Логопедические упражнения на звук р. Постановка звука «р» с помощью игр, картинок и других развлекательных средств

Всем нам известно, что буква «р» довольно сложно произносится. Многие люди в детстве не могут правильно выговаривать эту букву в словах, а у некоторых и с возрастом ничего не меняется. Папы и мамы для исправления дикции у ребёнка прибегают к услугам профессионалов. Но можно тренировать своё дитя и дома. Эта статья, как раз и послужит вам небольшим учебным пособием.

Как подойти к решению проблемы

В состав речевого аппарата входят: гортань, голосовые складки, ротоглотка с мягким и твёрдым нёбом, язык, губы, зубы, носоглотка и органы дыхания.

Возможные причины дефекта речи

Это могут быть отклонения после травмы и врождённые дефекты. Основной причиной многие специалисты считают недостаточное общение взрослых и детей. Маленький человечек должен и слышать нашу речь и видеть движение мышц нашего лица. Не допускайте скованности и стеснения ребёнка во время занятий. Недостаток речи вызывает комплексы в общении, что может повлиять на успеваемость. Чёткая дикция способствует лёгкой адаптации в новом коллективе. Обратим внимание на необходимые упражнения, в решении этого вопроса.

Общие понятия

Наша цель — качественно поставить речь. В процессе образования звука участвуют органы носоглотки и ротовой полости человека. Правильная постановка этих органов в комплексе даёт чёткий и ясный звук. Проходя этапы данной гимнастики, малыш обучается преобразовывать простые звуки в сложные звуковые фразы. Добиться всего вышесказанного нам помогут методические рекомендации по проведению необходимых уроков.

С чего начать

Малыша нужно заинтересовать, и выделить из его устоявшегося графика несколько минут для необходимых тренировок. Урок рекомендуется красочно оформить и интересно подать, так что бы разница между игрой и занятием была бы не заметна. Перед началом занятий не допускайте перевозбуждения организма ребёнка. В спокойном состоянии ребёнок способен лучше сосредоточиться на напряжении тех или иных мышц. Плюс ко всему, он будет более внимательным и качественно выполнит задание. На данном этапе мы плотно подошли к нашей главной задаче.

Основные принципы обучения

Здесь важно создать обстановку, в которой ребёнок будет чувствовать себя свободно. При проведении занятий необходимо учитывать временную и силовую нагрузку, а так же положение тела ученика. Ни в коем случае нельзя ускорять процесс обучения, что может негативно отразиться как на качестве произносимых звуков, так и на желании малыша заниматься. Будьте внимательны, терпеливы и настойчивы в проведении тренировок и тогда всё получится.

Обязательные правила

  1. Тренировка проводится ежедневно, при регулярном повторении организм запоминает движения. Достаточно три раза в день по 5 минут.
  2. Начинаем тренировку с движения губ и щёк. Далее идём во внутрь рта.
  3. Требуемое упражнение выполняется около пяти раз. Не следует перегружать мышцы и делать более трёх упражнений за урок, во избежание появления усталости.
  4. Не забываем о статических упражнениях, для удержания группы мышц в нужном положении в пределах пятнадцати секунд.
  5. При планировании занятий педагогу следует вначале ввести простые упражнения и связать их с игрой. Далее постепенно можно усложнять задания.
  6. При закреплении материала необходимо вводить новое упражнение. Оно должно быть только одно — первое. Остальные должны повторяться как закрепление предыдущих тренировок.
  7. Гимнастику выполняют, находясь в сидячем положении, при этом нужно следить за правильной осанкой.
  8. Выполняя упражнение, ученик должен видеть лицо взрослого и контролировать своё. В этом случае хорошо помогут зеркала, как настенные, так и переносные настольные небольшого размера.
  9. В учебном процессе каждое движение, необходимо соотнести с каким ни будь образом, можно с изображением на открытке или рисунке. На последующих занятиях у ребят будет срабатывать зрительная и мышечная память.

Вместе – мы сила

Взрослый и ребёнок должны добиваться улучшения дикции сообща. Это взаимодействие прослеживается в следующих рекомендациях:

  1. Педагог объясняет задание и вступает с ребёнком в игру.
  2. Затем показывает необходимое для повтора упражнение.
  3. Далее малыш повторяет и отрабатывает задание самостоятельно. Взрослый контролирует правильность, последовательность и плавность выполняющихся движений.
  4. Ученик может не сразу качественно выполнить артикуляционный жест и здесь надо будет ему помочь либо шпателем, либо чистым пальцем, либо чайной ложкой.
  5. К учебно-методическому процессу необходимо подходить творчески. Например, для того, чтобы ученик в процессе произношения в нужное место подставил язык, намажьте это место вареньем

Примеров артикуляционных упражнений очень много, но нас интересует подвижность языка.

Постановка буквы «р»

Опишем комплекс артикуляционной гимнастики, при качественной отработке которого, мы придём к правильному произношению звука «р». Одно из упражнений — дятел, в комплекс артикуляционной гимнастики также входят упражнения:

1.«Лошадка»

Укрепляем мышцы языка.

Делаем язычком согнутую лопаточку, подсасываем её к нёбу и затем резко опускаем, расширяя язык и ударяем по внутренней стороне нижних зубов. При этом слышится «цок-цок-цок».

2.«Маляр»

Отрабатываем подвижность языка.

Улыбнуться, открыть рот и поднять язык к бугорочкам верхних зубов. Водить по нёбу вперёд — назад. Представьте, что нёбо красите кисточкой.

3.«Грибок»

Отрабатываем статическое напряжение языка.

Приоткрыть рот и медленно цокать языком. Остановить язычок на нёбе и присосаться к нему. Удержать подольше «грибок», растягивая подъязычную уздечку.

4.«Дятел»

Развиваем умение удерживать кончик языка у альвеол (посадочное место) верхних зубов.

Широко открыть рот, острие языка поднять вверх и с силой ударять в бугорки над верхними зубами, постучать в них: «д-д-д»».

5.«Пчёлка»

Учимся удерживать макушку языка, вибрируя им у верхних альвеол.

Открыть рот. Кончик язычка поднять к альвеолам верхних зубов. Мысленно провести стрелку от основания языка к выходу изо рта. Сильно выдохнуть по направлению этой стрелки, получится звук «дз», который нужно повторять, приминая язычок к бугоркам — «дз-дз-дз» Развиваем. Необходимо почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха. Ощутить вибрацию языка.

6.«Заведи мотор»

Ставим и развиваем вибрацию языка.

Открываем рот, поднимаем кончик языка к альвеолам(верхние зубки). Сильно выдыхаем и произносим «дз-дз-дз» в ускоряющемся темпе. Чистый указательный палец вставляем в ротик под язык и делаем колебательные движения — запускаем мотор. Мотор рычит: «р-р-р-р-р». Вот мы и нашли звук «р»!

Первый звук «р», из уст вашего ребёнка не будет отчётливо слышен. В дальнейшем, если строго будут соблюдаться рекомендации по проведению занятий, этот звук станет выразительным и чётким в произношении. Хотя, если ребенок начал выговаривать желаемый звук, его дальше можно развивать не с помощью артикуляционных упражнений, а с помощью целенаправленного выговаривания слов, в которых есть желаемый звук.

Данный комплекс упражнений дятел артикуляционной гимнастики — это только небольшая часть всех тех упражнений, которые следует отрабатывать при выявлении тех или иных дефектов речи у ребёнка. В начале курса этих занятий у малыша будет наблюдаться напряжённость не только мышц лица, но и мышц всего тела. Впоследствии со временем напряжение исчезнет, движения речевых органов станут, естественными и скоординированными. Систематическое занятие детей с родителями, качественная организация уроков у логопедов — это залог скорейшего успеха в ликвидации дефектов речи у детей. Впоследствии ребёнок, без каких либо трудностей усваивают и произносят слова сложной слоговой и звуковой структуры.

Для нормального развития речи и четкого произношения всех звуков, необходимо следить за состоянием артикуляционного аппарата.

В него входят следующие органы: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (они формируют прикус), губы, носоглотка (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Многое из перечисленного нужно контролировать со стороны медицины и обследоваться у специалистов по мере надобности.

Но что касается движений языка, губ, то их можно немного корректировать с помощью постоянных упражнений.

Вот о них мы и поговорим. Сейчас рассмотрим максимальное количество артикуляционных упражнений, которые вы можете выполнять с малышом дома перед зеркалом.

ЯЗЫЧОК И ДОМИК

  1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

  1. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

  1. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

БЕГЕМОТИК

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

УЛЫБКА (лягушка улыбается)

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

ХОБОТОК (набираем водичку хоботом)

Описание упражнения 1 : сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Описание упражнения 2: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

ЗМЕЙКА

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

ЁЖИК БЕГАЕТ ПО КРУГУ

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

РАСЧЕСКА

Описание упражнения : улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Описание упражнения : надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

ЧАСИКИ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

КАЧЕЛИ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

ФУТБОЛ

Описание упражнения : рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Описание упражнения : вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

ИНДЮК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…

МЕСИМ ТЕСТО (Наказываем непослушный язычок)

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием

БЛИНЧИК

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, по­ложить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?

Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

ЧАШЕЧКА

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

ЧИСТИМ ЗУБЫ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения : рот закрыть, имитировать полоскание рта.

КИСКА СЕРДИТСЯ (ГОРКА)

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения : улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

ПАРУС

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

МАЛЯР

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

ГРИБОК

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

ГАРМОШКА

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

ДЯТЕЛ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала

медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

  1. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд…» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
  2. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д…». Выполнять 10-15 секунд.

КОМАРИК

Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

МОТОРЧИК

Давай мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН — дын, дын; ДЫН — дын, дын…» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Эти все изображения взяты из книги Елены Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Отдельно изображения можно скачать на сайте , а всю книгу можно приобрести в отделах учебной литературы или в интернет-магазинах.


Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука „Р“.

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы


Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Забиваем гвозди

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.


Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Фокус

Цель : вырабатывать подъем языка вверх, умение направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.

Грибок

Цель : растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.


Лошадка

Цель : укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.


Автомат

Цель : вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

2. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН - дын, дын; ДЫН - дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.

Ну, давай поможем зайке:

Заведём скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезёт его шофёр.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперёд,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофёр,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Н. Тегипко

Посмотри внимательно на рисунок и постарайся вспомнить все приключения Язычка. Какие друзья были у Язычка? Кого он встретил во время своего путешествия? Что было раньше: Язычок сделал лодочку или встретил дятла? Что было позже: встреча с зайцем или с маляром? Покажи с помощью упражнений все приключения Язычка.

Исправление картавости требует высокой мотивации и упорства. Но если есть огромное желание научиться правильно выговаривать все звуки, то остается систематично и регулярно выполнять довольно несложные упражнения.

Как перестать картавить вашему ребенку?

Любые занятия с детьми желательно проводить в игровой форме, а исправление картавости тем более. При этом ребенок сам должен осознать, что он желает добиться результата правильного произношения.

Упражнение «Пчелка»

Попросите ребенка сделать широкий язык и поднять кверху, при этом его кончик разместить за верхними зубами. Пусть малыш произнесет звук «зж», который должен напоминать ему о жужжании. Вы должны услышать [ж] с призвуком [з] или [з] с призвуком [ж].

Упражнение «Ветерок»

Попросите чадо расположить голову у вас на коленях и присосать к нёбу язык. Указательным и большим, обязательно чистыми, пальцами приложите его края к небу, при этом кончик языка должен остаться свободным. Когда ребенок сделает это, пусть подует на язык с силой. В это время должна возникнуть вибрация.

Упражнение «Моторчик»

Будет у вашего ребенка исправлена картавость или нет, зависит от регулярного и правильного выполнения этого упражнения. Попросите малыша напрячь язык и сделать его широким. Теперь своим указательным пальцем или пальцем ребенка попробуйте «завести» его язык. Аккуратно вставьте палец под кончик языка и проделайте довольно быстрые движения с одной стороны в другую. Поясните ребенку, что во время этого упражнения его язык не должен сдвигаться с места, а наоборот, быть подобно струне от гитары, напряженным.

Можете объяснить малышу, что это своего рода маленький моторчик, который необходимо завести. Пусть он потренируется вызвать вибрацию языка. Через некоторое время после выполнения этого упражнения ребенок может попробовать убирать палец, пытаясь продолжать тянуть звук [р]. Если это занятие будет происходить регулярно, малыш сможет без помощи пальца произносить этот звук. Как перестать картавить, если на протяжении долгого времени не появляется вибрация языка без участия пальца? Попробуйте перейти к произношению слов, которые имеют звук [р].

Как перестать картавить взрослому человеку?

Речевой аппарат у взрослого уже сформировался и по привычке звуки произносятся с ошибками, поэтому нужно будет проявить огромную силу воли. Но не забывайте о том, что картавость у взрослых - это поправимое дело.

Некоторые упражнения для взрослых людей

1. Без остановок, медленно, на протяжении двух минут повторяйте «тэ-лэ-дэ». Потом произносите их в течение пяти минут, но темп сделайте еще быстрее. Когда вы произносите звук «лэ», кончик языка должен быть за верхними зубами у бугорков. Именно благодаря этому звуку у вас через время начнет получаться выговаривать [р].

2. Теперь другое сочетание: «дэ-тэ-дэ». Первый звук «дэ» скажите так, как вы всегда его произносите. А второй выговорите таким образом, чтобы ваш кончик языка был над передними верхними зубами, на бугорках. Сочетание звуков следует произносить медленно, но без пауз, в течение семи минут. Позже старайтесь делать это в ускоренном темпе. Со временем у вас получится четкий [р].

3. Постоянно отрабатывайте произношение всех слов, которые имеют звук [р]. Следующие повторите десять раз: борт, вражда, сорт, смрад, привет, радость, трешка, страх, трамвай, радуга, стрижка, стружка, стройка, метро, хитро, мудро, ведро, тромб, бедро, трос, троллейбус, дрова, тролль, дрофа, дрожь, дрот, дроссель, дротик, дробь.

Регулярность - залог успеха

Делайте эти упражнения регулярно несколько раз в день - и тогда вы обязательно достигнете желаемого результата и забудете, как вы постоянно изводили себя вопросом о том, как перестать картавить.



Loading...Loading...