Какие формы не входят в состав годовой отчетности. Годовой бухгалтерский отчет

По окончании календарного года все организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации . Государственные же и муниципальные унитарные предприятия представляют годовую бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом (ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Налогоплательщики помимо этого обязаны представлять бухгалтерскую отчетность и в налоговые органы (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примечание. Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть сформирована и представлена заинтересованным лицам в течение 90 дней по окончании отчетного года (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ). Исходя из этого, последним днем представления отчетности за 2010 г. будет 31 марта текущего года включительно.

Усовершенствование методологии учета

В прошедшем году Минфин России продолжал целенаправленную работу по приближению российских положений по бухгалтерскому учету к соответствующим международным стандартам. В части бухгалтерской методологии финансисты в течение 2010 г. выпустили полдесятка Приказов. Так, двумя из них были утверждены новые Положения по бухгалтерскому учету:
- "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности " (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н);
- "Информация по сегментам " (ПБУ 12/2010) (утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н).
Но если ПБУ 22/2010 вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2010 г. (п. 2 Приказа N 63н), то ПБУ 12/2010 необходимо будет применять при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. (п. 2 Приказа N 143н).
Подробный Комментарий к ПБУ 22/2010 был опубликован в "720 часов" N 9, 2010. Об исправлении ошибок в бухгалтерской отчетности можно прочитать и в ПБУ N 1, 2011.
Напомним, что исправление существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, осуществляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Помимо этого производится пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год. Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
При составлении бухгалтерской отчетности за 2010 г. вполне возможно обойтись без ретроспективного пересчета показателей. Такой пересчет необходимо осуществлять, если будут выявлены ошибки, являющиеся существенными и относящиеся к 2009 г. и ранее. Но они будут обнаружены лишь в I квартале 2011 г. А как было сказано выше, исправительные записи в этом случае должны быть сделаны в текущем периоде 2011 г. Следовательно, ретроспективный пересчет показателей будет отражен в бухгалтерской отчетности за 2011 г.
Приказами же Минфина России от 25.10.2010 N 132н и от 08.11.2010 N 142н внесены изменения в более чем два десятка нормативных правовых актов бухгалтерского учета, в том числе в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), полтора десятка положений по бухгалтерскому учету, пять методических указаний. Согласно вносимым изменениям упрощается ведение бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, поскольку устанавливаемые указанными документами требования по его ведению на них с 1 января 2011 г. не распространяются.

Требования к отчетности

Общие требования к бухгалтерской отчетности изложены в разд. III ПБУ 4/99. Основными из них являются достоверность, полнота, существенность, нейтральность, полезность, последовательность.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99). Информация о финансовом положении, как известно, формируется главным образом в бухгалтерском балансе, информация о финансовых результатах деятельности организации - в отчете о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации - в отчете о движении денежных средств.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Примечание. Для малых предприятий (за исключением кредитных организаций) в целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н внесены изменения в семь положений по бухгалтерскому учету (подробнее - см. комментарий в "720 часов" N 2, 2011).

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то возникает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность соответствующих дополнительных показателей и пояснений (п. 6 ПБУ 4/99).
В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (п. 11 ПБУ 4/99, п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 67н).
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней. Данное требование означает исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей ею перед другими, то есть информация, содержащаяся в отчетности, должна отвечать интересам разных групп пользователей.

Примечание. Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности (п. 9 ПБУ 4/99).

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Нейтральность бухгалтерской отчетности проявляется в отсутствии у ее составителей намерения склонить пользователя отчетности к принятию определенного решения.
Информация, представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть полезна. Информация считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна.
Информация уместна, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
Сравнимость информации означает возможность для пользователей отчетности сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
Информация своевременна, если она способна наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей, связанные с принятием решений, то есть если достигнут баланс между ее уместностью и надежностью.

Состав годовой бухгалтерской отчетности

В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает :
- бухгалтерский баланс (форма N 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
- отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- пояснительную записку;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).
является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Он является одним из признаков юридического лица (ст. 48 ГК РФ).
По данным бухгалтерского баланса:
- оценивается возможность выполнения организацией в ближайшее время взятых на себя обязательств перед третьими лицами либо же преодоления ею возникших финансовых затруднений;
- определяются финансовые результаты работы в виде наращивания собственного капитала за отчетный период.

Примечание. Под бухгалтерским балансом понимается способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйственного субъекта, включаемых в актив баланса, и источников их формирования в виде собственного и заемного капитала, отражаемых в пассиве баланса как обязательства. Он служит основным источником информации для круга пользователей об имущественном состоянии организации.

Отчет о прибылях и убытках - основная отчетная форма, характеризующая порядок формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Определяется же этот результат путем подсчета всех прибылей и всех убытков (потерь) за отчетный период, отраженных по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки".
Отчет об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к статьям бухгалтерского баланса раздела "Капитал и резервы".
В отчете о движении денежных средств раскрывается информация о денежных средствах организации, находящихся на счетах в банках и в кассе. Данные отчета должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. То есть деятельность, связанная с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.
Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.) (п. 15 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).
Показатели отчета позволяют выявить причины изменений в объеме и составе денежных потоков за отчетный период.
Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу раскрывают необходимые сведения об амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, содержат расшифровку расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат, а также иную информацию.
Пояснительная записка является структурным элементом годового бухгалтерского отчета. В ней приводятся данные, не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.
Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательный аудит проводится в случаях:
- если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- если организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Примечание. Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, то выданное аудитором заключение она может по желанию включить в состав бухгалтерской отчетности.

В текущем году увеличились объемные показатели, определяющие проведение обязательного аудита. Теперь его надлежит проводить организациям, у которых:
- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2009 г. (предшествовавший отчетному год) превысил 400 000 000 руб. или
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2009 г. превысила 60 000 000 руб.
Некоммерческие организации имеют право в случае отсутствия соответствующих данных не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы N N 3, 4 и 5. Перечисленные формы и пояснительную записку могут не представлять также и общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Они имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Напомним, что к субъектам малого предпринимательства в настоящее время относятся организации, соответствующие следующим условиям (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"):
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 000 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008).

Примечание. Организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности обязаны представить отчетную информацию о характере их использования по формам, установленным Минфином России.

Если же в соответствии с законодательством РФ данные субъекты обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то к представляемым в обязательном порядке формам N N 1 и 2, а также аудиторскому заключению добавляется и пояснительная записка. Формы N N 3, 4 и 5 они имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности при отсутствии соответствующих данных (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности). Но последнее практически невозможно. Следовательно, попадание малого предприятия под обязательный аудит (а это теперь возможно только по сумме активов бухгалтерского баланса, превышение объема выручки означает для них выбытие из стана малых предприятий) приводит к обязанности оформления полного комплекта бухгалтерской отчетности. Вне зависимости от объема представляемых форм отчетность организации должна удовлетворять указанным выше требованиям полноты, достоверности и др.
В Приложении к Приказу N 67н приведены образцы рекомендуемых форм бухгалтерской отчетности. Организации вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по рекомендуемым формам, если приведенные в формах показатели позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 и остальных положениях по бухгалтерскому учету. Если же организация посчитает, что таких показателей недостаточно, то она вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности, беря за основу рекомендуемые образцы. В то же время самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности позволяют организации:
- учесть ее особенности и условия деятельности;
- повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных;
- облегчить восприятие бухгалтерской отчетности пользователями за счет выделения наиболее существенных ее показателей.
При разработке указанных форм в них не включаются предусмотренные в образцах форм показатели (строки, графы) в случае отсутствия у организации данных по активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, которые подлежат отражению в этих строках (графах) (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 11 ПБУ 4/99).
В применяемых организацией формах бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю указываются данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Исключением является отчет, составляемый за первый отчетный период. В нем приводятся данные лишь за отчетный период. Организация вправе принять решение сопоставлять данные и за более продолжительный период времени - три года, четыре и т.д. Для отражения этих данных в используемые формы бухгалтерской отчетности включаются дополнительные графы и строки. Сравнительные данные должны приводиться не только в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, но и в приложениях к ним и пояснительной записке (п. 10 ПБУ 4/99, п. 4 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).
Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с показателями отчетного, то они подлежат корректировке по правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка подлежит раскрытию в пояснениях с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, кодируются организациями самостоятельно. При этом необходимо применять коды строк разделов, групп статей, а также коды итоговых строк рекомендуемой формы N 1. Коды показателей, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики, проставляются в соответствии с совместным Приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 N 475/102н (п. 8 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 2 совместного Приказа).

Примечание. Организации необходимо придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, появлении нового типа активов или пассивов. Существенные изменения в формах бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты в пояснениях с указанием причин, вызвавших эти изменения.

Представлять отчетность с использованием образцов форм, рекомендованных Минфином России, организация может только в том случае, если при этом соблюдаются приведенные выше требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).
Отметим, что к рекомендованным финансистами формам отчетности организации обращаются в последний раз, поскольку Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Организациям рекомендовано самостоятельно определять детализацию показателей по статьям приведенных форм.
Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предложено оформлять в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приведенного в Приложении N 3 к Приказу примера.
Применять же новые формы организации должны будут при составлении отчетности за I квартал 2011 г.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. Но этого не происходит, если в отчетном периоде изменились методы учетной политики. Причиной таких изменений помимо упомянутых выше случаев пересчета могут быть и новые способы ведения бухгалтерского учета, которые организация решила применить в отчетном периоде (п. 10 ПБУ 1/2008).
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008).
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).
При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации:
- об изменениях учетной политики;
- о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности организации;
- об операциях в иностранной валюте;
- о материально-производственных запасах;
- об основных средствах;
- о доходах и расходах организации;
- о последствиях событий после отчетной даты;
- о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, -
а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая и выделенные на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99).
В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (п. 34 ПБУ 4/99).

Примечание. При оценке статей бухгалтерской отчетности необходимо обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных п. п. 5, 6 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. упомянутым Приказом Минфина России N 106н).

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 35 ПБУ 4/99).
Существуют и технические правила заполнения отчетности (п. п. 7, 9, 12 и 16 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности):
- в формах не должно быть никаких помарок и исправлений;
- бухгалтерская отчетность составляется в валюте Российской Федерации. При наличии в организации иностранной валюты и операций, осуществляемых в инвалюте, все данные пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности, то есть на 31 декабря 2010 г.;
- все данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ 384). И только при очень крупных оборотах организация может приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ 385);
- показатели с отрицательным значением показываются в круглых скобках.
Требования к информации, которую необходимо отразить в пояснительной записке, определены в п. 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время форма и последовательность представления информации в пояснительной записке строго не регламентированы. Каждая организация самостоятельно определяет необходимость показа дополнительной информации, характеризующей результаты и условия ведения хозяйственной деятельности.
Как правило, пояснительная записка содержит следующие разделы:
- сведения о деятельности организации;
- изменения в учетной политике;
- сведения о финансовой деятельности;
- сведения об инвестиционной деятельности;
- информацию о дочерних и зависимых обществах;
- события после отчетной даты;
- сведения о реорганизации организации, если таковая была в отчетном периоде.
При этом каждая организация самостоятельно определяет объем информации, представляемой в записке, а также форму ее подачи: информация может быть представлена как в виде количественных показателей, так и повествовательно.
Если в отчетном периоде случались факты неприменения правил бухгалтерского учета, так как они не позволяли достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, то данная информация с соответствующим обоснованием подлежит отражению в пояснительной записке (п. 37 ПБУ 4/99).
Если же организация в 2011 г. намеревается изменить некоторые из положений учетной политики, то нововведения приводятся в пояснительной записке (п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 25 ПБУ 1/2008). При этом организация в пояснительной записке к годовой отчетности за отчетный год должна раскрывать следующую информацию:
- причину изменения учетной политики;
- содержание изменения учетной политики (п. 21 ПБУ 1/2008).
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. Она может быть представлена пользователю непосредственно организацией, передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в ее принятии. По просьбе организации он обязан проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи ее пользователь обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Днем же представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата:
- фактической ее передачи по принадлежности, или
- почтового отправления с описью вложения, или
- отправки ее по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Непредставление в налоговый орган до 31 марта 2011 г. форм бухгалтерской отчетности (в том числе аудиторского заключения в случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно) влечет наложение на организацию штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 НК РФ).
На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Причем уплата этих штрафов не освобождает от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Каждая организация, вне зависимости от того, по общей системе налогообложения (ОСН) она работает или по упрощенной (УСН), обязана сдавать годовую бухгалтерскую и налоговую отчетность (далее, отчетная документация - ОД). Годовая отчетность является наиболее емкой по включенной в нее информации о работе предприятия, поэтому считается очень важной. Составление ОД преследует множество целей. Бухгалтерская ОД фирмы представляет интерес не только для органов власти, но и самого предприятия.

Смысл составления ОД

Любая ОД, будь то квартальная или годовая, содержит в себе информацию о текущем финансовом положении фирмы. Эта информация необходима государственным органам (далее ГО) для представления ситуации о реальном положении дел предприятия. На основе отчетов от фирм органы составляют общую статистику, являющуюся основой для анализа и принятия различных решений на государственном уровне. Также ГО за счет предоставленной информации следят за ведением деятельности фирмы, и в случае проявления каких-либо недочетов, упущений или нарушений налагают на предприятие различные штрафы.

Помимо ГО, ОД необходима и самим предприятиям. Получение регулярной информации о финансовом положении дел организации помогает ее руководителям принимать различные управленческие решения. ОД очень важна для стабильной работы всего предприятия и реализации перспектив его развития.

Пользователи бухгалтерской информации

Квартальная и годовая отчетность являются сводной формой бухгалтерской информации о предприятии. У бухгалтерской информации всегда есть пользователи, то есть те, кто использует эту информацию для различных целей, которые были озвучены выше. Все пользователи бухгалтерской информации разделяются на внутренних и внешних. К внутренним относятся руководители фирм, вышестоящие организации (если таковые имеются), руководящие подразделения (если предприятие крупное). К внешним пользователям относится Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС). К внешним пользователям также относятся любые физические и юридические лица, так как бухгалтерская ОД любой фирмы должна отвечать принципам гласности и доступности любому пользователю.

Вышеперечисленные внешние пользователи бухгалтерской информации, за исключением физических и не указанных юридических лиц, налагают ответственность на фирму, если она не сдает ОД в срок. В случае просрочки ГО вправе наложить штраф не предприятие.

Виды ОД

ОД подразделяется по видам: статистическая, оперативная, бухгалтерская, налоговая. Статистическая ОД предназначена для предоставления ее в органы статистики. Целью оперативной ОД является оперативный учет на предприятии. Этот вид ОД включает в себя те вещи, которые не отражаются в бухгалтерской ОД, но также необходимы для нормальной работы фирмы. К таким вещам относятся явки сотрудников, производственные мощности и тому подобное. Характерной особенностью оперативной ОД является время ее предоставления, которое, как правило, равно одному рабочему дню. Бухгалтерская ОД отражает финансовое положение дел предприятия. Налоговая ОД формируется для целей налогового учета на предприятии.

Бухгалтерская ОД в свою очередь подразделяется по периодичности и объему. По периодичности ОД бывает квартальной (внутригодовой) и годовой. В соответствии с законом, бухгалтерская ОД должна иметь нарастающий характер, то есть документация за первый квартал должна включать информацию только из первого квартала года, ОД за второй квартал должна содержать сведения из первого и второго кварталов и так далее. Годовая отчетность включает информацию за все четыре квартала.

По объему квартальная и годовая отчетность организации бывает первичной и сводной (консолидированной). Если предприятие имеет дочерние фирмы, то бухгалтерская ОД внутри отдельно взятой дочерней организации или внутри ее самой будет являться первичной. Сводная ОД составляется из всех первичных бумаг дочерних фирм и головной организации включительно.

Требования к ОД

Основными требованиями к составлению ОД являются актуальность, целостность, достоверность, сопоставимость, своевременность.

  1. Актуальность данных характеризует ОД как свод информации о положении предприятия на конкретную дату. Нельзя предоставлять ОД, например за третий квартал, в которой будет дана информация за второй.
  2. Целостность означает предоставление в отчете информации о работе предприятия, охватывающей все сферы его деятельности и финансовые положения дочерних предприятий (если таковые имеются).
  3. Достоверность ОД дает возможность любому пользователю этой информации быть уверенным в том, что она отражает реальное положение дел предприятия.
  4. Для целей сопоставления работы фирмы в разные периоды времени ОД должна отвечать принципу сопоставимости, то есть иметь единицы измерения, общие для всех периодов ее работы.
  5. Своевременность квартальной или годовой финансовой отчетности обязывает предприятие предоставлять ОД в строго определенные законом периоды.

Помимо вышеперечисленных требований, ОД должна отвечать и таким принципам, как обязательность, единство форм и методик, простота, общественная доступность, краткость, ясность, гласность.

Порядок составления ОД

Порядок составления можно условно разбить на два этапа: подготовка и формирование. На этапе подготовки происходит сбор всех нужных сведений для формирования ОД. Также на этом этапе очень важно обнаружить и исправить (при выявлении) различные ошибки в учете, так как присутствие их в квартальной или годовой налоговой отчетности может послужить причиной штрафов от налоговых органов за искажение истинного положения дел организации. На этапе формирования происходит сам процесс составления ОД. После завершения обоих этапов документация должна быть подписана руководителем, главным бухгалтером фирмы и иметь печати.

Ошибки в ОД

Все ошибки, выявленные на этапе подготовки ОД организация обязана исправить. Ошибки подразделяются на существенные и несущественные. Существенной признается ошибка, влияющая на управленческий учет внутренних пользователей данной бухгалтерской информации. То есть, если она способна сильно изменить стратегию хозяйственной деятельности предприятия. Аналогично определяется существенная ошибка для внешних пользователей. В остальных случаях ошибка расценивается как несущественная, но и ее нужно исправить.

Любые ошибки можно свободно исправлять до сдачи годовой отчетности и утверждения ее в ГО или у иных внутренних или внешних пользователей. Если ОД уже сдана пользователям, но еще не утверждена ими, то необходимо направить исправленную ОД им с пометкой о замене старой версии.

Существует два варианта исправления существенных ошибок. Путем отражения выявленных результатов ошибок по счету 84 «Нераспределенная прибыль» или ретроспективным пересчетом.

Основные формы годовой отчетности

Формами ОД, которые обязаны предоставлять в ГО все предприятия: как крупные, так и малые, являются заполненные бланк бух. баланса (№1) и бланк (№2, иначе называется отчетом об убытке и прибыли). Помимо этого, к балансу должны быть прикреплены вложения: бланк отчета об изм. капитала (№3) и бланк отчета о движ. ден. средств (№4). К балансу также должна быть приложена разъяснительная записка, освещающая те вещи в деятельности фирмы, которые нельзя представить числами. Предприятия, работающие по УСН, могут не предоставлять формы 3 и 4. Данные отчеты необходимо предоставлять в ФНС и Росстат в конце года или в начале следующего (за предыдущий). При этом ИП, вне зависимости от его системы налогообложения (ОСН или УСН), может не предоставлять годовой баланс и вложения в ФНС, но должен сдавать их в Росстат также раз в год.

Приведенный выше состав годовой отчетности является основным, но не исчерпывающим.

Список годовой ОД для фирм на ОСН

Ниже приведен список и сроки годовой отчетности для организаций, работающих по ОСН:

  • Декларация НДС - до конца января (ФНС).
  • Бланк 3-НДФЛ (для ИП) - до начала мая (ФНС).
  • Бланк 1-ИП (для ИП) - до начала марта (Росстат).
  • сотрудников - до конца января (ФНС).
  • Три вида деклараций по налогам (имущественный налог, налог на транспорт, на землю) - до конца января (ФСС).

Список годовой ОД для фирм на УСН

Ниже приведен список и сроки годовой отчетности для организаций, работающих по УСН:

  • Бланк 4-ФСС - до конца января (ФСС).
  • Бланк РСВ-1 - до середины февраля (ПФР).
  • Среднесписочная численность сотрудников - до конца января (ФНС).
  • Два вида деклараций по налогам (налог на транспорт, налог на землю) - до конца января (ФСС).
  • Декларация УСН - до конца марта (ФНС).
  • Бланки 6-НДФЛ, 2-НДФЛ - до начала апреля (ФНС).
  • Подтверждение основного вида деятельности (не для ИП) - до середины апреля (ФСС).
  • Бланк ПМ (для малых предприятий) - до конца января (Росстат).
  • Бухгалтерский баланс и вложения - до конца марта (ФНС, Росстат).

Годовая бухгалтерская отчетность – форма бухгалтерской отчетности, которая сдается за год.

Составляется она на основе ведения в течение года регистров бухучета, налогового учета, а так же промежуточной отчетности.

Состав годовой бухгалтерской отчетности

Состав годовой бухгалтерской отчетности регламентирован ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Так, годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

К приложениям относятся (п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н):

    Отчет об изменениях капитала;

    Отчет о движении денежных средств;

    Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);

    иные приложения (пояснения).

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Аудиторское заключение

Если организация подлежит обязательному аудиту (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), то в составе годовой бухгалтерской отчетности в Росстат нужно также представить аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность представляемой бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 4/99).

В случае, если на момент сдачи отчетности в органы статистики аудит в организации не завершен, то сдать заключение можно будет позже.

Сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но обязательно до 31 декабря года, следующего за отчетным годом включительно (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

    Бухгалтерский баланс (форма №1);

    Отчет о финансовых результатах предприятия (форма отчетности №2);

    Отчет об изменениях капитала (форма №3);

    Отчет о движении денежных средств (форма отчетности №4);

    Пояснения к бухгалтерскому балансу и аудиторское заключение (обязательно только для тех, кто обязан проводить ежегодные аудиторские проверки).

Для субъектов малого предпринимательства разработаны свои бухгалтерские формы для представления:

    Упрощенный Бухгалтерский баланс (форма №1);

    Упрощенный отчет о финансовой деятельности предприятия (форма отчетности №2).

Требования к составлению годовой бухгалтерской отчетности

Основным требованием является достоверность данных.

То есть показатели должны быть достоверны для того, чтобы любой пользователь отчетности (будь то внешний или внутренний) не усомнился в показателях хозяйственной деятельности предприятия.

Требование своевременности данных также влияет на качество составленной годовой отчетности. То есть данные должны быть отражены именно в том отчетном периоде, в котором они произошли.

Также все показатели должны быть сопоставимы. То есть должна быть обеспечена взаимоувязка данных всех форм с данными учетных регистров и деклараций.

Принцип полноты указывает на то, что все данные бухгалтерской отчетности должны быть отражены в полном объеме.

В том случае если полнота представленных данных отсутствует, то данный факт должен быть отражен в пояснительной записке.

Кто обязан составлять годовую бухгалтерскую отчетность

Годовую бухгалтерскую отчетность обязаны составлять все организации и предприниматели, за исключением тех лиц, которые имеют возможность применять упрощенный вид годовой бухгалтерской отчетности (или не составлять ее вовсе), а именно:

    малый бизнес;

    некоммерческие предприятия;

    участники проекта «Сколково».

Пользователи бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность является сводной формой бухгалтерской информации о предприятии.

У бухгалтерской информации всегда есть пользователи, то есть те, кто использует эту информацию для различных целей. Все пользователи бухгалтерской информации разделяются на внутренних и внешних.

К внутренним пользователям относятся руководители фирм, вышестоящие организации (если таковые имеются), руководящие подразделения (если предприятие крупное).

К внешним пользователям относится Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС). К внешним пользователям также относятся любые физические и юридические лица, так как бухгалтерская отчетность любой фирмы должна отвечать принципам гласности и доступности любому пользователю.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс (Ф-1) состоит из актива и пассива, выключающих разделы, в каждом из которых выделяются строки, содержащие данные об определенных видах имущества или обязательств.

Актив включает в себя 2 раздела:

I. Внеоборотные активы

Здесь содержится информация об ОС, НМА, НИОКР, долгосрочных финансовых вложениях, т. е. об имуществе, которое не может быть реализовано быстро.

II. Оборотные активы

Это так называемые короткие (легко реализуемые) активы: запасы, дебиторская задолженность со сроком погашения до 1 года, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

В пассиве имеется 3 раздела:

III. Капитал и резервы

Он отражает сведения о капитале организации (уставном, резервном, добавочном) и нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).

IV. Долгосрочные обязательства

Это обязательства со сроком погашения более 12 месяцев (заемные, оценочные, отложенные).

V. Краткосрочные обязательства

В этом разделе представляют информацию об обязательствах со сроком погашения менее года, в т. ч. о заемных средствах, кредиторской задолженности, оценочных и иных обязательствах.

Все показатели баланса приводятся на одну из дат:

Строки баланса кодируются. Код берется из приложения 4 к приказу № 66н.

Отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах, который является важным документом, отражающим показатель чистой прибыли или убытков, сформированных с учетом следующих показателей:

  • себестоимости;

    расходов - управленческих, коммерческих;

    прочих доходов - доходов от участия в других компаниях и др.;

    прочих расходов-процентов к уплате и др.

    текущего налога на прибыль и корректировок, связанных с расхождением данных бухгалтерского и налогового учетов.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса входят в состав годовой бухгалтерской отчетности и являются приложениями к его основным формам (балансу и отчету о финансовых результатах):

    форма 6 - отчет о целевом использовании средств.

Бланки форм приложений, как и основных форм бухгалтерской отчетности, утверждены приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н.

Отчет об изменениях капитала

Форма 3 бухгалтерского баланса – это отчет об изменениях капитала.

В нем отражаются сведения о собственном капитале организации, к которому относятся:

    уставный (складочный) капитал;

    добавочный капитал;

    резервный капитал;

    нераспределенная прибыль;

    прочие резервы.

Кроме того, в отчете отражается информация о собственных акциях, выкупленных у акционеров.

Форма 3 состоит из 3 разделов:

1. Движение капитала

Это таблица, в которой показывается изменение капитала организации за 2 года (отчетный и предыдущий). Из нее видно, как изменился капитал (увеличился он или уменьшился) и за счет чего произошли изменения.

2. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок

Этот раздел содержит сведения о корректировках величины капитала, вызванных изменением учетной политики или связанных с исправлением существенных ошибок прошлых лет, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности прошлого года.

3. Чистые активы

В этом разделе содержатся сведения о чистых активах организации за 3 года (отчетный и 2 предыдущих).

Порядок расчета чистых активов установлен приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н.

Отчет о движении денежных средств

Данная форма формируется на основании показателей счетов 50 «Касса» , 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета», 57 «Переводы в пути» . В отчете отражаются остатки по счетам, их движение (приход, расход) и т.д. также отражаются данные о денежных эквивалентах (высоколиквидные финансовые вложения).

Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных потоков организации за отчетный и предыдущий годы.

В отчете о движении денежных средств отражаются отдельно денежные потоки:

    от текущих операций.

    от инвестиционных операций.

    от финансовых операций.

При этом по каждому виду деятельности показываются поступление и расходование денежных средств.

Отчет о целевом использовании средств

Шестая форма баланса - это отчет о целевом использовании средств, который составляют некоммерческие организации (НКО) и юридические лица, получающие какое-либо целевое финансирование.

Для НКО этот отчет является, по существу, основным. В данном отчете они раскрывают информацию о целевом использовании средств, полученных для обеспечения уставной деятельности. В нем показывается остаток средств целевого финансирования на начало отчетного года, поступление и расходование таких средств в течение отчетного периода и их остаток на конец года.

Форма 6, так же как и основные формы отчетности (баланс и ), имеет два варианта оформления: полный (приложение 1 к приказу № 66н) и упрощенный (приложение 5 к приказу № 66н).

Последний вариант отчетности могут составлять организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, при составлении отчетности по упрощенной форме.

Пояснения к бухгалтерской отчетности

Пояснения к данным формам не имеют установленного формата и необходимы для раскрытия общих показателей, приведенных в двух основных формах – Балансе и Отчете о финансовых результатах.

Упрощенный вариант отчетности

При упрощенном варианте отчетности обязательными формами являются баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств, а пояснения к ним следует оформлять только в случае крайней необходимости.

Поскольку отчет о целевом использовании средств (форма 6) предназначен для использования при наличии движения средств вполне определенного назначения, его применяют не всегда.

Таким образом, формы 3, 4 и 6 могут не составляться лицами, отчитывающимися по упрощенной форме.

Сроки и адрес представления годовой отчетности

Годовую бухгалтерскую отчетность все организации обязаны представлять по месту ее нахождения не позднее 31 марта по следующим адресам:

    в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

    территориальный орган статистики (ст. 18 Федерально го закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно будет не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Заключение

Составление бухгалтерской отчетности осуществляется на бланках определенной формы, утвержденных Минфином России, и с соблюдением определенных правил внесения информации в эти бланки.

Формы 3, 4 и 6 – это приложения к 2 основным бухгалтерским отчетным документам: бухбалансу и отчету о финрезультатах.

Формы 3 (отчет об изменениях капитала) и 4 (отчет о движении денежных средств) оформляются в обязательном порядке, если основные отчеты создаются в их полном варианте.

Форма 6 (отчет о целевом использовании средств) составляется только при наличии у отчитывающегося лица средств целевого финансирования.

Так же как и 2 основные формы отчетности, форма 6 может быть оформлена по упрощенному варианту организацией, имеющей право на ведение упрощенного учета.

Любая фирма, обязанная вести бухгалтерский учет, должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Состав отчетности и отчетные периоды установлены ст.14-15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Начиная с 2011 года бухгалтерскую отчетность необходимо представлять по формам, которые утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Бухгалтерская отчетность может быть промежуточной и годовой.

Промежуточную бухгалтерскую отчетность составляют за период с 1 января по отчетную дату периода включительно. То есть за месяц, квартал, девять месяцев, а возможно и за любой другой период. Состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами (п. 3 ст. 14 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В настоящее время ее состав не утвержден. Однако, согласно п.49 ПБУ 4/99, в состав промежуточной отчетности включают бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. (информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

По итогам года фирмы составляют годовой отчет. В соответствии со статьей 14 закона №402-ФЗ в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности включается:

1. Бухгалтерский баланс.

2. Отчет о финансовых результатах.

3.Приложения к ним.

В состав приложений к бухгалтерской отчетности включается:

    отчет об изменениях капитала;

    отчет о движении денежных средств (Информация Минфина

    отчет о целевом использовании средств.

    пояснения.

Согласно п.4.б. приказа Минфина России N 66н «содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу». Просмотрев и проанализировав приложение N3 мы определили,что в качестве пояснений могут быть (исходя из существенности информации):

    юридический адрес организации (Представляются обособленно, в случаях, если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет. п.28 ПБУ 4/99);

    основные виды деятельности;

    сведения о среднегодовой численности работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;

    состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации (требования ПБУ 11/2008);

    информация о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (п. 40,41 ПБУ 14/2007);

    а также информация, раскрываемая в соответствии с п. 27 ПБУ 4/99.

Информация раскрывается дополнительно (одновременно) с той, что требуется в соответствующих разделах соответствующих ПБУ:

    о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (раздел 6 ПБУ 6/01);

    о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств (раздел 6 ПБУ 6/01);

    о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений (п.41,42 ПБУ 19/02) ;

    о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

    о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

    о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода (раздел 5 ПБУ 8/2010, ПБУ 21/2008) ;

    о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

    об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта;

    о составе затрат на производство (издержках обращения) ;

    о составе прочих доходов и расходов;

    о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

    о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

    о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности (ПБУ 7/98, ПБУ 8/2010) ;

    о прекращенных операциях (ПБУ 16/02) ;

    об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008) ;

    о государственной помощи (ПБУ 13/2000) ;

    о прибыли, приходящейся на одну акцию;

Кроме того, в качестве пояснений к отчетности выступают и другие раскрытия, которые организации обязаны делать по различным разделам бухгалтерского учета. Что именно подлежит раскрытию, указывается в разделах «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» действующих ПБУ.

Термин «Пояснительная записка» применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности больше не применяется. Документ с таким названием в отчетности не используется. Однако, это не означает, что в отчетности будет полностью отсутствовать текстовая информация. Да, и ПБУ 4/99 и Приказ 66н предполагают, что раскрытие информации, по возможности должно представляться в табличной форме. Но очень много информации, подлежащей раскрытию, никак не укладывается в таблицу.

Например, выполняя требования п. 20 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», предприятие должно раскрыть и информацию, о наличии значительной неопределенности в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана, (при наличии такой неопределенности). Довольно сложно описать эту информацию в виде таблицы. Из чего можно сделать вывод, что, если кто-либо предъявляет к пояснениям требование о подготовке их исключительно в виде таблицы, это требование, как минимум, не разумно. И не основано на нормативных документах, поскольку ни один из них не обязывает представлять пояснения исключительно в виде таблиц.

Как правило, предприятия раскрывают пользователям намного больше информации, нежели поименовано в действующих ПБУ. Есть и ряд других законодательно установленных раскрытий, которые организации должны делать при подготовке годового отчета.

Термин «годовой отчет» намного шире, чем термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность», и годовой отчет содержит более широкий набор раскрываемой информации. Вся эта информация в бухгалтерском нормативном регулировании именуется как «Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Такой информацией может быть:

    динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

    планируемое развитие организации;

    предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;

    политика в отношении заемных средств, управления рисками (Информация Минфина от 14.09.2012 №ПЗ-9/2012);

    деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Дополнительная информация может публиковаться вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, однако, в состав этой отчетности не включается, и не подлежит обязательному аудиту.

Не входит в состав отчетности и аудиторское заключение.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Исключение аудиторского заключения из состава отчетности не влечет автоматически разрешение на отказ от проведения обязательного аудита. Согласно п. 10 ст. 13 закона №402-ФЗ, в случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. И уже в декабре 2013 года внесено еще одно изменение в этот закон. Теперь п.2 ст. 18 звучит так: «При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом»..Тем самым определив организациям, что в течение года, следующего за отчетным, предприятия, отчётность которого подлежит обязательному аудиту, такой аудит должны провести.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996г. "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99 ), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000г. N 94н.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

§ бухгалтерский баланс (форма N 1);

§ отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности составляются:

§ отчет об изменениях капитала (форма N 3);

§ отчет о движении денежных средств (форма N 4);

§ приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

§ отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Кроме того, в состав отчетности входят пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В случае, если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также включается в состав бухгалтерской отчетности.

Организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности должны представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Минфином России.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и по статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.


Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка.

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Это означает, что при использовании стандартных форм N 1 и 2 в пояснительную записку будут включены специальные расшифровочные таблицы, раскрывающие особенности содержания той или иной статьи отчетности. Таким образом, показатели могут быть:

настолько существенными, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках (при этом качественные характеристики будут представлены в пояснительной записке);

недостаточно существенными для отдельного представления в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, но существенными для обособленного представления в пояснениях к этим формам;

несущественными как для отдельного представления в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и для представления в пояснениях к этим формам.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В то же время практика применения 5%-ного уровня существенности показателей для раскрытия их в отчетности указывает, что из этого правила имеются исключения. Это означает, что существуют такие активы и хозяйственные операции, к которым не применяется требование существенности. К таким операциям относятся, например, операции с драгоценными металлами.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть выполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может также представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:

~ динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

~ планируемое развитие организации;

~ предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

~ природоохранные мероприятия;

~ иная информация.

Организация может в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

Отдельные показатели, включенные в приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

При представлении организацией в территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по статистике годовой бухгалтерской отчетности, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в случае включения в формы годовой бухгалтерской отчетности сформированного в бухгалтерском учете показателя, данные по которому обрабатываются в установленном порядке в органах государственной статистики, организации проставляют коды строк по соответствующему показателю, утвержденные приказом Госкомстата России N 475 и Минфина России N 102н от 14 ноября 2003 г. "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".

При этом некоммерческие организации при принятии формы бухгалтерского баланса (форма N 1 ) в разделе "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Не распределенная прибыль (непокрытый убыток)" должны включать группу статей "Целевое финансирование".

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.



Loading...Loading...