Иероним босх святой иоанн креститель в пустыне. Акриды или чем питался иоанн креститель в пустыне
Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне
Тема разнузданных земных наслаждений, вопреки расхожему мнению, не была главенствующей у Босха. Не менее часто художник обращался с темам святости и молитвы, медитации и аскезы.
Как пример праведно прожитой жизни, в творчестве Иеронима Босха чаще всего фигурируют отшельники – те, кто удалился от мира, лежащего во зле, чтобы, оставшись наедине с собой и Богом, каяться и молиться.
Таковы родоначальник отшельнического монашества святой Антоний, молящийся в пустыне книжник Иероним и евангельский Иоанн Креститель.
1489, 48.540.5 см Масло, Дерево
Иоанн Креститель
Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – последний по времени из библейских пророков, прямой предшественник Иисуса Христа, чьей задачей было «подготовить Ему путь».
Иоанн призывал народ Израиля к покаянию и крестил водой, объясняя, что Идущий за ним будет крестить святым духом.
Если Иисуса Христа фарисеи могли упрекнуть в том, что Он не постится, а напротив, не гнушается есть и пить с мытарями и грешниками, то Иоанн Креститель – это образ совершенного аскета, жившего в пустыне, носившего грубую шерстяную накидку и питавшегося «акридами (саранчой) и диким мёдом».
У современного зрителя может возникнуть закономерный вопрос: почему место, куда удалился Иоанн Креститель, на картине Босха так мало напоминает пустыню?
Действительно, вокруг зеленеют деревья и кустарники, рядом с Предтечей зреет экзотический плод, а трава – настолько зелёная и сочная, что лежащий неподалёку от Иоанна ягнёнок наверняка не испытывает голода.
Дело в том, что во времена Босха слово «пустыня» в нидерландском языке не ассоциировалось с бесплодными песками.
Скорее, речь шла о безлюдной местности. В том же десятилетии, что и картина Босха, был написан «Иоанн Креститель» другого художника из Нидерландов, Гертгена тот Синт Янса.
На ней «пустыня» также состоит из зеленых холмов, перерезанных ручьями, и красивых деревьев.
Искусствоведы усматривают в картине Босха «Иоанн Креститель» влияние Синт Янса. Но если у последнего пейзаж целиком реалистичен, то Босх остаётся Босхом, когда изображает характерное фантастическое растение с колючками, изысканно изгибающимся стеблем и роскошным перезревшим плодом (подобные можно встретить и на других его картинах), олицетворяющим всю сладость земных искушений и соблазнов.
Почти всегда такие плоды у Босха имеют великолепную оболочку, напоминающую яркий, ароматный и спелый фрукт, но с гнилым нутром и смертельными семенами.
Чтобы в этом не оставалось сомнений, художник пишет трёх птиц: одна из них сидит на бутоне у верхнего края картины (она не клюёт плод порока, поэтому ей ничего не угрожает), вторая выклёвывает середину созревшего плода, а третья, очевидно, недавно насытившаяся той же пищей, уже лежит мёртвая кверху лапками внизу, на плите, на которую опирается Иоанн.
Листья растения напоминают чертополох – символ первородного греха. На духовные опасности и соблазны указывает и скала с причудливыми очертаниями на дальнем плане, напоминающая «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений».
Примостившийся под обломком скалы белый ягнёнок символизирует Иисуса Христа, в соответствии с евангельской Его трактовкой как безгрешного агнца, который приносится в жертву во искупление человеческих грехов.
Иоанн у Босха указывает на ягнёнка пальцем. Этот жест – прямая живописная параллель к словам, которые произносит Креститель в Евангелии от Иоанна.
Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1504-1505
Доска, масло. 48×35 см
Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель
. ок.1490. Картинная галерея. Берлин
«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») - картина нидерландского художника Иеронима Босха.
Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей - «горнего» и «дольнего» - представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, - победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса, где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Картинная галерея. Берлин
На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами - кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор - вкусив плод древа познания, - прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне, нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер, пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.
«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») - картина нидерландского художника Иеронима Босха .
Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа , святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей - «горнего» и «дольнего» - представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, - победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса , где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.
На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами - кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом , напоминает о первородном грехе : сделав свой первый выбор - вкусив плод древа познания, - прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений , это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений» . О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне , нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер , пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.
Литература
- Тревин Коплстоун . Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. - М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини - М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти - М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг - М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
- Ш. де Тольнай . Босх. М., 1992
- Г. Мартин . Босх. М., 1992
- К. С. Егорова . Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
- Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе . Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
Иероним Босх | |
---|---|
Картины | |
Фрагменты триптихов |
|
Триптихи | |
Графика |
Слышащий лес и зрячее поле (ок. 1500) Человек-дерево (1475-1516) Гнездо сов (1455-1516) Два монстра (1470-1516) Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон (1470-1516) Две ведьмы (ок. 1450-1516) Наброски монстров (1465-1516) Улей и ведьмы (1455-1516) Ведьмы (ок. 1475-1525) |
Картины, приписываемые Босху |
Искушение св. Антония (1510) Голова алебардщика (ок. 1500) Женская голова (ок. 1500) Две мужские головы (ок. 1475-1480) Святой Иаков и чародей (1550-1575) Поклонение младенцу (?) Поклонение волхвов (1500-1510) Смерть распутницы (1490-1510) Страшный суд (ок. 1515) Фокусник (1475-1480) Концерт (ок. 1516) |
«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») - картина нидерландского художника Иеронима Босха .
Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа , святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей - «горнего» и «дольнего» - представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, - победы духовного начала над греховными соблазнами мира.
На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса , где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.
На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами - кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом , напоминает о первородном грехе : сделав свой первый выбор - вкусив плод древа познания, - прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений , это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.
Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений» . О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.
Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне , нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер , пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.
Литература
- Тревин Коплстоун . Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. - М: «Лабиринт-К», 1998.
- Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини - М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти - М: «Белый город», 2000.
- Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг - М: Арт-Родник, 2001.
- История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
- Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
- Ш. де Тольнай . Босх. М., 1992
- Г. Мартин . Босх. М., 1992
- К. С. Егорова . Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
- Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе . Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ПУСТЫНЕ
(Лука, 1:80)
(80) Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
(Лк. 1:80)
Приведенная выше цитата из Луки - это все, что евангелист говорит о детстве и дальнейшей жизни Иоанна до явления его на проповедь покаяния. Когда бы по хронологии евангельского рассказа ни произошло избиение младенцев - сразу по рождении Иисуса или год спустя (Дмитрий Ростовский в житии Захарии говорит о том, что Иоанну в то время было полтора года, а он, как известно, на полгода был старше Иисуса), - Иоанн, это малое дитя, рано остался без отца. Произошло это так (согласно более поздней традиции, основанной на рассказе Протоевангелия; Церковь - как Западная, так и Восточная - не признает достоверности этого рассказа): Ирод, знавший о необыкновенном рождении Иоанна (см. БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ , а также РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ), поначалу не придал этому должного значения. Но когда в Иерусалим пришли волхвы с востока и спросили о родившемся Мессии, он вспомнил об Иоанне и послал убийц, чтобы уничтожить и его. Захария, отец Иоанна, священник, служил в тот момент в храме. Воины, искавшие Младенца Иисуса, чтобы погубить Его, согласно приказу Ирода, явились также в Юту, чтобы здесь уничтожить также и этого младенца. Елисавета с малолетним сыном бежала, чтобы спасти его. Ирод же послал своих людей в храм допросить Захарию, где скрыл он своего сына? Захария ответил: «Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять слуг, говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я мученик Божий; если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» (Протоевангелие, 23). О Елисавете, матери Иоанна Крестителя, в последний раз в Евангелии упоминается в связи с посещением ее Девой Марией (см. ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ) . Когда она умерла - не известно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Иоанн отправился жить в пустыню, когда остался сиротой.
Пустынническая жизнь Иоанна изображается разными способами: 1) он покидает родителей и отправляется в места своей отшельнической жизни; ведет его туда Ангел; 2) Иоанн один на фоне лесистого пейзажа; у его ног ягненок - символ Агнца Божиего (Бассано); ягненок часто с нимбом (Гертген тот Синт Янc ).
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Что касается проводов Иоанна родителями, то из приведенных выше обстоятельств, а именно смерти Захарии, когда Иоанну было всего полтора года, ясно, что уходить в пустыню провожаемым отцом он не мог. Но тот факт, что он ушел в пустыню, по-видимому, в ранней юности, оправдывает пристрастие художников, особенно итальянских и испанских мастеров XVI - XVII веков, изображать Иоанна очаровательным ребенком или миловидным юношей. Так, только Караваджо создал пять или шесть вариантов этого сюжета - юный Иоанн Креститель с ягненком или без него: три из этих картин находятся в Риме (галерея Дориа-Памфили, Капитолийский музей и. галерея Боргезе), четвертая, очень красивая по цвету, но с другой композицией, хранится в Базеле (Городской музей), пятая - возможно, копия - в соборе в Толедо, шестая - в Канзас-Сити (Галерея Нельсона).
Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей
Описание внешнего облика Иоанна Крестителя дают лишь Матфей и Марк: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). В зрелом возрасте Иоанн изображается изможденным, запущенного вида, облаченным в тунику из звериной шкуры, с кожаным поясом. Он может держать медовые соты (указание на то, чем он питался в пустыне).
Атрибутом Иоанна Крестителя является тростниковый крест, иногда он держит купель - символ его миссии Крестителя. Еще одним его атрибутом является Агнец, у которого в ранних изображениях может быть крестообразный нимб. Надпись, которая очень часто фигурирует в изображениях Иоанна, - слова, произнесенные им, когда он увидел идущего к нему Иисуса: «Уссу Фптгы Вуш (лат. - «Вот Агнец Божий») (Ин. 1:3) (Караваджо, базельская картина). Как правило, Иоанн в пустыне предстает в состоянии глубокого раздумья (Бассано, Гертген тот Синт Янс ) или молитвы.
ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Донателло. Иоанн Креститель. Берлин. Музей императора Фридриха.
Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.
Якопо Бассано. Иоанн Креститель в пустыне. (Середина XVI века). Бассано. Городской музей.
Караваджо. Иоанн Креститель (1597-1598). Рим. Капитолийский музей.
Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей.
©сандр МАЙКАПАР