Где находится каспийский монстр. Призрак "Каспийского монстра": Россия возрождает тяжелые экранопланы

В августе 1967 года американский спутник-шпион передал на землю сенсационные снимки. На них была запечатлена огромная машина, похожая на самолет. Она была 100 метров в длину, весила около 500 тонн и летела над водами Каспийского моря со скоростью более 500 км в час. Аналитики из Пентагона назвали этот объект «Каспийским монстром». Появление такой машины делало Советский Союз морской супердержавой. Фильм об истории создания экраноплана КМ и развитии этого проекта в наши дни.

Правительство РФ поручило российскому ЦКБ имени Алексеева в ближайшие несколько лет возобновить производство экранопланов, которое прекратилось в начале 1990-х годов. Возобновлять проектные и опытно-конструкторские работы планируется в два этапа, последний из которых начнется в 2012 году. Однако, когда именно в России появится новый «Каспийский монстр», специалисты пока не говорят.


Конструктор "Каспийского монстра" Ростислав Алексеев

По оценке Центрального конструкторского бюро имени Алексеева, в течение 2010-2011 годов будут проводиться проектные и исследовательские работы. С 2012 года начнется второй, более длительный этап, в ходе которого пройдут опытно-конструкторские работы, и начнется создание прототипа крупного экраноплана. По словам начальника отдела качества ЦКБ Алексеева Евгения Мелешко, «большинство специалистов предприятия будут работать по этой теме».
О необходимости возрождать отрасль экранопланостроения еще в начале 2007 года заявил тогдашний министр обороны Сергей Иванов.


При этом он объявил, что будет создана целевая госпрограмма, в рамках которой в Нижнем Новгороде будет развернуто производство судов, использующих эффект экрана. То есть речь шла как раз о ЦКБ «Алексеева», расположенном в Нижнем Новгороде. Какую сумму правительство намерено инвестировать в возрождение отрасли экранопланостроения, пока неизвестно. Впрочем, остается только радоваться, что в условиях финансово-экономического кризиса деньги на проведение работ все же нашлись.

Летающие корабли.

Экраноплан относится к классу морских судов, поскольку способен передвигаться в непосредственной близости от поверхности - до двух-трех десятков метров (эта величина во многом зависит от размеров корабля). Такой аппарат способен скользить над водной или земной поверхностью, используя экранный эффект, при котором подъемная сила обеспечивается набегаемым потоком воздуха, нагнетающим давление под кораблем. Чаще всего экранопланы используются над водной поверхностью, поскольку, в отличие от поверхности земли, она более равномерна по высоте.

Экранопланы выгодно отличаются от обычных кораблей тем, что способны развивать скорость до 250 узлов (460 километров в час), а их перемещение практически не ограничено - моря, реки, болотистая местность, снега, льды и даже суша способны служить для создания «экрана». Кроме того, в отличие от самолетов, экранопланы более живучи, экономичны и способны принимать на борт большие по массе грузы. При этом такие аппараты не нуждаются в береговой инфраструктуре - для посадки им достаточно иметь лишь подходящую по размерам акваторию или участок суши.


Экраноплан "Лунь"

До определенного времени серьезным ограничением экранопланов была мореходность, которая, как правило, не превышала трех баллов (высота волн до 0,6 метра), однако с созданием ударного аппарата «Лунь» погодные границы использования кораблей раздвинулись. Экраноплан «Лунь» мог передвигаться на «экране» при волнении моря до шести баллов (при высоте волн до 4-6 метров).


Схема экраноплана "Лунь"

Для военных такие суда представляют особый интерес, поскольку позволяют перебрасывать грузы и десант, причем быстрее, чем на кораблях. При этом, вследствие полета на малой высоте, экранопланы практически не видимы радарам, а также невосприимчивы к противокорабельным минам. Отдельным видом экранопланов являются экранолеты - такие же аппараты, но с более удлиненными крыльями, благодаря которым они могут «отрываться» от экрана и переходить в самолетный режим, поднимаясь на высоту до шести тысяч метров.

В нашей стране производство экранопланов началось в 1957 году и практически полностью прекратилось в начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 таких аппаратов, которые использовались в интересах Министерства обороны. Наиболее известными судами являются экранолеты «Орленок» и ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Последний был построен в единичном экземпляре и зачислен в состав Черноморского флота (списан в 1990-х годах).


Экранолет "Орленок"

«Орлята», разработанные ЦКБ «Алексеева» в начале 1970-х годов, были способны развивать скорость до 500 километров в час и перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тысячи километров. Аппарат предназначался в первую очередь для транспортировки 200 бойцов и двух бронемашин. Отличительной особенностью «Орленка» была способность переходить в самолетный режим, а также осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу, что значительно облегчало проведение десантных операций.

В свою очередь «Лунь», также созданный ЦКБ «Алексеева», был способен перемещаться со скорость до 500 километров в час на расстояние до двух тысяч километров. Аппарат был вооружен шестью сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами ЗМ-80 «Москит».


Экраноплан "Каспийский монстр"

В 1960-х годах ЦКБ «Алексеева» создало и испытало на Каспийском море экспериментальный экраноплан, окрещенный западными спецслужбами «Каспийским монстром» - так разведка расшифровала аббревиатуру «КМ» (Корабль-макет) на борту судна. Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около ста метров, а максимальную взлетную массу 544 тонны. Испытания проводились в течение 15 лет. В 1980 году прототип корабля потерпел аварию и затонул, после чего проект был закрыт. По разным версиям, причиной этого стал конфликт между разработчиком - Ростиславом Алексеевым - и министром судостроительной промышленности СССР Борисом Бутома.


Схема экраноплана "Каспийский монстр"

Причиной катастрофы «Каспийского монстра» стала ошибка пилота, который при взлете слишком высоко поднял нос экраноплана, в результате чего машина почти вертикально пошла вверх. Для исправления ситуации летчик снизил тягу двигателей и ошибочно сработал рулем высоты, в результате чего «КМ» завалился на левое крыло, ударился о воду и утонул. По утверждению конструкторов и испытателей, «Каспийский монстр» был очень живучим и «нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его».

В вооруженных силах России экранопланы планировалось использовать в десантных операциях, для доставки грузов, а также в противолодочных и противокорабельных целях. Известен также проект Роберта Бартини по созданию стратегического экранолета-бомбардировщика А-57. Существовали проекты экранопланов-авианосцев, а также кораблей, способных служить стартовой и посадочной площадкой для космических челноков типа «Буран».

В настоящее время разработки в области экранопланостроения в России ведутся частными компаниями на собственные средства. В 2000 году ОКБ «Сухого» представило экранолет С-90, способный перевозить до 4,5 тонн грузов на высоте от 0,5 до 4000 метров. Дальность полета аппарата составляет около трех тысяч километров. «Арктическая торгово-транспортная компания» занимается выпуском пассажирских пятиместных экранопланов Aquaglide-5, а московское НПК «Трэк» производит экранопланы «Иволга». Последние уже принимаются на службу в МЧС. В самом ЦКБ «Алексеева» сегодня выпускаются экранопланы «Волга-2», «Ракета-2» и «Стриж».


Экранолет С-90

Отдельного внимания заслуживает проект Бе-2500 «Нептун» Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева. В рамках проекта создается сверхтяжелый гидросамолет-экранолет грузоподъемностью до тысяч тонн. Размах крыла такого аппарата составит 125 метров, а длина фюзеляжа - 115 метров. В экранном режиме он сможет развивать скорость до 450 километров в час, а в самолетном - до 750 километров в час. Дальность полета аппарата составит около 16 тысяч километров.


Проект Бу-2500 "Нептун"

За рубежом: догнать и перегнать Россию!

Любопытно, что многие иностранные компании в настоящее время ведут собственные разработки в области экранопланов, используя советские наработки. Так, в 1990-х годах, с разрешения Государственного комитета по оборонной промышленности и Министерства обороны России, ЦКБ «Алексеева» организовало для американских специалистов экскурсию на базу в Каспийске, где был подготовлен к вылету экраноплан «Орленок». Западным специалистам было разрешено вести фото и видеосъемку. Стоимость такой экскурсии составила около двухсот тысяч долларов.

Помимо военного применения, экранопланы сегодня могут быть полезны и в гражданской области. В частности, международные маршруты таких аппаратов будут значительно короче используемых железными дорогами или кораблями. Экранопланы будут полезны и при проведении спасательных операций, поскольку обычные корабли не обладают достаточно высокой скоростью, а вертолеты - небольшой вместительностью. В северных районах страны экранопланы позволят организовать круглогодичные грузоперевозки.

В настоящее время созданием экранопланов в США занимаются несколько частных компаний, выпускающих двухместные пассажирские аппараты. В 2004 году концерн Boeing начал реализацию проекта Pelican, в рамках которого планируется построить крупнейший в мире экраноплан. Размах его крыльев составит 152 метра, а длина фюзеляжа - 122 метра. Аппарат сможет развивать скорость до 240 узлов (445 километров в час) и перевозить грузы массой до 1,2 тысячи тонн, например, 17 танков M1 Abrams и десант. Дальность полета экраноплана составит около 16 тысяч километров.


Проект Pelican

На Тайване разработка экранопланов началась благодаря бывшему конструктору ЦКБ «Алексеева» Дмитрию Синицыну, который в 1992 году перешел на работу в тайваньскую компанию Amphistar. По условиям договора найма, Синицын получал финансирование, а в обмен передавал компании патенты и права на создаваемые транспортные средства. В случае прекращения финансирования все права и патенты возвращались конструктору. Выпускаемые в настоящее время аппараты Amphistar способны развивать скорость до 150 километров в час и перелетать на расстояние до 600 километров.

Собственные разработки также ведет Китай, уже создавший гражданский экраноплан Tianyi-1. Этот экраноплан совершил первый полет в 1998 году, а с 2000 года поступил в открытую продажу. Помимо него был создан также грузо-пассажирский аппарат Tianxiang-2 и создается 50-местный Tianxiang-5. Исследования в области экранопланостроения также ведут Япония, Южная Корея, Германия, Новая Зеландия и Австралия. Как ожидается, первой собственный аппарат испытает Южная Корея - в 2012 году.

Возрождение экранопланостроения для России сегодня является вопросом престижа, если не принимать в расчет пользу, которую принесет использование экранопланов. СССР был единственным в мире государством, разработавшим и построившим экранопланы. Россия также пока занимает первое место по объему наработанных технологий в области «экранных» кораблей. Особенно, если говорить о крупных грузоподъемных судах. Но такое положение вещей без серьезного вмешательства в ближайшие годы может перемениться.

Экраноплан “Лунь” – один из проектов перспективного вида вооружения, созданный в 80-х годах в СССР. За границей этими машинами восхищались за их необычный вид, и, без преувеличения, боялись их из-за впечатляющих возможностей.

Но из-за перемен в стране эту боевую машину сначала хотели переделать из уничтожителя кораблей в их спасателя, а после вообще оставили незаслуженно ржаветь на одном из заводов. Данная статья посвящена истории этого уникального летательного аппарата.

История развития экранопланов

В начале 20-го века, во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление, связанное с поведением самолёта в воздухе. Заметили и испытали его на себе первые лётчики.

Явление заключалось в следующем – при заходе на посадку или при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя по-другому – было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива Но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, при посадке как бы отталкивая самолёт от земли, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям. Это явление получило название “экранного эффекта”, которое в дальнейшем стало основой передвижения для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.

Проекты подобных летательных аппаратов разрабатывались инженерами во многих странах мира, но более всего в развитии этого вида транспорта преуспели в СССР.

С 50-х годов в Советском Союзе в ряде конструкторских бюро начались эксперименты с экранным эффектом, приведшие к созданию прототипов подобных машин. Вершиной же развития советских экранопланов являются несколько типов тяжелых машин, разрабатывавшихся с 60-х годов, одним из которых стал экраноплан-ракетоносец”Лунь” проекта 903 “Каспийский монстр”.

Развитие экранопланов в СССР

Основным движителем развития экранопланов в СССР можно считать ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) Ростислава Алексеева, которое с 50-х годов начало работу над этим видом транспорта. В начале 60-х годов этим КБ были представлены первые самоходные модели экранопланов СМ-1 и СМ-2. Они представляли собой летательные аппараты длиной 20 метров, движимые одним турбореактивным двигателем и экипажем их трёх человек.

Несмотря на ряд небольших аварий, испытания этих аппаратов были признаны успешными и вызвали одобрение у высокопоставленных лиц страны. Их полёт демонстрировались Д.Ф. Устинову и Н.С. Хрущёву, которые были впечатлены испытаниями. Возможно, благодаря этому вскоре были одобрены госпрограммы, предполагающие разработку боевых экранопланов, предназначавшихся в основном для военно-морского флота. В 1962 году всё тем же ЦКБ по СПК началась работа по созданию тяжелого экраноплана КМ, а в 1964 году – проекта Т-1, предназначавшихся для ВМФ.

Испытания КМ стартовали в 1966 году. Он имел поражающие размеры и характеристики ¬– длина 92 м, размах крыла – 37 м, взлётная масса ¬– 544 т. Создание КМ продемонстрировало весь возможный потенциал развития этих машин на ближайшие годы – по скорости он не имел равных среди кораблей и при этом имел лучшую грузоподъемность среди самолётов (до появления Ан-225 «Мрия»). Этим экранопланом были впечатлены и американцы, дав ему прозвище “Каспийский монстр”.

Проект Т-1, в дальнейшем получивший название “Орлёнок” был отправлен на испытания в 1972 году, а спустя 7 лет машина поступила на вооружение ВМФ СССР. Этот экраноплан предназначался для переброски десанта – он вмещал до 200 пехотинцев или 2 бронетранспортёра. Было построено 5 таких машин.

Помимо десантного “Орлёнка”, флоту требовался и боевой образец, способный противостоять вражеским кораблям.

Им стал ударный экраноплан-ракетоносец “Лунь”, работа по которому началась в ЦКБ в 70-х годах.

История создания

Проектное задание по разработке экраноплана-ракетоносца «Лунь» было выдано в 1970 году ЦКБ по СПК. Главным конструктором был назначен В.Н. Кирилловых. Задание предполагало создание тяжелого экраноплана массой более 200 т, способного нести противокорабельные ракеты ЗМ-80 “Москит”.

К 1980 году была готова техническая документация и началась разработка рабочих чертежей. При разработке конструкторы активно использовали результаты предыдущих наработок по КМ и “Орлёнку”, в частности были заимствованы многие бортовые системы и системы управления, что значительно сократило срок проектирования. С 1983 года началась постройка первого образца, и уже в 1986 экраноплан “Лунь” был введён в строй. С 1987 года начались испытания, а в 1990 – опытная эксплуатация ракетоносца.


Владимир Николаевич Кирилловых родился 30.03.1931 в селе Верхошижемо. С юношества увлекался яхтенным спортом, в яхт-клубе он впервые познакомился с Ростиславом Алексеевым. Закончил кораблестроительный факультет Нижегородского университета. С 1960 года начал работать в ЦКБ по СПК, последовательно повышался в должности, и в 1976 году был назначен главным конструктором по проекту 903 “Лунь”. Кирилловых считал экранопланы передовым средством вооружения, дававшим большое преимущество в гонке вооружений.

На строящийся “Лунь” Владимир Николаевич возлагал большие надежды и позиционировал его как универсальное средство против любых надводных сил противника, существовавших на то время.

Явление экранного эффекта

Для начала стоит рассказать, каким образом экранопланы осуществляют свой полёт, и какие трудности с этим связаны. Углубляясь в суть явления, можно подметить, что человечество наблюдало экранный эффект задолго до появления самолётов – его использовали некоторые виды птиц.

Например, чайки, пролетая над водной гладью, осознанно снижались к самой поверхности воды и продолжали полет так. При этом было заметно, что махать крыльями при таком полете чайки начинали гораздо реже. Таким образом, птицы пользуются экранным эффектом для облегчения полёта и экономии сил. Но как же этот эффект им помогает?

Разберёмся в сути данного явления.

Оно основывается на разности давлений над крыльями (самолёта или птицы) и под ними. Говоря простым языком, изменение давления происходит так – при горизонтальном полёте встречный поток воздуха как бы ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло.

При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы.


Эффективность экранного эффекта зависит от следующих параметров:

  • ширины крыла (чем она больше, тем больший поток будет поддерживать крыло, и тем больше эффект);
  • высоты и скорости полёта (чем ниже полёт и меньше скорость, тем эффективнее полёт).

Но в казавшейся простоте использования этого эффекта, который освоили даже птицы, кроются и сложности. Связано это с балансировкой и маневрированием при полёте над экраном – даже при небольшом изменении высоты или скорости движения, меняется и центр давления экранного эффекта, что меняет балансировку летательного аппарата и может создать непредвиденный крен. Из-за этого те же чайки, если собираются изменить направление или нырнуть за рыбой, сначала поднимаются вверх от воды, чтобы экранный эффект не вызывал неудобств при маневрировании.

Конструкция экраноплана

Внешне “Лунь” напоминает большой транспортный самолёт – длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но от самолётной компоновки тут довольно много отличий. “Лунь” имеет корпус длиной 73 м и высотой 19 м.

Фюзеляж состоит из панелей, изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, толщиной до 12 мм.

Низ корпуса подобно кораблям имеет лакокрасочное покрытие и электрохимическую защиту от коррозии. Ещё несколько “морских” особенностей “Луня” – нижняя часть корпуса закрыта обтекателями, также на днище присутствует гидролыжа, предназначенная для смягчения посадки на воду.


В передней части корпуса находится пилон, на котором расположены 8 тяговых двигателей. Их сопла установлены под углом к воде, благодаря чему нагнетаемый ими поток уходит в воду и экранирует от неё в крылья, расположенные чуть позади, за счёт чего в данном случае и достигается экранный эффект. Крылья имеют трапециевидную форму, их размах – 44 м, площадь – 550 м2, также на них имеются закрылки, разделённые на 12 частей. Стабилизатор цельнометаллический, его площадь – 227м2. Его законцовка выполнена из пенопласта, облицованного стеклопластиком.

На фюзеляже экраноплана установлено вооружение – три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Под передней парой находится кабина стрелков-операторов, в которой имеются авиационные пушки ГШ-23. За установками находятся листы теплозащиты для предохранения корпуса от высокой температуры при пуске ракет. Ещё одна кабина стрелков с пушечной установкой находится в задней части корпуса.

Внутрь “Луня” можно попасть двумя путями – через двери в боках корпуса или через люк на крыше. Внутренние отсеки поделены на 4 группы: носовую, центральную, кормовую и отсеки киля. В носовой части находятся кабина пилотов и помещения со вспомогательными силовыми установками.

В центральной части размещено многочисленное оборудование экраноплана, а также каюты и помещения для экипажа.

Кормовая секция занята различным оборудованием, в районе киля расположена установка для снабжения экраноплана электроэнергией, а также находится радиоаппаратура и средства навигации, в верхней части киля расположена кабина стрелка.

Технические характеристики

В движение “Лунь” приводится восьмью авиационными турбореактивными двухконтурными двигателями НК-87, разработанными на базе турбин самолёта Ил-86. Они имеют взлётную тягу по 13000 кгс, и с этими двигателями “Лунь” способен разгоняться до 500 км/ч, а запас его хода при этом – 2000 км. Масса пустой машины составляет 243 т, а максимальная взлётная равняется 380 т. Экипаж состоит из 10 человек.

Основная высота полёта экраноплана – до 10 м, но он также может летать и вне экрана на высоте до 500 м. На практике, по рассказам пилотов, в таком режиме полёта машина становилась неустойчивой и плохо слушалась рулей, поэтому от экрана планировалось отрываться только в экстренных случаях.

Как и все экранопланы, в режиме экрана “Лунь” может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью – например, надо льдом или над землёй. Но в отличие от десантного “Орлёнка”, у “Луня” отсутствует шасси, есть только гидролыжа, из-за этого он может садиться только на воду. И поэтому для его базирования на суше использовался специальный плавучий док.

Зато благодаря гидролыже “Лунь” мог эксплуатироваться при высоком волнении воды – до 5-6 баллов, против 3-4 у “Орлёнка”.

Рассмотрим вооружение экраноплана подробнее. Оно состоит из шести сверхзвуковых маловысотных противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Предназначаются они для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность поражения ракет составляетот 10 до 250 км.

Характеристики ПКР “Москит”:

  • Высота полёта ракеты: 7-20 м.
  • Высота пуска: 20 м.
  • Дальность пуска: до 250 км.
  • Максимальная скорость полёта ракеты: М=2,8.
  • Темп стрельбы при залповом пуске: 5 сек.

Считалось, что четырёх таких ракет хватит для уничтожения любого корабля потенциального противника, в том числе и авианосца. Также одним из преимуществ “Луня” считается возможность пуска этих ракет на ходу. Помимо ракет, у экраноплана имеется вспомогательное вооружение ¬– две установки со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23, которые расположены в носовой и кормовой части.


Ещё одной важной характеристикой машины является её малозаметность для радаров. Вообще она присуща почти всем экранопланам и заключается в том, что высота их полёта слишком мала, чтобы авиационные РЛС засекли их. Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности.

По рассказам лётчиков-испытателей, при испытаниях в Каспийском море они летали рядом с местом дислокации ракетного дивизиона по низколетящим целям, и они действительно не могли засечь экраноплан на радарах, хоть и видели его визуально.

Сравнение с аналогами

Говоря о вопросе сравнения “Луня” с аналогами, то сравнивать его особо не с кем ¬– кроме СССР тяжелые экранопланы никто не изготавливал, а по своему предназначению “Лунь” вообще можно назвать единственным боевым экранопланом в мире (советские КМ и “Орлёнок” были скорее транспортными).

"Лунь" BoeingPelican КМ
Длина, м 73 122 92
Максимальная скорость, км/ч 500 720 500
Крейсерская скорость, км/ч н/д 460 430
Дальность хода, км 2000 18520 1500
Размах крыла, м 44 152 37
Грузоподъёмность, т 140 1200 304

Но взглянем всё же на характеристики “Луня” в сравнении с его “прародителем” ¬– экранопланом КМ. А также сравним его с Boeing Pelican – американским грузовым экранопланом, разрабатывавшимся компанией Boeing с конца 90-х годов, но который так и не был построен даже в виде прототипа. В сравнении с КМ “Лунь” выигрывает в дальности хода и меньших размерах, но проигрывает в грузоподъёмности, так как изначально не задумывался, как транспортный.


Но в сравнении с Boeing Pelican меркнет даже монструозный КМ. Грузоподъёмность “Пеликана” должна была быть больше 1000 т, а его грузовой отсек должен был вмещать в себя до 17 танков “Абрамс” (при том что транспортные самолёты США могут принять на борт только один танк). Поражают так же и предполагаемые размеры американца, размах крыла которого в 3 раза больше, чем у “Луня”.

Преимущества, недостатки и возможное применение

Приведём еще раз все преимущества экранопланов в сравнении с другими типами транспорта:

  1. Высокая скорость в сочетании с большой грузоподъёмностью.
  2. Способность лететь над сушей и льдом, возможность летать на больших высотах.
  3. Высокая живучесть – в случае поломки двигателей экраноплан может лететь на оставшихся исправных или сесть на воду для ремонта.
  4. Малозаметность для радаров.
  5. Возможность быстрого взлёта без необходимости в ВПП.

Но у этих аппаратов присутствуют и недостатки. Одним из них является следствие экранного эффекта, из-за которого при маневрировании меняется центр тяжести экраноплана. Это делает их маневренность низкой, а управление ими – специфичным, требующим специальной подготовки. Также можно отметить, что большие габариты этих машин делают их более уязвимыми к вражескому огню.


Экранопланы “Лунь” планировалось использовать как средство уничтожения вражеских кораблей, в частности авианосцев. За счёт своей скорости и малозаметности они могли подойти к цели на расстояние пуска ракет, а после быстро уйти.

Дальнейшая судьба

Перемены конца 80-х годов негативно сказались на программе развития подобного транспорта в СССР. Работы по строящимся машинам прекратились, а уже использующиеся вывели из эксплуатации. Но в 1989 году появилась перспектива постройки экраноплана для гражданских целей – строящийся второй “Лунь” решили переделать в поисково-спасательное судно для терпящих бедствие кораблей.

В связи с этим с экраноплана демонтировали ракетные установки, что увеличило его грузоподъемность и максимальную скорость, а освободившиеся от оборудования отсеки должны были служить для размещения до 500 спасённых моряков. Этот экраноплан получил название “Спасатель”.

Но окончательный развал страны поставил крест и на этом проекте. Новому правительству было не до перспективных военных проектов, да и практическая нужда в “Спасателе” отпала – большая часть флота была распродана или выведена из эксплуатации, и для ВМФ в спасательном судне особой нужды больше не было.


Таким образом, почти достроенный “Спасатель” уже много лет стоит забытым на Нижегородском заводе, а боевой “Лунь” ржавеет в доке в городе Каспийске. Несколько раз ставился вопрос и об утилизации экранопланов, и о создании из них музейных экспонатов, но о решении этих вопросов пока ничего не известно.

След в истории

Семейство советских тяжёлых экранопланов, разработанных в ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева, продемонстрировало всему миру уникальные возможности данного вида транспорта. Но в современном мире места экранопланам пока не находится.

В России, после окончательного закрытия проекта “Спасатель”, было заброшено множество наработок по экранопланам и были утеряны специалисты по работе с ними.

Так что возрождение производства тяжёлых экранопланов в России маловероятно и связано с большими трудностями.

В остальном мире о них также пока не вспоминают. В 1990-х годах в США планировалась постройка грузовых экранопланов – в частности компания Boeing планировала к 2015 году построить экраноплан “Pelican” грузоподъемностью 1200 тонн, который мог использоваться как в гражданских, так и в военных целях.

Но в итоге исследования показали, что эти проекты окажутся убыточными. Хотя экранопланы и имеют преимущество в экономичности и грузоподъемности перед самолётами, ощутимая экономия при перевозках будет достигаться только при постройке тяжелых машин, которая в свою очередь связана с трудностями и большими затратами для освоения производства.
Возможно это одна из тупиковых ветвей развития авиации. Но об этом можно будет судить, скорее всего, только в следующем столетии.

Видео

«КМ» (Корабль-макет) «Каспийский Монстр» - экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.
История создания:
в 1964 - 1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального,

самого большого в мире летательного аппарата - экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр».
Так расшифровали американцы буквы КМ - корабль-макет - на

борту экраноплана. Главным конструктором этого экраноплана был Р. Е. Алексеев, ведущим конструктором - В. П. Ефимов.

Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину около 100 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

КМ - был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль (во время первого испытания о него разбили бутылку шампанского и на нем был поднят Военно-морской флаг СССР, и относился к ВМФ, так как экранный эффект действует на высоте нескольких метров.

Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Управляли экспериментальным аппаратом летчики-испытатели.

Испытания

В 1966 г. КМ вышел на испытания, которые проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе Каспийска (Дагестан).

В первом испытательном полёте экраноплан КМ пилотировали В. Ф. Логинов и Р. Е. Алексеев. Дальнейшие испытания проводили ведущие лётчики-испытатели Д. Т. Гарбузов и В. Ф. Трошин. Все эти работы проводились в системе Министерства судостроительной промышленности.

Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра не проводилось.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла: 37,60 м.

Размах хвостового оперения: 37,00 м.

Длина: 92,00 м.

Высота: 21,80 м.

Площадь крыла: 662,50 м².

Масса пустого экраноплана: 240,000 кг.

Масса максимальная взлетная: 544,000 кг.

Тип двигателя: 10 ТРД ВД-7.

Тяга: 10 х 13000 кгс.

Максимальная скорость: 500 км/ч.

Крейсерская скорость: 430 км/ч.

Практическая дальность: 1500 км.

Высота полета на экране: 4-14 м.

Мореходность: 3 балла.


Первая модель – КМ (корабль-макет, как его назвали в Центральном конструкторском бюро), построенная в 1966 году, была оснащена 10-турбовинтовыми двигателями: восемь из них располагались на крыльях и два - на хвосте самолета. Вес машины составлял 544 тонны, длина – 92 метра, высота – 22 метра, размах крыла – 37 метров.
На тот момент это был самый крупный летательный аппарат в мире. Впрочем, по документам КМ числился не самолетом, а кораблем и относился к ведению ВМФ, поскольку экранный эффект действовал лишь на высоте нескольких метров. Внешне он напоминал подводную лодку-амфибию. Управляли им, однако, не морские капитаны, а летчики-испытатели.
Вся информация о КМ держалась в секрете. 22 июня 1966 года перед рассветом аппарат спустили на воду с волжского причала. Затем в течение почти месяца его под маскировочной сеткой и в полупритопленном состоянии буксировали по Волге из Горького в Каспийск, где была построена специальная испытательная станция. Буксировка из соображений секретности происходила только по ночам.
Испытания показали, что для взлета с воды необходимо разогнать экраноплан до скорости 350 километров в час. Первый полет состоялся над Каспийским морем на высоте четырех метров. Он продолжался 50 минут. Именно его и зафиксировал спутник-шпион.
КМ испытывали около 15 лет. 9 февраля 1980 года скончался его конструктор Ростислав Алексеев, и в том же году приключилась катастрофа с «Каспийским монстром». Пилот при взлете слишком резко задрал нос машины, вследствие чего она стала подниматься вверх с большой скоростью и почти в вертикальной позиции. Летчик решил сбросить тягу и нарушил инструкцию, задействовав руль высоты. Корабль-самолет завалился на левое крыло и ударился о воду. Пилот остался жив, но машина была выведена из строя. Поскольку операция по подъему аппарата произведена не была, через неделю он затонул.

Подробности Категория: Достижения СССР Опубликовано: 11.05.2016

Экраноплан "Каспийский монстр"

Экраноплан Каспийский монстр — уникальный гибрид самолета и морского судна, способный передвигаться над поверхностью воды с огромной скоростью. Секретная разработка Советских инженеров

Летом 1967 года американская разведка была удивлена спутниковыми снимками берегов Каспийского моря. С первого взгляда было ясно, что это какая-то новейшая разработка СССР, огромный самолет со странными крыльями – короткими и широкими. Именно американцы дали этому аппарату название Каспийский Монстр, тогда как в конструкторском бюро его называли «КМ» (корабль-макет). Беглый анализ аналитиков США показал, что такой аппарат летать не может. Каково же было их удивление, когда позже обнаружилось что он летать и не должен. Его назначение – плавать. Плавать по воздуху в 4-10 метрах от воды.

Создание и короткая жизнь «КМ»

Эффект экрана был знаком еще самым первым летчикам – при посадке у земли аэродинамическая подъемная с ила крыла увеличивалась, и самолет отказывался приземляться почти до полной потери скорости. Происходило это из-за того, что воздушные возмущения под крылом успевали дойти до поверхности и обратно, увеличивая давление еще больше, чем во время полета. Именно этот эффект и решил использовать в своем новом изобретении Ростислав Алексеев – создатель Каспийского Монстра. В 1941 году он защитил дипломную работу на тему «Глиссер на подводных крыльях», а в 1951 вместе с помощниками удостоился Сталинской премии за воплощение этой идеи в жизнь. Установленные на днище, они поднимали судно во время движения над водой, разменивая сопротивление корпуса воде на сопротивление воздуху. Это позволило резко увеличить скорость судов, которые теперь могли перевозить пассажиров на скорости около 100 км/ч.

Со временем конструктору этого стало мало и он начал думать, как еще увеличить скорость без прибавки мощности. И он предложил полностью вытолкнуть судно в воздух, снабдив его уже обычными авиационными крыльями. Такой аппарат должен был передвигаться и по воде, и по суше. Коллеги не верили, что эта идея реализуема и будет иметь успех в армии и на гражданке, однако Алексеев сумел убедить Никиту Хрущева поддержать проект. Начались первые испытания и разработка будущего Каспийского Монстра. По документам он должен был иметь размах крыльев 37,6 метров и длину 92 метра. Найти достаточно места у воды и скрыть такой экраноплан от лишних глаз оказалось задачей не из легких. В итоге для этого был выбран город Горький. Аппарат отдали под юрисдикцию флоту, внешне он напоминал лодку, а испытывали его летчики.

Испытания на воде

22 июня 1966 года экраноплан «КМ» был спущен на воду в Горьком, а затем еще месяц буксировался по Волге на полигон в Каспийск. Из соображений секретности плыли только ночью, экраноплан был накрыт маскировочной сеткой, крылья сняты, корпус полупритоплен. Расчеты оказались верны, и экраноплан начал успешные испытания. Первый полет провели лично Алексеев и летчик-испытатель Владимир Логинов. Ради этого конструктор даже обучился пилотированию самолета. Власти запрещали испытывать новую технику на борту с главными инженерами из-за высокого риска гибели, однако Алексеев пару раз нарушал это правило.

За неординарность и непревзойденную квалификацию сотрудники ласково называли его Доктор. Однажды, когда экраноплан находился еще в плавучем доке, Алексеев неожиданно дал команду на запуск всех десяти двигателей еще не спущенного на воду монстра. При тяге в 40% он тронул с места целый док и начал вырывать якоря. Только после этого Алексеев отдал приказ заглушить двигатели.

Испытания Каспийского Монстра проводились еще 15 лет. В 1980 году Алексеев получил травмы при спуске на воду нового пассажирского экраноплана, и вскоре скончался. Его главное детище погибло в том же году из-за ошибки пилотирования. Еще неделю Каспийский Монстр был на плаву, но попыток его спасти не предпринимали. После ухода на дно тоже никаких операций по поднятию не производилось. Все из-за смены руководства министерства обороны. Министр Устинов, поддерживавший идею создания флота экранопланов, умер, а пришедший на его место Соколов решил больше не финансировать их разработку, а все деньги кинуть на развитие атомных подводных лодок.

Достоинства и недостатки

Конечно же, скорость была главным плюсом экранопланов. Каспийский Монстр имел крейсерскую скорость в 430 км/ч, а максимальную – 500 км/ч. Практическая дальность составляла 1 500 км. Никакие другие морские суда не могли и близко тягаться с этими характеристиками. Такая скорость позволяла в разы быстрее доставлять пехоту и технику на берег, а в случае с крушением подлодки или корабля оказать помощь на воде уже через пару часов. Самолеты в таких случаях могут лишь скинуть груз на воду, морские судна слишком тихоходны, а вертолеты не обладают достаточной грузоподъемностью.

Никакие радары не могли засечь морское судно, двигавшееся с такой скоростью. Это качество толкнуло конструкторов на создание экраноплана-ракетоносца «Лунь» в 1983 году. Неся на себе шесть ракет «Москит» он мог бы потопить абсолютно любое судно в мире, при этом оставшись незамеченным.

Обладая достоинствами морских судов, Каспийский Монстр стал так же и самым тяжелым самолетом вплоть до появления АН-225 «Мрия» в 1988 году. При весе в 240 тонн он мог взять сверху еще 304, и со всеми этими 544 тоннами взлететь. Перемещаясь над сушей и водой, экраноплан мог избегать минных и сетевых заграждений, мелких препятствий.

Главный недостаток – хрупкая конструкция самолета, эксплуатируемого на воде. Каспийский Монстр обладал мореходностью всего в три балла. Ударившись о волну, таким образом едва не утонул экраноплан «Орленок» с Алексеевым на борту. После этого инцидента было принято решение отстранить его от проекта. Так же они имеют плохую управляемость из-за особенностей эффекта экрана, который вынуждает конструкторов смещать центр тяжести назад с увеличением размера самолета-амфибии.

С распадом СССР проектирование экранопланов государством полностью прекратилось. Американцы несколько раз пытались выведать у помощников Алексеева секреты и формулы проектирования экранопланов такого масштаба, однако безрезультатно. Добиться такого же плавного полета над водой при таких размерах до сих пор не удалось никому в мире.

Технические характеристки

  • Длина — 91 400
  • Высота — 21 800
  • Размах крыла — 40 000
  • Площадь крыла — 662,5 м.кв
  • Масса — 240 тонн
  • Тяга — 10х13000 кгс
  • Максимальная скорость — 550 км/ч
  • Крейсерская скорость — 430 км/ч
  • Практическая дальность — 1500 км


Loading...Loading...