Человек звучит гордо кто сказал на дне. Человек – это звучит гордо по пьесе На дне (Горький Максим)

Они такие хорошие педагоги, так разбираются в детской психологии… Они такие классные политологи, историки - ну всё знают! Я слушаю, читаю этих педагогов-политологов. Они комментируют школьные трагедии в Перми и Улан-Удэ.

«Во всем виноваты 90-е» - говорит один, выступая на государственной радиостанции. Я часто вижу его по телевизору. «Вы еще ответите, - грозится он - те, кто принес нам идеологию торгашества, купли-продажи, безверия, это из-за вас наши дети рубят и режут друг друга».

«Во всем виновато нынешнее время и нынешняя власть» - это уже другой знаток на другой станции. «Дети не видят выхода, воздуха, все закупорено, лишь стена перед ними. Вот они берут топоры и разрубают эту стену».

А третий большой специалист заявляет просто как отливает в граните: «В России 23 миллиона живут ниже уровня бедности. От голода люди обозляются, ожесточаются. Сытый человек не пойдет на преступление».

Ох уж мне эти «доценты с кандидатами». Им бы в «Что? Где? Когда?» играть, а они анализы общественные сдают, диагнозы нам ставят.

Бегите подальше от этих конъюнктурщиков! Дети пострадавшие и дети-убийцы для них лишь топливо, повод заявить о себе, примазаться к нужному им тренду, политической позиции. На трагедии да сразу в рай хотят въехать. Не слушайте их.

Перед вами живой свидетель позднего застоя, перестройки, «лихих» 90-х и нынешних духовных скреп. Живой пока еще. Многое помню.

Уж не знаю, что хуже и страшней, из-за чего быстрее ломаются детские души. Полное безверие брежневского единомыслия, когда думали одно, говорили другое, а делали третье. Когда те самые идеалы, о которых так тоскуют, были преданы забвению, да все плевать тогда на них уже хотели, кругом были только слова, слова, слова.

Или ельцинское время абсолютного отказа от идеологии, без руля и ветрил с голой свободой делать, что хочешь, думать, что хочешь - под эту сладкую музыку власть и ушлые людишки рядом скупали Россию.

А может сейчас, при хлипкой вертикали, при гнилом патриотизме - ткни и развалится, когда одни (подавляющее большинство) строят замки на песке, а другие (элитка, отцы наши) - в реале.

Никогда не жили лучше, так стоило ли начинать. Помните, в 70-е Аркадия Райкина на ту самую больную тему? «Влияние улицы… Меня, Сидорова-младшего, мой отец, Сидоров-старший, лупил как сидорову козу… А если орнамент из колючей проволоки - все полезнее будет для подон… ой, простите, подростков… Вот так: кто стукнет, кто шмякнет, кто брякнет, кто звякнет, а вместе получается воспитание… Может быть, может быть…»

Видите, еще тогда проблема была. И в 90-е была. И сейчас есть, вопиёт! А расправляться при помощи детей с либералами из оппозиции, либо с государственниками из власти - дурное дело нехитрое.

Голод, вы говорите, нищета? Там корень зла? «Норвежцев мне подавайте!» - говорит Трамп. А Брейвика на поруки взять не хотите? Сукиного сына Брейвика, загубившего больше 70 юных душ. Сытого Брейвика из сытой страны, «томящегося» в трехкомнатной камере со всеми удобствами, со спортзалом и высшим образованием в виде первой услуги, зигующим на каждом шагу. Брейвики-то откуда берутся?

В благополучной успешной Америке тоже самое. У них есть всё, но они берут короткоствольное автоматическое оружие, приходят в школу и расстреливают себе подобных.

Теперь обсуждают (осуждают) интернет - в нем зло. Но точно также раньше осуждали кино, книги. Родион Романович Раскольников, тоже еще совсем молодой человек, припрятал под пальтишком топор и вперед, к победе коммунизма. Говорят: а вот прочтет это неокрепший умом подросток и давай лущить старушек. Посмотрит «Берегись автомобиля» и побежит угонять машины. Увидит «Ворошиловский стрелок» - ружье в руки и начнет мстить, не дожидаясь полиции. Искусство и жизнь - вечный спор, незаживающая рана.

Ну хватит уже спорить. Существует один всепоглощающий ответ на данную тему. Есть человек. Грешный человек. Слабый человек. Человек недоразвитый, недоделанный. Часто всё, что происходит в его голове, душе (если голова и душа хоть немного еще на месте), не поддается никаким расчетам, никакой социальной жизни, богатству, бедности. Человек!

«Человек - это звучит гордо!» - писал большой гуманист, душевед и душелюб Максим Горький. В конце жизни превратившийся в отъявленного мизантропа. Михантроп, если вам лень погуглить толковый словарь - это человеконенавистник.

Кристина Герасименко
Эссе «Человек - это звучит гордо!»

Мы живём в удивительном и непонятном мире. За свою историю человечество накопило огромное количество знаний, которым нынешнее поколение не может воспользоваться, так как у него недостаточно времени прочитать написанные и хранящиеся в национальных библиотеках книги. Казалось бы, современное общество предлагает привлекательную жизнь, со множеством ресурсов, развлечений, и у человека есть всё , что ему необходимо для достижения своих целей, однако тут можно сделать паузу, ведь цели у всех разные.

В конце XX века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного развития. Люди очень озабочены трудностями и, по большей части. Доведены до одурения. Они потеряли свой ориентир и не могут контролировать самих себя. Люди мчатся с высокой скоростью, не зная тормозов, и чаще всего, заканчивают эту гонку в пропасти.

Мир кипит, как скороварка. А властьимущие всё стряпают-стряпают, бросают всё в скороварку, а она уже свистит. Скоро вылетит клапан! Люди находясь в таком состоянии делают всё, что взбредёт им в голову. Одни живут под таблетками, вечно больные, от чего лечатся не зная сами. Хотя дело всё во внутреннем состоянии души. Все эти болезни от неприятия окружающих и неприятии окружающего мира. В окружающем они видят только зло, забывая о добре, хотят изменить мир не меняясь при этом сами. Вторые «подсели» на наркотики, завуалировали себя грёзами одурманенного змия. А третьи и вовсе создают какую-нибудь новую религию, ожидая «конца света» или выдавая себя за посланников от Бога.

Эх, человек , человек …ты ведь занимаешь в мироздании исключительное и привилегированное положение. Упрости свою жизнь, чтобы исчезла душевная тревога. В большей части того, что делают люди, необходимости нет. Усталость, нервы – даже малый пустяк приводит к большому скандалу с окружающим миром, а особенно к скандалу с самим собой. Человек , пойми! Сколько бы много ни было у тебя места, тебе всё равно его не будет хватать. Успокойся, отдышись, поговори со своей душой. Ведь она есть у каждого. Сделай добро, улыбнись прохожему, ведь это так приятно. Приятно быть любимым, приятно просто жить!

Ведь жизнь – это путешествие, совершая которое человек с трудом передвигается вперёд по извилистым дорогам. Чаще всего человек делает шаг вперёд и два шага назад. Чтобы не было шагов назад нужно научиться верить, любить, надеяться, обогащаться.

Верить в себя, в свои силы, в Истину и справедливость, в лучшее. Любить то, что вокруг, всех, кто вокруг. Надеяться на лучшее, бескорыстное, светлое, чистое и обязательно уметь прощать. Обогащать свои душевные ресурсы, свой разум книгами великих писателей. Ведь только от качества души зависит общая характеристика человека .

После этой работы над собой, человек будет звучать гордо .

Человек рождён , чтобы оставить след на земле. Какой след оставляешь сегодня ты?

Во все времена человек стремился к познанию своего «Я». Раскрытие этой тайны является одной из главных целей писателей. Проблему добра и зла, силы и слабости, поиска себя пытались разрешить великие умы, в том числе и Максим Горький. В стенах ночлежки оказались самые разные люди. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Но всех их объединяет трагичная учесть. Они, безусловно, достойны лучшего положения, но пока они лишь жертвы жестоких порядков, при которых человек обречен на жалкое существование. Например, Актер, поглощенный воспоминаниями о былой славе, Клещ, который верит, что честный труд поможет ему вернуться к «нормальной» жизни, Настя, искренне мечтающая о большой и светлой любви.

Каждый герой обладает тяжелой судьбой, но, не смотря ни на что, мечтает о лучшей жизни, тем самым пытается уйти от жестокой реальности. Все они - люди, страдающие и одинокие. Угрюмые своды ночлежки – вот что ждет каждого, кто споткнется на своем жизненном пути, выбьется из колеи. Человек перестает быть человеком из-за условий, которые царят в обществе. Гнетущая атмосфера давит на всех. Дом Костылева - это особый мир, мир несчастных, отверженных людей. Сам хозяин не испытывает ни грамма сочувствия к обездоленным постояльцам, он безжалостен и думает лишь о своей выгоде. Да и сами обитатели ночлежки замкнуты в себе, в своем горе, и не желают слушать других. Похожую ситуацию мы можем встретить в Романе А.П.Чехова «Тоска». Трагедия главного героя никого не интересует: ни военного, ни молодежь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Он понимает, что для других людей он не человек, он – никто. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены. Он одинок, печален, погружен в раздумья. В таких условиях очень просто потерять свою индивидуальность. Тебя становится сложно назвать человеком. Герои пьесы «На дне» жалки, безнравственны. Их нельзя назвать людьми, ведь, как произнес Сатин в своем монологе: «Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!» Его возвышенные слова контрастируют с мрачной атмосферой жилища, они подчеркивают несчастное положение постояльцев. Кем они стали? Все практически утратили свою уникальность. Люди ли они? Ведь одного из героев автор даже не удостаивает имени. Актер - пьяница, постоянно вспоминающий прошлое, в котором он был человеком, но «без имени нет человека», поэтому для всех он только один из обитателей «дна». В рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» также присутствует безымянный персонаж. Господин из Сан-Франциско не получил имени, потому что у него просто нет внутреннего мира, души. Всю свою жизнь он посвятил деньгам, работал в поте лица, но никак не обогащал себя духовно.

«Человек – это звучит гордо», но только тогда, когда он честен, благороден и остается способным к сильным, достойным человека поступкам. Вот к чему должен стремиться каждый, чтобы стать Человеком.

А вы помните, откуда эта фраза? Она из пьесы "На дне" Горького, и говорит её пьяный Сатин. Когда он пьян, он добрый, умный, ему всё нравится. Ему нормально, что он в ночлежном доме, среди известно кого, и что сам он карточный шулер. Ему нормально. А что? Если человек - это уже само по себе?

Он произносит это не то чтобы не целыми предложениями, а практически даже не целыми словами, и как-то скомкано, сбито, безо всякого вызова, который этой фразе, вырывая её из контекста, очень любят приписывать.

Просто Сатин пытается высказать мысль, которая больше него. Его не хватает на эту мысль.

Да и, чего уж, только в той ситуации, в которой она говорится - в яме и полубреду, когда хозяина их дома только что зарезали, и практически безо всякого повода, ведь речи о человеке перед этим не шло, что-то такое и может быть сказано. Да и воспринято, наверное, тоже.

Почему человек звучит гордо? Потому что иногда ничего больше нет. Кроме вот этого наименования, принадлежности - "че-ло-век".

Прав ли Сатин? Пожалуй что прав. Чего бы ему и не быть правым. Во всяком случае, уж насколько понятие справедливости идеалистично и мало применимо к реальности, но тем не менее, понятия, основанные на вере в человека - справедливее, чем основанные на неверии в него, предположениях, что человеку нужно что-то ещё - электричество, свод законов, чистая рубашка, долгий брак, да даже гуманизм как таковой - чтобы быть ему чем-то, чем-либо, достойным. Как будто человеку что-то такое нужно доказывать.

Наверное, так.

Но когда в конце сцены выясняется, что после побега из ночлежки главного местного терпилы и гуманиста, вешается спившийся актёр - Сатин ничего не может на это сказать, кроме:

"Эх... испортил песню... дур-рак!"

Вот и вся гордость.

Эту фразу произносит Сатин, один из главных героев пьесы Горького "на дне". в его монологах проявляются ницшенаские взгляды на человека(сверхчеловека). Эти взгляды, с некоторыми изменениями, появившимся в ходе личного переосмысления теории, разделял и сам Горький. В др его произведениях также появл "сверхлюди" (например, в "старухе изергиль: сама рассказчица и два героя ее историй)". но вернемся к "на дне". ситуация кажется абсурдной: такую фразу произносит падший человек. важно отметить основной философский конфликт пьесы, заключающийся в выборе между спасительной ложью и жестокой правдой. Сатин, конечно же, выбирает второе. этот выбор основывается на, опять же, его ницшенских взглядах на сострадание. (ницше считал, что сострадание, унижает того к кому оно относится). Лука (оппонент Сатина) вызывает героя на монолог о человеке. Сатин говорит о том, что человек, осознавший трагедию своего существования, не должен отчаиваться и терпеть эти унижения в виде жалости к нему др людей, а, напротив, осознать свою ценность. "Все в человеке, все для человека!"

И тут стоит вспомнить в какое время было написано произведение(1902 г). А это было такое страшно неприятное время, когда "старое" было сломано и выброшено, а новое еще не создано. Общество оказалось разломанным. и не надвое(как это было при крепостничестве), а на множество мелких осколков. люди просто не знали, что делать, что думать.

Так человек, отсидевший в тюрьме, ночлежник и пьяница, произносит эти слова. и наверное, раз это говорит такой человек, значит, действительно... что-то в этом есть?

и конечно же, загребущие руки сталина "загребли" красивую фразу, которая помогала ему управлять народом. (вспомните идеологию ссср).

Увидел у себя во френдленте фразу "М. Горький сказал: "Человек - это звучит гордо!". Да, действительно... Наверное, только в СССР могли такое вбить... Гордо - это когда обманываешь? Ведешь войну с себе подобными, убивая миллионы невинных? Гордо - это когда ищешь козла отпущения или когда предаешь?"

Ну, далее в таком же духе: справедливый гнев на странную в своей помпезности фразу.
Все вроде понятно, Горький - буревестник революции, да и штамп известный. Но никак не могу в него поверить: ведь Горький-то далеко не дурак был. Много видел, много пережил, кем только не работал. Обо всем имел свое мнение, и не прогибался ни под царскую, ни под советскую власть.

В общем, я решил разобраться.
Итак, фраза взята из пьесы "На дне", которую Горький написал в 1902 году.
Вложена она в уста пьяного зэка Сатина. Сатин, согласно рефератам советского разлива, был "самым свободолюбивым и справедливым персонажем ", и является резонером самого Горького, то есть выразителем истинных чувств и чаяний автора.

Привожу полный отрывок речи Сатина:

Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек -
свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает .) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет .) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..
Барон (качая головой ). Ты - рассуждаешь... Это - хорошо... это, должно быть, греет сердце... У меня - нет этого... я - не умею! (Оглядывается и - тихо, осторожно .) Я, брат, боюсь... иногда. Понимаешь? Трушу... Потому - что же дальше?
Сатин (уходит ). Пустяки! Кого бояться человеку?

Хорош персонаж, - ничего не скажешь. Стоит всех остальных. Вдумайтесь: Выпьем за человека, Барон! Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?

По логике, если Сатин - резонер Горького, то так или иначе это резонерство должно проявляться в других местах пьесы.
А что мы видим в других местах? Вот почти самое начало:
Сатин. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав... Клещ, дай пятак!
Чуть ниже:
Сатин. Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров!

Но, может быть, с ним что-то случилось по ходу развития сюжета? Вот концовка всей пьесы (это почти сразу после того самого рассуждения о гордом человеке):

Дверь быстро отворяется.
Барон (стоя на пороге, кричит ). Эй... вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актер... удавился!
Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.
Сатин (негромко ). Эх... испортил песню... дур-рак!

Ничего святого. Типичная гордыня законченного зэка, извращенная мораль тунеядца, который ни во грош не ставит ни чужую жизнь, ни свою. Гуляет-пьет, презирая труд, считая его чем-то недостойным, - практически трусостью перед голодом.

И вот, в прогнившей дыре, как пауки в банке грызутся и убивают друг друга пьяницы, игроки, беглые, жадные, хитрые и развращенные люди. Реальное дно - оно и есть дно, и те, кто по нему ползают, вполне заслуживают названия "гады". Однако все это дно освещает и оттеняет единственный светлый человек-странник Лука - он забрел сюда переночевать, и конечно же его убили за то, что он назвал порок пороком. Лука - это истинно христианская душа, мудрая, битая жизнью, но чистая, и все его речи от начала и до конца пропитаны духом Христовым. Вот, к примеру:

Лука. А всь - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И всь, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят - все лучше... упрямые!

Или вот:
Наташа (указывая на дверь в кухню ). Туда, иди, дедушка...
Лука . Спасибо, девушка! Туда так туда... Старику — где тепло, там и родина...

А вот еще — откровенное в своей простоте:
Лука. Ишь ты! А я думал — хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя — хорошо я делаю! Хвать — а люди недовольны...

Никто из остальных персонажей не обладает даже зачатками подобного самоанализа.
Или вообще космическое:
Лука. Все мы на земле странники... Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Почему такой человек, выраженный Горьким с такой лесковской глубиной - не резонер? Ведь он явно симпатичен автору.
Но Лука - вроде как христианин, а Горький — человек не верующий. И, чтобы верно расставить акценты и обозначить свое отношение к вере, Горький вкладывает в уста Луки хитрую фразу о бытии Божием:
Лука (негромко ). Коли веришь, — есть; не веришь, — нет... Во что веришь, то и есть...
Тем самым Горький (попутно решив основной вопрос философии в пользу идеализма) объяснил читателю, что Христианство - вещь весьма субъективная, - лишь бы верилось во что-нибудь хорошее.
Любопытная деталь: В этом же, 1902 году Горький становится крестным и приемным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял Православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
Такой христианский по своей сути поступок, где на номинальное христианство марксисту Горькому, скорее всего, было как раз наплевать.

Но почему фраза, вырванная из уст блатного, шулера, убийцы и тунеядца, стала такой важной, такой горьковской, такой советской? Горький тут ни при чем. Я думаю, это уже просто уродливые последствия идеологизации литературы.
В 1922 году уплывает философский пароход. Затем уходят из жизни Есенин (1925) и Маяковский (1930). Горький, в знак протеста против перегибов советской власти живет за рубежом, но его мнение все еще весомо для советского имиджа. И он, по просьбе руководства возвращается (1932) в СССР, чтобы через четыре года умереть при невыясненных обстоятельствах. Зато вовремя — ведь на родине, и в качестве восхищенного преобразованиями буревестника революции. И, думается мне, что Горький был человек совестливый, прямой, резкий, и, заподозрив неладное, тут же бы устроил шум на весь мир, да и вернулся бы назад в свое Сорренто. Не успел, и почил героем. А советские учебники, не вдаваясь в серьезный анализ, стали клепать из его цитат все мало-мальски пригодное для противопоставления царского "плохо" и советского "хорошо".
Только это мало-мальское с личностью этого писателя не имеет ничего общего.



Loading...Loading...