Почему распятие иисуса считается искуплением греха. Каким образом Иисус Христос, умерев на кресте, искупил все грехи человеческие? Уникальность христианской догмы

Основой православия является учение о том, что распятие Иисуса Христа послужило искупительной жертвой, принесенной Им для освобождения человечества от власти первородного греха. На протяжении всего исторического периода, минувшего с тех пор, когда свет истинный веры вывел Русь из мрака язычества, именно признание жертвенности Спасителя является критерием чистоты веры, и в то же время камнем преткновения для всех, кто пытался насаждать еретические учения.

Человеческая природа, поврежденная грехом

Из Священного Писания явствует, что Адам и Ева, ставшие прародителями всех последующих поколений людей, совершили грехопадение, нарушив Заповедь Божью, попытавшись уклониться от исполнения Его святой воли. Исказив тем самым свою первозданную природу, заложенную в них Творцом, и утратив дарованную им вечную жизнь, они стали смертными, тленными и страстными (испытывающими страдания). Ранее же, сотворенные по образу и подобию Божьему, Адам и Ева не знали ни болезней, ни старости, ни самой смерти.

Святая Церковь, представляя распятие Христа на Кресте как искупительную жертву, поясняет, что, вочеловечевшись, то есть не только уподобившись людям внешним обликом, но и вобрав в себя все их физические и душевные свойства (кроме греха), он крестными мучениями очистил Свою плоть от искажений, внесенных первородным грехом, и восстановил ее в богоподобном виде.

Чада Божьи, шагнувшие в бессмертие

Кроме того, Иисус основал на земле Церковь, в лоне которой люди получили возможность стать Его чадами и, покинув тленный мир, обрести вечную жизнь. Подобно тому, как обычные дети наследуют от своих родителей их главные особенности, так и христиане, духовно родившиеся во святом крещении от Иисуса Христа и став его чадами, обретают свойственное Ему бессмертие.

Уникальность христианской догмы

Характерно, что практически во всех иных религиях догмат об искупительной жертве Спасителя отсутствует, или предельно искажен. Например, в иудаизме считается, что первородный грех, совершенный Адамом и Евой, не распространяется на их потомков, и поэтому распятие Христа не является актом спасения людей от вечной смерти. То же можно сказать и об исламе, где обретение райских блаженств гарантировано всем, кто в точности исполняет требования Корана. Не содержит в себе идею искупительной жертвы и буддизм, также входящий в число ведущих мировых религий.

Что же касается язычества, активно противостоявшего зарождавшемуся христианству, то и на самом высоком взлете своей античной философии оно не поднималось до понимания того, что, именно распятие Христа открыло людям путь в вечную жизнь. В одном из своих Павел писал, что сама проповедь распятого Бога для эллинов казалась безумием.

Таким образом, лишь только христианство со всей очевидностью донесло людям известие о том, что они искуплены Кровью Спасителя. И, став Его духовными чадами, получили возможность войти в Царство Небесное. Недаром в Пасхальном тропаре поется, что всем живущим на земле господь даровал жизнь «Смертью смерть поправ», а иконе «Распятие Христа» в православных храмах отводится самое почетное место.

Позорная и мучительная казнь

Описание сцены распятия Христа содержится у всех четырех евангелистов, благодаря чему она представляется нам во всех ужасающих подробностях. Известно, что эта казнь, нередко применявшаяся в Древнем Риме и на подконтрольных ему территориях, была не только мучительной, но и самой позорной. Ей подвергались, как правило, наиболее отъявленные преступники: убийцы, разбойники, а также беглые рабы. Кроме того, по еврейскому закону распятый человек считался проклятым. Таким образом иудеи хотели не только подвергнуть ненавистного им Иисуса мучениям, но и опозорить Его перед соотечественниками.

Казни, свершившейся на горе Голгофе, предшествовали длительные побои и издевательства, которые Спасителю пришлось претерпеть от своих мучителей. В 2000 году американской кинокомпанией Icon Productions был снят о распятии Иисуса Христа фильм, который называется «Страсти Христовы». В нем режиссер Мел Гибсон со всей откровенностью показал эти поистине душераздирающие сцены.

Причтенный к злодеям

В описании казни говорится о том, что перед распятием Христа воины поднесли Ему для облегчения страданий кислого вина, в которое были добавлены горькие вещества. Как видно, даже этим огрубевшим людям было не чуждо сострадание к чужой боли. Однако Иисус отверг их предложение, желая в полной мере претерпеть мучения, добровольно взятые Им на Себя за людские грехи.

Чтобы унизить Иисуса в глазах народа, палачи распяли Его между двумя разбойниками, приговоренными к смерти за совершенные ими злодеяния. Однако тем самым они, не сознавая того, наглядно продемонстрировали исполнение слов библейского пророка Исайи, за семь веков до этого предсказавшего, что грядущий Мессия будет «к злодеям причтен».

Казнь, совершенная на Голгофе

Когда Иисуса распинали, а происходило это около полудня, что по исчислении времени, принятому в ту эпоху, соответствовало шести часам дня, Он неустанно молился пред Отцом Небесным о прощении Своих палачей, относя творимое ими на счет неведения. На вершине Креста над головой Иисуса была укреплена дощечка, с надписью, выполненной рукой Понтия Пилата. В ней на трех языках - арамейском, греческом и латинском (на котором общались римляне) - говорилось, что казненный является Иисусом Назореем, назвавшим Себя Царем Иудейским.

Воины, находившиеся у подножия Креста, согласно обычаю, получили одежду казненного и делили ее между собой, В этом также сбылось пророчество, данное когда-то царем Давидом и дошедшее до нас в тексте его 21-го Псалма. Евангелисты свидетельствуют и о том, что когда свершилось распятие Христа, иудейские старейшины, а с ними и простые люди всячески глумились над Ним, выкрикивая оскорбления.

Так же поступали и римские воины-язычники. Лишь разбойник, висевший по правую руку от Спасителя, вступился за Него, с высоты креста обличая палачей в том, что они придали мучениям невинного человека. Сам же при этом он покаялся в содеянных преступлениях, за что Господь посулил ему прощение и вечную жизнь.

Смерть на Кресте

Евангелисты свидетельствуют о том, что в числе присутствовавших в тот день на Голгофе находились люди, искренне любившие Иисуса и пережившие тяжелое потрясение при виде его страданий. Среди них была Его Мать Дева Мария, скорбь которой не поддается описанию, ближайший ученик - апостол Иоанн, Мария Магдалина, а также еще несколько женщин из числа Его последовательниц. На иконах, сюжетом которых является Распятие Христа (фото представленные в статье) эта сцена передается с особым драматизмом.

Далее евангелисты повествуют о том, что около девятого часа, что по-нашему соответствует примерно 15 часам, Иисус возгласил к Отцу Небесному, а затем, вкусив уксус, поднесенный Ему на острие копья в качестве обезболивающего средства, испустил дух. Сразу за этим последовало множество небесных знамений: надвое разодралась завеса в храме, распались камни, разверзлась земля, и из нее восстали тела умерших.

Заключение

Всех, находившихся на Голгофе, увиденное повергло в ужас, так как стало очевидным, что распятый ими человек воистину был Сыном Божьим. Эта сцена также необычайно ярко и выразительно показана в упомянутом выше фильме о распятии Христа. Поскольку приближался вечер Пасхальной трапезы, тело казненного, по традиции, надлежало снять со Креста, что и было в точности исполнено. Предварительно же, чтобы удостовериться в Его смерти, один из воинов пронзил копьем ребра Иисуса, и из раны истекла кровь, смешанная с водой.

Именно потому, что на Кресте Иисус Христос совершил акт искупления человеческих грехов и тем самым открыл чадам Божьим путь к вечной жизни, это мрачное орудие казни уже в течение двух тысячелетий является символом жертвенности и безграничной любви к людям.

На этот вопрос можно предложить два ответа. Постановка вопроса, содержащая понятие «искупление грехов», предполагает картину мира, в которой грехи человека должны быть «оплачены», подобно тому, как кто-то оплачивает штраф за правонарушение, или люди должны быть искуплены, подобно тому, как преступника могут отпустить под денежный залог.

Первый ответ предлагает т.н. «юридическая теория искупления», возникшая в католицизме и проникшая в православие. Согласно ей, так как грехи людей совершены против Бесконечного Бога, то для оплаты за них должна быть принесена бесконечно большая жертва, которую не может принести никто, кроме Самого Бога.

Вот как об этом пишет митр. Макарий Булгаков в «Догматическом богословии»: «Три великих зла совершил человек…: бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно-благого, но и беспредельно-великого, беспредельно-правосудного, Создателя, и чрез то подвергся вечному проклятию (Быт. 3:17-9)… Следовательно, чтобы спасти человека от всех этих зол…надлежало: удовлетворить за грешника бесконечной правде Божией, оскорбленной его грехопадением… (Еф. 2:3)… для удовлетворения правде Божией за грех человека, требовалась столько же бесконечно-великая умилостивительная жертва, сколько бесконечно оскорбление, причиненное человеком Богу, сколько бесконечна сама вечная правда … Такую умилостивительную жертву за грехи человека, вполне достаточную для удовлетворения бесконечной правде, мог обрести и принес один только … всемогущий Бог». (§ 124. Необходимость Божественной помощи для восстановления человека при возможности к тому со стороны человека).

Эта теория имеет право на существование, но она только часть сотериологии (науке о спасении человека). Восточное богословие основное внимание уделяет не юридической, а онтологической стороне спасения человечества. Согласно такому взгляду, грех человека отделил его от Бога и имеет последствием смерть, так как только Бог имеет в Себе жизнь.

Тут надо пояснить христианский взгляд на природу человека и мира. Всё сотворенное Богом имеет свойство существования. Из всего творения только живые существа имеют жизнь. Из них только личностные существа имеют свойства существования, жизни и образа и подобия Божиего (это ангелы и люди). Но два последние свойства – жизни и богоподобия, сотворенные существа имеют не по природе, а по благодати. Только Бог имеет жизнь в Самом Себе («В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Ин. 1:4).

Говоря современным языком, Бог является источником жизни, не имеющим альтернативы. Следовательно, чтобы спасти человека от смерти, человек должен вступить в личностное общение с Богом и снова получить дар вечной жизни. Это невозможно без воли Самого Бога. И Бог явил свою волю в том, чтобы принять человека в общение и отдать ему Свою жизнь, что и сделал Христос:

«Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает" (Томос Константинопольского Собора 1157 г.).

- «Источник знания» Иоанна Дамаскина

Распятие Иисуса является, пожалуй, одним из самых известных образов, вышедших из христианства. Этим событием отмечена Страстная пятница, один из самых священных дней в христианском календаре. Но что представляло собой распятие? И почему Иисус был умерщвлен именно так?

Распятие было римским методом наказания. Подвешенная на высоком кресте жертва в конце концов умирала от удушья или истощения — это был затяжной и мучительный процесс. Как правило этим методом пользовались, чтобы публично унизить рабов и преступников (не всегда, чтобы убить их), и применяли его в отношении лиц очень низкого социального статуса или совершивших преступление против государства. Именно эта последняя причина распятия Иисуса упоминается в Евангелиях: будучи Царем иудеев, Иисус бросил вызов имперскому превосходству Рима (Мф. 27:37; Мк. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19-22).

Распятие могло осуществляться целым рядом способов. Исследователями христианской традиции признается тот факт, что конечности прибивали к деревянному кресту гвоздями, вопрос в том, пронзали ли гвозди ладони или более крепкие по структуре запястья. Однако римляне не всегда пригвождали своих жертв к крестам, вместо этого иногда привязывая их веревками. На самом деле, единственным археологическим свидетельством практики пригвождения распятых жертв является таранная кость из гробницы Иоханана, человека, казненного в первом веке нашей эры.

Так был ли Иисус пригвожден к кресту?

Евангельские свидетельства

Некоторые ранние Евангелия, такие как Евангелие от Фомы, не повествуют о распятии Иисуса, сосредотачивая внимание на его учении. Однако смерть Иисуса на кресте есть то, в чем сходятся С. Матфей, Марк, Лука и Иоанн — каждый по-своему описывает эпизод распятия.

Ни в одном из Евангелий Нового Завета не упоминается, был ли Иисус прибит гвоздями или привязан к кресту. Тем не менее Евангелие от Иоанна сообщает о ранах на руках воскресшего Иисуса. Именно это упоминание, вероятно, и стало источником широко распространившейся традиции, согласно которой руки и ноги Иисуса были скорее пригвождены, а не привязаны к кресту.

Контекст

Библия не правдива? Зато реальна

The Washington Post 28.03.2016

Иисус - не такой пацифист, как вам кажется

Slate.fr 27.09.2015

Как палестинец Иисус Христос боролся с сионизмом

NRG 29.06.2015

Как Иисус из разбойника превратился в Сына Божьего?

Tablet Magazine 01.08.2013 В неканоническом Евангелии от Петра первого или второго века н.э., в частности, описывается (21-й стих), как после смерти Иисуса из его рук были извлечены гвозди. Евангелие от Петра, как известно, также делает крест действующим персонажем в повествовании о страстях Христовых. В стихах 41-42 крест говорит, отвечая своим собственным голосом Богу: «И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: "Да"». Традиция явно имеет первостепенное значение для этого текста.

За последние несколько лет появился целый ряд утверждений об обнаружении фактических гвоздей, которыми был распят Иисус. Каждый раз библеисты и археологи справедливо отмечают натянутость и ошибочное толкование доказательств, стоящих за подобного рода заявлениями. Любопытно, что версия о пригвождении сохраняет свою устойчивость, несмотря на то, что самые ранние Евангелия не упоминают об этой подробности казни Иисуса.

Описания распятия

Не удивительно, что христианам потребовалось некоторое время, чтобы принять образ Христа на кресте, учитывая, что распятие представляло собой унизительную смерть. Удивительно то, чем оказывается самое раннее изображение распятия. Вместо знакомых нам благочестивых икон — прославляющих смерть Иисуса — это самое раннее изображение представляет собой граффити конца второго века, где содержится насмешка над христианами.

На так называемом Граффито Алексаменоса изображена распятая на кресте фигура с головой осла, сопровождаемая подписью: «Алексаменос поклоняется своему Богу». Как подтверждают Минуций Феликс («Октавий» 9,3; 28,7) и Тертуллиан («Апология» 16,12), в древности это было, по-видимому, распространенным обвинением. Поскольку автором граффито явно был не христианин, это изображение позволяет предположить, что люди, не исповедовавшие христианство, были знакомы с некоторыми основными элементами данной веры уже в начале второго столетия.

Геммы, зачастую использовавшиеся для магических целей, также предоставляют некоторые из наиболее ранних известных нам изображений распятого Иисуса. На этой пластине яшмы второго или третьего века вырезано изображение человека на кресте в окружении магических слов.

Еще один очень ранний образ распятия найден высеченным на сердоликовой гемме, вставленной в кольцо.

Ученые считают, что так называемая гемма Констанца датируется четвертым веком нашей эры. На этом изображении руки Иисуса, как кажется, не прибиты к кресту, поскольку кисти естественно повисают, как если бы он был привязан за запястья.

Поскольку свидетельства древних времен не дают однозначного ответа на вопрос, был ли Иисус пригвожден или привязан к кресту, общее представление о распятии определяется именно традицией. Те, кто смотрели фильм «Страсти Христовы», вспомнят эпизод пригвождения Иисуса к кресту, которому режиссер Мел Гибсон посвятил без малого целых пять минут экранного времени.

Учитывая относительное молчание Евангелий в отношении акта распятия, популярность данного образа можно объяснить графической экспансией. Один из немногих фильмов, где распятие преподносится без пригвождения, это «Житие Брайана по Монти Пайтону», где жертвы распятия, хотя среди них и нет Иисуса, привязаны к своим крестам веревками.

В итоге император Константин положил конец распятию как способу казни — не по этическим причинам, но из уважения к Иисусу. Но в конце концов, именно непреходящий образ креста, вне зависимости от того, присутствовали там гвозди или веревки, наиболее прочно ассоциируется со смертью Иисуса в искусстве и в традиции.

Хотя сегодня многие празднуют рождение Иисуса Христа, одни по причине веры, другие - преследуя коммерческие цели, мало кто знает об истинной цели Его рождения. Ибо, согласно Божьему Слову, у Иисуса Христа с самого начала Его жизни была особая миссия: заплатить Своей жизнью цену искупления наших грехов. Как возвестил Иосифу ангел, когда Иисус еще находился в утробе Марии:

Матфея 1:21
«…[Мария] родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».

«Иисус» на иврите означает «Господь (по-еврейски Яхве) – спасение наше». И действительно, именно Иисус Христос является Тем, через Кого Господь, Яхве, принес спасение людям и избавил их от грехов. В Слове Божьем предложение Каиафы, иудейского первосвященника, распять Иисуса, комментируется так:

Иоанна 11:50-52
«[Каиафа говорит:] …и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино ».

Христос родился, чтобы умереть за всех нас, и в данной статье мы исследуем, какое влияние произвела Его смерть.

1. Иисус Христос – Искупивший нас от греха

Искупление – одно из часто упоминаемых последствий смерти Иисуса». «Искупление» - труд, подразумевающий наличие искупителя, т.е. того, кто делает искупление возможным, а также выкупа как платы за это искупление. Чтобы понять, от чего нас искупил Иисус, а также то, какой выкуп Он заплатил, рассмотрим Послание к Титу 2:14, где написано:

Титу 2:14
«Который [Иисус] ».

Иисус Христос искупил нас от всякого беззакония , и Он сделал это, отдав Себя за нас . Другими словами, ОН стал платой за искупление от «ВСЯКОГО БЕЗЗАКОНИЯ». В Матфея 20:28 говорится:

Матфея 20:28
«так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ».

Иисус пришел, чтобы «послужить и отдать душу Свою для искупления многих» . И насколько велика была плата за искупление, настолько велико было и само искупление, которое Он приобрел, заплатив такую цену. И действительно, в Евреям 9:11-12 об этом искуплении говорится:

Евреям 9:11-12
«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ».

Священники закона приносили тельцов и козлов, которыми они намеревались приобрести прощение грехов. Как мы увидим далее, этих действий не было достаточно. Иисус же принес Богу Свою собственную Кровь , которой Он приобрел для нас вечное искупление . Также, в Ефесянам 1:7 и Колоссянам 1:14 говорится:

Ефесянам 1:7
«…в Котором [в Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его [Бога] ».

Колоссянам 1:14
«…в Котором [в Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов ».

Искупление не зависит от наших добрых дел и хорошего поведения. Оно не зависит от того, сколько времени мы посвящаем Богу. Оно не сокрыто в нашей значимости или личных качествах. В противоположность всему этому, оно - В ИИСУСЕ. И это искупление - «по богатству благодати Его», т.е. это изобилующее, полное, и, как мы читаем, вечное искупление.

2. Иисус Христос – наш Искупитель за грехи Адама.

Как мы уже упоминали в предыдущем пункте, Иисус Христос стал искупительной жертвой за все наши грехи, за «ВСЕ беззакония», как сказано в Титу 2:14. Однако необходимо обозначить, что слово «ВСЕ», помимо грехов, совершаемых человеком в течение жизни, включает и грех, совершенный Адамом и приведший его к падению, который передается всем людям из рода в род, делая их грешниками с самого момента их рождения. И действительно, в Римлянам 5:18-19 говорится:

Римлянам 5:18-19
«Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Иисуса Христа] всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека [Адама] сделались многие грешными , так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие».

Непослушание Адама не только привело его к собственному падению , но и сделало грешниками всех, рожденных после него, хотя и не они совершили его грех. Так, нет человека, который мог бы сказать, что ему не нужно искупление, потому что даже гипотетически [но только гипотетически представив что такой человек ничего плохого и не совершил], все еще остается грех Адама, делающий его грешником с самого рождения. Так, очевидно, что наше искупление было бы отнюдь не полным, если бы оно не включало и грех Адама. Поэтому Иисус Христос также должен был искупить нас от греха Адама, что Он и сделал. В Римлянам 5:19 сказано:

Римлянам 5:19
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие ».

Хотя грех Адама и переходит из поколения в поколение, поражая всякого человека, через послушание и жертву Господа Иисуса Христа мы все можем быть избавлены не только от этого греха, но и от всякого греха, могущего поразить наши души. Как написано в Титу 2:14:

Титу 2:14
«Который [Иисус] дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония …»

Когда говорится «от ВСЯКОГО беззакония», то имеется в виду ВСЕ беззаконие, и очевидно, что сюда относится и грех Адама. Сегодня, когда кто-то рождается, он уже рождается грешником. Однако существует выход из этой ситуации, и этот выход – в том, чтобы поверить в Господа Иисуса Христа. Действительно, в Деяниях 10:43 сказано:

Деяния 10:43
«О Нем [об Иисусе – прим. авт.] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

Так просто: кто верит в Иисуса Христа, тому прощаются все его грехи. Однако как дорого стоило это прощение! Цена его – драгоценная Кровь единородного Сына Божьего Иисуса Христа.

Итак, хотя мы все и были рождены грешниками при первом рождении, при втором рождении – рождении свыше (см. Иоанна 3:3-8) - которое произошло в момент нашего уверования в Господа Иисуса Христа и его Воскресение, мы родились заново, полностью непорочными, так как вера, дающая рождение свыше, очищает нас от ВСЯКОГО греха.

3. Иисус Христос – Совершенная Жертва

Рассмотрев, что жертва Иисуса Христа искупила нас от всякого греха, кто-то, наверное, спросит, какова была роль различных жертв и приношений, предписанных в законе и приносимых ради прощения грехов? Перед тем, как мы рассмотрим ценность этих жертв, необходимо уяснить, что в законе ничего не было предусмотрено для прощения греха Адама. Ничто не могло помочь человеку избавиться от него. Так, люди рождались грешниками и оставались грешниками даже после приношения всех жертв по закону за различные грехи, описанные в законе. Ситуация изменилась только с совершением жертвы Иисусом, после которой, хоть мы и рождаемся грешниками, можем быть очищены как от этого греха, так и вообще от всех грехов, веруя в Господа Иисуса Христа.

Теперь, возвращаясь от греха Адама к жертвам и приношениям за грехи, описанные в законе, мы видим, что Слово Божье говорит о них как о недостаточных. И действительно, в Евреям 10:1-4 написано:

Евреям 10:1-4
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ».

В последнем стихе вышеприведенного отрывка становится ясно, что приношения жертв животных ради прощения грехов, согласно предписанию закона, не было достаточно, ибо говорится: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». И так как в Евреям 9:22 говорится:

Евреям 9:22
«…без пролития крови не бывает прощения ».

Очевидно, что для истинного прощения должна была проливаться кровь другого человека. Чья это была кровь? Кровь Иисуса Христа. Действительно, в Евреям 10:6-12 написано:

Евреям 10:10-12
«По сей-то воле [см. стихи 5-9 для контекста – прим. авт.] освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые НИКОГДА не могут истребить грехов. Он же [Иисус Христос], принеся одну жертву за грехи , навсегда воссел одесную Бога».

Иисус Христос решил проблему греха раз и навсегда единократным принесением Себя за всех . В отличие от священников, которые многократно приносили одни и те же жертвы «которые никогда не могут истребить грехов», Его жертва за грехи была одна , и этой жертвой Он приобрел «вечное искупление» (Евреям 9:12). Поэтому сегодня нет необходимости приносить другие жертвы, о чем прямо говорится в Евреям 10:18:

Евреям 10:18
« А где прощение грехов, там не нужно приношение за них ».

В этом отрывке не сказано, что грехов больше нет. Здесь сказано, что теперь нет больше приношения за них. И все потому, что приношение Иисуса Христа раз и навсегда победило грех. Не только над грехами, совершенными нами, когда мы были неверующими, и над грехом Адама, но и над грехами, которые мы, возможно, совершили уже после уверования. Эти грехи также прощены искупительной силой Крови Иисуса. В 1 Иоанна 1:7-9 сказано:

1 Иоанна 1:7-9
«…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, --обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Кровь Иисуса – единственное лекарство, могущее исцелить нас от болезни греха. Закон требовал приносить одни жертвы за один грех, другие за другой, и т.д. И, тем не менее, ни одна из этих жертв не могла решить проблему греха. Но то, чего не мог сделать закон, совершил Иисус, принеся в жертву Самого Себя. Теперь всякий, кто верит в Него, получает очищение от ВСЕХ грехов. В Откровении 1:5 говорится:

Откровение 1:5
«…и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею ».

Иисус Христос омыл нас от грехов наших кровью Своей. Именно Он совершил этот труд. Здесь не сказано, что мы сами омылись. Он омыл нас. Он совершил это полностью , и нет необходимости теперь совершать что-либо еще.

4. Иисус Христос – Примиритель между нами и Богом

Увидев, что благодаря жертве Иисуса, мы получили искупление грехов, давайте теперь перейдем к рассмотрению того, что еще мы обрели вместе с прощением грехов. Что же это? Наше примирение с Богом. И действительно, если до жертвы Иисуса мы были грешниками и потому врагами Богу, после Его жертвы и нашего уверования в Него, мы стали искуплены и омыты от всех своих грехов. Это сделало нас праведными и примирило нас с Богом. В Римлянам 5:6-10 говорится:

Римлянам 5:6-10
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками . Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его , спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его , то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

Иисус Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками и врагами Богу. Своей смертью Он примирил нас с Богом, заплатив за все наши грехи, и преобразовал нас после того, как мы уверовали, заменив нашу грешную природу на праведную. В 1 Петра 3:18 также написано:

1 Петра 3:18
«…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу , однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

Иисус Христос, Праведник, пострадал за всех нас, неправедных, и Своей жертвой привел нас к Богу. И если Христос привел нас к Богу, нужно ли нас еще приводить к Нему? Нет, потому что Христос уже это совершил! Будучи христианами, мы больше не далеки от Бога, и нас не нужно приводить к Нему. Наоборот, мы уже примирились с Ним. И это стало возможным не благодаря нам, а благодаря Иисусу. Как здесь говорится: «…ХРИСТОС, чтобы привести нас к Богу… пострадал». В дополнение, в Колоссянам 1:19-23 сказано:

Колоссянам 1:19-23
«ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем [в Иисусе – прим. авт.] обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем».

Отчуждены ли мы теперь от Бога и враги ли мы Ему? Чужие ли мы Ему теперь? Нет. Мы «были некогда отчужденными и врагами». Но теперь нет. Ибо, «ныне [Бог] примирил в теле плоти Его [Иисуса] смертью Его [Иисуса] ». В Ефесянам 2:19 сказано:

Ефесянам 2:19
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ».

5. Заключение

В данной статье мы исследовали в некоторой мере, какое влияние произвела жертва Иисуса, уделяя особое внимание искуплению грехов, совершенному благодаря этой жертве. Как мы увидели, Своей смертью Иисус искупил нас от всякого греха, включая и грех Адама, примирив нас с Богом. Поэтому отныне мы больше не грешники, не чужие и не враги Богу. Наоборот, теперь мы спасены, праведны, искуплены и примирены с Богом, и это не благодаря нашим делам, но благодаря тому, что сделал Иисус, наш Искупитель, отдав Себя во искупление за грехи всех нас. В завершении этой статьи, хочется сказать: давайте будем помнить записанное в 1-ом Петра 1:18-19, где говорится:

1 Петра 1:18-19
«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ».

Как сказано в 1 Иоанна 1:10: « Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

См., например: Исход, Левит, Второзаконие и Числа.

«Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1Ин. 3:5)

Это означает, что «целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богом (ср. 1Ин. 2:2 — « Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ; см. 1Пет. 2:21, 24 — « Христос пострадал за нас… Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ), — так резюмируется Святоотеческое толкование в комментарии Толковой Библии Лопухина на 1Ин. 3:5.

«Грехи наши Он взял на Себя, поэтому и казнь на Него за них возложена , и поношения поносящих (Рим. 15:3) напали на Него. […] Мы в том виновны: наши грехи и хуления хулили Господа нашего, мы согрешили пред Богом нашим и похулили Его, желая Божией чести с Адамом, праотцем нашим, и достойны были вечного мучения и поношения дьявольского, поэтому Иисус Господь наш за нас вступился, и казнь нашу взял на Себя, и платил за нас правде Божией , и чего не отнимал, то должен был отдать (Пс. 68:5). Слава милосердию Его! Помни возлюбленный, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили», — пишет Свт. Тихон Задонский (Письмо келейное 105-е).

Одним из первых новозаветных свидетельств о безвинном Страдальце, берущем на Себя чужие грехи, являются слова Св. Иоанна Крестителя в евангельском повествовании о Крещении Господа:

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29) (ц.-слав. «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ).

«Называя Его Агнцем , (Иоанн) выражает мысль о Его невинности и готовности на смерть; Агнцем Божиим , знаменует, что Он посвящен и приятен Богу; Агнцем, вземлющим грехи мира , указывает на агнцев, которые закалаемы были за грехи людские в Ветхом Завете, и исповедует, что новозаветный Агнец будет заклан за грехи всего человечества», — пишет митр. Макарий (Булгаков) в своем Православно — догматическом богословии (Т. II, изд. 4-е, Спб, 1883 г., С. 140).

Приведем к этому стиху комментарии Свт. Иоанна Златоуста и Блж. Феофилакта Болгарского, исчерпывающе раскрывающих тему.

«Частица: се употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: се , выражая этим, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали. Се Агнец . Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине. Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель. […] Как (поскольку) Иоанн свидетельствовал о предмете столь великом и дивном, который мог привести в изумление всех слушателей, – то есть что (Иисус) один вземлет на Себя грехи всего мира и что величие дара (Его) служит достаточным для тогоискуплением , – то и приготовляет к такой мысли» (Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 17-я на Евангелие от Иоанна).

«Исследуй, прошу тебя, и сие выражение: «вот Агнец Божий». Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия (53. 7-8). Вот, говорит, Тот Агнец, Которого ищут; Тот Агнец, вот здесь. Ибо естественно, что многих тщательно занимавшихся пророческою книгою Исаии, занимал вопрос, кто бы был Тот Агнец. Итак, Иоанн указывает Его. […] Христос называется «Агнцем Божиим» или потому, что Бог отдал Его за нас на смерть, или потому, что Бог принял смерть Христа за наше спасение. Как мы обыкновенно говорим: эта жертва такого-то, вместо того, чтоб сказать: эту жертву принес такой-то; так и Господь называется Агнцем Божиим потому, что Бог и Отец из любви к нам отдал Его на закалание за нас. — Не сказал Иоанн: «взял» грех, но «берет» , потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние. — Агнцы, которых закалали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но Сей Агнец берет на Себя грех всего мира, то есть истребляет, изглаживает» (Блж. Феофилакт Болгарский, толк. на Ин. 1:29). Ср. также его же толк. на Послание к Евреям, 9:26: «явился (Христос) в конце веков, чтобы жертвою Своею , то есть телесной смертью Своею, уничтожить, то есть низвергнуть и обессилить, грех. […] Каким же образом грех сделался бессильным? Тем, что совершавшие его были безнаказанно прощены. Ибо сила греха в том и состоит, чтобы навлечь наказание».

И Свт. Иоанн Златоуст, и Блж. Феофилакт в своих толкованиях поминают пророчества Св. Пророка Исайи, который примерно за 750 лет до Рождества Христова настолько ясно засвидетельствовал подробности грядущего Искупительного подвига Господня, что его принято называть «ветхозаветным евангелистом». Так, в знаменитой мессианской 53-й главе книги Исайи говорится о Христе, что

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем , и ранами Его мы исцелились»; «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас »; «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»; «за преступления народа Моего претерпел казнь »; «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления , Он узрит потомство долговечное»; « оправдает многих и грехи их на Себе понесет ».

Не удивительно, что чтением именно из книги Исайи (53:7-8) сопровождает священник на проскомидии (первой части Божественной Литургии) вырезание из агничной просфоры т.н. Евхаристического Агнца — кубической части, приуготовляемой для преложения в Тело Христово. И далее, когда после изъятия Агнца священник крестообразно надрезывает его с нижней стороны, он снова ясно свидетельствует о взятии Господом на Себя наших грехов, произнося следующие слова: «жрется (приносится в жертву, закалается) Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот (жизнь мира) и спасение».

Поминаемое Свт. Иоанном Златоустом «прообразование из времен Моисея» — этоветхозаветные жертвы , приносимые по заповеди ради очищения грешников и всего народа от грехов, и заклание пасхального агнца, чья кровь предохранила первенцев израильских от поражения Богом в Египте (см. Исх. 12:3-14) в особенности. Хотя все эти жертвы сами по себе не имели искупительного значения, все они прообразовывали будущую Крестную Жертву Иисуса Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12), «принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28).

В заключение приведем следующие чрезвычайно проникновенные и догматически отчетливые слова Св. Прав. Иоанна Кронштадского:

« Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Сколь отрадны эти слова для души верующей! В них заключается крепкая надежда наша на бесконечное милосердие Отца Небесного, примирившегося с нами беззаконниками через Жертву правды, принесенную на Кресте за грехи наши, т.е. бесконечную Жертву Сына Своего. Сколько раз согрешали мы в один день и час, не говоря о грехах всего окаянного жития нашего. Как мучили нас грехи наши? Но мы покаялись с верою и упованием сердечным, воззрели к Спасителю, вздохнули, прослезились о своих грехах: и вот они очищены, омыты, прощены; мы обрели покой, свободу, радость. Что это значит? Это значит, что Агнец Божий всякий день, всякий час во все дни живота нашего вземлет грехи наши, отнимает, очищает, забывает их, избавляя нас от вечного за них осуждения. […] Веруйте от всего сердца, без малейшего усомнения, что Единородный, воплотившийся Сын Божий пострадал и за вас, именно — и за вас, чтобы избавить вас от вечных мучений, которым мы должны были подвергнуться по правосудию Отца Небесного, и теперь подвергнемся, если не будем всем сердцем веровать в Сына Его, взявшего на Себя грехи мира, и соблюдать Его заповеди» (Изпоучений, сказанных в Великую Пятницу ).



Loading...Loading...