Логопедия насекомые. Конспект подгруппового занятия по коррекции общего недоразвития речи “Насекомые” (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с ОНР «Насекомые»

Учитель-логопед: Сапронова Евгения Владимировна.

Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

    упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;

    упражнять в образовании сложных прилагательных;

    упражнять в согласовании числительных с существительными;

Лексический материал: глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела. Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.

Пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.

Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.

Материальное оснащение: пособие«волшебная карта», пособие «Луг», магнитофон, лупа, игрушка «цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.

Предварительная работа: активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые»,развитие уменияобразовыватьприставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.

Ход занятия:

І. Орг. момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в страну «Насекомых».

ІІ. Основная часть.

1. Логопед: – Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.

Дети рассматривают пособие «Волшебная карта».

Тимур, расскажи, как добраться до страны «Насекомых».

Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».

Логопед: - Молодец, Тимур! Ты правильно рассказал наш маршрут. Андрей, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»? (Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)

Логопед: - Повтори её ещё раз, что бы мы не заблудились (ребёнок повторяет маршрут).

2. Логопед: – Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие (дети шагают под музыку).

Дети подходят к пособию «Луг».

Логопед: - Ребята, куда же мы с вами пришли? (Мы пришли на луг)

Логопед: - Кто на лугу живет? (На лугу живут насекомые)

Логопед: - Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)

Логопед: - Сколько бабочек летает над лугом, Яна? (Над лугом летают четыре бабочки)

Логопед: - Сколько пчел на лугу, Данила? (На лугу находятся две пчелы)

Логопед: - Сколько кузнечиков на лугу, Настя? (Я вижу одного кузнечика)

Логопед: - Сколько стрекоз на лугу, Тимур? (Я вижу две стрекозы)

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием!

3. Логопед: – Посмотрите и скажите, что делают пчелы? (Пчелы собирают нектар)

Логопед: - Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит пчелы какие, Тимур? (Пчелы трудолюбивые)

Логопед: - Какие у стрекозы глаза? (У стрекозы большие глаза)

Логопед: - У стрекозы большие глаза, значит стрекоза какая, Настя? (Стрекоза большеглазая)

Логопед: - Какие у кузнечика ноги? (У кузнечика длинные ноги)

Логопед: - У кузнечика длинные ноги, значит кузнечик какой, Андрей? (Кузнечик длинноногий)

Логопед: - Какие у бабочек по цвету крылья? (У бабочек пестрые крылья)

Логопед: - А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Яна? (Бабочки пестрокрылые)

Логопед : - Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.

4. Логопед: – Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу?

Логопед: - Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Тимур? (На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)

Логопед: - Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данила? (На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)

Логопед: - Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Настя? (Над лугом летали две большеглазые стрекозы)

Логопед: - Молодцы! Вы никого не забыли.

5. Физ. минутка.

Логопед: – А теперь продолжаем наше путешествие.

По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.

Дорожкой луговой Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.

Идём по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие, Поднимание поочередно рук вверх.

Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и

приседанием.

Желтеют одуванчики, Приседание с поворотом туловища, направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки. Приседание с поворотом туловища налево,

(Сойкина Е., Фирилеева Ж.) левая рука в сторону.

6. Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Ребята, а теперь повнимательнее рассмотрим насекомых, садитесь на стульчики. Но насекомые такие маленькие! Что нам понадобиться для того чтобы их увеличить, Тимур? (Нам понадобиться лупа)

Логопед : - Яна, какое насекомое ты хочешь рассмотреть? (Я хочу рассмотреть стрекозу)

Логопед: - Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой? (Стрекоза увеличилась)

Логопед: - Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что Яна? (У стрекозы не глаза, а глазищи)

Логопед: - Правильно. Данила, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что? (У кузнечика не ножки, а ножищи).

Логопед: - Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Настя? (У бабочки не крыло, а крылище)

Логопед: - Андрей, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что? (У пчелы не усы, а усищи)

Логопед: - Тимур, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы?(У стрекозы глазищи)

Логопед: - Яна, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы? (У пчелы усищи)

Логопед: - Андрей, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки? (У бабочки крылище)

Логопед: - Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.

7. Логопед: - Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Настя, выходи. Ты - бабочка. Возьми схему-подсказку.

Ребенок изображает действие насекомого.

Логопед: - Что сделала бабочка? (Бабочка прилетела на ромашку)

Логопед: - Данила, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки)

Логопед: - Яна, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка? (Бабочка подлетела к вазе)

Логопед: - Тимур, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие).

Логопед: - Что сделал мотылек? (Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Андрей, вспомни и скажи, что делал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.

8. Логопед: - Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и поможет нам в этом волшебная карта. Настя, расскажи дорогу в детский сад.

Сначала пройдем луг, взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.

Логопед: - Молодец! Ты очень точно вспомнила и рассказала дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.

Дети шагают под музыку.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, где мы с вами побывали? (Мы побывали в стране «Насекомых»)

Логопед: - Что вы там делали? (Мы рассматривали, считали насекомых, а так же изображали и называли их действия)

Оценка логопедом деятельности детей.

Логопед: - Наше путешествие закончилось!

Эркес Римма Наумовна ,

учитель-логопед

МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Задачи образовательного комплекса:

Образовательная область «Физическая культура»:

Сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

Выполнять движения при подвижной речевой игре.

Образовательная область «Здоровье»:

Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;

Развивать дыхание, артикуляцию.

Образовательная область «Социализация»:

Формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;

Развивать творческие способности;

Развивать способность совместной деятельности.

Образовательная деятельность «Коммуникация»:

Совершенствовать речь как средство общения;

Формировать умение связно, последовательно формулировать ответы на поставленные вопросы;

Образовательная деятельность «Познание»:

Уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т.д.);

Учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного;

Закреплять понятие «антонимы»;

Закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;

Формировать умение обобщать, классифицировать;

Учить четко проговаривать слова;

Развивать внимание, память.

Образовательная область «Познание»

Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;

Продолжать формировать представления о природе;

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Материал:

презентация; предметные картинки; муляжи насекомых; картинка,изображающая луг; обруч для дыхательной гимнастики с бумажными насекомыми; мяч; карточки с символами, обозначающими настроение.

Предварительная работа:

Заучивание с некоторыми детьми загадок о насекомых.

Образовательная деятельность:

I. Дыхательная гимнастика с обручем (на нем прикреплены бумажные бабочки).

II. Педагог : Темой нашего занятия сегодня… А вы отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия. (приглашаются 4 ребенка, которые читают наизусть загадки; дети отгадывают (см. Презентацию)

Что за девчонка: Домовитая хозяйка Не зверь, не птица

В поясе тонка, Пролетает над лужком. Носок, как спица.

Огромные очи, Похлопочет над цветком- Летит, кричит,

Летит –стрекочет. (стрекоза ) Он поделится медком. (пчела ) Сядет-молчит. (комар )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (муха)

Педагог : Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.

Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомых мы еще не назвали (см. Презентацию)

Педагог : Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).

Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Отгадайте еще загадки о насекомых, а картинки и муляжи помогут вам в этом:

И под тяжелой ношей Этот увалень лохматый, Шевелились у цветка

Спешит на помощь друг. Злюка тощая такая, Все четыре лепестка.

Тут народ хороший. Сладкоежка полосатый, Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг Надо мной весь день летает, Он вспорхнул и улетел.(бабочка)

Без работы-хоть убей- Опускает хоботок,

Жить не может …. (муравей) И ужалит ненароком

В распустившийся цветок (шмель )

Педагог : Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.

Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

III. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе ).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый ).

IV . Физминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, загибают по одному пальчику на название каждого насекомого

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза показываем пальцами два круга у глаз

Пожужжали, полетели бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»

От усталости упали. Приседают на ковер.

V. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(см. Презентацию)

Муравей живет в улье. Жук собирает нектар. Комар ловит мух.

VI. «4-ый лишний» (см. Презентацию)

Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.

Ласточка, воробей, бабочка, ворона.

Таракан, комар, воробей, жук.

VII. Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы) (см. Презентацию)

Майский жук большой, божья коровка …

У мухи крылья короткие, у стрекозы…

У жука усы толстые, у бабочки…

У шмеля спина широкая, у комара…

VIII. Употребление предлогов НА,НАД,ПОД. (см. Презентацию)

На картинке, изображающей луг, указать, где находятся насекомые

IX.Итог. О ком мы говорили на занятии? Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относится к

Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.

Покажите, с каким настроением вы уходите с занятия (дети используют карточки с символами).

Приложение:

Литература:

  1. Агранович З.Е. Времена года.-СПб., Детство-Пресс,2002
  2. Живая природа в мире животных.-СПб., Детство-Пресс,2005
  3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб., Детство-Пресс,2005
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., Детство-Пресс, 2003
  5. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учимся, играя,- М., Просвещение,1979
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: Май 14, 2014 автором: Оксана Шилова

1.знакомство с насекомыми

2.умение описывать предметы, выделяяхарактерные и второстепенные признаки.

3.закрепреление знаний о частях тела насекомых.

4.воспитывать бережное отношение к живой природе.

5.игры по грамматике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые»

Цели:

Коррекционно-образовательные :

  • учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
  • формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в подборе имён существительных к глаголам;
  • закреплять знания о частях тела насекомых;
  • активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

предметные картинки, разрезные картинки, текст стихотворения, картинки для работы с предлогами, картинки для игры: «Четвёртый лишний».

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением: К.Бальмонт «Комарики-макарики», Л.Мадзалевский «Мотылёк», Э.Мошковская «Кузнечик», А.Плещеев «Мой садик», К.И.Чуковский "Муха Цокотуха".

Ход занятия

Организационный момент

Логопед:

Чтение отрывка из стихотворения «Муха-Цокотуха».

Муха, Муха-Цокотуха, Я вас чаем угощу!»

Позолоченное брюхо! Тараканы прибегали,

Муха по полю пошла, Все стаканы выпивали,

Муха денежку нашла. А букашки по три чашки

Пошла Муха на базар С молоком и крендельком:

И купила самовар: Нынче Муха-Цокотуха

«Приходите, тараканы. Именинница!

Логопед:

Назовите одним словом персонажей из стихотворения? (Насекомые).

Логопед:

Посмотрите на картинки, назовите этих насекомых.

Посчитайте их.

Игра: «Один-много» - образование существительных родительного падежа множ ественного числа.

Один шмель - много (кого?) шмелей.

Один комар - много (кого?) комаров.

Муха …, таракан …, стрекоза …, пчела …, оса …, кузнечик …

А как можно назвать насекомых ласково?

Игра: «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар - комарик. Паук - паучок.

Стрекоза - стрекозка. Шмель - шмелик.

Пчела - пчёлка. Муха - мушка.

Жук - жучок.

Внимательно послушайте предложения и подумайте, как можно закончить предложение.

Игра: «Закончи предложение»

Муха разносит - (болезни). Жук грызёт - (кору).

Пчела собирает - (мёд). Гусеница объедает - (листья).

Комар кусает - (человека). Божья коровка поедает - (тлю).

Как вы думаете? Как можно сказать если:

Игра: «Образуй сложные слова»

Бабочки разного цвета, значит они - разноцветные.

Муравьи любят трудиться, они - трудолюбивые.

Комар пьёт кровь, он - кровопийца.

У таракана длинные усы, значит он - длинноусый.

Молодцы!

Сейчас мы поиграем в игру. Назовите лишнее.

Игра: «Четвёртый лишний»

Муха, муравей, грач , пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, самолёт .

Комар, бабочка , белка , кузнечик.

Оса, стрекоза, бабочка, таракан (не летает).

Ребята, посмотрите на этот куст. Кого вы там увидели? Закрепление предлогов.

Игра: «Кто, где спрятался?»

Бабочка - на цветке, жук - под листом, стрекоза - перед кустом, муравей между палочками, кузнечик - за кочкой и т. д.

Возьмите картинки и скажите, что вы увидели:

Игра: «Чьи лапки? Чья голова? Чьи крылышки?

У муравья лапки - муравьиные, голова - муравьиная.

У пчелы крылышки - пчелиные, голова - пчелиные.

У комара животик - комариный, голова - комариная.

Динамическая пауза.

Логопед читает текст.

Дети выполняют движения.

Я шагаю по лужайке -

Шагают.

Сверху ясно мне видна

Поднимают руки вверх.

Вся зелёная страна.

Разводят руки в стороны опуская их.

Вот улитка - добрый гномик -

Показывают пальчиками усики (два пальчика).

На себе таскает домик.

Обхватить себя руками.

Вот стоит высотный дом -

Руки вверх.

Муравьи хлопочут в нём.

Два пальчика шагают по столу, полу.

Ребята, посмотрите под кустом что-то лежит?

Это конверты. Прошу собрать картинку.

Игра: «Собери насекомое из частей».

Какие разные и красивые у вас получились картинки.

А сейчас, мы составим рассказы про этих насекомых.

Рассказы составляем с опорой на схему.

Логопед показывает схему описания и уточняет у детей, как нужно строить свой рассказ.

Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:

  • какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т.д.).
  • где оно живёт (улей, муравейник, листья трава).
  • чем питается (нектаром листьями, корой деревьев).
  • как передвигается (с помощью лап или крыльев).
  • Вред или пользу приносит окружающей среде.

Составление рассказа о бабочке по схеме.

Бабочка.

Это бабочка. У неё есть голова, лапки, крылья, брюшко, усики. Бабочка - это летающее насекомое с красивыми большими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.

Дети составляют ещё 3-4 рассказа.

Игра: «Отпрыгай слово по слогам».

Гу-се-ни-ца, куз-не-чи-ки, му-ра-вей-ние, о-са, та-ра-кан, со-ро-ко-нож-ка, жук.

Игра: «Прохлопай каждое слово скороговорки по слогам»:

«Слишком много ножек у сороконожек».

Логопед (подводит итог занятия): «О ком мы сегодня говорили? Какую пользу приносят насекомые? Каких насекомых вредителей вы знаете?


Подготовила: учитель - логопед Соколовская Наталья Петровна,

МОБУ "Саракташская СОШ № 3" Саракташского района Оренбургской области

Задачи:

  • актуализация словаря по теме «Насекомые»;
  • закрепление умения правильно согласовывать числительное, прилагательное и существительное;
  • развитие логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие координации общих движений и пальчиковой моторики;
  • развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», ромашка с заданиями, картинка с наложенным изображением насекомых, листы бумаги с нарисованными сотами, мяч, числа 1-5, листочки с недорисованными изображениями жука и бабочки, карандаши.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Развитие логического мышления

Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, кто сегодня будет у нас в гостях на занятии? Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами: среди них отгадки на мои загадки. Внимательно слушайте загадку и поднимайте картинку-отгадку.

(Логопед читает загадки, а дети ищут отгадки)

  • В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет

Из лесного сора

Строит себе город. (Муравьи)

  • Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

  • Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком! (Пчела)

Дети, а как можно назвать одним словом муравья, паука, пчелу? (Насекомые)

  1. Активизация и обобщение словарного запаса обучающихся

Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых? (Потому что на улице холодно, они спят.)

Когда же появляются насекомые на улице? (Весной)

А почему весной? (На улице становится тепло, и насекомые выползают из своих жилищ)

А кто, ребята, из вас скажет, какие внешние признаки есть у всех насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 6 лапок - с каждой стороны по 3 штуки, крылья и жало.)

(Логопед показывает внешние признаки насекомых по картинке)

А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки - это поперечные полоски на теле насекомых.

Поднимите вверх картинку с изображением насекомого, о котором можно сказать «трудолюбивая».

(Дети поднимают картинку, на которой изображена пчела.)

Давайте вместе произнесем это словосочетание - трудолюбивая пчелка.

Сегодня у нас в гостях будет пчелка. Она принесла с собой ромашку, с которой собирала мед. Но эта ромашка непростая, она волшебная. С обратной стороны каждого лепестка написано задание, которое пчелка предлагает нам выполнить.

  1. Развитие зрительного внимания

Посчитаем вместе, сколько лепестков у ромашки.

(Дети хором считают лепестки.)

Значит, сколько заданий нам предстоит выполнить? Мы должны очень постараться, чтобы не огорчить нашу пчелку.

Отрываем первый лепесток. Отрывать каждый лепесток мы будем со словами: «Я оторвала … лепесток». Отрывай, Ангелина, и произноси: «Я оторвала первый лепесток!»

(Логопед читает задание)

Ребята, пчелка предлагает нам познакомиться с её друзьями. Но сначала мы должны их отыскать. Посмотрите на картинку и кто нашел, поднимите руку. Начните свое высказывание со слов «Я нашел (шла)…

(Дети по очереди называют спрятавшихся насекомых. Логопед вывешивает на доску соответствующую картинку)

Вот они - друзья пчелки! Ребята, а вы знаете, что среди насекомых есть полезные и есть вредные насекомые.

Сережа, подойти к доске и повесь картинки, на которых изображены полезные насекомые справа, на картинки с вредными насекомыми слева. Посмотрите, ребята, Сережа справился с заданием?

Кто расскажет о насекомых, которые приносят вред. (Муха и комар - вредные насекомые. Они на своих лапках переносят микробы и опасные болезни.)

А какие насекомые приносят пользу? (Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза - это полезные насекомые, они приносят пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы, кузнечик, муравей, стрекоза - поедают вредных насекомых.)

  1. Развитие связанной речи

Жан, отрывай второй лепесток и произноси слова «Я оторвал второй лепесток».

Слушайте внимательно задание - «Продолжи предложение». Я начинаю предложение и показываю на картинки, а вы должны закончить мое предложение. «Птицы едят насекомых… (жуков, гусениц, комаров, бабочек,…

А чем питаются сами насекомые? (Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений - гусеницы, тля; нектаром цветов - пчелы и бабочки; другими вредными насекомыми - кузнечик, стрекоза и мураве;, остатками пищи человека - мухи.)

Для чего нам нужны насекомые? (Они служат кормом для птиц, опыляют растения)

  1. Развитие пальчиковой моторики

Отрываем третий лепесток. Варя, отрывай и произноси слова «Я оторвала третий лепесток». А сейчас наша пчелка хочет превратить ваши пальчики в пчелиный рой.

(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными сотами. Пальцы ребенка - указательный и средний - «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги)

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились холодные сны?

Молодцы, ребята! Ваши пальчики было похожи на веселых пчел.

  1. Развитие грамматического строя речи

Какой лепесток, Аделина, по счету мы отрываем? («Я оторвала четвертый лепесток»)

Я читаю задание: «Сосчитай до пяти».

На доске прикреплены картинки (шмель, стрекоза) и числа (1 - 5).

Я начинаю, а вы продолжите по очереди.

  • один мохнатый шмель;
  • одна изумрудная стрекоза.

(Обратить внимание на согласование числительного, прилагательного и существительного, правильное произношение окончания)

  1. Развитие общей моторики, словарного запаса

Саша, отрывай следующий лепесток и произноси наши слова. («Я оторвал пятый лепесток») Пчелка предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кто я?»

(Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу, игра с мячом)

  • Порхает (кто) - бабочка
  • Жужжит - жук
  • Звенит - комар
  • Собирает мед - пчела
  • Жалит - оса
  • Ползает - гусеница
  • Прыгает - кузнечик
  • Плетет паутину - паук
  • Трудится - муравей
  • Летает - стрекоза

Назовите их одним словом. Кто это? (Насекомые)

  1. Развитие графомоторных навыков

Остался последний лепесток. Ребята, давайте вместе посчитаем, сколько лепестков было у ромашки.

(Один, два, …. шесть)

Значит, какой по счету ты оторвала лепесток, Ангелина? («Я оторвала шестой лепесток»)

Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат листочки. Переверните их, возьмите карандаши в руки. Задание пчелки такое «Дорисуй по точкам вторую половинку».

(На столах лежат листочки с изображением бабочки и жука.)

  1. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)

Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным?

(Дети отвечают на вопросы).

Ещё по данной теме:



Loading...Loading...