Противоядие от разрушительной силы оскорблений. О муниципальном конкурсе - литературные гонки о муниципальном конкурсе - литературные гонки

Всех когда-то оскорбляли. Не обзывали, не били в драке - именно оскорбляли. Чувства, которые при этом возникают, - сначала гнев, агрессия, потом депрессия и ощущение чего-то невыразимо гадкого, такого, что нельзя забыть и исправить, разве что через многие годы или века...

Неслучайно еще лет 150 назад считали, что оскорбление можно смыть только кровью - или своей, или врага...

Смертельное оружие

«Не надо отвечать», «нужно простить», «не опускайтесь до уровня врага». Множество «мудрых» советов, подкрепленных странными притчами, учат нас «правильной» реакции на оскорбление. Однако существуют законы, карающие за оскорбление личности. А ведь чего проще - гордо уйти и смиренно простить. Пусть оскорбляют. Сегодня оскорбили, завтра ударили, послезавтра убили.

Понятно, были и есть святые люди, которым нипочем оскорбления. Они от них только крепче делаются и лучше. А вот у обычного человека сначала происходит выброс адреналина, который повышает давление, влияет на сердечно-сосудистую систему, а потом запускаются другие химические реакции.

Причем точно такие же, как если бы ударили палкой по голове. Это убедительно доказали исследования психофизиологов: человек обладает второй сигнальной системой, которая реагирует на речь, на эмоциональные события.

Когда в газетах началась травля Пастернака, он сначала пережил инфаркт, а потом заболел раком легких. И в мучениях скончался. Рак развился именно в период публикации писем советских граждан, наполненных праведным гневом и оскорблениями типа:

«Стихов Пастернака я не читал. Но однажды в болоте видел жабу, которая издавала гнусное кваканье. Такое же кваканье издает Пастернак, клевеща на нашу Родину...»

Полагаю, завистливые поэты XVIII столетия изрядно сократили век великого Ломоносова. Попробуйте представить (хотя лучше не надо), что испытывает человек, читая такие вирши:

«Хоть глотку пьяную закрыл, отвисши зоб, не возьмешь ли с собой ты бочку пива в гроб? И так же счастлив мнишь в будущем быть веке, как здесь у многих ты в приязни и опеке?»

Злоба и неприкрытая зависть так и брызжут из-под пера Тредиаковского, так и хочется ему побольнее оскорбить, ударить...Стихотворение, к слову, так себе, но оскорбление - на уровне коммунальной кухни, профессиональное.

Брань на поле брани

Раньше побоища начинали со взаимных оскорблений. Впрочем, и сейчас то же самое. Врага пытаются унизить, раздавить, вывести из себя, лишить способности трезво мыслить и адекватно реагировать, чтобы затем уничтожить в бою. Недаром некоторые слова так и называются - «бранные»: издревле они использовались на поле брани, наравне с кулаками, пращами, палицами и огнестрельным оружием.


Для подавления и уничтожения личности тоже используются оскорбления, которые рано или поздно разрушают психологическую защиту, превращают личность в тварь дрожащую. Постоянные оскорбления способны убить человека, даже если не применять к нему физического воздействия. Результат будет таким же, как при ежедневных побоях.

Кстати, в Америке к проблеме оскорблений стали относиться крайне серьезно. Порой доходит до комизма: толстых людей нельзя называть толстыми - следует говорить и писать «человек, развивающийся горизонтально». А неудачника рекомендуется именовать «человеком с отложенным успехом». Вот так проблема решается на государственном уровне...

Клин клином

Как же относиться к оскорблениям? Полагаю, на этот вопрос отвечает сам организм: бурные биохимические и психофизиологические реакции мало зависят от нашего сознательного вмешательства. Поэтому мудрые притчи и философские афоризмы как-то утрачивают актуальность в момент серьезных оскорблений. Впрочем, оскорбитель и сам сильно рискует - кто знает, какую реакцию выдаст ваш мозг?

Фрейд был великим психологом и культурным человеком. Однажды он ехал в поезде; в вагоне было душно, и доктор открыл окно.

Некий господин начал протестовать. Не только протестовать, но заодно называть Фрейда «жидовской мордой» и прочими оскорбительными эпитетами. Расчет был верен, на первый взгляд: нацисты уже почти у власти, лагеря смерти вот-вот заработают, а господин в пенсне и шляпе, что он сделает?

К изумлению присутствующих, Фрейд разразился такой свирепой бранью, что грубый попутчик ретировался. Сбежал.

И как-то мне поведение психолога нравится. Оно кажется наиболее правильным в данном контексте.

Кроме того, как врач-психиатр, Фрейд прекрасно знал: нереализованная агрессия превращается в депрессию, то есть в агрессию, направленную на себя.

Психосоматические болезни - следствие аутоагрессии: подавленное напряжение приводит к артритам, инфарктам, онкологии... Люди все чаще болеют, потому что становятся заложниками двойной морали. Нам внушают, что надо прощать обидчиков. Никак не реагировать на оскорбления. И в то же время приводят в пример образ связанного героя, который плюет в лицо фашисту!

В случае оскорбления следует действовать адекватно, сообразуясь с условиями и личностью врага. Первая реакция всегда обусловлена выбросом громадного количества адреналина, поэтому сделайте паузу. Все равно вы дезориентированы, и нужные слова найти будет непросто.

Обеспечьте приток кислорода к мозгу, вдохните побольше воздуха, выдохните. И только потом решайте - вступать в бой или подождать удобного момента. Но в любом случае выразить свои чувства нужно и можно сразу - передать как нейтральное сообщение: «То, что ты говоришь, оскорбляет меня. Ты причиняешь мне боль. Я не знаю, как реагировать сейчас, но я подумаю».

Это, конечно, касается людей знакомых, иногда, к несчастью, близких. С чужими действуют другие правила: все зависит от того, на чьей стороне сила.

Лучшее противоядие

Одна пациентка рассказала мне поучительную историю. В подростковом возрасте ее оскорбила подруга. Как-то она сказала: «Что ты все красишься и одеваешься? Красивее-то все равно не станешь!»

Приятельница знала, что девушка очень переживает из-за внешности, ведь они были близки. По больному месту и нанесла удар.

Вроде как ничего страшного, шутка во вкусе Тредиаковского. А девочка испытала сильную душевную боль, всю жизнь вспоминала те слова.

Выросла и даже немного состарилась. К 50 годам имела свой модный салон, фирму по организации праздников и семью. И хорошую машину, на которой из жалости подвезла в дождь и холод голосующую женщину.

Старуху, правильнее сказать. И с изумлением и страхом узнала в ней подругу-одноклассницу. Та долго перечисляла свои беды и несчастья, жаловалась на жизнь, источая запах перегара. В конце пути стала совать деньги, так и не узнав бывшую приятельницу. А когда моя пациентка отказалась от денег, швырнула ей купюры в лицо. Оскорбила, короче говоря, по привычке. Только никакого оскорбления дама не почувствовала - не сработало!

Твердо уверена: лучший ответный удар оскорбителю - ваше здоровье и благополучие. Еще в раннем детстве мы знали магические защитные формулы: «Кто как обзывается, тот сам так называется», «Мы в аэроплане, а ты - в помойной яме»... Все возвращается, а умышленно злые и смертоносные слова - особенно.

Вот если бы Пастернак не просто читал «письма трудящихся», наполненные злобой и ядом, а, разорившись на покупку конвертов, отправлял бы их обратно с короткими приписками, глядишь, и не заболел бы.

А коли нет обратного адреса, что мешает мысленно написать ответ, запечатать его в воображаемый конверт или набрать сообщение на клавиатуре и отправить врагу, пусть даже в никуда? Таким образом мы отреагируем на оскорбление - именно это и требуется нашему организму. Так что давайте действовать, пусть даже на ментальном уровне. Он, кстати, иногда работает лучше, чем уровень материальный. опубликовано

Анна Кирьянова

Иллюстрации © Адам Мартинакис

МОСКВА, 23 мар - РИА Новости . Анализ результатов почти сотни научных работ, посвященных эффектам умеренного употребления алкоголя, показал, что благотворные эффекты, приписываемые подобной привычке, на самом деле не существуют, заявляют ученые в статье, опубликованной в Journal of Studies on Alcohol and Drugs.

"Существует так много положительных эффектов, приписываемых алкоголю, что не понятно - алкоголь — это панацея, или умеренное употребление спиртного связано с каким-то иным фактором в нашей жизни. Благодаря всем этим публикациям существует представление о том, что алкоголь - полезная для человека вещь. И у нас есть много причин сомневаться в этом", — заявил Тим Стокуэлл (Tim Stockwell) из университета города Виктория (Канада).

Стокуэлл и его коллеги решили проверить, на самом ли деле умеренное употребление вина и других видов алкоголя благотворно влияет на организм, проанализировав свыше 80 научных работ, посвященных влиянию спиртного на работу тела и мозга человека.

В общей сложности в этих опытах принимало участие почти четыре миллиона человек, примерно 367 тысяч которых умерло за минувшие годы по естественным причинам или в результате несчастных случаев.

Как объясняет Стокуэлл, большая часть этих исследований показывает, что влияние алкоголя на организм можно представить в виде скошенной параболы, нижнюю часть которой занимают умеренно пьющие люди, а по краям, с одной стороны, находятся бывшие алкоголики и трезвенники, и с другой - сильно пьющие люди.

Немецкие ученые: умеренное потребление алкоголя помогает карьере Германские экономисты пришли к выводу: употребление алкогольных напитков способствует профессиональному успеху – по крайней мере до тех пор, пока не превратится в зависимость.

Анализируя выводы и данные таких работ, группа Стокуэлла заметила одну общую для всех них проблему - в подавляющем большинстве подобных исследований их авторы никогда не сравнивали "умеренно пьющих людей" с трезвенниками, ограничиваясь исключительно сравнениями с бывшими алкоголиками, бросившими употреблять горячительные напитки.

Подобное упрощение, как подчеркивает исследователь, является крайне опасным и некорректным, так как многие бывшие алкоголики бросили пить как раз из-за растущих проблем со здоровьем. Это будет вносить сильнейшие искажения в результаты опытов и наблюдений, что Стокуэлл и его коллеги попытались исправить, откорректировав данные экспериментов.

Ученые: умеренный прием алкоголя может снижать риск остановки сердца Ученые пришли к такому выводу, наблюдая на протяжении нескольких лет за здоровьем 15 тысяч граждан в возрасте от 46 до 60 лет, которые согласились принять участие в национальной программе профилактики и изучения атеросклероза еще в конце 80-х годов прошлого века.

Такие уточнения и даже простое удаление данных, подготовленных некорректным образом, фактически обнулило полезный эффект от алкоголя - люди, выпивающие менее одной-двух порций горячительных напитков в неделю, ничуть не здоровее, чем их непьющие сверстники, и живут они так же долго или мало.

По этой причине Стокуэлл призывает относиться к исследованиям, говорящим о позитивном влиянии алкоголя, крайне скептически - по всей видимости, позитивный эффект от спиртного минимален, если он вообще существует.


Пять часов утра 3 октября 2006 года. Я уже не сплю, однако сознание не совсем проснулось и подсознание еще активно. Мостик между бесконечностью и моими ограниченными мыслями еще не разрушен. Самое время для творчества. Уже начинаешь осознавать себя как личность, но еще находишься там - в мире чувств, образов. В этом бессознательном - вся информация вселенной. Все, что в ней уже произошло, и все, что произойдет в будущем. Если внутренняя концентрация высокая, из этой удивительной кладовой можно получить любую нужную информацию. Творчество возникает как новое чувство, и в этом чувстве, образе спрессованы новые книги, картины, новый мир, в конце концов.

Сегодня вторник. В прошедшие выходные я проводил семинар. Мне нравится проводить его в Германии - группа маленькая, случайных людей нет. Сидим в комнате, все получается как-то по-домашнему. «Вы не представляете, что такое чувства, - говорю я слушателям. - Наши мысли, наше сознание связаны с телом, поэтому они дискретны и не слипаются друг с другом. Мыслей может накапливаться любое количество, и, если не произойдет обобщения, от этого можно сойти с ума. Вместо ста отдельных мыслей появляется одна, и это обобщение идет за счет чувства, то есть за счет подсознания.

Чувство от материальных объектов переходит к нематериальным, и в нем информация может прессоваться как угодно. В принципе, вся вселенная сжимается в одно Чувство - любви к Творцу и единства с Ним, и чем выше любовь к Богу, тем сильнее наши возможности обобщать и уплотнять информацию. Тогда мы становимся из умных мудрыми. Вот, представьте, вы сейчас увидели друг друга, и у вас возникло какое-то чувство. В этом чувстве весь опыт вашей короткой жизни в этом теле. В нем кроются рефлексы, пришедшие еще из тех времен, когда мы были рыбами и динозаврами. Это чувство определит, что произойдет с вами в ближайшее время, и не только с вами, но и со всей нашей цивилизацией. Плотность информации в чувстве может повышаться неимоверно, и при этом тяжести не возникает, потому что там нет веса, а по большому счету, верха и низа тоже».

В ночь с субботы на воскресенье я сделал для себя небольшое открытие - оно касалось десяти заповедей. Сегодня я просыпаюсь и пытаюсь также по-новому осознать проблемы, стоящие передо мной. С четырех утра начинается подъем энергетики. Эта волна плавно поднимается до четырех часов дня, а затем так же плавно происходит ее снижение. Самая чистая творческая энергия проходит через нас с четырех до семи утра. Это время молитвы, творчества, начинаний.

В последнее время я всем повторяю: «Ваша душа должна сделать выбор, должна определить, что для нее важнее - единство с Богом или единство с этим миром».

Неожиданно в памяти всплывает разговор с моим знакомым. «А у меня было ощущение Божественного, - рассказывал он, - знаете, как это выглядит? Я разговаривал со своим приятелем, и у меня появилось ощущение, что мое „я" вне моего тела». - «Правильно, - поддержал я, - у меня было то же самое чувство, только выглядело оно по-другому - как будто тело становится тоньше, легче и начинает исчезать, а когда это ощущение иллюзорности тела подходит к какой-то черте, наше „я" перестает себя связывать только с телом, оно как бы везде и ощущение веса исчезает. Это не чувство полета - даже когда летишь, ты привязан к своему телу». - «Согласен, - подхватывает собеседник. - Я просто пытался выразить свое состояние, как мог».

Дальше разговор пошел о религии. «Многие верующие, - говорил мой знакомый, - не могут применить веру к реальной жизни. Мой друг-мусульманин строго пять раз в день молится, живет по Корану, соблюдает рамадан, но если его тормознет гаишник и вытянет у него деньги, он в тот момент ненавидит и проклинает не только этого гаишника, не только всю милицию, но и всю Россию». «Это сейчас проблема всех религий, - замечаю я. - Верующий думает, что религия - это одно, а реальная жизнь - другое. Некоторые люди точно соблюдают все ритуалы, то есть сохраняют форму, а содержание утратили. И это уже не трещина между религией и жизнью, а пропасть, и она все расширяется». Пока в подсознании не произойдет смены кумиров, пока система приоритетов будет выстраиваться в пользу любимого человека, любой пациент, который на меня надеется, будет забирать у меня энергию. Оказывается, несовершенному человеку помогать опасно, причем для обеих сторон. Тот, кто помогает, не чувствуя в себе Божественного, будет своей помощью развращать другого, а тот, кто эту помощь получает, станет потребителем и вампиром и напрочь забудет о Боге. Вот и получается, что за помощь несовершенному пострадает тот, кто пытается ее оказать. Поэтому те, кто отбирают, унижают, грабят, - не болеют. А те, кто заботятся и помогают, бывают наказаны быстрее. Вроде бы несправедливо, а на самом деле высший резон есть.

Улучшать здоровье и судьбу человека жадного, корыстного, не умеющего любить - дело опасное. Это развращает его душу и гасит в ней последние Божественные искры. По большому счету, к святому мы идем, чтобы поправить свое здоровье и улучшить свою судьбу. Ну и конечно, чтобы помочь душе тоже, но, не забывая при этом, что и телу от этого будет лучше, а это ведь корысть по отношению к Богу. А как мы относимся к Богу, так мы относимся и ко всему миру. Вывод прост и логичен. Если корыстность, привязанность к человеческому счастью в каком-то обществе проходит точку невозврата, в этом обществе уже не должно быть святых, их помощь будет извращена, а значит, бессмысленна и вредна. Значит, исчезновение святых - это показатель Утраты обществом Божественного. Вот почему не было святых в Содоме и Гоморре.

Вывод не кажется светлым и безоблачным: либо каждый поползет к Богу, преодолевая трясину человеческого счастья, либо действительно помощь человеческая будет все более опасна и, значит, души людей должны ожесточаться, и в человечестве должна нарастать волна уничтожения себе подобных.

Каждый должен сам разбудить в себе это чувство жажды Божественного. Призывы почему-то не помогают. Мысли опять уходят в туман, память помогает присутствовать в событии и одновременно отстраняться от него. Благодаря памяти мы можем абстрагироваться, тогда второстепенное стирается и остается главное.

Разговор на семинаре пошел о психоанализе. Мне на стол положили записку, рассказывающую о том, как умирал Зигмунд Фрейд. У него был рак челюсти - он не мог есть и говорить. Передача об этом недавно прошла по немецкому телевидению. Ученому сделали несколько операций, но говорить он мог только при помощи специально изготовленных для него аппаратов. В записке спрашивалось, могла ли система, созданная Фрейдом, быть как-то связана с его кончиной. Я ответил, что не сомневаюсь в этом.

Объяснять начал издалека. Несколько лет назад я услышал по радио интересную информацию. Возле останков динозавров ученые находили странные образования - аморфную массу, включавшую кости, камни и т. п. Кто-то из ученых выдвинул неожиданную идею о том, что это была масса, которую отрыгивали динозавры. У них попросту не было заднего прохода и кишечника. Они съедали жертву, переваривали ее в своем желудке и затем отрыгивали назад, то есть пищеварение первых животных на земле мало чем отличалось от пищеварения амебы.

Так вот, биологически механизм продолжения рода, то есть размножения, сначала был связан с едой, а не с сексом. Импульс поддержания и сохранения жизни появился раньше, чем импульс к ее продолжению, вернее, продолжение жизни сначала осуществлялось через еду, а потом уже энергия шла на размножение. Поэтому если человек голодает, первым у него затухает сексуальный инстинкт, а тема желаний на глубинном уровне в первую очередь связана со ртом. Символом желаний является рот.

Одна женщина-стоматолог рассказывала мне, что проблемы с зубами всегда связаны с проблемами мочеполовой системы, и если у женщины начинаются сексуальные проблемы, потом у нее будут страдать и зубы. Если состояние мочеполовой системы ухудшается, то лечение зубов может дать малый эффект и неприятные осложнения.

«Кстати, - обращаюсь я к слушателям, - когда я летел на самолете во Франкфурт, у меня в руках была книга о святом Александре Свирском. Он умер в 85 лет, но его мощи, пролежав около 500 лет, не высохли и не потемнели, кожа имеет светло-желтоватый оттенок. Мощи чудом сохранились во времена советской власти. Они попали в музей Военно-медицинской академии, где была произведена экспертиза останков. Всем было понятно, что это тело человека святого, ибо признаков тления не наблюдалось. Экспертиза показала, что кости и зубы принадлежат шестидесятилетнему человеку, но ряд других признаков доказывали, что это мощи именно преподобного Александра Свирского.

Разгадка пришла позднее. У человека отрешенного, не привязанного к миру, процессы внутреннего старения и распада замедляются. И наоборот. Приведу историю, рассказанную мне одной целительницей. К ней пришла женщина и говорит: «Приворожите мне мужчину - я хочу быть с ним». «Я этим не занимаюсь, - ответила це-лительница, - уходите отсюда». Та, преисполненная обиды, повернулась, сделала несколько шагов и рухнула на пол. К ней подбежали, но она уже была мертва. Немедленно вызвали скорую помощь, через два часа прибыла машина. За это время тело разложилось и смердело так, как будто женщина умерла неделю назад. Врачи не могли поверить, что смерть наступила всего Два часа назад. Потом следственные органы пытались возбудить уголовное дело, но привязать к чему-либо обвинение не смогли.

«Могу ли я дальше заниматься целительством? - спрашивала меня женщина. Я в ответ пожал плечами: Конечно. Вы привыкли помогать душам людей и душе той женщины тоже помогли, а сшибка души с телом произошла ведь не по вашей вине».

Я неоднократно слышал о том, что люди ревнивые, жадные, завистливые, то есть подверженные страстям, после смерти очень быстро разлагаются. Я читал об одном известном актере, человеке очень эмоциональном, у которого стремительно разрушались зубы. Врачи наращивали ему зубы из искусственного материала, но даже такие зубы за 2–3 месяца стирались до основания. Почему это происходило? Потому что артист не мог ощутить в себе Божественное, и мир, создаваемый им на сцене, рождался из человеческих инстинктов. Но будучи талантливым и глубоким человеком, он добирался до самой основы человеческого - инстинкта продолжения рода, концентрировался на сексуальной зависимости, которая лежит в основе всех желаний, и повышающаяся зависимость от желаний приводила к разрушению зубов.

Но вернемся к Фрейду. Он не просто зависел от желаний, то есть ревновал, обижался, ненавидел. Он создал целую систему поклонения желаниям. Секс в его интерпретации перестал быть делом постыдным и греховным. Из одной крайности, в которую тянула религия, ученый ринулся в другую крайность. Секс полезен и необходим - эти выводы Фрейда позволили обосновать сексуальную революцию на Западе и усилили тенденцию распада западной цивилизации. Для спасения души у Фрейда должно было разрушиться желание, связанное с телом, и сознание, также связанное с телом. Поэтому рак челюсти и практическое отсутствие возможности есть и говорить закономерны.

Когда в Германии к власти пришли нацисты, Фрейд практически не пострадал. Он не попал в концлагерь, так как перед самым началом Второй мировой войны смог уехать в Англию. Огромный налог за этот выезд заплатила его пациентка. Обратите на это внимание. Жизнь Фрейда не должна была закончиться внезапно, он не должен был стать жертвой, мучеником, то есть объектом поклонения. Его система должна была сожрать его самого, и это произошло. Он сам выбрал дату своей смерти, когда ему была введена смертельная доза морфия, то есть фактически покончил жизнь самоубийством, что лишний раз доказывает его языческую психологию и довершило распад его личности. Почему же он оказал такое гигантское влияние на современную психологию? Потому что он нащупал истину. Однако правильно распорядиться этой истиной он не смог.

Фактически подтвердив евангельскую истину о том, что состояние души связано с состоянием тела, Фрейд не только заявил, но и доказал, что проблемы души приводят к болезням тела и что, влияя на душу человека, мы можем излечить его тело. В этом аспекте психоанализ не умрет, он будет развиваться дальше. Фрейд увидел, что появление глубинных желаний рождает болезнь. Но поскольку он не был верующим человеком, ему не хватило энергии любви для объединения двух противоположностей.

Если подавлять желание это плохо и приводит к комплексам, то, значит, нужно бежать в другую сторону и полностью потакать всем желаниям. Но Бог не призывает нас к убийству желаний. Желание нельзя убивать, но нельзя и распускать его и ему подчиняться. Религия призывает сдерживать желания. В понятии сдерживания есть две противоположности, которые одновременно уживаются друг с другом. Подавление, уничтожение желаний и одновременно их полное излияние, раскрытие и свобода. Фрейд, как ученый, увидев, что идти налево плохо, решил, что нужно сделать рывок вправо. Тот, кто не видит Бога, всегда идет по жизни, бросаясь из одной крайности в другую.

Я думаю, что в значительной степени к своему от крытию Фрейд подсознательно шел от христианства. Все учение Христа соткано из противоположностей. С одной стороны, Он говорит о воздержании и отречении: чтобы обрести Царство Божие, нужно отказаться от богатства, от обильной еды и жизненных благ. По сути дела, провозглашается тезис об отречении от желаний, но одновременно Он говорит: «Ищите и обрящете, стучите и вам отворят… если вы верите, что гора сойдет с места и упадет в море, это произойдет». Христос объясняет, что страх убивает наши желания и нашу энергию. Говорит об этом иносказательно, иногда показывает через ситуации. Так, апостол Петр, испугавшись и не поверив в свои возможности, лишается сил и начинает тонуть. Если проанализировать то, что говорил Христос, мы поймем, что невозможно делать половинчатых выводов. Получается, что желания нельзя убивать. Просто нужно сдерживать животные желания и открывать дорогу желаниям Божественным, тогда животная энергия будет превращаться в человеческую и Божественную.

В теле человека циркулируют два потока энергии, идущие по кругу: Божественная энергия, идущая снизу, которая превращается сначала в животную, потом в человеческую и возвращается назад, и высшая энергии, идущая сверху, где Божественное превращается в духовное, потом в человеческое, а потом в животное, уходя затем в неживую природу. Божественная энергия создает два потока времени, которые, как два потенциала, создают энергию, а следовательно, и любое движение во Вселенной. Почему нельзя убивать желания? Потому что любое желание исходит из наших инстинктов, а инстинкты исходят из Божественной любви.

Жесткое подавление любого желания приводит к резкому падению энергии, и любовь в нашей душе тоже начинает уменьшаться и резко вырастает агрессия, а дальше начинаются болезни и неприятности, поэтому желания убивать нельзя, их нужно воспитывать. Кстати, о воспитании детей. Почему в неполных семьях вырастают проблемные дети? Потому что идет нарушение взаимодействия двух потоков энергии. Обычно мать является символом отдачи энергии, безнаказанности, удовольствия, исполнения желаний. Это ощущается подсознательно, биологически. А отец является символом сдерживания желаний, их ограничения. Отец ограничивает и наказывает, мать гладит и защищает. Воспитанный в такой семье ребенок гармоничен, и в его душе много любви.

Я неоднократно говорил на лекциях о проблемах властных, умных и жестких женщин. У них, как правило, не бывает детей или дети больные. Мать должна помогать ребенку открывать, освобождать энергию желаний, направлять ее на любовь, а если мать подавляет ребенка, не ласкает и не гладит его, то привычный подсознательный наследственный механизм перестает работать. Ребенок закомплексован, задавлен, он подсознательно идет за матерью и начинает уже самостоятельно давить свои чувства и желания. И чем меньше любви в его душе, тем сильнее активизируется ненависть ко всему миру.

Неумение любить и правильно мыслить - вот истинная причина преступности. Когда психологи занялись исследованием личности садистов и серийных убийц, выяснился любопытный факт. В тюрьме эти люди были самыми презираемыми и униженными. Чем больше унижений и оскорблений человек получал в тюрьме, тем более жестоким он становился на воле. Если энергия остановлена - возникает болезнь. Сначала она прячется в наших чувствах, а потом переходит в тело. Значит, если снова запустить энергию, освободить подавленную эмоцию, тогда человек выздоровеет. Хотя бы выговориться должен человек! Снять тенденцию подавления энергии и желаний.

Находка, сделанная Фрейдом, была великолепной и сразу же доказала свою истинность. Нельзя давить энергию, нельзя подавлять человека. Остался пустяк: выяснить, что такое человек на самом деле. Если человек это только тело, сознание, инстинкты, тогда их нужно полностью освободить, и система заработает и спасет множество людей. Система заработала, но для начала убила своего создателя.

Комплекс Эдипа был заменен на комплекс Фрейда, и этот комплекс автор психоанализа преодолеть не смог. Вывод простой и логичный - человек это не только тело, сознание, инстинкты. Человек - это прежде всего Божественная сущность, и в первую очередь нельзя давить ее. Недопустимо ее сдерживать и ограничивать. Более того, чтобы она развивалась нормально, нужно периодически сдерживать инстинкты. Поверхностное толкование великих истин гораздо опаснее, чем любая ложь и обман. Человек чувствует, что истина здесь, рядом, и забывает об осторожности, уходит в противоположную сторону. Думаю, что большинство последователей христианства грешат именно этим. Из того, что гофрил Иисус Христос, берется только то, что можно усвоить. Человек облегчает себе задачу и выбирает, куда ему пойти - налево или направо, а дальше начинаются проблемы. И проблемы серьезные.

И не имеет значения, ученый ты, композитор или художник. Неправильная картина мира у человека - это неправильные потоки энергии, которые обречены на затухание, а следовательно, и человек, и все общество будут болеть и умирать.

Кто-то из слушателей задает мне интересный вопрос: «А вы можете проанализировать роман Булгакова „Мастер и Маргарита"?» «Давайте попробуем, - говорю я, - экспромтом. Мне самому интересно, что получится. А получается следующее: вы обратили внимание, что сейчас вся реклама в журналах и популярных книжках по эзотерике направлена только на исполнение желаний. Но ведь это же чистейшей воды язычество. Вас учат концентрироваться на желаниях, управлять будущим в угоду вашим желаниям, сообщают техники, которые ускорят их исполнение.

Я на одной из лекций рассказывал о женщине, которая два года подряд вымаливала квартиру, чудом получила ее, а через месяц потеряла своего единственного сына.

Современные книжки по эзотерике так легко читаются, потому что они переводят нас в язычество. Язычнику, чтобы поверить в Единого Бога, ощутить, что абсолютно все в мире связано и подчиняется Творцу, нужно затратить огромные усилия, нужно пройти тяжелейший путь по сдерживанию желаний и увеличению духовной энергии. Почитайте Ветхий Завет! Какой невероятно тяжелый путь должны были пройти евреи для осознания единого Бога, а вот на разложение души никаких усилий не требуется. Разложение, наоборот, дает нам «халявную» энергию. Поэтому наше животное начало стремится к легкой энергии, то есть к греху, и еще раз подчеркиваю, деградация - приятна, а развитие - болезненно. Но развитие дает увеличение любви, а деградация ее лишает.

Люди привыкли платить деньги за те удовольствия, которые нужны телу, поэтому все, что называется бизнесом, всегда будет иметь тенденцию к развитию тела и истреблению души. Эта тенденция к деградации будет существовать всегда, но убивать она начинает, когда выходит из-под контроля. Так вот, возвращаемся к Булгакову. Он описывает социалистический строй, это строй атеистов, людей, не верящих в Бога. Но человек не верить ни во что не может. Животное может не верить, а человек имеет развитую душу. Душа дает гораздо больший охват времени и проникновение в будущее, и без веры, устремления к чему-то человек просто не будет человеком. Поэтому тот, кто не верит в Бога, будет верить в любимого человека, з свое желание, в свое благополучие, то есть атеист обречен стать язычником.

Когда первобытный человек приходит к языческому понятию Бога, он делает шаг, отделяющий его от животного. Обратите внимание на то, что везде и всегда в человеческом сообществе на определенном этапе возникает необходимость веры в местных духов, божков и т. д. Знаете, почему? Потому что местный дух управляет всеми событиями на данной территории. Веря в местного духа, человек учится познавать все причинно-следственные связи, происходящие вокруг. Все, что происходит, любое событие подчиняется воле местного духа и, значит, все события связаны и исходят из одной точки. Чем выше уровень развития общества, тем более масштабной становится сфера действий духов и языческих богов. Чем больше энергии в душе человека, тем сильнее он чувствует единство всех событий, происходящих вокруг и, значит, рано или поздно в своем развитии человек неизбежно должен прийти к идее единобожия, то есть к абсолютному единству всех событий, происходящих во Вселенной. Поэтому, когда животное стремится стать человеком - это процесс нормальный. Когда язычник приходит к идее единобожия, это также процесс нормальный: человек-животное превращается просто в человека, но когда, наоборот, человек хочет превратиться в животное, то процесс разрушения и потери энергии, как правило, не остановим. Назад дороги нет.

Этот процесс всегда вел к распаду и смерти, что и отражено в Ветхом Завете. И если человек, ощутивший единство Творца, начинает попустительствовать своим Животным желаниям и сползает назад в язычество, он обречен. Почитайте Ветхий Завет, там очень хорошо об этом сказано.

Опять возвращаемся к Булгакову. Он жил в языческом обществе и чувствовал, как оно медленно утрачивает нравственные ценности. Единобожие под соусом атеизма стало вырождаться в оккультизм и магию. Что такое магия и оккультизм? Это использование Божественного для личной корысти. Когда первобытный человек обращается с магическими заклинаниями к местным духам, это попытка повлиять на причинно-следственный ход событий в окружающей его среде. Маленькие примитивные желания - маленький, примитивный местный дух. На самом деле, обращаясь к местным духам, человек обращается к своему подсознанию, и через идею единства всего происходящего в данном месте включается в этот процесс и начинает в какой-то степени управлять им. Но когда человек обращается к Творцу Вселенной с теми же мелкими корыстными желаниями, картина кардинально меняется. Клетка пытается подчинить себе не несколько окружающих клеток, а весь организм, и она уже не имеет права на существование.

Тенденция распада атеистического общества, примитивно языческая, в первую очередь чувствуется людьми высокодуховными. С человеком искусства происходит то, что потом произойдет со всем обществом. Художник нащупывает и отражает тенденцию, которая движет всеми. Отречение от Бога ведет не просто к язычеству, животному началу - поскольку энергетика высокая, формируется тенденция дьяволизма. И произведение Булгакова описывает состояние души человека, потерявшей Бога и ощутившей свое вырождение. Но, естественно, растет гордыня и у автора, который в своем произведении всегда описывает сам себя и пытается таким образом решить свою проблему. И поэтому вполне логично, что у Булгакова начинают отказывать почки, и он умирает.

А еще раньше, до Булгакова, эту же тенденцию потери Божественного, поклонения сознанию и желанию зафиксировал Гоголь. Поэтому у него так много бесовщины, поэтому у него начались проблемы с психикой, и умер он странно. Не случайно писатель назвал свое главное произведение «Мертвые души». Он ощущал, как мертвеет современное ему общество, описал этот процесс и попытался создать образ положительного героя, который дал бы обществу новую идею, идею собственного преобразования. Это ему не удалось, и он сжег вторую часть поэмы. Положительный герой, которого пытался изобразить Гоголь, по-прежнему не имел любви в душе, трансформация была поверхностной. Такой герой не смог бы спасти общество мертвых душ. В последние годы Гоголь обратился к Богу, устремился к Нему, но, будучи человеком своего времени, он нес в себе грязь окружавшего его общества, брал ее на себя и преодолеть самоубийственные тенденции этого общества не сумел.

«А как же Пушкин?» - вдруг спрашивает кто-то из зала. «Ну что ж, давайте, вспомним, что одно из самых знаменитых его произведений, „Сказка о Попе и работнике его Балде", - это издевательство над священнослужителем. Пушкин видел, что Церковь, которую подчинило себе государство, начинает перерождаться и превращается в крупного феодала-помещика. Неуважение к Церкви он перенес на неуважение к христианству и вере в Бога вообще. Эту опасную грань было перейти легко, потому что Церковь намертво привязала себя к христианству и только через себя позволяла познавать Бога. Пушкин теряет ощущение веры и единства с Богом, начинает поклоняться своим желаниям, инстинктам. Начинаются непрерывные сексуальные похождения. У него было две тенденции: реализовать инстинкт самосохранения-управления или инстинкт продолжения рода.

Если вдуматься, то поэма «Евгений Онегин» это признание краха попытки понять, как устроен мир, как с ним взаимодействовать, как найти смысл жизни, как обрести и понять свою судьбу. Поскольку реализовать первый инстинкт не удалось, остается реализовывать Второй. Секс связан с телом человека, с его «эго». Поклонение желаниям и сексу повышает эгоизм человека. Чем выше собственная оценка, тем быстрее растет гордыня н падает нравственность. И вот уже Пушкин не просто совращает понравившихся ему женщин, он пишет оскорбительные эпиграммы на мужей, жен которых он совратил. Наше отношение к людям неизбежно потом разворачивается к нам - почему? Потому что с нами происходит то, что соответствует структуре нашего поля, нашего подсознания. То, как я в душе отношусь к окружающему миру, постепенно погрузится в подсознание, и через какое-то время так же будут относиться и ко мне. Иногда этот разворот занимает многие жизни, иногда оборачивается в несколько лет. Пушкин должен был пострадать из-за того, чему он поклонялся. То, из-за чего мы отрекаемся от Бога, от любви, должно быть разрушено. И когда он сам налетел на супружескую измену, выяснилось, что он совершенно не может принять краха того, чему поклонялся. И его дикая ненависть к источнику боли, осуждение и обида сформировали сильнейшую программу самоуничтожения. Он был обречен, и не случайно пуля Дантеса попала ему именно в живот, в низ живота.

Своими невыносимыми страданиями он частично искупил потерю Божественного и поклонение человеческому. Многие десятилетия преподаватели в школе восхваляют талант Пушкина, и никто не подозревает о том, что этот талант заблудился и заблудился трагически. И эта трагическая смерть была закономерна и необходима ему. Возникает вопрос: а причем же тут царское правительство, которое обвинялось во всех грехах? Кстати, корова в то время стоила 4 рубля, а Пушкин оставил своей семье долг около 160 тысяч рублей. Эти долги потом заплатил царь.

Я думаю, что Лермонтов ненавидел верхушку царской России потому, что чувствовал, что эти люди тоже заблудились, что они не могут помочь народу, которым они управляют. Власть, потерявшая Бога, ведет страну к катастрофе - это Лермонтов чувствовал и поэтому пользовался любым предлогом, чтобы обвинить эту власть, и чем туже затягивалась удавка на его шее, тем сильнее у него было желание найти виноватых, тем сильнее в его душе накапливалось презрение и возмущение окружающей ситуацией.

Лермонтов, потеряв в себе Бога, мучился и страдал как любой талантливый человек, но в отличие от Пушкина он попытался реализовать инстинкт управления. Поклонение воле, судьбе, сознанию дает неимоверный всплеск гордыни, и человеку, чтобы состояться, любовь уже не нужна. Нужно ощущение превосходства и подавления других людей. И герой Лермонтова Печорин делает это непрестанно. Унижение им других превращается в издевательство. Он унижает всех вокруг, вытаптывая вокруг себя все человеческое, но надеется высечь искру любви в душах окружающих и пойти за ней. Однако даже когда княжна Мэри признается ему в любви, он понимает, что сумел разбудить лишь страсть.

Растущий дьяволизм неизбежно ведет к самоуничтожению, и вот Печорин уже ищет смерти. Смерти искал и сам Лермонтов. Когда он оскорблял Мартынова, он втайне хотел именно этого. Несмотря на унижение, причем при всех, Мартынов в первый раз сдержался. «Я же просил Вас не оскорблять меня при всех», - только и сказал он. Но Лермонтов снова догоняет его и опять, похохатывая, с легкой издевкой спрашивает: «Ну не будешь же ты на дуэль меня вызывать из-за этого?» Поэт не хочет жить, он ищет смерти, потому что чувствует, что любовь ушла из его души. Я слышал, что Мартынова уже глубоким стариком, когда он жил в Австралии, спросили: «Вам не жалко, что вы убили великого поэта?» «Если бы все повторилось, я бы убил этого мерзавца еще раз», - ответил он.

Человек искусства должен идти впереди всех - он описывает душу. Мучаясь и страдая, он показывает всему обществу, что вскоре произойдет со всеми.

А как насчет музыки? - вдруг раздается вопрос из зала.

Я пожимаю плечами: законы для всех одинаковы.

А что вы можете сказать о Чайковском? - не унимается мужчина, задавший вопрос.

О самой музыке мне судить трудно, - говорю я. - Давайте рассмотрим его музыку в приложении к событиям.

«Лебединое озеро», пожалуй, самое известное произведение в области балета. Музыка Чайковского, вполне естественно, должна сочетаться с событиями, происходящими на сцене. Огромное количество людей смотрели «Лебединое озеро», но я думаю, что ни один из миллионов зрителей этого балета не понял, в чем смысл событий этого произведения и почему Одетту и Одиллию должна танцевать одна и та же балерина.

Если мы не понимаем смысла спектакля, тс мы не поймем, к чему он призывает, и значит, произведение искусства может подтолкнуть нас в неверном направлении. Среднестатистический зритель сочувствует красавице бедняжке Одетте, у которой злодейка Одиллия отняла жениха. Получается, что зло побеждает добро, и зритель внутренне негодует, сочувствуя бедной Одетте. Символ добра оказывается разрушенным силами зла. Так вот, чем сильнее человек сочувствует несчастной Одиллии, тем сильнее у него будет усиливаться тенденция к гомосексуализму. И если балерина будет танцевать, внутренне поклоняясь Одиллии и презирая Одетту, она будет усиливать в своей душе тенденцию к распущенности и разврату.

Трудно поверить? - улыбаюсь я, - сейчас объясню. Я недавно общался с пациенткой, и та мне стала рассказывать свои сны - чисто по Фрейду. Во сне она подходит к какой-то карусели и начинает кататься на ней, и вдруг карусель заваливается и начинает падать. Она кричит от ужаса, пытается спрыгнуть и остановить эту карусель, но тут ее хватает полиция и угрожает посадить в тюрьму. За этим сном тут же идет следующий: ее хватают какие-то арабы, а она плачет и умоляет ее пощадить, и вроде бы они сжалились и оставили ее в живых. Сны были реальные и очень тяжелые. Женщина попросила меня объяснить, с чем это может быть связано.

Это связано с вашей дочерью - сказал я. - Вы не научили ее проходить болевые ситуации. К ней подходят какие-то события, которых она боится и не может принять. Карусель - это колесо, символ судьбы, то есть к вашей дочери подходят какие-то неприятности по судьбе, а принять их она не может, тогда все ее чувства передаются вам. И за ее ошибки отвечать будете вы, а арабы, которые могут вас убить, - это символ мужчины, который может дать унижение вашей дочери, а это унижение, необходимое для очищения ее души, она может не пройти.

Странно, - говорит женщина, - моя дочь собирается выходить замуж.

Я беру паузу, чтобы понять, как эти сны связаны с замужеством, и до меня доходит, что в сознании каждой женщины замужество - это сплошное удовольствие, исполнение желаний. Символ счастья. А в подсознании - это унижение судьбы, это подчинение мужу. Женщина должна жертвовать собою ради детей и мужа (как и муж, впрочем, тоже). Общения без жертвы не бывает. Общение существует, если каждый жертвует чем-то ради другого. На общение, на связи между людьми нужно много энергии. Если человек не привык жертвовать и заботиться, эти связи разрушаются.

Так вот, - говорю я, - ваша дочь боится будущего, которое видит ее подсознание. Ей не хочется ущемлять себя, ей не хочется жертвовать, забывать о себе ради детей и мужа. Бессонные ночи, болезни детей, конфликты, болезни, проблемы - все это ей предстоит пройти. Это важнейший элемент человеческого счастья. Боль заставляет активнее идти к любви, и без боли не возможно развитие, поэтому у девушки, выходящей за муж, в душе сталкиваются две тенденции: счастье тела и счастье души. И если интересы тела победят, то она не захочет замуж, не захочет рождения детей и, как Лермонтов, будет подталкивать свою семью к самоубийству. Если победит любовь, тогда все испытания, подходящие на тонком плане, воспримутся легко и появятся здоровые дети. Если же победит благополучие, эгоизм и ком форт, дети вряд ли будут здоровыми и могут вообще не появиться на свет, и тогда ответственность понесет не только мать, но и бабка.

Я обвожу взглядом сидящих передо мною людей. Так вот, Одетта встречает Зигфрида, и ее душа готовится к созданию семьи. Ей нужно подняться над своими желаниями, стремлением к стабильности и благополучию, нужно принять их кратковременный крах и сохранить любовь. Одиллия, которая появляется как конкурент Одетты, на самом деле является ее отражением в зеркале, ее темным подсознанием, ее инстинктами, где живет поклонение сексу и благополучию. И Одиллия должна отбить у Одетты Зигфрида, увести его хотя бы на короткое время для того, чтобы униженные инстинкты подтолкнули ее к любви и Богу. Одетта внешне, сознанием прощает измену, но ее душа простить и сохранить любовь не может. И из всех этих розочек, оборочек и кисеи выступает обыкновенное сексуальное чувство, задушившее любовь. Прекрасная Одетта поклонялась сексу, правда очень красиво, возвышенно, изысканно обставив это поклонение.

Человек, который поклоняется своим сексуальным желаниями и не может принять их краха, обречен на их потерю. Это импотенция или гомосексуализм. Потеря желаний иногда происходит как потеря жизни, так что со временем прекрасная Одетта стала бы проституткой, а потом лесбиянкой, в лучшем случае - монахиней, пытаясь подчинить себе свою сексуальность, превратить ее в любовь к Богу.

В произведении искусства легко создать счастливый конец, уничтожить волшебника, заколдовавшего положительного героя, и показать, как добро торжествует над злом. Но поскольку зло является результатом излишнего поклонения добру, то его невозможно уничтожить. Зло - это наши страсти, и любая сильная привязанность, ущемляющая любовь, превращается в зло. Уничтожить страсти и желания возможно, но тогда мы умрем вместе с ними, поэтому процесс победы над злом - это процесс победы над своими страстями, это собственная мучительная трансформация, и без любви к Богу этот процесс невозможен. Поэтому в реальной жизни хэппи-энд получается не всегда.

А теперь давайте вспомним судьбу Чайковского. Человек талантливый, восторженный, но потерявший единение с Богом. Он обречен поклоняться либо гордыне, либо сексуальности. Но эту сексуальность он обставляет очень красиво и изысканно. Это поклонение женской красоте и высоким чувствам. Он безумно влюбляется в актрису и хочет жениться на ней. Она ненадолго уезжает на гастроли в Варшаву, и вдруг из газет он узнает о ее свадьбе. Предательство, крах идеалов, надежд и высоких чувств для него непреодолимы. Дальше смерть или гомосексуализм. Или обращение к Богу. Результат вам известен по его биографии.

Все русское искусство - это описание мучений человеческой души, утратившей веру в Бога, в отличие от западного искусства, представителей которого эти проблемы особенно не мучают и они спокойно и радостно поклоняются желаниям и благополучию, незаметно вырождаясь при этом. Самые страшные потери те, которых мы не замечаем. А русские художники, поэты и писатели замечали.

Мне приятели художники рассказывали о некоторых фактах из биографии Врубеля. Однажды он с товарищем пошел купаться на реку, и тот вдруг с удивлением увидел, что вся грудь художника исполосована шрамами. Оказалось, что Врубель безумно влюбился в какую-то женщину, но роман не получился. Он испытывал такую страшную душевную боль, что начал полосовать себе грудь ножом, и физические страдания облегчали боль душевную. Ради выживания у него пошло переключение, и огромную энергию, искавшую выхода, Врубель с инстинкта продолжения рода переключил на инстинкт управления, контроля, самосохранения.

Для того чтобы выжить, мы должны управлять ситуацией, контролировать ее, подчинять себе окружающую среду. И как человек с огромной энергией и талантом, Врубель сразу почувствовал, что это дьяволизм. Он пытается остановиться на этом пути, пишет картину «Демон поверженный», «Демон страдающий». Его живопись несет в себе признаки разрушения - как у импрессионистов, форма лепится отдельными мазками. Дети усиливают тенденции родителей, и вполне логично, что ребенок Врубеля рождается с заячьей губой - это признак блокировки сознания. У людей с повышенными способностями часто наблюдается этот изъян и последующая смерть от воспаления легких - та же схема торможения и разрушения гордыни. И то, что Врубель потом сошел с ума и ослеп, - это проявление одного и того же процесса, ибо сознание, забывшее о Боге, сразу же приобретает демоническую окраску.

Класс

195 лет – «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1820)

80 лет – «Судьба барабанщика» А. Гайдара (1935)

70 лет – «Сын полка» В. П. Катаева (1945)

70 лет – «Четвёртая высота» Е. Ильиной (1945)

40 лет – «Третий в пятом ряду» А. Алексина (1975)

Вопросы по книгам для 5 и 6 класса

«Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

1.​ Кто откликнулся на зов великого князя найти его пропавшую дочь Людмилу?

2.​ Сколько лет жил один в пещере старец, встреченный Русланом?

3.​ Как нужно надеть шапку карлика Черномора, чтобы стать невидимым?

4.​ Чьи это слова: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал в последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал?»

5.​ Кого считала голова виновником всех своих бед?

6.​ Сколько дней носил колдун по воздуху, ухватившегося за его бороду Руслана?

«Судьба барабанщика» А. Гайдара

1.​ Сколько рублей оставила Серёже Валентина, уезжая на Кавказ?

2.​ Что обнаружил Серёжа в закрытом ящике письменного стола?

3.​ В какой город приехали Серёжа, его дядя и старик Яков?

4.​ В какую школу пообещал устроить Серёжу его дядя?

5.​ Как вы думаете, почему дядя познакомил Серёжу со Славкой и поощрял их дружбу?

6.​ Кто разыскивал Серёжу через газету и просил позвонить по номеру ГО-48-64?



«Сын полка» В. П. Катаева

1.​ Как солдаты называли Ваню?

2.​ Какое прозвище было у Горбунова?

3.​ Какие обязанности выполнял Ваня у разведчиков?

4.​ Сыном какого полка был Ваня (назвать род войск)?

5.​ Что носил всегда в своей торбе Ваня?

6.​ Куда отправили Ваню после гибели капитана Енакиева?

«Четвёртая высота» Е. Ильиной

1.​ Сколько рублей заработала трёхлетняя Гуля Королёва за первый в её жизни съёмочный день?

2.​ Какой билет попался Гуле на экзамене по географии? На какую оценку бал сдан экзамен?

3.​ Какую роль играла Гуля в фильме «Дочь партизана»?

4.​ С вышки какой высоты прыгала Гуля Королёва на общегородских соревнованиях в день физкультурного праздника?

5.​ Назовите батальон, в который зачислили Гулю перед отправкой на фронт?

6.​ Кратко опишите последний бой Гули Королёвой (1-3 предложения).

«Третий в пятом ряду» А. Алексина

1.​ Какая профессия была у родителей Лизы?

2.​ Кто был «злым гением» учительницы Веры Матвеевны? Почему?

3.​ По какой причине объявил голодовку Ваня Белов?

4.​ Какое прозвище дали в классе Сене Голубкину и почему?

5.​ «А на самом деле жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. И что добро каждый должен творить по-своему. И что третий в пятом ряду не должен быть похож…» Продолжите предложение.

6.​ Был ли хирург Иван Сергеевич Белов, который оперировал внучку Веры Матвеевны, тем самым Ваней Беловым из её класса?

ПОЛОЖЕНИЕ

о муниципальном конкурсе - литературные гонки

«Нескучная классика»

1.​ Общие положения

Муниципальный конкурс - литературные гонки «Нескучная классика» (далее - Конкурс) ставит своей целью привлечение внимания детей младшего и среднего школьного возраста к книге и библиотеке.

2.​ Порядок проведения конкурса

Литературные гонки стартуют в День знаний 1 сентября и продлятся до 15 октября 2015 года. Организаторы мероприятия: Комитет по культуре, туризму и молодёжной политике Управления по социальным вопросам МО «Котлас» и Центральная городская детская библиотека. Конкурс посвящается Году литературы в России. Выбранные для чтения книги являются лучшими образцами классической и современной детской литературы.

Для каждой возрастной группы выбрано по 5 книг-юбиляров 2015 года. Участникам гонок предстоит прочитать книги и ответить на 6 вопросов по каждой из книг. Всего 30 вопросов.

Каждый школьник участвует в гонках самостоятельно. В листе регистрации будет фиксироваться дата сдачи ответов. Библиотекари оставляют за собой право побеседовать с участниками литературных гонок (при сдаче ответов) на знание и понимание текста.

.

Сдавать ответы необходимо на абонемент Центральной городской детской библиотеки (ул.К.Маркса, д.12. Тел. 3-14-05) по 15 октября включительно. Ответы могут быть предоставлены в печатном или рукописном виде (разборчивым подчерком, без ошибок).

В центре листа необходимо указать следующие данные:

6.​ Критерии оценки:

При оценке работ будет учитываться дата сдачи ответов (скорость) и правильность ответов (наиболее точный ответ).

7.​ Подведение итогов конкурса.

Жюри выявит 3 победителей в каждой возрастной группе, которые награждаются дипломами Комитета по культуре, туризму и молодежной политике Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас» и призами. Всем участникам вручаются сертификаты.

Инициативным школьным библиотекарям, учителям, классным руководителям будут вручены благодарственные письма за активность учащихся конкретного класса в литературных гонках.

Подведение итогов – 20 октября в 16.00 в Центральной городской детской библиотеке (ул.К.Маркса, д.12. Тел. 3-14-05). На награждение победители Конкурса будут приглашены лично (по контактному телефону). Сертификаты участника можно получить в указанную дату или в любое удобное время по режиму работы библиотеки.

Ответы на вопросы (образец)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Повторение в начале года в 9 классе (на основе текстов А. Алексина)

6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОСТУПКИ УЧЕНИКОВ из предложения 1.

7. Укажите номер предложения, в котором сказуемое составное именное.

10. Какое средство выразительности используется в предложениях 2-5:

А) риторическое восклицание;

Б) лексический повтор;

В) парцелляция;

Г) инверсия.

Вариант 3

(1) Митей «безумная Евдокия» гордилась (не)зря!

(2) В первые дни фашистской о(к, кк)упации он мальчик восьми лет больной с высокой т…мп…ратурой сумел доставить своему дяде в рабочий поселок л…карства и х…рургические инструменты. (3) Его дядя-невропатолог (н…)когда (н…)делавший оп…раций извлек пули и выл…чил двух наших солдат. (4) Митя тогда проявил (н…)только смелость но и находч…вость. (5) Из многих дорог к дому дяди выбрал самую короткую и(з, с)бежал встречи с врагами. (6) Таким человеком можно было горди(т, ть)ся!

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Почему учительница гордилась своим учеником Митей? Сформулируйте и запишите.

3. Из предложений 4- 5 выпишите слово(а), в котором(ых) происходит оглушение согласного звука.

4. Подберите синоним к слову ИЗВЛЕК из предложения 3.

5. Выпишите из текста все притяжательные местоимения.

6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ВСТРЕЧИ С ВРАГАМИ из предложения 5.

7. Укажите номер предложения, соответствующего следующей характеристике: простое, двусоставное, неполное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

8. Укажите номер простого безличного предложения.

9. Укажите номер предложения, осложненного обособленным приложением.

10. Какое средство выразительности используется в тексте:

А) риторическое восклицание;

Б) эпитеты;

В) восклицательные предложения;

Г) инверсия.

Ответы

Вариант 1

1. (1) Жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. (2) И что добро каждый должен творить по-своему. (3) И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду. (4) И что вообще я, учительница, должна видеть не ряды, а людей, которые стоят рядом. (5) Или вдали друг от друга. (6) А непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость.

3. По-своему.

4. Делать.

6. Примыкание.

Вариант 2

1. (1) Поступки учеников учитель зоологии, наш классный руководитель , ставил в прямую зависимость от семейных условий, в которых мы жили и произрастали. (2) Одни были из благополучных семей, другие - из неблагополучных. (3) Но только я один был из семьи образцовой! (4) Зоолог так и говорил: (5) «Ты - мальчик из образцовой семьи! (6) Тебе нельзя подсказывать на уроке!»

3. Образ цовой, зоолог .

4. Идеальная.

5. Которых.

6. Управление.

Вариант 3

1.(1) Митей «безумная Евдокия» гордилась не зря. (2) В первые дни фашистской оккупации он, больной, с высокой температурой, сумел доставить своему дяде-врачу в рабочий поселок лекарства и хирургические инструменты. (3) Его дядя-невропатолог, никогда не делавший операций, извлек пули и вылечил двух наших солдат. (4) Митя тогда проявил не только смелость, но и находчивость. (5) Из многих дорог к дому дяди выбрал самую короткую, избежал встречи с врагами. (6) Таким человеком можно было гордиться!

2. В детстве Митя помог своему дяде спасти жизни двум русским солдатам.

3. Находчивость, дорог, встречи.

4. Вынуть, достать.

5. Своему, его.

6. Управление.

Использованная литература

1. Алексин сочинений в трех томах. - М.: Детская литература, 1979. –Т.1. Повести.



Loading...Loading...