Шамиль Джикаев. Биографическая справка

Народному поэту Северной Осетии (и декану филфака северноосетинского университета) Шамилю Джикаеву 27 мая отрезали голову. Три года назад Джикаев написал стихотворение, клеймящее группу чеченцев и ингушей, которые осквернили Город ангелов - мемориал, где похоронены жертвы бесланской трагедии. Местные жители рассказывают, что неизвестные вышли из автобуса и начали мочиться на кладбищенскую ограду. Сами «осквернители» говорят, что совершали хадж, а остановка была сделана для намаза.

Шамиль Фёдорович Джигкаев

«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», – заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.

Тогда же, в 2008 году, в прокуратуру поступило обращение муфтия Духовного управления мусульман Северной Осетии Али-Хаджи Евтеева с требованием признать стихотворение экстремистским. Евтеев заявил, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у представителей других религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего его вынудили уйти в отставку.

Как пишет "КоммерсантЪ", эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам. Ради бога, этому «богоугодному делу» ваххабитов учить не надо», – рассказывал сам Джигкаев.

Спустя три года мерзавцы расправились с поэтом.Тело 71-летнего Шамиля Джигкаева со следами многочисленных ножевых ранений было обнаружено на проселочной дороге в садоводческом товариществе «Учитель» у поселка Редант в Пригородном районе Владикавказа 26 мая около 15:00. Голова Джигкаева была наполовину отрезана.

В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они "сожалеют о происшедшем" и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».

А среди кого искать? Среди христиан? Может, среди иудеев?

Собственно, общественности и искать никого не пришлось. За поиски взялась "несознательная" прокуратура. И - о ужас! - сразу же под подозрение попал мусульманин! В причастности к убийству подозревается уроженец республики Северная Осетия-Алания Давид Мурашев, 1977 года рождения. Осетин по национальности и мусульманского вероисповедания. Недавно Давид Мурашев совершил Хадж. Ранее он уже был судим за торговлю оружием. В настоящее время Мурашев объявлен в федеральный розыск.

В Интернете распространён подстрочный перевод стихотворения народного осетинского поэта. Я же даю здесь свой, литературный. Пусть я осетин всего лишь на четверть, по материнской линии, но не смог удержаться.

***********************

ВОЛЧАТА ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ХАДЖ

Волчата отправляются на хадж
И скалят окровавленные хари.
Сыны – точнее, выблядки греха,
Рычат на солнце бешеные твари.

Для них святая книга – их клыки,
Они и молятся, как будто кроют матом.
На нашем кладбище зелёные щенки,
Как свиньи, гадят перед Богом Святым.

Шейх! Помочись на свой родной погост -
И пусть земля разверзнется под вами!
Да будь вы прокляты - чтоб шелудивый пёс
Нассал на ваш священный чёрный камень!

Сохранено

26 мая 2011 новости принесли ужасную весть. В Северной Осетии, на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему поэту голову. Очевидно что это реакция исламистов на стихи народного поэта Северной Осетии.
Как сообщает "Коммерсантъ" Осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились у мемориала жертв теракта в бесланской школе N 1 "Город ангелов". По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями. Сами молитвенники утверждали, что сделали остановку для совершения намаза. Через месяц после этого в журнале "Мах дуг", издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" — о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии.

Вот это стихотворение с комментариями Осетинского блогера Алана Салбиева:
"Считаю необходимым опубликовать гневный стих Джигкаева Шамиля. В нём Поэт выражал свой гнев в отношении варваров, которым ничто не свято, которым чуждо хоть что-то человеческое. Он говорит о том, что лицемерные негодяи, не имеющие с Исламом ничего общего, цинично прикрываются великой религией для оправдания своих преступных деяний.

Фæцæуынц бирæгъы цот хадзы, / Едут волчата на Хадж
Кæрон сæ тæригъæдтæн нæй. / Нет конца их преступлениям
Йæ кæнон тугдзых сырд нæ уадзы, / Не угомонятся кровожадные хищники
Лæбуры хурмæ дæр зыдæй. / Даже кидаются на солнце.

Сæ хъуыран бирæгътæн - ыссыртæ, / Святая книга этих волков - клыки
Вæййы сæ ламаз дæр фыдвæнд; / Даже молитва - с преступным умыслом
Хуытау нæ уæлмæрдты цъæх сырдтæ / Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери
Кæнынц Хуыцауы раз фыдгæнд. / Совершают перед Богом злодеяние.

Гъей, сихтæ! Зæхх уæ быны ризæд, / Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Кæнут уæ ингæнтæ хуылыдз! / Увлажняйте свои могилы!
Æлгъыст фæут, æлгъыст! - фæмизæд / Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
Уæ кувæн сау дурыл мæ куыдз. / На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.

Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы. Насколько я помню, ингушские спортсмены-подростки ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло их от жестокой расправы со стороны местного населения."

В деле о зверском убийстве известного осетинского поэта и ученого Шамиля Джигкаева появились новые подробности. Как пишет газета "КоммерсантЪ", ему отомстили за стихотворение, которое он опубликовал еще три года назад.

Трагедия произошла накануне. Тело 71-летнего Джигкаева нашли недалеко от Владикавказа около 15:00 с практически полностью отрезанной головой. По данному факту управление СК РФ по Северной Осетии возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 105 ("Убийство"), сообщает РИА "Новости".

По предварительным данным, Джигкаева убили в пределах города, а потом вывезли оттуда и выбросили тело из машины. Дочь покойного Зарина в интервью "Российской газете" пояснила, что, скорее всего, ее отец сел в машину к незнакомым людям, которые вызвались его подвезти. Но они, как оказалось, целенаправленно охотились за Джигкаевым. Зарина пояснила, что ранее ее отца неоднократно угрожали обезглавить.

Шамиль Федорович Джигкаев работал деканом филфака Северо-Осетинского госуниверситета им. Косты Хетагурова и занимался исследованиями в области литературы и фольклора. Кроме того, он был известным поэтом и общественным деятелем.

Стихотворение, ставшее причиной его гибели, он написал в ответ на события 6 декабря 2007 года. Тогда группа паломников из Чечни остановилась в Беслане, у мемориала жертвам теракта в городской школе №1. По мнению местных жителей, приезжие собирались справить там естественную нужду. В свою очередь, представители паломников утверждали, что они хотели только помолиться. Так или иначе, между ними и горожанами вспыхнул конфликт, местные подростки забросали автобусы камнями и разбили стекла.

Стихотворение Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" было опубликовано на осетинском языке в седьмом номере журнала "Мах дуг" за 2008 год. Его затем перевели на русский и опубликовали на ряде исламских сайтов, а духовное управление мусульман Северной Осетии обратилось в прокуратуру, потребовав наказать автора за разжигание ненависти к религиозным святыням.

Сам поэт утверждал, что ничего предосудительного в его стихотворении нет, и оно посвящено осуждению человеческих пороков. Главред журнала "Мах дуг" Ахсар Кодзати поддержал Джигкаева, заявив, что "у злодеев, систематически совершающих теракты, в результате которых гибнут сотни невинных людей, нет ни Аллаха, ни религии".

С ними согласились также эксперты-криминалисты из ФСБ, которые проанализировали текст и не нашли в нем признаков разжигания межконфессиональной розни. В итоге 30 марта 2009 г. республиканское управление Следственного комитета при прокуратуре отказалось возбуждать уголовное дело по этому поводу.

В духовном управлении мусульман Северной Осетии пока официально не комментировали убийство Джигкаева. Неофициально там заявили, что сожалеют о произошедшем и надеются, что "у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман".

Фæцæуынц бирæгъы цот хадзы, / Едут волчата на Хадж
Кæрон сæ тæригъæдтæн нæй. / Нет конца их преступлениям
Йæ кæнон тугдзых сырд нæ уадзы, / Не угомонятся кровожадные хищники
Лæбуры хурмæ дæр зыдæй. / Даже кидаются на солнце.

Сæ хъуыран бирæгътæн - ыссыртæ, / Святая книга этих волков - клыки
Вæййы сæ ламаз дæр фыдвæнд; / Даже молитва - с преступным умыслом
Хуытау нæ уæлмæрдты цъæх сырдтæ / Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери
Кæнынц Хуыцауы раз фыдгæнд. / Совершают перед Богом злодеяние.

Гъей, сихтæ! Зæхх уæ быны ризæд, / Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Кæнут уæ ингæнтæ хуылыдз! / Увлажняйте свои могилы!
Æлгъыст фæут, æлгъыст! - фæмизæд / Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
Уæ кувæн сау дурыл мæ куыдз. / На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.



А вот и доблестный воин джихада:

Религия сильных?.........

mk.ru
Это могла быть месть за антиисламистское творчество

В четверг на окраине Владикавказа обнаружили тело поэта и декана
факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного
университета Шамиля Джигкаева. 71-летнему мужчине отрезали голову. При
жизни Джигкаев не раз заявлял, что ему поступали угрозы из-за его
стихов, причем его собирались именно обезглавить.

Тело Джигкаева недалеко от поселка Редант нашли полицейские,
выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть.
Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шее, лежал возле
опоры канатной дороги. На месте обнаружения тела не было никаких следов
борьбы. Скорее всего, труп привезли туда на машине и выбросили, пишет
"КоммерсантЪ". В следственном управлении СКР по Северной Осетии добавили, что тело имело признаки "волочения по земле".

Шамиль Джигкаев был самым известным осетинским поэтом. Три года назад
он оказался в центре скандала. Тогда в журнале "Мах Дуг" ("Наша
эпоха"), издающемся на осетинском языке, было опубликовано его
стихотворение "Отправляются волчата совершить хадж". Произведение, в
котором содержатся строки "Коран их для волков — их клыки, в намазе их — злой умысел" и "Помочится пусть моя собака на ваш Черный камень" , было написано по поводу инцидента с паломниками из Чечни и Ингушетии, совершавшими хадж.

Осетинский блоггер Алан Салбиев приводит подстрочный перевод стихотворения Джигкаева, приведшего к его гибели:


Едут волчата на Хадж. Нет конца их преступлениям, Не угомонятся кровожадные хищники - Даже кидаются на солнце. Святая книга этих волков - клыки, Даже молитва - с преступным умыслом! Как свиньи, на нашем кладбище зеленые звери Совершают перед Богом злодеяние. Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами, Увлажняйте свои могилы! Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится На вашем молитвенном черном камне моя собака.

«Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров,
которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более
мусульманами. Следовательно, под фразой «молитвенный чёрный камень» не
подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть
всякие проходимцы. Насколько я помню, ингушские спортсмены-подростки
ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального
кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под
одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на
ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло
их от жестокой расправы со стороны местного населения», - пишет блоггер.

Осенью 2008 года автобусы с паломниками остановились возле мемориала
жертвам теракта в Беслане "Город ангелов". По словам сотрудников
администрации Правобережного района города, паломники решили справить
там нужду. Они встретили вполне объяснимое противодействие местных
жителей, но никак не отреагировали на их замечание. Тогда подростки
забросали камнями автобусы. Сами паломники утверждали, что сделали
остановку для совершения намаза. А представители Духовного управления
мусульман Чечни, как обычно, не стесняясь врать, утверждали, будто
паломники остановились для совершения вечернего намаза, а в этот момент
на них напали местные жители с битами, молотками, камнями и автоматическим оружием .

Тем не менее местные мусульмане нашли текст стихотворения
оскорбительным. Произведение Джигкаева было переведено на русский язык и
разослано во все северокавказские мусульманские общины. В прокуратуру
поступило обращение с требованием признать текст экстремистским, однако
проверка не обнаружила подобных признаков в произведении. С этого
момента в адрес поэта стали поступать угрозы. По словам Джигкаева,
мусульмане собрались "принести его в жертву" своим интересам. Среди
угроз, звучавших в адрес литератора в Интернете, было и обещание
отрезать ему голову.


ОБИЖЕННЫЕ ВОЛЧАТА
С тех пор, по словам дочери Джигкаева Зарины, ему периодически
угрожали. Звонки поступали на домашний телефон, но почти всегда женщина
сама брала трубку и выслушивала угрозы в адрес отца. В
правоохранительные органы никто из этой семьи по поводу угроз не
обращался — не верили в вероятность осуществления черных замыслов.
Супруга Шамиля Джигкаева умерла несколько лет назад.
- Отца все знали в лицо, уважали и любили. Он мог любую машину в
городе остановить, и его с радостью довозили до места, — рассказывает
дочь.
Но, видимо, на этот раз пожилой ученый доверился неизвестным
преступникам, охотившимся на него. Бандиты вывезли его на окраину
Владикавказа, зверски избили, а потом зарезали. У Шамиля Джигкаева не
было дачи, и за город он не собирался. В этот день профессор, как
обычно, отправился читать лекции в университет, он был в строгом деловом
костюме, но не дошел…


Loading...Loading...