Мавсол правитель карии. Мавзолей в Галикарнасе – уникальное творение лучших древнегреческих архитекторов

Далеко не все Чудеса света сегодня можно увидеть своими глазами. Многие из них по воле Природы, Провидения или в результате войн были стерты с лица земли, оставив о себе лишь разрозненные факты, мифы и легенды. Но одно из них, точнее то, что от него осталось – фрагменты барельефов, статуи, мраморные глыбы могут лицезреть туристы, отдыхающие в Турции. Это – Мавзолей в Галикарнасе, сейчас город носит имя Бодрум. Галикранасский мавзолей – одно из самых легендарных чудес древнего мира.

Мавзолей в Галикарнасе – святилище, гробница и храм

Какие события предшествовали появлению Галикарнасского Мавзолея – одного из Чудес света? Если в нескольких словах – желание правителя Карии – Мавсола сравниться с египетскими фараонами, еще при жизни начинающими строить себе роскошные гробницы – пирамиды.

Мавсол правил Карией в 377-353 гг. до н. э. и делал это очень энергично и решительно. Современники называли его «сатрапом» и «тираном», поэтому на благодарность потомков, которые могли бы увековечить его имя, он рассчитывать не мог. Дальновидность Мавсола не просто прославила Галикарнас, она подарила миру одно из Чудес света, ведь Галикарнасский Мавзолей должен был стать самым величественным, святилищем, храмом и усыпальницей из всех, которые были построены на тот момент.

Но ошибочно считать Мавсола лишь тираном, облагающим народ непомерными налогами и податями. Правитель был большим поклонником культуры и науки, и особенно он ценил наследие Эллады. Именно поэтому для строительства самого величественного храма планеты им были привлечены исключительно греческие мастера – архитекторы, скульпторы, художники – Скопас, Пифей, Бриаксис, Тимофей, Леохар. Интересный факт заключается в том, что последний мастер служил еще Александру Македонскому, а его творения были описаны Платоном.

Увидел ли Мавсол величественный храм, которому суждено было стать одним из Чудес света? К сожалению, он не дожил до того момента, когда строительство внушительного сооружения было окончено. Его завершила супруга и, «по совместительству», родная сестра властителя Карии – Артемисия, которая, как говорят летописи, очень любила своего мужа. Строительство грандиозного Галикарнасского Мавзолея было завершено в 350 г. до н. э. Прах обоих супругов захоронили в золотых саркофагах.

Галикарнасский Мавзолей – храм, которому не было равных на протяжении 19 столетий

Мавзолей в Галикарнасе, прославивший властителей Карии, имел квадратную форму. Первый этаж, площадь которого достигала 5000 кв. метров, служил усыпальницей для правителя и его супруги, золотые урны охраняли величественные фигуры львов. Помещение было отделано дорогим отшлифованным белым мрамором, а высота потолков превышала 20 м. Первый этаж венчал фриз, изображавший сражение эллинских воинов с амазонками, над скульптурами работал великий Скопас.

Второй уровень был окружен 36 колоннами, а между ними располагались мраморные скульптуры. Об их красоте писали современники, она восхищала всех, кто имел счастье их видеть. Венчала Галикарнасский Мавзолей пирамида, очень напоминающая египетские, и туда вели ровно 24 ступени. На крыше располагалась колесница, уносившая Мавсола и Артемисию – их трехметровые статуи – в Вечность. Согласно одним данным, высота святилища достигала 60 метров, другие источники привозят меньшие либо большие цифры.

Современники сравнивали Галикарнасский Мавзолей с крепостью, он располагался в центре города на спуске к морю и был виден издалека. Согласно летописям, храм-усыпальница представлял собой величественное зрелище, и впечатление о нем можно составить по сохранившимся рисункам.

Когда и почему погиб Галикарнасский Мавзолей

Время достаточно долго щадило архитектурный шедевр Галикарнаса, он простоял почти 19 столетий. Когда и почему погиб Галикарнасский Мавзолей? Первые повреждения храм-усыпальница получил в 13 веке во время сильного землетрясения, в 15 – руины Галикарнасского Мавзолей разобрали крестоносцы, решив использовать мраморные глыбы для строительства церкви Святого Петра, которая украшает турецкий Бодрум до наших дней.

Что случилось с ценностями, которые хранились в Галикарнасском Мавзолее? Они просто исчезли, но историки не считают, что в этом стоит винить рыцарей Мальтийского ордена. В ходе раскопок были найдены многочисленные подземные ходы под храмом, поэтому вполне вероятно, что Мавзолей в Галикарнасе был разграблен задолго до прихода крестоносцев.

Легенда о Мавзолее в Галикарнасе

Существует красивое предание, согласно которому Артемисия, после смерти Мавсола приказала собрать его прах в урну, смешала его с благовониями и травами и выпила. И только потом велела строить Мавзолей. Как только возведение храма-усыпальницы закончилось, она тут же умерла.

Интересный факт. Именно по имени царя, первым приказавшим построить храм-усыпальницу и начали называть все мавзолеи.

Однако ученые опровергают эту версию-легенду, в летописях того времени конкретно указывается, что строительство Галикарнасского Мавзолея было начато еще при жизни правителя Карии.

Вконтакте

О, сизые и розовые плиты!
Каррасский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты.

Маргарита Алигер

Галикарнасский мавзолей - надгробный памятник карийского правителя Мавсола или Мавзола II (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света.

Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства - Галикарнасе. Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был, воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.

Проспер Мериме: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввeл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света». Сооружение мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 353 г. до н.э.

Гробница была воздвигнута в IV веке до нашей эры царицей Артемисией - женой и родной сестрой царя Мавсола. По словам римского историка Авла Геллия, "царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию" и невероятную скорбь по умершему. Говорили, что она подмешивала его прах в свое питьё, тем самым понемногу доведя себя до смерти. Артемисия призвала самых знаменитых риторов своего времени (Навкрата, Исократа, Теодекта и Феопомпа) для произнесения хвалебной эпитафии своему усопшему мужу.


Франческо Фурини(?). Артемисия, готовящаяся выпить прах своего мужа Мавсола.

В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий. Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как в Эфесе, или в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных - мавзолей не был посвящен греческим богам.

Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь. По углам располагались каменные воины, охраняющие покой внутри мавзолея.

Могила была построена в виде квадратного конического блока, в высоту составлявшего треть от общей высоты мавзолея (45 метров). Могила была покрыта барельефами со знаменитыми боевыми сценами, включая битву греков с амазонками. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40 - 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников. Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство было поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу и Леохару.

Плиний Старший так описывает это сооружение: «С юга и севера протяжение его - по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны - уже, общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера - Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада - Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов .»

Девятнадцать веков стоял Мавзолей. О разрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники. Нехватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в Галикарнасе. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра в Бодруме.


Развалины мавзолея (Будрун, Турция).

Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены. Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса.

В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками “Амазономахия”. Учёные считают, что это работа Скопаса или его мастерской.

Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.


Восточный фриз Галикарнасского мавзолея.

По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу мавзолея Гранта на Манхэттене.

Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове “мавзолей”. По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру.


Мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк.


Массонский храм в Вашингтоне.


Мемориальный комплекс в Мельбурне, построенный по подобию Галикарнасского мавзолея.

Галикарнасский Мавзолей - ровесник второго Храма Артемиды. В его строительстве принимали участие те же лица, что восстанавливали святыню после пожара, устроенного Геростратом. Здание представляет собой зиггурат, то есть одновременно и гробницу, и святилище, и памятник. Следует отметить, что название «мавзолей» происходит от имени властного и жестокого правителя Карии - Мавсола.


Мавзолей в Галикарнасе

Начало строительства

Несмотря на то, что уже в IV веке до н.э. государство было колонией персидской Империи, Мавсол правил властно и упрямо, стараясь не прогибаться под имперским давлением. Его положение было столь крепким, а связи настолько широкими, что даже после подавления поднятых им же восстаний ему удавалось оставаться на троне. Во время правления энергичного и амбициозного царя Геликарнас превратился в столицу Карии.

При этом строительство гробницы, которая впоследствии вошла в список семи самых прославленных достопримечательностей античного мира, было начато задолго до смерти правителя - приблизительно в 353 году до н.э. Проект Мавзолея разрабатывался греческими архитекторами - Сатиром и Пифеем. Для оформления постройки были наняты скульпторы Тимофей, Леохар, Скопас и Бриаксид. А всего в строительстве принимали участие сотни талантливейших мастеров, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории.

Роскошная усыпальница для царя

Усыпальница представляла собой внушительный архитектурный комплекс, имеющий собственный внутренний двор. В центре последнего была установлена каменная платформа. К вершине вела широкая лестница, охраняемая каменными львами. Внутри здание было оформлено барельефами, изображавшими сцены из древнегреческих легенд и сказаний. Внешние стены Мавзолея покрывали изваяния богов и богинь, а в углах сооружения несли свою службу огромные стражи-воины, вытесанные из камня.

Венчала зиггурат мраморная колесница, ведомая четверкой массивных лошадей. Статуи возниц изображали самого Мавсола и его сестру-супругу Артемиссию. Высота этой скульптуры составляла около 6 метров, а пирамидальную крышу гробницы поддерживали 36 7-метровых монолитных колонн.

Судьба Мавзолея в Галикарнасе

Когда правитель Карии скончался, строительство Мавзолея еще не было завершено, а полностью отделка помещений закончилась только в 350 году до н.э. Усыпальница пережила и завоевание Галикарнаса Македонским, и нападение пиратов в начале I тысячелетия. Но в начале XV века в Малой Азии побывали мальтийцы, которые окончательно разрушили здание, забрав мраморные и каменные плиты для строительства крепости Св. Петра, которая располагалась на том самом месте, где стоял дворец Мавсола и Артемиссии. К концу XVI века от Мавзолея осталось одно основание.

Раскопки гробницы Мавсола, руководил которыми Кристиан Джеппезен, были закончены только в 1966-1977-х годах. По найденным барельефам, статуям и другим элементам обстановки и конструкции был восстановлен облик Мавзолея. Его проект послужил основой для строительства Здания Муниципалитета в Лос-Анжелесе, Мемориала Воинам в Индиане, лондонской церкви Св. Джорджа и многим другим архитектурным памятникам современности.

Мавзолей в Галикарнасе является одним из семи чудес света. Он стал надгробным памятником для карийского владыки Мавсола. Данное архитектурное строение было сооружено в IV веке до нашей эры в карийском городе Галикарнас . Кария , это историческая область которая в настоящее время находится на территории , а древний город Галикарнас сегодня называется . На территории современной Турции находится еще одно чудо света, это .

Мавзолей в Галикарнасе – реконструкция первоначального облика

История Галикарнаса

По мнению некоторых историков в Галикарнасе, около 484 г до н. э. родился известный древнегреческий историк Геродот , автор исторического трактата - “Истории”. Также недалеко от берегов Галикарнаса (сегодняшнего Бодрума), на греческом острове Кос родился знаменитый Гиппократ (около 460 года до н. э). Именно Геродот пишет что Галикарнас был основан дорийцами, выходцами из Арголиды в XII в. до н.э. Долгое время город находился под властью Персов, а в 454 до н.э. был принят в Делосский союз, и в IV в. до н.э. стал столицей Карии . Галикарнас был один из немногих городов Малой Азии, оказавших стойкое сопротивление Александру Македонскому. В 333 до н.э. Александр Македонский успев завоевать город, приказал полностю разрушить его. Позже город был восстановлен, но с тех пор утратил свое значение и в римскую и византийскую эпохи он оставался незначительным поселением.

Наивысшего расцвета город достиг при Мавсоле (377–353 до н.э.). Тогда в Галикарнасе проживало смешанное население из греков и местных карийцев. Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал о том, что Мавсол скопил несметные богатства, вследствие того что беспощадно обдирал своих граждан. В карийских землях даже существовал налог на волосы. Галикарнас имел удачное географическое и стратегическое расположение. В городе был большой морской порт, который благоприятно действовал на экономическую жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь (агора). От рыночной площади шла улица, посередине которой был построен Галикарнасский мавзолей. Впервые чудом света данный памятник назвал римский ученый-энциклопедист Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.). Мавзолей всемирно признан уникальным памятником исторической архитектуры эпохи поздней классики.


Слово “мавзолей”, которое означает “монумент” или “большое погребальное сооружение”, используется почти в каждом языке и происходит от имени Мавсола

Строительство мавзолея

Строительство мавзолея началось еще при жизни Мавсола, в 353 году до нашей эры. Закончила строительство уже его жена – Артемисия III. Артемиссия была не только супругой Мавсолу, но и родной сестрой, в те давние времена браки такого характера были общепринятой нормой. Женщина при жизни безумно любила своего мужа-брата, а после его гибели оставалась безутешной вдовой до конца своих дней. Существует легенда о том, что Артемиссия подмешивала в питье прах усопшего супруга, чтобы самой поскорее умереть. Она приглашала самых прославленных риторов того времени: Навкрата, Феопомпа и так далее, чтобы они произносили хвалебные речи покойнику.

Архитектура мавзолея

Мавзолей был выполнен в весьма необычным стиле. Для его создания были смешаны греческий, коринфский и ионический стили. В здании мавзолея были расположены скульптуры богов, людей и животных. В комплексе были три этажа, на первом находился траурный храм, его площадь 5000 кв. м., высота – 20 м. На втором этаже была колоннада из мрамора, во внутреннем дворике располаглась гробница Мавсола, окруженная статуями львов и каменных воинов, которые по легенды охраняли покой правителя.


Сама могила была выполнена как квадратный блок, конической формы, ее стены были покрыты барельефами с изображениями военных действий. На вершине мавзолея находилась квадрига, колесница запряженная четверкой лошадей, в ней находились каменные статуи Мавсола и Артемисси. На территории, окружающей комплекс были установлены фигуры львов и скачущих всадников. Мавзолей был разрушен от землетрясения в XIV веке, а его обломки рыцари-иониты разобрали для постройки крепости святого Петра.

Мавзолей в Галикарнасе сегодня

Исследование мавзолея в Галикарнасе началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены, останки крыши, и огромное колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в колеснице. Сейчас все эти находки находятся в Британском музее в Лондоне.


Сегодня оставшиеся руины мавзолея являются частью скромного музея в Бодруме. Из всех античных чудес света мавзолей в Галикарнасе считается неплохо сохранившимся, но очень жаль что не все находки экспонируются там где они были найдены.

Мавзолей в Галикарнасе — одно из семи чудес древнего мира, которое, увы, не сохранилось. Располагался мавзолей на территории современной Турции, недалеко от курорта Бодрум. Тогда эти земли принадлежали государству Кария, которым правил Мавсол. Еще при жизни он захотел построить усыпальницу для себя и своей жены, которая должна была служить также и храмом, а по красоте не уступать самым красивым зданиям того времени.

Мавзолей в Галикарнасе: история, факты

Мавсол решил возводить свою гробницу еще при жизни. Этот способ он заимствовал у египетских фараонов, которые всю жизнь строили свои пирамиды, чтобы потом вечно лежать в них. Для этого он пригласил выдающихся архитекторов Греции: Пифия, Сатира, а также Скопаса, Тимофея и других. Это стало причиной того, что мавзолей не был выдержан в одном стиле, а был их соединением. Однако Мавсол умер, а строительство не было завершено. Мавзолей в Галикарнасе закончили стараниями царицы Артемисии — его супруги в 350 году до н. э., спустя 9 лет после начала грандиозной стройки.

Мавзолей в Галикарнасе: краткое описание строения

Галикарнасский мавзолей представлял собой здание, украшенное 36-ю колоннами, высотой в 11 метров. Между колоннами располагались статуи героев мифов, а крыша напоминала пирамиду с 24-мя ступенями. Высота здания была весьма внушительна для того времени — 46 метров. Здание разделялось на 3 уровня. По периметру основание занимало 66*77 метров.

Венчала мавзолей мраморная колесница с 4 лошадьми. Возницами были Мавсол и Артемисия. Общая высота скульптуры составляла 6 метров. Колесницу создал скульптор Пифий. Вокруг располагались всадники и львы.

Внутри мавзолея был широкий внутренний двор. Все это позволило включить в семь чудес света мавзолей в Галикарнасе . К сожалению из них сейчас сохранились только Великие пирамиды в Гизе. Вход в гробницу был замурован после смерти обоих правителей.

Галикарнасский мавзолей сегодня

Здание было построено прочно и простояло 19 столетий. В XV веке его частично разрушило землетрясение, а разрушили его крестоносцы, построившие из его камней замок Святого Петра прямо на месте усыпальницы. Вскоре замок разрушили, а камни послужили материалом для крепости Бодрума.

Сейчас от мавзолея в Галикарнасе остались только развалины. Хотя часть фресок и статуй находятся среди реликвий Британского и Стамбульского музеев.



Loading...Loading...