Появляются инстинкты. Инстинкты

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы поговорим о том, что это такое и какие бывают инстинкты человека, а также в чём состоит отличие от животного мира. Для чего они нам нужны и в каких случаях гипертрофированы, или наоборот, очень слабые.

Что это?

Ещё давным-давно, в Древней Греции мыслители и просто умные мужи заметили, что человеку свойственно одинаково реагировать и вести себя в небезопасных условиях. Сами инстинкты находятся в гемокоде, и состоят они из рефлексов, которые в свою очередь бывают:

  • Условные – то есть те, которые человек приобрёл в течение жизни. Самый простой пример, это когда вы включаете свет, как только заходите в комнату. Вы не родились с этим знанием и привычкой, а по мере взросления приобрели. И теперь даже не замечаете, как рука тянется к включателю.
  • Безусловные, соответственно те, которые мы получили при рождении. Редко кто не отдёрнет руку, дотронувшись до раскалённой сковороды или утюга, верно? Вот это и есть безусловный рефлекс.

На инстинкты можно влиять с помощью религии, закона, норм и правил поведения, воспитания или его отсутствия. Например, в семье, где родители злоупотребляют гиперопекой, контролируя каждый шаг ребёнка, то о какой его самостоятельности может идти речь? Он не особо будет понимать, в каких ситуациях следует поосторожничать, а в каких наоборот, проявиться.

Такие истории чаще всего имеют два варианта событий.

Первый: ребёнок, вырастая, остаётся жить с родителями, так как для того, чтобы создать семью, необходимо хоть немного самостоятельности и умения опираться на себя.

Второй: всячески старается вырваться, становится неконтролируемым и агрессивным в сторону тех, кто опекает. Более успешно заканчиваются обычно истории второго варианта.

Чтобы было понятнее, каким образом можно повлиять на инстинкты, давайте рассмотрим для начала, какие они бывают.

Виды

1.Самое основное и базовое – самосохранение

Если он у вас по каким-либо причинам не ослаблен, то ваше поведение не будет являться рискованным, азартным и деструктивным. Например, вы не полезете в клетку к тиграм, не будете прыгать без парашюта и провоцировать компанию спортсменов. Ещё ребёнок при рождении неосознанно тянется к матери, испытывая сильное беспокойство, если остаётся в одиночестве, ведь его жизнь зависит от других. Поэтому младенцы так рано начинают улыбаться, радуясь приближению того, кто заботится, чтобы желание чаще брать на руки и подходить к кроватке не угасало.

2.Продолжение рода

Проявляться начинает также в детстве, в ощущении счастья, когда вся семья в сборе, и любые конфликты ребёнок подсознательно «считывает», как бы взрослые ни старались скрыть разлады. Затем начинает давать о себе знать в желании создать свою отдельную семью, родить малыша и заботиться о нём. Гипертрофирован, когда человек ведёт беспорядочные половые связи, наряду с равнодушием к своей безопасности. Или слабо выражен, когда отсутствует желание иметь наследников, посвящая время и силы другим интересам и желаниям.

3.Альтруизм

Первые два рефлекса были основные, которые помогают человеку выжить. Теперь перейдём к более социальным, обеспечивающих социализацию и успешную деятельность. И первым будет являться альтруизм, который выражается в заботе о других, как людях, так и животных, это сострадание и сопереживание, желание мира и добра. Когда сильно ярко выражен, человек способен посвятить свою жизнь заботе о тех, кто в ней нуждается, только не просто посвятить, а принести в жертву, например, уйдя в монастырь.

4.Исследование

Направлено на то, чтобы развивать человека, как творчески, так и в остальных сферах. Благодаря любопытству маленькие дети познают мир, и в зависимости от среды, в которой они растут, развиваются и их способности и стремления. Примеры успешной исследовательской деятельности, за которую не наказывали, а поощряли – великие учёные, путешественники, знаменитые творческие личности и прочие люди, следующие за своим интересом.

5.Доминирование


Это потребность в лидерстве и власти. Люди, у которых ярко выражено доминирование, способны вести за собой толпу, организовывать и управлять. Замечали, что даже в компании маленьких детей всегда есть «заводила»? Ни одна группа не обходится без лидера, даже неявного. Часто случается, что человек, ранее не имевший опыта лидерства, попадая в компанию, в которой ещё власть не распределена, занимает почётное место вожака. И неважно каким способом, то ли сам завоёвывает первенство, то ли является избранным остальными участниками.

6.Сохранение собственного достоинства

Только вот в гипертрофированной форме люди порой игнорируют врождённые инстинкты. Например, готовы рисковать здоровьем жизнью, лишь бы отстоять свою честь или правоту. Когда очень слабый уровень, то у человека низкая самооценка, вследствие которой он позволяет не только унижения в свой адрес, но и насилие. Нередки случаи, когда уверенная в себе женщина начинает отношения с тираном, который постоянно обесценивает её, доводя до такого состояния, что она действительно перестаёт верить в свои силы, ум и привлекательность. Становится жертвой, которой теперь легко манипулировать и управлять, потому что будет всё терпеть.

7.Свобода и независимость

Проявляется в младенчестве, при попытке запеленать новорождённого, при нормальном развитии. Во время бунта в подростковый период, если его не подавлять. Благодаря потребности в свободе у человека развиваются социальные навыки, повышается вероятность успешности, создания семьи и вообще, качественной самостоятельной жизни. Личность способна нести ответственность и опираться на себя, так как имеет опыт.

Отличия от животных


Самое основное отличие – это то, что человек способен контролировать или подавлять свои потребности, особенно в те моменты, когда они перечат законодательству или правилам поведения. При различных психических расстройствах личность теряет возможность управления, что проявляется, к примеру, в чрезмерном поглощении еды, то есть переедании, либо наоборот, отказе от неё при анорексии, при беспорядочных половых связях, любых видах зависимости и прочее. Вот в таких случаях человек становится похожим на животное, у которого основными являются инстинкты сохранения и продолжения рода.

Животные не умеют подавлять свои рефлексы, у них отсутствует понятие морали, поэтому кошка или собака в период течки не избирательна в выборе партнёра, наоборот, чем их будет больше, тем более высока вероятность иметь потомство.

Хищники убивают, не чувствуя жалости, лишь бы насытиться и прокормить детёнышей, это, кстати, порой не очень нас отличает от животных. К сожалению, многие люди способны на убийство ради собственной выгоды. А в чём то животные оказываются более «человечными», в тех случаях, когда проявляют несказанную верность, создавая лишь одну пару за всю жизнь, а порой даже готовы умереть при потере партнёра, либо провести остаток дней в одиночестве.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, поддерживайте свою любознательность, ведь это – залог успеха. Берегите себя и близких!

Материал для статьи подготовила Журавина Алина.

0

Часто врожденные инстинкты человека еще называют основными инстинктами. В основе этих инстинктов лежит склонность человека совершать те или иные действия или же избегать тех или иных поступков.

Безусловно, что все врожденные инстинкты человека реализовываются не полностью, поскольку важную роль также отыгрывают социальные нормы.

Необходимо отметить, что по отношению к людям, точное определение инстинктов не относится. То есть сложные врожденные реакции, которые происходят в организме практически без изменений, в качестве ответа на раздражители внешней среды касаются только животных.

На сегодняшний день выделяют три группы врожденных инстинктов человека.

Итак, у первой группе относятся:

Предрасположенности, которые появляются врожденно. Эти инстинкты отвечают за желание человека сохранить свою жизнь.

В качестве признаков этих инстинктов выступают:

наличие неудовлетворенности приводит к тому, что человеческая особь имеет значительно пониженные шансы на выживание;

отсутствие необходимости в другом объекте для того, чтоб удовлетворить свои потребности.

Кроме того, к этой группе относят такие предрасположенности, как:

Инстинкт самосохранения. Этот инстинкт является врожденным, так как каждый человек с самого своего рождения стремиться избегать ситуаций, которые могли бы причинить вред ему или его здоровью.

Эволюционные фобии. Например, некоторые люди с самого рождения чувствуют страх перед теми или иными предметами, например боязнь змей, пауков, темноты.

Пристрастия или отвращения. На генетическом уровне человек может испытывать отвращение или пристрастие к той или иной пище. Например, для кого-то является острым и непреодолимым желанием попробовать что-то новое, ощутив новый вкус, для кого-то же имеет место быть желание употреблять в пищу соленую, наполненную минералами или калорийную пищу.

Регуляция температуры тела.

Желание бодрствовать и при ощущении усталости – спать для того, чтоб организм наполнялся силами и энергией для дальнейшего существования.

Желание увидеть или ощущать полет. Часто на генетическом уровне у многих людей возникает желание ощутить или посмотреть на полет. Так, для некоторых особей особенной популярностью пользуется вид сверху, другие люди, при первых признаках опасности пытаются спрятаться как можно выше, а некоторые люди настолько привязаны к брахиации, что связывают свою основную деятельность с воздухом и полетом. Например, занимаясь прыжками с парашютом или руководя самолетом.

Еще одним врожденным инстинктом первой категории является испражнения. То есть каждый человек нуждается в мочеиспускании и дефекации переработанных продуктов.

Еще одним врожденным инстинктом является страсть к собирательству или коллекционированию.

Биологические часы и ритмы. То есть взаимодействие с окружающим миром происходит в результате привыкания человека к факторам окружающей среды, которые имеют периодические изменении. То есть привыкание к колебаниями температуры, изменению сезонов и т.д.

Режим сна и отдыха. То есть каждая человеческая особь с рождения имеет потребность в отдыхе для восстановления своих сил.

На сегодняшний день, многие ученые выделяют вторую категорию врожденных человеческих инстинктов, которые получили название социальных.

Особенность этих инстинктов заключается в том, что процесс их формирования происходит, только если одна особь имеет взаимодействие с другой.

Эта группа выделяет такие предрасположенности:

Инстинкт продолжения своего рода. То есть каждый человек имеет врожденное желание продолжать свой род, создавая свое потомство.

Родительское поведение. Этот инстинкт проявляется, когда человек имеет детей, у него на подсознательном уровне возникает желание опекать и заботиться о своем потомстве.

Доминирование и подчинение. Этот инстинкт проявляется у одних людей желанием подчинять себе других людей (выраженные лидерские качества), а у других – подчиняться.

Умиротворение и агрессия.

Территориальные инстинкты. То есть четкое очерчивание своей территории.

Групповое поведение. Оно характеризуется желанием человека подчиняться мнению большинства, как единственно правильному.

Третья группа инстинктов состоит из врожденных программ идеальных потребностей. Особенность этой категории связана с тем, что она не имеет привязки к индивидуальному или видовому адаптированию к действительности. То есть эти инстинкты не могут быть выведенными, они могут существовать лишь самостоятельно и обобщенно.

К этим инстинктам относят:

  • инстинкт обучения;
  • существование игр;
  • наличие имитации;
  • наличие своих собственных предпочтений в искусстве.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Реферат по кутсу "Зоопсихология"

Тема: "Инстинкты животных. Инстинктивное поведение. История изучения (Ч.Дарвин, К.Лоренц, Н.Тинберген, Н.Вагнер и др). Релизеры, их виды и значение в поведении.

Нижний Новгород 2010 год

ВВЕДЕНИЕ

Часто люди изумляются, глядя на инстинктивные действия животных. Они приписывают животным особое чувство, которое либо полностью отсутствует у людей, либо те дали ему заглохнуть.

Необъяснимо для людей, когда они, например, наблюдают, как лошадь, собака или какое-нибудь другое животное вдруг отказывается идти дальше в определенном месте привычного, быть может, ежедневно проходимого пути, и когда им затем приходится узнать, что вскоре после того именно в этом месте случилось несчастье.

Уже не раз благодаря этому одному или многим людям была спасена жизнь. Имеется так много таких случаев, о которых было публично сообщено, что здесь нет необходимости особо их приводить.

Инстинктом, неосознанным предощущением назвало человечество эти свойства животных. Раз появилось название, значит все в порядке, при этом подразумевается нечто вполне удовлетворительное, вне зависимости от того, соответствует это разумение истинному содержанию предмета или нет. Так и здесь.

Но природа подобных действий животных совсем иная. Животное не обладает ни свойством, ни способностью к тому, что человек называет инстинктом! В своих действиях оно лишь внимает тем предупреждениям, которые посылаются ему. Животное в состоянии очень хорошо видеть эти предупреждения, в то время как лишь немногие люди способны на это.

Инстинкты животных (от лат. instinctus — побуждение) — генетически запрограммированные формы поведения — животных, связанные прежде всего с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида. Обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения — , выразительные позы — , психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более постоянную.

ИНСТИНКТЫ ЖИВОТНЫХ

Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), заботы о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.

Так, муравьиный лев вырывает в земле геометрически правильные воронки с таким углом стенок, что попавшее на край воронки насекомое неминуемо должно скатиться к ее центру, где уже ждет добычу личинка муравьиного льва. Примером весьма сложного инстинкта могут служить действия муравья-ткача. Сам муравей не имеет органов для выделения нити, необходимой для его ткацкой работы. Но такую нить способна выделять личинка муравья. И вот когда необходимо заделать неожиданно образовавшееся отверстие в устроенном из листьев гнезде, несколько муравьев схватывают своими челюстями и сгибают концы листьев, притягивая их друг к другу, а муравей-ткач с личинкой в челюстях ловко прикасается ею к загнутым концам листьев и очень быстро заделывает отверстие пряжей, сотканной из выделяемой в момент прикосновения этой личинкой нити.Для инстинктов характерны следующие их основные особенности:

а) целосность действия. В отличие от простых рефлексов,как однократных кратковременных движений отдельных частей организма (сокращение или расширение зрачка глаз, отдергивание лапы и т. п.), инстинкты являются сложными и длительными целенаправленными действиями, имеющими для животного исключительно важное биологическое значение (рытье норы, постройка гнезда, выслеживание и поимка добычи, собирание впрок пищи и т. п.);

б) врожденность. Инстинкты являются поведением, унаследованным животным во всей его сложности и определенности вместе с нервной системой. Инстинктам не предшествует никакой предварительный опыт животного. Совершая инстинктивное действие, животное уже обладает готовым умением действовать в тех или других обстоятельствах без всякого предварительного обучения;

в) бессознательность. Инстинктивные действия, кажущиеся по своему содержанию и форме как бы сознательными (осознанно целенаправленными), совершаемыми будто на основании знания закономерных отношений между вещами, их причин и следствий, в действительности полностью бессознательны. Так, птица будет высиживать яйца других птиц, и подложенные в ее гнездо искусственные яйца (из дерева, гипса), и даже любые предметы, в том или другом отношении похожие на яйца, хотя ее действия в этом случае будут совершенно бессмысленными;

г) шаблонность. У всех представителей данного вида или рода животных инстинкты совершаются в принципе одинаково, по одной и той же схеме, в одной и той же последовательности своих звеньев, одинаково, как данным животным при повторном выполнении, так и всеми животными данного вида в сходных условиях. Животные выполняют комплекс инстинктивных действий в определенной последовательности, причем выполнение одной части комплекса (оса сфекс вырыла в земле гнездо для будущего потомства) немедленно сопровождается началом выполнения следующей части комплекса (отыскание и заготовка пищи для будущей личинки и т. д.). Нарушение уже выполненной части комплекса (например, удаление из гнезда снесенного осой яичка) не влечет за собой приостановку выполнения следующей части комплекса (оса будет продолжать замуровывать вход в гнездо);

д) изменчивость операций. Для инстинктов характерно отсутствие стандартного однообразия операций, которое обычно для простых безусловных рефлексов. В инстинктах шаб-лонна, идентична, постоянно повторяется общая схема действия, выполняемые же при этом операции в своих деталях очень изменчивы. Так, пчелы при постройке сот могут применять различные движения: их детальный характер и количество зависят от того, в каком положении находится при этом пчела.

Инстинкты играют значительно большую роль в развитии и совершенствовании поведения и психики животных, чем простые рефлексы:

1. Инстинктивные действия предполагают наличие у животного сложной нервной системы. Необходимым условием для инстинктов является развитие таких механизмов нервной системы, которые обеспечивают сложную координацию составляющих инстинктивное действие движений. По своим физиологическим механизмам инстинкты являются сложными безусловными рефлексами (И. П. Павлов).

2. На стадии инстинктивного поведения у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, также иная, более сложная роль их в поведении животного. Например, развиваются такие органы зрения, на сетчатке которых окружающая действительность отражается уже не в виде каких-то бесформенных переходов света и тени, а предметно. Благодаря более совершенному развитию рецепторов животное получает возможность лучше анализировать имеющие для него биологическое значение внешние раздражения.

3. Совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между различными анализаторами. Животное корректирует свое поведение возбуждениями, исходящими из различных рецепторов: оно может совершать движения с учетом раздражений, идущих не от одного, а сразу от многих рецепторов, например от зрительного и обонятельного одновременно; оно может в связи с этим пользоваться в инстинктивных действиях различными предметами. На стадии простых рефлекторных актов этого еще нет. Там было просто однозначное ответное движение. Инстинкты же представляют собой сложные действия животного (рытье норы, устройство гнезда, отыскивание пищи, погоня за другими животными и т. д.).

4. Способность отражения делается качественно иной по сравнению со стадией простых рефлексов: появляется предметное образное отражение действительности в виде уже не изолированных ощущений, а целостных восприятий различных явлений действительности. При совершении инстинктивных действий животное воспринимает предметы и в соответствии с особенностями и характером этих предметов изменяет свои операции. Например, оса сфекс совершенно иначе действует при проколе первого и последнего ганглиев найденной ею гусеницы: при первом нападении ее движения быстры и порывисты, она вынуждена уклоняться от сильных ударов извивающегося тела гусеницы: проколы последних ганглиев, когда гусеница в значительной своей части уже парализована, оса делает спокойно и медленно.

5. На стадии инстинктов возникают органически с ними связанные эмоции. Для многих инстинктов характерно наличие внутренних раздражений, обусловленных деятельностью желез внутренней секреции, например при половом инстинкте. Одно только внешнее раздражение при отсутствии внутренних механизмов, побуждающих животное к совершению данного действия, не способно вызвать этот инстинкт: при удалении половых желез оса не будет строить гнездо, запасать пищу для будущей личинки и т. д., какие бы внешние раздражения на нее не действовали. В связи с этим возникает и получает дальнейшее развитие такая форма психики, как эмоциональные процессы.

ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ О ИНСТИНКТАХ

«Сравнительное изучение поведения» К.Лоренца. Обоснованы возможности сравнительно-этологического анализа «морфологии поведения» в решении таксономических, филогенетических и теоретико-эволюционных задач на примере демонстраций и других инстинктивных актов близких видов птиц.

Показано, что демонстрации и другие инстинктивные действия здесь не хуже традиционной морфологии. Они даже лучше: всякий видовой репертуар территориальных или брачных демонстраций уже сам по себе есть набор изолированных элементов (признаков), которые можно прямо использовать для сравнения. Из морфоструктуры, интегрированной с иными структурами в целостную систему-организм, признаки, подходящие для сравнения ещё необходимо вычленить. Развивая взгляды О.Хейнрота и Ч.Уитмана на видоспецифическое поведение, Лоренц описал основные модусы эволюции формы и функции инстинктивных действий (в первую голову ритуализированных демонстраций) в филогенетических линиях — рядах близких форм. Это дало начало сравнительной этологии — дисциплине в большей степени эволюционистской, нежели поведенческой.

Нико Тинберген сформулировал понятие смещённой активности. Смещённые и переадресованные действия, наряду с движениями намерения — главные источники ритуализованных демонстраций позвоночных. Дальше все подобные движения и действия животного, непосредственно выражающие мотивационный конфликт «внутри» особи» или её амбиции вовне (поэтому склонные к превращению в демонстрации в ходе ритуализации), получили название преддемонстраций. Согласно модели конфликта мотиваций Н.Тинбергена, ритуализованные демонстрации уже выражают данный конфликт символически, в силу чего и являются сигналами.

«Социальные релизеры и экспериментальные методы их изучения» Нико Тинбергена. Это первое изложение методов постановки экспериментов, позволяющих ответить на вопрос о потенциальной функции инстинктивных действий животных (являются ли они релизерами? если да, каково их действие как ключевых раздражителей?) и методов анализа результатов этих экспериментов. Работу легла в основу последующих исследований сигнальной функции и коммуникативного эффекта таких социальных релизеров, как ритуализированные демонстрации и/или эксцессивные структуры позвоночных (гребни, выросты, украшающие перья и пр.)..

«Сравнительный метод в изучении врождённого поведения» Конрада Лоренца. Первое систематическое изложение этологической теории, включая «психогидравлическую» модель инстинктивного акта. Квинтэссенция морфологического подхода к поведению. «Система действий животного [под которой понимается полный репертуар «свойственного виду импульсивного поведения», включая весь набор инстинктивных реакций – В.Ф.] представляет собой такое же целое и обладает, по крайней мере, столь же многими составными частями, как тело самого животного.

В работе «Иерархическая организация нервных механизмов, обеспечивающих инстинктивное поведение» Н.Тинберген предложил иерархическую схему организации инстинкта, исходя из более ранней схемы иерархической организации видоспецифического поведения вообще.

Исторически в естествознании сложились два подхода к определению инстинкта.

Первый подход — достаточно широкий. Его обычно придерживаются, когда говорят об инстинктах млекопитающих и человека. Под инстинктами понимают поведенческие стратегии в ответ на возникновение в организме какой-либо биологической потребности: голода, жажды, потребности во сне, в обладании территорией, половой потребности, познавательной потребности, которая имеется у высших млекопитающих. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием “драйв”, что значит влечение, страсть. При этом подходе имеется в виду, что конкретные проявления инстинктов у разных людей могут быть разные, но стратегии проявления инстинктов одинаковые или укладываются в рамки какой-либо классификации (типологии). Таков, например, психоаналитический подход к проблеме влечений.

Страницы:12следующая →

Недавно была опубликована статья «Есть ли инстинкты у человека?» за авторством Екатерины Виноградовой, доцента кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ, координатора сообщества «Учёные против лженауки».

Статья интересная, познавательная и актуальная. Как пишет автор во вступлении:

Термин «инстинкт», как и многие другие научные термины - например, «стресс» или «экология» - давно вошёл в широкое употребление, но его первоначальное значение претерпело существенные изменения. При этом в повседневности они настолько отличаются от принятых в научной среде, что порой для обозначения того или иного понятия учёным рекомендуют ввести новые термины. Аргументируют подобные предложения, например, тем, что искажённое значение термина «экология» укоренилось в массовом сознании, и проще предложить новый термин, чем изменить существующее положение дел.

Однако следует отметить, что научные термины и определения оттачивались годами и даже веками, и правильное их понимание вкупе с уместным употреблением - залог формирования у людей адекватной картины мира и образа мышления.

Нельзя не согласиться, что важно задумываться, разбираться и отдавать себе отчет в том, что означают привычные термины. Однако, как мне кажется, вывод получился излишне категоричным.

Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека - существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.

[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом , учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]

Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД - врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку - но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.

«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности (Птрб), но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула (КС), ни фиксированного комплекса действий (ФКД).

Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?

И = Птрб + КС + ФКД.

Таким образом, у человека инстинктов в строгом понимании нет, и именно это делает наше поведение пластичным. Однако отсутствие жёстких врождённых программ не отменяет тот факт, что мы существа биосоциальные; и существуют чисто биологические факторы, которые определяют многие аспекты нашего поведения.

Дело в том, что вопрос о наличии инстинктов у высших животных - это вопрос терминологии, соглашения. Из этого же ряда вопросы о том, с какого уровня развития считать существо живым, считать ли живыми вирусы, с какого уровня развития у животных есть сознание и т.д. Во всех этих вопросах различия не качественные, а количественные.

В статье говорится, что у человека нет инстинктов, потому что нет врожденного и фиксированного комплекса действий.

А что значит фиксированного? Даже самый примитивный комплекс действий обладает некоторой гибкостью, условностью, вариативностью. Например, так называемая аппенентная стадия может быть очень разнообразной и включать в себя другие инстинктивные подпрограммы. Птенец может по-разному преодолевать препятствия при движении к матери. Если птенца, скажем, повернуть боком или вверх ногами и зафиксировать - он адаптируется к питанию в таком положении. Если по время кормления случится угроза нападения - кормление временно будет прервано, а зачем продолжено и т.д.

В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом формирования нейронных ансамблей мозга, которые в норме отвечают за данный врождённый акт. Поэтому самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными» и только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.

Конечно, у разных животных соотношение врожденного и приобретенного различные, но обе составляющие есть всегда.

Так что различие лишь в сложности программ поведения, поэтому четкой границы провести нельзя. А если смотреть на интеллект с точки зрения кибернетики как на инструмент достижения целей, то граница становится совсем размытой.

Инстинкты животных

Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Наблюдая за поведением некоторых животных, можно подумать, что они обладают высокоразвитой психикой, дающей возможность совершать очень разумные действия. Даже насекомые нередко поражают целесообразностью своей «деятельности».
Пчела сооружает соты такой формы, которая при наименьшей затрате материала делает их наиболее вместительными. Только применяя сложные математические вычисления, можно найти эти очень рациональные формы. Некоторые виды муравьев, так называемые муравьи-«скотоводы», «разводят» тлей, которых используют как дойных коров. Тли высасывают из растений сахар, который превращается в их кишечнике в питательную жидкость. Барабаня своими усиками по тлям, муравьи заставляют их выделять эту жидкость и едят ее. Юных тлей, вылупившихся из яиц, муравьи рассаживают по листьям растений, где тли питаются и растут. Осенью и зимой муравьи помещают тлей и их яйца в такие места, где они не могут погибнуть от холода.
Интересен факт из жизни так называемой роющей осы (сфекса). Она нападает на сверчка, который больше ее ростом, валит его на спину и уколами жала парализует его. Затем оса тащит жертву за усики в заранее приготовленную норку и откладывает яйцо под кожу сверчка, после чего заделывает норку. Из яйца осы вылупляется личинка, которая питается телом парализованного, но еще живого сверчка.
Удивительными кажутся действия птиц при перелетах. Они безошибочно находят пути в далекие края, причем выбирают наиболее удобный и безопасный маршрут. Ночью птицы летят над морями, никогда не сбиваясь с пути.
Бобры, живущие по берегам рек, поражают своим строительным искусством. Они вырывают сложные подземные норы с выходами под водой. Чтобы с понижением уровня воды в реке не обнажились их «секретные» входы, бобры строят из деревьев и ила плотины (деревья они валят, подгрызая стволы у основания). Поврежденные сооружения животные своевременно ремонтируют.
Иногда наблюдают, как животные лечатся от болезней. Так, собака, страдающая от глистов, находит траву - чернобыльник и ест ее, хотя известно, что собака - не травоядное животное.
Можно привести много примеров подобного «разумного» поведения животных. Но это не разум. Это инстинкты, т.

Всё для жизни

е. такие действия, которые являются врожденными и вырабатываются из поколения в поколение под влиянием внешних воздействий и закрепляются путем естественного отбора (удачные, полезные для организма действия наследственно закрепляются, а вредные не повторяются и потому утрачиваются).
В основе инстинктов как действий, передающихся по наследству, лежат безусловные рефлексы. Поэтому инстинкты лишь незначительно изменяются в личном опыте животного. Так как инстинкты вырабатывались на протяжении жизни многих поколений, они вполне отвечают определенным внешним условиям жизни. При изменении этих условий инстинкт все равно побуждает животное действовать обычным образом, несмотря на то что теперь эти действия оказываются явно нецелесообразными.
Если проткнуть пчелиные соты, пчела будет по-прежнему носить в них мед. Когда один естествоиспытатель вытащил из норки роющей осы лежащего там парализованного сверчка, оса все равно заделала вход в норку, хотя могла видеть, что там никого нет. У птицы гагарки отодвинули в сторону яйца, на которых она сидела. Вернувшись в гнездо, она уселась на прежнее, теперь пустое место, не обращая внимания на лежащие рядом яйца. Бобры часто строят плотины на тех водоемах, где уровень воды остается неизменным и, следовательно, нет необходимости сооружать для нее заграждения.
Инстинктивное поведение является основной формой психической деятельности у беспозвоночных, рыб, птиц, а также и у других животных. Инстинкты есть и у человека. Однако у людей эти действия обычно подчиняются интеллекту - разуму.

к следующему параграфу …

Инстинкты животных

Психологический словарь > Просмотр термина

Инстинкты животных (от лат. instinctus – побуждение) – генетически закрепленные формы поведения и психического отражения, общие для всех представителей данного вида. Приспособительное значение И. ж. заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т. п. Хотя И.

ИНСТИНКТЫ ЖИВОТНЫХ

ж. относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного, они реализуются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения . Так, в ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путем запечатления .

В понятие И. ж. исследователи в разное время вкладывали различное содержание, нередко противопоставляли это понятие сознанию или обозначали им страсти, импульсивное необдуманное поведение, животное начало в человеческой психике и т. п. Столь расплывчатая трактовка этого понятия побудила многих современных исследователей отказаться от его употребления в качестве научного термина, сохраняя при этом термин «инстинктивное поведение» (действие, движение).

Инстинктивные действия состоят из комплексов четко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных, кожных и пр. реакций (напр., изменений окраски), выполняемых в определенной последовательности. Выделяются 2 фазы инстинктивного действия: более лабильная, подготовительная, или поисковая (см. Поисковое поведение ), и консервативная, мало изменчивая, завершающая . На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения (врожденные двигательные координации ).

Биологические аспекты инстинктивного поведения животных, его развитие в филогенезе и роль фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология и зоопсихология изучают инстинктивные компоненты поведения как составные части психического отражения на уровне животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.

Добавление: Известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри (1923–1990), автор замечательного учебника «Основы зоопсихологии» (1976), неустанно подчеркивал, что инстинкт и научение не составляют 2 последовательных стадий в эволюционном развитии поведения, и, будучи компонентами единого процесса поведения, они друг без друга не могут существовать. Иначе говоря, т. н. «чистых» инстинктов не существует. Поэтому, классифицируя, напр., строительство гнезд у шимпанзе, крыс, птиц, рыб и ос как инстинктивное поведение, необходимо учитывать огромное разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, оно в значительной степени м. б. результатом научения и интеллектуального решения. (Б. М.)

Статьи психологов на тему «Инстинкты животных»(2)

ИНСТИНКТ

ИНСТИНКТ

Лит.: Дарвин Ч., Инстинкт, 2-е посм. изд., СПБ, 1896; Морган Л., Привычки и инстинкт, пер. с англ., СПБ, 1899; Циглер Г. Э., Инстинкт. Понятие инстинкта прежде и теперь, пер. с нем., П., 1914; Вагнер В. [Α.], Биологические основания сравнительной психологии, т. 1–2, СПБ–М., 1910–13; его же, Что такое инстинкт, СПБ–М., [б. г.]; Боровский В. М., Психическая деятельность животных, М.–Л., 1936; Васильев Г. Α., Физиологический анализ некоторых форм птенцового поведения, в сб.: Рефераты работ учреждении отделения биологических наук АН СССР за 1941–43, М.–Л., 1945; Губин А. Ф., Медоносные пчелы и опыление красного клевера, М., 1947; Промптов А. Н., Об условнорефлекторных компонентах в инстинктивной деятельности птиц, "Физиологический журнал СССР", 1946, т. 32, No 1; его же, Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц, М.–Л., 1956; Тих Η. Α., Онтогенез поведения обезьян. Формирование рефлексов цепляния и хватания у обезьян, в сб.: Тр. Сухумской биологич. станции Акад. Медицинских наук СССР, т. 1, М., 1949; Машковцев Α. Α., Значение для биологии учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, "Усп. современной биологии", 1949, т. 28, вып. 4; Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1–2, М.–Л., 1951; Фролов Ю. П., От инстинкта до разума, М., 1952; Слоним А. Д., Экологический в физиологии и изучение инстинктивной деятельности животных, в сб.: Материалы совещания по психологии (1–6 июля 1955), М., 1957; Ладыгина-Котс H. H., Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Малышев С. И., Перепончатокрылые, их происхождение и , М., 1959; Крушинский Л., Инстинкт, БМЭ, 2 изд., т. 11.

Н. Ладыгина-Котс. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ИНСТИНКТ

ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждение) - приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы. Каждый или вид живых существ имеет собственные инстинкты, которые определяются сложностью его анатомо-морфологических структур и в первую очередь нервной системы. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений, реализуемый в виде поведенческих реакций. Способность к совершенствованию инстинктивных действий передается по наследству. Инстинктивное поведение не возникает само по себе - прежде всего должно возникнуть соответствующее биологическое влечение или (мотивация), в результате которой усиливается деятельность желез внутренней секреции, изменяется состав крови, повышается или понижается температура и .. д. После этого наступает поисковая фаза, которая может продолжаться достаточно долго - до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель в виде внешнего сигнала (появление особи другого пола, запах, цвет и т. п.). Лишь в этом случае запускается инстинктивная двигательная реакция.

Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует со

знательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. Однако данный недостаток инстинктивной деятельности несколько смягчается ее пластичностью. В процессе жизни инстинкты могут ослабляться или усиливаться, что позволяет перестраивать инстинктивное поведение путем выработки условных рефлексов или изменения условий внешней среды.

К основным видам инстинктов относятся инстинкты питания, самосохранения, размножения, ориентирования и общения с себе подобными. Может наблюдаться и определенная инстинктов, когда один из них приносится в жертву другому. Напр., инстинкт самосохранения может подавляться более сильными родительским или половым инстинктами.

Впервые “инстинкт” в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных. Но настоящее изучение инстинкта началось лишь с 18 в. благодаря трудам французских материалистов и естествоиспытателей. Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают “чисто механическим свойством” “действовать наилучшим для самосохранения образом”. Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно-важных потребностей. Согласно Дарвину, инстинкт - это видовое приспособительное поведение, которое формируется благодаря унаследованию приобретенных свойств и естественному отбору, сохранившему случайно возникшие, но полезные для вида разновидности более простых инстинктов. И. Павлов рассматривал инстинкт как сложный рефлекс, посредством которого осуществляется взаимодействие организмов со средой.

Философскую концепцию инстинкта развивал Бергсон, видевший в инстинкте один из двух “рукавов”, на которые расходится сверхсознание, внедряясь в материю. В отличие от интеллекта, инстинкт - это стандартное, машинообразное животного со своим предметом, обусловленное самой структурой организма, а потому не нуждающееся в обучении, памяти или самосознании. Согласно Вл. С. Соловьеву, инстинкт - это “способность и стремление к таким действиям, которые соединяют с безотносительностью и приводят к полезным результатам” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, ст. “Инстинкт”). “В мире животных инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (род) в единичном и целого в частях...”. Человеческие инстинкты “перестают быть темным стихийным влечением, просветляются Сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием” (там же). Так, инстинкт самосохранения переходит в “охранение человеческого достоинства”, половой инстинкт - в супружескую и т. д. Соловьев отмечал, что поскольку инстинкт требует “внутреннего ощущения и стремления”, постольку бессмысленно употреблять этот термин применительно к растениям.

Жизнедеятельность самых низкоорганизованных существ полностью определяется инстинктом, но по мере эволюционного развития их роль уменьшается, поскольку они заменяются более сложной условно-рефлекторной деятельностью, опирающейся на индивидуальный опыт. Человеческая деятельность определяется сознательными мотивами, поэтому инстинкты играют здесь подчиненную роль. Однако при ослаблении контроля коры головного мозга за нижележащими подкорковыми структурами (сон, опьянение, аффекты и т. п.) инстинкты могут вырываться наружу.

О. В. Суворов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ИНСТИНКТ" в других словарях:

    - (лат. instinctus, от instinguere побуждать). Естественное побуждение у животных искать полезного себе и избегать вредного; самосохранение, как бессознательное, невольное побуждение, чутье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

К постановке вопроса.

Немного истории. Еще на 3 курсе медицинского института, слушая лекцию о теории стресса Г.Селье, удивил тот факт, что идея создания учения пришла к автору в годы студенчества. Ничтоже сумнящись, и я решил создать нечто такое, но увы, ничего не придумав, вскоре забросил благое намерение.

Но ничто не проходит бесследно, меня стал занимать вопрос о движущих мотивах поведения человека, стал искать свой ответ. На 6 курсе познакомился с теорией Фрейда, но "мы не поняли друг друга". Я не находил разгадку ответа на вопрос "об устройстве" души. Раз за разом примеривая концепцию Фрейда на себе, (поскольку у меня не было ни лаборатории, ни клиники), оставалась неудовлетворенность, так как "пансексуализм" (мне по крайней мере так представлялась эта теория), не объяснял мои вопросы. Я решил лучше изучить "половой истинкт" и прошел курс сексопатологии, а затем через некоторое время имел и врачебную практику по этой специальности. К сожалению, я не обнаружил единства между психоанализом и клинической сексологией. Интуитивно ошущая некую незавершенность концепции Фрейда, я решил пересмотреть её по своему. Во-первых, кроме полового инстинкта, меня занимал вопрос и о других (пищевой, родительский, познавательный, оборонительный) инстинктах. Почему именно эти, да потому что только они имеют анатомо-физиологическую представленность в соме и психике. Инстинкт смерти мне кажется понятием виртуальным. Несмотря на мою критику, я весьма благодарен великому ученомуЗ.Фрейду за его пионерские работы в области подсознания,

бессознательности и детской сексуальности, которые вдохновили меня на изучение инстинктов

Метод заключался в следующем. В сложных случаях диагностики и лечения сексологически больных я стал изучать выраженность всех 5 инстинктов человека, некий биосоциальный, биотерапевтический взгляд на онтогенез и таким образом глубже разобраться в личности и ее проблемах. Путем опроса больных выяснял инстинктивный статус", ранжируя их от слабого до сильного, по сравнению с некой усредненной нормой, взятой произвольно из житейского здравого смысла.

Получаемые результаты были весьма ценными для психотерапии, приобретая значимость алгоритма работы с пациентом. Прежде всего можно выделить крайние варианты. Для пищевого инстинкта - от нервной анорексии (гипофункция) до ожирения при синдроме Пиквика (гиперфункция). Показателем биологической активности пищевого инстинкта является аппетит. Для полового инстинкта - от асексуальности, фригидности до сатириазиса и нимфомании. Биологическим маркером является выраженность либидо, термин, удачно введенный 3 Фрейдом. Для родительского инстинкта - от полного отказа иметь детей до посвящения своей жизни детям (не только собственным). Для познавательного инстинкта - от самопожертвования ради науки, истины - до полного безразличия к знаниям. Для инстинкта самосохранения - между храбростью и трусостью (летчик в бою потерял обе ноги, после лечения стал парашютистом). Таких людей можно отнести к лицам, склонным к аутодеструктивным видам деятельности (каскадеры, альпинисты, автогонщики и т.д.). Крайним выражением является гомицидомания, т.е. стремление любой ценой покончить жизнь самоубийством.

К сожалению, для последних трех инстинктов пока нет адекватных терминов, отображающих одних словом состояние инстинкта (типа слов аппетит или либидо), лингвистика пока перед наукой в долгу. Более сложными являются вопросы взаимодействия инстинктов, но это тема требует дальнейшего специального изучения.

Более 20 лет вынашивая свою концепцию взаимодействия инстинктов, не раз обращаясь к ученым, но не находил понимания, пока я не нашел поддержки у своего учителя С.А. Овсянникова. Совместные наблюдения позволили сформулировать пропедевтический метод исследования биологической матрицы человека в виде так называемой формулы инстинктов человека (ФИЧ) .

А. Инстинкт самосхранения (ИС)

О. Я не дорожу своей жизнью, у меня часто бывают мысли уйти жизни, были попытки к самоубийству.

1. У меня нет эгоизма, служение людям и идеалу - смысл моей жизни. Я не могу лгать, во имя чести и справедливости готов пожертвовать своей

2. Не люблю ложь, ценю справедливость и стараюсь отстаивать ее, но не жертвуя собой. Материальное благополучие и забота о здоровье не играют для меня главной роли.

3. Материальное благополучие и духовная жизнь одинаково важны для меня. Я симпатизирую честным людям, но не склонен бороться за справедливость. Умею находить компромиссные решения в любой ситуации. Я не буду страдать из-за других, чаще склонен думать о себе.

4. Я настоящий эгоист (больше всего люблю себя), материальное благополучие - главное для меня. Никогда не иду наперекор обстоятельствам в ущерб себе. Накопление ценностей дает мне наслаждение. Честь и справедливость для меня ничего не значат, когда речь идет о выгоде для меня

5. Я озабочен только собой, своим здоровьем, безразличен даже к близким людям, оберегаю себя от любых волнений. Жизнь посвящаю своему благополучию, мнителен, люблю лечиться, больше всего дорожу своим драгоценным здоровьем и жизнью.

Б.Пищевой инстинкт (ПИ)

0. Мысль о еде мне противна, если что-то пьем, вызываю рвоту, чтобыизбавиться от пищи.

1. Еда для меня не главное, ем потому, что это необходимо.

2. Мой аппетит ниже среднего, легко забываю поесть, если занят чем-тоболее важным, легко переношу голод.

З. У меня хороший аппетит, ем с удовольствием, стараюсь соблюдать пищевой режим в любых условиях, чувство голода неприятно для меня.

4. Мой аппетит выше "среднего", люблю вкусно и обильно поесть, выпить. Считаю себя гурманом, люблю сам готовить, находить новые рецепты различных блюд и угощать тем, что мною приготовлено.

5. Я постоянно хочу есть и думаю о еде. Ем очень много и без разбора, моя прожорливость меня не смущает. У меня избыточный вес.

В. Сексуальный инстинкт (СИ)

О. У меня вообще нет желания к половой близости Мне это безразличноили даже противно.

1. Я испытываю половое влечение 1 - 2 раза в год. Близость не дает мне радости и удовлетворения. Предпочитаю эротические фантазии.

2. Половое влечение возникает не чаще 1 раза в месяц. Романтическая сторона отношений интереснее, чем физическое сближение. Не совсем уверен в своих половых способностях.

З. У меня нормальное" половое влечение 2 - 3 - 4 раза в неделю. Нет никакого дискомфорта или неуверенности, почти всегда яркий оргазм.

4. У меня сильное половое влечение, с любимым человеком могу проводить ежедневные контакты, отдаю ему все свои чувства, не испытываю никакой неуверенности.

5. У меня непреодолимое желание половой близости. Секс - главное в моей жизни. Такие понятия, как любовь, мне безразличны. Нравятся "изощренные формы" в сексе. Думая о гомосексуальных отношениях.

Г. Родительский (материнский - отцовский) инстинкт (РИ).

О. Детей не имею, они мне противны. Не люблю ни кошек, ни собак.

1. Не имею детей, не люблю их, предпочитаю домашних животных.

2. У меня нет желания иметь детей, но появление ребенка связано с настоянием мужа (жены).

3. Я имею 1 - 2 любимых детей по собственному желанию, спокойно переношу трудности по их воспитанию.

4. Я очень люблю детей, хочу иметь их больше, лепсо переношу все трудности, люблю заниматься их воспитанием, дети любят меня.

5. Дети - единственный смысл моей жизни, я дрожу над ними, готов жертвовать для них всем и прощать им все. Могу легко взять чужих детей на воспитание.

Д. Познавательный инстинкт (ПЗИ).

0. Не имею желанию ничему учиться (считаю это" пустым" делом).

1. Учеба никогда не давала мне никакого удовольствия.

2. Я иногда прислушиваюсь к разговорам о новых книгах, но читать их не люблю. Охотнее смотрю развлекательные программы по телевидению, то, что смотрят все.

З. Я всегда учился охотно, мне нравилось узнавать новое, всегда стремился не отстать от общего уровня, но в "ученые" я не рвусь, хочу знать столько, сколько мне нужно для жизни.

4. Книги, чтение, образование занимают большое место в моей жизни, сам собираю книги, но без "фанатизма". Познание радует и вдохновляет.

5. Смысл моей жизни в постоянном познании нового, в науке, искусстве, я постоянно читаю или пишу сам. Отдаю всего себя постижению нового.

Данная попытка квантифицировать биологический механизм организма необходима для того, чтобы лучше представить соотношение частей в целом, ведь недаром Г.Галилей говорил, что природа написана языком математики.

На мой взгляд, многообразие жизни индивида не состоит из большого числа дискретных элементов, тогда биологическая система вряд ли вынесла бы тяготы естественного отбора. Скорее всего принцип биологической целесообразности упростил до минимального число участвующих компонентов. в жизнеобеспечении особи. Как извеспю, именно 4 нуклеотидных основания ДНК (аденин, гуанин, цитозин и тимин) образуют все многообразие не повторяющих ся комбинаций генов в хромосомном наборе одйого вида. В 6иологическом вариационном ряду инстинкт как анатомо-функциональный блок можно расположить между клеткой с генным аппаратом (хромосомным набором) и жизнью целого организма. Именно анатомо-физиологический механизм из 5 функционально взаимосвязанных блоков обеспечили сохранение и продолжение рода в жесточайшей конкурентной борьбе на Земле.

Уникальна роль познавательного инстинкта. Именно он позволил социализировать человека, перебросив мостик между биологическим и социальным, духовным, истинно человеческим. На рубеже 20 -21 столетийинтеллект становится главным фактором прогресса. Наука, точное знание или эпистема стала решающим фактором для обуздания животного resp.биологического (часто arpeccивногo - разрушительного - войны) начала. Предположим, что все инстинкты в состоянии динамического равновесия, или на рабочем жаргоне, закрыты. Такое состояние не может длиться долго, так как элементарный голод в виде гипогликемии вызовет напряжение, стресс по Селье.

Организм включает механизм устранения этого нарушения. Пищевой инстинкт посылает сигнал в мозг, познавательный инстинкт как высший регулятор (находящийся на вершине иерархической лестницы инстинктов) решает, что делать с пришедшим сигналом. Отсрочить или немедленно заняться поиском пищи? Это зависит уже от силы сигналов, говоря другими словами, от доминанты (по А.А. Ухтомскому ). У каждого человека есть свой порог выносливости, разумеется он невелик у детей и незрелых, инфантильных взрослых. Говоря художественным языком о храбрых и мужественных людях, мы должны подразумевать высокую устойчивость к длительному сохранению доминанты. Рассмотрим учение И.П.Павлова об условных рефлексах с точки зрения инстинктов. Как известно, природа не смогла снабдить "в дорогу" всем необходимым арсеналом по дороге жизни. Она дала только безусловные рефлексы, дело самого индивида, человека, позаботиться обо всем остальном необходимом. Говоря другими словами, мы всю жизнь вырабатываем условные рефлексы, т.е.обучаемся (чему-нибудь и как-нибудь по А.С.Пушкину). Кто вымер при естественном отборе - динозавры и др.крупные животные, а точнее те, кто не смог вовремя обучиться новым формам жизни.

Условные рефлексы являются той питательной средой инстинкта, с помощью которых он реализует свой потенциал. Инстинкт на безусловных рефлексах - это дикость, невежество, инстинкт на условных рефлексах, да еще высшего порядка - культура, цивилизованность, прогресс. Для чего это нужно врачу? Очень нужно. Без биологического анализа личности, болезни вряд ли можно правильно оценить многие состояния.

Скорее всего, к ним можно отнести болезни адаптации (дезадаптации), в частности, неврозы, депрессии, психосоматические болезни, составляющие громадное большинство обращений за медицинской помощью.

На мой взгляд, нужно пересмотреть многие аспекты врачебной практики под углом зрения инстинктов, работа обещает быть интересной и полезной для практики. Другими словами, без излишней скромности можно декларировать о необходимости выделения нового раздела науки клинической инстиктологии, а врача - специалиста по умению видеть болезни и пациента "биологическим" взглядом - психотерапевтом, биопсихиатром или биопсихотерапевтом и т.д. Скорее психоанализ Фрейда выиграет от смены парадигмы на биоанализ, но не сменить название, а сущность метода.

Литерартура.

1. 3. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. Т.1-2. М. 1922г

2. С.А. Овсянников. История и эпистемология пограничной психиатрии.- стр 179-183

3. А А. Ухтомский. Учение о физиологической доминанте. Собрание сочинений. Т. 1-6, Л. 1945-62г.

Врач Абиев Артур Карамасович
медицинский аспект

english version

Biological human instincts - a medical aspect.

By Arthur. K. Abiev, M.D.

A little bit of history. As a third year medical student studying the Hans Celie’s Theory of Stress, I was surprised to learn that the main idea was developed by the author when he was a student. Being inspired by that notion, and being a student myself, I have set to come up with a theory of my own - an ambition I have soon forgotten.

However, the seed was planted in my head, and, before long, I have resumed my interest and started my search for the motives explaining human behavior.

On the sixth grade I have familiarized myself with the Freud’s theory - but, we “didn’t understand each other”. I could not find the answer to my question: how the soul was “organized”. In vain I’ve tried time and time again to apply the Freud’s concept of “pansexualism” to explain my own motives and behavior (I didn’t have the laboratory or clinic at that time). I was determined to understand better the “sexual instinct” and decided to take a sexopathology course. Afterwards I have practiced as a sexopathologist for some time.

Regrettably, I still couldn’t find the unity between the psychoanalysis and clinical sexology.

Intuitively, the Freud’s concept was incomplete to me. So I have decided to revise it to my satisfaction. First, I considered other than the sexual instincts: feeding, parenting, learning, and self-preserving. I have selected these five instincts because they all have anatomical and physiological expression in both the soma and the psychic. The instinct of dying seemed quite virtual to me.

Despite of my criticism of the Freud’s concept, I am grateful to the scientific titan for his pioneering studies on subconsciousness, unconsciousness, and childhood sexuality, which inspired me to conduct my own investigations.

I used the following method. In complex cases representing a diagnostic and/or therapeutic challenge, I started to differentiate the degrees at which each of the five instincts was expressed and used this type of algorithmic approach for gaining a deeper understanding of the patients’ condition.

I used a standardized questionnaire and a method for comparing patients’ data against some arbitrary mean (drawn from the common life experiences and sense), to grade the patients’ “instinctive status”, which was ranging between two extremes: weak (hypofunction) and strong (hyperfunction)

The obtained data turned out to be quite valuable for psychotherapy, and underscored the advantages of the algorithmic approach in patient’s care.

First, the extreme conditions - weak and strong - for each instinct were defined:

For the feeding instinct - anorexia nervosa (hypofunction) and the Pickwickian obesity (hyperfunction). The intensity of the appetite was considered an indicator of biological activity for that instinct.

For the sexual instinct - asexuality, or frigidity (hypofunction), and satyriasis and nymphomania (hyperfunction). The intensity of the libido (term brilliantly coined by Dr. Freud), was considered a biological marker for that instinct.

For the parenting instinct - a complete refusal to have children (hypofunction), and dedicating one’s life to raising children - own or adopted (hyperfunction).

For the learning instinct - a complete indifference towards the knowledge (hypofunction), and sacrificial drive towards the knowledge, and thirst for the “truth” (hyperfunction).

For the self-preserving instinct - suicidomania - too scared to live and too scared to die, and cowardliness - inability to handle risks (hypofunction), and self-destructive bravery - i.e., a pilot who lost both legs in a plane crash becomes a sky-diver - (hyperfunction).

For the last three instincts, unfortunately, there is still a lack of adequate terminology for naming their respective ranges (for example, as terms “appetite” and “libido” are used to name ranges of the feeding and sexual instincts, respectively). In this regard, the linguistics is still indebted to psychology.

The interaction of the instincts is a more complex aspect altogether, requiring further and more specific studies.

It is not until some 20 years later and after approaching my teacher Dr. S.A. Ovsyannikov, did I find the support for my concept on the interaction of the instincts. As a result of our collaborative efforts with Dr. S.A. Ovsyannikov, we developed a propedeutic method for studying a person’s biological matrix. We have also developed a formula for computing a person’s instinctive status (the Instinctive Status Formula - ISF) .

The self-preserving instinct (SPI).

0. I don’t value life; I fantasize about taking my own life and have a history of attempted suicide.

1. I am unselfish person; serving people and ideals - is meaning of my life. I can’t lie and am ready to sacrifice my life for the sake of honor and justice.

2. I don’t like lying; I believe in justice and will support it, however not with my life. Material well being and health are not my primary goals.

3. Material well being and spiritualism are equally important to me. I sympathize with the honest people, but I am not inclined to fight for justice myself. I am good at compromising. I am not willing to suffer for someone else’s benefit.

4. I am egoist (I love myself more than anybody else). Material well being is the most important to me. I won’t ever argue if it can hurt me. Increasing my wealth is my passion. When it comes to my benefit - the honor and justice mean nothing to me.

5. I am preoccupied with myself and my health; I am obliterate towards others, even close to me people, and protect myself from any and all disturbances. I am dedicated to my well being, keep high opinion of myself, like to take care of my health; there is nothing more important to me than my life and my health.

The feeding instinct (FI)

0. The thought of food is repugnant to me; If I ate something, I will induce vomiting to get rid of food.

1. The food is a necessity for me, rather than a primary concern.

2. My appetite is below average - I often forget to eat, especially if I am doing something interesting, without feeling hungry.

3. I have a good appetite and like to eat; I try to adhere to established eating schedule at all time; I feel uncomfortable when I am hungry.

4. My appetite is above average; I enjoy consuming abundant quantities of tasty food and drinks. I consider myself a gourmet, like to cook, try new recipes, and to share food with others.

5. I am constantly hungry and thinking of food. I eat a lot and without choosing; my voracity doesn’t embarrass me. I am obese.

Sexual Instinct (SI)

0. I have no desire for sex. The thought of sex disgusts me or leaves indifferent at best.

1. I feel like having sex once or twice a year. I don’t experience joy or relief from the sexual intercourse. I prefer erotic fantasies.

2. I want to have sex no more than once a month. The romantic aspect of relationships interests me more than the sex. I am not confident in my sexual abilities.

3. I have “normal” sexual needs - 2-3-4 times a week. I don’t experience any discomfort or doubts (during intercourse) and almost always have orgasm.

4. I have a strong sexual drive; with the person I love I can have sex every day - during sex I don’t hold back and experience no doubts.

5. I have a constant and irresistible sexual desire. Sex is my life. Word “love” means nothing to me. I like “kinky” sex. I thought about homosexual relationships.

Parenting (maternity-faternity) instinct (PI)

0. I hate children and I don’t have any. I don’t like cats or dogs neither.

1. I don’t like children and I don’t have any - I prefer pets.

2. I don’t want to have children, but I will have a child if my spouse insists.

3. I love my 1-2 children (which I planned to have); the burden of bringing them up is easy for me.

4. I want children very much and want to have more of them; I carry my children-related choirs willingly - I love brining-up children; children love me.

5. Children are the meaning of my life, I adore them and willing to sacrifice and forgive them everything. I would have no problems bringing-up adopted children.

Learning Instinct (LI)

0. I don’t have any desire to study (I consider it useless).

1. Studying has never given me pleasure.

2. I sometimes overhearing conversations about new books, but I don’t like to read them. I enjoy the main stream television entertainment.

3. I always liked studying and learning; I maintain my education and try to keep it current; however I am not interested to become a “scientist” - I just want to know enough to succeed in life.

4. Books, reading, and education are important part of my life; I collect books, however I am not a “book fanatic”. Learning gives me joy and inspiration.

5. The search for anything new in science and art is the meaning of my life; I always read or write. I am dedicated to learning new things.

The above attempt of subdividing instincts into quantifiable stages is necessary for a better understanding of the instincts’ intrinsic unity - it was said by G. Galilee that the Nature is written in a language of mathematics.

It seems that the individual’s complexity derives itself from a rather limited number of the basic components - the structure with the large number of components would have less chances to succeed in the harsh environment of the natural selection. Thus, it is consistent with the principal of biological efficiency, that the number of the basic components of the life sustaining system was reduced to a minimum to allow for it’s both simple (compact) organization and complex biological interpretation. It is known, that just four nucleic acids (adenine, guanine, thymine, and cytosine) are responsible for the rich biological interpretation of an individual genome.

In the biological variation row, an instinct, as a anatomo-physiological block, can be viewed as occupying a position between the cell with it’s genome and the rest of the living organism.

The anatomo-physiological system, comprising 5 united blocks, is a likely structure that responsible for successful preservation of the species on Earth.

The learning instinct played a unique role. It bridged biological and spiritual domains, producing a social human being. At the turning of the 21st century, human intellect is an increasingly important factor of progress. The episystem, based on the science and exact knowledge, plays an increasingly important role in controlling often destructive basic biological drives (aggression, destruction, wars).

Let’s assume that all instincts are in the state of dynamic equilibrium, or closed. This condition cannot be prolonged indefinitely - a simple hunger will cause stress, according to Ceilie, physiologically expressed as hypoglycemia. In response, body activates a compensation mechanism. The feeding instinct signals to the brain, where the learning instinct, presiding on the top of the instinctive decision tree, processes that signal: search for food either to be delayed or to be started immediately.

The intensity of the signal determines it’s dominance (A.A. Ukhtomsky ). The endurance threshold varies from individual to individual and is the lowest among infants, and retarded or infantile individuals. Conversely, strong individuals are assumed to have a higher tolerance or endurance threshold to a prolonged signal dominance.

Let’s consider the Ivan P. Pavlov’s theory on conditioning in the context of the instincts. Given, an individual is not provided with all he may need in a course of his life. Instead, the individual is provided with the unconditional reflexes and the ability to form from them the conditional reflexes, appropriate to a given life situation. In the words of the great Russian poet A.C. Pushkin, we spend our lives learning “something somehow”, or developing new conditional reflexes.

Those who failed to form appropriate conditional reflexes were doomed to extinction, i.e., dinosaurs.

The reflexes provide a framework necessary for the instincts’ realization. The instincts deriving from the unconditional reflexes are expected to be more basic and with more primitive social patterns (i.e. egoism). On the other hand, the instincts deriving from the conditional reflexes are expected to be more complex and with more advanced social patterns (i.e. altruistic egoism).

Does this perspective afford any benefit to a practicing physician? I think it does. Analysis of the instinctive status of a patient provides objective references against which his condition(s) can be judged more accurately and comprehensively. It is especially true for uncovering the diseases of adaptation - neurosis, depression, psychosomatic disorders - which are a leading cause among patients visiting physician’s office.

We believe that the revision of physician’s practices in a context of evaluating patient’s instinctive status is long overdue. We will not be at all surprised, if such a revision will result in the formation of a new discipline - Clinical Instinctology.

1. Z. Freud. Lectures on Introduction to Psychoanalyses. Vol.1-2 M. 1922.

2. S.A. Ovsyannikov. History and Epistemology of the Borderline Psychiatry, p. 179-183.

3. A.A. Ukhtomsky. A Study on Physiological Dominant. Vol. 1-6, L, 1945-1962.



Loading...Loading...