числе содержащих нефтепродукты;
  • баллонный блок аппарата смонтирован на пластиковой панели анатомической формы, обеспечивающей крепление как одного, так и двух баллонов;
  • конструкция подвесной системы позволяет водолазу отрегулировать длину ремней, не прибегая к посторонней помощи;
  • присоединительный разъем для редуктора имеет резьбу международного стандарта DIN 5/8", что позволяет использовать любые импортные редукторы;
  • применение дистанционного блока позволяет сохранять в аппарате полный запас воздуха при дыхании по шлангу с поверхности;
  • использована простая и надежная конструкция клапана резервной подачи.
Разрешительные документы

Аппарат принят на снабжение ВС РФ.

3.7 Дыхательные аппараты с открытой схемой дыхания

Дыхательные аппараты с открытой схемой дыхания входят в комплект легководолазного снаряжения с выдохом в воду для работы (плавания) под водой как с подачей воздуха по шлангу с поверхности, так и автономно от баллонов аппарата.

Воздушно-баллонный аппарат АВМ-1м (рис. 3.26) - автономный аппарат, работающий на сжатом воздухе. Входит в комплект снаряжения для плавания. Состоит из воздушных баллонов, жестко скрепленных между собой, запорного вентиля, дыхательного автомата, мундштучной коробки с загубником, гофрированных трубок вдоха и выдоха, выносного указателя минимального давления с манометром и крепежных наплечно-поясных ремней, пенопластовой вставки, позволяющей регулировать вес аппарата в воде (приводить к нулевой плавучести).

Рис. 3.26. Воздушнобаллонный аппарат АВМ-1м: 1 - клапанная коробка; 2 - оголовье; 3 - дыхательный автомат; 4 - запорный вентиль; 5 - пенопластовая вставка; 6 - крепежные ремни; 7 - баллоны; 8 - выносной указатель минимального давления с манометром


В некоторых описаниях встречаются аппараты АВМ-1м-2 и АВМ-4, разновидность аппарата АВМ-1м. Они отличаются наличием третьего баллона и физиологического указателя минимального давления.

Воздушнобаллонный аппарат АВМ-3 (рис. 3.27) входит в состав снаряжения СВУ. В отличие от АВМ-1м имеет панель, на которой смонтированы все части аппарата. Дыхательный автомат АВМ-3 позволяет подавать воздух на дыхание из своих баллонов и по шлангу с поверхности от ручной помпы, корабельной магистрали или из транспортного баллона.


Рис. 3.27. Воздушнобаллонный аппарат АВМ-3: 1 - трубка вдоха; 2 - клапанная коробка с атмосферным клапаном; 3- трубка выдоха; 4- дыхательный автомат; 5 - плечевой ремень; 6 - баллоны; 7 - пенопластовая вставка; 8- поясной ремень; 9 - предохранительный клапан редуктора; 10 - запорный вентиль; 11 - зарядный штуцер; 12 - редуктор; 13 - манометр; 14 - клапан резервной подачи; 15 - водолазный шланг


Редуктор исключен из конструкции автомата и установлен на арматуре баллонов. Вместо выносного указателя минимального давления АВМ-3 имеет клапан резервной подачи воздуха. Вся арматура аппарата закрыта съемными щитками, чтобы избежать зацепления при работах в затопленных отсеках.


Рис. 3.28. Воздушнобаллонный аппарат АВМ-5: 1 - редуктор с запорным вентилем и клапаном резервного воздуха; 2 - дыхательный автомат; 3 - баллон


Воздушнобаллонные аппараты АВМ-5, АВМ-6, АВМ-7 и АВМ-8 двухбаллонные с выносным дыхательным автоматом и клапаном резервной подачи воздуха с тяговым приводом включения (рис. 3.28). Выносной автомат связан подводящим шлангом с редуктором, который совмещен с запорным вентилем на арматуре баллонов. Баллоны имеют пластмассовые башмаки, что позволяет ставить аппарат и вертикально.

Аппараты АВМ-5 и АВМ-6 различаются емкостью баллонов и относятся к группе автономно-шланговых, а АВМ-7 и АВМ-8 - к группе автономных аппаратов. При автономном использовании все аппараты могут применяться в однобаллонном и в двухбаллонном вариантах. Аппараты АВМ-5 и АВМ-6 при использовании в шланговом варианте могут применяться только с двумя баллонами, при этом один из баллонов аппарата выполняет роль емкости низкого давления для уменьшения сопротивления вдоху, а второй - служит для сохранения резервного воздуха на случай внезапного прекращения подачи воздуха по шлангу с поверхности. Аппараты комплектуются грузовым ремнем, маской ВМ-4 и арматурой для перехода на однобаллонный вариант. Поставляются в укладочном ящике.

Воздушнобаллонный аппарат «Украина» - двухбаллонный, заспинный с двумя запорными вентилями. Отличается от АВМ-1м наличием двух запорных вентилей баллонов, конструкцией дыхательного автомата и уплотнением арматуры. В этом аппарате отсутствует редуктор. Воздух из баллонов поступает непосредственно к клапану автомата. Вместо выносного манометра в нем применен звуковой сигнализатор. Аппарат входит в состав снаряжения для плавания и применяется в спасательной службе ОСВОД и в спортивных клубах.

Воздушнобаллонный аппарат «Украина-2» аналогичен аппарату АВМ-7. В основном используется в спортивных целях.

Шланговые аппараты ШАП-40 и ШАП-62 (рис. 3.29, 3.30) являются разновидностью воздушнобаллонных аппаратов. Дыхание в них обеспечивается воздухом, подаваемым по шлангу с поверхности, а воздух в баллонах аппарата служит резервным запасом и используется в случае прекращения подачи воздуха по шлангу. Шланговые аппараты применяются главным образом для спасательных работ и работ на ограниченных площадях, но требующих для выполнения длительного времени.

Дыхательные (легочные) автоматы аппаратов с открытой схемой дыхания предназначены для автоматической подачи воздуха при вдохе (воздушнобаллонные и шланговые аппараты) с некоторой величиной разрежения в полости автомата. Они могут быть с клапаном прямого действия (с давлением под клапан воздух стремится открыть клапан) и обратного (с давлением воздуха на клапан). Дыхательные автоматы подразделяют на одно- и двухступенчатые.

Дыхательный автомат аппарата АВМ-1м (рис. 3.31) - обратного действия, совмещен с редуктором. Клапан открывается рычагами, на которые давит мембрана, когда образуется разрежение. Воздух в полости автомата подается пульсирующим потоком на вдох. При выдохе клапан закрыт. Клапан выдоха размещен в корпусе автомата над мембраной.


Рис. 3.29. Шланговый аппарат ШАП-40: 1 - трубка вдоха; 2 - мундштучная коробка; 3 - трубка выдоха; 4 - оголовье; 5 - дыхательный автомат; 6 - плечевой ремень; 7 - баллон; 8 - поясной ремень; 9 - запорный вентиль; 10 - зарядный штуцер; 11 - каркас; 12 - водолазный шланг



Рис. 3.30. Шланговый аппарат ШАП-62: 1 - трубка вдоха; 2 - клапанная коробка с атмосферным клапаном; 3 - трубка выдоха; 4 - защитный кожух; 5 - плечевой ремень; 6 - панель с обкладкой из пористой резины; 7 - дыхательный автомат; 8 - штуцер для подсоединения водолазного шланга; 9 - зарядный штуцер; 10 - поясной ремень с быстроразъемным замком; 11 - запорный вентиль; 12 - соединительная арматура; 13 - редуктор; 14 - баллон



Рис. 3.31. Дыхательный автомат аппарата АВМ-1м с редуктором: 1 - крышка; 2 - верхний рычаг; 3- мембрана; 4 - клапан выдоха; 5 - нижний рычаг; 6 - корпус автомата - 7 - седло клапана; 8 - клапан автомата; 9 - входной штуцер; 10 - сетчатый фильтр; 11 - клапан редуктора; 12 - предохранительный клапан


Дыхательный автомат аппаратов АВМ-3 и ШАП-62 (рис. 3.32) - обратного действия, с вынесенным редуктором на подводящую магистраль. Автомат имеет штуцер для подсоединения шланга подачи воздуха с поверхности. Действие автомата аналогично действию дыхательного автомата аппаратов АВМ-1м.


Рис. 3.32. Дыхательный автомат аппарата АВМ-3: 1 - крышка; 2 - мембрана; 3 - регулировочный винт; 4 - седло клапана; 5 - подводящий штуцер; 6 - фильтр; 7 - клапан автомата; 8 - штуцер водолазного шланга; 9 - нижний рычаг; 10 - верхний рычаг, 11 - корпус автомата


Дыхательный автомат аппарата «Украина» (рис. 3.33) - обратного действия, одноступенчатый. Воздух высокого давления поступает из баллона непосредственно под клапан. При вдохе возникает разрежение в полости автомата, мембрана прогибается и посредством рычагов открывает клапан и пропускает воздух. При выдохе разрежение под мембраной исчезает, и клапан закрывается.


Рис. 3.33. Дыхательный автомат аппарата «Украина»: 1 - клапан выдоха; 2 - верхний рычаг; 3 - крышка автомата; 4 - нижний рычаг; 5 - мембрана; 6 - крышка мембраны; 7 - хомут; 8 - корпус автомата; 9 - седло клапана; 10 - клапан; 11 - подводящий штуцер; 12- манжета; 13 - шток указателя минимального давления; 14 - свисток указателя; 15 - рукоятка взвода указателя; 16 - поворотная ось


Дыхательный автомат аппаратов АВМ-5, АВМ-6 и «Украина-2» (рис. 3.34) - обратного действия, корпус автомата изготовляется в двух вариантах: за одно целое со штуцером для присоединения загубника или со штуцером для присоединения автомата к гидрокомбинезону. В корпусе автомата смонтированы мембрана, рычаг и клапаны выдоха. Клапан автомата - качающей конструкции, установлен в штуцере для подвода воздуха. Средуцированный воздух подается к автомату по гибкому шлангу.

Дыхательный автомат аппарата ШАП-40 отличается от автомата аппарата АВМ-1м наличием штуцера для присоединения водолазного шланга и звукового указателя минимального давления.


Рис. 3.34. Дыхательный автомат аппаратов АВМ-5, АВМ-6 и «Украина-2»: 1 - крышка; 2 - рычаг клапана; 3 - рычаг ручного привода; 4 - клапан; 5 - подводящий штуцер с седлом клапана; 6 - фильтр; 7, 9 - клапаны выдоха; 8 - отбойный щиток; 10 - корпус


Редукторы автоматов и дыхательных аппаратов (рис. 3.35) выполняют две функции: снижают высокое давление газа до промежуточного заданного значения, поддерживают постоянство подачи газа и давления за редуктором в заданном пределе при значительном изменении давления на входе (в баллонах аппарата). Наибольшее распространение получили три типа: безрычажные прямого и обратного действия и рычажные прямого действия.

В редукторах прямого действия высокое давление газа стремится открыть клапан, в редукторах обратного действия, наоборот, давление газа стремится закрыть клапан редуктора. Рычажные редукторы прямого действия применены в аппаратах АВМ-1м, АВМ-1м-2, АВМ-3, ШАП-40, ШАП-62.

Указатели минимального давления дыхательных аппаратов - устройства, сигнализирующие о снижении давления газа в баллонах аппарата до заданной величины. Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух силсилы давления газа в баллонах и противодействующей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструкций: штоковый (он же бывает и выносной), дюзовый и звуковой.


Рис. 3.35 Рычажный редуктор прямого действия аппарата АВМ-3: 1 - подводящий штуцер; 2 - корпус редуктора; 3 - регулирующая втулка; 4 - мембрана; 5 - предохранительный клапан; 6 - отводящий штуцер; 7 - рычаг; 8 - толкатель; 9 - регулирующий винт; 10 - клапан редуктора


Штоковый указатель аппарата (рис. 3.36) устанавливается непосредственно на корпусе редуктора или выносится на шланге. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой. На аппаратах АВМ-1, АВМ-1м штоковый указатель снабжен манометром и вынесен вперед на гибком высоконапорном шланге из красно- медной, свитой в спираль трубки, покрытой резиновой оболочкой.


Рис. 3.36. Штоковый выносной указатель минимального давления аппарата АВМ-1м: 1 - манометр; 2 - мембрана; 3 - тройник; 4 - высоконапорный шланг; 5 - шток; 6 - регулирующая гайка; 7 - указатель с пуговкой; 8 - корпус указателя


При открытых вентилях баллонов шланг указателя всегда находится под давлением, и повреждение его может привести к разгерметизации всей магистрали баллонов. Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием вентилей баллонов. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток и контрольный сектор (стрелка) манометра возвращаются в первоначальное положение.

Дюзовый (физиологический) указатель (рис. 3.37) или клапан резервной подачи воздуха в различном конструктивном исполнении применен в аппаратах АВМ-1м-2, АВМ-3, АВМ-5, АВМ-6 и «Украина-2». Он представляет собой запорное устройство с подвижной запирающей частью и обходным отверстием (дюза). Запирающая часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах, большем минимального, пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по магистрали. При падении давления до минимального клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает основной проход. Остается только обходный путь - через дюзу с пропускной способностью 5-10 л/мин. Такого количества воздуха на вдох недостаточно. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) запаса. Нормальную подачу восстанавливают поворотом штока клапана маховиком или с помощью тяги. При этом клапан поднимается осевым ходом штока и открывает основной проход воздуха.

Звуковой указатель (сигнализатор) применен в аппаратах «Украина» и ШАП-40. Он монтируется в корпусе редуктора и дыхательного автомата (см. рис. 3.33). Принцип конструкции срабатывающего устройства аналогичен штоковому указателю. При падении воздуха в баллонах срабатывает шток и открывается подача воздуха на свисток, который издает характерный резкий звук.

Клапанная и мундштучная коробки (рис. 3.38) служат для подключения дыхательного аппарата к органам дыхания человека. В отличие от мундштучной клапанная коробка имеет пробковый кран и клапаны вдоха и выдоха для распределения потока вдыхаемого и выдыхаемого газа. Коробки изготовляются из цветного металла различными по конструкции: с совмещенным и раздельным корпусом пробкового крана. Резьбовые соединения клапанных коробок всех конструкций одинаковы. На корпусе клапанных коробок многих аппаратов имеется отверстие с грибковидным щитком, предназначенное для переключения на дыхание атмосферным воздухом.

Дыхательный аппарат АВМ-3 (рис. 36) состоит из следующих основных частей:

  • дыхательного автомата, служащего для пульсирующей подачи воздуха в момент вдоха и прекращения подачи в момент выдоха;
  • редуктора, предназначенного для понижения давления сжатого воздуха в баллонах аппарата (150 кгс/см 2) до установочного 3-4 кгс/см 2 ;
  • двух воздушных баллонш емкостью 5 л каждый, на рабочее давление 150 кгс/см 2 , в которых содержится запас сжатого воздуха;
  • вентиля, служащего для перекрытия выхода сжатого воздуха из баллонов;
  • вентиля резервной подачи, используемого для подачи резервного воздуха из баллонов аппарата;
  • клапанной коробки, предназначенной для присоединения системы дыхания аппарата к шлему гидрокомбинезона или мабке;
  • манометра высокого давления, служащего для контроля давления в баллонах анхп арата;
  • трубок вдоха и выдоха, используемых для соединения клапанной коробки с дыхательным автоматом.

    Рис. 36. Принципиальная схема аппарата АВМ-3:
    1 - дыхательный автомат; 2 - редуктор; 3 - баллоны; 4 - вентиль; 5 - вентиль резервной подачи; 6 - клапанная коробка: 7- манометр; 8 - трубка вдоха; 9 - трубка выдпхя; 10 - клапан вентиля; 11 - дюза; 12 - мембрана металлическая; 1З - пружина; 14 - клапан редуктора; 15 - клапан дыхательного автомата; 16 - мембрана; 17, 18 - рычаги; 19 - седло дыхательного автомата; 20 - клапан выдоха; 21 - лепесток; 22 - предохранительный клапан; 23 - клапан (обратный); 24 - шпиндель; 25 - жесткий центр; 26 - входной штуцер; 27 - шланг ВШ-1; 28 - клапан (обратный); 29, 30 - фильтры

    Принцип работы аппарата АВМ-3 при автономном дыхании . Воздух из баллонов аппарата подается следующим образом; перед началом погружения водолаза открывают вентиль 4 на баллонах я закрывают вентиль 5 резервной подачи. Через открытый клапан вентиля 4 и дюзу в вентиле 5 давление воздуха распространяется под мембрану в полость Б, прогибает мембрану, преодолевая усилие пружины 13 вентиля, и открывает седло, через которое воздух проходит под клапан редуктора.

    В редукторе высокое давление воздуха редуцируется до рабочего 3-4 кгс/см 2 и воздух.проходит под клапан легочного автомата.

    Во время вдоха в трубке и подмембранной полости А дыхательного автомата давление понижается, мембрана прогибается внутрь корпуса, давит на рычаг 17, который, в свою очередь, давит на рычаг 18, а последний надавл ивает на шток клята на А5, Клапан отходит от седла 19 и воздух проходит в полость А дыхательного автомата и далее по трубке на вдох. При выдохе в трубке и подмембранной полости А создается избыточное давление по сравнению с окружающим давлением, мембрана прогибается в другую сторону, освобождает рычаги 17 к 18 к клапан 15 под давлением воздуха, поступающего из редуктора 2, прижимается к седлу, поступление воздуха в полость легочного автомата прекращается.

    Одновременно с выдохом открывается клапан 20 и воздух выходит через резиновый лепестковый клапан и отверстия в крышке легочного автомата наружу.

    Схема работы дыхательного автомата АВМ-3 при вдохе и выдохе аналогична схеме работы легочного автомата аппарата A.BM-1M.

    В случае повышения давления воздуха в камере редуктора более 5-8 кгс/см 2 , предохранительный клапан 22 вытравливает его наружу.

    Обратный клапан 23 давлением воздуха прижимается к седл и закрывает выход воздуха из аппарата через выходной штуцер», шланга.

    При падении давления в баллонах до 45-30 кгс/см 2 пружина 13 преодолевая усилие давления воздуха под мембрану, через шпиндель и жесткий центр прижимает мембрану к седлу и закрывает, отверстие седла. После этого воздух к редуктору проходит только через дюзу.

    Проходное сечение дюзы, не обеспечивает полного вдоха, вследствие чего сопротивление на выдохе повышается, и дыхание водолаза затрудняется. В этом случае водолаз должен подняться на поверхность.

    Для восстановления нормального дыхания он вручную открывает вентиль 5, повернув его маховичок на четверть оборота. При повороте маховичка шпиндель поднимается, сжимает пружину 13, освобождая жесткий центр и мембрану, которая под давлением, воздуха прогибается и открывает седло. Количество воздуха на вдох увеличивается.

    Действие аппарата АВМ-3 при подаче воздуха по шлангу с поверхности . Перед погружением вентили 4 и 5 закрывают. К входному штуцеру 26 легочного автомата присоединяют водолазный шланг ВШ-1 (на рис. 36 показан пунктиром). С поверхности в шланг подается сжатый воздух, давление в котором поддерживается 1-4 кгс/см 2 избыточным над глубинным давлением.

    Воздух по шлангу проходит через клапан 23 к клапану 15 и аналогично описанному выше поступает на вдох. В случае прекращения подачи воздуха, по шлангу водолаз вручную открывает вентиль 4 на баллоне, при этом дышит воздухом из баллонов аппарата.

    При подаче воздуха по шлангу обратный клапан 28 прижимается давлением воздуха к седлу и закрывает 1 проход воздуха в полость редуктора 2.

Снаряжение СВУ-3 (рис. 21) предназначено для обеспечения дыхания и защиты тела водолаза от внешней среды при выполнении водо­лазных работ и плавании под водой на глубинах до 60 м. Снаряжение СВУ-3 относится к типу водолазного снаряжения, работающего по открытой схеме дыхания. Универсальность данного снаряжения заключается в том, что оно может быть использовано как в автономном, так и в шла­нго-вом варианте; в варианте хождения по грунту и в варианте плавания. Аппарат АВМ-5 может использоваться как с двумя воз­душными баллонами, так и с одним баллоном.

Комплектация СВУ-3

Аппарат воздушно-дыхательный АВМ-5, АВМ-12 2 компл.
Шланг водолазный ВШ-2 1 компл.
Редуктор 1 шт.
Гидрокомбинезон УГК-1 2 шт.
Галоши водолазные 1 пара
Груз нагрудный 1 шт.
Нож водолазный ВК 2 шт.
Ниппели 2 шт.
Белье водолазное 2 компл.
Техническое описание и инструкции по эксплу­атации снаряжения СВУ-3 1 экз.
Формуляр на снаряжение СВУ-3 1 экз.

Комплект дыхательного аппарата АВМ-5 предназначен:

а) для обеспечения автономного дыхания водолаза (с пода­чей воздуха из баллонов аппарата) при выполнении водолазных работ или плавании под водой на глубинах до 60 м;

б) для обеспечения дыхания водолаза путем подачи воздуха по шлангу при выполнении водолазных работ или плавании под водой на глубинах до 40 м.

Техническая характеристика аппарата АВМ-5

Рабочее давление воздуха в баллонах 150 кгс/см2
Емкость одного баллона 7 л
Давление воздуха в шланге при погружении на глубины:
до 20 м 10…25 кгс/см2
до 40 м 20…25 кгс/см2
Установочное давление редуктора аппарата 7,5…9,5 кгс/см2
Давление открытия предохранительного клапана редуктора 13…15 кгс/см2
Сопротивление дыханию при легочной вентиляции 30 л/мин, не более 50 мм вод.ст
Резервный запас воздуха:
в двухбаллонном аппарате 40…60 кгс/см2
в однобаллонном аппарате 20…40 кгс/см2
Вес аппарата 22 кг
Вес комплекта 56 кг
Габариты аппарата 670×300×150 мм
Габариты укладочного ящика 800×390×290 мм 3.2.2

Комплектность аппарата АВМ-5

В комплект аппарата АВМ-5 входят:

– аппарат АВМ-5;

– легочный автомат с загубником;

– пояс с грузами;

– очки водолазные;

– манометры высокого и низкого давления для измерения давления воздуха в баллонах и на выходе из редуктора;

– запасное дистанционное управление;

– змеевик для зарядки аппарата воздухом;

– шланг подвода воздуха от редуктора к легочному автомату;

– водолазный шланг для соединения аппарата со шлангом ВШ-2;

– панель для использования аппарата в однобаллонном ва­рианте;

– носовой зажим;

– ключи, отвертки и запасные части к аппарату;

– формуляр на комплект воздушно-дыхательного аппарата АВМ-5.

Все перечисленные части комплекта аппарата размещены в укладочном ящике.

Рис. 21. Снаряжение водолазное универсальное

Устройство аппарата АВМ-5

Аппарат состоит из следующих основных частей (рис. 22):

1. Основной баллон 4 с тройником.

2. Резервный баллон 7 с вентилями основной и резервной подачи.

3. Ниппель 10.

4. Манипулятор дистанционного управления 12 открытия вентиля резерной подачи.

5. Редуктор 8 с легочным автоматом 5 и соединительным шлангом 6.

6. Подвесная система с хомутами 1 и 3, плечевыми ремнями 9, брасовым ремнем 11, поясным ремнем с быстроразъемной застежкой 2.

7. Резиновые опоры 13. Баллон 4 и баллон 7 закреплены между собой двумя хому­тами 1,3.

В центре хомутов при помощи болтов и гаек закрепле­ны плечевые ремни 9 и брасовый ремень 11. Вторые концы пле­чевых ремней при помощи винтов прикреплены к боковым скобам хомута 1. На сферических днищах баллонов установлены рези­новые опоры 13, позволяющие ставить аппарат вертикально. К стойкам хомутов 1 и 3 прикреплено винтами дистанционное управление 12 вентиля резервной подачи. С противоположной стороны на хомутах имеются стойки для крепления водолазного шланга. Соединение тройника баллона 4 с корпусом вентилей осно­вной и резервной подачи баллона 7 осуществляется с помощью ниппеля 10 и двух накидных гаек. К выходному штуцеру корпуса вентилей основной и резервной подачи баллона 7 подсоединён с помощью накидной гайки редуктор 8.

Выходной штуцер редуктора соединен с входным штуцером легочного автомата 5 шлангом 6. Герметичность соединений узлов аппарата обеспечивается резиновыми кольцами.


Рис. 22. Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-5:

1, 3 – хомуты; 2 – застежка; 4 – баллон с тройником; 5 – легочный автомат; 6 – шланг; 7 –баллон с вентилями основной и резервной подачи; 8 – редуктор; 9 – ремень; 10 – ниппель; 11 – брасовый ремень; 12 – дистанционное управление; 13 – опора

Схема движения воздуха при включении на дыхание в аппарат АВМ-5

После открытия вентиля основной подачи воздух из баллона 4 поступает в редуктор 8 и редуцированный до 7,5…9,5 кгс/см2 через шланг 6 поступает в полость легочного автомата 5 и да­лее на вдох. При разности давления в баллонах свыше 40…60 кгс/см2 начинается поступление воздуха из баллона 7 путем перепуска его через клапан перепуска, находящийся во входном штуцере корпуса вентилей, из баллона 7 в баллон 4.

При падении давления воздуха в баллоне 4 до 5 кгс/см2 (давление в баллоне 7 в данный момент будет равно 40…60 кгс/см2) водолаз почувствует затруднение дыхания на вдохе. После открытия с помощью дистанционного управления 12 венти­ля резервной подачи воздух из баллона 7 перепускается в баллон 4 и давление воздуха в них выравнивается. При этом нормальное дыхание водолаза восстанавливается.

Особенностью работы аппарата АВМ-5 в шланговом вариан­те является то, что вначале на дыхание водолаза используется воздух из баллона 4. После того, как давление воздуха в бал­лоне 4 станет меньше, чем давление воздуха в водолазном шланге, дыхание водолаза будет обеспечиваться воздухом, подавае­мым по шлангу, присоединенному к входному штуцеру тройника баллона 4. Воздух, находящийся в баллоне 7, является резерв­ным.

Принцип работы аппарата АВМ-5

Аппарат АВМ-5 работает на сжатом воздухе по открытой (незамкнутой) схеме дыхания и используется как в автоном­ном варианте, так и при подаче воздуха по шлангу (в систему аппарата) от внешнего источника (рис. 23).

В автономном варианте после открытия вен­тиля основной подачи клапан 11 отходит от седла, открывая проход воздуху из баллона 18 к редуктору 8, поршень 9 ко­торого под действием пружины 10 при отсутствии давления в по­лости находится в верхнем положении. Из редуктора воздух поступает в шланг 6 и далее к седлу клапана 5 легочного автомата. При закрытом седле клапана 5 давление перед ним, а также в шланге 6 и полости 7 редуктора повышается, и поршень 9 под действием давления газа перемещается в направ­лении своего седла, преодолевая усилие пружины 10. При давлении воздуха в полости 7 в пределах 5…8 кгс/см 2 поршень 9 перекроет седло редуктора, при этом дальнейшее повышение давления в полости 7 прекращается.

В момент вдоха в полости 3 легочного автомата соз­дается разрежение воздуха, под действием которого мембрана 2, прогибаясь, нажимает на рычаг 4. Последний, воздействуя на шток клапана 5, отводит одну из его сторон от седла, и воз­дух поступает на вдох.

При недостаточном поступлении воздуха на вдох разреже­ние в полости 3 легочного автомата возрастает, при этом прогиб мембраны 2 увеличивается, что ведет к повороту рычага 4 на больший угол. В этом случае рычаг не только отклоняет шток клапана 5 в сторону, но своим уступом давит на него и, сжимая пружину, отводит его от седла по всему периметру. При этом проходное сечение увеличивается, а следовательно, увеличивается подача воздуха на вдох. При вдохе давление в шланге 6 и в полости 7 редуктора падает и, соответственно, уменьшается давление на поршень 9. Последний под действием пружины 10 перемещается вверх, открывая седло редуктора.

Таким образом, поршень 9 и пружина 10 находятся в дина­мическом равновесии и обеспечивают необходимый расход возду­ха через клапан легочного автомата из полости 7 редуктора при дыхании водолаза. При выдохе воздух из легких водолаза поступает в полость 3 легочного автомата, при этом давление в указанной полос­ти увеличивается, мембрана 2 возвращается в начальное положе­ние, освобождает рычаг 4, и клапан 5 садится на седло под дей­ствием своей пружины, прекращая поступление воздуха из шла­нга 6. При этом клапан выдоха 1 открывается, и выдыхаемый воз­дух стравливается в окружающую среду, после чего давление в полости выравнивается с окружающим, и клапан выдоха 1 зак­рывается.

Для предохранения корпуса редуктора и коммуникаций от разрушения, при повышении давления, полость 7 редуктора 8 соединена с предохранительным клапаном 17.

Предохранительный клапан отрегулирован на открытие при давлении в пределах 10…15 кгс/см 2. При повышении давления в полости 7 выше указанных величин клапан открывается, и избыток воздуха стравливается в окружающую среду.

Во время дыхания водолаза воздух в первую очередь рас­ходуется из баллона 18, ибо клапан 11 под действием пружины перекрывает выход воздуха из баллона 14. При возникновении разницы давлений в баллонах свыше 40…60 кгс/см 2 клапан 11 под действием большего давления в баллоне 14 открывается и перепускает воздух в баллон 18.

Так осуществляется перепуск воздуха из баллона 14 в баллон 18. При падении давления в баллоне 14 до 40…60 кгс/см 2 клапан 11 закрывается, и перепуск воздуха из баллона 14 в бал­лон 18 прекращается. При падении давления в баллоне 18 ниже 5 кгс/см 2 сопротивление на вдохе возрастает, что свидетельст­вует о том, что для обеспечения дыхания водолаза остался только резервный запас воздуха в баллоне 14 (40…60 кгс/см 2).

Для перевода водолаза на дыхание резервным запасом воз­духа из баллона 14 водолаз должен нажать на рычаги ручки 16 и переместить ее (потянуть) вниз. При этом маховичок 13 вентиля резервной подачи поворачивается и клапан 12 отходит от седла, пропуская воздух из баллона 14 к редуктору 8 и далее по шлангу к легочному автомату, а также и в баллон 18, при этом давление в обоих баллонах выравнивается и находится в пределах 20…40 кгс/см 2. После отк­рытия вентиля резервной подачи сопротивление на вдохе умень­шается до первоначальной величины.

Особенностью использования АВМ-5 в шланговом варианте является то, что вначале воздух на дыхание поступает из бал­лона 18 аппарата, а затем от внешнего источника сжатого воздуха 21 или 22 через водо­лазный шланг 20.

Давление воздуха в шланге 20 создается в зависимости от глубины погружения водолаза: 10…25 кгс/см 2 при погружении на глубину до 20 м или 20…25 кгс/см 2 при погружении на глу­бину до 40 м. Воздух под этим давлением по шлангу 20 посту­пает под обратный клапан 19 баллона 18. Клапан 19 под дейст­вием большого давления в баллоне 18 (в начале водолазного спуска) закрыт, т. к. давление в баллонах 150 кгс/см 2, и воздух на дыхание при открытом вентиле основной подачи пос­тупает из баллона 18. Как только давление в этом баллоне ста­нет несколько ниже давления в шланге, клапан 19 открывается, и воздух на дыхание будет поступать по шлангу 20 от внешнего источника.

Время работы в аппарате при автономном обеспечении дыхания указано в табл. 19.

Таблица 19

ПРИМЕЧАНИЕ. При погружении на глубины более 12 м для расчета времени пребывания водолаза под водой необходимо в каждом отдельном случае учитывать время декомпрессии в соответствии с «Таблицей режимов декомпрессии водолазов» (приложение к Правилам водолазной службы).


Рис. 23. Принципиальная схема работы аппарата АВМ-5

1, 5, 9, 11, 12, 17, 19 – клапаны; 2 – мембрана; 3 – полость легочного автомата; 4 – рычаг; 6, 20 – шланги; 7 – полость редуктора; 8 – редуктор; 10 – пружина; 13 – маховик вентиля резервной подачи; 14,18 – баллоны; 15 – трос; 16 – ручка тяги резервной подачи; 21 – транспортный баллон; 22 – воздухораспределительный щит

Осмотры СВУ

Для поддержания снаряжения СВУ-3 в готовности предусмотрены полная и неполная проверка. Полная проверка снаряжения СВУ производится ежегодно, при получении со склада, после ремонта и перед выходом корабля на боевую службу. Неполная проверка проводится раз в месяц и перед использованием снаряжения. Результаты полной проверки заносятся в формуляр снаряжения.

При полной проверке производятся:

– проверка комплектности снаряжения;

– внешний осмотр аппаратов АВМ-5 и гидрокомбинезонов УГК-1;

– рабочая проверка аппаратов АВМ-5;

– промывка узлов аппаратов АВМ-5.

При неполной проверке аппарата АВМ-5 необходимо:

1. Внешний осмотр.

2. Замер рабочего давления.

Определить величину давления воздуха в баллонах (130…150 кгс/см 2);

3. Замер установочного давления редуктора.

Определить величину установочного давления в камере редуктора (7,5…9,5 кгс/см 2);

4. Проверка исправности легочного автомата.

Проверка отсутствия залипания клапанов выдоха. Исправность клапана подачи воздуха. Герметичность полостей легочного автомата (мембраны, клапанов выдоха). Проверка легочного автомата на сопротивление дыханию.

5. Проверка герметичности аппарата.

Гидрокомбинезоны проверяются наружным ос­мотром, при этом обращается внимание на целостность ткани, нет ли больших потертостей, отклеивающихся усилительных ленточек. Проверяется исправность предохранитель­ного и лепесткового клапанов, аппендикса, рукавиц, застежки «молния» и наличие жгута. Обращается внимание на исправность шлема и монтажа телефонной гарнитуры, а также на надежность присоединения ниппеля и полумаски к шлему или маске.



Loading...Loading...