Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола. Гендерная психология - гендерные конфликты в современном обществе

В современном мире, шагающем в ногу со временем и находящемся в гонке за равноправием людей, часто проскакивают выражения и недовольства, связанные с гендерной принадлежностью. Недовольства связаны и с дискриминацией по этому признаку. Давайте разберёмся в этих понятиях и узнаем, откуда идут корни .

Врождённые и приобретённые качества

Кажется, что понятие гендера и пола – это одно и то же, нет никакой разницы в них. Однако это не так, различия всё-таки существенны. Попробуем узнать, что такое гендерный признак и определение «пола».

Мужчиной вы родились или женщиной – это определяется уже при рождении. Разница и разделения при этом очевидны. Этот фактор является биологическим. В данном случае это положение не меняется и не зависит от воли человека.

Однако медицина шагнула вперёд давно. Теперь разработки, инновации, пластическая хирургия шагнули на более высокий уровень. Медицина способна менять пол.

В некоторых случаях его даже невозможно точно определить. Случаются инциденты, когда есть признаки и мужских и женских гормонов, половых признаков, поэтому это осложняет суждение.

Как гласит Википедия, половой признак связан с биологическими и анатомическими особенностями организма, а вот гендерный признак с:

  • обществом
  • социальной жизнью
  • воспитанием

Проще говоря, мальчики и девочки рождаются, а вот мужчинами и женщинами становятся в процессе жизнедеятельности. Это касается не только воспитания, но и в целом как на людей влияет жизнь в обществе, культура, самосознание .

Время не стоит на месте, поэтому понятие «гендер» меняется. Когда на дворе был 19-й век мужчин и женщин различали следующим образом: у дам были длинные косы, они носили платья. А мужчины были коротко-стриженными и носили брюки. Однако сейчас это не есть определение гендера.

В прошлых столетиях женский пол не мог занимать высокопоставленные посты в политике, заниматься бизнес-проектами. Это считалось чем-то аморальным и невозможным, однако, с течением времени и прогрессом это стало обычным делом. И сейчас никого этим не удивишь. Однако по гендерному признаку по-прежнему судят и разделяют мужчин и женщин.

Различие диктует массовое сознание

Многие факторы зависят от уровня культуры и развитости общества. Социальное поведение можно навязывать только тем личностям, которые неправильно мыслят и недостаточно просвещены.

Например, что-то должен мужчина и что-то должна женщина. Отличие и разделение мужчины и женщины связано с их обязанностями. Например, мужчина должен:

  • быть главой семьи
  • получать больше денег
  • иметь целый набор характеристик – мужественность, твёрдость, агрессивность
  • выбирать профессии мужского характера
  • любить спорт
  • быть рыболовом
  • стремиться подняться по карьерной лестнице

Точно такой же перечень есть и для женского пола. Например, женщина должна быть, как говорится «настоящей», выйти замуж, родить детей, быть мягкой и уступчивой и выбрать профессию женской направленности. А всё остальное время, которого должно быть много, посвящать семье.

Конечно, у бунтарей данные стереотипы вызывают бурную и эмоциональную реакцию. Ведь сейчас всё перемешалось: многие пары не хотят обременять себя отношениями, браком, а тем более детьми. А всю энергию направляют для продвижения в карьере, для работы и жизни в своё удовольствие.

Из такого рода мышления рождаются проблемы гендерного характера. Нередко кормящим женщинам приходится содержать всю семью, зарабатывать деньги на хлеб и на пропитание, при этом мужчина может не работать, а, наоборот, уйти в декретный отпуск. Либо другой вариант: жертвы ради карьеры, либо мужчины, в душе чувствующие себя женщиной. Они увлекаются вышивкой. Получается, ни этот, ни другой случай не соответствуют своему полу.

Все люди равны

Так что получается гендерный признак – это стереотип? В разных странах эту проблему трактуют по-своему .

Например, в обществе Испании тот представитель сильного пола, который хорошо готовит, приравнивается к «настоящему мачо». А вот у славян это женская работа и вовсе не мужское дело. Отсюда развиваются проблемы, женщины чувствуют такую дискриминацию, пытаются доказывать своё равенство, отстаивать права и заявлять о себе, как о личности. А руководящие посты чаще всего отводятся представителям сильного пола.

Чтобы решить эту проблему, некоторые страны ведут гендерную политику. Это значит:

  • государство ответственно за установление равенства между полами и ликвидацию различий
  • создаются правовые нормы
  • создаётся равноправное общество без запретов

Все эти действия направлены на уничтожение стереотипов, связанных с гендером.

Гендер: определение

Понятие «гендер» означает социальный пол. Он определяет, как себя будет вести человек в определённой роли мужчины или женщины. Сюда входят и запреты на то или иное поведение.

Гендерное значение в обществе говорит о том, какую профессию должен выбирать человек по своему биологическому половому признаку.

К примеру, очевидны различия между православными и мусульманскими женщинами. С анатомической позиции они равны, однако, по гендеру они будут занимать разную нишу в социуме.

Итак, понятие «гендер» появилось по следующим причинам:

  • как часть исследования нового самосознания
  • изучалось в годы активизации феминистических настроев

Все эти понятия, так или иначе, разделяют людей по половому признаку.

Ещё 60 лет назад известный врач того времени изучал различия полового характера. Он и назвал такой вид дифференциации гендером. Тогда изучения были спровоцированы появлением новых типов людей – транссексуалов и интерсексуалов. Однако тогда этот термин так и остался просто научным понятием.

А вот после, 10 лет спустя, появились феминистки. Они отстаивали своё равенство и права. У них был свой устав и идеология. Сторонники и участники активно лавировали понятием гендера.

Медицина основана на том же принципе

, различия по половым особенностям существуют и в медицинской практике. Даже существует целый вид науки «Гендерная медицина». Это значит то, что определённую болезнь будут лечить по-разному у мужчин и женщин. Это касается даже тех случаев, если представители находятся в одинаковых возрастных категориях. Такое различие обусловлено тем, что организмы устроены по-другому.

У мужской и женской половины разница не только по гендеру, полу, но и по физиологии:

  • у мужчин ярко выражен тестостерон – это сугубо им присущий гормон
  • у женщин – эстроген и прогестерон

Поэтому на разные ситуации происходит различная реакция, в том числе эмоциональная.

И болезни одни присущи больше мужчинам, другие – женщинам. Такое же различие существует в стрессовых ситуациях и во время проявления боли. Например, если женщина на что-либо жалуется, её сперва необходимо проверить на гормоны, ведь они оказывают влияние на весь организм в целом.

Такой гендерный признак может проявиться и в моральном состоянии и эмоциональном здоровье. Допустим, женщины себя прекрасно чувствуют, если будут говорить в день не меньше 20 тысяч слов, а мужчинам достаточно всего 8 тысяч.

Ни для кого не секрет, что различие и полов, и гендера заключается в реакции на то или иное обстоятельство. Женщины в основном руководствуются чувствами и эмоциональностью, а вот мужчины ведут себя более сдержанным образом и руководствуются в основном логикой.

Поэтому даже у психологов разные подходы к людям по половому признаку, потому что внутри люди разные.

Проявление гендера в современном обществе

Итак, понятие «гендера» было рассмотрено выше, теперь рассмотрим конкретные примеры, чтобы лучше понимать, о чём идёт речь .

Почему говорят, что гендерные суждения – это стереотипы? Наверное, потому что встречаются женщины, которые таковыми являются только внешне. И различий между другими особых нет. Однако под всей внешней мишурой – макияжем, париком, одеждой и каблуками скрывается мужчина. Разница только в том, что по биологическому признаку он мужского пола, а морально ощущает себя женщиной.

Другой пример – . Этот термин активно упоминался в 2000-х годах. Сейчас этим понятием абсолютно никого не удивить. Это стало нормой жизни. Метросексуалов полно: в журналах, кино, музыкальных клипах, в ночных клубах. Под это описание конкретным примером является мужчина, который очень внимательно к себе относиться, ухаживает за своей внешностью, соответствует модным тенденциям. Можно такую личность противопоставить так называемому «настоящему мужчине», который особо не заморачивается по поводу своей внешности и обладает более волевыми и твёрдыми качествами характера.

Как определить из толпы метросексуала:

  • он любит ходить по магазинам
  • весь шкаф забит модными вещами
  • носит множество аксессуаров к одежде – шарф, очки, часы, браслеты, кольца, значки, украшения
  • не стесняется красить ногти, волосы, удалять волосы с волосистых участков кожи

Поэтому и существует такое разделение, всё зависит от предпочтений и самоощущения. При этом метросексуал может быть и геем, и нормальным мужчиной. Здесь не угадаешь .

Как бы там ни было, даже такая черта как метросексуальность оставляет мужчину мужчиной. Ведь эта черта не влияет на пол. Например, в 18 веке такая мода была. Мужчины красились, носили каблуки, надевали парики и украшали себя обильно аксессуарами.

Другой пример – мужчины Шотландии. Они по своей культуре носят юбки, а арабы – и вовсе платья. Были в истории и упоминания о любви самураев друг к другу, греки передавали свою нетрадиционную сексуальную наклонность в произведениях искусства. При этом мужчины сражались, участвовали в войнах, заводили семьи и оставляли после себя потомство.

Например, различие по гендеру заключается и в логике. Мужчины подсмеиваются над женской, а женщины над мужской. Всё это также относится к гендерным стереотипам, навязанным обществом и культурой.

Андрогинность это прогресс в сознании?

Всё больше общество интересует такое понятие как «андрогинность» . Проще говоря, это двойственность полового признака. Она проявляется как внешне, так и внутренне. О 2-полости или бесполости говорят не только духовные практики, но и религии. Например, в Библии сказано, что ангелы бесполые существа также как и наша душа не имеет половой характеристики.

В человеке андрогинность проявляется, когда есть:

  • ощущение двух полов внутри
  • дополнение одной личности другой
  • существование в одном теле двух личностей

Об этом шла речь еще в период античности. Даже в древнегреческих писаниях обсуждали этот феномен.

Сейчас же андрогинность является частью психологического состояния человека. Получается, при андрогинности у человека есть и мужские, и женские особенности. Причём это касается внешности, в том числе. Однако начинается это всё с духовного: как человек рассуждает, как себя ведёт, какие имеет привычки и манеры. Бывает мальчики очень похожи на девочек, даже голос говорит о женском поле. Анрогинность не говорит о том, что у человека проблемы с ориентацией.

Человеку быть андрогином в современном мире тяжело. Поскольку необходимо выбрать, кто ты. Поэтому всегда нужно соблюдать баланс в своих состояниях. Как показывает практика, пол здесь совсем не играет роли. И выбор может быть сделан не в его пользу. Всё это может вызвать насмешки и упрёки со стороны общества. В крайних случаях – осуждение и насилие над этим человеком.

Андрогины, как правило, выбирают для себя определённый стиль, в котором им комфортно. Необязательно для этого делать операцию, можно выбрать одежду, причёску, манеру поведения, которая максимально близка к личности.

Например, в Америке свобода в этом плане очевидна. Там существует более 30 видов гендерной личности, которую может выбрать человек. И всё это закреплено законом.

Есть ли равенство

В мире, во многих странах, даже сред мусульман, где женщина находится на нишу ниже мужчин тоже говорят о гендерном равенстве. Эти споры поменяли многие законы и расширили права человека. Что значит равенство?

Идея состоит в том, что люди имеют одинаковые возможности в различных областях жизнедеятельности. Это касается систем образования и науки, медицины и здравоохранения, закона и порядка. Это значит:

  • беспрепятственный выбор той или иной работы, вне зависимости от пола
  • доступ к государственной деятельности
  • создание семьи
  • воспитание детей

Если говорить о неравенстве , то здесь возникает масса проблем, в том числе насилие. Потому что в современном мире уже отказываются от стереотипов, которые существовали в прошлом. Например, то, что мужчина – это агрессивный самец, а женщина – послушная и терпеливая самка. Такие характеристики и «эхо прошлого» допускает мужчинам иметь беспорядочные сексуальные связи, а что касается женского пола здесь, наоборот, полное подчинение. Это рождает рабское отношение.

Никто не говорит, что за равенство необходимо бороться, создавать конфликты, однако, общество уже поменялось в корне. Например, всё больше женщин занимают посты, которые присущи мужчинам – идут в ряды полицейских, спасателей, водителей, чиновников. С другой стороны мужчины могут быть танцорами, деятелями культуры. И здесь нет ничего зазорного.

Кроме того, всё чаще складываются ситуации, когда женщина не может себе позволить быть домохозяйкой и заниматься исключительно бытом и домохозяйством. Она наравне с мужчиной трудится, при этом воспитывает детей и ухаживает за домом. Хотя гендерные стереотипы противоречат такому распорядку жизни.

Однако в странах Саудовской Аравии по-прежнему действует определенная иерархия в отношениях между мужчиной и женщиной. Это происходит из-за менталитета, религии и вековых традиций. Например, там мужчина по-прежнему стоит на голову выше женщины и может управлять ею. Это считается нормой, к такой ситуации приучены с детства.

Если говорить о различиях между мужчинами и женщинами, бытует мнение, что дамы ценят больше семейные ценности, а мужчины – независимость, успешность. В настоящее время, всё перемешалось и мы видим, что ценности у всех разные. И это не зависит от половой принадлежности .

Другая гендерная проблема заключается в двойственных стандартах . Она может проявляться в равной степени в любой области или сфере жизни, даже в личных отношениях. Например, сексуальное поведение.

Мужчинам свойственно разнообразие сексуальной жизни. И чем было больше партнёрш до свадьбы, тем лучше. Приобретение опыта полезно и необходимо для будущих отношений.

Что касается женского пола, они должны выходить замуж невинными, иначе это считается дурным тоном. Собственно, раньше на это обращали большее внимание, нежели сейчас. Поскольку всё больше пар живут в гражданском браке, то есть по закону они друг другу никто. Получается, связи мужчины не осуждаются так яро, как измена женщины.

По двойному стандарту мужчина может главенствовать в сексуальной жизни, по своему усмотрению, в то время как женщина может выполнять роль ведомой личности.

Поэтому если речь идёт о воспитании, решать только вам. Если вы стремитесь к гендерному равноправию, ребёнку необходимо показывать соответствующий пример поведения и общения друг с другом. И не дискриминировать людей в зависимости от пола. Когда речь идёт о профессиях, необязательно подчёркивать, что соответствует сугубо мужчинам, а что сугубо женщинам. Можно показать, что папа тоже может заниматься домашними делами, готовить пищу, а мама работать и любить футбол, ездить вместе с папой на рыбалку. И не поощряйте насилие. Подчёркивайте, что плохо, когда мальчик обижает девочку, а когда девочка отвечает и обижает вслед мальчика – это тоже оскорбительно и неправильно.

Гендерное равенство не меняет историю, половую принадлежность или черты характера, оно всего лишь помогает найти свой жизненный путь, не опираясь на стереотипы – кому что можно, а кому что нельзя.

Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека (Берн, 2001). Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, органы правосудия). Но факт телесного отличия мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят все наблюдаемые особенности полов. Ведь помимо конституционального аспекта эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что – женщине. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами (Laquer, 1992).

Сегодня обоснованность жесткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют несколько уровней сексуальной организации человека (Келли, 2000):

– генетический пол (определенный набор генов);

– гонадный пол (железы внутренней секреции);

– морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

– церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей данного человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический критерий: наличие соответствующего детородного органа. В сознании большинства людей присутствует скрытая установка, заставляющая считать основным критерием и начальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола именно гениталии. Поэтому характеристики генетического, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или отклонений в развитии сексуальности человека структурируются в восприятии вокруг гениталий.

В биологии пол определяют как совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Наличие двух полов предполагает различие в строении и функционировании организмов, относящихся к каждому из них. Внешние и внутренние различия мужского и женского организмов называют половым диморфизмом. Иными словами, половой диморфизм – это различия между полами, обусловленные биологическими факторами (Слободчиков, Исаев, 1995).

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера (Берн, 2001). Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин « гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в контексте определенной культуры.

Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию, чтобы подчеркнуть двойственную природу пола человека как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена (Воронцов, 2002). В обыденной речи слово «пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом характеризуют человека как мужчину либо женщину. Однако связь между биологическими и социокультурными составляющими этого единого комплекса в научном плане далеко не однозначна, что и подтолкнуло Р. Столлера ограничить тезаурус термина «пол» как научной категории строго биологическими характеристиками – анатомо-морфологическими признаками, по которым различаются и дополняют друг друга в процессе репродукции человеческие особи. Термин «гендер» должен был подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т.е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них (Stoller, 1968).

Гендер – это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Введение термина «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, но определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках. Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества: групповой статус и

Связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и т. д. То есть личностные характеристики, которые в обыденном сознании тесно связаны с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений. Именно поэтому Р. Столлер предложил использовать категорию гендера для обозначения связанных с полом, но возникающих только в контексте межличностных и социальных отношений личностных и поведенческих характеристик. Ведь грамматический термин «гендер» («родовой признак») как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских характеристик.

Появление нового термина, отражающего факт социокультурной обусловленности связанных с биологическим полом психологических особенностей мужчин и женщин, прервало классическую традицию социально-психологического анализа сексуальности, в которой главенствующее место занимали именно биологические детерминанты. Однако необходимо учитывать, что значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была проведена до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить употребление понятия «пол» и его производных («половая роль», «половая идентичность», «половые различия» и т. п.) при анализе социально-психологических характеристик взаимодействия мужчин и женщин. Однако и в классической социальной психологии используется термин «гендер», где ему придается особое содержание.

В самом общем виде выделяют три парадигмы в социальной психологии, дающие определение и трактовку понятию «гендер»: классическая, модернистская и постмодернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два способа социального конструирования.

Классическая парадигма в социальной психологии трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Гендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологического пола, как социальная «надстройка» пола. В рамках традиционного подхода весьма популярна полоролевая концепция гендера, которая сводит его к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от мужчин и женщин в конкретном социокультурном пространстве. Ее основная идея заключается в том, что в силу биологических причин женщины обладают преимущественно экспрессивными личностными характеристиками, тогда как мужчины – инструментальными. Соотношение понятий пола и гендера в традиционном ключе предстает в следующем виде: биологический пол – это данность, а гендер – это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. В процессе социализации пол становится гендером – личностным атрибутом, который рано фиксируется (приблизительно в пятилетнем возрасте) и затем остается неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее гендерное развитие личности, согласно этой методологической парадигме, заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, в его воспроизводстве и укреплении (Воронцов, 2002).

Привязка полоролевой концепции гендера к биологическому диморфизму человека в конечном итоге ведет к асоциальному пониманию гендера и постоянному поиску биологических коррелятов для социально-психологических данных, причем биологические факторы рассматриваются как причина наблюдаемых различий и основа для их интерпретации.

Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности характеризуется двойственной трактовкой пола как, с одной стороны, биологического, а с другой – социокультурного феномена. Здесь гендер сводится к субъективным представлениям о том, чем является для человека его объективно существующий биологический пол. В рамках этого подхода принято думать, что люди произвольно конструируют социальный образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер оказывается «культурной схемой» (или «линзой»), упорядочивающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие «гендерная схема» было введено американской исследовательницей С.Л. Бем (см. раздел 1.7.2). В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение, произвольно комбинируя качества и способы межличностного взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культурных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим, из разных гендерных схем.

В модернистской парадигме гендер выступает и как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование отношений власти в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лорбер (Лорбер, 1994).

С позиций социального конструирования гендера и пол, и гендер являются достижимыми социальными статусами. Так же как раса, этническая принадлежность и социальный класс, гендерные категории институционализированы культурой и социумом. Жизнь каждого человека с самого рождения формируют социокультурные нормы и правила. В своей совместной работе Д. Лорбер и С. Фаррелл (2000) подчеркивают, что, хотя некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в гендерном отношении. Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько глубоко, что с момента рождения, как только пол ребенка опознан, родители, врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер», реализуя принцип половой дифференциации (Лорбер, Фаррелл, 2000).

Даже во взрослый период жизни, когда гендерный статус стабилен, мы привычным образом моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер пронизывает все аспекты нашей жизни от микро– до макроуровня (Лорбер, Фаррелл, 2000). Как считают К. Уэст и Д. Зиммерман (1997), будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционализирован и постоянен, и тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, тут всегда существует потенциал изменений.

Применительно к личности гендер включает в себя следующие компоненты:

– гендерная идентичность – личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом;

– гендерный брачный статус – осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;

– сексуальная ориентация – социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, соответствующих практики и идентичности;

– гендерная структура личности – усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;

– гендерные процессы – социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;

– гендерные убеждения – принятие господствующей в обществе гендерной идеологии или сопротивление ей;

– гендерный дисплей – предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, телесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Гендер личности в рамках этого подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами (которые до сегодняшнего дня сохраняют свою асимметричность).

В рамках модернистского подхода существует и третье определение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Г. Гарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречающихся практик социального взаимодействия, где требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности. Он есть то, что люди демонстрируют в процессе межличностной коммуникации, структурируя его в соответствии с конвенциальными моделями взаимодействия. Любое взаимодействие включает в себя параметр отношений власти, которые могут выстраиваться по принципу господства/подчинения или эгалитарно. Соответственно, гендерные различия отражают особенности социального порядка, устанавливающего правила взаимодействия и коммуникации полов (см. раздел 1.7).

Концепции социального конструктивизма получили дальнейшее развитие в постмодернистской социальной психологии. Постмодернистская парадигма отказывается от двойственной интерпретации пола как одновременно биологического и социального феномена. Ее суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая приписывается биологическому организму на основании произвольно выделяемых критериев. Биологический пол как объективный феномен не существует: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании различия репродуктивных систем. Гендер и пол оказываются разными способами репрезентации сексуальности личности посредством социальных институтов: науки, семьи, СМИ, права, образования, искусства, моды и т. д. Эти репрезентации варьируют в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ половой принадлежности. В европейской культуре существует не две, а как минимум пять (и более) типичных технологий гендерных репрезентаций: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, трансгендер и т. д. Технологии гендерной репрезентации основываются не только на категоризации репродуктивных систем, но и на категоризации сексуальных предпочтений. Как социальный конструкт, гендер является продуктом социальных и языковых практик, а также научных представлений о поле/гендере. В этом смысле гендер никогда не является статическим продуктом культуры: он есть динамический результат постоянного обсуждения проблемы пола/гендера в обществе и связанной с этим дискурсом социальной перцепции индивидуально-личностных особенностей человека. Другими словами, что мы говорим и думаем о гендере, то и определяет, каковым он и является.

До начала 1990-х гг. гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ, на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.

Существует две группы научных предпосылок развития гендерных исследований в отечественной психологии, создающих основу для создания гендерной психологии (Клецина, 2004).

Первая группа предпосылок – это собственно научные (в традиционном понимании) предпосылки, то есть те научные области знания, в русле которых зарождалась и формировалась проблематика, близкая к гендерному направлению, среди которых выделяют социологию пола и психологию пола.

Вторая группа предпосылок связана с феминизмом. К ним относятся феминистские концепции, женские исследования и гендерные исследования. Именно эти источники знания определили специфику нового направления в психологической науке, задали вектор научного поиска для решения актуальных социальных проблем. Эта группа предпосылок исполняет роль базовых основ не только для гендерного направления в психологии, но и для других сопутствующих областей знания, например гендерной социологии, гендерной лингвистики, гендерной политологии. Внутри этой группы наиболее значимыми являются гендерные исследования, которые составляют смысловую основу современного гендерного анализа в психологии. Сюда же относятся феминистские теоретические концепции, благодаря которым возникли исследования женщин, а впоследствии – гендерные исследования.

Введение

Мужчина и женщина - представители одного и того же биологического рода, относящиеся к разному полу - мужскому и женскому. Это знает и понимает каждый школьник. Однако в последнее время все чаще и чаще приходится слышать такое понятие, как гендерный признак. Что означает данное понятие, и в каких аспектах его можно рассматривать? Попробуем разобраться.

Гендерный признак в медицине

В медицинской литературе можно встретить понятие гендерной медицины. Уже давно известно, что хороший врач не будет одинаково лечить от одной и той же болезни мужчину и женщину (даже одного возраста). Почему? Потому что организмы представителей разного пола устроены по-разному. В первую очередь это связано с гормонами. Мужским организмом управляет тестостерон, а женским - эстроген и прогестерон. Именно из-за работы гормонов женский и мужской организмы реагируют на воздействие раздражителей по-разному. У мужчин чаще встречаются одни болезни, а у женщин - другие. Они по-разному переносят стресс и боль. Если терапевт при жалобах женщины на мигрень отправляет ее к гинекологу, это не значит, что это неквалифицированный врач. Скорее, наоборот. Изменение гормонального фона женщины может повлиять буквально на любые процессы в ее организме.

Кроме того, гендерный признак проявляется в эмоциональной реакции и поведении человека. Так, женщинам, для того чтобы нормально себя ощущать, нужно в день выговорить более двадцати тысяч слов, а мужчинам - всего шесть-восемь тысяч. Женщины более эмоциональны, а мужчины более сдержаны. У профессиональных психологов алгоритмы работы с пациентами разных полов кардинально отличаются, так как их «внутреннее устройство» также очень разнится.

Гендерный признак. Социальный и политический аспекты

Интересоваться и серьезно заниматься вопросами гендерного равенства во всем цивилизованном мире начали достаточно давно. Гендерная политика - это важное направление работы многих ученых и политиков в настоящее время. Женщины и мужчины населяют планету примерно в равном соотношении и имеют равные интеллектуальные способности, однако права у них не всегда и не всюду равные. Времена матриархата давно ушли в прошлое, и сегодня очень часто именно женщины не получают доступа ко многим правам и свободам. Исследования в данном направлении показали, что в странах с равными правами для обоих полов все хорошо и с экономическим развитием. А в государствах, где права женщин в большей или меньшей степени ущемляются, очень заметно экономическое отставание. Конечно, это не основная причина, однако сильная зависимость от отношений к "слабому" полу здесь имеет место.

Во многих странах Азии и Африки девочек не пускают в школы, а женщинам не дают доступа к высокооплачиваемым должностям или за ту же работу платят значительно меньше. В некоторых слаборазвитых странах женщина считается собственностью мужа и обязана выполнять большую часть работ по дому и на земле. В то время как мужчина большую часть заработка тратит на свои развлечения. Во многих странах женщины ограничены в юридических правах (право голоса на выборах, права на детей и другие), а также не допускаются в политику. Решать эти и другие гендерные проблемы призвано большое количество общественных организаций по всему миру. Регулярно проводится большое количество кампаний, направленных на прекращение ущемления прав женщин во всех странах. Однако большую роль здесь играют традиции, которые передавались из поколения в поколение и которые почти невозможно перебороть. Поэтому о скором решении существующих проблем речь не ведется.

от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе; б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям. Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: «применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на «мужской» модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами»1. Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного «передергивания» самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то; б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то. В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: «мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному». Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определение различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода, направлены на доказательство одной и той же «парадоксальной» гипотезы: «Мужчины и женщины отличаются друг от друга». Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. Н. Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной «моде» и буквально «за уши» притягивать в любую работу понятия, которые, что называется «на слуху».

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь, не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. Хорни, появившихся задолго до введения понятия «гендер» в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, «Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за “завистью к пенису”, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом»1. С точки зрения К. Хорни, «...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское “превосходство”. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными»2. По этой причине, как считает К. Хорни, «Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений»3. При этом на взглядах и выводах К. Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам. Так, по словам Д. Майерса, «В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков». Лишь «начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались “углублять представление о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные” поведенческие, изучаемые в других областях психологии» 1.

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам «независимость - привязанность». Как отмечает Д. Майерс, «разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам «независимость - привязанность» не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей «Азбуки», выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале «Мышление - Чувствование» в рамках типологии К. Юнга и ее последующего развития К. Майерс и И. Бриггс. Большинство женщин относятся к «чувствующему типу», а большинство мужчин - к «думающему». В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего «численного превосходства» мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских «зонах» встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

Гендер

социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный - женский (последнее - в основном в феминистской литературе).

гендер

Публичное (и обычно законно признанное) полоролевое поведение в качестве мальчика или девочки, мужчины или женщины. Биологические признаки рассматриваются как влияющие на взаимодействие между социальными и психологическими факторами полового развития.

Гендер

Gender) . В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям "мужчина" и "женщина". Поскольку "пол" является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически основанные гендерные различия как "половые различия".

Гендер

Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Пол - описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм - наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер - социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

Выделяют следующие гендерные характеристики личности - гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной - это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная идентификация - процесс, результатом которого является гендерная идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль - совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время. На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы - стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин - обслуживающая и исполнительская, для мужчин - инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей - маскулинный, феминный, андрогинный.

Маскулинность и феминность - нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики - верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.

Для андрогинной (от лат. andros - мужской, gynes - женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки - мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Таким образом, андрогиния - характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.



Loading...Loading...