Корвет. Многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Сообразительный Возможности и использование

Корвет - класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах. Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям "малыши" не уступают кораблям более высокого ранга.


Перед вами - короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса "корвет". Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики "заточены" под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 "Стерегущий" и его дальнейшее развитие пр. 20385 (Россия)
В строю - 4. Строятся - 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План - 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания - 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
- три модуля ЗРК 3К96 "Редут" (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
- восемь малогабаритных ПКР Х-35 "Уран";
- малогабаритный противолодочный комплекс "Пакет-НК" (8 торпед калибра 324 мм);
- универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
- посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
- противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое .

"Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть" (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности "Стерегущего" выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса "корвет", а его недостатки (слабенькая РЛС "Фуркэ-2" оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) - лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии "стелс": корветы типа "Стерегущий" - предвестники нового облика ВМФ России.


Корвет "Бойкий", на месте ЗРАК "Кортик" видны пусковые ячейки ЗРК "Редут". На заднем плане - его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124

Стелс-корветы типа "Висбю" (Швеция)

В строю - 5 единиц.


Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания - 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие "Бофорс" калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника. Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

"Висбю", конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде "Висбю" практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного "Бофорса", средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными ("зона преимущества").

Корветы "Тип 056" (Китай)

Построено - 23 единицы. Строятся - 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. - 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить - их очень много.

Корветы типа "Брауншвейг" (Германия)

Построено 5 единиц.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки "Брауншвейга" позволяют принимать любой противолодочный вертолет ("СиКинг", NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске "серый грозовой". Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних "понтов" и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у "Брауншвейга" еще одна занятная деталь - комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литторальный боевой корабль LCS (США)

В строю - 4 единицы. Строятся - 7. В планах - 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS "Индепенденс": Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие "Бофорс" калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки "Бушмастер II", пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар. Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров - от маленького "Хэллфайра" до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).


USS Freedom (LCS-1)

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект "Локхид Мартин") и фантастический тримаран от "Дженерал Дайнемикс" продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам - каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета "Вяртисля", расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем - от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 "Фридом". Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).


Передача топлива с авианосца "Карл Винсон" на литторальный боевой корабль "Фридом"

May 16th, 2013

Новейший корвет-»невидимка» проекта 20380 «Бойкий» передан Балтфлоту; в четверг на корабле у причала судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге торжественно подняли военно-морской флаг России, сообщил РИА Новости представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по БФ.

«После подписания акта о приеме корвета от промышленности и торжественной церемонии поднятия флага корабль приказом главнокомандующего ВМФ зачислен в состав ВМФ и включен в боевой состав Балтийского флота», - пояснил собеседник агентства.

Корвет «Бойкий» - второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в феврале 2008 года. Первый корвет серии проекта - «Сообразительный» - был передан флоту в октябре 2011 года.

Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

А теперь немного подробнее про корабли этого проекта:

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями ; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества , но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый , хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

Напомню вам, как , а так же какие были Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На ОАО «», в городе Санкт-Петербург 31 марта 31 марта 2010 года был произведен спуск на воду первого серийного корвета проекта 20380 «Сообразительный ». Проект разработан в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз ». В создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 научно-исследовательских и промышленных предприятий Российской Федерации.

Проект полностью отвечает современным тенденциям мирового кораблестроения и является оптимальным сочетанием высокой степени вооруженности корабля при минимальном водоизмещении и высоких динамических качествах. Назначением корвета является в военное время борьба с , средствами воздушного нападения противника, артиллерийская поддержка высадки при действии морского десанта. В мирное время охрана государственной границы и экономической зоны.

многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Стерегущий»

корвет «Стерегущий» на праздновании Дня ВМФ РФ в Санкт-Петербурге

Основой функционирования любого корабля является информационная система. На корвете проекта 20380 установлены комплексы обеспечивающие освещение надводной, воздушной и подводной обстановки. В состав комплекса освещения воздушной обстановки входит РЛС «Фуркэ-2 » с дальностью обнаружения до 110 км. В состав комплекса освещения надводной обстановки входят радиолокационные станции целеуказаний «Монумент-А », обеспечивающие получение информации по надводным целям в активном режиме при нормальной радиолокационной наблюдаемости до 45 км, при повышенной до 90 км. При наличии эффекта сверхдефракции до 250 км. В пассивном режиме станция позволяет определять работу работающих передающих устройств надводных кораблей в зависимости от диапазона частот и потенциала радиоэлектронных средств от 50 до 500 км.

В состав комплекса освещения подводной обстановки корвета «Сообразительный » входят гидроакустическая станция (ГАС) «Заря-2 » расположенная в носовом бульбовом обтекателе с энергетической дальностью обнаружения подводных лодок до 19 км, ГАС «Виньетка-М » с гибко-буксируемой антенной, работающая в пассивном режиме по обнаружению подводных лодок с дальностью до 20 км, в активном режиме до 60 км, поисковая гидроакустическая станция «Анапа-М » и радиоакустические буи вертолета, который входит в состав авиакрыла корвета проекта 20380 , и позволяют обнаружить цели в подводной среде с применением противолодочного оружия.

Важнейшей системой корвета «Сообразительный » является интегрированный ГКП сформированный на базе автоматизированной системы управления «Сигма-20830 », которая обеспечивает сбор, обработку информации во всех видах обстановки, как от собственных источников информации, так и от взаимодействующих сил; оценку обстановки и выработку решений на ведение боевых действий как одиночного корабля так и тактической группы; обеспечение тактического и информационного взаимодействия с другими силами; обеспечение применения оружия одиночно и в составе группы; тактическое маневрирование и безопасность плавания.

Основой боевой мощи корвета «Сообразительный » является его оружие. К вооружению корабля относятся комплексы сбалансированы источниками целеуказаний и представлена в составе:

Противокорабельный ракетный комплекс - «Уран » с дальностью стрельбы 130 км и боезапасом 8 единиц;
-зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М » с дальностью действия ракет 1500-8000 м, и скорострельностью до 3000 выстрелов;
-зенитная артиллерийская установка АК-630М калибром 30 мм и зоной поражения до 4000 м;
-автоматическая артиллерийская установка А-190 калибром 100 мм и дальностью стрельбы до 21,3 км;
-противолодочное вооружение торпедные аппараты 324 мм и вертолет КА-27ПЛ;
-борьба с ПДСС;

Как показывает опыт войн и конфликтов без наличия на корабле средств радиоэлектронного подавления не возможно эффективно организовать противоздушную оборону, поэтому на корвете проекта 20380 предусмотрен комплекс радиоэлектронного подавления «ТК-25-2», обеспечивающий обнаружение работающих корабельных средств и самолетных РЛС и головок для создания активных помех. Для ухода ракет на ложную цель на боевом корабле предусмотрен комплекс выстреливаемых помех ближнего рубежа «ПК-10», состоящий из четырех пусковых установок боекомплектом 89 снарядов. Особенностью данного проекта является обеспечение базирование противолодочного вертолета КА-27ПЛ.

Проект корвета «Стерегущий » разрабатывался с применением самых современных проектных технологий с использованием технологии « ». Радиолокационная заметность корабля снижена за счет применения в качестве материала надстройки трудно-горючих стеклопластиков со свойствами радио-поглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки, размещения основных антенных постов внутри радиопрозрачных мачт.

К конструктивным особенностям новых кораблей можно отнести измененную конструкцию подводной части корпуса, что дало возможность применить менее мощную и в то же время более легкую силовую установку и как результат привело к снижению водоизмещения корабля до 15 процентов. Также инженерам удалось максимально снизить уровень шума механизмов ГЭУ на основе применяемых технологий и принципов при строительстве класса «Лада ».

Боевой корабль прекрасно сочетает мощное вооружение и уменьшенное водоизмещение без ущерба его ходовым и мореходным характеристикам. имеет ряд новых технических решений позволяющих ему качественно выделиться в ряду однотипных кораблей

Головной корабль этого проекта «Стерегущий » был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь », в октябре 2008 года вошел в боевой состав Балтийского флота ВМФ РФ. Позже на стапелях этой верфи были заложены три однотипных корабля «Сообразительный » 20 мая 2003 года и стал первым серийным кораблем проекта 20380 , корвет «Бойкий » 27 июля 2005 года и корвет «Стойкий » 10 ноября 2006 года, а корвет «Совершенный » был заложен на стапеле Амурского судостроительного завода 30 июня 2006 года в Комсомольск-на-Амуре.

Новые корветы должны стать основой ВМФ РФ в ближней морской зоне. Командование ВМФ РФ оценивает потребность флота в кораблях класса «корвет » в 20 единиц.

Технические характеристики корвета «Сообразительный» проекта 20380:
Длина - 104,5 м;
Ширина - 13 м;
Осадка - 3,7 м;
Водоизмещение - 2220 тонн;
Силовая установка - дизельная типа «16Д49»;
Мощность - 23320 л. с.;
Скорость хода - 27 узлов;
Дальность плавания - 4000 миль;
Автономность - 15 суток;
Экипаж - 99 человек;
Вооружение :
Противокорабельный ракетный комплекс - «Уран» - 8 единиц;
Зенитное ракетный комплекс «Кортик-М» - 1;
Зенитно-артиллерийская установка АК-630М 30 мм - 2;
Автоматическая артиллерийская установка А-190 100 мм - 1;
Торпедные аппараты 324 мм - 2;
Вертолет КА-27ПЛ - 1;

XVII -XIX вв. с прямым парусным вооружением , имевший на вооружении 18-30 орудий малого и среднего калибра, размещенных только на верхней палубе (открыто), и используемый для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 т и больше. Название происходит из системы классификации французского флота , в Королевском военно-морском флоте Великобритании очень долго (до 1830-х гг.) этот класс кораблей не выделялся, а подобные лёгкие корабли называли шлюпами (англ. sloop-of-war ). В 1840-х гг. появились колёсные, а в конце 1860-х гг. - парусно-винтовые корветы.

Современные корветы


Корветы как класс появились в результате расширения возможностей наиболее крупных представителей класса боевых катеров , которые стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 1970-х гг. подразделялись на ракетные и противолодочные , то катера конца 1980-х гг. получили кроме ракет опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты . В середине 1990-х гг. их вооружение дополнили лёгким вертолётом (в настоящее время беспилотными) для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам , поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 км. В результате водоизмещение таких катеров доросло до 1200-1500 т, и эти корабли в некоторых флотах стали называть корветами.

В настоящее время корветами считаются эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны . Водоизмещение - 500-1600 т, скорость - 16-20 узлов (30-37 км/ч). Вооружение - артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы , оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками . Самые массовые корветы Второй мировой войны - корветы типа «Флауэр» .

См. также

  • Корветтен-капитан, de:Korvettenkapitän - аналог капитана 3 ранга в немецкоязычных странах

Напишите отзыв о статье "Корвет"

Примечания


Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. - М .: Воениздат, 2002. - Т. 2. - 480 с. - (Корабли и суда Российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01789-1 .
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. - 2-е изд. - М .: Вече, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-9533-1517-3 .

Ссылки

  • Сергей Сокут. . Независимое военное обозрение, 28 декабря 2001. (Проверено 2 августа 2016) - Новые российские корветы проекта 20380.

КОРВЕТ (французский corvette, от латинского corbita - корабль),

1) корабль парусного флота 17-19 века, предназначавшийся для разведки, посыльной службы, иногда для крейсерских действий. Корветы прославились в основном благодаря географическим открытиям (экспедиции Дж. Кука, Ж. Ф. Лаперуза, Ж. Дюмон-Дюрвиля, И. Ф. Крузенштерна и др.). Первоначально корвет - одномачтовый бот водоизмещением 150-200 тонн; в 1-й половине 18 века - двухмачтовое, а затем трёхмачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещение 400-600 тонн. Имел облегчённую конструкцию с одной палубой для орудий (до 30 штук), по своим размерам и вооружению занимал промежуточное положение между фрегатом и бригом. В России парусные корветы появились в конце 18 - начале 19 века. Всего на отечественных верфях построен 31 корабль этого класса.

2) Боевой корабль среднего водоизмещения периода перехода от парусного к паровому флоту. В середине 19 века появились колёсные, а затем винтовые корветы с паровым двигателем, водоизмещением 800-3500 тонн, со скоростью до 14 узлов (26 км/ч), с открытыми (20-32 орудия) или закрытыми (14-24 орудия) батареями. Строительство российских винтовых корветов с деревянными корпусами началось в 1855. В качестве вспомогательного движителя они несли облегчённый рангоут с прямым парусным вооружением. С 1860-х годов началось строительство корветов с железными корпусами. Корабли с броневой защитой относились к классу броненосных корветов. Всего было построено 32 винтовых и броненосных корвета (из них 1 во Франции), 1 колёсный пароходокорвет закуплен в Соединённых Штатах. С введением в 1892 новой классификации класс корветов был упразднён, а все оставшиеся в строю корабли отнесены к подклассу крейсеров 1 ранга. В российском флоте паровые корветы использовались и как научно-исследовательские суда (экспедиции Е. В. Путятина, Н. Н. Миклухо-Маклая, С. О. Макарова и др.).

3) Эскортный корабль специальной постройки, появившийся в ВМС США и Великобритании в период 2-й мировой войны. Водоизмещение 500-1600 тонн, скорость 16-20 узлов (30-37 км/ч). Вооружение: артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения.

4) Современный многоцелевой боевой корабль ближней морской зоны среднего водоизмещения (до 2 тысяч тонн), оснащённый автоматическими артиллерийскими установками, ударными ракетными комплексами, средствами противовоздушной и противокатерной обороны ближнего боя и малой дальности. Состоит на вооружении флотов большинства государств. В Российской Федерации ведётся серийное строительство корветов нового поколения проекта 20 380, предназначенного для борьбы с надводными кораблями, ПЛ, патрулирования, артиллерийской поддержки высадки морского десанта и решения других задач. Головной корабль «Стерегущий» передан российскому ВМФ в феврале 2008.

Лит.: История отечественного судостроения. М., 1994-1996. Т. 1-2; Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник. М., 2002.Т. 2; Бережной С. С. Крейсера и миноносцы: Справочник. М., 2002.



Loading...Loading...