Простая русская изба Ни кособока, ни горбата, И с ней была моя судьба Надолго связана когда-то. Шилин В.В

Слайд 2

Преобладающее большинство построек в русской деревне делалось из дерева, использовали сосну, ель, березу, дуб. Наиболее прочными были постройки из сосны и дуба, так как они сохранялись до 200 лет. Из такого прочного материала строили не только жилища, но и амбары, в которых хранили зерно. Постройки

Слайд 3

Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости). Как строили избу

Слайд 4

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед.

Слайд 5

Бытовое назначение разных частей жилого помещения зависело от материального состояния хозяина, от его вкуса, а также от внутренней планировки жилища. Но общим для всех видов домов было наличие русской печи. Русская печь

Слайд 6

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Слайд 7

Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу, чапельник. В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья. Кухонная утварь

Слайд 8

По диагонали от печи располагался передний угол с иконами и лампадой. Красный угол

Слайд 9

Здесь же располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

Слайд 11

Непременным занятием крестьянской женщины, особенно в зимнее время, было прядение шерсти и льна на веретене и на самопрялке. Нелегкой женской работой была стирка белья с помощью валька и глажение его рубелем. Занятия крестьянки

Слайд 12

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

Слайд 13

Большинство крестьянских изб было крыто соломой. Закут – место, где в избе стоял обеденный стол. В крестьянской избе было много мебели. В красном углу находились иконы и лампада. Крестьянки гладили белье с помощью валька. Контрольные вопросы

Посмотреть все слайды

1 слайд

2 слайд

Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. В Древней и Московской Руси избой называли присутственное место; первоначальное название в 16 веке (Поместная изба, Посольская изба).

3 слайд

Постройка избы Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков. При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.

4 слайд

Общий вид избы Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником". Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.

5 слайд

Внутреннее пространство избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

6 слайд

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

7 слайд

8 слайд

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие.

9 слайд

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Наталья Дриллер

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» (А.С.Пушкин)
Для освещения горницы пользовались лучиной.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Пословицы и поговорки
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
Гость в дом - хозяину радость.
Красному гостю – красное место.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Дом красится хозяином.

Загадки
Ходит, ходит, а в избу не заходит (дверь)
Сквозь стену торчок (сучек)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог)
Черная курица сидит на красных яйцах (котелок)
Маленький пузатенький, а весь дом бережет (замок)
На улице рогато, а в избе гладко (углы избы)
Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу (окно)

Используемые источники:
Вернадский Г.В. Киевская Русь. М.: Аграф, 1999 г.
Терещенко А. В. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997г.


Цель урока: Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. - Зачем люди украшали свои жилища.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


















«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу» «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»


Создание избы. Создание избы. Строгое соблюдение традиций Строгое соблюдение традиций Место: сухое, высокое, светлое. Место: сухое, высокое, светлое. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня.


Создание избы Материал: сосна или лиственница. Материал: сосна или лиственница. Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные») Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные»)


Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе.




Ориентация по частям света Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне. Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне.






Внутреннее устройство избы Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким. Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким.


«Красный» угол – специально отведенное место в избу для икон. Устраивался в дальнем углу избы Самая освещенная часть избы Иконы помещались в «красный» угол с расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом хозяину дома.


«Красный» угол Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте.


Иконы Патрональные («именные») иконы членов семьи Патрональные («именные») иконы членов семьи Иконы Спасителя и Богородицы Иконы Спасителя и Богородицы Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель) Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель)





Loading...Loading...